Что случилось с музеем рериха. Сотрудники Музея Рериха после обысков: Мы знаем, что Путина ввели в заблуждение! ФАН-ТВ. Кто такие Рерихи


Фото с сайта: pandia.ru

Но точка в «разделе» наследства знаменитого художника и философа Николая Рериха пока не поставлена.

Противостояние государства и общественной организации «Международный центр Рерихов» (МЦР) продолжается ни один год.

Наследие Рерихов стало притчей во языцех. Написано множество статей в различных СМИ, представляющих и ту, и другую стороны. Ответить однозначно, даже глубоко вникнув в суть конфликта и изучив все документы и судебные решения, а было их немало, на чьей стороне правда, все равно непросто.

Новый всплеск интереса к этому вопросу связан с недавними событиями, произошедшими 28-29 апреля нынешнего года. МЦР заявляет, что произошел вооруженный рейдерский захват усадьбы Лопухиных, который якобы был совершен Государственным музеем Востока при поддержке силовых структур. В связи с этим Министерство культуры РФ и Государственный музей Востока провели пресс-конференцию в ТАССе «Наследие Рерихов: уничтожение или сохранение?», где разъяснили журналистам свою позицию.

Для широкой общественности, по сути, важнее всех перипетий, связанных с наследством Рерихов, возможность прикоснуться к творчеству Николая Рериха, познакомиться с его удивительными живописными полотнами и философскими изысканиями. Так ли уж важно где это все будет находиться и храниться?

И все же большую сохранность, изучение, реставрацию, научные изыскания и необходимые исследования может обеспечить только государственный музей.

Тем, кто хочет возразить, можно напомнить слова бывшего директора рериховского музея, который существовал при МЦР Людмилы Шапошниковой, которая говорила, что МЦР и музей остались без средств к существованию после того, как у Мастер-банка, который фактически содержал МЦР, отобрали лицензию. Это как раз и подтверждает то, что содержать музейные и культурные ценности может далеко не каждая общественная организация. О трудной финансовой ситуации, сложившейся в МЦР говорил на пресс-конференции и бывший ее президент Александр Лосюков. Он даже отметил, что «МЦР сам себя уничтожает».

Сейчас в бывшей резиденции МЦР, которая долгие годы располагалась в памятнике федерального значения - усадьбе Лопухиных, работает комиссия, которая занимается описью имущества МЦР. В дальнейшем здесь разместится Музей Рерихов , как составляющая часть Государственного музея Востока, его филиал.

Надо отметить, что решение о создании такого музея было принято более 20 лет назад и именно в этом же самом месте. Но случилось так, что здесь на два десятилетия поселился Международный центр Рерихов с общественным музеем. «Отбирать» это историческое здание Музей Востока стал не просто так, а основываясь на решении суда. Арбитражный суд Москвы 20 марта 2017 года удовлетворил иск Музея Востока о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных. 4 апреля Мосгорсуд признал законным решение Росимущества о передаче Государственному музею Востока усадьбы Лопухиных, принятое еще в 2015 году.

То есть, как прокомментировали ситуацию советник министра культуры РФ Кирилл Рыбак и директор Музея Востока Александр Седов, 28 апреля состоялось законное выселение МЦР, руководство которого продолжает бороться и не выполняет решения суда.

В здании сменилась охрана, были опечатаны все помещения, создана специальная комиссия, которая занимается описью всего имущества и ведет видеофиксацию происходящего. По словам директора нового Музея Рерихов Тиграна Мкртычева, работать она будет до конца мая.

На сегодняшний день ситуация такова, что усадьба Лопухиных - памятник федерального значения - принадлежит государству, которое передало ее в оперативное управление Государственному музею Востока с целью размещения там Музея Рерихов. Что же будет с МЦР пока не ясно, учитывая не только судебные тяжбы по поводу имущества, но и уголовное дело, связанное с банкротством Мастер-банка, который имел к МЦР непосредственное отношение, вкладывая в него средства.

Оказавшаяся сначала в Советском Союзе, а затем в России часть наследия Николая Рериха и его сына Святослава находится частично в Музее Востока и частично в МЦР.

По утверждению не только представителей Минкульта и Музея Востока, но даже бывшего президента МЦР, а ныне президента Национального рериховского комитета Александра Лосюкова, рериховский центр не имеет никаких прав даже на свою часть наследия, которую он хранил. Более того, он не является правопреемником Советского фонда Рерихов, которому были переданы эти культурные сокровища.

Вообще инсинуаций, связанных с завещанием Святослава Рериха и его супруги, на которые постоянно ссылаются представители МЦР столько, что в пору проводить международное расследование на самом высоком уровне, чтобы выяснить истину.

Екатерина Мельникова

Теги: Музей Рерихов, Москва, «Международный центр Рерихов»

СОХРАНИМ МУЗЕЙ РЕРИХОВ!
http://www.sologubovskiy.ru/articles/6127/

Http://maxpark.com/user/3312574000/content/5808131

Святослав Рерих. Речь при учреждении Советского Фонда Рерихов
https://www.youtube.com/watch?v=6QnjX5g2ag4

Живопись Н.К.Рериха в собрании МЦР
https://www.youtube.com/watch?v=uRYNvq26zSk

Https://www.youtube.com/watch?v=yiUcBNkmb-E
Интервью А.В.Стеценко, вице-президента Международного Центра Рерихов, данное днем 29 апреля 2017 года.

