Что сейчас с музеем рериха. Картины рерихов погибают в государственном музее. То есть мы возвращаемся к борьбе Света и Тьмы


В Общественном Музее имени Н.К. Рериха в Москве прошли обыски: сотрудники правоохранительных органов изъяли из залов более 200 музейных предметов. Это картины и рисунки, которые принадлежат кисти художников Николая и Святослава Рерихов . Общественный Музей имени Николая Рериха и Международный Центр Рерихов, на базе которого он находится, не принимали посетителей полтора дня. Всё это время здесь работала следственно-оперативная группа. Для сотрудников и руководства музея произошедшее стало настоящим шоком, никто из них не был предупрежден о визите заранее. По их словам, обыски были похожи на настоящий вооруженный захват. Смотрите репортаж ФАН-ТВ с места происшествия.

О том, как протекали обыски, репортеру ФАН-ТВ рассказал вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Стеценко и сотрудник Службы безопасности Музея имени Н.К. Рериха Валерий Никифоров .

– Когда начали ломиться, стучаться: «Откройте дверь!», охрана говорит: «Будет команда руководства мне – я открою». Он же не видит, кто там, вы понимаете? А руководство едет. Тогда они начали кувалдой бить по замку – вот, видите, для того чтобы его выбить, – рассказывает Стеценко.

Затем он обращается к своему коллеге:

– Валерий Михайлович, вы были здесь?

– Да, я и охрана.

– Когда начали бить, вы потом открыли дверь?

– Когда от удара упали эти штуки, я понял, что здесь разобьют всё, и потом невозможно будет закрыть музей. И тогда я закричал: «Всё, хватит, больше не бейте, я вам сейчас открою!»

– И вы открыли?

– Да. Они меня обступили здесь.

– ОМОН, милиция, там человек 15 было, они все в гражданском были, я не понимаю, кто это. И дали мне почитать постановление, там было написано, по какой причине всё это делается, про Булочникова и так далее. И сказали: «Вы должны подписать».

– Вы подписали? – интересуется репортер ФАН-ТВ.

– Да, я вынужден был подписать. Мне угрожали, сказали, что я буду ознакомлен и буду свидетелем того, что здесь будет происходить.

– ОМОН обеспечивал проход представителей Министерства культуры: советнику министра культуры господину Рыбаку , заместителю директора Музея Востока Мкртычеву , дальше шли следователи из Следственного Комитета, Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию экстремизму, – сообщает Стеценко. – Это называется вооруженный захват Общественного Музея. Можно было дождаться несколько минут, я бы приехал с адвокатом – мы же уже ехали, мы бы могли ознакомиться с постановлением. Мы могли бы добровольно им показать без всякой ломки и захвата. Но именно нужна была такая демонстрация, для того чтобы показать, какие они сильные, и как они с нами поступают.

Силовая операция связана с делом о крупном мошенничестве в одном из банков. Как сообщают в МВД, бывший председатель правления «Мастербанка» приобрел изъятые картины на похищенные у кредитной организации деньги. Он заключил ряд фиктивных кредитных договоров, однако выполнить свои денежные обязательства не смог, и в 2013 году у банка отозвали лицензию. Кроме того, картины он передавал одной из международных общественных организаций. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Преднамеренное банкротство», которое позже было переквалифицировано на статью «Мошенничество». В ведомстве также отмечают, что на данный момент обвиняемый скрывается за пределами страны, он объявлен в международный розыск.

Стоя возле того места, где совсем недавно находился портрет Николая Рериха, впоследствии изъятый следователями, Наталья Черкашина – и.о. генерального директора Музея имени Н.К. Рериха – рассказала корреспонденту ФАН-ТВ о подробностях операции: «У нас были изъяты картины и документы, дарственные. И не только подлинные дарственные, но и их копии были изъяты из нашего отдела учета, и были изъяты документы из архива Международного Центра Рерихов. Меня изолировали, в музей не допустили. Административную часть, где находится кабинет вице-президента, мой и первого зама, отрезали, встал ОМОНовец с автоматом и запретил выходить. Я вообще не знала, что происходит в музее! Потом мы уже узнали, что в залах музея не было ни одного музейного сотрудника, ни одного хранителя, ни одного смотрителя.

Когда нам разрешили выходить из административного здания, я, естественно, первым делом направилась в музей. Там уже закончилась первая выемка картин. Я была, если сказать «в шоке», это ничего не сказать. Я была просто поражена тем отношением и тем поведением людей в залах, которые участвовали в этой операции. На первом этаже, где у нас проходит выставка, была группа людей, которая ела, времени-то уже много прошло. Они обедали, пили что-то, я сказала, что в залах музея этого нельзя делать, и попросила выйти, на что мне было отвечено: «Ну, мы же здесь в туалет не ходим!» И никто, естественно, не вышел. Мы не знаем ни по фамилии, ни по имени никого. Было много людей, и они не представлялись, даже если мы об этом спрашивали.

Я поднялась на второй этаж, и там я увидела, опять же, представителей следственных органов, представителей Министерства и представителя Музея Востока, в верхней одежде, практически все в куртках, в пальто, кто в чем».

Своими эмоциями с ФАН-ТВ также поделился первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Павел Журавихин :

– Картина – как ребенок. Дело в том, что живопись Рериха создается с помощью темперы, это живопись в темпере. Темпера представляет собой пигмент натуральных минералов, и понятно, что связующее звено закрепляет этот, скажем, песок. Как только идут серьезные сотрясения, если от большого количества лет это связующее звено немножко ослабевает, сразу идет осыпь. Я видел просто, как штабелями ставились на ребро эти картины в картонных коробках! Что там внутри, в каком состоянии, мне сказать сложно. Эти картины выкупались на аукционах, привозились в Россию Борисом Ильичом для российского народа, для российской культуры, здесь собиралась 25 лет и собрана огромная коллекция, самая большая коллекция картин Рерихов в мире! Мы гордиться должны! Теперь ставят эти картины под угрозу, чтобы вкладчикам вернуть деньги. Это немыслимо! Ну, хорошо, опишите картины. Мы подписку дадим. Но зачем же их срывать со стен в срочном порядке?! Некоторые через черный ход буквально с крыльца вывозили с территории. И это всё под присмотром советника министра культуры.

