Домбра гарантия какая. Загадка казахской души: Как появилась домбра и в чем секрет ее звучания. Легенда о видоизменении домбры


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Исследование посвящено созданию целостной картины о калмыцком народном инструменте - домбра. В работе на основе изучения литературы о калмыцких музыкальных инструментах проанализирована история возникновения калмыцкого музыкального инструмента - домбры, изучена этимология названия музыкального инструмента, раскрыто содержание легенд о ее происхождении. Автором, как исполнителем, приводится краткая характеристика строения домбры и техники игры. Важная роль в исследовании отведена значению калмыцкого народного инструмента в развитии калмыцкой культуры.

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальная культура Калмыкии складывалась на протяжении веков. Устное народное музыкальное творчество калмыков можно разделить на четыре группы: песенное творчество, сказочный эпос, инструментальное и песенно-инструментальное творчество. Большую роль в народном искусстве республики имеют две последние группы - инструментальное и песенно-инструментальное творчество. В течение длительного времени совершенствовалось и развивалось народное творчество, а вместе с ним переживали свою историю и музыкальные инструменты. Одним из самых распространенных и самых любимых народом инструментом является домбра, которую так же не обошли стороной изменения и коррективы времени. Чтобы познать страну, народ, ее населяющий, недостаточно прочитанных книг, дающих представление об истории, природе, быте. Только искусство своим ярким и красочным языком способно поведать о самом сокровенном, самобытном, что составляет сущность национального характера. В танце, как и в песне, раскрывается душа народа. Через музыку люди выражают свои эмоции, свою религию, ведь музыка - это сила, которая заставляет смеяться или плакать. С помощью игры на домбре мы общаемся, мы рассказываем о своих переживаниях и чувствах.

В настоящее время музыкальная культура Калмыкии испытывает серьёзные трудности. Молодёжь не интересует калмыцкий язык, история Калмыкии, её обычаи, традиции и культурные памятники. Поэтому сегодня важно восстановление и распространение народных ценностей, в том числе и народных инструментов.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью привлечения внимания к стремительному угасанию самобытной калмыцкой народной культуры, в частности, калмыцкого народного музыкального инструмента - домбры.

Цель исследования состоит в создании целостной картины о калмыцком народном инструменте - домбра.

    Изучить литературу о калмыцких музыкальных инструментах;

    Изучить историю возникновения и строение калмыцкого музыкального инструмента домбры.

    Изучить этимологию названия музыкального инструмента домбры.

    Провести встречу и беседу с домбристкой Юлией Бюрчеевой;

Объект исследования:калмыцкий музыкальный инструмент домбра.

Методы исследования:работа с архивными материалами, фотографиями, беседа, посещение концертных программ.

Теоретическая значимость результатов исследованиясостоит в том, что работа может служить основанием для дальнейших научных исследований в области калмыцкого музыкального инструмента домбра.

Практическая значимость результатов исследования:материалы могут быть использованы в учебно-воспитательных мероприятиях учащимися и учителями. Также учителя родного языка могут использовать исследовательскую работу на уроках как методическую разработку по теме «Хальмг дуд».

Источники исследования:

    Книжный и газетно-журнальный фонд Национальной библиотеки имени

    А. М. Амр-Санана.

    Воспоминания домбристки Юлии Бюрчеевой

    Работа тюрколога Э.Р.Тенишева «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков»

    «Калмыцко-русский словарь» А. М. Позднеев.

    Б. Х. Борлыкова «Калмыцкая музыкальная терминология»

    Н. Л. Луганский «Калмыцкие народные музыкальные инструменты»

1. ДОМБРА В КАЛМЫЦКОЙ КУЛЬТУРЕ 1.1. История инструмента

История возникновения домбры уходит вглубь веков. Если судить по письменным памятникам, домбра и подобные ей инструменты были распространенны на значительной территории Азии и на восточных окраинах европейской части России: казахская домбыра, киргизская домбура, тувинская домра, чувашская тумра, тамра и др. Возможно предположить, что все указанные наименования исходят из общего древнейшего корня, который необходимо в каком-нибудь из центров более древней цивилизации.

Согласно музыковеду Т.С. Вызго искомым образцом для всех названных национальных инструментов можно признать древний арабско-персидский тунбур (танбур), о котором имеются письменные сведения во второй книге «Большого трактата о музыке» Абу-Наср Мухаммед Фараби, писателя десятого века.

