Девятый вал анализ картины. Описание картины И. К. Айвазовского «Девятый вал. «9 вал» Айвазовского: описание сюжета картины


Девятый вал

Непредсказуемая стихия всегда влекла человека своей завораживающей красотой, свободой и своевольностью.
Великий русский художник И. Айвазовский, вдохновленный образов моря, всю жизнь рисовал потрясающие морские виды и пейзажи. Его творения полные контрастного романтизма поражают своей духовностью, волей к жизни, надежды.

На полотне «Девятый вал» изобразил бушующий шторм. Раннее утро, первые лучи солнца скользят по ревущей поверхности океана. Морская стихия поражает своей глубинной палитрой оттенков от лазурного, зеленого до иссиня-черного. Волны, вздымающиеся на дыбы, брызжут соленой пеной в разные стороны, словно ходят дотянуться до золотых небес, подернутых розоватой дымкой.

На переднем плане ютится обломок мачты, потерпевшего кораблекрушения судна. Немногие, кто остался жив, вцепились в тросы, охваченные ужасом, противостоят они непосильной мощи океана, стараясь спастись, ходя, буквально на лезвии ножа… Их руки скользят, одежда, промокшая до нитки тянет в морскую пучину.

Сюжет картины невероятно драматичен, но тем ни менее, красота угрожающей жизни стихии, не можт не восхищать грозным величием и неукротимостью. Насколько тонко художник прочувствовал битву человека и природы, насколько шедеврально передал весь колорит этого рассветного сражения! Айвазовский всем сердцем и душой любил и восхищался морем, и это видно в каждом мазке его кисти.

Сочинение описание по картине Девятый вал Айвазовского

Существует поверье о том, что девятая волна во время шторма – самая сильная и опасная, зачастую роковая, несущая смерть тем, кому не посчастливилось встретить ее во время плавания. На данный сюжет Иван Константинович и написал свою самую знаменитую картину, которая так и называется «Девятый вал».

Первое, что бросается в глаза – это яркие и теплые тона заднего плана, кричащие всем миру о восходящем солнце, которое своими лучами как бы разбивает волны и прогоняет их назад в пучину. Автор специально через преобладание светлых оттенков изобразил не кульминацию битвы между ночью и днем (то есть добром и злом), а поражение тьмы, чтобы зрители почувствовали и поняли, что нас не убивает, то делает нас сильнее. Акцентируя внимание на этом фрагменте, автор хочет сказать, даже после самого страшного шторма сквозь мрачные тучи все равно пробьется свет. И самая большая ошибка любого из нас – перестать бороться с тьмой, потерять надежду на лучшее.

На первом плане мы видим группу измученных, еле живых людей, держащихся за кусок дерева, некогда бывший мачтой большого корабля. Один из них протягивает руку к солнцу, тем самым выражая радость всех выживших пришедшему спасению.

Благодаря этому произведению «Девятый вал» стал одним из символов романтизма, и не только в живописи, но и в литературе. Тема преодоления даже самых тяжелых испытаний актуальна не только среди современников художника, но и в наши дни, это вечная мудрость, которая очень помогает в сложных жизненных ситуациях тем, кто ее постиг.

Я считаю, каждому из нас стоит ознакомиться с творчеством И.К. Айвазовского, ведь только на первый взгляд кажется, что изображено всего лишь море, на самом деле, если внимательно присмотреться и проанализировать полотна художника, то можно найти скрытый смысл, глубокий, как сам океан.

7 класс, 4 класс, 6, 8, 5 класс

  • Сочинение по картине Щербакова Колокольчики мои (описание)

    Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.

  • Сочинение по картине Юона Русская зима. Лигачево (описание)

    Само полотно передает всю красоту и пышность русской зимы. Художник словно воспевает всю прелесть этого времени года и свое восхищение природой. На полотне показана деревня Лигачево в один из прекрасных, но не менее морозных дней.

В сентябре 1844 г. Айвазовскому присвоили звание академика, и он был командирован в Главный морской штаб, чтобы делать зарисовки портов на Балтике. Но уже весной 1845 г. художник понимает, что не может жить вдали от родной Феодосии. Его не могут удержать в Петербурге даже слава и хороший заработок.