– Кстати, стало известно о том, что более 50-ти коробок с картинами уже находится на территории Музея Востока...

– Весь ужас в том, что мы не знаем в полной мере, что там. В музее находились люди посторонние, охранная сигнализация была отключена полностью. Это невероятная ситуация!

Общественный Музей имени Николая Рериха располагается в усадьбе Лопухиных уже более 25 лет, он является структурным подразделением Международного Центра Рерихов. Наследие музея состоит из самой большой в мире коллекции картин Рерихов, их свыше 900, всего экспонатов насчитывается порядка 3000. Музей имеет статус общественной организации, он не подчиняется Министерству культуры, более того, участвует в судебной тяжбе против ведомства.

В 2015 году Правительство Москвы передало три строения музея в собственность Росимущества, руководство которого передало их Музею Востока в оперативное управление с обременением, то есть с находящимся внутри Общественным Музеем. По мнению руководства музея, с помощью регулярных проверок и судебных процессов Министерство культуры планирует ликвидировать музей общественный и создать на его месте Музей государственный, на правах филиала Музея Востока.

Корреспондент ФАН-ТВ в приватной беседе спрашивает у Натальи Черкашиной: «Как вы объясняете этот конфликт с Министерством культуры? Понятно, наверное, что у следственно-оперативной группы есть своя работа, она занимается уголовным делом».

И.о. гендиректора музея отвечает: «Пресс-секретарь Министерства культуры дала информацию, что Министерство культуры не имеет к этому никакого отношения. Но когда уже нельзя было скрыть, что здесь принимали участие сотрудники Министерства, тогда уже министр культуры заявил, что сотрудники Министерства культуры имеют право принимать участие в таких следственных действиях и как бы наблюдать. Но то, что мы видели, – здесь было не наблюдение, а конкретное указание представителям следственных органов, что изымать: что в первую очередь, что во вторую…»

Свое мнение также озвучила ФАН-ТВ Галина Дарузе , эксперт, член Международного Совета музеев ЮНЕСКО: «Я должна констатировать, это записано в моем официальном отзыве, что учет этого музея на момент моей проверки 2015 года соответствует основным требованиям Государственного стандарта. Хотя предъявлять такие требования к Общественному Музею – у нас нет таких оснований, вы же понимаете! Музей Рериха ведет свой учет так, как требует государство. А именно: каждая пришедшая картина записывается в книгу поступлений, оформленную в соответствии с требованиями наших инструкций. Нет второй ступени, что предъявляет зам по науке Музея Востока. Я как эксперт, который проверял федеральные музеи, с этим и сталкивалась. Да, каталог, если оформить соответствующим образом, является той самой второй ступенью учета, которой в Музее Рериха пока нет. Этого нет в 70% государственных музеев, я их проверяла. А сейчас, например, в Эрмитаже и Третьяковке проблема: у них нет главной книги поступлений, которую требует госучет. Почему? Потому что старые музеи. Ни Третьяков , ни Екатерина не знали, какие будут у Советского Союза требования, они и не вели такую книгу. Поэтому предъявлять претензии к музею общественному, что у них нет второй ступени при наличии полного каталога собрания, о котором я говорю, – это невежественно.

Есть вторая претензия, которой они спекулируют в расчете на некомпетентность общественного мнения. Они говорят: «Почему Музей Рериха не включил после 2005 картины в состав Музейного Фонда РФ?» Закон о Музейном Фонде РФ 1996 года и поправки к нему, которые сейчас приняты, не предусматривают обязательной постановки для общественных музеев, то есть, владельцев негосударственных учреждений, включения в состав Музейного Фонда. Пусть Музей Востока не морочит людям голову. Музей Рериха включил в состав Музейного Фонда негосударственную часть – 669, по-моему, картин Рерихов. Всё, есть приказ. Вторую часть, которая пришла после 2005 года, он опубликовал в каталоге. Сейчас его тормозит Министерство культуры РСФСР: не хочет (почему – не знаю), чтобы оно включило оставшиеся картины в музейный учет. Может быть, оно хочет получить неоформленные картины в свое пользование? Оно заворачивает все обращения музея с просьбой «поставьте нас, включите нас». Они говорят: «Нет, у вас не тот эксперт, у вас не так бумажки записаны». Общественность должна знать, что ее просто обманывают люди, пользующиеся статусом доктора каких-то наук».

Павел Журавихин более подробно обрисовал участие Министерства культуры в скандале вокруг наследия Рерихов:

– До прихода нынешнего руководства Министерства культуры, у нас с предыдущим министром были прекрасные отношения. Очень высоко нашу музейную деятельность ценил министр культуры Александр Авдеев . Людмила Васильевна , наш генеральный директор, при двух министрах культуры была награждена орденами «Дружбы», «За заслуги перед Отечеством», за сохранение культурного наследия. Мне сложно говорить о президенте, у него много забот, поэтому, естественно, он полагается на своих подчиненных. Он, как я полагаю, не может не доверять министру культуры. Когда господин Мединский дал соответствующее письмо о том, что грабится государственное имущество Музея Востока, что некая частная организация хочет отобрать у государства, естественно, он (президент РФ, – прим. ред.) написал, дал свою визу: «Прошу обеспечить интересы государства». Это понятно. Он доверяет министру и полагается на его порядочность. На самом деле, была полная подтасовка фактов, президента фактически ввели в заблуждение, и эта бумага начала решать всё. Было отменено решение судов в пользу Международного Центра Рерихов, было дезавуировано завещание Святослава Николаевича Рериха. Но воля-то есть! Есть воля дарителя, она четко и ясно выражена: Общественный Музей и передача общественной организации, созданной самим Рерихом.

