Финал комедии горе от ума. В чем смысл финала комедии А.С. Грибоедова Горе от ума


Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816-1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась. Меньше чем за полвека она прошла путь от классицизма к сентиментализму, романтизму, реализму. Происходящие изменения отразились и в художественных особенностях «Горя от ума», в той концовке, которую выбирает для своего произведения автор. Писатель создавал комедию в то время, когда в России практически не было русского национального театра (он был представлен в основном водевилями и пьесой Д.И. Фонвизина «Недоросль»). Российские подмостки были наполнены постановками французских пьес, написанных в соответствии с канонами классицизма. Самой большой заслугой А.С. Грибоедова в художественном отношении является то, что он постарался преодолеть каноны классицизма (особенно требование 3 единств) и внес огромный вклад в формирование реалистической драматургии. Выполняя требования единства времени (действие комедии происходит в течение суток), места (все события разворачиваются в доме Фамусова), он решительно нарушает требование единства действия. Главный герой комедии - Чацкий - существенно изменяется в процессе развития u1080 интриги. Он приехал в Москву соскучившийся, влюбленный, вовсе не расположенный осмеивать фамусовское общество. Но под влиянием «мильона терзаний» его настроение резко меняется. В последнем монологе («Вон из Москвы...») это уже совсем другой человек - иронически настроенный, озлобленный, негодующий. Нарушает автор единство действия еще и тем, что его герои представляют собой не статическую, одноплановую величину, они показаны с разных сторон. Павел Афанасьевич Фамусов предстает перед нами сначала как бюрократ («Подписано, так с плеч долой»), потом как консерватор («Не слушаю, под суд!»), но в то же время и как заботливый отец (думает о будущем Софьи, которую вырастил один, без матери), радушный хозяин (принимает и потчует гостей на балу).

А.С. Грибоедов воссоздает реальную картину быта, нравов, жизни барской Москвы первой четверти XIX века, рисует типические характеры фамусовского общества (Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Загорецкий), дает реалистическое изображение конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Особенным представляется и конфликт, изображенный в комедии, и концовка этого конфликта, финал произведения. Современная драматургу публика привыкла к тому, что центральной интригой классической комедии является конфликт любовный. Обычно в подобной пьесе влюбленным друг в друга молодым хозяевам, которым какие-то обстоятельства мешают соединиться, помогают решить эту проблему слуги, которые зачастую умнее и предприимчивее своих господ. Этот «любовный конфликт» есть и у Грибоедова. Но изображен и решается он весьма своеобразно. По классической традиции, Молчалин (секретарь хозяина) и Лиза (горничная дочери хозяина) должны всячески способствовать тому, чтобы соединились два любящих сердца: Софья (дочь хозяина) и Чацкий (влюбленный молодой человек). А в конце пьесы нас бы ожидала свадьба влюбленных. А лучше бы сразу две свадьбы: между Молчалиным с Лизой и Софьей с Чацким. Вот это бы и составило материал для последнего пятого действия классической комедии, его концовки. Все довольны, u1076 добродетель и любовь восторжествовали, а порок наказан.

Но Грибоедов, следуя своим замыслам изобразить реалистический конфликт, всячески стремится избежать такой прямолинейной трактовки своих идей. Он лишает свою пьесу пятого, итогового действия, а традиционный конфликт выглядит у него весьма оригинально. Чацкий любит Софью, Софья влюблена в Молчалина, Молчалина тянет к Лизе, Лизе нравится буфетчик Петруша, но одновременно она правильно оценивает и человеческие достоинства Чацкого («Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!»). Если прибавить сюда еще и попытки Фамусова заигрывать с Лизой, то вместо банального классического любовного треугольника мы получим уравнение со многими неизвестными из высшей математики. В принципе творческий метод реализма и соотносится с классицизмом, как арифметика с высшей математикой. Как разрешить такой конфликт, чтобы порок (то есть Молчалин, Фамусов и Софья) были наказаны, а добродетель (Чацкий и Лиза) восторжествовали? Реалистическое решение такого конфликта в пьесе практически невозможно (или это будет произведение совсем другого жанра), это хорошо понимает автор. Поэтому и отказывается от мысли изобразить пятое действие комедии, обрывая ее так называемой «открытой» концовкой. Но, как первым отметил И.А. Гончаров, любовный конфликт не главный в комедии. Он только осложняет, углубляет основной, которым является противоречие между консервативным московским дворянством и радикальным прогрессивным представителем дворянской молодежи - Чацким. В этот второй, главный, конфликт произведения вовлечены все те же герои, и опять здесь силы распределились очень реалистично, то есть совсем неравномерно. Одинокий в пьесе Чацкий борется против косных взглядов целого общества, фамусовского, как его принято называть, к которому принадлежат сам Фамусов, Молчалин, Софья, все гости, родные и знакомые хозяина дома, в котором происходит действие. На протяжении всей комедии данный конфликт углубляется и осложняется, доходит до прямой клеветы (со стороны фамусовского общества) и прямого неприятия (со стороны Чацкого). Какой же может быть реалистический финал у такого конфликта? Порок должен быть наказан. Мыслимо ли представить себе, чтобы в комедии реалистически было показано наказание всего фамусовского общества, которое, с точки зрения автора и его героя, является консервативным, реакционным и патриархальным? А Чацкий торжествовал бы победу? А.С. Грибоедов прекрасно понимал, что реалистическое изображение такой концовки невозможно, поэтому и обрывает действие своего произведения на самой высокой ноте, оставляя его без развязки. Чацкий уезжает из Москвы живой, в здравом рассудке, не отказавшись от своих прогрессивных идей, - уже это можно считать положительной концовкой действия комедии. Есть и еще одно объяснение смысла финала в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Каждому драматургу хотелось бы, чтобы зритель, выйдя из театра или отложив книгу, не сразу забыл о героях увиденного или прочитанного, чтобы он мысленно обращался к нарисованной ситуации, размышлял над ней, делал выводы, становился сторонником тех или иных взглядов. Поэтому «открытая» концовка, изображенная А.С. Грибоедовым в этой пьесе, дает читателю возможность поразмышлять о том, что будет с ее героями в дальнейшем. Как поведут себя герои на следующее утро? Хватит ли у Чацкого мужества уехать из Москвы, не повидавшись с Софьей? Узнает ли Фамусов правду о чувствах своей дочери отнюдь не к Чацкому, а к Молчалину? Сошлет ли он дочь, как грозился, в Саратов, а Лизу - на птичий двор? Разойдутся ли при помощи слуг по Москве слухи о конфузе, происшедшем в доме Фамусова, дойдут ли они до ушей «княгини Марьи Алексевны»? Какой приговор в связи с происшедшим выскажет «общественное мнение»? Как будет себя вести в таком щекотливом положении Молчалин? Что почувствует и что решит для себя Софья? Все это очень интересно, и думать об этом не перестают с момента первого чтения текста комедии. Именно поэтому у М.Е. Салтыкова-Щедрина появилось произведение «В среде умеренности и аккуратности », повествующее о повзрослевших Молчалиных, дошедших «до степеней известных», А.А. Блок называл «Горе от ума» единственным произведением русской литературы, не разгаданным до конца, М.В. Нечкина размышляла о том, могла ли Софья просто изобразить любовь к Молчалину, чтобы отомстить Чацкому за пренебрежение к себе. Таков, на мой взгляд, смысл «открытой» концовки комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и ее роль в восприятии этого произведения и в его долгой литературной и сценической жизни.

