Что такое обломовщина как явление жизни. Что такое обломовщина? Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова


II. Общую библиографию о Гончарове см. статью «Гончаров». Специально об «Обломове» и О.: Салтыков-Щедрин М. Е., Письма 1845-1889, Под редакцией Н. В. Яковлева, Гиз, М. - Л., (1925), стр. 10-11; статьи Добролюбова, Писарева, Герцена, Дружинина, Григорьева, Мережковского, Айхенвальда, Протопопова, Овсянико-Куликовского, Иванова-Разумника, Переверзева (см. текст). Библиография ленинских высказываний об О.: Развитие капитализма в России (1899), «Сочин.», т. III, стр. 160, 239 (изд. 3-е); Некритическая критика (1900), «Сочин.», т. III, стр. 496; Аграрная программа русской социал-демократии (1902), «Сочин.», т. V, стр. 121; Политическая агитация и «классовая точка зрения» (1902), «Сочин.», том IV, стр. 354; Шаг вперед, два шага назад (1904), «Сочин.», том VI, стр. 310-311; Партийная организация и партийная литература (1905), «Сочин.», т. VIII, стр. 388; «Услышишь суд глупца...» (1907), «Сочин.», том X, стр. 281; Беседа о «кадетоедстве» (1912), «Сочинения», том XVI, стр. 124; Еще один поход на демократию (1912), «Сочинения», том XVI, стр. 132; О продовольственном налоге (1921), «Сочинения», том XXVI, стр. 338; О международном и внутреннем положении (1922), «Сочинения», том XXVII, стр. 177, 178, 179; XI съезд РКП(б) (1922), «Сочинения», том XXVII, стр. 241; О новой постановке работы СНК и СТО (1922), там же, стр. 159, 160; Заметки публициста (1922), «Сочинения», т. XXVII, 526 (примечание; набросок двух ненаписанных глав); Горбунов Н. П., Воспоминания о Ленине (Ленин об обломовщине и о подборе людей), Партиздат, Москва - Ленинград, 1933; неполная библиография ленинских высказываний об обломовщине дана в работе - Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин об искусстве и литературе, «Книга и пролетарская революция», 1933, VIII, 104; Цейтлин А., Литературные цитаты Ленина, Москва, 1934.

Википедия Толковый словарь Ожегова

Обломовщина - обобщенное нарицательное и образное наименование комплекса таких личностных черт, как общественная пассивность, непрактичность, лень, апатия, сонливость, умственная неподвижность, нерешительность. Такое название этого комплекса черт получило по… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

См. Гончаров … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ж. разг. Употребляется как символ вялого равнодушия к общественным интересам, нежелания принимать какие либо решения или совершать какие либо поступки, считая, что это должны делать другие. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Обломовщина, обломовщины, обломовщины, обломовщин, обломовщине, обломовщинам, обломовщину, обломовщины, обломовщиной, обломовщиною, обломовщинами, обломовщине, обломовщинах (

Нам знакомо со средней школы. Там нам внушается, что "обломовщина - это моральное разложение, ничегонеделание, паразитический патологического лентяя". Однако так ли это? И насколько это явление характерно для современности, для

Как правило, говорится, что обломовщина - это отголоски барской, дворянской России в худшем варианте. Но вспомним, с каким любованием писатель воссоздает неспешный ритм жизни усадьбы. Как поистине нежно он описывает сон своего героя, его мечты, его только завязывающиеся отношения с Ольгой Ильинской. Может, обломовщина - это, по Гончарову, характерная черта русской картины мира? Не случайно ведь предприимчивый Штольц в романе - немец, то есть как бы инородное тело в мировосприятии славянофилов и традиционалистов. Слово "обломовщина" в современном языке давно стало чуть ли не ругательным, во всяком случае, содержащим негативную оценку явления. Но ведь роман - не пасквиль, не памфлет. Он воссоздает борьбу двух начал, западнического и славянофильского, прогрессивного и традиционного, активного и пассивного. Современные критики интерпретируют его в более широком философском контексте. По мнению некоторых, обломовщина - это не столько социальное, сколько мировоззренческое явление.

Это тяготение к природе и красоте, отвержение технического прогресса и ускоряющегося темпа жизни. верность устоям. Это своего рода азиатский, почти буддистский дух. Ленив ли Илья Ильич? Безусловно. Только вот лень его - органичное продолжение его воспитания и образа жизни. Ему ни к чему бороться за средства к существованию, ему не нужно работать, ведь он помещик. В критике принято было осуждать его отношение к Ольге Ильинской, его апатию и безволие, его нежелание брать на себя ответственность. А вот современный семейный психолог, вероятнее всего, похвалил бы его решение и отказ от романтических чувств. Обломов сам осознал, насколько они разные с невестой, понял, что любой компромисс был бы настоящей ломкой личности.

