Евгений онегин в деревне. Онегин в деревне. Как был написал Евгений Онегин


Цели урока:

  • обучающая:
  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Конспект урока по литературе 2 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 2 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин в деревне.

Цели урока:

    обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образом Онегина; совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Подготовить рассказ о жизни Онегина в Петербурге

    Выполнить задания теста (Приложение №1)

Давайте вспомним историю создания романа.

Опрос:

Сколько времени писал Пушкин свой роман? ( Почти восемь лет создавал Пушкин свой роман).

Сколько глав в романе? А сколько было задумано автором? ( В романе 8 глав, задумано было 10+отрывки из путешествия Онегина ).

Сразу ли он был напечатан? ( Он выходил отдельными главами) .

( Роман в стихах)

Назовите основные сюжетные линии ( Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна).

Что говорил Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин»? ( «Энциклопедия русской жизни» ). Почему Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»? ( В пушкинском романе сказано так много о жизни России в начале XIX века, что если бы мы ничего не знали об этой эпохе и только читали «Евгения Онегина» - мы бы все-таки знали многое ).

2. –

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Из Онегина вырос эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку .

3.Целевая установка

На прошлом уроке мы с вами познакомились с Евгением Онегиным, как он жил в Петербурге, чем занимался, что его волновало, а что печалило, а сегодня наша задача – углубить работу над образом Евгения Онегина и попытаться проникнуть в художественное своеобразие романа.

    Анализ 2 главы «Онегин в деревне»

Каким мы оставили героя по прочтении 1 главы? (Там скука, там обман иль бред… Ему наскучил света шум… ).

Почему же так часто рядом с Онегиным мы видим слово скука ? Ему скучно и в Петербурге, и в деревне. Но ведь прочитав 1 главу мы не находим других скучающих (за исключением автора) Почему же скучает Онегин, в то время, как других не тяготит праздная светская жизнь?

Что же есть то главное, без чего не может быть полной жизни, по Пушкину. На доске появляется схема:

ДРУЖБА
ЛЮБОВЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА)

Есть ли всё это у Онегина в первой главе? Нет.

Подтверждаем примерами: «Друзья и дружба надоели», «Измены утомить успели», «Читал, читал, но всё без толку…», «труд упорный ему был тошен», «Нет, рано чувства в нем остыли…».

– Онегин переехал жить в деревню. Для чего Пушкин вводит Онегина в иную среду? (Чтобы показать героя в разной обстановке. Здесь, в деревне, Онегин нашел себе занятие, он решил учредить новый порядок).

– С чего начинается 2 глава? (С описания деревни и замка). Зачитывают (1-2 строфа)

– О ком идет речь в 3 строфе? (Рассказывается о жизни дяди Евгения, который в окно смотрел и мух давил».)

– В двух строчках – целая жизнь: сорок лет без дела в глухой деревне! Попав в деревню, Евгений мог бы повторить дядину жизнь – что же ему еще остается делать, как не браниться с ключницей и смотреть в окно? Но Онегин на такое не способен.

Чтение 4 строфы.

–Какие преобразования в своем хозяйстве совершил Онегин?

– Заменил непосильную для крестьян барщину (принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве помещика ) «легким» оброком (одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами ). Онегин, который был «хозяином заводов», переведя крестьян на оброк, не только облегчил их труд, но и значительно уменьшил свои доходы.

– Как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики? Найдите строчки. («Опаснейший чудак»).

Почему соседи прекратили с ним дружбу? («Поступком оскорбясь таким»)

Какое мнение о нём сложилось у соседей? («Сосед наш неуч, сумасбродит; он фармазон..»).

Фармазон

– Онегин опять остается в полном одиночестве, его новшества никто не принял (5 строфа). И здесь Пушкин вводит новое лицо в свой роман Кто приезжает в деревню? (в деревню приезжает Владимир Ленский).

Чтение 6,7,8 строф .

Опишите Владимира Ленского. (Ленский – помещик, богатый, красавец, кудри чёрные до плеч, в полном цвете лет, поэт. Он из Германии приехал в деревню).

