Дружба и вражда: всегда ли вражда во вред? Размышления о дружбе и любви (по роману л. н. толстого «война и мир») Тема вражды в войне и мире


Вообще, никто еще, быть может, не изображал в таком величии и блеске человеческой стойкости и несокрушимости, как автор «Войны и мира».

Н.И.Соловьев

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - одно из самых знаменитых произведений русской литературы, действие которого тесно связано с историей России начала XIX века. Это было время наполеоновских войн, когда французская армия победоносно шествовала по Европе, продвигаясь к границам нашей Родины. Единственной силой, способной остановить это движение, оказался русский народ, поднявшийся на борьбу с захватчиками. Теме Отечественной войны 1812 года посвящена большая часть романа «Война и мир», на страницах которого автор рисует образы русских воинов, вставших на защиту Родины, их исключительный героизм, мужество, верность присяге.

Но все эти замечательные качества проявляются лишь тогда, когда солдатам понятно, за что они сражаются. Поэтому потерпела неудачу военная кампания 1805-1807 годов. Это была война на чужой территории за чужие интересы. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Русские солдаты, находясь вдали от Родины, не осознавая целей кампании, не хотят понапрасну класть свои жизни. В результате, во время Аустерлицкого сражения русские войска в панике побежали назад.

Если же битва оказывается неизбежной, русские солдаты готовы стоять насмерть. Так и произошло во время Шенграбенского сражения. Показав чудеса мужества, русские войска приняли на себя главный удар. Небольшой отряд под командованием Багратиона сдерживал натиск врага, «в восемь раз» превосходящего его численностью. Большую храбрость проявило и подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но и нанесло ответный удар, что спасло значительную часть армии.

С большой симпатией относится автор к капитану Тушину. Его портрет ничем не примечателен: «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог…в одних чулках». В его «фигурке» было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Капитан живет с солдатами одной жизнью: ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Но во время Шенграбенского сражения он преображается: вместе с горсткой солдат проявляет удивительное мужество и героизм, храбро исполняя свой воинский долг. Поражает его особое отношение к бою. Капитан называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится, что это он бросает ядра в неприятеля. Пример командира заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не осознают собственного подвига. На примере таких скромных героев Толстой показал истинный патриотизм русских воинов, основанный на чувстве долга и верности присяге.

Но особенно сильно патриотизм русских солдат проявился во время Отечественной войны 1812 года, когда враг вторгся на территорию России.

По мнению Андрея Болконского, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. Это чувство – народный патриотизм, огромный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» Осознавая важность предстоящего боя, солдаты даже отказываются пить положенную им водку, потому что это «не такой день».

Описывая сражение глазами Пьера Безухова, автор отмечает высокое чувство товарищества, сознание долга, физическую и моральную силу солдат и ополченцев. На Бородинском поле французская армия впервые столкнулась с противником, чей моральный дух оказался настолько высок. Толстой считает, что именно поэтому французы потерпели поражение.

Следствием этого явилась партизанская война, развернувшаяся на оккупированных французами территориях. Против захватчиков поднялся весь народ – солдаты, мужики, казаки и даже женщины. Ярким представителем партизанской войны в романе, человеком, воплотившим в себе главные настроения и чувства русского народа, является партизан отряда Денисова Тихон Щербатый. Это «самый нужный человек» в отряде. Он отважен, храбр, французы для него – враги, и он уничтожает их. Именно Тихон Щербатый соединяет в себе те черты народа, которые особенно проявились в грозную для Отечества пору: ненависть к захватчикам, неосознанный, но глубокий патриотизм, мужество и героизм в бою, стойкость и самоотверженность. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого, Денисова, Долохова и других – это возмездие за разорение и гибель русских людей, это дубина, которая «со всей грозной и величественной силой…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Это воплощение «чувства оскорбления и мести».

Но отходчивое русское сердце не может долго держать в себе ненависть и ожесточение. Их быстро сменяет милосердие к бывшим захватчикам. Так, встретив в лесу голодных и замерзших капитана Рамбаля и его денщика Мореля, русские проявляют сострадание: «солдаты окружили французов, постелили больному шинель и обоим принесли каши и водки». При этом один из рядовых говорит: «Тоже люди… И полынь на своем кореню растет». Бывшие враги, несмотря на причиненное ими зло, в своем теперешнем жалком и беспомощном состоянии заслуживают снисхождения.

