Елена афанасьева иллюстрации. Художник-портретист Е.А. Афанасьева: материалы к изучению жизни и творчества


Елена Александровна Афанасьева (19 апреля 1900, Брест-Литовск - 1998, Москва) - советская художница-график, иллюстратор, портретист. Член Московского союза художников и Союза художников СССР.

Биография

Е. А. Афанасьева родилась в 1900 году в Брест-Литовске в семье офицера. В гимназию пошла в Чите, окончила - в Харбине. Рисовала с ранних лет, ещё в Харбине, под руководством художника Яругского (Эруга), несмотря на сложные условия жизни в большой семье, болезни, переезды и сложные бытовые и материальные условия. Много копировала с репродукций: пейзажи Левитана, картины Маковского, цветы Клейна, портреты английских живописцев. Перерисовывала иллюстрации с книг Билибина.

Весной 1918 года в течение 2 месяцев работала в детском саду в предместье Харбина. С осени 1918 года по приглашению тёти, Ванды-Марии Фердинандовны Курищенко, работала учителем рисования в одной из школ Владивостока. Одновременно посещала занятия по рисунку, композиции, портрету в студиях графика Г. Я. Комарова, акварелиста В. А. Баталова, живописца А. Н. Клементьева. В 1919 году получила первую премию на конкурсе портретного наброска и первую премию на конкурсе театрального костюма (оба конкурса были организованы Литературно-художественным обществом Дальнего Востока).

В 1920 году впервые её иллюстрация (обложка) была опубликована в выходившем во Владивостоке журнале «Юнь» (Юность), а затем несколько рисунков напечатала местная газета. В том же 1920 году она нарисовала портрет одного из основоположников русского футуризма, приехавшего во Владивосток - Давида Бурлюка. Он высоко оценил дарование Афанасьевой, сказав о ней:

Осенью 1923 года решением Губкома ВКП(б) Дальневосточной республики была командирована в Москву для поступления во ВХУТЕМАС. Деньгами на дорогу помогли друзья, устроив розыгрыш её рисунка. В дороге у неё украли все подготовленные работы, поэтому пришлось срочно рисовать прямо в вагоне новые - это портреты красноармейца Вахрушева и комсомольца Миши. С этими рисунками она и была без экзаменов принята во ВХУТЕМАС на архитектурный факультет (на других мест не было). Училась рисунку у профессора Д. А. Щербиновского. Сразу прославилась своими рисунками и зарисовками студентов.

Весной 1924 года была исключена из института как «чуждый элемент» (дочь царского офицера); восстановлена после обращения к Н. К. Крупской.

На втором курсе перешла на графический факультет; училась на литографском отделении в мастерской Н. Н. Купреянова. Одновременно работала: рисовала и увеличивала портреты, изготовляла шрифтовые плакаты, выполняла рисунки и шаржи для стенгазет. В 1925-1926 годы избиралась секретарём секции Райпрос. Окончила ВХУТЕМАС / ВХУТЕИН с квалификацией «художник-технолог полиграфической продукции», защитив 28 сентября 1929 года диплом по альбому автолитографий из шести композиций на тему «Водка». Впоследствии один из дипломных листов - «Очередь за водкой» - был напечатан в журнале «За трезвость».

Работала в издательстве «Детская литература», с 1930-х годов - в издательстве «Учпедгиз». В 1931 и 1932 годы получала премии за ударную работу по оформлению образцового учебника. В 1932 году одной из первых вступила в только что организованный Московский областной союз советских художников (МОССХ).

С началом Великой Отечественной войны работала бригадиром художников в художественной эстампной мастерской. По её эскизам выполнялись портреты героев-лётчиков, с которых печатались листовки. В 1941-1942 годы работала в эвакогоспитале № 290, где создала значительное число портретов сотрудников госпиталя и раненых.

В 1944 году получила первую премию «Детгиза» в конкурсе на детскую книжку-игрушку - за созданную ею книгу «Сосчитай игрушки» на счёт от 1 до 10.