(Как жених, так как был богат и хорош собою).

(«Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть»).

Почему Ленский сближается с Онегиным? (Русское провинциальное дворянство было совершенно чуждо ему. И в этой «пустыне, где один Евгений мог оценить его дары...».

Ленский сближается с ним: «Они сошлись...» (строфа 13)

– Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина? («От делать нечего друзья». То есть дружба их была случайной).

– Найдите в тексте, как Онегин относится к Ленскому.

Ленский – это душа чистая, восторженная, но в тоже время наивная в своих мечтах и совершенстве мира.

О чем они спорят? Чтение XVI строфы. (Круг их разговоров серьезен. Темы, которые они затрагивают, – темы людей мыслящих).

– Что же сближало Онегина и Ленского? (Онегина привлекали в Ленском ум, эрудиция, стремление узнать что-то новое. И хотя он «слушал Ленского с улыбкой», все, чем жил его новый приятель, чем дорожил, восторгался, - все это было дорого Онегину, ведь он сам когда-то был таким. Все это сблизило Онегина и Ленского, они стали неразлучны. Ленский, впервые полюбив, открывает Онегину тайну своего сердца). Чтение 19 строфы .

Чтение 21,23.

В кого влюблен поэт? Каков её портрет? Опишите её.

(Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня , за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания. В портрете нет ничего, что могло бы объяснить восторг Ленского ).

- С каким чувством рисует Пушкин этот образ? (С иронией относится к выбору: «надоел он мне безмерно»).

–А Татьяна? Какой была Татьяна? Чтение строф 24-28 (Пушкин рассказывает о том, какой она не была, подчеркивая тем самым её необычность, непохожесть . Если «все в Ольге...но любой роман возьмите...», то в Татьяне все своё, всё необычное, не похожа она ни на девиц из романов, ни на свою сестру Ольгу и ее подруг).

Дополните предложение:

Татьяна любила …

Татьяна не любила …

Каким чувством наполнены строки о Татьяне? (Пушкин любит свою героиню, восхищается ею).

Чтение 29-35 строф.

– Что мы узнаем о семействе Лариных? (XXIX) (Отец Татьяны считал книги пустой игрушкой, хотя сам их никогда не читал, особо не заботился о дочке, жена его любила Ричардсона. Она всегда была одета по моде, её повели к венцу, не спрося её совета, она сначала плакала, с супругом чуть не развелась, но потом привыкла, хозяйством занялась и открыла тайну, как управлять мужем).

Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII) (Вела расходы, отдавала своих крестьян в солдаты, служанок била осердясь –всё это мужа не спросясь).

Как относился к ней муж? (34 строфа) (Он её любил, веровал ей, а сам в халате ел и пил).

Как они относились к русским традициям? (XXXV) (У них были блины на масленицу, два раза в год постились, на Троицу «роняли слёзки три», за столом у них гостям носили блюда по чинам).

(Чтобы показать, в какой среде росла Татьяна. Ведь здесь было все исконно русское) (35 строфа).

– Для чего Пушкин рядом с Татьяной показывает Ольгу?

(Веселость, красота, жизнерадостность).

– А что может привлечь Онегина в Татьяне?

5. Подведение итогов.

– Что мы узнали нового об Онегине?

    Составить план сравнительной характеристики Онегина и Ленского, дополнив шаблон цитатами и подпунктами:

    Два типа героя в романе Пушкина «Евгений Онегин»

    Черты сходства и отличия героев:

А) Портрет

    Онегин …

    Ленский …

Б) Воспитание, образование

    Онегин …

    Ленский …

В) Отношение к дружбе

    Онегин …

    Ленский …

Г) Отношение к любви

    Онегин …

    Ленский …

Д) Отношение к ним поместных дворян

    К Онегину …

    К Ленскому …

3. Причины их дружбы

Приложение №1

Тест по 1 главе.

