Флейта кавал. Звукоизвлечение и особенности


Серпент (в переводе с французского – змея) – старинный духовой музыкальный инструмент, получивший свое название благодаря змеевидной изогнутой форме. Первые сведения о нем относятся к XVI веку. Родиной серпента считается Франция. Именно там был сконструирован первый инструмент. Его «отцом» являлся Гийом Эдме - служащий епископа Амиотского. Первым исполнителем на серпенте, сведения о котором сохранились, был Мишель Торнаторис, получивший в 1602 году должность музыканта в соборе Нотр-Дам в Авиньоне.

Изготавливался серпент из дерева. Корпус для предохранения от ударов и температурных изменений обтягивался кожей. Звук извлекался при помощи чашеобразного мундштука, который первоначально делали из слоновой кости или костей животных, а позднее – из металла. В Российском национальном музее музыки находятся два серпента. Инструмент ХVIII века имеет в корпусе четыре игровых отверстия. Другой серпент начала ХIХ века, снабжен уже несколькими клапанами. Частично приоткрывая отверстия, исполнитель мог извлечь хроматические звуки.

Звук серпента достигал большой силы, но был грубым и интонационно неустойчивым. Для игры на серпенте требовался хороший слух, так как играть на нём чисто было очень трудно. Появление клапанов только усугубило проблему. Музыкальный критик XVIII века Чарльз Бёрни сравнивал звук серпента в неумелых руках с «ревом крайне голодного, а то и разъяренного телёнка». Использовался инструмент в военных духовых оркестрах, а также в церковной музыке, в качестве «поддержки» басов в церковном хоре. Гектор Берлиоз по этому поводу писал, что «звучность серпента, поистине варварская, гораздо лучше подходила бы к кровожадным верованиям друидов, чем к церковным обрядам католической религии».

В конце XVIII века в усовершенствованном виде (с 3-4 клапанами) серпент был введён Франсуа Госсеком в симфонический оркестр в качестве басового инструмента. Многие композиторы, среди которых Джоаккино Россини, Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер, включали серпент в партитуры своих произведений. Единственный известный пример использования серпента в России – музыка Василия Пашкевича, Джузеппе Сарти и Карло Каннобио к драматическому представлению «Начальное управление Олега» на текст Екатерины II.

Во 2-й половине XIX века инструмент вышел из употребления. Одной из причин снижения популярности серпента было стремление увеличить его диапазон и использовать в качестве солирующего инструмента, что не соответствовало его природе.

Серпент - это музыкальный инструмент с названием, напоминающим слово «серпентарий». Однако не стоит думать, что в изготовлении инструмента были использованы змеи, это из разряда фантастики. Свое название инструмент получил благодаря своему внешнему сходству со змеей. Серпент относится к семейству труб, которое славится своей многочисленностью и разнообразием. Труба— это медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с семнадцатого века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах. Серпент также является духовым инструментом, предок нескольких современных духовых инструментов.

Основная часть инструмента - это трубка, имеющая змеевидную изогнутую форму. Трубка широкая и конусообразная. Такая форма неслучайна: именно она способствует тому мягкому звучанию, которым и отличается серпент. На трубке располагаются игровые отверстия. Они находятся примерно в центральной части корпуса, чтобы музыканту удобно было играть, закрывая отверстия пальцами. Первоначально инструмент имел шесть игровых отверстий, расположенных группами по три, позднее добавлены три-пять отверстий с клапанами. Не полностью закрывая отверстия, исполнитель извлекал хроматически изменённые звуки. Венчает трубку чашеобразный мундштук, которым отличаются все духовые инструменты. В него дует музыкант во время исполнения различных мелодий.


Тональный диапазон инструмента довольно обширный - около трех октав. Это позволяет исполнять на серпенте не только программные произведения, но и различного рода импровизации, что значительно повышает рейтинг инструмента.

Материал, из которого сделан инструмент, в основном, дерево, поскольку корпус деревянный. Мундштук делается из рога животных или из слоновой кости. В более поздних конструкциях мундштук стал изготавливаться из металла.

Серпент отличается довольно крупными размерами. Его общая длина может достигать трех метров, что конечно, не позволяет легко транспортировать инструмент, но, тем не менее, благодаря изогнутой конструкции транспортировка не составляет особых проблем.