Финал комедии «Горе от ума»
Анализ 4 действия
Форма урока: урок-театр.
Цель: выявить степень прочтения произведения, обучение анализу монологов и диалогов;

Воспитание зрительской культуры, формирование умения осмысливать увиденное и услышанное;

Приобщение к театральной деятельности, выработка умения играть на импровизированной сцене.

Оборудование: театральные программки, проектор, презентация к уроку, фрагмент последнего монолога Чацкого в исполнении актёра Олега Меньщикова, театральные атрибуты: шторы, звонок.
Ход урока.
1.(Урок начинается до звонка, до начала (формального) акта. Перед входом в класс –“афиша”, извещающая о постановке спектакля. У входа в класс - ученик, раздающий театральные программки.)

2. После третьего звонка все рассаживаются. Слово учителя, целеполагание. Выбор жюри.

3. 1 акт урока Тест –игра на знание текста комедии. (Презентация):

Слайд 2: Домашнее задание: Команда «Зрители». Выступите с речью - доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает традиционными классицистическими чертами.

Примерный ответ учащегося: классицизм – ведущее направление 18 века. Комедия Грибоедова создавалась в начале 19 века, в ней не могли не отразиться следующие черты классицизма: единства времени, места – строго соблюдены. Единство действия – соблюдается частично,так как здесь два конфликта и две сюжетные линии.

Постоянство характеров.

Долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои четко разделены на положительных и отрицательных.

Обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями

Жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер.
Команда «Актеры». Выступите с речью - доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает чертами реализма.

Примерный ответ учащегося: В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В «Горе от ума» сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина). Таким образом, Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина.

Любовный конфликт перерастает в социально-политический.

Каждый из героев не так уж плох.

Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем), в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы.

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, чрезмерной раздражительностью, даже злобой. («Не человек - змея» - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

Использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

Все произведение сочетает в себе юмор и сатиру.
Вывод учителя.
Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам «века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Слайд3: Конкурс капитанов . Вспомните один из афоризмов комедии «Горе от ума» и постройте на его основе высказывание о современной жизни.

Примерные ответы учащихся.

Капитан команды «Зрители»: в комедии много афоризмов и крылатых выражений. Например, во втором действии Фамусов читает монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой». В нем есть выражение, которое мы слышали не раз на уроках литературы «Читай не так как пономарь, а с чувством, толком, расстановкой». Т.е. читать необходимо выразительно, соблюдая знаки препинания, интонацию.

Капитан команды «Актёры»:И.А.Гончаров отмечал, что в языке комедии Грибоедова отразился острый, едкий и живой ум писателя, который рассыпается злобным смехом. Так в финале комедии звучит фраза Фамусова «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Эти слова стали крылатыми. Мы употребляем эту фразу, когда боимся распространения какого - либо слуха о тех или иных наших поступках, событиях.

Далее с 4 по 15 слайд тест-игра, за правильный ответ раздаются жетоны, на которых указаны баллы.
4. Антракт (пауза, где можно встать, потянуться, пройти по классу; в это время исполняющие роли переодеваются и готовятся к выступлению).
5. 2 акт урока . Сцена из 4 действия Явл. 11,12 Лиза, Молчалин, Софья, в конце Чацкий.

Лиза – Алина, Софья – Настя, Молчалин – Ермек, Чацкий – Саша Сосновских.
ЯВЛЕНИЕ 11
Ч а ц к и й спрятан, Л и з а со свечкой.

Л и з а
Ах! мочи нет! робею:

В пустые сени! в ночь! боишься домовых,

И Чацкий, как бельмо в глазу;

Вишь, показался ей он где-то здесь, внизу
(Стучится к Молчалину.)

Послушайте-с. Извольте-ка проснуться.

Вас кличет барышня, вас барышня зовет.