Дополните предложения:

1.Онегин, добрый мой …

2.Онегин родился на …

3.Француз учил его …

4.Онегин одевался по …

5.Он по – французски мог … и …

6.Свет решил, что он.. и..

7.Онегин читал …

8.Евгений рано познал науку …

9.К Talon помчался: там уж ждёт его..

10.Всё украшало кабинет для …, для …

11.Мой Онегин, … , в своей одежде был педант.

12.Рано … остыли, ему … света шум, … и надоели.

13.Им овладела понемногу …

14.Онегин за перо взялся, но …

15.Книги тоже надоели, потому что там …, там.. иль …

16.Онегин едет к дяде, чтобы …

Приложение №2

Тест по 2 главе

1. О ком это:

«Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил…»?

2.С чего начинается 2 глава?

3. Чья это характеристика: «Лет сорок с ключницей бранился,

5. О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?

6.Чья это характеристика:

7. Чья это характеристика:

8.О ком говорится в следующих строках: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень …»?

9.Кто казался чужим (ой) в своей семье?

10.Кто любил Ричардсона?

11. Чья это характеристика: «Он пел разлуки и печаль, и нечто, и туману даль»?

12. Чья это характеристика: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива»?

13. Чья это характеристика: «Богат, хорош собою, везде был принят как жених»?

14. О ком это: «Ей рано нравились романы; они ей заменили всё»?

15. О ком это: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины …»?

Просмотр содержимого документа
«С чего начинается 2 глава»

– С чего начинается 2 глава?

– О ком идёт речь в 3 строфе?

Какой первый шаг делает Онегин, чтобы не превратиться в своего дядюшку?

–Какие преобразования в своём хозяйстве совершил Онегин?

– Как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики?

Почему соседи прекратили с ним дружбу?

Какое мнение о нём сложилось у соседей?

Опишите Владимира Ленского.

Как был принят Ленский в деревне?

Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться?

Почему Ленский сближается с Онегиным?

– Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина?

О чём они спорят?

В кого влюблён поэт? Опишите её.

– Что привлекает Ленского в Ольге?

Какой была Татьяна?

– Что мы узнаём о семействе Лариных?

– Для чего Пушкин так подробно показывает быт Лариных?

Как они относились к русским традициям?

Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня , за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания.

Фармазо ́ н – член тайного общества; вольнодумец.

Мадрига ́ л –короткое хвалебное стихотворение.

Просмотр содержимого презентации
«Евгений Онегин 2 глава»

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 2 главы. Онегин в деревне.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Проверка домашнего задания

Сколько времени писал Пушкин свой роман?

Сколько глав в романе? А сколько было задумано автором?

Сразу ли он был напечатан?

-Каковы жанровые особенности произведения?

Назовите основные сюжетные линии


Проверка домашнего задания

- Почему Пушкин в 1 главе рисует лишь один день из жизни Онегина?

-Из чего складывается этот день?

-Какое основное чувство сопровождает Онегина?

-Назовите главных героев романа.


Проверка домашнего задания

Расскажите о жизни Онегина в Петербурге

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Из Онегина вырос эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку.


Учимся понимать текст

-Каким мы оставили героя по прочтении 1 главы?

-Почему же так часто рядом с Онегиным мы видим слово скука ?

-Что же есть то главное, без чего не может быть полной жизни, по Пушкину.

ДРУЖБА ЛЮБОВЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА)

-Есть ли всё это у Онегина в первой главе?


Учимся понимать текст

С чего начинается 2 глава? (Зачитывают (1-2 строфа)

О ком идет речь в 3 строфе?

В двух строчках – целая жизнь: сорок лет без дела в глухой деревне! Попав в деревню, Евгений мог бы повторить дядину жизнь – что же ему еще остается делать, как не браниться с ключницей и смотреть в окно? Но Онегин на такое не способен.

-Какой первый шаг делает Онегин, чтобы не превратиться в своего дядюшку?


Учимся понимать текст

Чтение 4 строфы.

Какие преобразования в своем хозяйстве совершил Онегин?

