Что такое жалейка музыкальный инструмент. Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент. Послушать звучание жалейки


ЖАЛЕЙКА, русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная или тростниковая трубка с раструбом из рога или бересты … Современная энциклопедия

Русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная, тростниковая, рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты … Большой Энциклопедический словарь

ЖАЛЕЙКА, жалейки, жен. (обл.). Русский крестьянский музыкальный инструмент, состоящий из коровьего рога со вставленными в него двумя камышевыми дудками и с несколькими отверстиями; дудка из тростника, из выдолбленного тонкого деревца. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

ЖАЛЕЙКА, и, жен. Народный духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная трубка с раструбом из коровьего рога или бересты. Играть на жалейке. | прил. жалейковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЖАЛЕЙКА - духовой музыкальный инструмент у восточных славян деревянная или тростниковая трубка с раструбом из коровьего рога или бересты … Этнографический словарь

Жалейка - ЖАЛЕЙКА, русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная или тростниковая трубка с раструбом из рога или бересты. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

жалейка - жалейка, духовой музыкальный инструмент у восточных славян — деревянная или тростниковая трубка с раструбом из коровьего рога или бересты … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Сейчас жалейку (иначе она называется брелка) можно увидеть, пожалуй, только в оркестре русских народных инструментов. А когда то она была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Как и самый близкий ее родственник, пастуший… … Музыкальный словарь

И; мн. род. леек, дат. лейкам; ж. Русский народный духовой музыкальный инструмент в виде дудки (распространён также на Украине, в Белоруссии, в Литве). ● Жалейка представляет собой деревянную или камышовую трубку с отверстиями сбоку (для… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Народные инструменты. Аудиоэнциклопедия (CD) , . Весёлый музыкальный спектакль в лёгкой и доступной форме познакомит ребёнка с русскими народными инструментами и с их звучанием. Расскажет об истории появления этих инструментов, о том, какой…
  • Велькино детство , Алексей Олейников. В 2007 году сборник рассказов "Велькино детство" стал лауреатом национальной детской литературной премии "Заветная мечта" . Книга рассказывает о приключениях мальчика Вельки в южной…
  • Гусли, саратовская гармошка, жалейка, окарина и балалайка делятся своими секретами , Ольга Пикколо. Маленькие слушатели знакомятся со множеством музыкальных русских народных инструментов, входящих в три дружные семейки оркестра: с духовыми, струнно-щипковыми и ударными инструментами:…

Старинный русский народный - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Жалейка известна также под названием жаломейка .

Происхождение, история жалейки

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

В ряде областей жалейку, как и владимирский , называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.

Для изучения вопроса о времени возникновения у русских традиции игры на жалейки полезным может оказаться инструмент с названием «пищики «, широко распространённый в южно-российских областях.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов.

Устройство и разновидности жалейки

Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая).

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.


Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Двойная (двухствольчатая) жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться . Весь корпус состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

В 1900 году В.В.Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им . Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Видео: Жалейка на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

На вчерашнюю мою статью «Магический дудук » пришел первым комментарий от Сергея: « Леонид, а кто вам сказал что это . По моему больше похожа на космическую попсу. А “армянский д удук” или как вы его называете “магический дудук”, не идет не в какое сравнение с простой русской “жалейкой”. И никто никогда не называл ее божественной. “Жалейка” – это просто русский народный инструмент ».

Назвать эту музыку попсой и сравнить ее с другим инструментом… Ну, извините…

Мне кажется, что Сергей просто ее не слушал внимательно. Инструменты совершенно разного тембра звучания и, соответственно, должны и вызывать совершенно разное восприятие.

У меня не было в планах писать о жалейке, но в качестве ответа на этот комментарий я решил написать.

Русский народный музыкальный инструмент Жалейка

В разных источниках его называют русским, белорусским, украинским и даже литовским. Правильнее его было бы назвать обобщающим названием – инструментом восточных славян.
В древнерусских рукописях слово не встречается. Впервые о ней в конце XVIII века написал в своих записях А.Тучков. Может быть раньше назывался этот инструмент как то по другому, например, пастушеский рожок. Название связывают с «желями» или «жалениями» – поминальными обрядами, включающих игру на жалейке.

Вырезают жалейку из ивы или бузины. В верхний конец вставляется язычок из камыша или гусиного пера, а на нижний – раструб из бересты или коровьего рога. На самом стволе делается 3-7 отверстий. От количества отверстий зависит диапазон звукового ряда. Тембр получается пронзительным и гнусавым, печальным и жалостливым.

Сейчас жалейка встречается только в некоторых ансамблях русских народных инструментов .
И чтобы окончательно составить свое мнение о жалейке послушайте ее звучание. А чтобы легче было сравнить и понять, в конце статьи я привел еще несколько мелодий дудука. Слушайте и наслаждайтесь игрой совершенно разных по своему звучанию инструментов.