На побережье художник построил себе дом и остался здесь на всю жизнь. Он трогательно любил свою родную Феодосию и набегавшие на ее древние стены волны Черного моря, которые давали ему сюжеты для его гениальных картин. Всю свою жизнь художник испытывал ненасытную жажду творчества, которую можно было утолить только вдали от шумной суеты больших городов. Море стало для него главным героем и прославило его.

Проживая у моря и общаясь с матросами, маринист довольно часто слышал о суеверных приметах. У него возникает мысль изобразить это старинное поверье о несущей неминуемую гибель морским судам девятой волне. Суеверие имело несколько вариантов. Например, греки называли погибелью третью волну, древние римляне - десятую, но моряки, прибывшие в город из дальних стран, таинственным шепотом рассказывали, что самая сокрушающая все на своем пути – это девятая волна. Именно эту легенду и выбрал Айвазовский и в 1950 году он создает картину Девятый вал. Он решил изобразить противостояние силы человека и грозной морской стихии, выбирая самый драматический миг.

Вздымающееся до небес море и низкое небо, почти сливающееся с необыкновенно высокими волнами - и посреди этого буйства моряки, накануне потерпевшие страшное кораблекрушение и теперь пытающиеся спастись на разбитых мачтах и бревнах. Их вот-вот накроет приближающаяся огромная вспененная волна. Кучка людей на грани отчаяния борется с неукротимой стихией, но как им противостоять ей, смогут ли… Ответа нет…

Живописец изображает крайнее отчаяние людей, застигнутых морской бурей, но отнюдь не смирение или панику, а борьбу со стихией. И стоя у этого полотна в Государственном русском музее Санкт-Петербурга, с замиранием сердца не отрывая взгляда от этого шедевра, нам очень хочется верить, что, несмотря на чудовищный шторм и такие ненадежные бревнышки, люди смогут спастись.

Картина Айвазовского Девятый вал просто завораживает, очаровывает и в тоже время ужасает действиями природы, неумолимой морской стихией. Мы стараемся отыскать то, что дает нам уверенность в счастливом спасении. Возможно, это лучи восходящего солнца и светлая дорожка посреди грозно вздымающихся гигантских волн. Хотя название картины говорит о том, что неистовый девятый вал может уничтожить и погубить горстку людей, которые чудом спаслись после того, как их парусник пошел ко дну. Держась поблизости, они стараются подбодрить себя и других. За небольшой обломок мачты, все что осталось от корабля, крепко уцепились четверо моряков в непривычной одежде. Еще один матрос пытается взобраться на этот обломок, хватаясь за падающего с нее человека.

Непревзойденный талант Айвазовского смог найти точные краски и композицию, чтобы изобразить величие, мощь и даже какую-то мистическую красоту морской стихии. Сквозь драматизм сюжета нам виден оптимизм автора произведения. Это колористический характер полотна. Через просвет грозы волны переливаются словно радуга – символ надежды.

Айвазовского часто называют наиболее ярким представителем романтического направления. Он всегда стремился отобразить в огромном многообразии явлений, то, что, по его мнению, выходило за рамки серых будней.

Полотно было продемонстрировано в Москве, и с самой первой публичной выставки стало не пререкаемым шедевром. О нем рассказывали всем родным, друзьям и просто знакомым, складывали легенды. Посмотреть на картину приходили по несколько раз. По числу «паломников» ее можно сравнить, например с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова.

Некоторые биографы Айвазовского предполагают, что живописец в этом произведении изобразил свое путешествие, когда он оказался в штормовых водах, в Бискайском заливе в 1844 г. Корабль, попавший в этот страшный шторм, посчитали погибшим. Газеты Петербурга и некоторых стран Европы поместили сообщение о этой трагической гибели талантливого русского художника, имя которого уже тогда пользовалось известностью. Но, к счастью, корабль сумел выйти из схватки со стихией почти невредимым.

Существует мнение, что Айвазовский рисовал не с натуры, а воображал ситуацию и вспоминал виденное им ранее, а затем гениально соединял их в своих картинах. Но ведь действительно невозможно хотя бы на миг представить, что такой шторм возможно написать с натуры.

