Галерея помещиков в поэме гоголя мертвые. Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Обложка поэмы "Мертвые души". Рис. Н.Гоголя


Портретная галерея "Мертвых душ".

Гоголь писал в своем дневнике: "Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости". Это слова горячего патриота, который пламенно любил свой народ. Именно глубокая любовь к России, чувство тревоги за судьбы своего народа питали беспощадную сатиру Гоголя в изображении дворянско-крепостнического мира.
Выход поэмы "Мертвые души" в 1842 году – потряс всю Россию" и вызвал еще большую бурю, чем появление комедии "Ревизор". Поистине великий писатель сумел показать в поэме всю глубину существующей мерзости.

Портретная галерея "Мертвых душ" открывается Маниловым. По натуре Манилов обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Слово "маниловщина" стало нарицательным. Прекраснодушие - самая отличительная черта Манилова. Отношения между людьми ему представлялись всегда праздничными, без столкновений и противоречий. Жизни он совершенно не знал, реальность у него подменялась пустой фантазией, и поэтому он на все смотрел сквозь "розовые очки". Это единственный помещик, который подарил "мертвые души" Чичикову.
Коробочка, одна из "тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов". Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, - товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: "Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников". Чичиков называет Коробочку дубиноголовой. Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы, типичной представительницы дворянского крепостнического общества.
Типичен образ Ноздрева. Это человек "на все руки". Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева "историческим человеком". Болтовня, хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев - "человек-дрянь". Он держит себя развязно, нагло и имеет "страстишку нагадить ближнему".
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Собакевич - кулак и хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого "омедведила" система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Его цель жизни - это материальное обогащение и вкусная еда. Мебель в доме Собакевича: стол, кресла, стулья - напоминали самого хозяина. Через внешность, через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости и выразительности в описании характерных черт героя.
Галерею"мертвых душ" завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин отказался от общества, никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. Плюшкин всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами.
В главе о Плюшкине шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос. Уже внешний вид деревни говорит о тяжелой и беспросветной доле крепостных, об их полном разорении. Глубокий упадок всего крепостнического уклада жизни России наиболее реально отразился в образе Плюшкина.
Герои поэмы Гоголя отличаются глубокой типизацией и являются правдивым обобщением общественных порядков. Писатель сам глубоко и великолепно чувствовал общечеловеческую широту созданных им типов. Он писал: "Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане".
Гоголь нарисовал в своей поэме мрачную и страшную картину крепостного общества, которое неспособно к руководству национальной жизнью, общества, лишенного элементарного представления о честности и общественном долге, опустошенного и духовно мертвого. Вся передовая, мыслящая Россия, читая поэму, понимала ее название так, как понял Герцен: "Мертвые души" - это ужас и позор России". Высокую оценку Гоголю дали его современники. Позднее Чернышевский писал: "Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России." Сейчас нет помещиков, но черты характера, которые так ярко запечатлел Гоголь в поэме "Мертвые души", остались, рассыпавшись в бессчетных количествах пороков огромной части общества. Жириновский напоминает Ноздрева, поэтому его можно назвать "исторической личностью". Коробочки встречаются почти на каждом шагу, выживших из ума Плюшкиных редко, но все-таки можно встретить, одним Маниловым в нашем жестоком веке нечего делать. Попусту мечтать - это слишком большая роскошь. Гоголь бессмертен, и это ясно каждому, кто хорошо изучил русскую литературу девятнадцатого века.
Гениальность гоголевского дара проявилась в умение очертить двумя, тремя чертами "пошлость пошлого" человека. В поэме "Мёртвые души" - пугающая картина разобщенности людей, их отчуждения от подлинного смысла жизни. Человек потерял человеческое лицо. А это уже не смешно, а страшно. Писатель патриот – бьет в набат, чтобы разбудить общество от этой страшной спячки.

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души", написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени. Несомненно, что по силе и художественному мастерству, по глубине идей и мастерству их воплощения, бессмертное творение великого русского писателя стоит в одном ряду с такими шедеврами русской литературы, как "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Евгений Онегин" А. С. Пушкина и "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова.

В своей незавершенной поэме автор хотел показать всю Русь, все ее пороки, недостатки и достоинства. Известно, что художественный замысел был "подарен" Гоголю Пушкиным. Нельзя говорить о том, что автору удалось нарисовать картину жизни Руси "лишь с одного боку", создав галерею помещиков, образы чиновников губернского города и крепостных крестьян.

Образы помещиков нарисованы Гоголем наиболее полно и многогранно. Их описанию посвящены пять глав (со второй по шестую). В них автор создал пять различных портретов, столь непохожих друг на друга, хотя черты типичного российского помещика проступают в каждом из них.

При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика.

Первым владетелем крепостных, к которому приезжает Чичиков, оказывается Манилов. Уже в его фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, "черты его были не лишены приятности, но в эту приятность... чересчур было передано сахару". Манилов - человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности. В его воображении жизнь является некоей идиллией, картиной довольства с разнообразными "храмами уединенного размышления".

Когда-то в молодости Манилов слыл в армии образованным человеком, между тем в его кабинете лежит книга, заложенная на четырнадцатой странице уже два года. Манилов представляет собой пародию на героя сентиментальных романов, а его беспочвенные мечтания и "прожекты" (к примеру, о постройке моста) дают повод Гоголю сравнить помещика со "слишком умным министром". Подобное сравнение означает, что иной министр может и не слишком отличается от мечтательного и бездеятельного Манилова, а "маниловщина" является типичным явлением этой пошлой жизни. Ирония Гоголя вторгается в запретные зоны.