Итак, воссоздавая картины прошлого, Толстой показал нам множество самых разных, порой незнакомых друг другу, русских солдат. Мы видим, что большинство из них объединяет ненависть к захватчикам, глубокий патриотизм, верность долгу и присяге, безмерная храбрость и стойкость. Но самое главное, каждый из них готов пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. В этом заключается сила русского воина.

Таким образом, Л.Н.Толстой своим романом «Война и мир» утверждает, что народ, имеющий таких защитников, невозможно поработить.

Глобальный сюжет романа «Война и мир» не поддается пересказу. Когда-то Льва Толстого спросили, о чем роман «Анна Каренина», он ответил: чтобы рассказать, о чем роман, ему надо написать его заново. То же можно сказать и о «Война и мир»: чтобы пересказать сюжет романа, потребуется очень много места.

  • В романе несколько сюжетных линий, связанных с историей дворянских семей Ростовых, Болконских, Курагиных.
  • Наряду с этим в нем представлена широкая картина важных для истории России событий: войны 1805-1807 и 1812 годов, реформы Сперанского, масонские общества и многое другое.
  • Огромно число как исторических, так и вымышленных персонажей.

Многосоставной конфликт романа «Война и мир»

Тем не менее, однозначно определить конфликт романа также нельзя. Как человеческая жизнь,он не может быть сведен к одному какому-то противостоянию.

Тема войны

Глобальный конфликт обозначен в заглавии: война и мир. Человеческое общество в состоянии войны и в мирное время. Писатель отрицательно относится к войне как таковой: она приносит смерть, разрушения. Ее противоестественность показана Толстым в контрасте с вечным спокойствием и красотой . Описывая давку, панику при переправе через реку Энс, автор не может не вспомнить и не сказать о том, какой была мирная жизнь. Описание Бородинского сражения начинается с описания прекрасного летнего утра, когда, кажется, сама природа говорит людям о том, что не надо воевать. Но и этот конфликт в романе решен неоднозначно. К Отечественной войне 1812 года писатель относится по-иному. Эта война народная, весь народ поднимается против захватчиков, все сословия России втянуты в противостояние: крестьяне, купечество, мещанство, дворянство. Толстой считает, что даже мирное население (тем, как оно относится к французам), способствует тому, что нашествие захлебнулось: барыня, которая уезжает из Москвы задолго до вступления в нее Наполеона, купец Ферапонтов, отдающий свое добро, партизаны-крестьяне, жители Москвы. Своеобразный конфликт возникает между разными войнами в романе — войной 1805-1807 годов

(«эпохе нашего позора и поражений» — Л.Толстой)

и войной 1812 года (эпохе славы и величия). Конфликт решен Толстым таким образом: война может быть выиграна только тогда, когда солдаты, офицеры (вся армия) и все гражданское население понимают и принимают цели войны. Позор Аустерлица и слава Бородина доказывают это.

Тема личности в истории

Конфликт в изображении двух полководцев решен в романе «Война и мир» своеобразно, хотя полководцы не встречаются друг с другом, но их противостояние — это противостояние двух великих людей: человека, мнящего, по Толстому, себя великим (Наполеон) и истинно народного полководца Кутузова.

Конфликт главных героев

В развитии образов главных и любимых героев романа, писатель изображает конфликт этих людей с той жизнью, которой они живут. Высокие духовные запросы не позволяют им остановится в своем развитии, они мучительно подчас ищут истину. Поэтому Толстой показывает как бы вехи их развития. Например, эгоистические мечты князя Андрея о славе, стремление жить ради сына, любовь к Наташе, деятельность в комиссии Сперанского, разрыв с Наташей, Бородинское сражение, постижение высокого смысла смерти. Такой же мучительный путь поисков, падений и восхождений проходит Пьер. Для таких людей, как эти любимые герои писатели, всегда стоит вопрос

«Как быть хорошим?»

Через мучительный конфликт в своем становлении проходит и Удивительно то, что эта девочка, по Толстому, сумела вобрать в себя все истинно русское.

Война разделяет людей. Писатель показывает, как война, отношение к ней разделяет дворянское общество России. Конфликт между истинным патриотизмом Москвы и лжепатриотизмом Петербурга, патриотизмом солдат и офицеров и лжепатриотизм высшего военного руководства обостряет война. Толстой показывает, как в истинно народной войне побеждают истинные патриоты: вопреки своему отношению и под давлением общего мнения в армии Александр I вынужден назначить Кутузова командующим армией. Партизанский отряд Денисова создается именно потому, что отражает общее настроение народа.