– Что вы намерены предпринять теперь, после всего этого?

– Мы рассчитываем, прежде всего, на голос, возмущение общественности. Во-вторых, мы будем оспаривать и опротестовывать действия силовых структур. Мы сейчас этим занимаемся. В-третьих, мы все равно будем добиваться изменения этого решения. Оно вредит всему наследию Рерихов и может повлечь за собой в дальнейшем (мы этого не исключаем) вопросы с индийской стороны к тому, что делают с наследием гражданина Индии, каковым являлся Святослав Рерих .

Тяжба за наследие Рерихов между, с одной стороны, созданным Святославом Рерихом общественным Музеем им. Н.К. Рериха (в Малом Знаменском переулке, в бывшей усадьбе Лопухиных), Международным Центром Рерихов, с другой - Музеем Востока, длится четверть века.

Сегодня наметился новый поворот драмы. Об этом - открытое письмо , адресованное правительству, Думе, Совету Федерации, подписанное попечителями общественного Музея им. Н.К. Рериха и представителями общественности. Обострению ситуации вокруг общественного музея способствовало несколько недавних событий. Вскоре после смерти Людмилы Васильевны Шапошниковой, президента Международного Центра Рерихов, по инициативе минкульта МЦР "Усадьба Лопухиных" была передана из собственности столицы в федеральную собственность, а затем - и в оперативное управление Государственному музею Востока. Параллельно появились сообщения, что первый замминистра культуры Владимир Аристархов обратился в Хамовническую межрайонную прокуратуру Москвы с просьбой проверить законность владения МЦР культурными ценностями из наследия семьи. На этом фоне известие о планах минкульта создать Государственный Музей Рерихов в "Усадьбе Лопухиных" вызвало бурную общественную реакцию. Петицию на change.org, призывающую спасти общественный Музей им. Н.К. Рериха, подписали без малого 60 тысяч человек. В частности, речь в открытом письме о том, что нарушается воля основателя музея Святослава Рериха, выступавшего за общественный статус музея им. Н.К. Рериха.

Каков будет статус нового музея?

Тигран Мкртычев: Он будет филиалом Музея Востока. В прошлом году на Ученом совете нашего музея прошло обсуждение концепции Государственного музея Рерихов. В феврале она будет представлена на коллегии в министерстве культуры.

В чем суть концепции ГМР?

Тигран Мкртычев: Если кратко, то это максимальная открытость, академическая фундаментальность исследовательской работы, новый подход к представлению наследия Рерихов самому широкому кругу зрителей, популяризация наследия Рерихов. Плюс сотрудничество со всеми рериховскими организациями в разных городах и странах.

Где разместится ГМР?

Тигран Мкртычев: В прошлом году Музей Востока получил в оперативное управление усадьбу Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Сейчас там находится общественная организация Международный Центр Рерихов (МЦР).

Общественный Музей им. Н.К. Рериха должен будет переехать куда-то?

Тигран Мкртычев: Нет, я этого не хочу сказать. Сейчас мы ведем интенсивные переговоры с общественным музеем им. Н.К. Рериха, чтобы найти точки соприкосновения для взаимодействия, чтобы соединить наши коллекции, наши усилия по представлению наследия Рерихов.

Но если вы туда переезжаете, то музей из общественного становится государственным?

Тигран Мкртычев: По крайней мере, на этой площадке будет находиться Государственный музей Рерихов.

У общественного Музея им. Н.К. Рериха большой фонд. При этом значительная часть коллекции принадлежит частным лицам...

Тигран Мкртычев: Да, действительно. Можно сказать, что в целом их коллекция состоит из двух частей. Одна часть - та, что завещана Святославом Рерихом Советскому Фонду Рерихов. Вторая часть собрания Музея им. Н.К. Рериха и МЦР - частная коллекция. Она, конечно, останется у владельцев.

У МЦР есть договор с правительством Москвы об аренде здания на десять лет на условиях безвозмездного пользования. Этот договор остается в силе и сейчас.

Тигран Мкртычев: Этот договор имеет свои правила.

О каких правилах, в частности, речь?

Тигран Мкртычев: Например, о своевременной уплате коммунальных платежей... У МЦР были значительные задолженности.

То есть основная проблема финансовая?

Тигран Мкртычев: И она тоже. На мой взгляд, основная проблема в том, что экспозиция общественного музей им. Н.К. Рериха не отвечает современным стандартам музейного экспонирования. За последние несколько лет число посетителей Музея им. Н.К. Рериха значительно упало. И нежелание ничего менять в экспозиции, в политике по отношению к посетителям является основным камнем преткновения в переговорах между МЦР и ГМВ.

А что вы хотели бы изменить?

Тигран Мкртычев: Мне кажется, что надо сделать экспозицию более современной, убрать очевидные диссонансы.

Судя по публикациям, камнем преткновения в судебных спорах между МЦР и Музеем Востока был вопрос права собственности на работы Рерихов, что были переданы на временное хранение в Музей Востока. Их около 300?

Тигран Мкртычев: В Музее Востока свыше 400 работ, связанных с наследием Рерихов. 282 картины - это те работы, по поводу которых МЦР обращался к нам с судебными претензиями.

Дело в том, что Святослав Рерих организовывал выставку, которая ездила по городам СССР в 1980-е годы. Когда Святослав Николаевич умер, выставка осталась бесхозной. Поэтому было принято решение принять эти 282 работы (они находились у нас в музее достаточно долго) на постоянное хранение.

Какие еще работы, кроме тех, что в коллекции Музея Востока и общественного музея им. Н.К. Рериха, вы хотели бы объединить в Государственном музее Рерихов?