А вот с Агафьей Пшеницыной он обрел счастье - тихое, домашнее, семейное. Да и Ольга получила то, что хотела.

Следовательно, так ли уж отрицательно понятие "обломовщина"? С ним ассоциируется вечный, до дыр заношенный халат, паутина, энтропия, упадок. Но, с другой стороны, автор нарисовал своего героя не однобоким. Образ Обломова неоднозначен, как и то мировоззрение, воплощением которого он является. Никуда не спешить, не строить планов, не рваться во все стороны, не суетиться. Жить, наслаждаясь сегодняшним днем, красотой окружающего мира, искусством - это ли не мечта современного человека? Гонимые непрерывным прогрессом, постоянно повышающимися требованиями, мы забываем о том, как мало на самом деле нам надо для ощущения гармонии. А вот Илья Ильич находил ее интуитивно. Обломовщина - это своего рода эскапизм, уход в мир фантазий. Такие люди не восстают против жизненного уклада, не переделывают действительность, а примиряются с ней. Можно ли однозначно утверждать, что это пораженческая позиция? Сам Гончаров не дает прямого ответа, а предоставляет возможность читателю самому оценить героя и его мир.

История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь; в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это - обломовщина... Н. А. Добролюбов. Что такое обломовщина?

«В Гороховой улице, в одном из больших домов лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов». Так начинается роман И. А. Гончарова, носящий имя главного героя, - собственно рассказ об этом герое.

Я не знаю другого произведения, где об одном-единственном дне героя рассказывается так подробно, как здесь - на протяжении всей первой части. Главное занятие героя в течение дня - лежание в постели. Автор сразу ставит точки над «и», говоря нам: « Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

Мы видим перед собой молодого, здорового человека, которого не вытащишь ни на веселую прогулку, ни в гости, для которого служба настолько обременительна, что он ее бросил. Переезд на другую квартиру ему кажется неразрешимой проблемой, любое дело, движение отступает перед необходимостью снять халат, одеться, что-то решать. Так же, как его квартира затягивается паутиной, погрязает в пыли, застывает в паутине ничегонеделания он сам, жизнь сменяется существованием, полусном, отсутствием всех желаний и побуждений, кроме одного-единственного, чтобы его оставили в покое. «Тебе и жить-то лень!» - скажет ему друг детства Штольц. Даже мечты о семейной жизни сводятся к совместному завтраку, милым беседам и приготовлениям к обеду и ужину. А воспоминания о детстве напоминают сказку о погрузившемся в сон царстве, причем даже они приходят к герою во сне. Где-то там, в далеком детстве, среди вечного завтрака-обеда- ужина, разговоров о еде и отдыхе до и после еды, он, может, и хотел побегать, к чему-то тянулся, но строгие запреты матери и няньки, тепличная жизнь сделали свое дело. Образование прошло мимо - «У него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти». «Голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных, политико-экономических, математических или других истин, задач, положений и т.п. Это была библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по всем частям знаний».

Обломов бросил службу не только потому, что не пожелал тратить какие-то усилия на карьеру - он просто не нашел себе места в обществе, не почувствовал себя частью всех этих алексеевых, тарантьевых, штольцев. Он «открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом». Конечно, легко углубляться в себя, не думая о карьере и хлебе насущном, когда есть Обломовка, хоть с вором-старостой и все уменьшающимся доходом, но существует же! Не занимая себя деловыми заботами, он любил уходить в мечты, совершая в грезах один подвиг за другим и не обращая внимания на то, что Захар, такой же соня, как и он, надел на него разные чулки и куда-то задевал его носовой платок. «Барин» - вот точный и емкий ответ на вопрос, что представляет собой Обломов. «Обломовщина» - так охарактеризует его способ жизни, вернее, его мировосприятие Штольц. И не один Обломов таков, он сам утверждает: «Наше имя легион». Это заразительно, как эпидемия. Это удобно и угодно правительству, ибо такие не бунтуют.

Задумываясь над своей жизнью, герой приходит к выводу: «Двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Но огонь этот был! Ведь загорались глаза в мечте о подвиге! Ведь было что-то свое, не заимствованное у других в его суждении о людях! (Кстати, само слово «другой» применительно к нему, необходимость быть таким, как все, делать то, что принято, только потому, что так принято, его обижает!)

