Детский художник ю а васнецов. Добрый сказочник юрий васнецов. Иван Царевич на Сером Волке


"В детстве мне мама все книжечки, сказки читала. И няня тоже. Сказка вошла в меня...
Мне вот дают в издательстве текст. Я беру тот, который мне нравится. А бывает такой, что в нем нет сказки. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из них не сделаешь. А я ищу сказку... Я всегда помню, для кого будет книжка." Ю. Васнецов

Один из примеров сочетания книги замечательного качества + грамотной популяризации творчества и сохранения наследия - это книги о Юрии Алексеевиче Васнецове, которые выпускает его дочь Елизавета Юрьевна Васнецова.

Давным-давно я показывала первую книгу из васнецовской серии "Неизвестный Юрий Васнецов" . Она вышла в 2011 году. А через год вышло продолжение: "Известный Юрий Васнецов"!

"Известный Юрий Васнецов". Материалы к биографии великого художника. 106 прижизненных изданий: описание, официальная пресса, отклики читателей и коллег. Псковская областная типография, 2012. 480 с. Под общей редакцией Е.Ю. Васнецовой.

Предисловие издателя настолько хорошо, что мне жаль его кромсать на цитаты. Пусть будет целиком:

"Эта книга - ностальгия. Для всех сорока- и прочих -летних, бережно хранящих свои детские книжки, книжки своих родителей, бабушек и дедушек; для коллекционеров, в поисках шедевров Детгиза часами находящихся в Интернете и проводящих время в букинистических магазинах. Детская тонкая книжка - продукт скоропортящийся. У нее многомиллионные тиражи, копеечная цена. Попадая в детские руки, книга портится, рвется, пачкается, зачитывается и редко доживает до детей детей. В «лихие» семидесятые-восьмидесятые XX века книжки нашего детства вместе с журналами «Мурзилка» и «Веселые картинки», перевязанные бечевой, взвешиваются па весах и идут на переработку для так называемых макулатурных изданий. Уцелевали шедевры. У кого из нас не было «Плывет-плывет кораблик» с рисунками Конашевича, «Краденого солнца» с рисунками Васнецова, «Багажа» с иллюстрациями Лебедева! А у кого они сохранились? А помните серию «Библиотечка детского сада»? Сколько было добротных, прекрасно оформленных книжек! Какой был замечательный формат, какие краски, какая бумага!

А какие великолепные художники! Люди, имеющие отношение к полиграфии, понимают: то, что было отпечатано на трофейном послевоенном оборудовании, не повторить на сверхсовременных японско-немецких машинах. Изменились краски, изменилась бумага, изменилось отношение к книге. Все в прошлом. Эта книга посвящена творчеству одного из лучших детских книжных иллюстраторов XX века Юрию Васнецову. К работе нас подтолкнула вышедшая недавно книга - материалы к биографии великого художника «Неизвестный Юрий Васнецов». Так как название книги было несколько провокационным, поскольку имя художника широко известно, нам не оставалось ничего другого, как назвать нашу - «Известный Юрий Васнецов», тем более что это книжка про книжки, первая в отечественном книговедении попытка систематизировать творчество Юрия Васнецова как иллюстратора детских книг. (Рассказ о Юрии Васнецове -живописце, создателе серии великолепных эстампов и авторе рисунков в детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Костер» - в будущем.) Настоящее издание, как нам представляется, - первая попытка систематизировать все творчество одного художника - от первого издания, книги «Карабаш» 1929 года, до последнего прижизненного издания, «У нас-то какие дела» 1973 года. Издатели добросовестно собрали все то, что удалось найти, но справедливо считают, что могут быть не учтенные нами издания периода Великой Отечественной войны, издания 20-30-х годов. Мы будем благодарны за помощь библиографам и коллекционерам - за дополнения, поправки и любые сведения о неизвестных фактах и прижизненных изданиях Юрия Васнецова. Появление таких шедевров иллюстрации, как «Краденое солнце», «Три медведя», «Кошкин дом» и так далее и так далее, не могло бы состояться без блистательного окружения - его друзей-художников и учителей в создании детской иллюстрированной книги: В. Лебедева, В. Конашевича, В. Тамби, В. Курдова, А. Пахомова, Е. Чарушина, Н. Тырсы. Хотелось бы думать, что мы подадим пример коллегам для выпуска подобного рода изданий о творчестве художников золотого века детской иллюстрированной книги. История детской книги XX века ждет своего Карамзина. Мы же публикуем материалы к биографии лишь одного из художников. Принцип публикации следующий:

Дается научное описание, воспроизводится обложка, спинка (как правило, если содержит элемент рисования);
- приводятся лучшие, на наш взгляд, иллюстрации, а также
- эскизы, наброски, рисунки;
- публикуются наиболее яркие критические статьи, в том числе и ругательные 30-40-х годов;
- кроме того, публикуются фотографии;
- письма, воспоминания, деловые документы, относящиеся к издательскому процессу. Отбирались преимущественно не публиковавшиеся ранее материалы. Чтобы не затруднять процесс чтения, не все иллюстрации снабжены подписями. В разделе «Прижизненные издания», содержащем обязательные элементы - обложку, спинку, титульный лист, иллюстрации из конкретной книги, эти элементы приводятся без подписей. К остальным иллюстрациям - фотографиям, эскизам, письмам, предметам прикладного творчества и иным - подписи даются. Библиографический список использованных источников с расширенным описанием представлен в хронологическом порядке в конце издания. Внутритекстовые и подстрочные ссылки на источники приводятся в сокращенном виде.

Издатели приносят благодарность хранителям семейного архива - дочерям Елизавете Юрьевне и Наталье Юрьевне Васнецовым, библиотеке издательства «Молодая гвардия» и лично Е.И. Ивановой и Л.В. Петрову, а также С.Г. Косьянову - за помощь в издании этой книги.

Сначала рассмотрим книгу. Горизонтальной верстки, тканевый переплет, ляссе. Обложка полностью выдержана в стиле серии.

на ткани рельефный рисунок Васнецова: Конек-Горбунок

А форзацы очень занятны: на них приведен фрагмент гобелена неустановленной фабрики по мотивам иллюстраций Ю. Васнецова. Контрафактный продукт начала 21 века!

От издателя
Эраст Кузнецов "О книжной графике Юрия Васнецова"
Елизавета Васнецова "Как папа работал над книгой"
Прижизненные издания (основная часть книги со стр. 49-419)
Основные даты жизни и творчества
Перечень прижизненных изданий
Валентин Курбатов "Стучит, бренчит по улице..."

Сначала о том, что вокруг. Вокруг прижизненных изданий - масса интересного! Впервые публикуемые фотографии, причем не парадные портреты, которые легко вставить в любое издание, хоть в статью в журнале, хоть в книгу. А такие - моментные, случайные, которые вроде в качестве "заглавного фото" не годятся, но тем, кому дорога любая крупица информации и памяти о художнике, эти фотографии доставят радость, они отлично вписались здесь в сопровождающие материалы - вот как этот снимок 1960-х

или фотография с домашнего небольшого застолья (не шумные васнецовские празднества, а вдвоем с Владимиром Васильевичем, скромно. И тут же шедевральная художественная телеграмма юбиляру от Лебедевых:

Статьи Елизаветы Васнецовой богато проиллюстрированы архивными материалами: фотокарточками, документами, эскизами, набросками. Вот например зарисовки для книги С. Маршака "Английские народные песенки", 1943 г

а вот эскиз к ней же - и отрывочек из такой теплой и душевной статьи Елизаветы Юрьевны "Как папа работал над книгой"

Или "раскадровка" иллюстрации "По синю морю корабль бежит" к книге "Радуга-дуга" 1965-1968: сначала эскиз иллюстрации (стекло, акварель, белила)

потом рисунок (бумага, графитный карандаш)

и потом уже сама иллюстрация (бумага, акварель, белила, тушь)

Ну а теперь основная часть книги - воспроизведение 106 прижизненных изданий, сопровожденных вырезками из прессы, откликами читателей и коллег, а также многочисленными дополнительными материалами. С самой первой книги "Карабаш" и до последней прижизненной. Трудовой путь художника с 1929 по 1973 год, почти полвека!