Да поскорей, чтоб не застали.
ЯВЛЕНИЕ 12
Ч а ц к и й за колонною, Л и з а, М о л ч а л и н (потягивается и
зевает). С о ф и я (крадется сверху).
Л и з а
Вы, сударь, камень, сударь, лед.
М о л ч а л и н
Ах! Лизанька, ты от себя ли?
Л и з а
От барышни-с.
М о л ч а л и н
Кто б отгадал,

Что в этих щечках, в этих жилках

Любви еще румянец не играл!

Охота быть тебе лишь только на посылках?
Л и з а
А вам, искателям невест,

Не нежиться и не зевать бы;

Пригож и мил, кто не доест

И не доспит до свадьбы.
М о л ч а л и н
Какая свадьба? с кем?

Л и з а
А с барышней?
М о л ч а л и н
Поди,

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволо чим.
Л и з а
Что вы, сударь! да мы кого ж

Себе в мужья другого прочим?
М о л ч а л и н
Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь - и простыну.
С о ф и я (в сторону)
Какие низости!
Ч а ц к и й (за колонною)
Подлец!
Л и з а
И вам не совестно?
М о л ч а л и н
Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Л и з а
Сказать, сударь, у вас огромная опека!
М о л ч а л и н
И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека...
Л и з а
Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

Пойдемте же, довольно толковали.
М о л ч а л и н
Пойдем любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не дается.)

Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает.)

С о ф и я (почти шепотом,

Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.
М о л ч а л и н
Как! Софья Павловна...
С о ф и я
Ни слова, ради бога,

Молчите, я на всё решусь.

М о л ч а л и н (бросается на колена,

София отталкивает его)
Ах, вспомните, не гневайтеся, взгляньте!..
С о ф и я
Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.
М о л ч а л и н (ползает у ног ее)
Помилуйте...
С о ф и я
Не подличайте, встаньте,

Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,

Солжете...
М о л ч а л и н
Сделайте мне милость...
С о ф и я
Нет. Нет. Нет.
М о л ч а л и н
Шутил, и не сказал я ничего, окро ме...
С о ф и я
Отстаньте, говорю, сейчас,

Я криком разбужу всех в доме,

И погублю себя и вас.

М о л ч а л и н
Как вы прикажете.
С о ф и я
Иначе расскажу

Всю правду батюшке с досады.

Сама довольна тем, что ночью всё узнала,

Нет укоряющих свидетелей в глазах,

Как давиче, когда я в обморок упала,

Здесь Чацкий был...
Ч а ц к и й (бросается между ими)
Он здесь, притворщица!
Л и з а и С о ф и я
Ах! Ах! ..

Лиза свечку роняет с испугу; Молчалин скрывается к себе
в комнату.

6. Анализ сцены. Рефлексия. СЛАЙД 16

В чём комизм и трагизм этой сцены?


  • В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?

  • Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?

  • Почему Молчалин не любит Софью?

  • Какие заветы он получил от отца?

  • Какие качества в этой сцене проявляет Софья?

  • Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?»

  • Понравилось ли вам исполнение ребят? Чье особенно?

  1. 6. Видеофрагмент : последний монолог Чацкого в исполнении актёра Олега Менщикова. Интернет –ресурсы: Перова.Ru «Материалы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «Последний монолог Чацкого».

7. Анализ монолога.Рефлексия. Слайд 17


  • Что в этой сцене узнаёт Чацкий?

  • . На что у него открываются глаза?

  • Справедливо ли он обвиняет Софью?

  • Чем он возмущён, каким качеством Софьи?

  • Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?

  • В чём «мильон терзаний» Чацкого?

  • Каков пафос (чувство) его монолога?

  • Понравилось ли вам исполнение актера Олега Менщикова?

Слово учителя:
В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с “московскими” невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих “чудаком” , “странным человеком” , а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к “свободной жизни” , “к занятиям наукой и искусством” и требует “службы делу, а не лицам” . Трагедия Чацкого – это трагедия “ума, алчущего познаний” . Комедия даёт Чацкому только “мильон терзаний” . Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскоблённому есть чувству уголок.
Карету мне, карету!»

9. Итоги урока. Слово жюри.

Выставление оценок за тест и актёрскую игру.
Дом.задание: (Слайд 18) прочитать критическую статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний», законспектировать:

Литература.


  1. А.И.Грибоедов «Горе от ума»

  2. И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

  3. Г.О.Винокур “Избранные работы по русскому языку” М., 1959 г. стр. 260 – 263.

  4. В.Я. Коровина. Учебник литературы 9 кл.- М.:Просвещение 2010

  5. В.Я. Коровина. Пособие для учащихся «Читаем думаем,спорим…»9 класс -М.: Просвещение,1998

  6. Интернет-ресурсы: Перова. Ru Персональный сайт Перовой Инессы Николаевны «Материалы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «Последний монолог Чацкого».

Финал комедии, его идейно-композиционное значение

Сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим знания о героях произведения Н.В. Гоголя "Ревизор", раскроем роль финала и смысл эпиграфа комедии.

Перечитайте 1-е явление и обратите внимание на поведение городничего.

Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минут вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого- нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!».

Образ Петербурга вводится в комедию разными способами. О своем положении в городе рассказывает, завираясь, Хлестаков, образ столицы возникает в его письме к "душе Тряпичкину", о нем мечтают чиновники, своими воспоминаниями о городе делится Осип. Но странное дело, образы вымышленного Петербурга Хлестакова и реального, возникающего в его об-молвках и в письме, почти не отличаются. И в том и в другом случае это город, основанный на страхе, "страхоточивый"город, только в одном случае Хлестакова боится государственный совет, департамент, где при его появ-лении - "просто землетрясенье, все дрожит и трясется, как лист", а в дру-гом случае он сам страшится кондитера, который может оттаскать его за воротник "по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого ко-роля ". Точно так же мыслит себе Петербург и Городничий.