СРОЧНО! Происходит захват Музея имени Н.К. Рериха
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5362

Изьятие Наследия Рерихов
https://www.youtube.com/watch?v=69ILccUh8Ys

А.В. Стеценко: «Осуществляется уничтожение общественного Музея имени Н.К. Рериха»

Факт есть факт!
О чем говорил Д.А.Медведев в 2009 году и почему он молчит об этом сегодня?
Торжественный вечер, посвященный 20-летию Международного Центра Рерихов, состоялся 15 декабря 2009 года в зале Святослава Рериха общественного Музея имени Н.К.Рериха.
Прозвучала приветственная правительственная телеграмма Президента Российской Федерации Д.А.Медведева:
«Рад поздравить вас с 20-летием Центра Рерихов. За эти годы он приобрел большую известность в России и за рубежом. Центр ведет масштабную работу по изучению богатого наследия Рерихов, а постоянные экспозиции и передвижные выставки знакомят посетителей с творчеством, исследовательской и общественной деятельностью великой семьи. Большой популярностью пользуются ваши гуманитарные и просветительские акции, конкурсы молодых художников. Заслуженное научное признание получили проекты по защите памятников, которые Центр реализует совместно с ООН. Желаю вам успехов, благополучия и всего самого доброго».
Сегодня Д.А.Медведев не может повторить эти слова…
Сегодня Музею имени Н.К.Рериха чиновники Министрества культуры России уготовили закрытие, а Международному центру Рерихов - ликвидацию.
Почему?
Потому что все эти годы - после 2009 года –
МЦР и Музей имени Н.К.Рерихов вел масштабную работу по изучению богатого наследия Рерихов,
постоянные экспозиции и передвижные выставки Центра и Музея знакомили посетителей с творчеством, исследовательской и общественной деятельностью великой семьи,.
большой популярностью пользовались гуманитарные и просветительские акции Центра и Музея, конкурсы молодых художников,
заслуженное научное признание получили проекты по защите памятников, которые Центр реализует совместно с ООН.
Сегодня в центре России, рядом с Кремлем закрыли Музей Рерихов, памятник и центр духовной культуры.
Сегодня чиновники «от культуры» и полицейские «от охраны права» прекратили доступ посетителей к картинам Рерихов и судьба этих картин неизвестна…
А наша «интеллигенция», которая так любит пошуметь «в защиту культуры», поддерживает этих чиновников и полицейских… своим гробовым молчанием…

Кто пытается уничтожить Музей имени Н.К.Рериха?
Почему молчат мастера культуры?
Интервью П.М.Журавихина, первого заместителя генерального директора Музея имени Н.К.Рериха.

А.В. Стеценко:
«Осуществляется уничтожение общественного Музея имени Н.К.Рериха!»
https://www.youtube.com/watch?v=27t4vGoadJo

Сергей Лавров о Пакте Рериха
Актуальное мнение.
Сергей Лавров:
"Когда варварски уничтожаются бесценные памятники мировых цивилизаций - будь то в Сирии, Ираке, Афганистане или Косово - особенно необходимы коллективные усилия по сохранению общечеловеческой культуры. Для этого есть правовая основа - Конвенция ООН по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года. Напомню, что при ее подготовке были использованы идеи нашего соотечественника Николая Константиновича Рериха, заложенные в разработанный 80 лет назад первый многосторонний акт в этой области. Как только варвары будут изгнаны с территорий, где расположены объекты всемирного наследия, ЮНЕСКО должна направить туда свои миссии для оценки нанесенного ущерба и подготовки планов восстановления бесценных религиозных и культурных святынь".
Вести 24, 6.11.2015)

Актуальное мнение.
Алиса Аксёнова:
«Музей Рериха – незыблемый очаг культуры»
Алиса Аксёнова – почетный президент государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, почетный гражданин Владимирской области, дважды лауреат Государственной премии в области образования и культуры, Герой труда Российской Федерации.
Вот ее мнение о безобразиях, которые творятся в России:
«Буквально силовыми приемами было вывезено около 200 полотен из общественного музея, расположенного в имении Лопухиных, вывезено в неизвестном направлении. Притом это были действия явно с согласия, а может быть, и по указанию Министерства культуры, а может быть, и лично министра.
Этот факт меня потряс. Дело в том, что я знала лично Л.В. Шапошникову, и она мне много рассказывала о том, какими усилиями, в каких невероятно трудных условиях была вывезена эта коллекция из Индии. Там было хитросплетение и политики, личных интересов, и коммерции, и так далее, и так далее. И вот она на грузовом самолете вывозила эту коллекцию с тем, чтобы добиться ее экспонирования в этом замечательном особняке.
Конечно, огромная помощь ей была оказана бывшим послом в Индии господином Воронцовым. Об этом лично знал господин Примаков. За ее спиной стояла такая большая сила.
И замечательный музей был создан».