Обломов, боясь быть неискренним, не сможет сказать дежурный комплимент понравившейся ему девушке, который спокойно сказали бы многие. Но он также не захочет быть ей обузой, помехой на жизненном пути и напишет искреннее письмо, объясняющее его поступок. На его месте кто-то другой попытался бы изменить свой образ жизни или - скорее всего - пообещал бы любимой измениться, а там, как бог даст, он же, думая и заботясь больше о ней, сказал правду. «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно пора бы этому золоту быть ходячей монетой. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». У Обломова поистине «честное, верное сердце», оно не солжет, не предаст доверившегося ему человека, но оно молчит, когда обижают и обкрадывают его самого. Нельзя всю жизнь «прятать голову под крыло и ничего не хотеть больше». Нельзя осуждать общество и не пытаться противостоять хотя бы отдельным его членам. Нельзя всю жизнь полагаться на гарантированный хлеб насущный из имения (кстати, вовсе не думая о тех, кто его производит!) и на Захара по каждому пустячному поводу. Надо идти по жизни самому, и совсем не обязательно применяться к ней или быть похожим на Штольца.

Ощущение себя лишним в обществе, непохожим на других, порождали в России Онегиных и Печориных, не только философствующих, но и что-то пытающихся изменить в своей жизни, чем-то рисковать, хотя бы для того, чтобы не было скучно. Даже с самой светлой головой и честным сердцем, не желая зла другим людям, можно жить только для себя. А эгоист, даже сам страдающий от этого, замыкается в себе, создает своеобразный кокон, стену, отгораживающую его от внешнего мира. На стену эту может налипнуть грязь мирской суеты, ложь, превратное понимание жизненных ценностей. Именно это липкое наслоение делает стену прочнее, выход за ее пределы невозможным. А потом огонь, горевший внутри человека, пожирает сам себя - и свет тухнет. Остается оболочка - могила.


Роман «Обломов» создан И.Гончаровым за два года до крупнейших изменений в общественном и политическом устройстве России. В 1859 году уже остро стоял вопрос отмены крепостничества, поскольку общество осознало губительность сложившихся устроев. Герой произведения представляет собой особый тип поместного дворянства, получивший название «обломовщина».

Такое определение укладу жизни лучшего друга дает Андрей Иванович Штольц.

Но что же представляет собой обломовщина, почему она была присуща образованным людям? Ответ пытается найти и сам Илья Ильич, задающийся вопросом: «Отчего я такой?». В главе «Сон Обломова» автор показывает, что инертность и апатия являются результатом воспитания, убедившего героя в исполнении любых желаний безо всяких усилий.

Гончаров рассказывает о детстве Ильи в родной Обломовке. Жизнь в деревушке течет неспешно и размеренно, каждый день похож на предыдущий. Завтрак сменяется обедом, затем наступает ленивый послеобеденный сон и долгие вечера со сказками. В Обломовке не происходят ничего интересного. С малолетства барина опекает прислуга: его одевают, обувают, кормят, отбивая у мальчика любое стремление к самостоятельности. Провинциальный помещичий быт постепенно переходит в ленивую спячку, становясь образом жизни.

Таким образом, обломовщина представляет собой особый стиль жизни, формировавшийся в течение поколений. Искреннее желание Штольца расшевелить Обломова, «пробудить к жизни» воплощается лишь на короткий период. Даже любовь к Ольге Ильинской не способна заставить Илью Ильича изменить привычкам. Короткое «пробуждение» становится лишь искрой деятельности, которая быстро угасает навсегда.

Обломов не готов отстаивать право на любовь с Ольгой и выбирает удобную размеренную жизнь с Агафьей Пшеницыной. Выборгская сторона становится для героя воплощением его любимой Обломовки. Однако ничегонеделанье и лежание на диване не влияет на душевные качества Ильи Ильича. Он обладает добрым нравом, ласковой душой, нравственностью и тонким пониманием окружающей действительности. Именно эти качества притягивают к нему энергичного Штольца, их разглядела и влюбленная Ольга. При этом герой не бесцельно днями напролет лежит на диване, в его сознании идет внутренняя работа. Он не видит смысла в «работе ради работы», как его друг Андрей.

По моему мнению, само дворянство спровоцировало появление обломовщины. Эта «болезнь», имеющая социальные корни, буквально поразила общество середины 19 века. Когда человек заранее знает, что ему не придется работать ради пропитания и получения благ, он теряет способность к активной деятельности.