Как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики? Найдите строчки.

-Почему соседи прекратили с ним дружбу?

-Какое мнение о нём сложилось у соседей?

  • Фармазон – член тайного общества; вольнодумец

Учимся понимать текст

Чтение 6,7,8 строф .

-Опишите Владимира Ленского.

- Как был принят Ленский в деревне? (XII)

- Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться?

-Почему Ленский сближается с Онегиным?


Учимся понимать текст

Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина?

Найдите в тексте, как Онегин относится к Ленскому.

Ленский – это душа чистая, восторженная, но в тоже время наивная в своих мечтах и совершенстве мира.

-О чем они спорят? Чтение XVI строфы.


Учимся понимать текст

Чтение 21,23.

-В кого влюблен поэт? Каков её портрет? Опишите её.

(Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня, за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания. В портрете нет ничего, что могло бы объяснить восторг Ленского).

- С каким чувством рисует Пушкин этот образ?


Учимся понимать текст

- Какой была Татьяна? Чтение строф 24-28 (Если «все в Ольге...но любой роман возьмите...», то в Татьяне все своё, всё необычное, не похожа она ни на девиц из романов, ни на свою сестру Ольгу и ее подруг).

Дополните предложение:

Татьяна любила …

Татьяна не любила …

-Каким чувством наполнены строки о Татьяне?


Учимся понимать текст

Чтение 29-35 строф.

Что мы узнаем о семействе Лариных? (XXIX)

- Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII)

- Как относился к ней муж? (34 строфа)

- Как они относились к русским традициям? (XXXV)

Для чего Пушкин так подробно показывает быт Лариных?


Учимся понимать текст

Для чего Пушкин рядом с Татьяной показывает Ольгу? (Портрета Татьяны нет, потому что Пушкина интересует прежде всего ее внутренний мир).

Что привлекает Ленского в Ольге?

А что может привлечь Онегина в Татьяне? (Онегин одинок, в деревне ему чуждо все русское, он воспитывался на французских образцах, светский щеголь, но все ушло, оставив в его душе лишь разочарование. В душе они были близки).


Тест по 2 главе:

1. О ком это:

«Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил…»?

2.С чего начинается 2 глава?

3. Чья это характеристика: «Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил»)?

4. Чья это характеристика: «И в голос все решили так, что он опаснейший чудак»?

5. О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?

6. Чья это характеристика: «Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро весела…»?

7. Чья это характеристика: «Красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»?


Тест по 2 главе:

8.О ком говорится в следующих строках: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень …»?

9.Кто казался чужим (ой) в своей семье?

10.Кто любил Ричардсона?

11. Чья это характеристика: «Он пел разлуки и печаль, и нечто, и туману даль»?

12. Чья это характеристика: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива»?

13. Чья это характеристика: «Богат, хорош собою, везде был принят как жених»?

14. О ком это: «Ей рано нравились романы; они ей заменили всё»?

15. О ком это: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины …»?


  • Перечитать 3 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • выписать материал к характеристике Татьяны и Ольги.