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов - предков современных музыкальных инструментов подобного вида.

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более двух тысяч лет назад. Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

1.2. Строение домбры

Домбра - струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Домбра считается народным инструментом у казахов, калмыков и других народов. В калмыцком языке широко представлены слова, обозначающие части домбры. Так, корпус домбры называется домбрин цокц (домбрин бий, домбрин көврдг), верхняя дека домбры - домбрин элкн, нижняя дека домбры -домбрин нурһн, резонатор (голосник) -домбрин ә һардг нүкн, имеющаяся на верхней деке под струнами подставка (кобылка) -домбрин тевк; гриф домбры - домбрин иш, лады домбры -домбрин берн; струны домбры - домбрин чивһсн, колки домбры - домбрин чикн, головка домбры - домбрин толһа.

Домбра представляет собой двухструнный инструмент, изготавливаемый из дерева клёна, ивы, акации, тутового и абрикосового дерева. Она состоит из корпуса (1), грифа (2) и головки (3) (см. рис. 1.). Корпус у большинства современных домбр имеет треугольную форму, реже встречается корпус грушевидной формы (см. рис. 2, 3). Вдоль грифа расположены две струны.Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны из бараньих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. Однако жильные струны не выдерживали и быстро лопались. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

У нынешних домбр нейлоновые струны, а у домбр, изготовленных давно, всё ещё кишечные струны, какие были у калмыков в давние времена. Струны крепятся внизу к пуговке на корпусе, вверху - к колкам в головке. Колки нужны для натягивания и настраивания струны. Также при настраивании домбры важную роль играет подставка - от её положения (ближе или дальше от грифа) зависит звучание инструмента. У большинства домбр квартовый строй - первая струна настраивается на ноту ля малой октавы, вторая - на ноту ре первой октавы - такие домбры называются домбрами-секундами.

1.3. Этимология названия

Этимологии слова домбра посвящено немало исследований. К примеру, известный тюрколог Э.Р. Тенишев в «Сравнительно-исторической грамматике тюркских языков» отмечает, что слово domra происходит из иранского языка. В учебном пособии «Казахская музыкальная терминология» приводится обзор мнений ученых об этимологии слова домбыра. Так, А. Жубанов полагает, что слово домбыра происходит от арабских слов дунба и бурээ - «курдюк ягненка». Название дано по внешнему виду инструмента: его овальный корпус напоминает бараний курдюк. К. Жузбасов считает, что лексема домбыра состоит из двух слов - дем и беру - «дать дыхание», «воодушевлять», «побуждать к деятельности», тесно связанных с музыкальным исполнительством. По мнению С.С. Джансеитовой, этимология слова домбыра связана с фоносемантическим материалом. Она пишет: «В казахском языке от звукоизобразительной формы дом-, доң-, дуң- образуются производные даңрыр - «звон», «шум», «гомон», «громыхание»; даңрыра - «вид ударного инструмента», «громыхать», «звенеть», «шуметь»; дуңгIр - «глухой звук домбры»; дIңгIр -«низкий звук домбры». Общим для всех названий с данным значением является сонорный -ң. Употребление именно этого согласного в звукоизобразительных словах, обозначающего звонкое, резонирующие звучание, объясняется образованием носоглоточного резонатора, создающего ощущение мягкой вибрации, гулкого звона.»

В монгольских лексикографических трудах слово домбр встречается с середины двадцатого века. Так, словосочетание хасаг товшуур, букв. «казахский товшуур» переводится как домбра, думбра. По определяющему компоненту хасаг - «казахский» можно определить, кому принадлежит рассматриваемый инструмент. В данном словаре перечислены разные виды домбров, различающиеся по диапазону: бяцхан доомбор - «домбра пикколо», эрдүү доомбор - «домбра альтовая», цээл доомбор - «домбра теноровая», аргил доомбор - «домбра басовая», ахмад доомбор - «домбра контрабасовая».

В «Калмыцко-русском словаре» А. М. Позднеева, а также в других словарях домбор (домбр) переводится как «балалайка». В данном случае также слово «балалайка» не является точным переводом слова домбр; речь идет о двух разных музыкальных инструментах. Балалайка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет корпус треугольной формы, три струны. Домбра же - калмыцкий народный струнный щипковый инструмент, имеет корпус грушевидной или треугольной формы, две струны.

1.4. Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды.

Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет. Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же было выжжено отверстие посередине и остались только две струны.

Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Прекрасная музыка домбры донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный хан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие — след расплавленного свинца.

Во времена "Четырех ойратов" среди национальных инструментов - товшур, хучир, мёрн-хуур и др. - стал выделяться инструмент, похожий на летящую боевую стрелу с оперением. Именно она прочертила, повторила судьбу ойратов. Две струны, как след от тележьего обоза, доехавшего до нужной страны. Семь ладов, как семь прекрасных побед над недругами. Три угла корпуса домбры, как три нутуга, нашедших вольные пастбища на волжских берегах. И, наконец, наконечник стрелы, похожий на бамб-цецг, тюльпан. Это была домбра, похожая на девушку с протянутой к солнцу рукой, на ладони которой блестят две жемчужины...

1.5. Игра на домбре

Существует множество исполнительских техник при игре на домбре. Чаще всего звук извлекается ударами кисти руки по струнам. При этом участвуют все пять пальцев руки. Исполнители владеют ударами по струнам в одну или две стороны, по одной струне или по двум. Так же играют двумя пальцами - указательным и большим, или одним - только большим. Ритм и комбинация техник зависят от исполняемого произведения. Струны прижимаются к грифу пятью пальцами. Гриф лежит между большим и указательным пальцем. Благодаря своей малой широте, на первой струне можно играть не только большим, но и всеми остальными пальцами руки. На современных домбрах примерно 21 лад. Порожки, разделяющие лады, изготавливаются из железа, нейлона. Раньше изготавливались из жил животных.

Игре на домбре обучают в музыкальных школах, училищах, как игре на народном музыкальном инструменте. Там же формируют детские ансамбли, оркестры, участвующие в местных и иногородних музыкальных конкурсах. В Калмыкии существует Национальный Оркестр, в котором большая часть музыкантов - домбристы. На домбре возможно исполнение произведений многих стилей - от народных песен до классики, несмотря на наличие только двух струн. Многие народные калмыцкие танцы исполняются под аккомпанемент домбры, такие как Чичирдык, Ишкимдык. Народные песни также поются под домбру - Шарка-Барка, Цаган Сар, Деляш. Вы заметили, что игру на домбре никогда не начинают громко. Постепенно, чуть стягивая или ослабляя струны, плавным передвижением пальцев по ладам музыкант находит нужную тональность и начинает играть мелодию. Ут дун (протяжная), саатулын дун (колыбельная), уйhн дун (лирическая), келдг дун (быстрая). Все подвластно домбре.

В настоящее время традиционная культура Калмыкии стала угасать. Мастеров по изготовлению домбр в республике всего два. С целью поддержки развития народной культуры в обществе - в частности среди молодёжи - администрация города Элиста летом 2015 года организовала выступление сводного оркестра домбристов. Дирижером оркестра был дирижер Национального Оркестра Республики Калмыкия, Савр Катаев. Исполнителей собирали со всей республики в течение двух месяцев. В итоге, на площади перед Хурулом собралось 330 домбристов (изначально предполагалось 300 человек). Часть музыкантов была представлена взрослыми специалистами, но большая часть - детьми, учениками музыкальных школ. Это дало надежду на то, что молодая часть населения будет развивать и поддерживать народные традиции и культуру. На концерте присутствовал главный лама Калмыкии - Тэло Тулку Ринпоче. Исполнялись домбровые наигрыши из народных мелодий, первая глава эпоса «Джангар», произведение «Зелёная Тара», посвященное буддистскому божеству, произведение «Ур Сар», посвященное буддистскому празднику. Также в сводном оркестре играли другие калмыцкие народные инструменты - бииве, цур, цанг и другие. Все музыканты были одеты в национальные костюмы разнообразной расцветки (см. рис. 4, 5).