Серпент относится к аэрофонам. Это означает, что он производит звуки при помощи вибрации воздушного столба. Схема рождения звука проста: музыкант дует, воздух внутри корпуса приходит в колебательное движение. Так рождается звучание.

Родиной серпента считается Франция. Именно там был сконструирован первый инструмент. Его «отцом» является Эдме Гийом, который жил в шестнадцатом веке.

Он и представить себе не мог, что его «дитя» станет мегапопулярным. К началу восемнадцатого столетия на серпенте играли почти во всей Европе. Первоначально инструмент выполнял чисто аккомпанирующую функцию в церковной среде, однако в восемнадцатом веке его функции расширились - это была, в основном, военная сфера, а также бытовое использование. Простые обыватели учились играть на серпенте, так как это было модно и считалось хорошим тоном.
В 19 веке серпент вытеснен тромбоном и другими инструментами.
Сейчас инструмент вновь обрел свою былую популярность. Многие любители музыки стараются "приручить" серпент, чтобы радовать окружающих оригинальной музыкой.

Каваль - это диагональная флейта, которая заслуженно пользуется любовью народа. Неслучайно ведь каваль украшают орнаментальной резьбой и декоративными вставками. Для его изготовления традиционно используются ценные твердые породы дерева (ясень, бузина, кизил, самшит, сирень), а также тростник семейства Arundo Donax Linnaeus или металл и пластик. Для оформления свисткового отверстия используют рог, кость, металл, камень.

Как же устроен каваль?

Во-первых, каваль открыт с обоих концов. Во-вторых, имеет восемь игровых отверстий (семь спереди и одно под большой палец сзади) и четыре настроечных неигровых отверстия между основными отверстиями и концом флейты. В-третьих, состоит из трёх частей, что позволяет при сборке производить некоторую подстройку звука. Вот три основные отличительные черты, по которым можно «распознать» каваль.

С этим инструментом связана интересная легенда. Настроечные отверстия каваля называют еще "дьяволовы дыры". Это «адское» название может показаться отталкивающим, но на самом деле это не так. Встретился как-то пастух с дьяволом и заспорили, кто из них искуснее в музыке. Как это выяснить? Провести музыкальный поединок! На том и порешили. Но пока пастух спал, хитрый дьявол провертел в кавале пастуха новые отверстия, чтобы расстроить звук. Но коварный замысел дьявола провалился, поскольку пастушеский каваль зазвучал еще лучше, и дьявол остался в проигрыше. Техника звукоизвлечения при игре на кавале чрезвычайно сложна. Для того, чтобы правильно играть на этом инструменте, надо иметь специальную подготовку. Однако наши советы не будут лишними не только для новичков, но и для профессионалов. Правильно держать флейту надо под углом около 45° к телу. Губы должны закрывать около 3/4 игрового отверстия. Положение губ можно описать как то, которое используется для свиста - "трубочкой". Для того, чтобы добиться ровного звука требуемой высоты, необходимо варьировать подачу воздуха, угол наклона каваля и площадь перекрытия игрового отверстия.

Профессионалы наверняка знают, что нижний диапазон каваля (от D до H) называется "каба" ("kaba"). Достаточно трудно играть в нем очень громко, но в руках хорошего музыканта каваль услаждает слух его поклонников теплым и полным звуком. Важно отметить, что в каба нет тона С (или С# - от строя), а Eb извлекается полузакрытием первого отверстия.

Второй диапазон (от D до Bb) извлекается значительно проще. Для этого нужно лишь увеличить силу наддува и чуть сузить щель между губами и тогда инструмент зазвучит гораздо мощнее и величественнее. Для извлечения третьего и четвертого диапазона сила наддува повышается соответственно. Каваль наиболее популярен в музыкальной македонской традиции. Известны пять основных типов традиционных македонских кавалей в зависимости от их длины и строя:

  1. Наймал каваль (najmal kaval - ср. русское "наи + маленький") - самый маленький в семействе
  2. Мал каваль (mal kaval - ср. русское "малый") - малый каваль
  3. "Безымянный" каваль (kaval koj nema posebno ime) или Каваль - стандартный
  4. Среден кавал (sreden kaval - ср. русское "средний")
  5. Голем кавал (golem kaval) - большой каваль

Звучание каваля многогранно. Он может быть мягким и нежным, навевая мысли о безграничном спокойствии и умиротворении. Но в то же время его игра может быть громкой и воинственной, мысленно «унося» слушателей на поля древних героических сражений. Сложно представить, что маленькая флейта способна на такое разнообразие, но это действительно так. На наш взгляд, о достоинствах каваля наиболее полно говорит известная русская поговорка – «Мал золотник, да дорог».