Обновлено: 2017-01-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман И. А. Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознало губительность существующих порядков. Глубокое знание жизни и точность социального анализа характеров позволили писателю найти удивительно верное определение уклада русской жизни того времени - “обломовщина”.
Главная задача автора в романе - показать, как постепенно умирает в человеке человек, насколько не приспособлен к жизни помещик, не привыкший что-либо делать. Главные качества доброго, милого Ильи Ильича Обломова - его инертность, апатия, отвращение к какой-либо деятельности. Верный традициям реализма, И. А. Гончаров показывает, что эти качества явились результатом воспитания Обломова, они рождены уверенностью в том, что любое желание его будет исполнено и для этого не надо прилагать никаких усилий. Обломов - дворянин, ему не надо трудиться ради куска хлеба - на него трудятся сотни крепостных Захаров в имении и полностью обеспечивают его существование. А значит, он может целыми днями лежать на диване, не потому, что устал, а потому, “что это было его нормальным состоянием”. Он почти слился со своим мягким удобным халатом и длинными широкими туфлями, в которые виртуозно попадал с первого раза, едва только свешивал ноги с дивана.
В молодости Обломов “был полон всяких стремлений, надежд, ждал много от судьбы и самого себя, все готовился к какому-то поприщу, к какой-то роли”. Но время шло, а Илья Ильич все собирался, готовился начать новую жизнь, но не продвинулся ни на шаг ни к какой цели. В Москве он получил хорошее образование, но голова его “была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных по частям знаний”. Поступая на службу, которая ранее представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, он и не предполагал, что жизнь сразу разделится для него на две половины, одна из которых будет состоять из труда и скуки, что для него было синонимами, а другая - из покоя и мирного веселья. Он понял, что “надобно быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу”, а потому он вскоре подал в отставку, потом прекратил выезды в свет и полностью затворился в комнате. Если Обломов и признает какой-то труд, то только труд души, поскольку десятки поколений его предков “сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным”.
В жизни Обломова бывали минуты, когда он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь, когда он задавал себе вопрос: “Отчего я такой?” В кульминационной главе романа “Сон Обломова” писатель отвечает на этот вопрос. Он создает картину провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка постепенно становится нормальным состоянием человека.
Во сне Обломов переносится в имение своих родителей Обломовку, “в благословенный уголок земли”, где нет “моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого”. Перед нами предстает идиллическая картина, ряд прекрасных пейзажей. “Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Глубокая тишина лежит на полях. Тишина и жизненное спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю”, - пишет И. А. Гончаров. Обломов видит себя маленьким мальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов и получить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и главной жизненной заботой в Обломовке. А все остальное время занимает “какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон”, который И. А. Гончаров делает символом, характеризующим людей типа Обломова, и который называет “истинным подобием смерти”. С самого детства Илья был приучен к тому, что не должен ничего делать, что для любой работы есть “Васька, Ванька, Захарка”, да и сам в какой-то момент понял, что так “покойнее гораздо”. А потому все “ищущие проявления силы” в Илюше “обращались внутрь и никли, увядая”. Такая жизнь лишила героя романа всякой инициативы и постепенно превратила его в раба своего положения, своих привычек и даже раба своего слуги Захара.
В своей статье “Что такое обломовщина?” Н. А. Добролюбов писал: “Обломов - не тупая апатичная фигура без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о чем-то думающий”. Он наделен многими положительными качествами, да и не глуп. В его суждениях есть грустная правда - также следствие российской жизни. К чему стремятся все эти Судьбинские, Волкины, Пенковы? Действительно, стоит ли вставать с дивана ради той мелочной суеты, которой заняты его бывшие товарищи?
В духе традиции, созданной русскими писателями, И. А. Гончаров подвергает своего героя величайшему испытанию - испытанию любовью. Чувство к Ольге Ильинской, девушке огромной душевной силы, могло бы воскресить Обломова. Но И. А. Гончаров - реалист, и он не может показать счастливый финал романа. “Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?” - с горечью пытается понять Ольга. И писатель дает ответ на эти вопросы, совершенно точно определив имя этого зла - обломовщина. И не один Илья Ильич стал ее жертвой. “Наше имя легион!” - говорит он Штольцу. И действительно, поражены “обломовщиной”, стали ее жертвами почти все герои романа: и Захар, и Агафья Пшеницына, и Штольц, и Ольга.
Величайшая заслуга И. А. Гончарова состоит в том, что он удивительно точно изобразил болезнь, поразившую русское общество середины XIX века, которую Н. А. Добролюбов охарактеризовал как “неспособность деятельно захотеть чего-либо”, и указал на социальные причины этого явления.

Выбор редакции
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...

Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...

Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...
Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...