Причиной происшествия послужила пустая банка из-под напитка, которую местный арт-критик неосторожно поставила на одну из частей композиции
  • 12.02.2020 Sotheby’s выставляет на мартовские торги керамику, скульптуру, письма и другие предметы, связанные с личностью и творчеством самой дорогой художницы мира
  • 11.02.2020 Картина, долгое время провисевшая в стенах Музея искусств Аллентауна, считалась работой мастеров из круга художника. Однако эксперты выяснили, что это не так
  • 11.02.2020 Картина, авторство которой еще необходимо подтвердить у экспертов, досталась за бесценок владельцу антикварного магазина в городке Щецине
  • 10.02.2020 Тамара де Лемпицка поднялась с 9-го на 7-е место в списке самых дорогих работ русских художников. Ее персональный рекорд - $21,1 млн - был установлен на Christie’s и составил 25,8 % от суммы продаж всего аукционного вечера
    • 12.02.2020 Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков - и в каком виде подошла к началу XX века
    • 10.02.2020 AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
    • 05.02.2020 В рубрике «Теория заблуждений» отныне мы будем искоренять мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Первым на «операционный стол» ложится Mei & Moses All Art Index
    • 04.02.2020 «Чарующая прелесть рисунков Львова…», - писал критик о работах еще очень молодого автора. На AI Аукционе выставлен холст уже зрелого мастера, с развитой творческой манерой и неповторимым чувством свободы
    • 04.02.2020 Первый материал рубрики «Искусство и технологии» дает нашему читателю историческую ретроспективу и краткую оценку сегодняшней ситуации на рынке ArtTech
    • 27.01.2020 В залах галереи «Веллум» в Гостином Дворе открывается новая экспозиция
    • 24.01.2020 Выставка пионера русского конструктивизма пройдет в галерее «Тейт Сент-Айвс» (Tate St Ives) и будет посвящена 100-летию его «Реалистического манифеста»
    • 25.12.2019 В наступающем году многие музеи мира подготовили настоящие выставки-блокбастеры. Чтобы не запутаться во всем многообразии первых имен и не пропустить что-то интересное, самое время заняться составлением календаря будущих событий
    • 17.12.2019 Выставка, открывающаяся 19 декабря в главном здании музея, на Петровке, 25, - попытка по-новому взглянуть на обширное музейное собрание отечественного искусства: кураторами проекта стали 20 известных деятелей из различных профессиональных сфер
    • 12.12.2019 6 апреля 2020 года исполняется 500 лет со смерти одного из величайших художников Возрождения. В преддверии масштабных мероприятий, которые будут проходить в следующем году, Берлинская картинная галерея открывает выставку Мадонн работы Рафаэля Санти

    Виловатая Елизавета Сергеевна,магистрант кафедры изобразительного искусства ФГАОУ ВРО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток

    [email protected]

    Крыловская Изабелла Ильинична,Кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры культурологии и искусствоведения ФГАОУ ВРО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток[email protected]

    Художникпортретист Е.А. Афанасьева: материалы к изучению жизнии творчества

    Аннотация.Статьяпредставляетдокументы, материалыи художественные произведения,неизвестныеширокой научной общественности,позволяющие изучить творчество Е.А.Афанасьевой. На основе её автобиографииавторы статьи попытались составить целостную картину её жизненного и творческого пути.Ключевые слова: художникпортретист, советское изобразительное искусство, искусство Дальнего Востока России.

    Елена Александровна Афанасьева –художник книги, художникпортретист, чьи рисунки украшали детскиежурналы «Мурзилка», «Костёр», книги и диафильмы для детей. Большинство жителей нашей страны хорошо знакомы с еётворчеством, но далеко не всезнают, что автор, именно, она. На сегодняшний день достаточно сложно получить скольнибудь развёрнутую информациюо жизни и творчестве Е.А.Афанасьевой и особенно о владивостокском периоде, сыгравшем немаловажную роль в судьбе художницы. Невозможно также получить представление о творческой специфике работ Афанасьевой, т.к. специального исследования до сих пор не проводилось. Свой творческий путь в изобразительное искусство Елена Александровна Афанасьева начинала во Владивостокев годы революции и гражданской войны. Так сложилось, что именно здесь, вколлекцияхПриморского государственного объединённого музеяим. В.К. Арсеньева (ПГОМ им. В.К.Арсеньева) остаютсяпрактически неизвестные исследователям документы, имеющие непосредственное отношение к жизни и творчеству художницы.Данное обстоятельство определило цель настоящейработы–представить и ввести в научный оборотматериалы к изучению жизнии художественного наследия Е.А.Афанасьевой.В 1980е гг. декан художественного факультета Дальневосточного педагогического института искусств В.И.Кандыба, завершая работу над книгой «История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока 1858 –1938 гг.» рассказалсотрудникам музея о Елене Александровне Афанасьевой.

