Что значит гобелен. Что такое гобелен? Описание, состав, свойства, достоинства и отзывы. Достоинства и недостатки гобеленовой ткани


На фото: «Иконописный портрет» царевича Димитрия, выполненный в 1899 году знаменитым живописателем Святой Руси М. В. Нестеровым.

Среди людей, оставивших след в истории Углича, выделяется фигура Царевича Дмитрия , который в силу своего возраста не успел ничего сделать ни для города, ни для его жителей. Он лишь погиб в нем — при загадочных обстоятельствах.

Смерть царевича Дмитрия в Угличе - одна из величайших загадок русской истории, прошлое которой, по одному меткому выражению, непредсказуемо. Историки спорят по-прежнему, было ли это убийством или всего лишь несчастным случаем вследствие болезни отрока. Доподлинно известно лишь одно: в скором времени после прогулки во дворе мальчик был найден с резаной раной шеи, оказавшейся в итоге смертельной.

После смерти Ивана IV его последняя супруга Мария Нагая вместе с сыном были отправлены в Углич. Строго говоря, виды на престол у малолетнего царевича были незавидными: рожденный минимум от шестого брака грозного отца, лишь первые три из которых Церковь признавала официальными, Дмитрию была уготована роль незаконнорожденного отпрыска царского семейства.

Это произошло больше четырехсот лет назад. 15/28 мая 1591 года землю княжеского двора в Угличе обагрила кровь восьмилетнего отрока, сына от его седьмой (пятой венчанной) жены Марии Нагой, царевича Дмитрия. Это событие можно назвать начальной точкой эпохи безвременья. Впрочем, подобные утверждения, касающиеся истории, всегда двусмысленны. В истории действует множество причин, они запутываются в клубок, который очень трудно распутать. «Россию вздернул на дыбы», — было сказано о Петре. То же самое вполне можно сказать и об Иване Грозном. Жестокое насилие, учиненное им над страной, рано или поздно должно было отозваться трагедией. Оно и отозвалось — скорее рано, чем поздно. А повод — это уже дело десятое.

Отец и братья Дмитрия

Еще за десять лет до угличских событий по поводу престолонаследия, казалось, нечего было беспокоиться. У Ивана Грозного было два сына, вот-вот должен был родиться третий. Наиболее подходящим для трона, по мнению многих историков, был как раз старший — Иван. Но во время одной из ссор Грозный так избил его, что тот после этого (см. знаменитую картину Ильи Репина).

Таким образом, в 1584 году на трон сел средний сын — Федор. В характере Федора начисто отсутствовали качества, необходимые для царского служения. С детства он был тих, богомолен и больше обращал свои очи горе, нежели на грешную землю. В исторической литературе его принято называть полуидиотом, но это, конечно, не так. Просто он родился для монастыря, а вынужден был управлять огромной и неспокойной, неустроенной державой.

Иногда, впрочем, на него находили приступы бешенства (отцовская кровь все-таки сказывалась) — говорят, бывало, он побивал палкой своего шурина Бориса Годунова, но это были редчайшие случаи. Вообще же, при Федоре именно Борис Годунов управлял страной — этот факт не вызывает сомнений. Но вот хотел ли Борис сесть после Федора на трон, — это еще вопрос.

Кто убил царевича Дмитрия?

Годунов в этой истории играет чуть ли не центральную роль. Стараниями многочисленных исследователей по поводу Годунова сложился определенный стереотип. Дескать, был он честолюбив и властолюбив (тут не обходится дело без лукавых упоминаний о невысоком его происхождении), вот и убил царевича Дмитрия, подослав к нему убийцу. Более того, в свое время бродили слухи о том, что и Федор умер не своей смертью, а от годуновского яда. А уж о «мальчиках кровавых в глазах», мучивших , знает каждый школьник.

Город Углич был отдан царевичу Димитрию в удел как младшему сыну царя. Уделы всегда были головной болью для московских государей, в них часто росла смута (в этом смысле понятны опасения государственника Бориса Годунова, приславшего наблюдать за малолетним царевичем своего единомышленника Михаила Битяговского).

Но резонов губить царевича у Годунова было не так уж много. У царя Федора в то время еще мог родиться наследник. Ведь произвела же на свет его жена Ирина (сестра Годунова) дочь!

Кажется, Борис тогда и вообще не помышлял о троне. Изнемогшая в экспериментах Ивана Грозного страна стояла на краю бунта, тут хватило бы и малой искры, — неужели бы в таком положении Годунов решился на убийство Дмитрия? Да и то сказать — в ситуации «безвластия» Годунов в ряду претендентов на престол стоял бы на последнем месте, были более подходящие по родовитости Шуйские, Романовы, Мстиславские.