Картина «Девятый вал» Ивана Айвазовского стала наиболее известным и по сей день непревзойденным живописным шедевром. После создания полотна в 1950 году его приобрел император Николай I для Эрмитажа, а в 1897 г. передан в Русский музей.

Если судить по количеству разнообразных копий и репродукций, которых она удостоилась за время своего существования, то картина "Девятый вал" Айвазовского является одной из самых значительных в истории русской живописи. Трудно найти человека, которому бы она не была известна. Примечательна история этого произведения. Созданная в начале самостоятельного творческого пути, картина"Девятый вал" Айвазовского стала одной из безусловных вершин в его творчестве. Это была далеко не первая, но, безусловно, самая мощная работа выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств. Она была представлена публике в 1850 году. Впереди было ещё пятьдесят лет творчества и десятки грандиозных шедевров.

"Девятый вал", Иван Айвазовский. Сюжет картины

Здесь изображены люди, попавшие в исключительные обстоятельства. Они потерпели кораблекрушение и на обломке балансируют между жизнью и смертью. Буря, отправившая на дно их корабль, ещё не стихла. На них движется самая большая и страшная волна - легендарный Девятый вал. Волна надвигается на фоне неправдоподобной красоты солнечного заката. Этот образ самодостаточен в своей выразительности. Он давно стал общеизвестным и классическим. Каждый его может легко представить, услышав название картины и фамилию автора - "Девятый вал", Айвазовский. Описание словами здесь излишне. Остаётся молча застыть в восхищении перед творением великого мастера.

Картина некоторые факты из её истории

Это грандиозное полотно (размеры его превышают три на два метра) является одним из украшений Государственного Русского музея. Первым его собственником был Государь Император Российский монарх был не единственным поклонником этого шедевра. Широкая публика была потрясена виртуозным мастерством Ивана Айвазовского. Игра света и тени, глубина неба и иллюзорная прозрачность на холсте мастера заставляли людей на выставках долгими часами стоять именно перед этим полотном. Картина "Девятый вал" Айвазовского остаётся и по сей день непревзойдённой вершиной русской живописи. По стилистическому и жанровому определению её, безусловно, следует отнести к романтизму. Здесь изображены люди в смертельном поединке и противостоянии с исключительными природными обстоятельствами. А это характерные признаки подобного

"Девятый вал" в обыденной жизни

Это произведение давно стало знаковым для нескольких поколений русской публики. Оно известно всем. Визуальный образ, созданный в середине девятнадцатого века талантом Ивана Айвазовского, бесконечно растиражирован и сопровождает людей с детства до глубокой старости. Само название этой картины успело отделиться от произведения и стать нарицательным обозначением. Его употребляют, когда хотят сказать, что чего-то очень много, и в этом можно утонуть. А саму картину люди по-прежнему любят. Её репродукциями украшают интерьеры жилищ и офисов, а нередко размещают и на самых неожиданных предметах быта, на одежде и нижнем белье.

«Девятый вал» - настоящий шедевр русской живописи и пожалуй, самая известная картина великого художника-мариниста И. К. Айвазовского.

В этой картине, как ни в какой другой, художник следует принципам романтического искусства - он описывает среди разнообразия жизненных явлений не типическое, а то, что выходит за пределы обыкновенного, исключительное.

Полотно, написанное в 1850 году, завершает ранний период творчества живописца.

Айвазовский показывает море, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших крушение в океане. Золотые лучи восходящего солнца освещают катящиеся волны. Самая большая из них – девятый вал – снова готова обрушиться на людей.

Измученные неравной борьбой со стихией, они пытаются спастись на деревянных обломках мачты своего корабля. Всеми изобразительными средствами Айвазовский подчеркивает величие моря и упорство людей. Но мы не видим на картине ужаса катастрофы. Пусть неистовствует стихия и катятся гигантские волны. Вера и мужество людей помогут им справиться с бедой.