    С 1985 г. музей начал длительный процесс создания персональной музейной коллекции художницыи формирования коллекции о художественной жизни города с1918 по 1922 гг., продолжающийся до сих пор. Первые материалы, полученные от самой Елены Александровны –оригиналы работ «Комсомолец Миша» (портрет) и «Демобилизованный красноармеецВахрушев» (портрет), написанныеею в поезде по дороге в Москву на учёбу в1923 г., автолитографии её дипломной работы, ряд любопытнейших фотографий из жизни Владивостока 1918 –1922 гг., фотооткрытки с портретами завсегдатаевЛитературнохудожественного общества. Постепенно фонд разрастался. Один из ценнейших материалов в коллекции –маленькая рукописная книжка воспоминаний Елены Александровны олюбимом богемой кафе«Балаганчик»и его завсегдатаев. В 1990е гг. в музее появились портреты, выполненные в нашем городе, фотографии икраткая автобиографияхудожницы. Был восстановлен по сохранившейся фотографии оригинала и передан в музей авторский повтор портрета Давида Бурлюка. Начали поступать в музей и художественныеработы Е.А.Афанасьевой1950х–1970х гг. Любой процесс изучения деятельности творческой личности начинается со сбора биографических сведений. Ценнейшим документом для нас явилась автобиография Е.А.Афанасьевой, с помощью которой мы попытались составить целостную картину жизненного и творческого пути художницы. Елена Александровна Афанасьева родилась в БрестЛитовске в 1900 г. Её отец, Александр Семёнович –личный дворянин, офицер,в1905 г.получилназначение на Дальний Восток, куда через некоторое время к нему выехалавсясемья. В списке офицерских чинов, составленном на 1е января 1909 г. Афанасьев Александр Семёнович числился капитаном 15го ВосточноСибирского стрелкового полка в Чите . Мать, Наталья Фердинандовна, урождённая Гаазе –была дочерью железнодорожного мастера Фердинанда Готлиба Гаазе –выходца из Германии.Судя по нескольким метким замечаниям художницы, отец не был примерным семьянином: часто проигрывал в карты (так «ушло»приданное матери), застольятакже были нередки. Матери приходилось трудно, учитывая, что семья была многодетной. Во время Первой мировой войны отец уехал на фронт, оставив семью в Чите.Годом раньше он ушёл из семьи, хотя некоторое времяприсылал какоето содержание.В Чите Елена Александровна с матерью и младшими детьми прожила до 1916 г. Там она поступила в гимназию, но окончила её уже в Харбине.С самого раннего детствахудожница помнила себя с карандашом и бумагой.Очень нравились книги и иллюстрации.В семье увлекались музыкой и приобщали детей. Толком поучиться не получилось изза частых переездов, но музыка волновала всегда. Как пишет Елена Александровна, интересно было и самойиграть и рисовать музыканта .В этих словах ключ к пониманию творческого метода художницы. Она никогда не была склонна портретировать пассивно позирующих людей. В годы детства и юности формируется ещё одно важное свойство и черта характера. Несмотря навсе тяготы –бытовые и материальные, частые переезды и болезни –рисовать всегда и в любых условиях и всегда трудиться.«В 16 лет вдруг совершенно ясно сформулировалась мысль: хочу быть только художником!» .В 1916 г. семья переезжает в Харбин. Старшаясестра матери ВандаМария Фердинандовна Курищенко,волею судеб оказавшаяся на ДальнемВостоке, учительствовала тогда в Харбине ивызвала семью сестры к себе.В Харбинестаршиедочери Нина и Елена оканчивают гимназию. Весной 1918г. Е.А. Афанасьева,проучившисьмесяц наспециальных курсах,2 месяца работала в детском саду в предместье Харбина. Жалованье и продукты отсылала с проводниками семье: там былосемеро детей. Елена достаточно рано поняла, что она единственная помощница матери. Старшая сестра была больна туберкулёзом и часто недомогала. Чтобыи самой както прожить,стала зарабатывать рисованием: увеличивала по заказу портреты с фотографий, делала рисунки для вышивки. Вернувшись, домой с летней работы, нарисовала свой первый портрет с натуры –портретсестры.Как писала Елена Александровна, ей открылся новый мир, она рисовала живых людей,и это доставляло необыкновенные ощущения. Она вновь рисует сестру, наряжая её в костюмы: получился первый композиционный портрет. Акварелью пишет младших детей. Осенью 1918 г. Елена Александровна едет по вызову тёти Ванды во Владивосток. Сестра матери заведовала там школой 1й ступени. Елену Афанасьеву она вызвала, потому что не хватало учителей рисования. Все вместе жили в пригороде Первая Речка(сегодня –один из районов города)при школе. Во Владивостоке Елена Александровна впервые попала в среду художников: преподавателей рисования в школах, в реальном училище. Она стала посещать занятия по рисунку, композиции, портрету в студияхвыпускников художественных училищ и академий Москвы и Мюнхена графикаГ.Я.Комарова, акварелистаВ.А. Баталова,живописца А.Н. Клементьева.Е.А.Афанасьевавспоминает,как заботливо они опекали её первые шаги.Укаждого было чему поучиться, каждый чтото объяснял. Но, несмотря на всё это, остро ощущалась нехватка настоящих знаний. Страстно хотелось учиться, работать понастоящему, самостоятельно. Но не знала