Полностью ее интервью здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=oFPm9JrDg9I&t=44s

Глава СПЧ Федотов посетил Центр Рерихов

Глава СПЧ Михаил Федотов посетил 30 апреля международный Центр Рерихов и пообещал, что совет будет внимательно следить за развивающейся вокруг музея ситуацией. Вместе с ним в центре Рерихов побывал и член СПЧ Андрей Бабушкин. Об этом сообщила в эфире радиостанции «Эхо Москвы» секретарь правления Центра Рериха Татьяна Иванова.
«Федотов и Бабушкин были на территории музея, задавали вопросы службе охраны, попросили предоставить документы, на основании которых они находятся на территории музея. Никаких документов они им не могли предоставить. Тогда зачем на территории музея полиция? Федотова заводили в наш флигель, показывали ему все, и он сказал, что нужно разобраться, что вопрос серьезный, и что совет будет этим заниматься 2 мая, потому что сейчас праздники», - рассказала она.
М.Федотов предложил пригласить президента РФ Владимира Путина посетить Центр Рериха.

АЛЕКСАНДР АВДЕЕВ:
Музей Рерихов - это важный духовный Центр, несущий в мир идеи добра, справедливости
Дорогая Людмила Васильевна!
Вся Ваша жизнь связана с культурой. Диапазон Ваших творческих возможностей необычайно высок. Вас знают и ценят как талантливого историка, писателя, фотохудожника, сценариста, глубокого философа.
Но главным делом Вашей жизни стало сохранение, исследование и популяризация бесценного художественно-культурного наследия семьи Рерихов, мыслителей и подвижников, посвятивших себя Культуре с большой буквы ‹…›. Более 20 лет Вас связывала дружба со Святославом Николаевичем Рерихом. Я думаю, что Вы счастливый человек, потому что Вы общались с выдающимся деятелем мировой культуры. И он не ошибся, доверив вам уникальное философско-художественное наследие своих родителей. Именно Вам удалось воплотить в реальность мечту семьи Рерихов - создать музей на их Родине. Путь к музею был долгим и нелегким, но Вы справились ‹…›. Сегодня мы видим прекрасный современный музей. Спасибо вам за то, что многие годы Вы развенчиваете всяческие небылицы о жизни и творчестве этой необыкновенной семьи, боретесь за сохранение их наследия, разъясняете философскую систему Рерихов. За то, что в наше непростое время имеете мужество бороться за культуру и созидать культуру.
Удивляюсь и восхищаюсь Вашей энергией подвижничества. Вы проводите ежегодные международные конференции, посвященные важнейшим вопросам культуры, науки, выставки современных художников-космистов, конкурсы детских рисунков, фестивали этнической музыки, музыкальные и творческие вечера. Это далеко не полный список деятельности, но он говорит сам за себя. Особенно хочу отметить важность организованных музеем передвижных выставок картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Их маршруты впечатляют ‹…›.
Музей Рериха стал одним из наиболее значимых музеев Москвы и занял достойное место в культурной жизни не только столицы, но и страны, стал крупным международным и научным культурным центром. И все это Ваша заслуга.
Несмотря на юбилейную дату, думаю, Вам рано подводить итоги. Вы и сегодня находитесь в постоянном творческом поиске, Ваши исследовательские работы поднимают глубокие философские, исторические и искусствоведческие вопросы и являются событием в научном мире. От всей души желаю Вам, дорогая Людмила Васильевна, новых успехов, здоровья, всего самого доброго и хочу сказать главное: Ваше служение делу и наследию Рерихов - это Ваше служение российской культуре, это Ваше служение нашей Родине, всей России.
И позвольте мне (я знаю, что Вы человек скромный) сказать так: Вы - выдающийся деятель нашей культуры и Вы продолжаете славный путь, который нам был указан выдающимися мыслителями семьи Рерихов. Общение с Вами, общение с музеем, с выставками и творчеством семьи Рерихов очищает наши души, наше сознание и является мощным противодействием тем неприятным тенденциям, которые наблюдаются в нашем обществе. Это коммерциализация, это гламурная культура с её порочным воздействием на души и разум, это культура развлечений, которая сегодня, к сожалению, пытается вытеснить с экранов телевизоров, с книжных полок, из умов людей то, что мы называем настоящей культурой и настоящими нормой этики и морали. Вот за это воздействие -особое спасибо.
За это – особое спасибо!

Кто уже закрыл Музей и Центр?
30 апреля 2017 в 10:41 корреспондент "Вестей" корреспондент Артём Кол в репортаже под заголовком
"Минкультуры: наследие Рериха не вывозят и государство на него не претендует"
взял интервью у помощника министра культуры К.Рыбака.
Помощник успокоил всех взволнованных "поклонников творчества и идей семьи Рерихов" заверениями (как всегда «очень честными» и «очень правдивыми»):
"Наследие знаменитого художника никто не вывозит, и государство на него не претендует".
НО!
Но Министерство культуры, оказывается, уже ликвидировало Международный Центр Рерихов: "БЫВШИЕ сотрудники МЦР и им сочувствующие отступать не намерены...", - открыто и нагло заявил К.Рыбак.
Это слово "БЫВШИЕ" журналист А.Кол повторил дважды на всю страну.
Скажем ему спасибо! Теперь все должны узнать, что
Министерство культуры считает вправе воровать чужое культурное наследие,
Минкульт считает себя вправе не только приостановить деятельность любой общественной организации, но и ликвидировать эту организацию, а ее сотрудников сделать бывшими без причин, суда и следствия.
Коррумпированное чиновничество России преступает законы России, когда есть чем поживиться.
Поэтому о коррумпированном сговоре чиновников Минкульта и правовом беспределе команды Медынского должно знать международное сообщество, общественные организации по защите культурного наследия, музейное сообщество зарубежных стран!!!