Разумеется, художественное пространство в «Евгении Онегине» не исчерпывается только изображением городов. Одно из значительных мест в романе занимают образы, навеянные русской деревней. Причем это понятие с самого первого появления в романе становится в определенном смысле символичным. Об этом говорят эпиграфы, предпосланные Пушкиным второй главе: «O rus!.. (Hor.) – О Русь!» К этому знаменитому эпиграфу обращались не единожды Ю.М. Лотман, Н.Н. Скатов, В.А. Кошелев, говоря об игре слов: латинского «rus» («деревня») и русского «Русь». Пушкин дает каламбурный перевод, воспользовавшись совпадением звучания этих слов. В.А. Кошелев справедливо полагает, что «под пером русского писателя этот мнимо-шутливый каламбур неминуемо получал «расширительное» значение»131. Не менее правомерно замечание литературоведа Г.П. Макогоненко, который писал: «Петербургу с его омутом света и оторванной от национальной почвы культурой столичного дворянства противостояла Русь – хранительница национальных традиций, обрядов и нравов, высокой поэтической культуры народа, …мир русской деревни»132.
Без сомнения, в нашем восприятии пушкинское пространственное сопоставление «Русь – деревня» имеет ряд дополнительных смысловых оттенков. Известно, например, что на русскую культуру исключительно сильное воздействие оказало Просвещение, особенно та сторона этого явления, которая связана с концепцией «природного человека» Ж.-Ж. Руссо, нашедшей свое отражение в русском сентиментализме и в дальнейшем получившей свое развитие в русской литературе и философии. Возможно, не зря любимая героиня Пушкина Татьяна так увлечена европейскими сентиментальными романами: руссоистское восприятие мира и человека прочно укоренилось на русской почве. Основная оппозиция Просвещения – «Природа – предрассудок», «естественное – извращенное» получила особую интерпретацию в творчестве Пушкина. Очень верно отметил Ю.М. Лотман: «Гибельной цивилизации… противостоит естественная жизнь русского крестьянина, носителя здоровой морали и природных добродетелей… Естественное стало отождествляться с национальным. В русском человеке увидели «человека Природы», в русском языке – естественный язык, созданный самой Натурой»133.
Деревня – это образ иного стиля жизни, отличного от жизни в столицах,
а значит, и символ скуки, оторванности от общественного веселья: «…и в деревне скука та же…» (V, 32), «В глуши, в деревне все вам скучно…» (V, 70), «Деревня той порой//Невольно докучает взору//Однообразной наготой…» (V, 94) и т. д. После стремительного движения первой главы читатель оказывается в медленном, статичном и по­чти беззвучном пространстве: «Онегин шкафы отворил;//В одном нашел тет­радь расхода,//В другом наливок целый строй,//Кувшины с яб­лочной водой//И календарь осьмого года» (V, 37). «Время как будто с раз­бегу остановилось, обозначив пропасть, которая разделяет Россию петербургскую и деревенскую Русь»134, - таково тонкое наблюдение В.С. Непомнящего. Как считает В.А. Кошелев, глава, посвященная деревне, относительно других глав – «самая «неинформационная» и самая описательная; единственное сюжетно значимое событие в ней – «отповедь» Онегина, которая как бы обрывает завязавшийся любовный сюжет»135. Далее описывается повседневная деревенская жизнь героев, рисуется картина наступающей осени и зимы, и все заканчивается диалогом Онегина и Ленского: приглашением на будущие именины Татьяны. И, тем не менее, эта самая бессобытийная глава оказывается и наиболее сюжетно направленной, ведь «отповедь» Онегина получает продолжение, а приглашение в «свою семью» станет роковым: именно с него начинает разворачиваться будущая трагедия героев романа.
По точному высказыванию В.А. Кошелева, «деревня, сопоставимая с Русью, неожиданно поворачивается необычной стороной и, соединяя «скуку» и «блаженство», «обыденность» и «особенную физиономию», изменяет устоявшиеся представления и деяния»136.
Пожалуй, основным в образе деревни нужно считать то, что она прежде всего - символ «природности»:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой…
(V, 33)

…Она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню…
(V, 163)

Описаниям природы принадлежит в романе важное место. Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных кар­тин, внешне выполняя роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряя новые сюжетные эпизоды внутри глав. В целом пейзаж, как и быт, служит для создания в романе той реальной обстановки, в которой протекают развивающиеся в нем события. Сюжетное содержание большей части рома­на связано с деревенской тематикой, поэтому естественно, что автор уделяет большое внимание пейзажным зарисовкам. После приезда Онегина в деревню дяди следует описание природы:
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
(V, 36)

