Дубровицы - усадьба. Усадьба Голицыных. Дубровицы (усадьба) - фото. Усадьба дубровицы


Усадьба Дубровицы (Подольский район располагается на живописном берегу р. Пахры. Первые упоминания об этом историческом месте датированы 1627 г. В то далекое время усадьбу называли вотчиной боярина И.В. Морозова, благодаря которому границы земельного участка были значительно расширены. После его смерти вотчину унаследовала Аксинья Ивановна - дочь Морозова, она же - жена князя И.А. Голицына. Он был первым из своего рода владельцем поместья. О том, как развивалась в последующие годы, какие изменения в ней происходили, узнаем далее.

Важные этапы в развитии

В конце XVII в. при жизни Бориса Алексеевича Голицына - сподвижника и воспитателя Петра I - в усадьбе развернулось крупное строительство. В 1689 г. хозяин имения, несмотря на то, что раннем периоде петровского царствования был одним из самых влиятельных вельмож, подвергся опале со стороны царя. В связи с этим Голицын был вынужден уехать из столицы и поселиться в деревне. Свое предпочтение он отдавал подмосковным вотчинам. А в первую очередь это были Дубровицы, усадьба Марфин, Большие Вяземы. В 1690 г. в первом имении князем был заложен необычайно красивый православный храм, ставший истинным шедевром архитектурного искусства.

Описание поместья

Сегодня, посетив былую помещичью усадьбу, можно увидеть хорошо сохранившиеся старинные постройки на ее территории. Среди них церковь Знамения Пресвятой Богородицы 1609-1704 гг., сам дворец 1750 г., конный двор, курган. Также сохранилось три флигеля из четырех, постройки хозяйственного назначения и французский липовый парк. Исторический комплекс находится в 6 км от железнодорожной станции, на востоке современного села Дубровицы. Усадьба возведена неподалеку от участка, где сливаются и Десна. Позднее, во времена, когда поместьем владели Морозовы, на его территории были возведены дом и деревянный храм во имя Ильи Пророка.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Важный период в развитии усадьбы начался в 1688 г., когда вотчина перешла во владение Бориса Алексеевича Голицына (1641-1714 гг.). Летом 1690 г. на территории имения была разобрана старая церковь из дерева. Ее перенесли в соседнюю деревню Лемешово. На месте прежнего храма князь заложил новую церковь из белого камня в стиле барокко. Строительством занималось большое количество иностранных и русских искусных мастеров. Архитектурное убранство храма неизменно поражает обилием высокохудожественных, изящных скульптур. Что довольно редко встречается в русском православном зодчестве. Благодаря профессиональной работе мастеров и высокому качеству используемых в работе материалов здесь можно увидеть лепные рельефы евангельской тематики. Хорошо сохранились четырехъярусный иконостас и двухъярусные хоры с ажурной резьбой.

Перестройка имения

В 1750-1753 гг. при поручике Голицыне - внуке Бориса Алексеевича - на территории усадьбы были построены помещичий дом, четыре флигеля, конный двор. Возведены были и хозяйственные постройки. В 1781 г., в связи с крупным долгом, поручик был вынужден продать имение Дубровицы. Усадьба перешла во владение Григория Александровича Потемкина (1739-1791 гг.). Однако хозяином вотчины он был недолго. Летом 1787 г. Екатерина II побывала в селе Дубровицы. Усадьба ей так приглянулась, что императрица захотела приобрести имение своему новому фавориту - флигель-адъютанту Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову (1758-1803 гг.). Таким образом, в декабре 1788 г. поместье обрело нового владельца в лице Дмитриева-Мамонова. Вскоре граф ушел в отставку и посвятил свое время воспитанию сына Матвея. Семья жила то в Москве, то в селе Дубровицы. Усадьба, фото которой представлено в статье, при новом хозяине претерпела значительные изменения. В соответствии с последними тенденциями моды на усадебное строительство была осуществлена капитальная перестройка фасадов и внутреннего убранства главного дома. И если раньше храм занимал центральное положение, то с XVIII в. он отступил на второй план перед художественным и композиционным оформлением главного строения. В то время на пике популярности находились дворцы в стиле классицизма, оставляя позади себя барокко.