Роман «Война и мир» Толстого назван эпопеей. Глобальность сюжета и конфликтов этого произведения служат этому доказательством.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» ключевым является слово «мир». Оно содержится и в самом названии произведения. В каком значении использовал его автор в названии? Вопрос возникает потому, что в современном русском языке существуют два омонимичных слова «мир». Во времена Толстого они различались и на письме. Основные значения слова «мip», согласно словарю В. Даля, были: 1) вселенная; 2) земной шар; 3) все люди, род человеческий. «Мир» же употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры. В произведении эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени. И на первый взгляд кажется, что в заглавии заключена одна антитеза: война - мирное время и что слово «мир» следует понимать только как антитезу слову «война». Но у Толстого все намного сложнее. Название романа отражает основные значения слова «мир». Кроме того, даже этими приведенными выше значениями не исчерпывается употребление слова «мир» в романе.

Прежде всего для Толстого важно было показать, что человек не является только представителем того или иного национально-исторического, социального, профессионального мира; человек, по Толстому, - сам мир. Яркость, пластичность изображения человека в «Войне и мире» основаны на принципе «человек - особый мир». Более всего в романе Толстого интересует внутренний мир Наташи Ростовой, князя Андрея, Пьера, княжны Марьи и других близких автору героев. Описывая их внутреннюю жизнь, Толстой использует свой любимый прием, названный Н. Г. Чернышевским «диалектикой души». У каждого толстовского героя свой мир, и даже самые близкие отношения между двумя людьми не могут объединить индивидуальные миры. Идеально близкими показаны в эпилоге отношения между княжной Марьей и Николаем Ростовым, и все же у каждого из них было что-то свое в жизни, недоступное другому. Княжна Марья не могла понять отношения Николая с крестьянами и его любви к хозяйству. «Она чувствовала, что у него был особый мир, страстно им любимый, с какими-то законами, которые она не понимала». Но и Николай, в свою очередь, испытывал чувство удивления перед ее душевной чистотой, пред тем «почти недоступным» ему «возвышенным нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Изображение внутреннего мира человека у Толстого сочетается с изображением другого, большого мира, частью которого являются его герои. В романе мы видим целую палитру миров: мир Ростовых, лысогорский мир, мир высшего света, мир штабной жизни, мир фронтовой жизни армии, мир народа. Такое понимание мира ассоциируется в романе с образом шара. Мир-шар предстает как замкнутая сфера, он имеет свои законы, необязательные в других мирах. В произведении Толстого на героев оказывают влияние разные миры со своими требованиями. Один мир нередко враждебен другому. В одном случае человек, сливаясь с миром, остается свободным и счастливым (в плену Пьер попадает в мир народа, соединяется с ним и становится лучше и чище; перед ним открываются истинные жизненные ценности, он наконец-то находит для себя объяснение жизни и ее смысла), в другом - мир, чуждый человеческой сущности героя, подавляет его, лишает свободы и делает несчастным. Примером этого может служить эпизод с Наташей в опере.

Приехав в оперу, Наташа попала в чуждый ей мир света. Сначала все, что происходило вокруг нее и на сцене, казалось ей «так вычурно-фальшиво и ненатурально». Ей была неинтересна опера, неинтересны люди, ее окружавшие, все ей казалось неестественным и притворным. Но вот появился Анатоль Курагин, он обратил на нее внимание. И тут чужой для Наташи мир стал давить на нее, подчинять ее волю. После третьего акта «Наташа уже не находила этого (того, что происходило около нее) странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя». Наташе представили Анатоля, она почувствовала, что очень понравилась ему и он ей начал нравиться. Тут мир света уже полностью завладел ее чувствами и желаниями. «Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась». После этого начались все горести и страдания в жизни Наташи.

Подчинение миру света Наташи произошло не само по себе, все случилось не без участия Элен Безуховой и, конечно, Анатоля Курагина, главных и в то же время типичных представителей этого мира.