Что привлекает Сквозника-Дмухановского в петербургской жизни. А Анну Андреевну?

Единственный из героев, кто не испытывает страха при упомина-нии о Петербурге, это Осип: он стоит вне чиновничье-бюрократической иерархии, основанной на страхе, и ему нечего бояться.

Покажите Петербург Осипа. Почему жизнь в столице видится ему "тонкой и политичной"?

Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2-е явление V действия).

«Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей город-ничего: из животной радости он переходит в животную злобу... Он пере-считывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали...») В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников. В этом мире пре-ступном кто вывернется, у того и права и сила.

Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире? Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками - это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государ-ственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин зна-чил все!

Что, по-вашему, является развязкой комедии? Появление почтмейстера с письмом. И венчает пьесу немая сцена.



Толкование в критике немой сцены неоднозначно. Но сам автор сравнивал немую сцену с «живой картиной» - в «живой картине» жизнь остановлена, но и в тоже время в застывших фигурах мы узнаем черты знакомых и вовсе не чуждых нам людей».

Какова же идейно-композиционная роль немой сцены? Одна из самых важных идей "Ревизора" - идея неизбежного ду-ховного возмездия, гроза грядущего нравственного закона, суда кото-рого не сможет избежать ни один человек. Внушение читателю и зрите-лю мысли об этом суде было одной из главных творческих задач писа-теля. Поэтому "немая сцена" обретает широкий символический смысл, почему и не поддается какой-либо однозначной трактовке. Именно поэтому столь разнообразны толкования немой сцены. Ее трактуют как художественно воплощенный образ Страшного суда, перед кото-рым человек не сможет оправдаться ссылками на то, что за всяким ум-ным человеком "водятся грешки"; проводят аналогии между "немой сценой" и картиной Карла Брюллова "Последний день Помпеи", смысл которой сам Гоголь видел в том, что художник обращается на истори-ческом материале к ситуации сильного "кризиса, чувствуемого целою массою". Схожий кризис переживают в минуту потрясения и персона-жи "Ревизора", подобно героям картины Брюллова, когда "вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств", запечатлена художником в последний момент земного бытия. Уже поз-же, в 1846 г., в драматических отрывках "Развязка "Ревизора" Гоголь предложил совсем иное толкование "немой" сцены". "Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! - говорит Первый комический актер. - Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России... Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?.. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прики-дываться? Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заста-вит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему по-веленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее".

Так или иначе, но появление жандарма, извещающего о прибытии из Петербурга "по именному повелению" ревизора уже настоящего, "поражает как громом всех, - говорится в авторской ремарке. - Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг пе-ременивши положение, остается в окаменении".


"Немая сцена" имеет и очень важную композиционную роль. В момент чтения письма уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия, - страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех из-вестие о прибытии истинного ревизора, вновь объединяет людей ужа-сом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают исчерпан-ность героев в их бесплодной погоне за миражом. Именно поэтому нельзя сказать, что чиновники и нового ревизора примут так же, ка Хлестакова: слишком глубока и окончательна их исчерпанность в ми ражной жизни. Это позволяет говорить об окончательном переходе комического в трагическое в "немой сцене".

Гоголь верил в то, что силой смеха можно изменить к лучшему мир и человека в этом мире. "Многое возмутило бы человека, - пишет Гоголь в заключительном монологе автора в «Театральном разъезде...", - было представлено в наготе своей; но, озаренное силою смеха, несет оно уже примиренье в душу. <...> Несправедливы те, которые говорят, что смех не действует на тех, противу которых устремлен, и что плут первый посмеется над плутом, выведенным на сцену... насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете». Именно поэтому смех в "Ревизоре" - по преимуществу сатирический, направленный на отрицание осмеиваемого порока, присущего социальной или частной жизни человека. Сатира, по мысли Гоголя, призвана исправлять человеческие пороки, и в этом ее высокое общественное значение. Такое понимание роли смеха определяет его направленность не на конкретного человека, чиновника, не на конкретный уездный город, но на сам порок. Гоголь показывает, сколь страшна участь человека, пораженного им. Это предопределяет еще одну особенность смешного в пьесе: сочетание комического с драматизмом, который заключен в несоответствии изначального высокого предназначения человека и его нереализованности, исчерпанности в погоне за жизненными миражами. Исполнены драматизма и заключительный монолог Городничего, мнимое сватовство Хлестакова, но кульминацией трагического, когда комическое вовсе уходит на второй план, становится "немая сцена". Гоголь показывает, сколь страшна участь человека, пораженного им. Это предопределяет еще одну особенность смешного в пьесе: сочетание комического с драматизмом, который заключен в несоответствии изначального высокого предназначения человека и его нереализованности, исчерпанности в погоне за жизненными миражами. Исполнены драматизма и заключительный монолог Городничего, мнимое сватовство Хлестакова, но кульминацией трагического, когда комическое вовсе уходит на второй план, становится "немая сцена".

Итак, подведем итог в работе над пьесой. Перед нами, читателями, прошла жизнь уездного города в прошлом и настоящем. А что ожидает городничего и чиновников в будущем, каждый пьесу допишет по-своему. А теперь постараемся обобщить то, с чем мы познакомились на предыдущих уроках. По вопросу о главных героях комедии Хлестаков и городничим в литературоведении существуют разные мнения.