С замечательным мастерством и силой передано Айвазовским великолепие волнующегося моря. На полотне все находится в движении, и море вместе с вздымающимися и тяжело обваливающимися волнами кажется по-настоящему «живым».

Художник использует самые яркие краски палитры. Верхняя часть полотна написана в розовато-фиолетовых тонах – так окрашивают небо, проходя через клубящиеся, похожие на туман, облака, первые лучи солнца. Внизу – тревожное сине-зеленое море, гребни волн которого переливаются всеми цветами радуги.

Картина Айвазовского «Девятый вал» – гимн мужеству человека, берущего верх над силами стихии, сколь страшной, столь и великолепной в своем грозном величии.

Помимо описания картины И. К. Айвазовского «Девятый вал», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.


История одного шедевра.

Иван Константинович Айвазовский - «Девятый вал»

Говорим «Айвазовский» — подразумеваем «Девятый вал». И наоборот. О картине, ставшей программной для мариниста, у которого, между прочим, немало и других работ, — в нашем материале.

«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее. Живописец изображает море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение.

Айвазовский решил использовать народное поверье о том, что в общем ритме накатывающихся волн одна заметно выделяется своей мощью и размерами среди других. Древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне - десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным был девятый вал.

Противостояние людей и стихии - вот тема картины. Герои Девятого вала представлены единой сплоченной группой все еще верящих в себя людей. Они ни на минуту не усомнились в своем отчаянном мужестве, но они с честью выдержали испытание, постоянно поддерживая друг друга. Замечателен жест одного из героев, который, сам еле-еле держась за мачту, из последних сил поддерживает своего обессилевшего товарища, не давая ему соскользнуть в пучину. И вся группа держится вместе, чтобы в случае чего подбодрить друг друга в критической ситуации. Все это подтверждало, что есть смысл в борьбе, в воле человека к спасению, в его вере в то, что, проявляя героизм, своими собственными силами можно спастись, когда по всем законам им было суждено погибнуть.

Но взбесившаяся стихия в трактовке Айвазовского не только ужасает — она еще и восторгает. Светящаяся на просвет грозовых всполохов вода переливается всеми цветами радуги, брызги светятся, могучие волны тяжело перекатываются через погибающих людей, грозные скалы сулят гибель. Кажущийся перебор чувств, в действительности соответствовал трагической ситуации. Такого реализма, проявившегося в картине Девятый вал, и других, никто в его время в изображении морских стихий достичь не мог.

В картине соединилось многое из виденного и испытанного самим художником. Особенно памятна была ему буря, которую он пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Шторм был столь сокрушителен, что судно сочли утонувшим, и в европейских и петербургских газетах появилось сообщение о гибели молодого русского живописца, имя которого уже было хорошо известно. Спустя годы Айвазовский вспоминал: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».

Сюжет

Чудом выжившие после шторма люди готовятся встретить новый удар стихии — тот самый девятый вал, грозу всех, кто в море. От судна остались лишь щепки, на горизонте — ни клочка земли. Пятеро восточных мужчин из последних сил держатся за мачту. Казалось бы, шансов выжить — ноль, но яркое восходящее солнце дарит надежду на спасение и героям сюжета, и зрителям.

Контекст

Как это всегда бывает в историях великих произведений, есть смысл на поверхности, а есть подводные течения (как бы двусмысленно это не звучало в контексте данного полотна).

Благодаря картинам к 22 годам Айвазовский заслужил дворянство

Начнем с простого. Айвазовский родился в портовой Феодосии. Когда живешь бок о бок с моряками, остаться в стороне от посиделок, во время которых то и дело звучат байки о плаваниях, невозможно. Фантастические рассказы о сокрушительных штормах, чудо-существах из глубин, богатствах и сражениях — чего только не услышишь от людей, которые большую часть жизни проводят в открытой воде.

Конечно, одна из самых страшных историй — о девятом вале. Это как суд господний, только в море. И вот Айвазовский подумал, а почему бы не запечатлеть это на полотне?

Еще в древности люди приметили, что волны на море разные. Потом физики сформулировали принцип интерференции (это когда несколько волн сливаются в единый вал, и срабатывает эффект синергии). Так вот на почве наблюдения родилась мысль о том, что во время морской бури есть некая девятая волна (именно девятая!), которая является самой сильной и опасной. При этом древние греки роковой волной считали третью, а римляне — десятую.