Смерть царевича Дмитрия в Угличе - падучая болезнь или нападение?

Носилки, на которых останки царевича Димитрия были перенесены в московский Архангельский собор из угличского Преображенского. Сейчас находятся в церкви св. Димитрия в Угличе.

Так что же случилось 15 мая? В полдень с четырьмя сверстниками Дмитрий вышел поиграть во дворик. Приглядывали за ним «мамка» Волохова (мать одного из предполагаемых убийц) и еще две няньки.

Прошло совсем немного времени, и со двора раздался страшный крик. Сбежавшая вниз Мария Нагая обнаружила своего сына царевича Дмитрия мертвым — с раной на шее.

Две версии смерти царевича Дмитрия

История гибели восьмилетнего «князя Углицкого» подробно описана во множестве источников разной степени достоверности. Все они придерживаются одной из двух версий: официальной московской и местной угличской.

Первая версия гибели царевича Дмитрия - угличская:

По угличской версии, основывающейся на словах матери царевича и ряда свидетелей из числа горожан, Дмитрий был убит во дворе наемными убийцами, присланными коварным Борисом Годуновым. Главным же убийцей назывался, в частности, сын дьяка Битяговского, по злой иронии судьбы как раз охранявшего в Угличе царственную семью.

Они подошли к Дмитрию:

«О, у тебя новое ожерелье, покажи», — сказал один из них.
«Да нет, старое», — ответил Дмитрий, доверчиво подставляя злоумышленникам горло.

И в ту же секунду горло было перерезано ножом.

Когда страшная история огласилась, ударили в набат. Разгневанный народ побил каменьями убийц царевича Дмитрия - дюжину московских дьяков, слуг и нескольких посадских людей. Трупы их сбросили в ров.

Угличской версии придерживался известный историк и писатель Николай Михайлович Карамзин, на ней же построен и сюжет пушкинской пьесы «Борис Годунов»

Вторая версия смерти царевича Дмитрия - официальная:

Вторая, официальная, версия убийства царевича Дмитрия трактует события совершенно иначе. Эта версия получила хождение в материалах следствия, стремительно проведенного будущим (кстати, всегдашним противником Бориса Годунова). По ней с царевичем Дмитрием, игравшим со сверстниками ножиком, случился припадок падучей болезни, которой он был подвержен. Припадок оказался столь силен, что мамка и няньки не сразу решились приблизиться к нему. Его било об землю, и нечаянным образом ребенок напоролся горлом на нож. (Здесь, правда, возникает вопрос: как в руках у мальчика-эпилептика оказался ножик? Неужели мать «благословила» столь опасные в его положении игры?)

Вот тут и появилась обеспамятевшая от горя Мария Нагая. Она кричала, что ее сына извел по приказу Годунова Битяговский. Битяговский меж тем метался по двору, тщась пресечь смуту. Он пытался прорваться на колокольню, откуда уже раздавался набатный звон, но двери были наглухо заперты. Появился и Михаил Нагой, присоединившийся к крику своей сестры. Угличская чернь не замедлила собраться. Начались самочинные расправы.

Смерть царевича Дмитрия и начало Смутного времени на Руси

1997 год. В Угличе возрождается так называемый «Царевич день». Он отмечается ежегодно 28 мая по новому стилю, в день гибели царевича Димитрия.

Дело о гибели царевича Дмитрия стало запутываться уже спустя несколько лет. Василий Шуйский дважды опровергал результаты собственного следствия. Присягая Лжедмитрию-Отрепьеву, он говорил, что Дмитрий был спасен. Во второй раз, сам сделавшись царем, он в спешном порядке приказал привезти останки царевича в Москву и положил их в (примечательно, что документы фиксируют многие исцеления от них — и как раз вследствие этого, а вовсе не по указке царя Василия, Церковь прославила Димитрия как страстотерпца).

Более того, «ложные показания» давала и мать Дмитрия, к тому времени инокиня Марфа. Когда Москву захватил Отрепьев, она «признала» в нем своего сына, лобызала и обнимала его на глазах у всех. А когда в Москву принесли мощи убитого царевича Дмитрия, она покаялась и вернулась к своей первоначальной версии убийства.

А Лжедмитрии между тем приходили один за другим. в самом разгаре. И непосредственный исток этого трагического карнавала обнаружим именно в дне 15 мая 1591 года. В обсуждении событий того дня историки до сих пор не пришли к согласию и вряд ли придут когда-нибудь. Тем более не рискнем утверждать что-нибудь наверняка и мы. Абсолютных утверждений не будет, но это и не столь важно.