Защита Имени и Наследия Рерихов
http://borisovbel.ru/defend/2017/290417_zayavlenie.htm

Тяжба за наследие Рерихов между, с одной стороны, созданным Святославом Рерихом общественным Музеем им. Н.К. Рериха (в Малом Знаменском переулке, в бывшей усадьбе Лопухиных), Международным Центром Рерихов, с другой - Музеем Востока, длится четверть века.

Сегодня наметился новый поворот драмы. Об этом - открытое письмо , адресованное правительству, Думе, Совету Федерации, подписанное попечителями общественного Музея им. Н.К. Рериха и представителями общественности. Обострению ситуации вокруг общественного музея способствовало несколько недавних событий. Вскоре после смерти Людмилы Васильевны Шапошниковой, президента Международного Центра Рерихов, по инициативе минкульта МЦР "Усадьба Лопухиных" была передана из собственности столицы в федеральную собственность, а затем - и в оперативное управление Государственному музею Востока. Параллельно появились сообщения, что первый замминистра культуры Владимир Аристархов обратился в Хамовническую межрайонную прокуратуру Москвы с просьбой проверить законность владения МЦР культурными ценностями из наследия семьи. На этом фоне известие о планах минкульта создать Государственный Музей Рерихов в "Усадьбе Лопухиных" вызвало бурную общественную реакцию. Петицию на change.org, призывающую спасти общественный Музей им. Н.К. Рериха, подписали без малого 60 тысяч человек. В частности, речь в открытом письме о том, что нарушается воля основателя музея Святослава Рериха, выступавшего за общественный статус музея им. Н.К. Рериха.

Каков будет статус нового музея?

Тигран Мкртычев: Он будет филиалом Музея Востока. В прошлом году на Ученом совете нашего музея прошло обсуждение концепции Государственного музея Рерихов. В феврале она будет представлена на коллегии в министерстве культуры.

В чем суть концепции ГМР?

Тигран Мкртычев: Если кратко, то это максимальная открытость, академическая фундаментальность исследовательской работы, новый подход к представлению наследия Рерихов самому широкому кругу зрителей, популяризация наследия Рерихов. Плюс сотрудничество со всеми рериховскими организациями в разных городах и странах.

Где разместится ГМР?

Тигран Мкртычев: В прошлом году Музей Востока получил в оперативное управление усадьбу Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Сейчас там находится общественная организация Международный Центр Рерихов (МЦР).

Общественный Музей им. Н.К. Рериха должен будет переехать куда-то?

Тигран Мкртычев: Нет, я этого не хочу сказать. Сейчас мы ведем интенсивные переговоры с общественным музеем им. Н.К. Рериха, чтобы найти точки соприкосновения для взаимодействия, чтобы соединить наши коллекции, наши усилия по представлению наследия Рерихов.

Но если вы туда переезжаете, то музей из общественного становится государственным?

Тигран Мкртычев: По крайней мере, на этой площадке будет находиться Государственный музей Рерихов.

У общественного Музея им. Н.К. Рериха большой фонд. При этом значительная часть коллекции принадлежит частным лицам...

Тигран Мкртычев: Да, действительно. Можно сказать, что в целом их коллекция состоит из двух частей. Одна часть - та, что завещана Святославом Рерихом Советскому Фонду Рерихов. Вторая часть собрания Музея им. Н.К. Рериха и МЦР - частная коллекция. Она, конечно, останется у владельцев.

У МЦР есть договор с правительством Москвы об аренде здания на десять лет на условиях безвозмездного пользования. Этот договор остается в силе и сейчас.

Тигран Мкртычев: Этот договор имеет свои правила.

О каких правилах, в частности, речь?

Тигран Мкртычев: Например, о своевременной уплате коммунальных платежей... У МЦР были значительные задолженности.

То есть основная проблема финансовая?

Тигран Мкртычев: И она тоже. На мой взгляд, основная проблема в том, что экспозиция общественного музей им. Н.К. Рериха не отвечает современным стандартам музейного экспонирования. За последние несколько лет число посетителей Музея им. Н.К. Рериха значительно упало. И нежелание ничего менять в экспозиции, в политике по отношению к посетителям является основным камнем преткновения в переговорах между МЦР и ГМВ.

А что вы хотели бы изменить?

Тигран Мкртычев: Мне кажется, что надо сделать экспозицию более современной, убрать очевидные диссонансы.

Судя по публикациям, камнем преткновения в судебных спорах между МЦР и Музеем Востока был вопрос права собственности на работы Рерихов, что были переданы на временное хранение в Музей Востока. Их около 300?

Тигран Мкртычев: В Музее Востока свыше 400 работ, связанных с наследием Рерихов. 282 картины - это те работы, по поводу которых МЦР обращался к нам с судебными претензиями.