    как и «из чего» делать картину, композицию. Годы, проведённые во Владивостоке,оставили неизгладимый след в памяти художницы. Это был трудный и интереснейший период в жизни самого города: революция, гражданская война, интервенция, Дальневосточная республика.События, происходившие на западе страны,вызвалинебывалые до этого перемещения масс людей в восточном направлении. Положение Владивостока как перевалочного порта предопределило своеобразие бытового, политического уклада города. К 1922 г. количество жителейувеличилосьздесьв пять раз. Стремительная концентрация людей искусства стимулировала творческую активность в масштабах, небывалых для Владивостока и региона в целом. В этот период на юговостоке России сосредотачивается цвет российскойнаучной и творческой интеллигенции. Среди них во Владивостоке жили и творили художники, литераторы,приобретшиевпоследствиивсероссийскую и мировую известность: Н. Асеев, Д. Бурлюк, В. Фиала, С.Третьяков.В январе 1919г. поэты и журналисты организовали Литературнохудожественное общество Дальнего Востока (ЛХО). В подвале городского театра «Золотой рог»силами членов общества былооткрытокафе с ироническим название «Балаганчик». Оностановится настоящим художественным центром в жизни города и клубом местной богемы. Здесь постоянно проводились выставки, конкурсы, творческие вечера, концерты. Весной 1919 года произошло важное для Е.А. Афанасьевой событие –конкурс портретного наброска, организованного в «Балаганчике». В жюри конкурса –художникфутуристД.Бурлюк, поэт, публицист и драматург С. Третьяков,поэт и сценаристН. Асеев,художник Г. Комаров. Афанасьевой была присуждена первая премия. Это её и потрясло,и вдохновило.Денежную премию сразу же отослала матери и та смогла с детьми переехать из Харбина во Владивосток.

    Елена становится постоянным посетителем «Балаганчика», начинает участвовать в различных выставках и конкурсах рисунка. Так на конкурсе театрального костюма, устроенного ЛХО в 1919 г.она завоевала первую премию. На следующем конкурсепортретного наброска получает третью премию. Для молодой начинающей художницы это была значимая победа, потому что первую и вторую премии получили Д. Бурлюк и В. Фиала признанныемастера. После того как она показалаД.Бурлюку нарисованный еюего портрет, он назвал её «гениальной девушкой». Для начинающей художницы внимание такогомаститого профессионалабыло огромным стимулом.Но попрежнему«не хватало самого существенного –использовать умение рисовать для изображения жизни, наблюдать жизнь глазом художника». Было и отчаяние, когда казалось, чтоуже совсем не видно собственногопути.

    Осенью 1923г. Губернский комитет большевиковВладивостока принимает решение командировать Е.А. Афанасьеву в Москву, для поступления и обучения в Высшие художественнотехнические мастерские (ВХУТЕМАС).Её приняли без экзаменов, хотя она и опоздала к началу занятий. Нахудожественном отделении мест уже не было и её принимают на архитектурный факультет.Некоторое время она посещает уроки и делает портретные зарисовкив анатомическом классе профессора Д.А.Щербиновского, который преподавал рисунок. Как ей потом рассказывали, своими зарисовками и рисунками студентов она удивляла всех. На втором курсе представилась возможностьи Елена перевеласьна факультет графики. Здесь работалиталантливые профессора: И. Нивинский офорт, В. Фаворский гравюра, Н. Купреянов литография. Афанасьеваостаётся на литографии и занимается рисунком уН.Н. Купреянова.В его мастерской она работала над дипломом. Впоследствии, как вспоминает Елена Александровна, ей представилась возможность поработать вместе с учителем в творческой командировке, куда он её приглашал. Однако поездка не состоялась, о чём художница потом сожалела. Чёткие установки понимания выражения формы,движение,свет в работах Н.Купреянова –это было то, чеготак недоставало молодой художнице, чему хотелось научиться.Во время учёбыЕлена постоянно работала: рисовала портреты на заказ и к революционным праздникам, изготовляла шрифтовые плакаты, увеличивала портреты, выполняла рисунки и шаржи для стенгазеты туберкулезного диспансера. Бόльшую часть заработанных денег попрежнему отправляла матери. Весной 1924 г. в институте проводят проверку социального состава студентов. Результат для Афанасьевой был предопределён, после того как задали вопрос об отце. Как чуждый элемент она была исключена. Но отчаяние заставляет её решительно бороться за своё право учиться, и она решается на дерзкий поступок. Прихватив с собой портрет Ленина,которыйкогдато выполняла по заказу, она отправляется с заявлением к Н.К.Крупской. В заявлении написала, какучительствовала 5 лет, как с 16тилет начала работать, помогая матери и оставшимся безотца семерым младшим детям. Портрет и заявление удалось передать лично в руки Крупской. Через три дня онаувидела себя в списке восстановленных студентов. В 1929 г. Е.Афанасьевазаканчивает ВХУТЕМАС(к тому времени переименованный в Высший художественнотехнический институт ВХУТЕИН). В качестве дипломной работы был представлен альбом автолитографий из шести композиций. Тема –«Водка». Как пишет в автобиографии Елена Александровна, сказалась её детская боль –пагубная привычка отца, доставлявшая страдания матери и детям. Защита дипломных работ состоялась 28 сентября 1929 г.Комиссия отметила «трагичность темы». ВпоследствииЕ.Афанасьева принесла альбом в редакцию журнала «За трезвость» иодин из дипломных листов «Очередь за водкой», был сразу же напечатан на его страницах. Иллюстрация 1.