1.6. Биография преподавателя калмыцкой домбры Бюрчеевой Юлии Викторовны

Бюрчеева Юлия Викторовна родилась в 1976 году в Элисте, училась в музыкальной школе №2 (ныне Детская школа искусств №2) по классу калмыцкой домбры у Дохаевой Любовь Тюрбеевны с 1985 по 1990 год. В 1993 году поступила в Училище искусств на отделение калмыцких народных инструментов по двум специальностям: калмыцкая домбра и хучир. По калмыцкой домбре остался тот же педагог, хучир преподавали два педагога - Та Намуцзиле и Цевелма Багш. С 1995 по 1997 год проходила стажировку в Монголии в музыкальном училище в городе Улан Батор. Высшее образование получила в Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова по классу хучир. Педагог - народный артист Татарстана, профессор, руководитель государственного струнного квартета Монасыпов Шамиль Хамитович. В 2002 году пришла работать в Училище искусств, параллельно преподавая в Детской музыкальной школе №1 имени Санджи-Гаря Дорджина. В 2011 году становится заведующей отделением калмыцких народных инструментов в ДМШ№1, с 2015 года является заместителем директора по учебной части. В 2015 году Бюрчеева Ю.В. решением Администрации г. Элисты признана лучшим педагогом дополнительного образования. За годы работы в школе выпустила 14 человек, их них - шесть с красным дипломом. Из них же восемь стали лауреатами международных, республиканских и всероссийских конкурсов. Один из выпускников - Горяев Чингис стал лауреатом премии Главы Республики Калмыкия и лауреатом премии Администрации города Элисты. Бюрчеева Юлия Викторовна является автором методических работ, программ, переложений для калмыцкой домбры и хучира.

Предоставив данную биографию, я хотела показать, что в настоящее время есть специалисты в игре на домбре и обучение игре на этом инструменте не останавливается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большую роль в народном искусстве республики играет инструментальное и песенно-инструментальное творчество. В течение длительного времени совершенствовалось и развивалось народное творчество, а вместе с ним переживали свою историю и музыкальные инструменты. Одним из самых распространенных и самых любимых народом инструментом является домбра.

Калмыцкая домбра - инструмент с действительно длинной историей, собственной исполнительской техникой и нелёгкой судьбой. Перенеся на себе холодные годы в Сибири, она вернулась в родные степи и снова звонко заиграла, даруя радость и счастье слушателям. У жителей Монголии, Казахстана, Калмыкии общие предки. В Монголии и Казахстане есть родственные домбре инструменты, имеющие отличающиеся названия - товшур, домбыра и так далее. Следовательно, домбра - инструмент далёких предков калмыков. Доказательством тому служит факт, что древний калмыцкий эпос «Джангар» рассказывают джангарчи, аккомпанируя себе игрой на домбре. В 2015 году эпосу «Джангар» исполнилось 575 лет, поэтому можно предположить, что домбре не менее пяти веков.

Домбра - струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Домбра имеет корпус грушевидной или треугольной формы, две струны. Домбра считается народным инструментом у казахов, калмыков и других народов. Этимологии слова домбра посвящено немало исследований.

О домбре и её происхождении существуют легенды, так или иначе раскрывающие ее значимость для калмыков и калмыцкой культуры.

Существует множество исполнительских техник при игре на домбре. Ритм и комбинация техник зависят от исполняемого произведения. Игре на домбре обучают в музыкальных школах, училищах, как игре на народном музыкальном инструменте. Там же формируют детские ансамбли, оркестры, участвующие в местных и иногородних музыкальных конкурсах. С целью поддержки развития народной культуры в обществе, в частности - среди молодёжи, администрация города Элисты летом 2015 года организовала выступление сводного оркестра домбристов Республики Калмыкия, который объединил 300 исполнителей из разных уголков региона. Это дало надежду на то, что молодая часть населения будет развивать и поддерживать народные традиции и культуру.

Таким образом, родившись на западе Монголии, повторив судьбу ойратов, пройдя путь из Джунгарии до Волги, побывав в войнах, разрухах, репрессиях, домбра сохранила свое лицо. А наша задача - сохранить домбру.

Краткий словарь калмыцких музыкальных терминов

Товшу́р - разновидность двухструнной шейковой лютни, один из старшейших калмыцких народных инструментов.

Хучи́р - смычковый двухструнный инструмент сопранового регистра. Смычок изготавливается из ветки акации, ивы и конских волос, две пряди волос продеваются между струнами и смычок водится сразу по двум струнам.

Мёрн - хуу́р - двухструнный смычковый инструмент. Звук извлекается дугообразным смычком из акации или ивы.

Бииве́ - флейтовый инструмент, вид - поперечная флейта. Изготовляется из бабмука, камыша. В настоящее время мало распространён в Калмыкии.

Цур - флейтовый инструмент, вид - продольная флейта. Изготовляется из дерева. В старину цур бытовал у чабанов, пастухов.

Цанг - ударный инструмент. Металлические тарелки, представляющие собой диски. При игре цанги держат за специальные ремешки. Цанги имеют низкий звук, сильную шумовую волну.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.

    Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.

    Борлыкова Б.Х. Калмыцкая музыкальная терминология. Элиста, 2009.

    Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии. Москва, 1980.

    Луганский Н.Л. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. Элиста, 1987.

    Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Строение домбры

Рис. 2. Домбра с корпусом грушевидной формы

Рис. 3. Домбра с корпусом треугольной формы

Рис. 4. Выступление сводного оркестра домбристов Республики Калмыкия (июнь 2015г.)

Рис. 5. Сводный оркестр домбристов Республики Калмыкия

Домбра в казахской культуре

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы , оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбра есть не только у казахов. Этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра , в таджикской культуре - Думрак, в узбекской культуре - Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре - Комуз , в туркменской культуре - Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре - Думбыра , в ногайской культуре приазовья - Домбыра, в турецкой культуре - Саз . Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

История инструмента

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана .

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского , гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки - потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary - волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz - печальная девушка), Тепен көк (tepen kok - рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz - хромой гусь), Бозіңген (bozingen - светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja - одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y - топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti - глубокое переживание) и др.

Домбыра - инструмент кюя

Для казахов кюй - больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев - кюйши , среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах - домбра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента - домбры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек - воин добытчик.

Строение домбры

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.

Шанак - корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак - дека домбры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр.

Пружина - это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der Bassbalken». В казахской домбре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм - 295 мм. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250-300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна . Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей . По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры у стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец . Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра расказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Литература

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…

  1. Акишев К. А. Курган Иссык. - Москва, 1978.
  2. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.
  3. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.
  4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. Алма-Ата, 1982 г.
  5. Аравин. П. В. Степные созвездия. - Алма-Ата, 1979.
  6. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  7. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  8. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  10. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  11. Жубанов А. К. Казахский народный инструмент-домбра.//Музыкознание.-Алма-Ата, 1976. с.8-10.
  12. Стахов В. Творчество скрипичного мастера. - Ленинград, 1988.
  13. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.
  14. Утегалиева С. И. Мангыстауская домбровая традиция. Алматы, 1997 г.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сайт казахской государственной национальной библиотеки
  • Сайт проекта Асыл Мура

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Заявка

на участие в X районном конкурсе

детских этнографических работ

«Мастеровые»

1. Фамилия, имя, отчество участника: Байниязов Ерлан Серикбаевич

2. Фамилия, имя, отчество педагогов: , классный руководитель . , учитель физики

4. Населённый пункт: п. Кассельский

5. Директор организации представляющего участника конкурса:

6. Название статьи: Домбра – казахский национальный инструмент

7. Контактный e-mail: kassel - school @ mail . ru

8. Почтовый адрес: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Кассельский,

9. Контактный телефон участника конкурса и педагога:

МОУ Кассельская СОШ

X районный детский

этнографический конкурс

Мастеровые

Тематическое направление исследовательской работы

Предметный мир традиционной культуры народов Южного Урала: история старинного предмета

Название исследовательской работы

ДОМБРА – КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Работу выполнил : Байниязов Ерлан, 10 кл.

Руководители : , кл. рук. , уч. физики

п. Кассельский

Домбра в казахской культуре

Одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами, по праву признана домбра.

Домбра (каз. домбыра ) казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке.


В 2010 году домбра была занесена в Книгу рекордов Гинесса, после того как в Китае 10450 домбристов исполнили казахскую музыкальную пьесу «Кенес».

Техника игры на домбре схожа с методами игры на других щипковых инструментах: левая рука музыканта свободно скользит по грифу (рукоятке), а при помощи пальцев правой руки, ударяющих по обеим струнам, извлекается звук. Певучие, бархатистые, ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях Казахстана, о тихих джайлау с мирно пасущимися стадами. Но стоит усилить звучание струн, и мелодия устремляется вслед за табуном лошадей, скачущих по пастбищу. В степных напевах домбры можно уловить шелест травы и звон ручьёв, ликованье птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. В старину на домбре играли на пирах и перед боем для достижения соответствующего настроя. Подобно русским скоморохам, казахские народные сказители акыны ходили с домброй по базарам, ярмаркам и сёлам, исполняя одни пьесы за другими. Всего за 2-4 минуты (время звучания одной пьесы) с помощью двух струн степные музыканты передавали радости и горести простого народа. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствует тёплоё, задушевное напутствие. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.