Дело в том, что Святослав Рерих организовывал выставку, которая ездила по городам СССР в 1980-е годы. Когда Святослав Николаевич умер, выставка осталась бесхозной. Поэтому было принято решение принять эти 282 работы (они находились у нас в музее достаточно долго) на постоянное хранение.

Какие еще работы, кроме тех, что в коллекции Музея Востока и общественного музея им. Н.К. Рериха, вы хотели бы объединить в Государственном музее Рерихов?

Тигран Мкртычев: Мы ничего не хотим объединять или забирать силой. Мы обращаемся к МЦР с предложением о сотрудничестве.

Но это предложение, от которого им трудно отказаться. Вы получили здание, где находится общественный музей с богатейшим фондом семьи Рерихов, в оперативное управление. К тому же у МЦР финансовые проблемы. У них практически нет выбора?

Тигран Мкртычев: Мы же не собираемся их выгонять с ОМОНом. Поймите правильно. Это предмет переговоров. Проблема в том, что люди, которые представляют МЦР, считают себя единственными законными наследниками всего наследия Рерихов.

Если не ошибаюсь, они претендовали только на ту часть наследия, которая была передана Советскому Фонду Рерихов. Это отнюдь не все наследие Рерихов. Их наследие и в Индии, и в США. Кроме того, было еще наследие старшего брата Юрия Николаевича, востоковеда, который приехал в СССР в конце 1950-х. О его судьбе можно что-то сказать?

Тигран Мкртычев: Там сложная история. Юрий Николаевич при жизни передал свою очень хорошую библиотеку и коллекцию ксилографий и буддистских икон Институту Востоковедения РАН. Он скоропостижно скончался в мае 1960. Все досталось двум его домработницам, которые были на его иждивении и по закону получили статус наследниц. В результате коллекция начала распродаваться.

Найти работы из нее для ГМР достаточно сложно?

Тигран Мкртычев: Частично она была куплена у наследников Международным Центром Рериха, когда Борис Ильич Булочник и Мастер-Банк были в силе... Остальная часть разошлась.

На Международном культурном форуме было объявлено о планах создать областной художественный музей имени Н.К. Рериха в усадьбе Тайцы в Ленинградской области. Это не единственный музей, связанный с именем Рерихов в Петербурге. Вы с ними собираетесь сотрудничать?

Тигран Мкртычев: Мы с ними постоянно сотрудничаем. Рерихи же жили в Петербурге. Там две институции работают с их наследием. Это Государственный Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове. Он был общественным, лет десять назад преобразован в государственный. С того времени мы очень тесно и эффективно общаемся. Во-вторых, это Извара - небольшая усадьба Рерихов под Петербургом с очень интересной коллекцией, там есть ранние работы Николая Константиновича. Этот маленький музей входит в объединение музеев Ленинградской области. Это наши союзники и партнеры. Разумеется, мы не собираемся забрать вещи из других государственных федеральных музеев. Но мы планируем установить добрые отношения со всеми музеями, где находятся вещи Рерихов, чтобы устраивать совместные выставки.

Яркий пример удачного сотрудничества - показ триптиха Николая Рериха "Знамя Мира - Знамя Культуры". Зрители впервые могли увидеть вместе все три части триптиха. Две - из нью-йоркского музея Николая Рериха, одна - из Третьяковской галереи, а встретились они в Музее Востока. У нас цивилизованные отношения с музеями.

Возможны ли такие же цивилизованные отношения с Международным Центром Рерихов?

Кабинет Николая Рериха в его индийском доме. Фото: Юрий Лепский

Тигран Мкртычев: Я оптимист. У нас один предмет для экспонирования. У нас могут быть разные точки зрения на него. Но наш музей все-таки ориентируется не на небольшое число людей, знакомых с творчеством Рериха. Наша потенциальная аудитория - все 140-миллионное население России.

В Музее Востока находится мемориальный кабинет Рериха. Я заходила несколько раз, к сожалению, он был закрыт. Что с этим мемориальным кабинетом?

Тигран Мкртычев: Он был открыт два раза в неделю. Правда, часы его работы были не очень удобны для посетителей. Но с этого года мы хотим сделать так, чтобы кабинет был открыт каждый день, а раз в неделю работал бы до 20.30.

В декабре Международный Центр Рерихов представил только что изданный "Дневник Маньчжурской экспедиции (1934-1935)" Н.К. Рериха и выставку, посвященную ей же. Вы, наверное, присутствовали на этой презентации?

Тигран Мкртычев: Нет.

МЦР ведет большую издательскую и научную работу. В Музее Востока работают, конечно, тоже серьезные специалисты. Как вы планируете научную работу Государственного музея Рерихов?

Тигран Мкртычев: Признаться, я достаточно скептически отношусь к научной продукции, которую выпускает МЦР.

Но Людмила Шапошникова, которая вывозила из Индии наследие, переданное ей Святославом Николаевичем, возглавляла МЦР многие годы, была индологом?

Тигран Мкртычев: Да. Изначально она была специалистом по рабочему движению в Индии.

Но это было в 1950-е, когда другого варианта не было.