Важно другое. Эта история необыкновенно поучительна, только нужно пережить ее как бы в личном опыте, опыте живого участия. Как поучительна и вся тогдашняя русская смута. Ужасная, кровавая, жестокая смута, столь живописно изображенная Авраамием Палицыным в своем «Сказании». Это «Сказание» и сегодня трудно и больно читать — ушедшая эпоха кричит в нем нечеловеческим голосом. Страна все-таки опамятовалась, смогла собрать силы, стала медленно выздоравливать. Эхо всего этого внимательные люди отчетливо услышат сегодня. Но это уже другая история.

Маленькая жизнь оборвалась, толком не успев начаться, и напоминание о том - церковь Царевича Димитрия «на крови» цвета крови.

Поистине, наше прошлое непредсказуемо, и расплачиваются за это зачастую - совсем уж невинные души.


Саша Митрахович 25.02.2017 18:39


Следствие по делу о гибели царевича Димитрия закончилось в 1591 году, как водилось в ту эпоху, пытками и казнями. Нагие (за исключением Марии, насильно постриженной в монахини) оказались в тюрьме.

Не поздоровилось и угличанам. Около двухсот человек были казнены, множество людей отправили в ссылку —в далекий сибирский город Пелым. Сибирь тогда только-только осваивалась, нормально жить там было практически невозможно. В принципе, народ был отправлен на страдания и преждевременную смерть.

Власти наказали даже большой угличский колокол , созывавший в тот день горожан на расправу. Ему урезали «ухо» (почему и прозвали «корноухим») и отправили в ту же сибирскую ссылку — правда, не в Пелым, а в .

В Тобольске воевода князь Лобанов-Ростовский распорядился запереть Ссыльный Угличский колокол в приказной избе и сделать на нем надпись:

«Первоссыльный неодушевленный с Углича».

«Заключение», впрочем, продлилось недолго: вскоре «корноухий» колокол сопричли к звоннице . А в 1677 году, во время большого тобольского пожара, когда сгорел и деревянный Софийский собор, колокол якобы расплавился — «раздался без остатка». Или почти расплавился.


Опять версии раздваиваются, как раздвоились в свое время толкования обстоятельств смерти царевича Димитрия.

Согласно одной из версий, в XVIII веке в Тобольске отлили «новый Углицкий колокол» — пользуясь иконописной терминологией, как бы «список» старого. Для «отличения его от прочих колоколов» митрополит Тобольский Павел (Конюскевич) приказал сделать на нем надпись следующего содержания:

«Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия 1591 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви всемилостивого Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитный, весу в нем 19 пуд. 20 ф.».

В 1890 году колокол выкупил у епархии Тобольский музей. К тому времени он помещался на небольшой, специально выстроенной для него звоннице и служил местной достопримечательностью.

Но угличане не забыли своего «неодушевленного первоссыльного». В 1849 году они подали прошение в министерство внутренних дел о возвращении набатного колокола, и Николай I постановил:

«просьбу сию удовлетворить» — «удостоверясь предварительно в справедливости существования означенного колокола в Тобольске».

Но специально созданная комиссия удостоверилась именно в том, что колокол «не тот». Прошение угличан осталось без чаемых ими последствий. Их убедили в том, что «первоссыльного» более не существует.

Обретение совершилось в связи с намерением канонизировать царевича Дмитрия и перенести его останки в Москву. На этот шаг тогдашний пошел с целью прекратить «эпидемию самозванщины».

В мае 1606 года в Углич прибыла особая комиссия, возглавляемая митрополитом Ростовским Филаретом. Мощи царевича Дмитрия извлекли из могилы, положили на приготовленные носилки и, к великому горю угличан, торжественно понесли вон из города — к московской дороге.

Согласно местному преданию, на окраине Углича носилки, поставленные на землю, приросли к ней. И только после многих молений удалось москвичам «оторвать» носилки от земли и продолжить путь. Угличане же на том месте построили часовню, а потом и храм во имя св. Димитрия. Именно он впоследствии именовался церковью Димитрия «на поле» — дабы отличать его от .

Среди реликвий, связанных с царевичем Димитрием, в Спасо-Преображенском соборе Углича оставался лишь покров с его гроба (его оставили угличанам по их слезной просьбе). А в 1631 году благоволил прислать в Углич носилки, на которых тело царевича путешествовало из Углича в Москву. Ценности эти лежали в серебряной раке, стоявшей на солее, а теперь имеют свое местонахождение в Угличском историко-художественном музее.