    АфанасьеваЕ.А.«Водка»,дипломная работа. Лист «Очередь за водкой», 1929 г., 48,5×36,0, литография. Из фондов ПГОМ им. В.К.Арсеньева. МПК 117872 И 649.Выпускницаполучает квалификацию художникатехнолога полиграфической продукции. На защите дипломов присутствовал художественный редактор издательства «Детская литература», который сразу же пригласил молодую художницу на работу.Первая проиллюстрированная Е.А. Афанасьевой книга «На травкемуравке»(на польском языке) вышла ещё в1928 г.–автор О. Гурьян. С 1929 г. Е.А.Афанасьева начинает сотрудничать с детскими издательствами. Первым был журнал «Мурзилка». Затем последовала работа в журналах издательства «Крестьянская газета» –«Крестьянские ребята», «Дружные ребята», «Искорка». Одновременно Афанасьева стала иллюстрировать издания детских цветных книжек. Любимая тема рисунки детей, которые всегда в движении. В 1930 г. семья Елены Александровны переезжает к ней в Москву. 30е годыочень плодотворныйпериод в жизни молодой художницы. Он был одновременно и радостным,и драматическим. Неурядицы в личной жизни, нервный срыв, потеря вкуса к работе, восстановление на крымском курорте и далее постоянный труд в любых условиях.Ю.Волкогонов –автор статьи о Е.Афанасьевой в каталоге её выставки, приводит слова ленинградского поэта К.Кузьминского о том, что художнику для творчества необходимы «три Д» Дом (мастерская), Доход и Досуг (для творчества). Третье «Д», констатирует Ю.Волкогонов, у Афанасьевой отсутствовало начисто, потому что обязанность помогать семье вынуждалаеё постоянно искать подработки . Однако и первого «Д» не было довольно долго. Со студенческих лет художницавынуждена скитаться по чужим углам, занимая подчас крохотную комнатушку в коммуналке, работая, буквально при лучине за печкой, как правило–по ночам. Собственную комнату она смогла получить только в 1945 году. Это была 5тиметровая комнатушка на третьем этаже Союза художников, но она была, наконец, своя. А собственнаямастерская появилась,когда Афанасьевой исполнилось 60 лет.

    В 30е гг., работаянад детской книгой,вырабатываетсяважное творческое качество, ставшее чертой стиля художницы –быстротанаброска. Дети –«беспокойная модель» и позируют они «быстро», поэтому нужно успеть«схватить»образ. Таким же способом она рисовала людей на заседаниях, собраниях, в таком же режиме делала впоследствии зарисовки в театре во время спектакля из первых рядов. Ей хотелось «остановить мгновение», потому что с окончанием спектакля воспоминания могли ослабеть,и она спешит сделать зарисовку, чтобы в рисунках чтото оставалось от игры великих актёров.В начале 1930х гг. художницу приглашают на работу в Учебнопедагогическое государственное издательство («Учпедгиз»), где ей поручают иллюстрироватьучебники. В 1931 и 1932 гг. она премировалась за ударную работу по оформлению образцового учебника.В 1932 г. Е. Афанасьева одной изпервых вступила в только что организовавшийсяМосковский Областной Союз Советских художников (МОССХ).Её работы постоянно участвуют в различных экспозициях. Среди них следует назвать выставки акварели в 1939 г. в Лондоне и Брюсселе. Конец десятилетия отмечен радостным семейным событием в1938 г. у Елены Александровныродилась дочь Марина.В начале Великой Отечественной войны Афанасьева становится бригадиром группы художников в художественной эстампной мастерской. По созданным ею эскизамвыполнялисьпортреты героевлётчиков, а затем с них печатались листовки. В 1941 г. группу художников от МОССХа направили освещать работу персонала эвакогоспиталя. Рисунки готовились для конференции врачей. Как рассказывала Елена Александровна, в обстановке госпиталя рисовать было очень сложно: нужно было оставаться собранной, в то время как душа от всего увиденного (раненые, тяжелораненые, больные) буквально рвалась на части . Первой темой Е.А. Афанасьевой стала «Перевязочная для легкораненых», второй –«Перевязочная для тяжелораненых». Она делает много зарисовок в палатах, в хирургическом, терапевтическом отделениях. Рисует бойцов, врачей. Работы, сделанные под руководством Е.Афанасьевой бригадой художников в госпитале, экспонировались на двух выставках во время конференций медицинских работников. Многие из них, выполненные во время войны, впоследствии были приобретены крупнейшими музеями страны: Историческим и музеем Революции, филиалом Исторического музея на Поклонной горе в Москве, Музеем Санитарии и Гигиены в Ленинграде, а также музеями Калининграда и Тулы.