Тигран Мкртычев: Мы ничего не хотим объединять или забирать силой. Мы обращаемся к МЦР с предложением о сотрудничестве.

Но это предложение, от которого им трудно отказаться. Вы получили здание, где находится общественный музей с богатейшим фондом семьи Рерихов, в оперативное управление. К тому же у МЦР финансовые проблемы. У них практически нет выбора?

Тигран Мкртычев: Мы же не собираемся их выгонять с ОМОНом. Поймите правильно. Это предмет переговоров. Проблема в том, что люди, которые представляют МЦР, считают себя единственными законными наследниками всего наследия Рерихов.

Если не ошибаюсь, они претендовали только на ту часть наследия, которая была передана Советскому Фонду Рерихов. Это отнюдь не все наследие Рерихов. Их наследие и в Индии, и в США. Кроме того, было еще наследие старшего брата Юрия Николаевича, востоковеда, который приехал в СССР в конце 1950-х. О его судьбе можно что-то сказать?

Тигран Мкртычев: Там сложная история. Юрий Николаевич при жизни передал свою очень хорошую библиотеку и коллекцию ксилографий и буддистских икон Институту Востоковедения РАН. Он скоропостижно скончался в мае 1960. Все досталось двум его домработницам, которые были на его иждивении и по закону получили статус наследниц. В результате коллекция начала распродаваться.

Найти работы из нее для ГМР достаточно сложно?

Тигран Мкртычев: Частично она была куплена у наследников Международным Центром Рериха, когда Борис Ильич Булочник и Мастер-Банк были в силе... Остальная часть разошлась.

На Международном культурном форуме было объявлено о планах создать областной художественный музей имени Н.К. Рериха в усадьбе Тайцы в Ленинградской области. Это не единственный музей, связанный с именем Рерихов в Петербурге. Вы с ними собираетесь сотрудничать?

Тигран Мкртычев: Мы с ними постоянно сотрудничаем. Рерихи же жили в Петербурге. Там две институции работают с их наследием. Это Государственный Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове. Он был общественным, лет десять назад преобразован в государственный. С того времени мы очень тесно и эффективно общаемся. Во-вторых, это Извара - небольшая усадьба Рерихов под Петербургом с очень интересной коллекцией, там есть ранние работы Николая Константиновича. Этот маленький музей входит в объединение музеев Ленинградской области. Это наши союзники и партнеры. Разумеется, мы не собираемся забрать вещи из других государственных федеральных музеев. Но мы планируем установить добрые отношения со всеми музеями, где находятся вещи Рерихов, чтобы устраивать совместные выставки.

Яркий пример удачного сотрудничества - показ триптиха Николая Рериха "Знамя Мира - Знамя Культуры". Зрители впервые могли увидеть вместе все три части триптиха. Две - из нью-йоркского музея Николая Рериха, одна - из Третьяковской галереи, а встретились они в Музее Востока. У нас цивилизованные отношения с музеями.

Возможны ли такие же цивилизованные отношения с Международным Центром Рерихов?

Кабинет Николая Рериха в его индийском доме. Фото: Юрий Лепский

Тигран Мкртычев: Я оптимист. У нас один предмет для экспонирования. У нас могут быть разные точки зрения на него. Но наш музей все-таки ориентируется не на небольшое число людей, знакомых с творчеством Рериха. Наша потенциальная аудитория - все 140-миллионное население России.

В Музее Востока находится мемориальный кабинет Рериха. Я заходила несколько раз, к сожалению, он был закрыт. Что с этим мемориальным кабинетом?

Тигран Мкртычев: Он был открыт два раза в неделю. Правда, часы его работы были не очень удобны для посетителей. Но с этого года мы хотим сделать так, чтобы кабинет был открыт каждый день, а раз в неделю работал бы до 20.30.

В декабре Международный Центр Рерихов представил только что изданный "Дневник Маньчжурской экспедиции (1934-1935)" Н.К. Рериха и выставку, посвященную ей же. Вы, наверное, присутствовали на этой презентации?

Тигран Мкртычев: Нет.

МЦР ведет большую издательскую и научную работу. В Музее Востока работают, конечно, тоже серьезные специалисты. Как вы планируете научную работу Государственного музея Рерихов?

Тигран Мкртычев: Признаться, я достаточно скептически отношусь к научной продукции, которую выпускает МЦР.

Но Людмила Шапошникова, которая вывозила из Индии наследие, переданное ей Святославом Николаевичем, возглавляла МЦР многие годы, была индологом?

Тигран Мкртычев: Да. Изначально она была специалистом по рабочему движению в Индии.

Но это было в 1950-е, когда другого варианта не было.

Тигран Мкртычев: Она не занималась изучением творчества Н.К. Рериха как искусствовед. Это были рассуждения о борьбе Света и Тьмы, о космическом мышлении.

То есть о философии Рерихов?

Тигран Мкртычев: Мы оставляем МЦР возможность заниматься этим. Но существует огромное художественное наследие Николая Константиновича Рериха. Есть очень большая коллекция, собранная семьей. И это все дает возможность заниматься другими исследованиями и делать доступным творчество семьи Рерихов для широкого круга любителей восточного и русского искусства. Не буду вас обманывать, я не слежу за литературой по Рериху, которую выпускает МЦР.

За время существования в Музее Востока кабинета Н.К. Рериха какие издания вышли у вас о творчестве Рерихов?

Тигран Мкртычев: У нас обширная издательская программа. Ежегодно проводились выставки Рерихов, к которым выходили каталоги или сборники статей. Так у нас вышли четыре тома "Листов дневника" Елены Ивановны Рерих. Эти книги проходят редакционно-издательский совет музея. Чтобы вводить в оборот архивные документы, требуется серьезная работа со справочным аппаратом.