Вообще все герои «Войны и мира» делятся на людей мира и людей войны. Люди мира - это князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Ростовы - к ним тянутся другие, и они способны объединять людей вокруг себя. Князя Андрея в полку солдаты очень любили и звали «наш князь». Во время Бородинского сражения на батарее Раевского солдаты тоже привязались к Пьеру, впустили его в свою дружную семью и называли «наш барин». Вместе люди мира составляют силу объединения, которой противостоит сила разъединения, состоящая из людей войны, таких, как Анатоль, Василий и Элен Курагины, Друбецкие и др. Эти персонажи Толстого неспособны создавать свои миры. Каждый из них за себя, каждый привык только использовать людей, его окружающих, каждый все время старается что-нибудь урвать, каждый занят только своими интересами, интригами, и ему нет дела до остальных. И в мирное время эти люди находятся в состоянии войны. Они постоянно воюют за свои интересы. Часто люди войны разрушают круглые миры других людей. Они врываются и приносят много горя и страданий людям мира. Достаточно вспомнить, сколько неприятных минут, разочарований принесла Элен в жизнь Пьера и как роковым образом повлиял Анатоль на жизнь Наташи и князя Андрея. Силы разъединения способны действовать и в большем масштабе. Интриги, авантюры, борьба за выгоду, стремление что-нибудь урвать для себя приводят к разрушениям в мировом масштабе, они приводят к войне народов, которая уничтожает не только маленькие миры людей, но и разрушает большой мир. Наполеоновские войны 1805 и 1812 годов вызваны силами разъединения, во главе которых стоял сам Наполеон, злой гений, ради личной славы, своего самолюбия, для удовлетворения своего эгоизма способный жертвовать чужими жизнями, убивать ни в чем не повинных людей, стирать с лица земли города и целые народы. Захваченная «наполеоновской идеей» Россия была вовлечена в кампанию 1805 года из-за борьбы интересов в высших правительственных слоях общества. Война 1805 года была абсолютно ненужной и непонятной для русского народа, для русского солдата. В Аустерлицком сражении простые солдаты не знали, ради какой цели они борются, не понимали, за кого они умирают, поэтому силы русского народа не объединились, и сражение было позорно проиграно.

Война - это всегда разрушение, но, как это ни парадоксально, и на войне возможно объединение. Отечественная война 1812 года - это пример объединения всей нации, всего народа перед величайшей опасностью. Солдаты объединяются друг с другом, офицеры с солдатами, и тогда сражения обязательно выигрываются. Ведь только всем вместе можно победить врага. Полк князя Андрея, батарея Раевского воспринимаются как большие дружные семьи, где один за всех и все за одного. Вся Россия объединилась и победила Наполеона.

Да, люди способны объединяться в экстремальных ситуациях, перед лицом опасности. Но опасность проходит, и опять начинается борьба людей друг с другом за наследство, за карьеру, за власть; война разъединяет их. В этом причина пессимизма Толстого. Люди еще не научились единению в мирное, спокойное время, не умеют жить «всем миром». От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, со всеми. Идея мира для Толстого является ОДНОй из главных в романе. Основное значение слова «мир» здесь - это идея всеобщего единения.

Счастье, по Толстому, может быть обретено лишь в гармонии со всем миром: с другими людьми, с природой, с вселенной, От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, с вселенной - таково представление Толстого об идее мира в романе. Человек, чувствующий связь с вселенной, может быть по-настоящему счастлив, спокоен, умиротворен, он не боится смерти. Достаточно вспомнить мысли и описания чувств Пьера в очень важный и трудный период его жизни в плену у французов, когда он начинает себя ощущать частью безграничного мира.

«Пьер взглянул на небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! - думал Пьер. - И все это поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к товарищам». Ощущение себя частицей огромного мира проявляется и во сне, который Пьер видит после убийства Каратаева.

«Живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров» - это Земля, вселенная; поверхность шара «состояла из капель, плотно сжатых между собой» - это маленькие миры людей. Капли эти «то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие». Но они оставались неотделенными частицами этого колеблющегося шара. Отделиться значило погибнуть.

Самая глубокая, важная потребность человека, согласно взглядам автора «Войны и мира», - преодолеть свою ограниченность и слить свое «я» со всем бесконечным миром. Эта потребность проявляется в настойчивых жизненных поисках князя Андрея и Пьера. Князя Андрея все время мучит жгучий интерес к тому, чем живут, чем счастливы другие люди, он испытывает горечь оттого, что им нет дела до него, он жаждет влиять на их судьбы.

Князь Андрей говорит: «Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!» - это и есть главная идея «Войны и мира», вложенная Толстым в уста своего любимого героя - князя Андрея.