Поскольку перестроить весь дом оказалось тяжело, было принято решение заменить только оформление внешнего фасада. В центральной части южной стороны здания оборудовали красивый шестиколонный портик. Главный вход дома был дополнен широкой белокаменной лестницей с перилами в стиле ампир. Такое же декоративное оформление получили решетки всех лоджий в здании. Высокие каменные тумбы были украшены двумя мраморными львами. Очередным изумительным дополнением главного помещичьего дома стали открытые белокаменные террасы с циркулярными лестницами. Их крыльца расположились с торцевых сторон здания. У центрального входа в усадьбу появился фонтан и яркий цветник. Главной примечательностью дома стала терраса-полуротонда с десятью колоннами в стиле коринфского ордера, расположенная со стороны В конце XVIII в. на территории усадьбы появилось еще одно знаковое дополнение - французский липовый парк. Его разбили в западной части вотчины, чтобы дворцовая зона оказалась отделена от комплекса хозяйственных построек.

Внутренние перемены

Интерьер дворца также претерпел значительные изменения. Маленькие комнаты были объединены в анфилады больших помещений, которые ведут к центральному залу. Последний имел вытянутую форму, а его общая площадь составляла примерно 200 кв. м. Архитекторы постарались придать залу овальную форму. Для этого его стены от пола до потолка расписали перспективной живописью архитектурного пейзажа. Здесь были повторяющиеся изображения элементов, например лоджий, аркад, композиций декора. Нежно-розовые тона дальней перспективы плавно перетекают в коричневые оттенки, которыми окрашены колонны на ближнем плане. На них мастера изобразили повторяющийся образ гербов, среди которых присутствует символ рода Дмитриевых-Мамоновых. Со временем роспись стала требовать реставрации. В 1968-1970 гг. она была восстановлена.

История поместья во времена владения Мамонова

После смерти старшего хозяина его сын Матвей стал наследником имения Дубровицы. Усадьба (как доехать до вотчины, будет рассказано ниже) перешла к нему, когда мальчику было всего 13 лет, его воспитанием занимался дед - Матвей Васильевич. В 1812 г., с началом войны, граф поступил на военную службу. Во время Тарутинского боя в селе Дубровицы остановился небольшой отряд русских войск. Следом за ними здесь побывали и французские солдаты. 10 октября 1812 г. небольшой отряд французской конницы И. Мюрата покинул село Дубровицы, при этом ограбив и спалив соседние деревни. 21 декабря 1812 г. Матвей Александрович - владелец поместья - удостоился награды "За храбрость" в виде золотой сабли. В марте 1813 г. его назначили на должность шефа своего полка и произвели в генерал-майоры. В 1816 г. М.А. Дмтриев-Мамонов вышел в отставку, а со следующего года он окончательно поселился в усадьбе Дубровицы. В этот период времени начинает зарождаться тайная организация, основанная Матвеем Александровичем, - "Ордена русских рыцарей". Он лично написал ее Устав, который назывался "Краткое наставление". В документе предлагалось упразднить рабство в России и пожаловать "русским рыцарям" поместья, крепости и земли.

Идея обустройства резиденции в качестве крепости серьезно занимала графа. Её отражением стало строительство вокруг всей усадьбы Дубровицы каменной ограды с зубьями в средневековом стиле. Благодаря чему поместье приобрело вид замка. Ореол тайны, которым окутал себя граф, серьезно беспокоил правительство. Подходящим поводом для ареста Мамонова стало избиение камердинера, в котором граф заподозрил секретного агента. Летом 1825 г. связанный Матвей Александрович был доставлен в Москву, где он оказал полиции бурное сопротивление. Последней каплей стал отказ от присяги императору Николаю I. После этого графа официально объявили невменяемым, и над ним была установлена опека. В 1848-1850 гг., в период, когда М.А. Мамонов находился под арестом, была организована первая реставрация церкви в усадьбе Дубровицы под началом академика архитектуры Ф.Ф. Рихтера.