К слову, вступительную статью и комментарии к "Дневнику Маньчжурской экспедиции (1934-1935)" Н.К. Рериха писала Ольга Лавренова, кандидат географических наук и доктор философских наук. По-видимому, она знакома с требованиями к научному изданию.

Тигран Мкртычев: Возможно. Знаете, в мире очень много Рериховских организаций, и они находятся в постоянной конфронтации между собой. Моя задача - не устраивать конфронтации ни с кем, а заниматься своим делом.

А ваша специализация была с Рерихом связана?

Тигран Мкртычев: Я археолог, специалист по буддийскому искусству. Моя докторская диссертация посвящена буддистскому искусству Средней Азии I-X веков. В последние годы я сделал несколько выставок, посвященных наследию Рерихов. В Брюсселе открылась виртуальная выставка "Николай Рерих. Держава света", которую я готовил как куратор.

Что значит виртуальная выставка в данном случае?

Тигран Мкртычев: Сделана конструкция в форме кристалла с двумя экранами. На экранах - анимированные картины Николая Константиновича, которые помогают рассказать о его творчестве. Сценарий написан мной. Мы объединили коллекции музея Николая Рериха в Нью-Йорке и Музея Востока, чтобы показать, как Николай Константинович понимал "Державу Света".

То есть мы возвращаемся к борьбе Света и Тьмы?

Тигран Мкртычев: Совершенно верно.

Параллельно с открытием филиала Музея Востока в усадьбе Лопухиных в основном здании Музея Востока планируется реставрация. Тендер на разработку ее проекта был проведен в 2015 году на 30 млн рублей. Реставрация Дома Луниных, где располагается Музей Востока, длилась 10 лет и была закончена в 1984 году. Но если начинается новая реставрация, то музей должен быть закрыт. Куда собирается переезжать музей из основного здания?

Тигран Мкртычев: Мы получили новое помещение - павильон N 13 на ВДНХ.

Означает ли это, что Музей Востока переедет на ВДНХ? А здание на Никитском бульваре будет закрыто лет на 10?

Тигран Мкртычев: Этот вопрос точно не ко мне.

В разделе

Такой вывод можно сделать после просмотра новостного сюжета на РТР 5 декабря 2019 года. Это стало очевидно уже не только сотрудникам Международного Центра Рерихов (МЦР), которые не раз выказывали свои опасения, но и федеральным СМИ.

Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

Д.С. Лихачев

Все бравурные уверения Минкультуры в ответ на тревожные обращения общественников разбиваются о факты, которые невозможно игнорировать: помещение, где вывешены картины Н.К. и С.Н.Рерихов, неприспособленно, в нем, судя по всему, грубо нарушен температурно-влажностный режим, произведения висят прямо над батареями и у входной двери. Что значит подобное содержание для темперы, в технике которой и написаны живописные шедевры, очень хорошо известно специалистам-реставраторам.

Им не раз приходилось по крупицам восстанавливать утраченный красочный слой, спасая бесценные произведения. Темпера чрезвычайно чувствительна к переменам температуры и влажности. Огромные залы с высокими потолками 13 павильона ВДНХ, близость выставки к выходу на улицу, включенное отопление могут в прямом смысле убить шедевры, причем ситуация с наступлением зимы только усугубляется.

Напрашивается вывод, что чиновникам Министерства культуры не достаточно того, что они уже сделали с общественным Музеем МЦР, пытаются уничтожить сам МЦР, борются против философии Рерихов и памятников нашим великим соотечественникам, поэтому они обрекли более тысячи рериховских полотен на физическое уничтожение. Если ситуация в ближайшее время не изменится, то через несколько лет Россия просто утратит значительную часть богатейшей коллекции картин Рерихов.

Странно, что на это весьма «специфическое», а по сути варварское отношение Государственного музея Востока к творчеству великих мастеров обратили внимание только теперь. Ведь еще до , которые можно назвать «захватом» и разрушением общественного музея имени Н.К.Рериха в Москве, всем хорошо было известно, что в залах Государственного музея Востока (ГМВ) температурно-влажностный режим, фигурально выражаясь, регулируется с помощью форточки, иными словами, не регулируется совсем.

В общественном Музее имени Н.К.Рериха, где большинство произведений находилось с 1990 до 2017 года, к ним было совсем другое отношение. Идеальные условия хранения с использованием новейшего оборудования прославленных зарубежных фирм; строжайшие правила экспонирования, за соблюдением которых велся постоянный контроль: проверялись датчики влажности, для регулирования температуры использовались увлажнители. Такая система, как в Музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов применялась далеко не во всех крупных федеральных музеях. Сотрудники Государственного музея искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ) приходили перенимать опыт у общественной организации. Специалисты, приглашенные Минкультуры для проверки состояния шедевров, не раз констатировали их хорошее состояние. Но, как видно, сохранность рериховских полотен Минкультуры абсолютно не интересует, поэтому и сломали дорогостоящее оборудование, обеспечивавшее им необходимые условия.

По теме

В Норильск прибыли художники, которые в ближайшие дни превратят несколько фасадов города в образцы монументальной уличной живописи. Представители российского и зарубежного стрит-арта уже приступили к преображению зданий.

Обосновавшись в отобранной у МЦР усадьбе Лопухиных, сотрудники ГМВ вместо того, чтобы позаботиться о попавших им в руки , по нашему мнению, с первых дней обрекли их на уничтожение. Датчики были отключены. Еще через некоторое время вода просто выливалась из дорогостоящих увлажнителей, вышедших из строя. Спрашивается: "Зачем?".