Важно подчеркнуть то, что единение героев романа с миром не только не уничтожает отдельное человеческое «я» в безликости всеобщего, но напротив, расширяет личность и утверждает подлинный смысл ее жизни. Чем шире мир, с которым ощущает свою связь герой, тем светлее и радостнее его существование. «Человек чувствует себя личностью только потому, что он соприкасается с другими личностями. Если бы человек был один, он был бы не личностью», - записал Толстой в своем дневнике. Но как же добиться этого единения, жизни «всем миром»? Толстой отвечает на этот вопрос образами своих героев. Прежде всего, надо научиться понимать других людей, как понимал и чувствовал их князь Андрей. «Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми».

Еще надо уметь делить с другим человеком не только радость, но и страдания, как Наташа. В начале романа Наташа могла лишь передавать другим радость, веселье, хорошее настроение, но делить страдание, сочувствовать она не умела. «Нет, мне слишком весело, чтобы портить свое веселье сочувствием чужого горя», - думала она в начале романа. И лишь в конце, пережив много страданий, она научилась разделять горе другого. «Друг мой, маменька, - говорила она, напрягая все силы любви на то, чтобы как-нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя».

Большое значение в своем романе Толстой уделяет внезапно и беспричинно возникшим симпатиям между героями, например, Тушина к князю Андрею, старого Болконского к Пьеру, князя Андрея к семейству Ростовых, солдат и ополченцев к князю Андрею и Пьеру. Симпатии, которые испытывают князь Андрей, Пьер, Наташа и другие, обладают очень широким диапазоном, они симпатизируют многим людям по разным причинам. И чаще всего по таким, которые не могли бы и сами назвать.

«Да, лучшее средство к истинному счастию в жизни - это: без всяких причин пускать из себя во все стороны, как паук, цепкую паутину любви и ловить туда все, что попало, и старушку, и ребенка, и женщину, и квартального», - писал Л. Н. Толстой в своем дневнике.

«Паутина любви», бескорыстной симпатии героев друг к другу опутывает всю книгу. Без любви жить «всем миром» - нельзя. Примечательно, что в эпилоге Николеньке снится эта «паутина любви», «нити Богородицы», она опутывает его, и он чувствует «слабость любви».

Таким образом, идея мира в романе Толстого «Война и мир» многопланова и многогранна. Своим романом Толстой доказывает, что, с одной стороны, каждый человек - это неповторимый, индивидуальный мир, но с другой - частица всеобщего мира, Земли, вселенной. Но и индивидуальный мир, и всеобщий мир могут существовать только при единении людей друг с другом и природой. Разъединение всего сущего, а война разрушает эти миры, по Толстому, самое страшное зло. В своих дневниках он определил зло как «разобщение людей». Л. Н. Толстой своим романом предостерегает людей от этого зла, указывая путь к счастью через единение людей.

Л.Н. Толстой – роман-эпопея «Война и мир». В романе- эпопее «Война и мир» дружба предстает перед нами как одна из самых главных жизненных ценностей. Мы видим дружбу Николая Ростова и Денисова, Наташи и княжны Марьи, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Отношения двух пос­ледних героев наиболее глубоко исследованы писателем. При различии характеров и темпераментов мы видим интеллекту­альную общность этих людей, их схожее отношение к жизни. Для князя Андрея и Пьера характерна внутренняя рефлексия, вечные поиски истины, смысла жизни. Они поддерживают друг друга в минуты душевных кризисов. Так, Болконский беспокоится за Пьера, когда тот начинает кутить в компании Долохова. Пьер же поддерживает князя Андрея после смерти жены и разочарования его в «своем Тулоне». Именно Пьер го­ворит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить». Таким образом, дружба и любовь, по мысли писателя, – это то, ради чего стоит жить.

Здесь искали:

  • дружба в романе война и мир
  • дружба и вражда война и мир
  • война и мир дружба и вражда

"Война и мир" (1869) - первый роман Л.Н.Толстого. Ему предшествовали произведения 50 -начала 60-х годов: автобиографическая трилогия "Детство", "Отрочество", "Юность", цикл "Севастопольские рассказы", повесть "Ка­заки" и др.

Действие романа "Война и мир" начинается в 1805 г. и завершается в 1813"г., действие же эпилога отнесено к 1820г.