Саша Митрахович 26.02.2017 12:48

Человечество применяет в декоративных целях разные ткани. Одним из самых дорогих и роскошных материалов является гобелен. Он обладает определенными особенностями. Эту многослойную ткань очень любят как профессиональные дизайнеры, так и простые покупатели. Она позволяет украсить интерьер, добавив в него классицизма и неповторимого стиля.

Со времен своего появления представленный материал претерпел множество изменений. Что такое гобелен, будет рассмотрено далее.

Общие сведения

Название ткани гобелен переводится с французского, как декоративный ковер, шпалера, которая не имеет ворса. Это особый вид техники, позволяющий создавать картины, рисунки и орнаменты. Раньше на подобных коврах изображали сюжеты из мифов и легенд, библейские истории и т. д. Красиво смотрятся ткани этого вида с орнаментом витиеватой формы.

Раньше все гобелены выполнялись вручную. Поэтому стоимость подобных тканей была очень высокой. Горизонтальные нити утка переплетались с вертикальными нитями основы. При создании материала применяли шерсть, шелковую нить, вплетали золото и серебро. Признаком роскоши и высокого положения хозяев дома в обществе считалось наличие не одного, а серии гобеленов, которые создавались в одном сюжетном направлении.

Как и раньше, создание гобеленов является искусством. Его производят на специальных машинах. Подобную ткань ныне применяют для создания мебели. Ее называют жаккардовым плетением. Гобелен своими руками создать сложно. Такая работа стоит очень дорого.

История гобеленов

Технология гобелена пришла к нам с самых древних времен. За это время она значительно усовершенствовалась. Ее применяли в Древнем Египте. Археологи находили элементы одежды, созданные по такой технологии.

Гобелены создавали древние римляне и греки. Они украшали подобными полотнами свои дома. Ковры имели мифологические сюжеты. Описание процессов такого ткачества можно встретить в работах Гомера «Одиссея» и Овидия «Метаморфозы».

Даже древние индейцы еще до открытия Америки Колумбом создавали ткани по подобной технологии. В VII веке нашей эры в Перу ткали гобелены. Эта техника также была известна в Китае, Японии. Отсюда во времена Крестовых походов тамплиеры завезли диковинные картины из ткани в Европу. После этого технику древних народов начали повторять в Германии, Франции. В этих странах при создании гобеленов применяли только 6 цветов. Однако это не мешало мастерам того времени создавать настоящие шедевры.

В России первая мануфактура по производству шпалер открылась во времена правления Петра I. В ней преподавали французы. Обучение длилось 12 лет.

Современное производство

В 1804 году Ж. Жаккар запатентовал станок, который позволил создавать вышивки гобеленов машинным способом. Сегодня эта технология была усовершенствована. Ткань создается промышленным методом. При этом применяется несколько разных способов изготовления гобеленов.

Согласно первой технике, нити натягивают на специальную раму. Они являются основой. Далее через них протягивают нити утка. Так образуется ткань и рисунок. Создавая гобелен своими руками, применяют именно эту методику.

Второй подход предполагает создание ткани при помощи перекрестного пересечения нитей. Третий способ предполагает формирование шпалер машинным способом по принципу ручного изготовления материала. Это позволяет создать сложный орнамент. Ткань при этом становится прочной и тяжелой. Большое количество материалов потребуется для создания одной шпалеры.

Материалы

Вышивка гобелена предполагает применять разные типы нитей. От этого зависят эксплуатационные качества материала. Чаще всего для создания одного полотна требуется от 3 до 5 нитей. Основа может быть любого цвета. Впоследствии ее не будет видно. Эта нить должна быть прочной, чтобы обеспечить долговечность гобелена. Уток предполагает использовать мягкие типы нитей.

Одним из лучших вариантов для создания гобелена является шерсть. Это экологически чистые, прочные волокна. Чаще всего применяется овечья шерсть. Ее легко окрашивать и обрабатывать.

Также нити изготавливают изо льна и хлопка. В этом случае вес гобелена будет меньше. Одним из самых роскошных типов материалов является шелк. Нити получают из коконов бабочек шелкопряда. Ее применяют в сочетании с шерстяными или хлопковыми нитями. Шелк придает изделию роскоши и нарядности.

Часто в современном производстве применяют синтетику. Ее также сочетают с натуральными волокнами. Украшением гобелена могут стать металлизированные нити люрекс, которые имитируют золото или серебро.

Достоинства ткани

Ткань гобелен имеет массу преимуществ перед иными разновидностями материалов. Поэтому она применяется и сегодня в разных целях. Особая техника создания шпалер и полотен позволяет придать материалу прочности, устойчивости к износу. Это плотный материал, который не теряет своей формы длительное время.