Дальнейшая история поместья

В 1864 г. владельцем стал Сергей Михайлович Голицын - выходец из старинного княжеского рода. Новым хозяином была приложена масса усилий, чтобы благоустроить имение. Была частично разобрана стена, флигель на северо-востоке заменил птичник. В 1919 г. в усадьбе был открыт Музей дворянского быта. Однако просуществовал он недолго. В 1927 г. все экспонаты перевезли в Серпухов. А усадьба Дубровицы (карта, где расположено имение, представлена в статье) приняла в свои стены детский дом. В 1923 г. в поместье разместился переведенный из г. Богородицк сельскохозяйственный техникум. В 1961 г. в имении обосновался Всероссийский (а тогда Всесоюзный) научно-исследовательский институт животноводства. Большое количество оборудования, возможно, перегрузка электрических сетей или недосмотр стали причиной большого пожара. Усадебный дом сгорел ночью с 3 на 4 июня в 1964 г.

Реставрация

В 1966-1970 гг. шли активные восстановительные работы. Удалось вернуть фасаду его прежнее убранство, отреставрировать вестибюль. Гербовому залу, сняв несколько слоев краски, вернули фресковую роспись. В 1966-1990 г. велась реставрация в церкви. Министерство культуры СССР планировало ее использовать в качестве музея культового зодчества. Но осенью 1990 г. храм был возвращен прихожанам. Сюда стекается множество людей. Добраться до поместья можно от м. Царицыно или Курского вокзала на электричке до Подольска. Чтобы попасть в само село, где расположено поместье, следует сесть на маршрутку или автобус 65. На личном автомобиле следует ехать по Симферопольскому шоссе в Подольск. Там на пл. Ленина нужно свернуть направо - на ул. Кирова, затем на Октябрьский пр-т. Затем ехать нужно по указателям до поселка.

Современный вид поместья

Начиная с лета 2003 г. и по сей день территория меняет свой облик не в лучшую сторону: безжалостно уничтожен реликтовый парк; вместо исторической дороги, описанной в архивных документах 1915 г., зияет огромный котлован. Вокруг храма строится кирпичная стена. Таков современный вид поместья Дубровицы. Усадьба (как добраться до имения, рассказано выше), тем не менее, и сегодня притягивает множество туристов.

(Россия, Московская область, Подольский район, с. Дубровицы), расположена на высоком берегу р. Пахры

Впервые упоминается в 1627 г., как вотчина боярина И. В. Морозова. После смерти оного, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к дочери Морозова — Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И. А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных.
В конце XVII века здесь развернулось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына — воспитателя и сподвижника Петра I. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования, в 1689 году он неожиданно подвергся опале, и был вынужден удалиться в деревню. Звезда Голицына близилась к закату, и потому он преимущественно жил в своих подмосковных вотчинах — Дубровицах, Больших Вязёмах, Марфине.
В 1690 г. князь заложил в Дубровицах необыкновенно красивый храм, истинный архитектурный шедевр.

Как добраться? Проезд общественным транспортом: с Курского вокзала до ст. Подольск, далее автобусом — 4 км до с. Дубровицы

Схема проезда


Столпообразное здание, стоящее на высоком стереобате, окружено открытыми галереями с веерообразными лестницами. Над первым, четырёхлепестковым ярусом, возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальным ажурным куполом.
Белокаменная Знаменская церковь снаружи и изнутри богато украшена резьбой по камню и круглой скульптурой, а также барельефами. Характер скульптуры и латинские надписи (заменённые в последствии на русские) свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам, но есть здесь что-то и от «нарышкинского барокко». Голицын смог воплотить столь дерзкий архитектурный замысел только благодаря близости к Петру I, очень интересовавшемуся постройкой этого храма. Ныне церковь полностью отреставрирована, возобновлена служба.