Устройство домбры

Являясь родственницей балалайки , домбра имеет грушевидный корпус с двумя струнами и длинный гриф, на шейке которого крепятся металлические лады. Зажимая струны между ладами, можно получить более мелодичный звук.

Интересно, что казахское название «домбра» образовано сочетанием двух слов: «дом»-звук, а «бра»-настраивание струн. Рождение казахского народного инструмента начинается с выбора дерева, традиционно мастера вырубают корпус из древесины твёрдых пород – клёна, дуба, сосны. Изготовление каждой детали домбры и в особенности деки с пружиной, служащей усилителем звука. Требует точности и выдержки. Погрешность даже в 1 мм приводит к хрипам и дребезжанию во время игры.

Раньше на корпус домбры натягивали натуральные струны – из бараньих кишок, поэтому инструмент издавал более глубокий, низкий и глухой звук. Так как низкий настрой неудобен для исполнения оркестровых классических произведений, струны на домбре стали изготавливать из полимеров.

История инструмента

В 1989 году в Казахстане, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов.

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

В 21 веке, в эпоху электронной музыки домбра по–прежнему вызывает интерес меломанов. Например, казахские рок-группы комбинируют звучание домбры, скрипки и электрической гитары, получая совершенно новый звук. Старая домбра завоёвывает всё больше новых поклонников.


В последние годы в Казахстане предпринималось немало попыток создания электродомбры. Но лишь в 2012 году был создан инструмент, который получил международный патент. Автор инструмента – мастер Адиль Сабит, который создаёт и реставрирует гитары, домбры. Он вошёл в почётную гильдию мастеров Лондона по производству гитар.

Пока это единственный инструмент, первая запатентованная электродомбра. До этого предпринимались попытки создать электродомбру. При этом чаще всего на инструменте меняли струны на металлические и устанавливали обычный звукосниматель. Адиль Сабит пошёл другим путём. Ему удалось сохранить природу традиционной домбры – на ней нейлоновые струны. Но внутри инструмента он установил датчики особой конструкции, которые являются его изобретением. Благодаря этому появилась возможность подключить к нему дополнительные устройства: музыкальные процессоры, преобразователи звуков и другие приспособления.

Строение домбры

Алчность" href="/text/category/alchnostmz/" rel="bookmark">алчности . Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Образовалось отверстие посередине и остались только две струны.

Ещё одна легенда о происхождении домбры

У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Литература

1. Курган Иссык.- Москва, 1978.

2. , Особенности казахской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№1(6), с52-54.

3. Музыкальные инструменты Средней Азии. - Москва, 1980.

4. Творчество скрипичного мастера.- Ленинград, 1988.

5. , Очаковская словарь юного музыканта. – Москва «Педагогика». 1985.

Джаз

Джаз мы всегда узнаем на слух. Прежде всего обращает на себя внимание состав музыкальных инструментов в джазе. Первенство здесь принадлежит духовым и ударным музыкальным инструментам.
Хрипловатый и страстный голос саксофона, резкие вскрики трубы, отчетливый ритмический узор ударных, – их звучание ни с чем не спутаешь. Но джаз – это не только коллектив музыкантов, оркестр. Джаз – это еще и музыка для исполнения в таком оркестре.
В этой музыке главенствует ритм.
Вот он начинает раскачивать звуки, и весь оркестр, а за ним и слушатели попадают в стихию этого завораживающего качания. Это один из основных стилей джазового исполнения – "суинг"... Словно утомленный тяжким трудом человек, покачиваясь, поет тоскливую безысходную песню. Такие песни были у американских негров-рабов. Это раскачивание и принесли в музыку джаза негритянские музыканты. Такую музыку позже назвали блюзом.
Но вдруг оркестр или ансамбль, подчиняясь толчкам скорого ритма, чуть ли не поднимает публику с мест. Ритм этот все время прерывается, словно музыканты захлебываются в скороговорке. И каждый из них старается доказать свою "правоту", когда ему предоставляют слово. А потом инструменты все вместе и в полный голос начинают играть каждый свое. Однако общую тему музыкального разговора они не забыли, по-своему говорят об одном и том же... Так музыканты импровизируют в манере, которая называется "диксиленд".
Народные песни и танцы американских негров и белого населения Америки породили искусство джаза. Джаз не захотел остаться только музыкальным сопровождением для модных танцев. Настоящий джаз стремится стать самостоятельной музыкой, которую, собираясь в больших залах, люди слушают с интересом и вниманием.
Всему миру известны имена знаменитого джазового трубача Луи Армстронга, пианиста и композитора Дюка Эллингтона и других замечательных артистов джаза.