Наконец-то есть возможность посмотреть на фантастическую книгу "Болото", о которой так заманчиво рассказывал Эраст Давыдович Кузнецов в "Медведь летит, хвостом вертит":

"...Книжка "Болото" вышла в 1931 году - третья, но хочется считать ее первой, потому что начинался Васнецов, конечно, не с "Карабаша" и не с "Как папа застрелил мне хорька", а именно с "Болота". <...>

В самом деле, странная эта книжка, какой-то монстр, если глянуть на нее непредвзято. Не сравнить ни с первой, ни со второй - вся она несуразная и нескладная. Непонятно, о чем она и зачем. Ни в какой жанр не лезет. Язык не повернется причислить ее к "познавательным книжкам из жизни природы": картинки не очень понятные, намешанные, напутанные. <...>

О незаурядности "Болота" многие писали с восхищение. Восхищение это может понять каждый, кому повезло посмотреть васнецовские рисунки на какой-нибудь из его выставок или в фондах Русского музея, где они хранятся, и оценить их редкое живописное богатство - богатство цвета, богатство фактуры".

У каждой книги приведена обложка, спинка

Иногда - внутренние страницы, иногда - дополнительные материалы - эскизы

игрушки и предметы, которые держал в руках Юрий Алексеевич

очень интересны наработки художника: например, на странице иллюстрации к книге "Шах-Петух"

есть зарисовки художника: известно, что когда Васнецов иллюстрировал народные сказки, то очень тщательно работал в музеях и библиотеках, изучал этнографические источники

Выходные данные и описание даны очень полно: даже включена информация, где была отпечатана книга

В заключение хочу обратить внимание на очень важные слова из предисловия издателей: "Хотелось бы думать, что мы подадим пример коллегам для выпуска подобного рода изданий о творчестве художников золотого века детской иллюстрированной книги. История детской книги XX века ждет своего Карамзина. Мы же публикуем материалы к биографии лишь одного из художников". Мне понравилось, что издатели так радушно делятся своими мыслями и приглашают всех желающих последовать за ними и начать выпускать подобные книги о других мастерах книги. Замечательно, что не ставят жирный знак патента и авторского права на свою идею систематизации изданий художника.

Чудесная книга, спасибо Елизавете Юрьевне Васнецовой!

Вряд ли что-то еще сможет так обнажить качества настоящего художника, как работа для детской аудитории. Для таких иллюстраций требуется все самое настоящее - и знание детской психологии, и талант, и душевный настрой. Произведение для малышей не терпит никаких подделок. И если рисунок сделан не холодной душой и сердцем, если иллюстратор не превратил свое призвание в ремесло, то такое творение непременно станет событием.

Именно таким мастером своего дела и был Васнецов Юрий Алексеевич.

Удивительный мир художника

Книги, проиллюстрированные Ю. А. Васнецовым, узнаваемы с первого взгляда, на них выросли миллионы советских детей. Изображения в этих книжках имеют первостепенное значение, они неизбежно привлекают к себе внимание маленького читателя.

Неистощимая фантазия, с которой Юрий Васнецов оформлял книги, позволяет с головой окунуться в мир детства, забыть о каких-то заботах и неустроенности взрослого мира. Образы, созданные художником, искрятся оптимизмом, полны жизнеутверждающей силы. Животные и птицы, основные действующие персонажи сказок, приобретают потрясающую выразительность, Юрий Васнецов придал им манеру поведения, движения и повадки, которые он тонко подмечал в реальной действительности.