Сохранившийся кирпичный дом, был построен потомком великого князя — С. А. Голицыным в XVIII веке. Он неоднократно перестраивался и приобрёл черты классицизма, вместо первоначальных барочных. Парадную лестницу украшают каменные львы. Ныне Голицынский дворец занимает институт животноводства и ЗАГС. В архитектурном отношении так же интересен конный двор в псевдоготическом стиле.
Следует отметить, что сегодня (2018 г.) на нижнем ярусе храма — проводились ремонтные работы (открытое гульбище и подклет церкви давно находились в аварийном состоянии). Насколько грамотной окажется нынешняя реставрация покажет время.

Чертежи Знаменской церкви в Дубровицах (1-5)



Фотографии






Архивные фото усадьбы Дубровицы






Владельцы усадьбы

1758 - 1805, сын сенатора Матвея Васильевича Дмитриева-Мамонова (1724-1810) от брака его с Анной Ивановной Боборыкиной (1723-1792), родился 19 Сентября 1758 года. Получив домашнее образование, Дмитриев-Мамонов поступил на службу в гвардию и в 1786 г. был уже поручиком и адъютантом при Потемкине. В это время Фаворит Императрицы, Ермолов, должен был оставить свое место при дворе, и Потемкин представил Екатерине Дмитриева-Мамонова, на преданность которого себе вполне рассчитывал. «Рисунок недурен, но колорит плох», отозвалась о Мамонове Императрица, тем не менее назначила его, 19 Августа 1786 г., флигель-адъютантом при своей особе.
По отзывам современников, Мамонов отличался умом, любил заниматься литературой и искусствами и постоянно пополнял чтением недостатки своего образования; Императрица старалась приучить его к занятиям государственным делами, но более советовалась с ним при составлении эрмитажных своих комедий и побудила его написать несколько пьес для Эрмитажа, напечатанных в сборнике: «Theatre de ’Hermitage». Нравственный характер Мамонова, несмотря на его гордость и корыстолюбие, внушал к нему уважение: он был предан Государыне и не пользовался во вред своим влиянием на неё.

Императрица была высокого мнения о его способностях. В 1787 г. Мамонов сопровождал ее в путешествии в Крым и был при этом пожалован в премьер-майоры Преображенского полка, действительным камергером, корнетом Кавалергардского корпуса, а в следующем году - генерал-адьютантом. „Он верный друг, имею опыты его скромности", сказала при этом Екатерина Храповицкому. Вслед затем, Иосиф II пожаловал, 25 Мая 1788 г., Мамонову графское достоинство, а Императрица Екатерина, 8 Сентября того же года-орден Александра Невского. Пожалования Мамонова деньгами и имуществом были также беспримерны, тем более, что Екатерина, заметив любовь Мамонова к деньгам и его скупость, этим, конечно, старалась его привязать. В одном лишь Нижегородском наместничестве Мамонову принадлежало до 27/т. душ; по должности генерал-адьютанта он получал 180/т. р. в год, кроме жалованья по другим должностям, да на стол ему отпускалось ежегодно по 56/т. р.; страсть к бриллиантам была также удовлетворена: одни бриллиантовые аксельбанты Мамонова стоили до 50/т. р. Привязанность Государыни к Мамонову постепенно и быстро возрастала; она его ревновала, а он тяготился своим положением и скучал: «паренек считает свое житье тюрьмою». Государыня думала назначить его вице-канцлером, но Мамонов не выдержал своей роли; он уже раньше вступил в тайную интригу с 16-летнею фрейлиной, княжной Дарьей Федоровной Щербатовой (р. 29 Апреля 1762 г.).