    В 1943 г. в Государственноммузееизобразительных искусств им. А.С.Пушкина состоялась выставка «Московские художники в дни войны», в которой участвовали картины художников, работавших в Москве и побывавших на местах боевых действий. Работы Е.А. Афанасьевой были представлены на отдельном стенде, так как она не выезжала на фронт. Но художницас гордостью впоследствии писала: «Я могу сказать: моя крупинка работы внесена в историю войны» .В сентябре 1944 г. Детское государственное издательство (ДЕТГИЗ) объявило конкурс на детскую книгуигрушку. Когда Е.А. Афанасьева об этом узнала, большинство предложенных тем уже были разобраны, осталась только одна: книжкапособие на счёт, сложение и вычитание. Художница создаёт книгу «Сосчитай игрушки» на счёт от 1 до 10 и становится лауреатом конкурса. Это пособие вышло в свет в 1946 г.В 1949 г. художников МОССХа пригласили портретировать передовиков производства на заводе «Серп и Молот». Е. Афанасьева вспоминала: «Самое интересное –рисовать людей, занятых своим делом» . Портреты выставлялись затем на самомзаводе.В 1954 г. от работы в ДЕТГИЗе пришлось отказаться: заболела маленькая дочь и Е.Афанасьева затянула сроки сдачи работы. Когда задание было завершено и представлено новой заведующей редакцией, состоялся нелицеприятный разговор, после которого и было принято решение покинуть издательство. Но художница практически сразу получила приглашение от студии «Диафильм», где проработала до 1968 г. Большой формат рисунка для слайдов, отсутствие производственных ограничений дали Е.А.Афанасьевой новый прилив творческой энергии. Регулярность оплаты за выполненную работу также положительно сказалась на условиях творчества. Небольшая начальная стоимость оригинала рисунка для слайда компенсировалась его многократным тиражированием. Переиздания работ позволили не беспокоиться о материальном положении семьи,и дало возможность много времени посвящатьтворчеству. В 1953 г. Московский союз художников (МОСХ) организовал для своих членов «поход» в театр им. Ленинского комсомола на спектакль «Милый друг». Елене Александровне пришла мысль:зарисовать для памяти персонажейспектакля. С тех пор между заказами в своё свободное время она приходила поработать в театр. Зарисовки делала во время репетиций и спектаклей, наблюдая актёровизза кулис, из осветительной ложи, в гримёрных, в коридорах.В 1957 г. Е.А.Афанасьева показала на бюро МОСХа работы, сделанные ею за последние два года –театральные и детей. Коллеги оценилипредставленные произведениякак виртуозные(и актёр показан, и образ схвачен), а детские портреты решено было взять на выставку, посвящённую 40летию революции. Дальнейшую возможность работать «для себя» дали переиздания диафильмов. Благодаря этому, Елена Александровна могла устраивать себе перерывы между заказами.В октябре 1958 г. в театре Ленкома открылась персональная выставка Е.А. Афанасьевой «Портрет актёра». В своих работах художница запечатлела артистов театра во время игры в спектаклях, практически всех, которые были поставлены к моменту открытия выставки. Портретыэкспонировались три сезона. В октябре 1967 г. к очередному юбилею 50летию комсомолав Центральном детском театребыла открыта новая выставка работ Е.А.Афанасьевой –«Артисты театров в ролях». Здесь были выставлены портреты актёров, исполнивших роли в определённых пьесах: «Традиционный сбор», «Как закалялась сталь», «Женитьба», «Любовь Яровая», «Борис Годунов». Иллюстрация 2.