Как вы думаете, кто является главным героем в комедии?
- Каков временной отрезок, в течение которого развивается действие «Ревизора»? Скорее всего, действие охватывает двое суток, так как Хлестаков во 2-ом явлении IV действия говорит: «Кажется, они вчера мне подсунули что-то завтраком: в голове до сих пор стучит». В 6-ом явлении IV действия он спрашивает Артемия Филипповича: «Скажите, пожалуйста, мне кажепи как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»

- Какое историческое время отражено в комедии? Что мы знаем об этом времени? 1830- 1831 годы - это время царствования Николая I. Н.В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы, однако, комедия «Ревизор» - это художественное произведение, его особенность в том, что писатель не копирует жизнь, а переосмысли-вает факты через художественный вымысел. Драматург настолько глу-боко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел да-леко за пределы конкретного места и времени. Уездный город 30-х годов XIX века превратился в символ самодержавной России.

Итак, в центре комедии писателем выведены два образа: городни-чего и Хлестакова.

Хлестакова нельзя считать сознательным мошенником и обычным вралем. Живя в гостинице, он и не собирался выдавать себя за важного чиновника, так как был озабочен толькотем, как попол-нить кошелек, истощившийся после солидного проигрыша в карты, и как лишний раз пообедать, если не «за счет аглицкого короля», то хотя бы в долг. Лишь в четвертном действии герой начинает дога-дываться, что его приняли за «государственного человека», чуть ли не за генерал-губернатора. Хлестаков, однако, быстро вошел в роль и в конце концов стал даже свысока разговаривать с чиновниками и просителями, и это не случайно. В его натуре было заложено (или сформиро-вано обстоятельствами) стремление казаться, стать другим, подняться хотя бы на ступеньку выше по служебной лестнице. Постоянное уни-жение личности, ущемление всяческих прав вызвало в нем ответное желание хотя бы в фантазии сравниться с сильными мира сего, а при случае, пустить пыль в глаза. Еще до встречи с городничим, узнаем мы из комедии, он мечтал о карете с фонарями, с лакеем не запятках, о ви-зите к какому-нибудь помещику. Хлестаков действительно врет, не за-думываясь о сказанном, то есть он говорит и действует, без всякого со-ображения. Ложь его по воле случая направлена в одно русло: он богат, знатен, знаменит и всемогущ. Чем больше, изощреннее лжет Хлеста-ков, тем больше трясутся чиновники от страха.

В.Г. Белинский в своей книге «Гоголь и театр» писал, что Сквозник-Дмухановский, опытный служака, «получил в наследство от отца и от окружающего его мира следующее правило: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приоб-ретения их - взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и под-личанье перед властями, знатностью и богатством, ломаньем и скот-ская грубость перед низшим себя.

Слова городничего: «Тридцать лет живу на службе, ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обма-нывали; пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, под-девал на уду; трех губернаторов обманул!...что губернаторов, нечего и говорить про губернаторов», - показывают, во что превращалась дея-тельности чиновников, управлявших уездами, губерниями Российской империи 30-х годов XIX века.

Таким образом, все они подобно Сквознику-Дмухановскому, не пропускали того, что плыло в руки, всеми средствами создавали такие условие, чтобы обогащаться; презирали народ и ненавидели честное слово правды. А каковы чиновники высших учреждений, если судить о них по основании того, что говорится в комедии Гоголя? Об этом можно су-дить по диалогу начала первого явления IV действия. Спор ведется лишь о форме вручения взятки, а сама необходимость и естественность такого подношения столичному ревизору никем не оспаривается, все уверены, что так должно быть в благоустроенном государстве.

Слова, которые Гоголь дал городничему в его последнем монологе и которые стали пословицей - «Чему смеетесь? Над собой смеетесь! - по смыслу тесно связаны с эпиграфом комедии «На зеркало неча пе-нять, коли рожа крива». Автор подчёркивает, что каждый характер взят из жизни и за каждым героем «Ревизора» скрыва-ется целая галерея подобных людей, порожденный определенными социальными условиями.

Что такое «Хлестаковщина»? Бахвальство, не подкрепленное реальными возможностями, делами, стремление казаться не тем, что ты являешься не самом деле, пристра-стие к рисовке, соединенное с внутренней пустотой, легкомыслием, без-ответственностью, тщеславием. У Хлестакова эти качества получают своеобразное воплощение: как говорит Гоголь «он лжете чувством; в гла-зах его выражается наслаждение, получаемое им от этого».

Домашнее задание : подготовиться к практической работе по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".

Комедия Грибоедова «Горе от ума», работа над которой завершилась в 1824 году, произведение новаторское и по проблематике, и по стилю, и по композиции. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не просто комедийное действие, основанное на любовном треугольнике, не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей - современников Грибоедова, с их подлинными проблемами и не только личными, но и общественными конфликтами.

Очень точно об особенности построения комедии «Горе от ума» сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Это принципиальное положение позволяет правильно оценить и понять как проблематику, так и героев комедии, а значит, разобраться в том, каков смысл ее финала. Но прежде всего надо определить, о каком финале идет речь. Ведь если, как убедительно говорит об этом Гончаров, в комедии две интриги, два конфликта, значит, и развязок должно быть две. Начнем с более традиционного - личного - конфликта.

В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «любовном треугольнике», который составляли герои с четко определенной функцией в сюжете и характером. В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника - удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери, и горничная, устраивающая свидания влюбленных, - так называемая субретка. Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.

Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любовника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благополучно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчапина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и черты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.

Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго - комического - «любовного треугольника» (Молчалин -Лиза). Но на самом деле оказывается, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает особое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника. Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин явно не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.

Грибоедов несколько отходит от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весьма неоднозначно, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.

Еще больше отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки - Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчива и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и непринужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие в любовной интриге. Но при этом Грибоедов наделяет Лизу достаточно необычными для такой роли чертами, роднящими ее с геро-ем-резонером: она дает четкие, даже афористичные характеристики другим героям, формулирует некоторые важнейшие позиции фамусовского общества («грех не беда, молва не хороша», «и золотой мешок, и метит в генералы» - о Скалозубе).