«Приют спокойствия», «прелестный уголок» - вот основной лейтмотив изображения деревенского пейзажа данной строфы романа. И соответственно общая стилистическая тональность картины не лишена элемента идилличности. Как верно отмечал исследователь Ю. Стенник, «тональность изображения природы близка к номенклатурному трафарету традиционного сентиментального пейзажа, своеобразного «приюта» изгнанника света: «уединенные поля», «сумрачная дуброва», «журчанье тихого ручья» - это все классические признаки обобщенного элегического пейзажа, восходящего в русской поэзии к сентиментализму»137. А если учесть, что частично эта номенклатурность служит раскрытию облика скучающего Онегина, то перед нами – один из приемов пушкинской характерологии. Совсем иное мы видим, когда изображение природы соотносится с образом Татьяны: ро­мантическая окрашенность пейзажа объясняется роман­тическим мировосприятием самой героини. Ее внутренняя близость к миру природы – это несомненное указание на ее органичность, нравственное здоровье. Пейзаж затрагивает самые лирические чувства в читателе, вызывая в нем глубокое сопереживание и сочувствие делам и мыслям героев, понимание чувств автора. В VII главе романа, перед отъездом в Москву, Татьяна с грустью прощается с родными местами:
«Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…»
(V, 152)

Д.С. Лихачев писал, что «в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие… Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем… Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека»138. Опираясь на это высказывание, можно говорить о том, что «русская душою» пушкинская героиня прощается с природой как живым свидетелем ее прежней свободной, тихой жизни.
Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека»139. В узком смысле этот образ является «средой», формирующей личность, и уже неоднократно отмечалось, что Онегин и Татьяна оказались в различных условиях, что сказалось на формировании их характеров и взглядов на мир.
Мы можем сделать вывод, что через связи, которые существуют (или, напротив, не существуют) между героями и природой, автор может внутренне характеризовать их, определять их нравственную и духовную ценность. Как верно отмечал Г.Д. Гачев, «первое, очевидное, что определяет лицо народа, - это Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. <…> Здесь коренится и образный арсенал национальной культуры (архетипы, символы), …все весьма стабильные. Нельзя ее [природу] сменить без потери своей национальной сути». Исследователь прибегает к широкому обобщению, и его высказывание подтверждает нашу мысль о том, что природа для Пушкина – одно из самых эффективных средств воссоздания картины русского мира, жизни народа, страны, движения истории.
Русская природа в романе «Евгений Онегин» - это некая основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы как бесчеловечная и абстрактная, ничего не говорящая уму и сердцу читателя. В.Г. Белинский утверждал, что невозможно «быть оригинальным и самостоятельным, не будучи народным», и называл Пушкина подлинным художником русской литературы. Действительно, народность Пушкина состоит в органической связи с русской природой, жизнью и мировоззрением народа.

Жизнь главного героя в деревне, это вторая глава великого произведения автора. Здесь, очень глубоко, раскрываются душа и нрав героя.

После получения огромного наследства, Евгений Онегин, возвысился духом, и чувствовал себя очень энергично. Именно таким, он приезжает в деревню. Приехав в деревню, Евгений Онегин, нелегко принимает сущность жизни деревенских жителей. Ему тяжело принять жизненный уклад и суету деревни. Он не стремиться найти общий язык с соседями, что в итоге влечёт за его спиной, большие сплетни. Для окружающих, Онегин становиться интересным источником для обсуждения. Со своими высокими интересами, и взглядами на жизнь, он пытается внести радикальные изменения, в жизни деревенских жителей. Изначально, его реформа жизненного уклада, пришла сельчанам по душе, но вскоре, этот интерес проходит, и они осознают, что хорошего с этого ни чего не выйдет. Онегин, становится «белой вороной» в обществе, но находит себе собеседника, а вскоре друга Ленского.

Довольный жизнью, с заграничным образованием, помещик Ленский, был одним из сельских жителей. В отличие от Евгения, он не был травмирован жизнью, и наслаждался каждой минутой своего бытия, и такие слова как любовь и верность, для него имеют святое значение. Два приятеля, находят себя в интересах и противоречию к светской жизни. Онегин и Ленский, прекрасно понимают, что обсуждения духовности, сильно их отличает от сельчан, у которых кроме вина, сенокоса, нет ни чего в голове. Благодаря своему стойкому нраву, Ленский, в отличие от Онегина, стал другом для односельчан, не смотря на свои высокие моральные ценности. С появлением Ольги, жизнь двух друзей значительно меняться. Автор с недоумением выражает образ Ольги, как цветущий ландыш. И за этим цветком, всячески ухаживает Владимир Ленский. Она скромная и доверчивая натура, с голубыми глазами и открытой душой. Всё эти черты, отличали её от своей сестры Татьяны.