Екатерина узнала об этом и летом 1789 г. поспешила помолвить влюбленных. «Я ничей тиран никогда не была и принуждений ненавижу», заявила она. На свадьбу молодым пожаловано 100/т. р. и 2250 душ, но новобрачные должны были оставить двор и поселиться в Москве. С тех пор значение Мамонова пало навсегда, хотя письмами из Москвы он неоднократно испрашивал себе позволение возвратиться в Петербург. Он раскаялся в своем поступке, жалел потерянного и потому не мог быть счастлив в семье. Скоро о нем стали говорить, что он «с ума сошел и дерется с женой», а Екатерина была уверена, что «он не может быть счастлив: разница-ходить с кем-нибудь по саду и видеться на ¼: часа или жить вместе». Император Павел, благосклонно относившийся к Мамонову, в день своей коронации, 5 Апреля 1797 г., возвел его в графское Российской империи достоинство.
Жена Мамонова скончалась 9 Ноября 1801 года, оставив ему сына, графа Матвея Александровича (р. 1789 г., — 1865 г.), и дочь, графиню Марию Александровну (фрейлина; умерла в 50-х гг. за границей); дети Федор и Анна умерли в младенчестве. ГраФ А. М. Мамонов умер в Москве 29 Сентября 1805 года и похоронен рядом с женой в Московском Донском монастыре.
Екатерина, из понятного самолюбия, преувеличивала достоинства позднейших своих избранников; она не видела их крупных недостатков и в увеличительное стекло смотрела на их некрупные достоинства. Как кажется, прав был император Иосиф II, сказавши о Мамонове: «Новый фаворит довольно красивый малый, но он умом не далёкий».

(С портрета Н. Аргунова; собственность князя С. А. Щербатова; с. Наро-Фоминское, Московск. губ.)

Н.А. Бондарева Подмосковные Дубровицы

По всему Подмосковью разбросаны осколки некогда нетленного усадебного искусства. Среди них — знаменитые в прошлом Дубровицы. Спустя десятилетия медленного разрушения им вновь улыбнулась Фортуна, довольно запущенные постройки архитектурного комплекса отремонтировали... Сегодня, когда Дубровицам почти вернули былой блеск, хочется заглянуть в прошлое…
С балконов дома открывались великолепные картины – вспоминал И. Дмитриевский, после посещения усадьбы в конце XIX века. С громадной парковой галереи, могущей вместить до ста человек, можно было любоваться огромным цветочным ковром, раскинутым до самой Десны. По правую сторону дома возвышалась церковь с отдельно стоящей колокольней, и горка Парнас, «изрядно попорченная посетителями», не желавшими подниматься по спирали… По левую сторону, чуть поодаль от дома, в палисадниках прятались уютные дачи, за ними службы и контора, фруктовый сад, баня… Через реку переброшен пешеходный мостик, здесь же пристань с лодками… На противоположном берегу пригорок, и дорожка желтой лентой ныряющая в вековой сосновый бор. В глубине этого бора, в нескольких минутах ходьбы находился источник, называемый не иначе как «святым», и наделённый местными жителями целебными свойствами.

С балкона южной стороны хорошо обозрим замкнутый в ограду с флигелями, парадными и боковыми воротами курдонёр. Как знак респектабельности на пилонах главных ворот и перед входом в дом — спокойно возлежащие львы. Напротив, через дорогу П-образный корпус конного двора со стрельчатой аркой готических ворот. Стилистически близкие им ворота существовали и к западу от центральной части поместья на границе липового парка, уводившие в поля и леса. Они по замыслу владельца М.А. Дмитриева-Мамонова должны были замыкать кирпичную стену, которая бы кольцом охватывала всю барскую усадьбу, превратив её в неприступный феод. Стена была построена лишь частично, после революции подверглась разрушению, окончательно разобрана в 1930-х гг.
В 3-х верстах от Дубровиц на берегу Пахры находились живописные руины старой Даниловской фабрики. Мрачные заброшенные корпуса вкупе с полуразрушенной плотиной производили романтическое впечатление. И здешний уголок природы был им под стать – глухой и густо заросший подлеском, с выходящими на поверхность каменными пластами.
Ещё в древности в Молоцком стану, на месте слияния Десны и Пахры, в своих владениях обосновался Иван Васильевич Морозов. Боярин Морозов, одно время возглавлял Владимирский судный приказ, а в преклонном возрасте принял постриг и окончил свой земной путь в тишине монастырской кельи.