Люди творческие — художники, писатели, поэты, — использовали этот образ как некий символ кары, неукротимой природной силы. Державин, Полежаев, Аксаков, компания под псевдонимом Прутков, даже Пушкин, а позднее Лесков, Данилевский и Смирнова-Сазонова. Иными словами, кого только не вдохновляла история о девятом вале. Современники Айвазовского могли смело смотреть на полотно и для пущего трагизма цитировать, к примеру, Пушкина или еще кого.

Настоящее имя Айвазовского — Ованес Айвазян

Кстати, по одной из версий, в основу сюжета легли не только байки матросов, но и личные впечатления художника, который за несколько лет до написания картины сам попал в шторм в Бискайском заливе. Считали, что судно погибло, газеты даже написали, что все, дескать, сгинул Иван в пучине морской. Но ничего, обошлось.

Другая сторона истории — душевные треволнения художника. К середине 1850-х Айвазовский переживал из-за смерти нескольких своих друзей, в том числе Белинского. В Европе тем временем бурлили революционные события. Художник не мог оставаться равнодушным. «А он, мятежный, просит бури…», — цитата вполне описывает мариниста в тот период. Все же Айвазовский был человеком аполитичным, поэтому ввязываться в революционные кружки не стал, а все сказал в своей картине.

«Девятый вал» сразу стал хитом. Когда картину выставили в Москве, люди приходили смотреть на нее, как в кино — по несколько раз на неделе. На выставке ее купил Николай I и передал Эрмитажу. В конце XIX века полотно попало в коллекцию Русского музея, где находится и сегодня.


«Корабль среди бурного моря», Айвазовский (1887)

Впоследствии Айвазовский на-писал целую серию «бурь». Они чередуются с изображениями спокойного элегического моря.

Судьба художника

Ованес Айвазян (таково имя Ивана Айвазовского) родился в Феодосии в купеческой семье. Родители не особенно усердствовали в поддержке художественных талантов старшего сына. И кто знает, получила бы история мариниста, если бы не помог ему архитектор Яков Кох.

Наследие Айвазовского — 6 тысяч картин

Иван всегда был молодец. С детства — прилежный ученик. Все его хвалили, замечали, продвигали. Кроме, разве что, Таннера, который, хоть и был учителем Айвазовского, но страшно ему завидовал и боялся, что студент подорвет моду на учителя. Дело дошло даже до жалобы Николаю I. Дескать, посудите, государь, я ему запретил самостоятельные работы писать, а он, наглец, не только ослушался, еще и выставил их на всеобщее обозрение.

Другие педагоги Айвазовского ценили и всячески двигали вперед. Благодаря своим картинам к 22 годам Айвазовский заслужил личное дворянство, после чего с легким сердцем отправился на несколько лет за границу учиться уму-разуму. Через четыре года он вернулся модным, свежим, дерзким мастером. Такую звезду, да еще и мариниста, вовремя завербовал Главный морской штаб России. (Тогда ведь штатных фотографов не было, приходилось искать художников.)


Айвазовский очень любил играть на скрипке восточные мелодии. Автопортрет (1880)

Но недолго строил Айвазовский столичную карьеру — вернулся в родную Феодосию. Чем бы, вы думали, он там занимался? Море писал? Не без того, но не это было основным. Творить Айвазовский мог и без моря — с натуры он делал лишь набросок, а дальше в мастерской додумывал остальное. «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моей кистью. Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей…», — признавался художник.

В Феодосии он основал школу живописи, занимался охраной памятников культуры, организовывал археологические раскопки, благоустраивал город и всячески старался ради процветания малой родины. Благодаря его ходатайству в Феодосии появился крупнейший на весь Крым порт.

За более чем 80 лет насыщенной и благополучной жизни Айвазовский написал — внимание! — 6 тысяч картин на морскую тему. И организовал более 100 персональных выставок. Кажется, этот успех повторить еще никто не смог.