Складывается впечатление, что здесь налицо малограмотность, помноженная на равнодушие. Оно заметно проявилось и в ответах хранителя фонда Н.К. и С.Н.Рерихов ГМВ С.Д.Фролова на вопросы корреспондента новостного сюжета «Россия 1» : «Я, честно говоря, не знаю…», «Мы поставили перед службами музея задачу, что нужно воздушные потоки отвести, и вот результат…». Хранитель фонда не знает, что происходит с вверенными ему культурными ценностями и, судя по всему, не хочет знать. Поражает его, прикрытое циничной улыбкой, примитивное лукавство – дескать, во всем виноват датчик влажности, который просто разрядился, поэтому и показывает в помещении неприемлемую температуру… Впрочем его отношение не исключение… Где, например, руководитель рериховского отдела ГМВ В.А.Росов или директор А.В.Седов ? Еще совсем недавно СМИ, и в том числе ВГТРК, пели дифирамбы открытию выставки картин Рерихов на ВДНХ, а представители руководства музея Востока с удовольствием позировали на камеры, рассказывая о том, какая прекрасная экспозиция, как рериховским полотнам здесь хорошо. Сейчас же смущенный хранитель неуверенно мямлит, что лучшим определением для концепции выставки будет известная русская поговорка: «Что в печи, то на стол мечи» . Вспомним, как бывший директор филиала ГМВ Мкртычев Т.К. нелестно отзывался об общественном Музее, как бил себя в грудь и клялся, что профессионалы из Музея Востока создадут экспозицию, отвечающую новейшим требованиям современного экспонирования, а в результате – безобразие, от которого приходят в ужас даже обычные посетители. Полотна великих художников и мыслителей развешены без всякой концепции, многие из них, видимо, ради экономии места, просто налеплены вплотную друг к другу, так что рассмотреть каждое из них не представляется возможным. Но безусловным ноу-хау являются картины под потолком. Можно посоветовать сотрудникам ГМВ выдавать посетителям при входе крылья, ведь им время от времени придется воспарять, чтобы рассмотреть понравившиеся произведения. В этом случае отбоя от желающих полетать, точно, не будет. Одним словом, уважаемые зрители, что из «печи» вывалили, то и кушайте. Правда, все ли уместилось на этом, с позволения сказать, «столе»?

Несмотря на внушительные залы 13 павильона ВДНХ, где все стены просто увешены от пола до потолка картинами Рерихов, да еще мемориальный кабинет Н.К.Рериха, снова открытый в главном здании ГМВ, далеко не всем шедеврам, , хватило места. По-прежнему неизвестна судьба многочисленных раритетов, а их хранилось в общественном Музее около 16 тысяч. Арестованные приставами в начале 2018 года 19 картин в рамках исполнительного производства по банкротству МЦР , остались в усадьбе Лопухиных. В одном из залов они, упакованные, вот уже почти два года стоят на полу, прислоненные к стенам. Подобное хранение в случае аварии водоснабжения может привести к утрате бесценных полотен. Естественно, о необходимом температурно-влажностном режиме никто не заботится, ведь само помещение перестало быть музейным.


В усадьбе Лопухиных сейчас располагается так называемый «Пушкинский Youth». Некогда классические залы старинного особняка, каждый из которых так гармонировал с экспозицией общественного Музея МЦР, изменились до неузнаваемости. Их архитектурные элементы потерялись, а они сами унифицировались и обезличились. Это произошло сразу после событий 2017 года, когда их выкрасили в ужасный мышиный цвет прямо поверх ярких обоев. А затем, уже в наши дни, постарались превратить в пространство производственного цеха, сдобрив его дешевой икеевской мебелью.

Сам по себе индустриальный стиль больше подходит для бывших фабрик и заводов, где сегодня и располагаются центры современного искусства, такие как «Винзавод», «Фабрика» (видимо, в память о знаменитой тусовке Энди Уорхола) или «Флакон», но классический особняк с палатами XVII века, где все еще витает утонченный дух «золотых екатерининских времен», переделать в заводской цех – это значит изувечить и извратить саму суть его пространства. Но чего не сделаешь, чтобы выглядеть модным, современным и привлечь молодежь? А если еще устроить для них не менее популярный «коворкинг», то отбоя от желающих потусоваться не будет.

Вот и получается, что более тысячи бесценных шедевров, изгнанные из своего уютного, будто созданного для них дома, умирают под забором равнодушия государственных чиновников, ГМИИ имени А.С.Пушкина, жалуясь на нехватку помещений для собственных фондов, а обретая новые площади, заканчивает примитивным коворкингом.

Недавно в усадьбе Лопухиных побывали журналисты из Европейских информационных агентств и, почему-то не оценили современный дизайн старинных залов, сравнив пространство «Пушкинского Youth» с хостелом, только без кроватей. Неужели патриоту Мединскому за державу не обидно?

Захват

«Нам же работать нужно, организация международная ведь. Мне что, звонить в ООН, господа?» - спрашивает по телефону вице-президент Международного центра Рерихов Александр Стеценко.

В субботний полдень он стоит у ограды особняка в Малом Знаменском переулке, вокруг собралась толпа. «В таком случае я вынужден считать, что дана команда на ликвидацию организации», - заканчивает разговор Стеценко, и, кажется, его отчаяние поддерживают все сорок человек рядом. Это сотрудники Музея им. Рериха и неравнодушные москвичи: интеллигентные люди в шарфиках и беретах, некоторые с портретами Николая Рериха - старца с иконным ликом. Их снимает одна камера - кажется, канала «Москва 24». По ту сторону ограды - представители органов и седовласый господин, которого не выпускают за территорию с сумкой IKEA, потому что в ней могут оказаться бухгалтерские книги.

Организация готова обращаться за помощью ко всем - к Путину и ООН в том числе

«Такое острое развитие событий мы наблюдаем достаточно долго - с 2016 года», - рассказывает вице-президент центра Александр Стеценко в беседе с корреспондентом «Афиши». Президентом организации в прошлом году был назначен дирижер и худрук оркестра Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов, и этот пост явно носит почетный характер: о гонениях на Рериховский центр он не высказывался. «Это вторая попытка захвата музея, и частично она удалась, - продолжает Стеценко. - Первая состоялась 7 марта при поддержке следственных органов».