Наследница земельных угодий — его дочь Аксинья вышла замуж за кн. Ивана Андреевича Голицына и вотчина на долгие десятилетия перешли к этому роду.
Родоначальником Голицыных согласно летописям был князь Михаил Иванович Булгаков. Он участвовал в новгородском походе против литовцев, попал в плен, по возвращении в Москву был обласкан Иваном Грозным, но под конец жизни отказался от земных благ и удалился в обитель. Князь имел прозвище «Голица», именно от него Голицыны и получили свою фамилию.
Во вт. половине XVII столетия в Дубровицах кроме уже имеющихся боярских хором и нескольких дворов для челяди появляется деревянная церковь во имя св. пророка Ильи (1662 г.). Храм простоял менее трёх десятилетий, когда вотчинник Борис Алексеевич Голицын затевает каменное строительство: в 1690-м году после переноса деревянного строения на погост Лемешево, состоялась закладка церкви Знамения Пресвятой Богородицы.

Последнее десятилетие XVII века оказывается не простым периодом для Б.А. Голицына — государева воспитателя, ловкого царедворца и интригана, сыгравшего важнейшую роль в восшествии воспитанника (Петра I) на престол. Опальный, но всё еще могущественный боярин, удаляется в свою подмосковную, и якобы в это время занимается боголюбивым делом – возведением храма. И. Дмитриевский изображает Бориса Алексеевича «мужем ревности ко благочестию исполненным, почитавшим единственным для себя увеселением посещать и украшать храм Божий.» Но мы знаем Голицына как человека жесткого, готового ради достижения личных целей и наживы на неблаговидные поступки.

Государева немилость оказалась недолгой, а вот строительство затянулось на годы, по одним данным на четырнадцать лет, по свидетельству Иоганна Корба, посетившего вотчину в июле 1698 г. – на восемь. «Два дня тому назад Князь Голицын просил Господина Посла, что бы тот не поставил себе в труд посетить его поместье. По этой причине и желая показать, что он высоко ценит расположение этого Князя, Господин Посол выехал туда на рассвете. Поместье называется «Дубровицы» (Dobroviza). Оно отстоит от столицы на 30 верст или 6 немецких миль. Мы добрались до места ко времени обеда. Сам Князь ожидая с Господином Архиепископом нашего приезда, осматривал все окрестности с колокольни церкви, роскошно выстроенной на княжеский счёт. Церковь имеет вид короны и украшена снаружи многими каменными изваяниями, какие выделывают итальянские художники».

О внутреннем убранстве Корб не упоминает, готово ли оно? По какой тогда причине церковь простояла неосвященной еще шесть лет? При небольших размерах храма и отсутствии фресковых росписей не решусь предположить, что всё это время велись отделочные работы. Исследователь А.М. Тарунов в монографии об усадьбе высказал мнение, что стареющий боярин желал видеть на освящение церкви Петра I. «Поводом для этого могло быть в то время только освящение необычного храма. Но прежде надо было получить на это разрешение патриарха Андриана. Добиться этого Б.А. Голицыну не удалось при всей его огромной власти. Адриан, ярый противник петровских реформ, был непримиримым и ко всем проявлениям католицизма».
После смерти строптивого Адриана, и с упразднением патриаршего сана местоблюстителем патриаршего престола был назначен лояльный Голицыну митрополит Стефан Яворский. Таким образом, одно из главнейших препятствий было устранено. Сложнее оказалось дождаться приезда в вотчину государя, то осаждавшего крепость Нотебург (позднее переименована в Шлиссельбург), то руководившего градостроительными преобразования на берегах Невы.

Погожим февральским днём 1704 г., поскрипывая полозьями по подтаявшему снегу, к усадьбе Голицына приблизился царский поезд. На торжества по случаю освящения храма прибыл Пётр Великий, с царевичем Алексеем Петровичем в сопровождении Стефана Яворского и свиты.
Несомненно, Петр был поражен красотой Знаменской церкви, не меньшее впечатление производил и интерьер постройки: украсившая его тонкая орнаментальная лепка, барельефы, искусной работы иконостас и хоры. «Трудно представить себе что-либо очаровательнее этого итальянского Louis XIV, этих сочных, бесконечно разнообразных завитков, бантов, цветочных и фруктовых гирлянд, кронштейнов, балюстрад и кистей, нависших наподобие сталактитов из густого сплетения виноградных и дубовых листьев. Изысканное убранство этих трёхъярусных хоров, охватывающих полукругом стены притвора, и изумительная резьба, обрамляющая образа иконостаса – шедевры, каких мало» — писал в 1910 г. С. Маковский.