Выдающийся английский маринист Дж Тернер, посетивший Рим в 1842 году, был настолько потрясен картинами И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что посвятил ему стихотворение:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твое высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.

Не только в Италии, но и в других европейских странах, где И. Айвазовский выставлял свои картины, его всегда сопровождал невиданный успех. Русский художник-гравер Ф. Иордан, тоже бывший в то время за границей, отмечал: «Его слава прогремела по всей Европе... Даже самонадеянный Париж восхищался его картинами».

До И. Айвазовского море редко изображалось русскими художниками, а его ранние произведения отличаются пленительной тишиной. Восход или закат солнца, штиль, сияющая над морем луна — все изображалось художником с тонкой поэзией.
Но к середине XIX века, вместе с ростом реализма во всем русском искусстве, И. Айвазовский тоже расширил круг своих творческих интересов и тем. Словами поэта А. И. Полежаева художник мог бы сказать и о себе:

Я видел море, я измерил
Очами жадными его;
Я силы духа моего
Перед лицом его поверил.

Он стал изображать волнение на море, приближение бури, шторм. Одновременно росло и его творческое мастерство, в основе которого лежало внимательное изучение натуры, накапливание в памяти «впечатлений живой природы».

Своим названием картина обязана распространенному мнению, будто бы каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящим все другие.
На своем полотне И. Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего с нее своего товарища.
Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение.

И. Айвазовский во многих своих картинах изображал кораблекрушения и людей, борющихся с морской стихией. В «Девятом вале» он особенно резко противопоставляет бушующее море и упорство нескольких человек. Золотой свет солнца, разгорающийся над людьми и пронизывающий картину, усиливает ее общий оптимистический характер.

Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с их гребней.
Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся еще морем передано И. Айвазовским с замечательной смелостью и силой. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится в движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. В смене тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину.

Редкий и необычный в живописи мотив, переданный к тому же романтически-воодушевленно, является, однако, вполне реальным. Писатель И.А. Гончаров, мастер изображения моря в русской литературе (вспоминавший в своем романе «Фрегат «Паллада» И. К. Айвазовского), писал о подобных же явлениях:
«Бледно-зеленый, чудесный, фантастический колорит... Через минуту зеленый цвет перешел в фиолетовый; в вышине несутся клочки бурых и палевых облаков, и, наконец, весь горизонт облит пурпуром и золотом».
Изображением только нескольких волн и солнечного сияния И. Айвазовский позволяет зрителю почувствовать мощь и красоту бушующего после урагана моря. Это было возможно только при действительно хорошем знании натуры. Сам художник говорил: «Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их».

Верхняя часть картины вся наполнена фиолетово-розовой мглой, пронизанной золотом низко стоящего солнца и расплывающихся, клубящихся, похожих на горящий туман облаков. Под ними хрустальное, зеленовато-синее море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами радуги.

Свою картину художник выставил в Москве, и она с самого начала стала шедевром. О ней складывались легенды, и на «Девятый вал» приходили смотреть по многу раз, как когда-то на «Последний день Помпеи». В истории русской живописи это полотно блестит, как светлый луч, может быть, еще и потому, что И. Айвазовский выступил со своей «живой» любовью к природе в то время, когда мало кто из русских художников интересовался тем, что мы называем «душой» природы.
Пейзажисты до И. Айвазовского писали главным образом «красивые виды», чтобы поразить зрителя чудесами и великолепием знаменитых живописных местностей. Об искренней любви к природе не было и речи, живой красоты ее не замечали, пейзажи писали порой без всякого вдохновения. Существовал даже особый шаблон пейзажной живописи, по которому и писали художники так называемой Воробьевской школы.
И. Айвазовский тоже был в Академии учеником М.Н. Воробьева, но стоял несколько в стороне от всех остальных. Его отношение к природе (в частности, к морю) может быть выражено словами поэта:

Не то, что мните вы. Природа —
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Александр Бенуа впоследствии говорил: «...лишь один Айвазовский, идя по пятам Тернера и Мартина, зажигался на время их вдохновенным восторгом от великолепия космоса, являвшегося для них живым, органическим и даже разумным существом».

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...