Усадьбу Центр Рерихов занимает с 1990-х годов - она была передана московским правительством в долгосрочную аренду, потом перешла в безвозмездное пользование. Юридические проблемы Стеценко связывает с приходом Мединского: «Он со своим первым заместителем Рыбаком принимает активное участие в ликвидации нашей организации в интересах Музея Востока. 29 апреля здесь был их директор с некими лицами, не предоставившими документов. Мы не позволили им овладеть внутренними помещениями здания музея, но при помощи милиции пришли к компромиссу, что и мы, и они покидаем территорию усадьбы Лопухиных».

Пока ситуация патовая: на прошлой неделе в Малый Знаменский уже приезжали машины, чтобы вывозить коллекцию, но ее удалось отстоять. Александр Стеценко называет происходящее рейдерским захватом, потому что решение суда, которым мотивирует свои действия Музей Востока, не вступило в полную силу и обжалуется в апелляционном порядке.

Кто такие Рерихи

Николай Константинович Рерих (1874–1947)

Диапазон деятельности Николая Константиновича - основателя династии - был невероятно широк. Художник, писатель, философ, археолог, этнограф, правовед, историк, путешественник. Он подсказал Игорю Стравинскому идею балета «Весна священная» и нарисовал эскизы костюмов. Создал более 7000 картин, которые вошли в крупнейшие музейные собрания мира. Для пейзажей разработал палитру, которую теперь называют рериховской, - в ней преобладают синие, бирюзовые, сиреневые, розовые и янтарно-желтые цвета. Юрий Гагарин, увидев Землю из космоса, сравнил ее цветовую гамму с его полотнами.

Рерих с семьей покинул Россию после революции, пожив в Финляндии, Великобритании и США. Британская разведка считала его буддистом коммунистической направленности и шпионом. Николай Константинович серьезно интересовался мистическими учениями и в рамках трехлетней Центрально-Азиатской экспедиции (1925–1928) исследовал Алтай, Монголию и Тибет, где искал проход в мистическую страну Шамбалу. Поселившись в Индии, Рерих вел большую общественную работу - разработал пакт о защите исторических, культурных и научных памятников в военное время, получивший широкую поддержку по всему миру (Пакт Рериха). Фактически он автор теперешней доктрины ЮНЕСКО по сохранению культурно-исторического наследия.

После войны начинает переговоры с СССР о возвращении на родину, но в 1947 году умирает в Индии, так и не дождавшись советского гражданства. В его честь в 2016 году названа улица в районе Сокол - недалеко от поселка художников.

Святослав Николаевич Рерих (1904–1993)

Продолжатель дела своего отца. Создал более тридцати его портретов, писал также портреты деятелей Индии - например, Джавахарлала Неру. Возглавлял естественно-научный отдел института гималайских исследований «Урусвати». Был последователем и идеологом религиозно-философской системы «Живая этика» (агни-йога). В 1945 году женился на одной из самых популярных индийских киноактрис того времени и внучатой племяннице Рабиндраната Тагора - Девике Рани. В конце 1950-х его брат Юрий Николаевич встречался с Хрущевым, а выставка Святослава Рериха в 1960-м в ГМИИ стала одним из знаковых событий оттепели.

В 1989 году при участии Раисы Горбачевой был создан Советский фонд Рерихов (СФР), которому была передана часть архива семьи художников. Для его размещения государством было выделено здание усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке, находившееся в плачевном состоянии. В 1993 году там был создан Музей им. Рериха как филиал Музея Востока; к нему у Рериховского музея возникла претензия - требование передать 300 картин, которые в 1970-е Святослав Рерих предоставил СССР для передвижных выставок.

Елена Ивановна Рерих (1879–1955)

Супруга Николая Рериха, урожденная Шапошникова, - эзотерический философ и общественный деятель. Президент-основатель международного института гималайских исследований «Урусвати». Автор книги «Основы буддизма», переводчица на русский язык «Тайной доктрины» Елены Блаватской, автор серии из 14 книг «Живая этика» (агни-йога). Увлекалась спиритическими опытами, автоматическим письмом и столоверчением. На сеансы в дом Рерихов в 1920-х приглашались высокопоставленные лица и представители богемы. Считала, что главной задачей государства должна быть «забота о просвещении народа, иначе гидра тьмы поглотит все». Оказала огромное влияние на последующее развитие философии и религии нью-эйдж в России.

В 1990-х в России возникло движение почитателей «Живой этики», особенно фанатичных представителей которого называли «рерихнутые» (пример употребления: «Рерихнутые часами могут рассказывать о Шамбале»). Русская православная церковь однозначно считает Блаватскую и Рерихов проводниками сатанизма.

Юрий Николаевич Рерих (1902–1962)

Ученый-востоковед с мировым именем, владевший 30 языками. В 1957 году вернулся в СССР и был зачислен в Институт востоковедения, который присудил ему степень доктора филологических наук без защиты диссертации. В Москве продолжил заниматься исследованиями и переводами важнейших буддийских текстов.

Суперагент

Журналист и автор документальной повести «Битвы за Гималаи» Олег Шишкин уверен, что корни проблем МЦР надо искать не в кознях Минкульта, а глубже. «Международный центр Рериха, в общем-то, здание захватил у государства и методом субботника провел там какие-то строительно-восстановительные работы», - говорит он. Судьба музея долгие годы оставалась нерешенной, потому что у рериховцев были мощные покровители. Среди них - Борис Булочник, семье которого принадлежал Мастер-банк. Увлечение бизнесмена рериховским учением отразилось в логотипе компании, взявшем за основу Знамя мира - символ Пакта Рериха, окружность с тремя кругами внутри (его также используют в эмблеме недавно закрывшегося ночного клуба «Крыша мира»).