Дискант

Если бас – это подножие, то дискант – вершина звучащей лестницы голосов. В старину, когда хоровое искусство было запрятано под церковные своды, роль высоких голосов поручали мальчишечьим голосам – дискантам. Так появились хоры, в которых поют только мальчики. У них голоса сильнее, чем у маленьких девочек, и потому дискантовые партии поручаются мальчикам.

Домра и домбра

Не путай их. Домра (на фото слева) – русский народный инструмент, трехструнный или четырехструнный, играют на ней с помощью пластиночки-медиатора. Домбра (на фото справа) – двухструнный народный казахский инструмент, на котором играют пальцами, бряцая, как на балалайке.

Духовой оркестр

Ты слышишь, приближается музыка? Да-да, ты стоишь, а музыка, оркестр, приближается к тебе. Вслушайся! Звучат духовые инструменты – это идет духовой оркестр.
Чаще всего его музыку можно услышать, когда маршируют воинские части. Или на гулянии в парке. Ведь у духовых инструментов (особенно у медных) очень громкий звук, разносящийся далеко-далеко...

Казахстан - удивительная и прекрасная страна, культура которой никогда не перестанет удивлять. Даже если посмотреть всего лишь на ряд уникальных музыкальных инструментов, начинаешь понимать, что это необыкновенный народ. Кобыз, жетыген, сыбызгы, шертерб, асятаяк - где же еще можно встретить подобные инструменты? Неповторимость и уникальность каждой нации - это то, что никто и никогда не сможет отнять у человечества. О таких богатствах культуры Республики Казахстан и пойдет речь дальше.

Казахская музыка

Для казахского народа музыка всегда была чем-то сверхъестественным и повседневным одновременно. Легенды этого народа говорят о ее неземном происхождении. В то же время для любого казаха быть музыкантом - все равно что уметь ходить или говорить. Стоит заметить, что для характерны сольные выступления, где музыкант проявляет себя как художник, творящий прямо на публике. Раньше очень редко можно было встретить какие-то ансамбли или даже дуэты. А если люди и пели вместе, то чаще всего в унисон.

Один из главных музыкальных инструментов Казахстана

Здесь речь пойдет об уникальном шедевре. Домбра - музыкальный инструмент, который по праву считается национальным достоянием Республики Казахстан. Главным образом она выделяется тем, что имеет всего две струны, но это никаким образом не ограничивает ее. Любой, кто умеет играть на домбре, сможет создавать прекрасную и абсолютно полноценную музыку, используя всего эти две струны. Здесь важно упомянуть, что домбра легко может быть как сольным инструментом, так и играть в большом оркестре, создавая неповторимый музыкальный фон.

Домбра - музыкальный инструмент, который относится к щипковым. Это значит, что звук из нее добывают одним из следующих способов:

  1. Щипком.
  2. Ударом кисти.
  3. С помощью медиатора.

В результате мы получаем тихий, нежный и мягкий звук, который подойдет как для громкой оркестровой музыки, так и для тихой и лирической сольной темы.

Часть калмыцкой культуры

Интересный факт заключается в том, что домбра - калмыцкий музыкальный инструмент ровно настолько же, насколько и казахский. У калмыков не имелось полноценного и профессионального пения в ансамблях и даже театра. Для них обычным было услышать разного рода сольные выступления, которые организовывали сказатели в сопровождении музыки. Вот именно для этого сопровождения и использовали домбру. Часто вместе с этим действом начинают плясать и подпевать в унисон. Домбра (музыкальный инструмент, фото которого вы увидите ниже) прочно вошла в культуру Калмыкии, о чем никогда не стоит забывать.

Из чего она состоит?

Музыкальный инструмент домбра, как и любой другой, имеет свои составляющие. Во многом они типичны для щипкового изделия, но рассмотреть их получше будет очень интересно. Итак, в конструкцию домбры входят:

  1. Корпус (в казахской культуре - шанак). Он выполняет функцию усилителя звуковых волн, как и в других похожих инструментах.
  2. Дека (в казахской культуре - какпак). Не только усиливает звуковые волны, но еще и придает им характерную звуковую окраску, тем самым формируя тембр инструмента. В зависимости от формы или неровностей деки у, казалось бы, одинаковых инструментов этот тембр может довольно сильно различаться.
  3. Подставка. От качеств, веса, формы и настройки этой детали зависит практически все звучание инструмента. Она непосредственно влияет на силу, ровность и тембр звучания домбры.
  4. Струны. Являются источником звука, а значит, без них уж точно ничего не получится.