Татьяна, была тихой и грустной натурой, не похожа на своих сверстников, она не играла, в семье она была чужой. Татьяна, была упрямой натурой, и её не послушания к родительскому воспитанию, матери и отцу не давали покоя. Ни что её не привлекало к работе, ни вязания, ни помощь по дому. Их родители, были абсолютно разной духовной культуры. Отец не понимал интереса к книгам, мать же, всегда почитала литературу на высшем уровне духовности. Мать всегда подражала своим героям книг, даже пыталась одеваться как они. Мать, вела все домашние дела, работала и искала возможность заработать деньги для семьи. Муж, уважал труд жены, всячески пытался ей упростить работу, даже обедал в халате. К великому семейному сожалению, погибает отец. Его уважали односельчане, на надгробном камне, почётно писали о Дмитрии Ларине, как о простом и добродушном барине.

Именно такой, встретил эту семью Евгений Онегин. Не смотря на это, его пыл, остался таким же не зависимым и недоступным.

Несколько интересных сочинений

    Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

  • Сочинение по произведению Царевна-лягушка 5 класс

    В сказке рассказывается о том, что в одном государстве царь начал думать о том, что его сыновьям пришло время жениться. Царевичей в произведении было трое и все они отправились на поиски невесты

Онегин надеялся, что деревня хоть как-то скрасит его жизнь, но после двух дней, в течение которых он развлекался и привыкал к новой обстановке, ему и там все наскучило. Чувства Онегина остыли, а вместе с чувствами уснула и душа.
После первой встречи и получения письма Татьяны Онегин изменился. Он стал думать о людях, окружающих его, об их судьбах:
«Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был;
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил…»
Даже при встрече с Татьяной в саду Онегин признается ей в братской любви:
«Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.»
Он дал Татьяне совет учиться властвовать собой, сам Пушкин одобряет его благородный поступок.
Изменился и образ жизни Онегина. Пушкин это описывает так:
«Онегин жил анахоретом;
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражал,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался…
…Вот жизнь Онегина святая;
И нечувствительно он ей
Предался, красных летних дней
В беспечной неге не считал,
Забыв и город, и друзей,
И скуку праздничных затей».
Пушкин называет жизнь Онегина в деревне «святой», чего нельзя сказать о его городской жизни.
Чувства Онегина просыпаются и после ссоры с Ленским, его мучают угрызения совести из-за несправедливого поступка. Он сомневается в том, что дуэль состоится, у него возникает мысль предотвратить ее и помириться с Ленским. Но порядки светского общества, слухи о его трусости в случае отказа от дуэли пугают его, и он решается стреляться.
После убийства Ленского Онегин, не найдя себе покоя, уезжает.

Вторая глава романа Пушкина «Евгений Онегин», написанного в жанре романа в стихах, начинается описанием . Деревенская с трогательной любовью к ней. Далее Пушкин описывает хозяйский дом, названный Пушкиным на европейский манер, замком. В произведениях великого русского поэта нет ничего лишнего и случайного, в каждой строчке заложен глубокий смысл. Это можно заметить, анализируя вторую главу романа. (Кстати, прочесть ее краткое содержание можно ).

К примеру, называя замком господское имение, автор хотел подчеркнуть основательность и прочность дома, в котором поселился Евгений. Описание дома характеризует его бывшего владельца. Выстроив имение однажды, дядя на протяжении сорока лет в нем ничего не менял. Вел без особых нововведений свое помещичье хозяйство и «лет сорок с ключницей бранился».