Фамусов в «системе амплуа» играет роль благородного отца, не догадывающегося о любви дочери, но, меняя традиционный финал, Грибоедов лишает этого персонажа и возможности благополучно завершить развитие действия: обычно в конце концов, когда все раскрывалось, благородный отец, заботящийся о счастье дочери, благословлял влюбленных на брак и все заканчивалось свадьбой.

Очевидно, ничего подобного в финале «Горе от ума не происходит». Фамусов действительно о реальном положении вещей так ничего и не знает до самого конца. Но и там он все же остается в счастливом неведении об истинных пристрастиях своей дочери - он считает, что Софья влюблена в Чацкого, а о Молчалине как предмете воздыханий дочери, он даже не помышляет, иначе все закончилось бы куда хуже, прежде всего для Молчалина, конечно. Ведь помимо того, что подразумевает амплуа благородного отца, образ Фамусова включает черты типичного московского «туза», крупного начальника, барина, который не привык к тому, чтобы его подчиненные позволяли себе и куда меньшие вольности - недаром же Молчалин так боится проявления к нему симпатий со стороны Софьи, несмотря на все предосторожности девушки:

А меня так пробирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянет!.. -

жалуется Молчалин Лизе. Да и все другие участники этого «треугольника» так сильно вышли за рамки своего амплуа именно потому, что, создавая реалистические образы, Грибоедов не мог наделить их каким-то стандартным набором черт. И как полнокровные, живые образы они стали вести себя совсем не так, как предусматривали правила классицизма.

Отвечая на упреки в «отсутствии плана», то есть именно того, о чем только что было сказано, Грибоедов утверждал, что напротив, его план «прост и ясен по исполнению. Девушка, сама на глупая, предпочитает дурака умному человеку». Точнее, пожалуй, не скажешь. А в результате получается, что даже в том, что как-то еще и сохраняло связь с традициями классицизма, Грибоедов выступил подлинным новатором. Его герои в личной сфере ведут себя так, как это, увы, довольно часто бывает в жизни: они ошибаются, теряются в догадках и выбирают явно ошибочный путь, но им самим это неведомо.

Так, Софья явно ошиблась в Молчалине, но она верит, что тихий молодой человек на самом деле похож на благородных героев сентиментальных романов, которые она так любит читать. В то же время, предпочитая повелевать, а не подчиняться, она резко отвергает благородного, но излишне пылкого, иногда даже запальчивого в спорах Чацкого, умудряющегося ненароком задеть столь дорогого сердцу Софьи Молча-лина. В результате вместо того, чтобы развлечь, рассмешить девушку, Чацкий вызывает на себя бурю ее гнева. Она жестоко мстит незадачливому влюбленному: запускает в общество сплетню о его сумасшествии. Но и саму ее ждет глубокое разочарование: Молчалин оказывается обыкновенным карьеристом и подлецом.

Не подличайте, встаньте...

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ждать, не стоите вы их, -

гневно бросает Софья Молчалину, уличенному во лжи по отношению к ней. но прозрение наступает лишь в финале.

Но и Чацкого ждет весьма неожиданное открытие. С самого начала он жил в мире своих иллюзий: он почему-то решил, что Софья, после его неожиданного отъезда из дома Фамусова три года назад, относится к нему все с той же симпатией, хотя никаких оснований для этого мы не видим - ведь он даже писем ей не писал. Потом, почувствовав наконец ее холодность, он начинает искать соперника - и находит его в лице Скалозуба, опять же без всяких на то оснований в поведении или словах со стороны Софьи. Она девушка независимая и вряд ли так легко может принять мнение своего отца о молодом и перспективном полковнике. У нее свои представления о муже, впрочем, тоже в чем-то напоминающие традиционный для фамусовского общества образ мужа-мальчика, мужа-слуги.

У Чацкого все же возникло подозрение насчет Молчалина как о возможном сопернике, когда Софья упала в обморок, увидев, как того сбросила лошадь. Но встать на позицию девушки Чацкий не может, он слишком убежден в своих суждениях, в том числе и о Молчалине, а значит, по его мнению, и Софья любить такого человека не может. По какой-то весьма странной логике он, услышав, как Софья без удержу расхваливает Молчалина, делает парадоксальный вывод: «Она его не уважает. ... Она не ставит в грош его».

Так Грибоедов ведет действие к закономерному финалу: крушению иллюзий всех основных героев. Но мотивирован такой финал не с точки зрения традиционной «системы амплуа», а с позиций психологического облика каждого из героев, внутренней мотивировки их поступков, вытекающей из индивидуальных особенностей персонажей.

Как видим, все у Грибоедова идет «не по правилам»: и герои не те, и сюжет развивается не так, и в финале вместо традиционного nappy-end’a всех ожидает крушение иллюзий и надежд. Кстати, эта «неправильность» комедии вызвала отрицательную оценку у многих современников Грибоедова, хотя, разумеется, истинные знатоки искусства, сразу оценившие новаторский характер произведения, давали очень высокие отзывы о ней. И все же даже Пушкин, как известно, далеко не во всем принял это произведение, в частности, ему показался неубедительным характер Чацкого, по всей видимости, именно потому, что в нем сохранялись черты героя-резонера.

Но у пьесы есть и другая линия развития, а значит - финал другого конфликта. В нем Чацкий как представитель молодого прогрессивно мыслящего поколения России той эпохи вступает в неравную борьбу с фамусовским обществом - тем консервативным большинством, которое не желает принимать ничего нового: ни в политике, ни в социальных отношениях, ни в системе представлений, ни в привычном образе жизни. Он - один против всех и финал конфликта, по сути, предрешен: «Чацкий сломлен количеством старой силы», - как писал Гончаров.