Финансовая организация активно росла в нулевые: она оказалась в десятке банков страны по количеству операций с пластиковыми карточками, в 2010 году в его руководство вошел двоюродный брат Путина. Однако это не спасло Мастер-банк от краха: в 2013 году у него была отозвана лицензия по причине «высокой степени криминализации его деятельности», как ЦБ, а Булочник бежал за границу. Ущерб от его деятельности оценивают в 61 млрд рублей, в прошлом году он был в международный розыск. Булочник купил часть картин, экспонировавшихся в музее, вкладывал в него банковские деньги, и теперь, когда он в бегах, «больше некому препятствовать закону», говорит Шишкин.

Шахматист Анатолий Карпов выступает в защиту МЦР после изъятия картин 7 марта в рамках следственных действий по делу Мастер-банка

Шишкина, который в 1990-е делал телепередачу вместе с Владимиром Епифанцевым, но больше прославился как исследователь и разоблачитель оккультизма, настолько не любят рериховцы, что он оказался фигурантом разгромных статей и попал в судебные тяжбы.

Я считаю, что Рерих был советским Индианой Джонсом с задачами вполне себе в духе Дэна Брауна

«С 1994 года я занимался поисковой работой, посвященной Якову Блюмкину - суперагенту Кремля на Востоке, - рассказывает Олег. - Изучив, что происходило в тогдашней столице Монголии Урге, где Блюмкин был представителем ОГПУ, и прямые контакты во время экспедиций, я предположил, что деятельность Рериха и Блюмкина была связана. Моя позиция простая: я считаю, что Рерих был советским Индианой Джонсом с задачами вполне в духе Дэна Брауна. Он искал какую-то исчезнувшую рукопись, хранившуюся в тибетском монастыре, и он об этом прямо пишет».

Одной из причин ослабления рериховского сообщества в XXI веке Олег Шишкин считает то, что оно «не принимало всех этих глобальных поп-культурных тем и сюжетов, которые нес в себе Николай Константинович». Именно поэтому они невзлюбили писателя, который, кажется, мог бы пересказать биографию Рериха в формате американского сериала. А вместе с поддержкой Раисы Горбачевой, высокопоставленными покровителями из МИДа, СВР и историей беглого банкира Булочника сюжет прямо просится на питч к продюсерам «Фарго».


Группа поддержки Международного центра Рериха

Преданья старины

На прошлой неделе в МЦР должно было пройти мероприятие под названием «Беседы у камина: об ответственности перед космосом». Один из пожилых активистов у ограды рассказывает, что встречу уже переносили - она не состоялась, когда в марте происходила выемка картин по делу Мастер-банка. Не суждено было ей случиться и в этот раз.

«Первую картину Рериха я увидел в Музее Востока лет тридцать назад, - заявляет еще один неравнодушный у ворот. - Я тогда учился в институте, очень сильное впечатление произвело. Однако по сравнению с Рериховским центром атмосфера в Музее Востока напоминала кладбище. Какие-то фрагменты ушедших цивилизаций там собраны, разложены по полочкам, и от этого несло мертвечиной. А здесь пространство живое. Сюда приходишь и чувствуешь, что это наследие живет в людях, в идеях, которые они выдвигают».

Как рассказывает Шишкин, у Музея им. Рериха в 1990-е была возможность бесконфликтно влиться в состав Музея Востока. Но Людмила Васильевна Шапошникова - советский востоковед и основательница МЦР - стояла на жесткой позиции. Она считала, что в Музее Востока не будет уделено должное внимание философским взглядам Рериха, которые базировались на вере в оккультные сущности.

Завкафедры новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский , что противостояние центра и государства означает провал проекта семьи Рерихов по возвращению наследия на родину. «Оно было национализировано методами большевиков через 100 лет после революции, несмотря на то что они уже встречались с Дзержинским, договорились обо всем с Горбачевым и Ельциным, - пишет Засурский. - Центр подвело то, что скончался главный его покровитель - Евгений Примаков, а главный спонсор центра - владелец Мастер-банка - дал повод предъявить претензии к 9 подаренным им картинам из-за их возможной оплаты за счет средств банка, у которого отозвали лицензию».


Оставить цветок у ограды - вероятно, сейчас единственный способ выразить поддержку рериховцам

Что будет дальше

«Все рушится, поэтому прогнозы у меня самые что ни на есть удручающие, - говорит вице-президент МЦР Стеценко. - Права культуры попраны, власть не хочет считаться с общественной организацией, столько много сделавшей для сохранения культурного наследия. Но мы будем продолжать отстаивать свои права и надеемся, что отстоим их». Директор Музея Востока Александр Седов объяснил прессе, что решение по передаче усадьбы Лопухиных в собственность музея уже вступило в силу, а смена охраны произошла в результате опасения за сохранность усадьбы и предметов, находящихся в ней.

«Дальнейший сценарий прост, - считает Олег Шишкин, - российское государство должно восстановить юрисдикцию над территорией, провести инвентаризацию и выяснить, что там вообще есть». Он называет действия Седова и органов справедливыми, и то, что центр поддерживают не московские музейщики, а шахматист Карпов с журналистом и адептом йоги Засурским, косвенно подтверждает его слова.

Очевидно, что Рериховский центр застрял в эпохе, когда в России зачитывались Кастанедой и затоваривались в «Пути к себе». С тех пор случилось радикальное перераспределение идей и власти. Эзотерика вышла из моды, йога стала разновидностью фитнеса, истеблишмент увлечен историческими реконструкциями, а не духовными практиками - даже евразийство возвращается в андеграунд. Все последние годы Рериховский центр выглядел как осколок 1990-х, памятник их увлечениям и утопиям, и его потеря означает еще один разрыв со временем, которое бесконечно жалко и нет.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...