Почему иллюстрации Васнецова любимы детьми

Он всегда находил дорогу к сердцам своих юных читателей и созерцателей, которые только начали познавать мир через бесконечные наброски, непрерывное изучение натуры. Сказочные герои, которым подарил жизнь Юрий на первый взгляд ненастоящие, лубочные. Но он рисует именно так, как видят их глаза маленького зрителя. Он не вдается в вереницу реалистичных подробностей и деталей, главная цель художника - чтобы юный читатель почувствовал сказочную природу персонажей.

Васнецов никогда не занимался вопросами возрастной психологии, не был он и педагогом, но сумел безошибочно почувствовать своего самого маленького читателя и почитателя - того, который и читать-то еще не умеет.

Васнецов Юрий Алексеевич. Биография

Будущий художник родился 22.03.1900 года в северном городе Вятке. Отец, дед и дядья Васнецова были священнослужителями. Воспитывался Юрий в строгости. Достаток в семье был скромный, но и не бедствовали. В 1917 году, после революции, семья Васнецовых была выселена из соборного дома и познала немалую нужду. Отец Юрия не захотел сложить с себя сан, продолжая ходить в рясе.

Еще будучи ребенком, Юрий самостоятельно разрисовал стены комнатат, печи и ставенки в соседских домах яркими рисунками, где нашли свое место русские орнаменты, кони, неведомые птицы и волшебные цветы. Искусство, которым так богат его народ, он уже тогда ценил и любил.

В 1919 году Васнецов Юрий Алексеевич оканчивает Единую школу второй ступени, а в 1921-м покидает родной дом в Вятке и переезжает в Петроград. В том же году становится студентом живописного факультета Высшего Художественного Технического института. Именно здесь он и знакомится с «органическим» течением в живописи, которое впоследствии и стало самым близким для его творчества.

После окончания института Васнецов Юрий Алексеевич работает преподавателем в художественной школе Ленинграда. В 1926 году художник снова поступает на учебу. На этот раз в Государственный институт художественной культуры. Творческим руководителем художника был Казимир Малевич. Картины Юрия Васнецова, которые получили жизнь в этот период, - «Кубистическая композиция», «Натюрморт. В мастерской Малевича», «Натюрморт с шахматной доской» - несут в себе прекрасное знание формы и роли контраста.

Дорога к детской книге

Васнецов Юрий (художник-иллюстратор) начал свою деятельность, благодаря которой приобрел миллионы почитателей своего таланта в 1928 году. Именно тогда который в то время работал художественным редактором издательства «Детгиз», привлек к сотрудничеству молодого иллюстратора. Первыми книгами стали «Болото» и «Карабаш» В. В. Бианки. Именно в этих иллюстрациях была реализован юмор, гротеск и добрая ирония Васнецова, которые будут характерны для всего его последующего творчества.

Навсегда вошли в классику детского искусства и более поздние иллюстрации Васнецова. В 1934 увидели свет «Путаница» К. Чуковского, в 1935 году - «Три медведя» Л. Толстого, в 1941-м - «Теремок» С. Маршака. Еще позже будут «Краденое солнце», «Кошкин дом», «Пятьдесят поросят», «Конек-горбунок». Книги издавались миллионными тиражами и не задерживались на полках магазинов благодаря писательскому мастерству их авторов и неиссякаемой фантазии иллюстратора. Художник создал свой неповторимый и только ему присущий художественный стиль, который мы и сегодня узнаем, даже мимолетно взглянув на иллюстрацию.

В средине тридцатых Васнецов создает несколько картин ("Натюрморт со шляпой и бутылкой", "Дама с мышкой"), в которых наконец-то проявляет себя как масштабный художник, блистательно соединяя утонченную художественную культуру своего времени с традициями русского народного творчества, столь им любимого. Но появление на свет этих картин совпало с моментом начала борьбы с формализмом, в котором и был обвинен художник.