"Война и мир" - произведение подлинно новаторское. Если в романах современников Толстого - Гончарова и Тургенева - всегда на первом плане стояла тщательно выписанная фигура главного героя, то в "Войне и мире" ведущие персонажи - Пьер, Андрей, Наташа, Николай - в известном смысле равнозначны: они осуществляят сюжетное движение романа, к ним тянугся все нити повествования. В русских романах обычно был минимум действующих лиц, в "Войне и мире" их свыше 550.Без такого количества героев было невозможно решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: "Захватить все", т.е. дать широкую панораму русской жизни первых двух десятилетий XIX в.

В романе обилие глав и частей, большинство из которых имеют сюжетную законченность. Короткие главы и множе­ство частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

Если в романах других русских писателей большую роль в композиции образов играли экскурсы в прошлое, свое­образные предыстории персонажей, то толстовские герои всегда предстают в настоящем времени. История их жизни дается при этом вне какой -либо временной законченности. Повествование в эпилоге обрывается на завязке ряда новых конфликтов. Пьер Безухов - участник тайного общества, а Николай Ростов - его политический антагонист. С эпилога мог бы начаться новый роман об этих героях.

"Война и мир" - роман исторический, все герои которого, подлинные и вымышленные, - участники крупнейших исторических событий. История., писал Толстой в чернови - ках романа, - "это история всех, без одного исключения всех людей, принимающих участие в событии". Поэтому у Тол­стого единые художес"1 венные принципы изображения че­ловека в романс - будьте вымышленные персонажи (Анд­рей, Пьер, Николай, Наташа) или же исторические (Кутузов, Наполеон, Александр 1, Сперанский). Сложна жанровая структура толстовской книги. Сам Толстой отказывался от какого-то конкретного определения, говоря, что "это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника". Тургенев же писал, что "Война и мир" включает в себя "вместе эпопею, исторический роман и очерк нравов".

В "Войне и мире" есть романное содержание: рассказ о лучших представителях дворянской интеллигенции. И в то же время в книге ярко выражено эпическое начало - дана история народа в переломный момент развития России. "Я старался писать историю народа", - признавался Толстой. Соотнесенность этих двух начал - романического (герой) и эпического (народ) -дает основание современным иссле­дователям определять жанр "Войны и мира" как романа-эпопеи.

Заглавие романа удивительно образно и широко передает его смысл. "Мир" - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому всегда должны стремиться люди."Война" ;- не только кровопролитные битвы и сражения, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает и его основная идея, которую удачно определил А.В.Луначарский: "Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды".

Заложенная в названии антитеза определяет группи­ровку образов в романе. Одни герои (Волконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) -это люди "мира", ненавидящие нс только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяютлюдей. Их отношение к войне выражено словами Андрея Волконского перед Бородинским сражением: "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни". В то же время война -"страшная необходимость", когда речь идет о защите отечества. И нс случайно любимые толстовские герои способны на искреннее и глубокое патриотическое чувство. Достаточно вспомнить патриотический порыв На - таши Ростовой, испытания, выпавшие наделю Пьера Безу- хова, подвиг Пети Ростова и т.д. Подлинным носителем идеи объединения в романе оказывается Кутузов, у которого одна цель с народом - "очистить свою землю от нашествия". Кутузов выступает в романе как "представитель народной войны", войны справедливой, сплотившей нацию в борьбе с французским нашествием. Когда же кончилась народная война и началась война захватническая, за пределами России, Кутузову как "представителю народной войны ничего не осталось, кроме смерти. И он умер".

Другие герои (Кураги ны, Наполеон, Александр 1, Аракчеев) - "люди войны" (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях), несущие разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность.

В оценке "людей мира" и "людей войны" у Толстого четкий нравственный критерий. "Я любил мысль народную вслед­ствие войны 12 г.", - говорил писатель. Как человек относится к народу, бллзок или отдален от него, ищет путей к нему или не задумывается над ними - главное для Толстого. И путь любимых толстовских героев - прежде всего Наташи и Пьера-это путьихдуховного приближения к народу. Чувство неосознанного нравственного слияния с народом испытывает Наташа, которая "умела понять все, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тЬтке, и в матери, и во всяком русском человеке". Эта способность к нравственному единению с народом - результаттой "открытости душевной", которую постоянно отмечает автор в Наташе.

Таким же непосредственным восприятием жизни надо - лен Пьер Безухов. Поиски жизненной правды, которые он ведет, неизбежно приводят его к народу, к постижению народной мудрости. Пьер, всегда испытывающий острей­шую потребность в единении с людьми, находит особый смысл во встрече с солдатом Платоном Каратаевым. Мудрость Платона Каратаева - это мудрость народного восприятия жизни, и поэтому она оказывается такой близкой Пьеру.