До сих пор остается загадкой имя зодчего, создавшего этот выдающийся памятник. Замысел приписывали шведу Никодиму Тессину (Тессингу) — ученику Бернини, малоизвестному итальянскому архитектору Алемано, и русскому зодчему И. Зарудному, но все эти версии так и не нашли документального подтверждения… То, что строителем церкви был иноземный зодчий не вызывает сомнений. Стиль, к которому тяготеет белокаменный шедевр по словам А.Н. Греча можно отнести к южно-германскому барокко, «любившему перегружать остов здания тяжелой пышностью декоративных форм». В тоже время искусствовед отмечает «в иностранном вкладе в русскую архитектуру» элементы так хорошо знакомого нам нарышкинского стиля: рустовку стен основного объема, раковины в полукружиях оконных фронтонов, восьмигранные люкарны, — получившие в этой постройке яркое прозападное звучание. К иноземщине следует отнести фигурные лестницы, карнизы, пояски из иоников, круглую скульптуру…
Над четырёхлепестковым ярусом, служащим основанием сооружения, возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальной ажурной короной, вместо луковичной главы. Здание по периметру обтекает открытая галерея-паперть со скульптурами святых у западного входа и веерообразными лестницами-спусками по сторонам света. Фасады щедро насыщены удивительно искусной белокаменной резьбой. Концентрируясь по началу в очельях порталов, эта резьба растекается во фризе непрерывным цветочным орнаментом, увитым лентами с пышными бантами. Поднимаясь к фигурным фронтонам — она становится крупнее и динамичнее, поражая неповторимостью мотивов и прихотливостью линий. Глиптика достигает своего апогея в верхней части восьмигранника, превращаясь здесь в сплошной растительный ковёр, настолько скульптурный, что кажется вполне отделившейся от поверхности стен.

Это пышное сооружение, построенное вопреки православным канонам так и не нашло подражателей, хотя и приобрело широкую известность.
Князь всё более вызывал неудовольствие Петра неумелой экономической политикой в вверенных ему Казанском и Астраханском царствах, а внезапно вспыхнувший астраханский бунт, послужил веским поводом к отстранению Бориса Алексеевича от государственной службы. Голицын всё более уходил в тень, «звезда его клонилась к закату».
Дубровицы оставались во владении Голицыных до вт. пол XVIII столетия. В 1781 г. Сергей Александрович продал родовое гнездо светлейшему князю Г.А. Потёмкину-Таврическому. В 1787 г. императрица Екатерина II перекупила означенное имение и пожаловала им своего фаворита гр. Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. От него владение перешло к сыну Матвею Александровичу. «Судьба жестоко обошлась с этим незаурядным человеком: более половины жизни провел он под домашним арестом. И после смерти к его личности относились несправедливо. Объявленный в 35 лет сумасшедшим (хотя в это верили не все) граф таким и вошёл в мемуары состарившихся одногодков, а затем, как забытый исторический персонаж перекочевал на страницы краеведческих изданий. И как теперь доказать, что за внешними чудачествами Матвея Александровича скрывались порой тайные помыслы и устремления, за какие шли на виселицу и на каторгу лучшие из его современников?» — писал А.М. Тарунов. Действительно в архиве Дмириева-Мамонова хранились порочившие его бумаги, содержавшие масонские и свободолюбивые идеи. Всё это, знакомец семьи Булгаков, советовал сжечь графине Марии Александровне, являвшейся наследницей имения после смерти брата. Документы были вывезены из Дубровиц и дальнейшая судьба их не известна.