Тигран Мкртычев: Она не занималась изучением творчества Н.К. Рериха как искусствовед. Это были рассуждения о борьбе Света и Тьмы, о космическом мышлении.

То есть о философии Рерихов?

Тигран Мкртычев: Мы оставляем МЦР возможность заниматься этим. Но существует огромное художественное наследие Николая Константиновича Рериха. Есть очень большая коллекция, собранная семьей. И это все дает возможность заниматься другими исследованиями и делать доступным творчество семьи Рерихов для широкого круга любителей восточного и русского искусства. Не буду вас обманывать, я не слежу за литературой по Рериху, которую выпускает МЦР.

За время существования в Музее Востока кабинета Н.К. Рериха какие издания вышли у вас о творчестве Рерихов?

Тигран Мкртычев: У нас обширная издательская программа. Ежегодно проводились выставки Рерихов, к которым выходили каталоги или сборники статей. Так у нас вышли четыре тома "Листов дневника" Елены Ивановны Рерих. Эти книги проходят редакционно-издательский совет музея. Чтобы вводить в оборот архивные документы, требуется серьезная работа со справочным аппаратом.

К слову, вступительную статью и комментарии к "Дневнику Маньчжурской экспедиции (1934-1935)" Н.К. Рериха писала Ольга Лавренова, кандидат географических наук и доктор философских наук. По-видимому, она знакома с требованиями к научному изданию.

Тигран Мкртычев: Возможно. Знаете, в мире очень много Рериховских организаций, и они находятся в постоянной конфронтации между собой. Моя задача - не устраивать конфронтации ни с кем, а заниматься своим делом.

А ваша специализация была с Рерихом связана?

Тигран Мкртычев: Я археолог, специалист по буддийскому искусству. Моя докторская диссертация посвящена буддистскому искусству Средней Азии I-X веков. В последние годы я сделал несколько выставок, посвященных наследию Рерихов. В Брюсселе открылась виртуальная выставка "Николай Рерих. Держава света", которую я готовил как куратор.

Что значит виртуальная выставка в данном случае?

Тигран Мкртычев: Сделана конструкция в форме кристалла с двумя экранами. На экранах - анимированные картины Николая Константиновича, которые помогают рассказать о его творчестве. Сценарий написан мной. Мы объединили коллекции музея Николая Рериха в Нью-Йорке и Музея Востока, чтобы показать, как Николай Константинович понимал "Державу Света".

То есть мы возвращаемся к борьбе Света и Тьмы?

Тигран Мкртычев: Совершенно верно.

Параллельно с открытием филиала Музея Востока в усадьбе Лопухиных в основном здании Музея Востока планируется реставрация. Тендер на разработку ее проекта был проведен в 2015 году на 30 млн рублей. Реставрация Дома Луниных, где располагается Музей Востока, длилась 10 лет и была закончена в 1984 году. Но если начинается новая реставрация, то музей должен быть закрыт. Куда собирается переезжать музей из основного здания?

Тигран Мкртычев: Мы получили новое помещение - павильон N 13 на ВДНХ.

Означает ли это, что Музей Востока переедет на ВДНХ? А здание на Никитском бульваре будет закрыто лет на 10?

Тигран Мкртычев: Этот вопрос точно не ко мне.

В Общественном Музее имени Н.К. Рериха в Москве прошли обыски: сотрудники правоохранительных органов изъяли из залов более 200 музейных предметов. Это картины и рисунки, которые принадлежат кисти художников Николая и Святослава Рерихов . Общественный Музей имени Николая Рериха и Международный Центр Рерихов, на базе которого он находится, не принимали посетителей полтора дня. Всё это время здесь работала следственно-оперативная группа. Для сотрудников и руководства музея произошедшее стало настоящим шоком, никто из них не был предупрежден о визите заранее. По их словам, обыски были похожи на настоящий вооруженный захват. Смотрите репортаж ФАН-ТВ с места происшествия.

О том, как протекали обыски, репортеру ФАН-ТВ рассказал вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Стеценко и сотрудник Службы безопасности Музея имени Н.К. Рериха Валерий Никифоров .

– Когда начали ломиться, стучаться: «Откройте дверь!», охрана говорит: «Будет команда руководства мне – я открою». Он же не видит, кто там, вы понимаете? А руководство едет. Тогда они начали кувалдой бить по замку – вот, видите, для того чтобы его выбить, – рассказывает Стеценко.

Затем он обращается к своему коллеге:

– Валерий Михайлович, вы были здесь?

– Да, я и охрана.

– Когда начали бить, вы потом открыли дверь?

– Когда от удара упали эти штуки, я понял, что здесь разобьют всё, и потом невозможно будет закрыть музей. И тогда я закричал: «Всё, хватит, больше не бейте, я вам сейчас открою!»

– И вы открыли?

– Да. Они меня обступили здесь.

– ОМОН, милиция, там человек 15 было, они все в гражданском были, я не понимаю, кто это. И дали мне почитать постановление, там было написано, по какой причине всё это делается, про Булочникова и так далее. И сказали: «Вы должны подписать».

– Вы подписали? – интересуется репортер ФАН-ТВ.