За гобеленом легко ухаживать. Благодаря этому этот материал сегодня применяется в самых разных целях. Также производители предлагают большое количество расцветок и фактур гобеленов. Сюжеты, переданные мастерами, поражают своей точностью и органичностью. Такие полотна можно применять в качестве декораций для помещений.

Цвет полотен устойчив к выцветанию. Однако большое значение имеет тип нитей, из которого создан гобелен. Синтетика и натуральные волокна чаще всего применяются в сочетании. Это усиливает положительные качества обоих видов материалов.

Недостатки

Прежде чем повесить гобелен на стену или приобрести полотно для иных целей, следует узнать о его некоторых недостатках. Следует отметить, что это достаточно тяжелый материал. Он отличается высокой жесткостью. Именно по этой причине гобелены не используют для создания одежды. Это сугубо декоративная и отделочная ткань.

Гладить гобелены нельзя. В этом случае волокна будут быстро изнашиваться. Внешний вид материала испортится. Поэтому после чистки нельзя складывать материал, изгибая его. В противном случае заломы и загибы на ткани останутся. Выровнять их будет сложно.

Область применения

Сегодня представленный материал широко применяют при создании различной продукции легкой промышленности. Ранее покрывало из гобелена мог позволить себе только очень состоятельный человек. Ныне этот материал может приобрести каждый.

Гобеленовая техника позволяет создавать ткань для обшивки мебели, например, кресел, диванов, стульев и т. д. Материал подходит для создания декоративных подушек, пуфов и валиков. Также гармонично впишутся в классический интерьер шторы из гобелена. Его применяют для создания плотных портьер и гардин.

Легкая промышленность массово выпускает покрывала и декоративные панно по представленной технике. Из этой ткани создают сумки, пояса, клатчи и т. д. Орнамент может быть разным. Сегодня пользуются большой популярностью цветочные мотивы, восточные, геометрические узоры. Также создают современные рисунки, позволяющие подобрать гобелены для любого типа интерьера.

Уход за гобеленами

Рассматривая, что такое гобелен и его особенности, следует уделить внимание правилам ухода за этим материалом. Обивку для мебели этого типа пропитывают специальными составами. Поэтому не рекомендуется применять для чистки воду. Это приведет только к размазыванию пятен. Лучше отдать предпочтение сухой чистке.

Если ткань создана из шерсти или шелка, удалять загрязнения потребуется при помощи кисти или ватного диска. Это надо делать очень аккуратно. Лучше отдать изделие в химчистку. Если постирать гобелен самостоятельно в домашних условиях, материал может деформироваться. Цвет может полинять. Это значительно ухудшает внешний вид изделия.

Гобелен – это плотная ткань, на которой особым образом выткана полноценная картина, способная переместить человека, как во времени, так и в пространстве. И это неудивительно, поскольку гобелены были известны еще со времен Древнего Египта, и пришли к нам сквозь века. Рассматривая старинную гобеленовую картину можно представить себя сидящим перед камином в средневековом замке или танцующим в дворцовом зале на блистательном королевском балу. Естественно, технологии производства гобеленовой ткани сегодня изменились, но изделия из нее, в том числе и занавеси из гобелена за прошедшие века ничуть не утратили популярности.

Секреты производства

Естественно, что со временем технологии производства и качественный состав сырья меняется. Меняются и ткани. Неизменными остаются только их названия и возникает вопрос: «Современные гобелены и ткани из них: что это такое?» Попробуем разобраться. Вплоть до XVII века ткани такого типа носили название шпалеров, а потом за их производство взялась именитая французская ткацкая фамилия Gobelin, и давшая впоследствии название уникальному текстилю. На протяжении веков безворсовые ковры изготавливались исключительно вручную, но когда француз Жаккард изобрел свой знаменитый станок, гобелены стали производиться в больших объемах и гораздо быстрее.

Принципы жаккардового плетения при производстве гобеленовых тканей используют до сих пор, но в сравнении с жаккардом, гобелен в разы прочнее, благодаря использованию в десятки раз большего количества нитей. Благодаря этому удается создавать великолепные картины, передавая мельчайшие цветовые оттенки.

Структура гобеленов обычно состоит из двух или трех слоев, что сказывается на весе материала. Можно также изготавливать и двухсторонние изделия, тогда слоев будет соответственно 4–6.