    Афанасьева Е.А. Портрет актрисы Г. Галушко в роли Риты Устинович из спектакля театра ЦДТ «Как закалялась сталь», 1967 г. 42,0×31,0, бумага, акварель. Из фондов ПГОМ им. В.К.Арсеньева. МПК 1845722 И 3462.

    В эти годы художница постоянно востребована работает непрестанно. К творческим успехам прибавилось и радостное семейное событие 26 декабря 1968 г. у Елены Александровны родился внук.С 1976 по 1982 гг. Е.А. Афанасьева работала над портретами актеров в театре им. В.В. Маяковского. В конце 1979 г. руководство училища им. М.С. Щепкина заказывает художнице портреты режиссёров и руководителей групп. Портреты щепкинцев экспонировались в выставочном зале при Малом театре на Кузнецком мосту в 1983 г.Ещё в 1980 г. Елена Александровна подала заявку в МОСХ на персональную выставку. Ждать пришлось 10 лет. «Трудно делать выставку в 90 лет»,

    сетовала художница. Тем не менее, несмотря возможные сложности для столь почтенного возраста авторапроизведений, выставка была организована и сама экспозиция получилась весьма внушительной и солидной: было представлено 115 работ –своеобразный отчёт за долгую жизнь в искусстве.Не стало Елены Александровны в 1998 г.Она была похоронена в Москве. Память о ней бережно сохраняет её дочь –художница Афанасьева МаринаЛеонидовна. Она продолжила семейную традицию, став художником книги. Именно ей мы сегодня обязаны сохранением памяти о Елене Александровне и возможности познакомиться с её работами и документами, проливающими свет на творчество замечательной советской художницы. МаринаЛеонидовна продолжила сотрудничество с краевым музеем Владивостока. В своё время, благодаря ей,была завершена работа Елены Александровны над автобиографией.Е.А.Афанасьева самобытный и талантливый художник. Её стихия –живой, преимущественно быстрый набросок, рисунок с натуры, с человека. Её искусство –это летопись человеческой жизни впортретном графическомрисунке. Перед нами возникает галерея её современников периода войны и послевоенного времени –крестьяне и художники, бойцы и актеры, взрослые и дети.Если окинуть взглядом всю панораму взрослых и детских портретов, то редко можно отыскать признаки специальной многосеансной натурной постановки, длительное позирование. Представление о жанровой специфике и содержании работ Е.А. Афанасьевой может дать каталогвыставки «Портрет эпохи», выпущенный ПГОМ им. В.К. Арсеньева в 2012 г.Елена Александровна была ровесницей векаи в буквальном смысле создала для нас портретэпохи, запечатлев почти вековую историю страны в лицахсовременников.В музее хранятся документы, рисунки, фотографии, открытки, журналы, раскрывающие подробности жизни итворчества Афанасьевой. Елена Александровна оставила после себя огромное наследие, которое еще только предстоит исследовать в полной мере.

    Ссылки на источники1.Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (18581938 гг.). –Владивосток: Издво Дальневост. унта, 1985. –176 с.2. Общий список офицерским чинам Русской Императорской Армии. Составлен по 1е января 1909 г. –С.Петербург: Военная Типография (в здании Главного Штаба), 1909. –C. 383.3. Автобиография Е.А. Афанасьевой(рукопись).Владивосток: ПГОМ им. В.К. Арсеньева. МПК 159341.4. Там же.5. Там же.6. Там же.7. Там же.8. Там же.9. Волкогонов Ю. Одержимая // Портрет эпохи. Елена Афанасьева (1900 1998): каталог выставки. –Владивосток: Издво ЛИТ, 2012. –С. 6.10. Автобиография Е.А. Афанасьевой (рукопись). –Владивосток: ПГОМ им. В.К. Арсеньева. МПК 1189051. 11. Там же.12. Там же.13. Афанасьева Е.А. О работе в театре (рукопись). –Владивосток: ПГОМ им. В.К. Арсеньева. МПК1189052.

    VilovatayaElizaveta,undergraduate of chair of the fine artsFar East federal university, VladivostokKrylovskayaIzabella,candidate of art criticism, associate professor, associate professor of cultural science and art criticism "Far East federal university, VladivostokPortrait painter E.A. Afanasyeva: materials to life and creativity studyingAbstract.Article submits documents, materials and works of art unknown to the general scientific community, allowing to study E. A. Afanasyeva"s creativity. On the basis of its autobiography authors of article tried to make her complete picture vital and a career.Keywords:portrait painter, Soviet fine arts, art of the Far East Russia.