– Да, я вынужден был подписать. Мне угрожали, сказали, что я буду ознакомлен и буду свидетелем того, что здесь будет происходить.

– ОМОН обеспечивал проход представителей Министерства культуры: советнику министра культуры господину Рыбаку , заместителю директора Музея Востока Мкртычеву , дальше шли следователи из Следственного Комитета, Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию экстремизму, – сообщает Стеценко. – Это называется вооруженный захват Общественного Музея. Можно было дождаться несколько минут, я бы приехал с адвокатом – мы же уже ехали, мы бы могли ознакомиться с постановлением. Мы могли бы добровольно им показать без всякой ломки и захвата. Но именно нужна была такая демонстрация, для того чтобы показать, какие они сильные, и как они с нами поступают.

Силовая операция связана с делом о крупном мошенничестве в одном из банков. Как сообщают в МВД, бывший председатель правления «Мастербанка» приобрел изъятые картины на похищенные у кредитной организации деньги. Он заключил ряд фиктивных кредитных договоров, однако выполнить свои денежные обязательства не смог, и в 2013 году у банка отозвали лицензию. Кроме того, картины он передавал одной из международных общественных организаций. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Преднамеренное банкротство», которое позже было переквалифицировано на статью «Мошенничество». В ведомстве также отмечают, что на данный момент обвиняемый скрывается за пределами страны, он объявлен в международный розыск.

Стоя возле того места, где совсем недавно находился портрет Николая Рериха, впоследствии изъятый следователями, Наталья Черкашина – и.о. генерального директора Музея имени Н.К. Рериха – рассказала корреспонденту ФАН-ТВ о подробностях операции: «У нас были изъяты картины и документы, дарственные. И не только подлинные дарственные, но и их копии были изъяты из нашего отдела учета, и были изъяты документы из архива Международного Центра Рерихов. Меня изолировали, в музей не допустили. Административную часть, где находится кабинет вице-президента, мой и первого зама, отрезали, встал ОМОНовец с автоматом и запретил выходить. Я вообще не знала, что происходит в музее! Потом мы уже узнали, что в залах музея не было ни одного музейного сотрудника, ни одного хранителя, ни одного смотрителя.

Когда нам разрешили выходить из административного здания, я, естественно, первым делом направилась в музей. Там уже закончилась первая выемка картин. Я была, если сказать «в шоке», это ничего не сказать. Я была просто поражена тем отношением и тем поведением людей в залах, которые участвовали в этой операции. На первом этаже, где у нас проходит выставка, была группа людей, которая ела, времени-то уже много прошло. Они обедали, пили что-то, я сказала, что в залах музея этого нельзя делать, и попросила выйти, на что мне было отвечено: «Ну, мы же здесь в туалет не ходим!» И никто, естественно, не вышел. Мы не знаем ни по фамилии, ни по имени никого. Было много людей, и они не представлялись, даже если мы об этом спрашивали.

Я поднялась на второй этаж, и там я увидела, опять же, представителей следственных органов, представителей Министерства и представителя Музея Востока, в верхней одежде, практически все в куртках, в пальто, кто в чем».

Своими эмоциями с ФАН-ТВ также поделился первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Павел Журавихин :

– Картина – как ребенок. Дело в том, что живопись Рериха создается с помощью темперы, это живопись в темпере. Темпера представляет собой пигмент натуральных минералов, и понятно, что связующее звено закрепляет этот, скажем, песок. Как только идут серьезные сотрясения, если от большого количества лет это связующее звено немножко ослабевает, сразу идет осыпь. Я видел просто, как штабелями ставились на ребро эти картины в картонных коробках! Что там внутри, в каком состоянии, мне сказать сложно. Эти картины выкупались на аукционах, привозились в Россию Борисом Ильичом для российского народа, для российской культуры, здесь собиралась 25 лет и собрана огромная коллекция, самая большая коллекция картин Рерихов в мире! Мы гордиться должны! Теперь ставят эти картины под угрозу, чтобы вкладчикам вернуть деньги. Это немыслимо! Ну, хорошо, опишите картины. Мы подписку дадим. Но зачем же их срывать со стен в срочном порядке?! Некоторые через черный ход буквально с крыльца вывозили с территории. И это всё под присмотром советника министра культуры.

– Кстати, стало известно о том, что более 50-ти коробок с картинами уже находится на территории Музея Востока...

– Весь ужас в том, что мы не знаем в полной мере, что там. В музее находились люди посторонние, охранная сигнализация была отключена полностью. Это невероятная ситуация!

Общественный Музей имени Николая Рериха располагается в усадьбе Лопухиных уже более 25 лет, он является структурным подразделением Международного Центра Рерихов. Наследие музея состоит из самой большой в мире коллекции картин Рерихов, их свыше 900, всего экспонатов насчитывается порядка 3000. Музей имеет статус общественной организации, он не подчиняется Министерству культуры, более того, участвует в судебной тяжбе против ведомства.

В 2015 году Правительство Москвы передало три строения музея в собственность Росимущества, руководство которого передало их Музею Востока в оперативное управление с обременением, то есть с находящимся внутри Общественным Музеем. По мнению руководства музея, с помощью регулярных проверок и судебных процессов Министерство культуры планирует ликвидировать музей общественный и создать на его месте Музей государственный, на правах филиала Музея Востока.