Военные и послевоенные годы

До войны Васнецов работал для Большого Драматического театра, разрабатывая костюмы и декорации. В военные годы Юрий Васнецов выпускает серию поздравительных открыток. На его творчество в этот период оказывает огромное влияние идеология тех времен. В самом начале войны художник становится членом «Боевого карандаша» - коллектива художников и поэтов, которые своим творчеством помогали победе над врагом. В 1941 году семья Васнецовых была эвакуирована в тыл в г. Пермь, а в 1943 г. - в г. Загорск. Научно-исследовательский институт игрушки стал его местом работы. Юрий Васнецов работает там главным художником. Вернулся он в Ленинград только в конце 1945 года.

Послевоенные годы художник посвящает пейзажам. Наиболее широкую известность получили пейзажи Сосново, эстонские и крымские, зарисовки Мельничного Ручья.

Личная жизнь

Свою личную жизнь иллюстратор Юрий Васнецов не афишировал, поэтому и известно о ней не так уже и много.

В жизни художника была одна-единственная любимая женщина. Женился Юрий Васнецов в возрасте тридцати четырех лет на художнице Пинаевой. В 1934 году он привез в родную Вятку супругу, и отец Васнецова обвенчал их в храме Иоанна Предтечи. Галина Михайловна подарила Васнецову двух прекрасных дочерей. Елизавета родилась в 1937 году, а Наталья - в 1939-м. Поздние дети стали для Юрия Алексеевича настоящей отдушиной. Любую разлуку с ними он воспринимал как трагедию и всегда спешил вернуться домой, чтобы быть рядом со своими девочками.

Юрий Алексеевич увлекался разведением голубей и был заядлым рыбаком.

Дочери художника росли в атмосфере любви и красоты, Елизавета часто засматривалась на работы отца. Позже она пошла по его стопам и тоже нашла себя в изобразительном искусстве. С 1973 года она является членом Союза художников СССР.

Знаменитое родство

Фамилия Васнецова на слуху у любого жителя страны благодаря не только Юрию. Его дальними родственниками были знаменитые русские художники братья Виктор и а также русский фольклорист Александр Васнецов. Однако Юрий Алексеевич никогда не кичился знаменитыми родственниками.

Награды и премии

После войны художник получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1966 году Юрий Васнецов получает звание Народного художника РСФСР.

В начале семидесятых художник иллюстрирует два сборника русских народных сказок. Они носят название «Радуга-дуга» и «Ладушки». В этом же году по его иллюстрациям сняли мультипликационный фильм «Терем-теремок», который можно смело отнести к шедеврам советской мультипликации. За эти работы художнику была присуждена Государственная премия Советского Союза.

Малоизвестный Васнецов

Всю свою жизнь художник посвятил живописи. Однако его картины шестидесятых и семидесятых годов не принесли ему популярности при жизни. Наиболее известные работы того периода - «Цветущий луг», «Натюрморт с вербой» - увидели свет только после смерти художника. Дело в том, что из-за обвинений в формализме Юрий Васнецов предпочитал нигде не выставлять эти свои работы. Он фактически сделал занятия творчеством своим тайным увлечением, и мог показывать эти творения самым доверенным и родным людям. После того как его картины были представлены широкому зрителю на выставке в 1979 году, стало ясно, что художник далеко выходит за рамки книжного иллюстратора. Он является выдающимся русским живописцем XX в.

Художник умер 03.05.1973 года в Ленинграде. Похоронен Юрий Васнецов на в Петербурге, который за долгие годы жизни стал художнику родным городом.

Биография

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) — русский художник, иллюстратор, график и живописец. Родился в семье священника, в роду было много известных живописцев и художников — Апполинарий Васнецов, изображающий в основном в своих полотнах исторические сюжеты, Виктор Васнецов — кто не видел его знаменитых «Богатырей»! — также, среди дальних родственников был Александр Васнецов, фольклорист, собравший и издавший более 350 песен русского народа, преимущественно, северной России. Такое культурное семейное наследие не могло не сказаться на потомке и нашло отображение в его дальнейшем творчестве, где слились воедино фольклорные традиции, юмор и гротеск.