Ведущее требование, которое выдвигается к гобеленовой основе – это прочность. Вплоть до XVIII века для нее применяли овечью шерсть, а ближе к XIX столетию стали использовать натуральный шелк. Сейчас же в промышленности активно применяют синтетические и смесовые нити.

Уток для гобелена непременно должен быть эластичным. Именно благодаря этим нитям можно получить великолепную основу, создавать чудесную картину из шерсти, шелка, акрила, вискозы, люрекса, полиэстера, серебряных и золотых нитей. А объем и структурность изделиям позволяют обеспечить сочетание нитей разной толщины и использование разнообразных способов плетения.

Как правило, картины на гобеленах копируют произведения известнейших художников. А благодаря современным технологиям на них может появиться даже фото заказчика.

Чем хорош или плох гобелен

Любая ткань для штор, в том числе и гобеленовая, характеризуется собственными достоинствами и недостатками.

  • Непревзойденная прочность. Материал абсолютно не рвется, его даже сложно разрезать ножницами.
  • Долговечность. Картины на ткани можно различить и через столетия, первоначальная же свежесть красок сохраняется минимум 10 лет.
  • Разнообразие и универсальность. Благодаря возможности нанести любой узор на гобелен, с его помощью можно украсить интерьер практически в любом стиле.
  • Гипоаллергенность. Если при создании гобелена использованы качественные натуральные материалы, то он не будет притягивать к себе пыль и электризоваться, соответственно, не поспособствует развитию аллергии.
  • Стойкость к загрязнениям. Чтобы изделие оставалось чистым, его обрабатывают специальными средствами.
  • Гобелен нельзя использовать при создании одежды, поскольку материал характеризуется жесткостью и тяжестью.
  • Нельзя стирать в машинке.
  • Гладить изделие тоже нельзя из-за вероятности образования заломов и загибов.

Сфера применения

Многие дизайнеры интерьеров и производители мебели активно генерируют идеи по использованию гобеленов:

  • Гобелен используют для обивки диванов и кресел, изготовления покрывал и подушек. Также изготавливают панно и картины, что позволяет добавить аристократизма в любое помещение.
  • Помещение, где располагается гобеленовая картина, невероятным образом преображается, наполняется характером. Если недостает брутальности, помогут картины со сценами царской охоты или сражений. Цветочные узоры в пастельных тонах помогут добавить нежности в спальню.
  • В мире моды гобелены стали использовать относительно недавно. С тканевыми картинами делают пальто, сумки, костюмы, кошельки.
  • В последнее время в моду вошли .

Гобелен – очень практичный материал. Он прост в уходе, ведь его не нужно стирать, достаточно только почистить щеткой, а после пропылесосить. Если необходимо, можно отдать изделие в химчистку.

Использование гобелена в интерьере гарантированно придает обстановке нотки аристократической роскоши. В такой комнате хочется находиться как можно дольше, поскольку в ней царит дух благополучия, и поэтом тканые картины и портьеры из гобелена так долго остаются в тренде и не выходят из моды.

[Оценивших: 2 Средняя оценка: 5]

Буквально с момента изобретения гобелен считается роскошной и дорогой тканью. Ведь недаром еще в средневековье с помощью этого материала состоятельные люди отделывали мебель и создавали убранства замков и дворцов. В давние времена гобелены делали вручную. Это был долгий и кропотливый труд, в результате которого получались шикарные тканые картины, называемые шпалерами. Хотя за время своего существования гобеленовые ткани претерпели некоторые изменения, они остаются любимыми и востребованными как дизайнерами, так и обычными людьми.

История гобелена

Декоративная шпалера, или гобелен, знакома человечеству не одну сотню лет. Предметы одежды из этого материала находили в гробницах египетских фараонов. Древние греки украшали свои жилища ткаными коврами с изображениями богов и мифических героев, а перуанские мастера ткали погребальные саваны.

Все работы по производству ковров с различными сюжетами проводились вручную. При этом перекрестно переплетались шерстяные и шелковые нити, а в особых случаях в ткань вплетали волокна из чистого золота или серебра.

Создание гобелена - трудоемкое занятие, требующее от ткача невероятно много времени и терпения. За год один мастер мог соткать ковер размером 1,5 х 1,5 м, поэтому стоимость таких изделий была невероятно высока, а пользоваться гобеленовой тканью могли только состоятельные люди.

В конце XVII века эту восхитительную ткань стали производить на французской мануфактуре Gobelin, тогда же и появилось современное название «гобелен». В России первая шпалерная фабрика появилась при Петре I, и работали там исключительно французские мастера.

Специалисты утверждают, что такое название могут носить именно те ткани, которые сделаны на мануфактуре в Париже, а все остальные следует называть шпалерами. Однако в настоящее время этим термином называют любое тканое полотно.