Народ не был для Толстого однозначным понятием. Помимо Платона Каратаева, в котором наряду с народной коллективностью подчеркнуты черты патриархальной пассивности, выделяется герой партизанской войны Тихон Щербатый, человек "богатырской силы" и "мастер на все руки". Он, рассказывает автор, "по ночам уходил на добычу, и всякий раз приносил с собой платье и оружие француз­ское". Мы узнаем и о других участниках партизанской войны: о "дьячке, взявшем в месяц несколько сот пленных". о старостихе Василисе, "побившей сотни французов", и о многих других безымянных героях, которые вынесли на своих плечах все тяготы борьбы с иноземными захватчиками.

В связи с решением проблемы человек и парод, человек и окружающий мир для Толстого особое значение приобретает непосредственность поведения героя. В искренности и естественности - источник нравственной силы толстовских героев, помогающий перенести им все испытания и страдания.

Любовь к жизни несет в себе и Наташа. Ее образ раскрывается в потоке жизни, ее любой поступок вытекает из естественных побуждений. Поэтому Наташа никогда нс теряет своего обаяния, хотя нравственные оценки, которые она даст окружающим, отнюдь не безошибочны. Наглядное тому подтверждение - увлечение Анатолием Курагиным. Наташа воспринимает Анатоля только чувствами - отсюда явная нелогичность се вывода о моральных качествах этого человека: "Я с первой минуты полюбила его. Значит он добр, благороден и прекрасен". Но это в чем-то, разумеется, уязвимое восприятие мира и людей в других случаях ока - зывается совершенно верным и точным. Показательны те цветовые характеристики, которые дает Наташа. О Б. Друбецком она говорит так: "... Он узкий такой, как часы столовые... Узкий, знаете, серый, светлый". Пьер же получает из уст Наташи-подростка иную оценку: "Безухов - тот си и и и, темно-с и ни и с красным... он славный". Окружающие не раз ощущают нравственную правоту Наташи. Как ни обидно княжне Марье за брата, которого так быстро забыла Наташа, отдавшись целиком новому чувству к Пьеру, она понимает, что не вправе упрекать Наташу "даже в душе своей", ибо "проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была неудержима".

Толстовские герои всегда включены в поток исторических событий. И Пьер, и Андрей, не говоря уже о Наташе и Николае Ростовых, - рядовые люди своего времени, и Толстому важно показать, как они реагируют на то, что происходит вокруг. Сложные искания Андрея и Пьера поэтому нередко выливаются в страстные споры, глубокие раздумья, смелые поступки. Героев мучает один и тот же вопрос:"Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что не­навидеть?" Рещающим моментом становится 1812 год. Отечественная война оказывается для Андрея и Пьера своеобразным открытием истины, ибо они находят каждый по - своему положительный идеал в лице парода. Эпилог же романа прямо вводит читателей в сферу напряженных идейных споров будущих декабристов (Пьер) с их идейными противниками (Николай Ростов).

Решая в романе вопрос о роли личности в истории, Толстой отдает определенную дань теории исторического фатализма. В одном из авторских отступлений, разъясняя философско-историческую концепцию, Толстой пишет: "Чем выше стоит человек на общественной лестнице...тем очевиднее предопределенность каждого его поступка". Взгляды Толстого сказались на трактовке некоторых исто­рических персонажей. Так, в романе сквозит недооценка стратегических планов Кутузова, а сам великий полководец временами ведет себя слишком пассивно и созерцательно. Однако не следует и преувеличивать влияния фаталистической теорий на роман. В целом тот же Кутузов нарисован исторически достоверной точно. Это прежде всего народный полководец, человек простой и скромный, хорошо знающий солдатские нужды. В своих планах он учитывает моральный дух войск: "Кутузов знал и понимал, что решает участь сражения не распоряжение главнокомандующего..., а та неуловимая сила, называемая духом войск".

Роман "Война и мир" - величайшее создание русской и мировой литературы. По словам Достоевского, "Война и мир" - это "великолепная историческая картина, которая перейдет в потомство и без которого не обойдется потомство".

1. Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого "Война и мир". Изд. 3. - М„ 1978.

2. ДолининаН. Г. По страницам "Войны и мира". Изд. 2. - М, 1978.

3. О пульская Л. Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого "Война и мир". -М., 1987.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...