Хотя Чацкий и презирает фамусовское общество, изгнание из этого общества для него все же мучительно: он здесь вырос, Фамусов некогда заменял ему отца и, как ни говори, он любит Софью, а потому он действительно страдает, получая свой «мильон терзаний», что придает финалу комедии даже трагическое звучание:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа!

И все же, если его крах в любви абсолютно очевиден, то вопрос о том, можно ли назвать изгнание Чацкого из фамусовского общества победой над героем, остается открытым. «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок», - в отчаянье кричит Чацкий. Но свет широк, в нем можно найти не только место, «где оскорбленному есть чувству уголок», но и своих единомышленников, свое дело в жизни. Ведь если согласиться с правомерностью сопоставления Чацкого с декабристами - а это делали еще современники Грибоедова, сами декабристы, с которыми автор «Горе от ума» был хорошо знаком, - тогда нам остается признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми устоями только начинается.

Продолжая разговор о значении финала столкновения Чацкого и фамусовского общества, Гончаров отмечал, что, несмотря ни на что, герой нанес консерваторам «смертельный удар качеством силы свежей». Может быть, говорить о «смертельном ударе» несколько преждевременно, но очевидно, что некогда монолитное фамусовское общество действительно дало брешь - и виноват в этом Чацкий. Нет теперь покоя старым московским «тузам» и знатным барыням, потому что нет уверенности в незыблемости своих позиций, хотя пока они еще и сильны. Гончаров абсолютно прав, называя Чацкого «передовым воином, застрельщиком», который всегда является и жертвой - такова судьба тех, кто идет первым.

И быть может, главный смысл финала комедии Грибоедова «Горе от ума» для нас в том, что человек, осмелившийся идти первым в эпоху перелома, смены одного века другим, крушения старых представлений и появления ростков новых, должен быть готов принести себя в жертву. Всегда, во все времена горе тому уму, который осмелился противопоставить новые понятия общепризнанным. Но и хвала человеку, который может сохранить такой ум свободным и здравым, несмотря на все превратности его личной судьбы.