Особенности материала

После того как в начале XVIII века француз Жозеф Жаккард изобрел ткацкий станок для изготовления сложных узорчатых тканей, для гобеленов наступила новая эра. Теперь эта роскошная изысканная ткань стала производиться в больших количествах.

В наше время гобеленовую ткань изготавливают путем . Если для выработки обычного жаккардового полотна требует 2-3 нити, то для производства тканых картин понадобится более десяти волокон разных цветов и фактур.

В гобеленовых тканях и основа должны соответствовать определенным требованиям, только тогда картина будет выглядеть естественно. Нити утка должны быть эластичными, а основы - очень прочными.

Чаще всего для производства гобеленов используют следующие материалы:

  • шерсть овцы - прочные натуральные волокна, которые легко окрасить в любой цвет;
  • лен, хлопок - позволяют сделать легкие дышащие материалы;
  • шелк - натуральные волокна, придающие изделию нарядность и благородный блеск;
  • синтетические нити;
  • нити с добавлением металла (люрекс).

Обычно на гобеленах изображают картины известных художников, цветочные композиции или пейзажи. В последнее время появились новые технологии, позволяющие переносить на ткань даже фотографии.


Плюсы и минусы ткани гобелен

Достоинства гобеленовых тканей обусловлены свойствами нитей, используемых в создании материи, и особенностями жаккардового переплетения.

  • Ткань имеет высокую плотность, отлично держит форму, устойчива к износу.
  • Долго сохраняет цвета - не линяет и не выгорает на солнце.
  • Обладает антистатическими свойствами - не притягивает пыль и мелкий мусор, не накапливает статическое электричество.
  • Огромное многообразие художественных композиций и текстур обеспечивает широкое применение во многих сферах жизнедеятельности человека.
  • Не требует особого ухода - специальная обработка защищает изделия от загрязнений.

К недостаткам можно отнести следующие качества ткани:

  • повышенная жесткость и значительный вес материи не позволяют шить из нее одежду;
  • изделия нельзя стирать и гладить, в противном случае могут появиться загибы и заломы.

Пусть у материи и существуют некоторые минусы, гобелены – это популярные и востребованные ткани, которые поднимают настроение, наполняют дом радостью и красотой.


Виды гобелена

Существует множество видов гобелена. Картины и скатерти, салфетки и наволочки на диванные подушки, мебельная обивка, сумочки, ремни, перчатки и даже обувь делают из гобелена.

Тканая картина должна подходить к общему дизайну помещения и тонко передавать настроение хозяина и атмосферу в доме.

Вот несколько распространенных сюжетов, которые часто выбирают любители гобеленов.

  • Восточный стиль. Оригинальный и неповторимый сюжет, полный философии и спокойствия, отличает картины, созданные в восточном стиле. Изображения людей, укрощающих диких животных, гармонично впишутся в интерьер.
  • Кантри. Для тех, кто любит и ценит старинные вещи, разработаны сюжеты гобеленов, уносящих в прошлое. Такие картины отлично сочетаются с камином и глиняной посудой, редкими книгами и самодельными ковриками.
  • Скандинавский стиль. Естественность и простота отличает этот вид гобеленов. Для оформления комнаты в скандинавском стиле больше подойдут картины в светлых тонах: сероватые, голубые, светло-бирюзовые.
  • Прованс. Гобелены в стиле прованс ассоциируются с морем и солнцем. Великолепные цветы, красивые домики на речном или морском берегу напоминают о летнем отдыхе. Такие полотна часто делают из грубого хлопка или отбеленного льна.


Как выбрать настоящий гобелен

Сегодня изделия из гобелена может себе позволить каждый. Чтобы они действительно стали украшением жилища и долго притягивали взгляд хозяина и гостей, материалы должны быть качественными.

Выбирая вещи из гобеленовой ткани, необходимо учитывать следующие моменты.

  • Приобретать шпалеры лучше в специализированных магазинах, где у продавца наверняка имеется сертификат качества на товар.
  • Цвет и текстура выбранной вещи должны как можно лучше подходить к общему дизайну помещения, мебели и шторам.
  • Тканая картина должна иметь такие размеры, чтобы ее было видно целиком.
  • Аккуратная гладкая изнанка и рамочка, поставляемая в комплекте с картиной, свидетельствует о том, что гобелен высокого качества.
  • Рисунок должен быть четким и ярким, с хорошо просматривающейся композицией.

Гобелен в доме всегда является сильным визуальным символом, способным создать настроение и сформировать имидж хозяина. Поэтому к выбору тканой картины надо подходить так же грамотно, как к покупке мебели или одежды.