Корреспондент ФАН-ТВ в приватной беседе спрашивает у Натальи Черкашиной: «Как вы объясняете этот конфликт с Министерством культуры? Понятно, наверное, что у следственно-оперативной группы есть своя работа, она занимается уголовным делом».

И.о. гендиректора музея отвечает: «Пресс-секретарь Министерства культуры дала информацию, что Министерство культуры не имеет к этому никакого отношения. Но когда уже нельзя было скрыть, что здесь принимали участие сотрудники Министерства, тогда уже министр культуры заявил, что сотрудники Министерства культуры имеют право принимать участие в таких следственных действиях и как бы наблюдать. Но то, что мы видели, – здесь было не наблюдение, а конкретное указание представителям следственных органов, что изымать: что в первую очередь, что во вторую…»

Свое мнение также озвучила ФАН-ТВ Галина Дарузе , эксперт, член Международного Совета музеев ЮНЕСКО: «Я должна констатировать, это записано в моем официальном отзыве, что учет этого музея на момент моей проверки 2015 года соответствует основным требованиям Государственного стандарта. Хотя предъявлять такие требования к Общественному Музею – у нас нет таких оснований, вы же понимаете! Музей Рериха ведет свой учет так, как требует государство. А именно: каждая пришедшая картина записывается в книгу поступлений, оформленную в соответствии с требованиями наших инструкций. Нет второй ступени, что предъявляет зам по науке Музея Востока. Я как эксперт, который проверял федеральные музеи, с этим и сталкивалась. Да, каталог, если оформить соответствующим образом, является той самой второй ступенью учета, которой в Музее Рериха пока нет. Этого нет в 70% государственных музеев, я их проверяла. А сейчас, например, в Эрмитаже и Третьяковке проблема: у них нет главной книги поступлений, которую требует госучет. Почему? Потому что старые музеи. Ни Третьяков , ни Екатерина не знали, какие будут у Советского Союза требования, они и не вели такую книгу. Поэтому предъявлять претензии к музею общественному, что у них нет второй ступени при наличии полного каталога собрания, о котором я говорю, – это невежественно.

Есть вторая претензия, которой они спекулируют в расчете на некомпетентность общественного мнения. Они говорят: «Почему Музей Рериха не включил после 2005 картины в состав Музейного Фонда РФ?» Закон о Музейном Фонде РФ 1996 года и поправки к нему, которые сейчас приняты, не предусматривают обязательной постановки для общественных музеев, то есть, владельцев негосударственных учреждений, включения в состав Музейного Фонда. Пусть Музей Востока не морочит людям голову. Музей Рериха включил в состав Музейного Фонда негосударственную часть – 669, по-моему, картин Рерихов. Всё, есть приказ. Вторую часть, которая пришла после 2005 года, он опубликовал в каталоге. Сейчас его тормозит Министерство культуры РСФСР: не хочет (почему – не знаю), чтобы оно включило оставшиеся картины в музейный учет. Может быть, оно хочет получить неоформленные картины в свое пользование? Оно заворачивает все обращения музея с просьбой «поставьте нас, включите нас». Они говорят: «Нет, у вас не тот эксперт, у вас не так бумажки записаны». Общественность должна знать, что ее просто обманывают люди, пользующиеся статусом доктора каких-то наук».

Павел Журавихин более подробно обрисовал участие Министерства культуры в скандале вокруг наследия Рерихов:

– До прихода нынешнего руководства Министерства культуры, у нас с предыдущим министром были прекрасные отношения. Очень высоко нашу музейную деятельность ценил министр культуры Александр Авдеев . Людмила Васильевна , наш генеральный директор, при двух министрах культуры была награждена орденами «Дружбы», «За заслуги перед Отечеством», за сохранение культурного наследия. Мне сложно говорить о президенте, у него много забот, поэтому, естественно, он полагается на своих подчиненных. Он, как я полагаю, не может не доверять министру культуры. Когда господин Мединский дал соответствующее письмо о том, что грабится государственное имущество Музея Востока, что некая частная организация хочет отобрать у государства, естественно, он (президент РФ, – прим. ред.) написал, дал свою визу: «Прошу обеспечить интересы государства». Это понятно. Он доверяет министру и полагается на его порядочность. На самом деле, была полная подтасовка фактов, президента фактически ввели в заблуждение, и эта бумага начала решать всё. Было отменено решение судов в пользу Международного Центра Рерихов, было дезавуировано завещание Святослава Николаевича Рериха. Но воля-то есть! Есть воля дарителя, она четко и ясно выражена: Общественный Музей и передача общественной организации, созданной самим Рерихом.

– Что вы намерены предпринять теперь, после всего этого?

– Мы рассчитываем, прежде всего, на голос, возмущение общественности. Во-вторых, мы будем оспаривать и опротестовывать действия силовых структур. Мы сейчас этим занимаемся. В-третьих, мы все равно будем добиваться изменения этого решения. Оно вредит всему наследию Рерихов и может повлечь за собой в дальнейшем (мы этого не исключаем) вопросы с индийской стороны к тому, что делают с наследием гражданина Индии, каковым являлся Святослав Рерих .

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...