Магический дудук (продолжение)

Музыкальный инструмент: Жалейка

В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех.

Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка - старинный русский народный инструмент, изначально применявшийся на Руси в поминальных обрядах. Её интересное название, происходит то ли от слова жалость, то ли от слова жалеть.

Историю жалейки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Звук жалейки можно охарактеризовать такими словами как громкий, пронзительный, напористый и даже крикливый. Он практически лишен обертонов и ему почти неподвластны динамические оттенки. Тембральный окрас инструмента имеет жалостливый и немного гнусавый оттенок.

Звучание инструмента это результат вибрации трости, которое возникает под воздействием вдуваемого исполнителем воздуха.

Жалейка, в основном имеющая диатонический звукоряд, бывает и хроматической.

Диапазон инструмента, зависящий от количества звуковых отверстий, очень небольшой и включает в себя всего одну октаву.

Играть на жалейке очень не просто, так как точное интонирование на инструменте требует от исполнителя большого умения.

Фото :

Интересные факты

  • Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брелкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком.
  • Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров.
  • На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову.
  • Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи.
  • Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо.
  • Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

Конструкция


Довольно простая конструкция жалейки включает в себя трубочку, раструб и мундштук (пищик).

  • Трубка, длина которой варьируется от 10 до 20 см, имеет цилиндрическую форму. Если раньше пастухи для её изготовления использовали в основном камышовый тростник, иву, клен и бузину, то на сегодняшний день употребляемый материал очень разнообразен. Это древесина яблони, красного дерева, а также эбонит и алюминий. На стволе трубки располагаются обычно от 3 до 7 звуковых отверстий.
  • Раструб, выполняющий роль резонатора, крепится к нижнему концу трубки. По большей части его делают из рога коровы или бересты. Место соединения трубки и рога обычно украшается кольцом, которое, как правило, делается из латуни.
  • Мундштук, называемый пищиком, находится в верхней части инструмента. Это небольшая трубочка определенных размеров и формы, изготавливаемая из дерева, эбонита, металла или пластмассы. К пищику при помощи двух так называемых кембриков крепится одинарная трость (язычок) из камыша или тонкого пластика.

Разновидности


Семейство жалейки весьма многообразно и включает в себя инструменты, которые различаются по размерам, высоте звучания, строю и конструкции.

Жалейки, отличающиеся по размерам и высоте звучания: пикколо, сопрано, альт и бас.

Инструменты, различающиеся по конструкции, - это брёлка и двойная жалейка.

Брёлка в отличие от жалейки имеет более мягкое звучание, так как раструб сделан не из коровьего рога, а из бересты, и вместо одинарного язычка используется двойной.

Двойная жалейка - инструмент, конструкция которого состоит из двух инструментов, соединенных вместе. На двойной жалейке возможно исполнение двухголосных мелодий.


История

Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается.

О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках. Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей - скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева. Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины - сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента. Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым -этнографом, музыкантом - исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем. В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников». На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них. Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.

Видео: слушать жалейку

Жалейка относится к простым музыкальным инструментам. Обучение игре на жалейке доступно каждому, достаточно лишь приложить некоторые усилия для овладения техникой звукоизвлечения на инструменте.

Звукоизвлечение на жалейке требует более сильного напора воздуха, чем, например, на блок-флейте, где принцип звукообразования совсем иной. Для того, чтобы понять необходимый напор воздуха для стройного звучания жалейки следует поиграть на инструменте ноты снизу вверх с баяном или фортепиано на «легато» (связно), потом по две ноты на «легато». После того, как Вы добились чистого, стройного звучания необходимо поиграть интервалы, начиная от нижней ноты с секунды и далее (пример: До-Ре, До-Ми, До-Фа и т.д.). Потом можно комбинировать интервалы сверху вниз. Также начинать упражнение на «легато», потом можно переходить к «нон-легато» и «стаккато» (отрывисто).

Ниже приведена аппликатура. Схема поможет Вам разобраться в правильном положении рук и пальцев при игре на инструменте на примере жалейки До Мажор.

Ознакомьтесь, пожалуйста, со схемой расположения нот на инструменте на примере жалейки До Мажор. Обращаем Ваше внимание на то, что отверстия должны быть закрыты плотно.

Колпачок с жалейки желательно без крайней надобности не снимать, чтобы не погнуть трость и не нарушить строй инструмента. При необходимости подстройки инструмента, верхнее кольцо (которое находится на пищике инструмента и удерживает трость) в зависимости от того высит или низит жалейка нужно двигать вверх (если низит) или вниз (если высит) аккуратно на доли миллиметра.

Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...