    Биография

    Советский график, художник книги, плакатист; классик детской иллюстрации. Член Союза художников СССР (МОССХ с 1932 года).

    Елена Александровна Афанасьева родилась в Брест-Литовске. В гимназию пошла в Чите, окончила – в Харбине. Рисовала с детства, копировала с репродукций картины русских художников, перерисовывала иллюстрации с книг Ивана Билибина. Работала учителем рисования в одной из школ Владивостока (1918). Одновременно посещала занятия по рисунку, композиции, портрету в студиях графика Г. Я. Комарова, акварелиста В. А. Баталова, живописца А. Н. Клементьева. В 1919 году получила первую премию на конкурсе портретного наброска и первую премию на конкурсе театрального костюма.

    В 1923 году решением Губкома ВКП(б) Дальневосточной республики была командирована в Москву для поступления во ВХУТЕМАС. Была без экзаменов зачислена на архитектурный факультет. Училась рисунку у профессора Д. А. Щербиновского. На втором курсе перешла на графический факультет, училась на литографском отделении у Н. Н. Купреянова и П. Я. Павлинова (1923–1929). Окончила ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН с квалификацией «художник-технолог полиграфической продукции», защитив диплом по альбому автолитографий из шести композиций на тему «Водка».

    Работала в издательстве Детская литература», с 1930-х годов – в издательстве Учпедгиз». В получала премии за ударную работу по оформлению образцового учебника (1931–1932). В 1932 году одной из первых вступила в только что организованный Московский областной союз советских художников. Рисовала для журналов «Мурзилка», «Дружные ребята» (1932–1945), «Юный натуралист» (1934–1938). Иллюстрировала Н. Носова «Карасик» (1962 и 1963), С. Михалкова «Коньки» (1939), сборник «Счастливое детство» (1939) и другие.

    С началом войны Афанасьева работала бригадиром художников в художественной эстампной мастерской. Совместно с В. В. Доброклонским и Н. Н. Жуковым выполнила серию автолитографий посвященной героям-летчикам. В 1941–1942 годы работала в эвакогоспитале № 290, где создала значительное число портретов сотрудников госпиталя и раненых.

    После войны работала художником московской студии «Диафильм» (1953–1963), в московских театрах над созданием цикла «Портрет артистов в ролях». Данные работы взяли на выставку к 40-летию революции (Музей им. Бахрушина). Выставки на тему «Артисты театров в ролях» регулярно устраивались в столичных театрах – Центральном детском театретеатре Маяковскго.

    Работала в театральном училище М. С. Щепкина при Малом театре (1979), к 200-летию училища писала портреты режиссёров и руководителей групп. Работала в Ермоловском зале в театральном училище при Малом театре (1983).

    Романтика авангарда, колхозное и промышленное строительство, война, детская литература, детские лагеря отдыха, городские зарисовки, театральная жизнь – все эти серьёзные и глубокие темы нашли отражение в творчестве Елены Афанасьевой. Но самым большим вкладом в российское искусство можно признать работу Афанасьевой над иллюстрациями для детей.На её картинках выросло несколько поколений юных читателей. Светлые и лиричные образы детей, созданные художником – естественны, достоверны, узнаваемы , очаровывают своей непосредственностью . Несомненно, творчество Е. А . Афанасьевой – это образ эпохи и эпоха в советской иллюстрации.

    Участвовала в многочисленных выставках: Выставка работ московских художников (1936), Выставка летних работ художников-графиков (Москва, 1936), Перая выставка акварельной живописи московских художников (1937), Выставка живописи, графики и скульптуры женщин-художников посвященная Международному коммунистическому женскому дню (1938), 7-я выставка Союза московских художников (1940), Выставка работ московских художников в дни Великой Отечественной войны (1942), Выставка «Великая Отечественная война» (1943), Всесоюзная художественная выставка «Героический фронт и тыл» (1943–44), Выставка живописи, скульптуры, графики и декоративного искусства женщин-художников к Международному женскому дню 8 Марта (1948), Выставка акварели и графики московских художников (1948), Выставка книги и книжной графики Детгиза (1952), Выставка работ женщин-художников Москвы (1953), 5-я и 6-я выставки работ художников книги (1955, 1957), Выставка живописи и графики московских художников (1956), 2-я и 3-я выставки акварели московских художников (1956, 1957), Выставка к Всесоюзному съезду советских художников (Москва, 1957), 1-я выставка эстампа московских художников (1957), Выставка произведений женщин-художников Москвы к 50-летию Международного женского дня (1960), Выставка акварели и керамики московских художников (1960), Выставка произведений московских художников (1963) и других.

    Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Выбор редакции
    Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

    План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

    На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

    Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
    Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
    К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
    Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
    Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
    б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...