Уход за гобеленовой тканью

Ткань гобелен имеет шероховатую поверхность, на рубчиках которой очень быстро скапливается пыль. Если не придавать этому значения, то изделие вскоре покроется серым налетом и его внешний вид будет испорчен. Кроме того, на мебель, скатерть или наволочку из гобеленовой ткани можно пролить кофе или апельсиновый сок, и тогда изделие точно придется стирать или чистить. Производители утверждают, что шпалеры долговечны, но это верно только в том случае, если за ними правильно ухаживают.

  • От пыли можно избавиться с помощью пылесоса или одежной щетки. В конце чистки желательно пройтись по поверхности материала влажной губкой, чтобы вещь приобрела свежий вид.
  • Если появилось пятно от пищевых продуктов или уличной грязи, изделие следует помыть. Мягкую губку или кусочек материи смачивают в мыльном растворе и легкими поглаживающими движениями оттирают загрязнение. Сушить изделие можно на улице, в солнечном месте с хорошей циркуляцией воздуха.
  • Гладить изделия из этой материи не рекомендуется. В крайнем случае допускается глажка с изнаночной стороны утюгом, разогретым не более чем до 150°С.
  • Не следует стирать вещи из гобелена в машинке. Если необходима стирка скатерти или наволочки, лучше сделать работу вручную с помощью щадящих моющих средств.
  • Для стирки и чистки гобеленовой ткани стоит использовать только специальные гели и порошки. Причем перед обработкой изделия на изнанке нужно проверить, не оказывает ли выбранное средство негативного воздействия на материал.
  • Тканые картины лучше прятать от попадания прямых солнечных лучей. Иначе гобелен может потрескаться, насыщенные цвета поблекнут и картина приобретет сероватый оттенок.

Покупая картины или другие вещи из гобелена, надо внимательно изучить рекомендации производителя, оставленные на ярлыке к товару, и по возможности их выполнять. Тогда предметы надолго сохранят свой первозданный вид.

Гобеленовые ткани - роскошный плотный материал. Они всегда свежи, привлекательны и никогда не выйдут из моды. Огромное разнообразие моделей и великолепный вид делают эту материю незаменимой при оформлении помещений премиум-класса. Несмотря на то, что современные материалы защищены от грязи , они требуют осторожного обращения и деликатного ухода.

На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов. Почему монархи всего мира отдавали своё предпочтение именно этому жанру прикладного искусства? Кто привёз гобелен в Россию? Как складывается судьба этого трудоёмкого и элитарного ремесла в наши дни?

Гобелен (от французского gobelin) - вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды - прообразы современной шпалеры.

Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее - Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой несколько месяцев), поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а также «Жизнь и смерть Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.

Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Шпалеры являлись убранством храмов во время литургии, служили передвижными стенами в рыцарских замках. Из шпалер составляли передвижные коридоры на улицах во время мистерий и шествий. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы для их создания писали Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк.

Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.

В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.

Эскизы для гобеленов рисовали такие выдающиеся художники, как Пабло Пикассо, Бове Матисс, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Художники-гобеленщики доказали правомерность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла и включения его в систему современных пластических искусств.

Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати.

Обзор составила: Ольга Мичурина

Выбор редакции
В жаркий день так и хочется порадовать себя прохладительными напитками. Поэтому сегодняшний материал посвящается тем, кто желает знать,...

Салаты из морепродуктов - это вкусные блюда, в состав которых входят кальмары, креветки, крабовые палочки, икра, мидии и другие дары...

Такие вот рогалики с интересной начинкой предлагают нам немецкие кулинары. Очень вкусная получилась начинка. Поэтому если вы еще такую не...

Удивительный рыбный суп по-скандинавски — уха со сливками. Приготовьте в домашних условиях по простым рецептам.Это первое блюдо...
Хлеб с чесночным маслом является одной из самых простых вещей, которые можно приготовить в домашних условиях. Это действительно до...
Медальоны из говядины можно заказать в самых лучших ресторанах Бишкека. Может быть, вы даже пытались приготовить их дома. Но, скорее...
Котлеты – один из символов вкусной домашней кухни. Их можно готовить из разных видов мяса: подходит свинина, говядина, курица, индейка....
Необходимо подкорректировать свой режим сна, он сбился. Ложитесь до двенадцати ночи, но никак не в три-четыре часа, ваш организм не...
хранитель изящной словесности Даже в эпоху смартфонов наручные часы не остаются на вторых ролях в нашей личной коллекции аксессуаров....