Юрий Васнецов с молодости связал свою жизнь с иллюстрацией детских книг. В 1928 году он начал сотрудничать с великолепным издательством «Детгиз», которое в дальнейшем переформировалось в не менее знаменитую «Детскую литературу». Оформил большое количество детских книг — «Болото» , «Кошкин дом» и «Теремок» , «Краденое солнце» и «Путаницу» и много других. Параллельно с иллюстрированием преподавал в ленинградской школе изобразительное искусство, рисовал открытки, разрабатывал костюмы и декорации для ленинградских театров, занимался живописью. В 1971 году по его рисункам снят анимационный фильм «Терем-теремок».

В детстве мне мама все книжечки, сказки читала. И няня тоже. Сказка вошла в меня…
Мне вот дают в издательстве текст. Я беру тот, который мне нравится. А бывает такой, что в нем нет сказки. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из них не сделаешь. А я ищу сказку… Я всегда помню, для кого будет книжка.

Купить книги с иллюстрациями Юрия Васнецова

Картинки

Название Радуга-дуга
Автор Русский фольклор
Иллюстратор Ю.Васнецов
Год издания 1969
Издательство Детская литература
Название Волк и козлята
Автор Русский фольклор
Обработка Алексей Толстой
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 1984
Издательство Детская литература
Название Ерши малыши
Автор Русский фольклор
Обработка Н.Колпакова
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 1991
Издательство Детская литература
Название Колосок
Автор Украинский фольклор
Иллюстратор Ю.Васнецов
Год издания 1954
Издательство Детгиз
Название Кот-воркот
Автор К.Ушинский, русский фольклор
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 1948
Издательство Детгиз
Название Небывальщина
Автор Русский фольклор
Обработка К.Чуковский
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 1976
Издательство Советская Россия
Название Непослушный козленок
Автор Монгольский фольклор
Иллюстратор Ю.Васнецов
Год издания 1956
Издательство Детгиз
Название Мальчик с пальчик
Автор Русский фольклор
Пересказ А.Н.Толстой
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 1978
Издательство Детская литература
Название Лис и мышонок
Автор Виталий Бианки
Иллюстратор Юрий Васнецов
Год издания 2011
Издательство Мелик-Пашаев
Название Радуга
Автор Русский фольклор
Иллюстратор Ю.Васнецов
Год издания 1989
Издательство Детская литература
Название Болото
Автор Виталий Бианки
Иллюстратор Ю.Васнецов
Год издания 1931
Издательство Детгиз

Разговоры


«Нескучный сад», 01.2008
До предела обобщенные, сгущенные образы мгновенно узнавались и принимались как родные – и детьми, и взрослыми. Было ясно, что это наши герои, русские от пяток до ушей. Но не былинные, а где-то рядом живущие. Глядящие на нас из-под куста так, как глядит печальный волчок из «Сказки сказок» — чутко и пристально.


«Юный художник», № 12.1979
Редко кому удается пронести детские впечатления через всю жизнь так, как это удалось Васнецову. Художник не утерял с годами непосредственности восприятия природы; ярко вспоминал народные праздники. «Как наяву помню все!.. Все так помню, видимо, не просто так смотрел - проникал во все, а не просто так. Но жалею, что не все осталось в памяти, не на все я смотрел внимательно. Надо было смотреть больше… Неповторимо красиво многое было!» - в этих словах видится мудрость старого мастера, открытость его души перед красотой жизни. Счастливым человеком был Юрий Алексеевич Васнецов, потому что радовался своему детству и привносил эту радость в произведения; его радость и счастье стали достоянием других людей - взрослых и детей.

События


17.03.2014
В рамках проведения Дней детской книги в Библиотеке книжной графики в Санкт-Петербурге 20 марта в 19.00 открывается выставка «Художники довоенного ДЕТГИЗа». На выставке представлены иллюстрации, эскизы, эстампы, литографии, обложки, книги мэтров книжной графики довоенного периода.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...