Традиционными для домбры всегда были жильные струны, которые производились из внутренностей козы или барана. В свое время самыми качественными считались струны из кишок овцы, которой уже исполнилось два года. Они придавали звучанию более низкий лад, и именно это было характерным для традиционной казахской музыки. Сейчас же струны чаще всего производят из рыболовной лески. Для всех остальных элементов домбры подойдет любое качественное дерево.

Разнообразие видов

Казахский музыкальный инструмент домбра имеет несколько разновидностей. Здесь важно сказать, что хоть в классификации его видов присутствует трехструнный инструмент, двухструнная домбра является классическим представителем своего семейства. Итак, существуют следующие виды данного струнного инструмента:

  1. Двухструнная.
  2. Трехструнная.
  3. Ширококорпусная.
  4. Двухсторонняя.
  5. Подгрифная.
  6. С полым грифом.

Что исполняют на домбре?

Продолжаем рассматривать, что такое домбра (фото представлены в статье). В этом разделе рассказано, пожалуй, самое главное об этом инструменте. Вы еще не знаете, для чего же его можно использовать?

Как бы удивительно это ни прозвучало, но на домбре можно играть любую музыку - от классических произведений и народных мотивов до современной поп-музыки. Для этого надо всего лишь научиться управляться с этими двумя струнами и, конечно же, много тренироваться. Хоть раньше ансамбли с домброй были чем-то невероятным, но сегодня она может играть с любым другим инструментом в паре или даже в оркестре. Вместе с другими народными она звучит очень гармонично и приятно.

Хоть на домбре вполне реально исполнить музыку любого жанра, ее главным достоянием считается кюй. Эту музыку степные народы на протяжении уже сотен лет исполняют себе в удовольствие, и незнание музыкальной грамоты их никак не останавливает.

Кюй можно исполнять в двух стилях: боем и шертпе. Первый вариант для нас знаком и привычен, а вот второй подразумевает исполнение с помощью легкого потягивания струны. Начало шертпе положил казахский герой Татимбет приблизительно в 19 веке.

Очень много музыкантов пытались освоить игру на домбре и это оказалось для них трудным или даже непосильным. Весь секрет был в том, что очень трудно понять, как две струны способны создать полноценную и абсолютно прекрасную музыку.

Домбра и домра - это одно и то же?

Очень часто люди используют эти два слова как синонимы, вкладывая в них одинаковое значение. Если и вы позволяли себе так делать, то это было огромной ошибкой. Даже люди с музыкальным образованием не всегда знают разницу между этими инструментами, поэтому дальше об этом будет сказано подробнее.

Музыкальный инструмент домбра, как уже упоминалось, является двухструнным, в то время как домра - это трех- или четырехструнный шедевр, которым гордится уже русская культура.

Общим для этих двух инструментов является то, что они относятся к щипковым, и для извлечения звука для них используют медиаторы. В истории и культуре их применяли приблизительно в одинаковых целях.

в музыке?

Чтобы вы могли себе представить домру, не нужно много фантазировать. Она очень похожа на балалайку, но ее основной корпус имеет не треугольную, а овальную форму. Домра состоит из трех основных частей, и этим она довольно похожа на домбру. Самый распространенный вид - это малая домбра, корпус которой представляет собой полусферу. Кроме корпуса инструмент состоит из грифа, который часто называют шейкой, и головки.

О корпусе нужно сказать еще и то, что в него входят такие элементы как кузов, дека, кнопки для закрепления струн и нижний порожек.

Вместо заключения

Не секрет, что народные музыкальные инструменты всегда имели не только большую культурную ценность у себя на родине, но и оказали значительное влияние на современную музыку. Довольно часто может показаться, что народные мотивы вымирают наряду с огромным количеством других культурных традиций. Но на самом деле молодое поколение никогда не забудет свою историю, если мы им ее расскажем. И это напрямую касается и музыки. Музыкальный инструмент домбра в Казахстане и Калмыкии или домра в России - это наше достояние. Подрастая, наши дети начинают не только уважать подобные вещи, но и возрождать их.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...