Далее Пушкин показывает, как живет Онегин в дядином имении, его взаимоотношения с соседями. Это еще одна черточка к . Соседи поначалу стремились подружиться с молодым помещиком из Петербурга. Кто-то лелеял мечту сделать его своим зятем, кто-то искал общения с новым человеком, хотел узнать петербургские новости и сплетни. Но «сначала все к нему езжали». Только сам Онегин не искал ни с кем дружбы и как только видел на дороге кибитку с очередным гостем, буквально удирал на жеребце через задний двор.

Правда, здесь следует сказать о том, что приняв наследство, он заменил крестьянам барщину легким оброком. Чем еще больше оттолкнул от себя соседей. В этом его поступке отразилось настроение дворянской молодежи того времени, стремление самого Онегина к прогрессу.

Во второй главе Пушкин вводит еще одного героя – , тоже приехавшего в свою деревню почти в одно время с Онегиным. Ленский во всем противопоставляется Онегину. Если Евгений – мастер лицемерия, то Ленский честен с людьми и искренен. Того же он ждет от окружающих, а потому наивен и доверчив, как ребенок. Онегин остыл и все ему скучно, Ленский смотрит на мир широко распахнутыми глазами, влюблен в жизнь, в природу, окружающую его. Его душа не успела развратиться, как душа Онегина, он лишен скепсиса, любит людей и саму жизнь.

Образование Онегина домашнее, знания разрозненные, не имеющие логической системы. Ленский – выпускник Германского университета, имеет стройные знания, которые он готов применить на деле. По своему характеру, складу ума и пылкости души образ Ленского похож на самого Пушкина. К тому же он, как и , пишет стихи. Но Ленского Пушкин тоже писал не с себя.

Посещение могил Дмитрия Ларина и родителей – это еще один штрих к портрету Ленского. Этот эпизод свидетельствует о тонкости и душевной чуткости юного поэта.

Ленский, как и Онегин, был завидным женихом в российской глубинке, и хотя разговоры соседей о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне не вызывали в Ленском интереса, он не избегал общения с ними. От соседей Ленский узнал об Онегине, и захотел познакомиться с ним.

Молодые помещики стали часто встречались. притягивала их друг к другу, им вместе было интересно. Катаясь на лошадях, Онегин и Ленский спорили на экономические и политические темы, обсуждали вопросы науки, религии, говорили о поэзии.

Анализ 2 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» показывает, что она построена на противоположностях. Онегину противопоставляется Ленский. В этой же главе Пушкин знакомит читателя с , которую любит Ленский. Простодушной и общительной Ольге противопоставляется ее старшая сестра – диковатая, молчаливая . Грустная и задумчивая девушка является антиподом своей младшей сестры – живой и энергичной.

Любовь Ленского и Ольги в значительной степени была им внушена родителями и общественным мнением. Ольга и Владимир росли вместе. Вероятно, родители между собою были дружны, и часто наезжали друг к другу вместе с детьми. Родители мечтали поженить своих детей. Эти разговоры и внушили послушным детям чувство привязанности, принимаемое ими за любовь. У Ольги не было других объектов обожания. Но она была способна легко увлечься другим, появись на ее небосклоне новое привлекательное лицо. А Ленский, выросший, как и Татьяна, на романах, был мечтательной натурой, и за любовь принимал желание любить и быть любимым.

Татьяна любила читать романы, была мечтательной, склонной к мистике, натурой. Даже Онегин после знакомства с сестрами, заметил Ленскому, что поэтической душе юного друга больше подходит мечтательная и задумчивая Татьяна. А Ольга мила, очаровательна, и похожа на куклу. Красота ее способна быстро надоесть, как надоела автору.

Так почему не Татьяна, а Ольга стала любовью Владимира Ленского? Ответ кроется в этих строках: «и были детские проказы ей чужды». Когда приезжали гости с детьми, она предпочитала уединяться в комнате, или где-нибудь в саду. И зная склонность Татьяны к одиночеству, добрые родители ей не докучали, предоставив ее самой себе.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...