Финал комедии «Горе от ума» Анализ 4 действия Форма урока: урок-театр. Цель: выявить степень прочтения произведения, обучение анализу монологов и диалогов; Воспитание зрительской культуры, формирование умения осмысливать увиденное и услышанное; Приобщение к театральной деятельности, выработка умения играть на импровизированной сцене. Оборудование: театральные программки, проектор, презентация к уроку, фрагмент последнего монолога Чацкого в исполнении актёра Олега Меньщикова, театральные атрибуты: шторы, звонок. Ход урока. 1.(Урок начинается до звонка, до начала (формального) акта. Перед входом в класс – “афиша”, извещающая о постановке спектакля. У входа в класс - ученик, раздающий театральные программки.) 2. После третьего звонка все рассаживаются. Слово учителя, целеполагание. Выбор жюри. 3. 1 акт урока Тест –игра на знание текста комедии. (Презентация): Слайд 2: Домашнее задание: Команда «Зрители». Выступите с речью - доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает традиционными классицистическими чертами. Примерный ответ учащегося: классицизм – ведущее направление 18 века. Комедия Грибоедова создавалась в начале 19 века, в ней не могли не отразиться следующие черты классицизма: единства времени, места – строго соблюдены. Единство действия – соблюдается частично,так как здесь два конфликта и две сюжетные линии. Постоянство характеров. Долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический. Все герои четко разделены на положительных и отрицательных. Обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями Жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Команда «Актеры». Выступите с речью - доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает чертами реализма. Примерный ответ учащегося: В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В «Горе от ума» сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина). Таким образом, Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина. Любовный конфликт перерастает в социально-политический. Каждый из героев не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем), в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы. Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, чрезмерной раздражительностью, даже злобой. («Не человек - змея» - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе. Использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования. Все произведение сочетает в себе юмор и сатиру. Вывод учителя. Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам «века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни. Слайд3: Конкурс капитанов. Вспомните один из афоризмов комедии «Горе от ума» и постройте на его основе высказывание о современной жизни. Примерные ответы учащихся. Капитан команды «Зрители»: в комедии много афоризмов и крылатых выражений. Например, во втором действии Фамусов читает монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой». В нем есть выражение, которое мы слышали не раз на уроках литературы «Читай не так как пономарь, а с чувством, толком, расстановкой». Т.е. читать необходимо выразительно, соблюдая знаки препинания, интонацию. Капитан команды «Актёры»:И.А.Гончаров отмечал, что в языке комедии Грибоедова отразился острый, едкий и живой ум писателя, который рассыпается злобным смехом. Так в финале комедии звучит фраза Фамусова «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Эти слова стали крылатыми. Мы употребляем эту фразу, когда боимся распространения какого - либо слуха о тех или иных наших поступках, событиях. Далее с 4 по 15 слайд тест-игра, за правильный ответ раздаются жетоны, на которых указаны баллы. 4. Антракт (пауза, где можно встать, потянуться, пройти по классу; в это время исполняющие роли переодеваются и готовятся к выступлению). 5. 2 акт урока. Сцена из 4 действия Явл. 11,12 Лиза, Молчалин, Софья, в конце Чацкий. Лиза – Алина, Софья – Настя, Молчалин – Ермек, Чацкий – Саша Сосновских. ЯВЛЕНИЕ 11 Ч а ц к и й спрятан, Л и з а со свечкой. Л и з а Ах! мочи нет! робею: В пустые сени! в ночь! боишься домовых, И Чацкий, как бельмо в глазу; Вишь, показался ей он где-то здесь, внизу (Стучится к Молчалину.) Послушайте-с. Извольте-ка проснуться. Вас кличет барышня, вас барышня зовет. Да поскорей, чтоб не застали. ЯВЛЕНИЕ 12 Ч а ц к и й за колонною, Л и з а, М о л ч а л и н (потягивается и зевает). С о ф и я (крадется сверху). Л и з а Вы, сударь, камень, сударь, лед. М о л ч а л и н Ах! Лизанька, ты от себя ли? Л и з а От барышни-с. М о л ч а л и н Кто б отгадал, Что в этих щечках, в этих жилках Любви еще румянец не играл! Охота быть тебе лишь только на посылках? Л и з а А вам, искателям невест, Не нежиться и не зевать бы; Пригож и мил, кто не доест И не доспит до свадьбы. М о л ч а л и н Какая свадьба? с кем? Л и з а А с барышней? М о л ч а л и н Поди, Надежды много впереди, Без свадьбы время проволочим. Л и з а Что вы, сударь! да мы кого ж Себе в мужья другого прочим? М о л ч а л и н Не знаю. А меня так разбирает дрожь, И при одной я мысли трушу, Что Павел Афанасьич раз Когда-нибудь поймает нас, Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу? Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного. Дай бог ей век прожить богато, Любила Чацкого когда-то, Меня разлюбит, как его. Мой ангельчик, желал бы вполовину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь нежным быть, а свижусь - и простыну. С о ф и я (в сторону) Какие низости! Ч а ц к и й (за колонною) Подлец! Л и з а И вам не совестно? М о л ч а л и н Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Л и з а Сказать, сударь, у вас огромная опека! М о л ч а л и н И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека... Л и з а Который кормит и поит, А иногда и чином подарит? Пойдемте же, довольно толковали. М о л ч а л и н Пойдем любовь делить плачевной нашей крали. Дай обниму тебя от сердца полноты. (Лиза не дается.) Зачем она не ты! (Хочет идти, София не пускает.) С о ф и я (почти шепотом, вся сцена вполголоса) Нейдите далее, наслушалась я много, Ужасный человек! себя я, стен стыжусь. М о л ч а л и н Как! Софья Павловна... С о ф и я Ни слова, ради бога, Молчите, я на всё решусь. М о л ч а л и н (бросается на колена, София отталкивает его) Ах, вспомните, не гневайтеся, взгляньте!.. С о ф и я Не помню ничего, не докучайте мне. Воспоминания! как острый нож оне. М о л ч а л и н (ползает у ног ее) Помилуйте... С о ф и я Не подличайте, встаньте, Ответа не хочу, я знаю ваш ответ, Солжете... М о л ч а л и н Сделайте мне милость... С о ф и я Нет. Нет. Нет. М о л ч а л и н Шутил, и не сказал я ничего, окроме... С о ф и я Отстаньте, говорю, сейчас, Я криком разбужу всех в доме, И погублю себя и вас. М о л ч а л и н Как вы прикажете. С о ф и я Иначе расскажу Всю правду батюшке с досады. Сама довольна тем, что ночью всё узнала, Нет укоряющих свидетелей в глазах, Как давиче, когда я в обморок упала, Здесь Чацкий был... Ч а ц к и й (бросается между ими) Он здесь, притворщица! Л и з а и С о ф и я Ах! Ах! .. Лиза свечку роняет с испугу; Молчалин скрывается к себе в комнату. 6. Анализ сцены. Рефлексия. СЛАЙД 16 В чём комизм и трагизм этой сцены?  В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?  Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?  Почему Молчалин не любит Софью?  Какие заветы он получил от отца?  Какие качества в этой сцене проявляет Софья?  Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?»  Понравилось ли вам исполнение ребят? Чье особенно? 1. 6. Видеофрагмент: последний монолог Чацкого в исполнении актёра Олега Менщикова. Интернет –ресурсы: Перова.Ru «Материалы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «Последний монолог Чацкого». 7. Анализ монолога.Рефлексия. Слайд 17  Что в этой сцене узнаёт Чацкий?  . На что у него открываются глаза?  Справедливо ли он обвиняет Софью?  Чем он возмущён, каким качеством Софьи?  Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?  В чём «мильон терзаний» Чацкого?  Каков пафос (чувство) его монолога?  Понравилось ли вам исполнение актера Олега Менщикова? Слово учителя: В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с “московскими” невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих “чудаком” , “странным человеком” , а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к “свободной жизни” , “к занятиям наукой и искусством” и требует “службы делу, а не лицам” . Трагедия Чацкого – это трагедия “ума, алчущего познаний” . Комедия даёт Чацкому только “мильон терзаний” . Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскоблённому есть чувству уголок. Карету мне, карету!» 9. Итоги урока. Слово жюри. Выставление оценок за тест и актёрскую игру. Дом.задание: (Слайд 18) прочитать критическую статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний», законспектировать: Вопросы 1. О конфликте комедии 2. О Чацком 3. О Софье 4. О Молчалине 5. О новаторстве комедии 6. О языке комедии Цитаты Литература. 2. А.И.Грибоедов «Горе от ума» 3. И.А. Гончаров «Мильон терзаний» 4. Г.О.Винокур “Избранные работы по русскому языку” М., 1959 г. стр. 260 – 263. 5. В.Я. Коровина. Учебник литературы 9 кл.- М.:Просвещение 2010 6. В.Я. Коровина. Пособие для учащихся «Читаем думаем,спорим…»9 класс -М.: Просвещение,1998 7. Интернет-ресурсы: Перова. Ru Персональный сайт Перовой Инессы Николаевны «Материалы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «Последний монолог Чацкого».

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...