Пастушеский духовой музыкальный инструмент, род продольной флейты. Распространен в Молдавии, Румынии, Болгарии, Албании … Большой Энциклопедический словарь

кавал - сущ., кол во синонимов: 2 инструмент (541) флейта (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

кавалєт - Кавалєт: съ итальянскаго cavaletto, конекъ у желѣзной кровати [ІФ,1890] … Толковый украинский словарь

кавал - духовой музыкальный инструмент, род продольной пастушьей флейты. При игре держат наискось. Кавал распространён в Молдавии, Румынии, Болгарии, Албании, Македонии, а также в Турции. * * * КАВАЛ КАВАЛ, пастушеский духовой музыкальный инструмент, род … Энциклопедический словарь

Кавал - (болг. кавал, рум. caval) духовой музыкальный инструмент, распространённый в Болгарии, Румынии, а также в Молдавии, Югославии: продольная флейта (без мундштука) с длинным деревянным стволом и 6 8 игровыми отверстиями; в нижнем конце… … Большая советская энциклопедия

Кавал - пастушеский духовой муз. инструмент, распространённый в Болгарии, Югославии, Румынии, Молдавии. Род продольной открытой флейты с длинным деревянным стволом и 6 8 игровыми отверстиями (одно на тыльной стороне); в нижнем конце ствола… … Музыкальная энциклопедия

Кавалі - Sp Kálviai Ap Кавалі/Kavali baltarusiškai (gudiškai) Ap Ковали/Kovali rusiškai L V Baltarusija …

Кавалі - Sp Kavõliai Ap Кавалі/Kavali baltarusiškai (gudiškai) Ap Ковали/Kovali rusiškai L ŠR Baltarusija … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

кавал - валу, ч. Сб. Шмат, кусок. Помедже возы ходит, крутится, Ци бы не украв Кавал желіза, боїшся. (н. .) … Словник лемківскої говірки

кавал - кав ал, а … Русский орфографический словарь

Книги

  • Российское частное гражданское право , . Российское частное гражданское право / Сочинение Василия Кукольника. Колл. сов. и кавал. орд. с. р. а. к. Владимира. Свобод. худож. философии и обоих прав доктора, в Императ. С. Петербургском… Купить за 1899 грн (только Украина)
  • Указатель главнейших достопамятностей , Свиньин П.П.. Указатель главнейших достопамятностей, охраняющихся в мастерской Оружейной Палаты / составлен Почетным членом палаты, статским советником и кавалером Пав. Свиньиным:В типографии А. Смирдина,…

Есть категория флейт, которые обладают невероятными техническими возможностями и необычайной тембровой палитрой. Кавал … давно люблю его тембр. Музыканты всегда стремились экспериментировать, так, например, появился этно-джаз. Кавал прекрасно себя чувствует в любом составе-от национального болгарского или турецкого ансамбля до джазового или симфонического оркестра.

Отличительная черта кавала - необычайно широкая палитра тембров и оттенков звука. В нижнем регистре инструмент имеет мягкий, теплый тембр, окрашенный «шелестом ветра». В более высоких регистрах кавал звучит звонко и даже пронзительно. При соединении первого и второго регистров получается особый тембр, объединяющий в себе два тона в интервал октава.
Кроме того, на кавале применяется способ звукоизвлечения, как при игре на трубе, что обогащает тембровую палитру инструмента звуком, подобным кларнету, и расширяет диапазон еще на септиму вниз.
Помимо перечисленных особенностей, при игре на кавале используется техника циркулярного дыхания. Это позволяет исполнителю вести непрерывную мелодическую линию.

Слушать кавал:

  1. Alatul Concerto for Kaval and Flute

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...