Матвей Александрович не сразу попал в список неблагонадежных. Карьера его складывалась вполне успешно. Он начал службу в 19 лет (в 1807 г.) камер-юнкером Высочайшего двора, в 1810 г. назначен советником Московского Губернского Правления, а затем Обер-прокурором 6-го Департамента Правительствующего Сената. В Отечественную войну с французами сформировал свой казачий полк, обмундировал и вооружил его на личные средства. За поход 1812-13 гг. награждён золотой саблей с выгравированной надписью «За храбрость».
По неизвестным нам причинам, граф добровольно облек себя на затворничество: обитал словно невидимка в собственном доме, запрещал себя видеть, общался с прислугой и управляющим исключительно посредством письменных указаний, и никогда не выезжал в свет. В определенные часы ему накрывали на стол, приносили смену платья и белья… Все это породило массу слухов и легенд.
Дом, в котором жил нелюдимый Дмитриев-Мамонов, был огромен. Построенный еще при Голицыных, он со временем претерпел серьёзную реконструкцию, и стал походить на дворец. Греч находил архитектуру дворца неловкой, пропорции не совсем удачными, а главную его достопримечательность – полукруглую колонную лоджию со стороны парка и вовсе курьёзной. Перестраивал дом, скорее всего доморощенный мастер, по своему усмотрению совместивший ордера на фасадах или вовсе лишивший оного колонный выступ. Его опоры стояли так близко друг к другу, что помести там пышные коринфские капители – они бы сплелись листьями аканта, тогда художник, оставил капители неоформленными, выйдя, таким образом из затруднительного положения.

Дом был роскошно отделан внутри, стены парадных залов покрывали росписи. Убранство дополняли старинная итальянская мебель, изделия из фарфора и бронзы, библиотека преимущественно из книг на французском. У Дмитриевых-Мамоновых хранилась большая коллекция эстампов, гравюр, и эротических гемм из собрания графа Орлеанского. В доме имелись медальерный и минералогические кабинеты. В картинной галерее хранились полотна Рокотова, Ротари, Барду, Кипренского, Тропинина, Р. Соколова. После революции многие ценности разошлись по столичным музеям, в самих Дубровицах организовали, как и в других экспроприированных поместьях (Ольгово, Никольское-Урюпино, Кусково, Отрада и т.д.) Музей помещичьего быта, но расположенный вдали от Москвы, музей оказался мало посещаемым и вскоре был расформирован.
В последствии от разрушения усадьбу спасло размещение в господском доме института Животноводства, а затем и ЗАГСа. Теперь, кажется, сюда вернулись и красота и ухоженность и атмосфера радушия и счастья...

Усадебный парк

Усадьба возникла во второй четверти XVII в. и первым ее владельцем был И. В. Морозов. В конце XVII в. она принадлежала воспитателю Петра I князю Б. А. Голицыну, в конце XVIII в.- А. М. Дмитриеву-Мамонову, одному из создателей ранних декабристских организаций. В 1864 г. она перешла к Голицыным. Усадьба расположена на высоком берегу р. Пахры при впадении в нее р. Десны. На территории усадьбы имеется Знаменская церковь - уникальное произведение русской архитектуры рубежа XVII-XVIII вв. с чертами зрелого западного барокко. Она построена из белого камня в 1690-1709 гг. по заказу князя Б. А. Голицына. За дворцом частично сохранился липовый парк, разбитый в середине XVIII в. площадью 0,3 га с аллеями регулярного стиля. На склоне к реке расположен террасный парк с преобладанием сирени и желтой акации. Всего в строительстве парка использовано 11 видов, из них шесть местных: два хвойных (сосна и ель) и четыре лиственных.
Особенно велики липа мелколистная (высота 33 м, диаметр ствола 180 см) и единичные экземпляры вяза гладкого (высота 17 м, диаметр ствола 100 см). Из интродуцентов три вида хвойных: лиственница сибирская (высота 30 м), ель колючая и молодые посадки туи; живописны куртины сирени обыкновенной (высота до 4 м) и желтой акации (высота до 3 м).

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...