Впрочем, Манилов - далеко не самый отрицательный персонаж поэмы, так как излишняя слащавость, сентиментальность, пошлость не являются худшими чертами человеческого характера. У этого помещика нет сумасбродства Ноздрева, торгашества Собакевича, прижимистости Коробочки, скупости Плюшкина.

Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, "прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой ".

После встречи с Маниловым Чичиков отправляется к Собакевичу, но, заблудившись в пути, оказывается у Коробочки. Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с "одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи,., а между тем набирают понемногу деньжонок". Основной жизненный принцип "дубинноголовой" Коробочки (так характеризует ее Чичиков) - "не продешевить". Впоследствии она и приезжает в город узнать цены на мертвые души.

Характеризуя помещицу, Гоголь не может удержаться и не добавить, что "иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка", тем самым подчеркивая типичность помещицы.

Совершенно другой тип помещика представляет собой Ноздрев, которого встречает в трактире по пути к Собакевичу Чичиков. Это "исторический человек", "мастер лить пули", шулер, картежник, готовый менять кого угодно на что угодно. Он - несусветный враль со своеобразной "широтой души", имеющий "страстишку - нагадить ближнему". Интересно то, что все об этом знают и тем не менее Ноздрева везде принимают. Как едко замечает Гоголь, "такое на одной Руси могло случаться". Ноздрев ведет себя вызывающе, даже агрессивно (чего только стоит сцена игры в шашки). Своим хозяйством он не занимается, единственное место, которое содержалось у него в образцовом порядке, - это была псарня, где он был "совершеннейший отец среди семейства". Он является родоначальником такого социального явления, как "ноздревщина".

После чудесного спасения с помощью капитана-исправника Чичиков, наконец, добрался до деревни Собакевича. При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного. Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен (даже колодец срублен из бревен, которые идут только на мельницы и корабли), кажется, олицетворяет самого Собакевича. Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: "И я тоже Собакевич". Чичикову помещик напоминает "средней величины медведя ".

По своему характеру Собакевич является циником, не стыдящимся морального уродства ни в себе, ни в других. Общаясь с чиновниками города NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои дела, он дает им крайне нелестные характеристики (губернатора он называет разбойником, полицмейстера - мошенником).

Этот помещик представляет собой тип помещика-торгаша, "кулака". Из всего он пытается извлечь выгоду, даже из продажи "-мертвых душ", в конечном итоге он подсовывает Чичикову некую Елизаветъ Воробей, выдавая ее за крепостного. Он и о своих крестьянах заботится постольку, поскольку это его крепостные, которые приносят ему прибыль.

Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин. Он - единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка - все они застыли в своем развитии, их образы статичны. Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему. Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина "прореху на человечестве", болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо. Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна "какая-то особенная ветхость". Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение. Его душа напоминает сад возле дома: "Такая же мрачная, заросшая, заглохшая". Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится "прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте". Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища. Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца ("на этом деревянном лице... выразилось... какое-то бледное отражение чувства").

Но все-таки и помещики, и их быт неподвижны, они застыли все в своем развитии.

Гоголь в своей бессмертной поэме "Мертвые души" показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею "мертвых душ", "окаменелостей". Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение - способствовать процветанию государства Российского. Они мертвы не только морально, но и духовно.

Галерея образов помещиков . В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь ставит перед собой цель показать широкую панораму жизни России, характер рус­ского человека, дальнейшую судьбу русского общества. Поэтому форма путешествия, предоставляющая писателю именно такую возможность, наиболее удобна для повествования. Герой, Павел Иванович Чичиков, приезжает в город N, знакомится с чиновни­ками и получает от них приглашения посетить их усадьбы. Это первая глава, являющаяся своеобразным вступлением. А далее следуют пять глав, в которых писатель изображает визиты Чи­чикова к помещикам, олицетворяющим собой «благородное» со­словие России, «хозяев жизни».

Рисуя характеры героев, автор стремится доказать читателю, что они типичны для русского общества того времени. Как писа­тель-реалист, Гоголь создает типические характеры. Он обладает даром ярко выставлять пошлость жизни, используя для этого разные приемы. Например, в первой главе Гоголь как бы мимо­ходом набрасывает портреты чиновников. Толстых и тоненьких, приобретателей и расточителей. Толстые - люди серьезные, солидные, «наружного блеска не любят», «зато в шкатулках бла­годать божия». Купив себе то дом на имя жены, то деревеньку, затем и «село со всеми угодьями», толстые, заслужив «всеобщее уважение», выходят в отставку и становятся хлебосольными рус­скими помещиками. А тоненькие - люди легкомысленные, заня­ты больше тем, что развлекаются и ухаживают за дамами, поэто­му «у тоненького в три года не останется ни одной души, не зало­женной в ломбард», это те самые «наследники», что проматывают накопленное толстыми.

Образы помещиков даны Гоголем в том же ключе: приобрета­тели и расточители чередуются в поэме. Но у каждого героя есть еще и свои типические черты: Гоголь умеет найти и выделить не­повторимую черту облика персонажа, раскрывающую его внут­реннее содержание. Еще один аспект авторского замысла - по­казать «омертвление» души, поэтому писатель подробно харак­теризует их быт: усадьбу, интерьер, образ жизни. И наконец, важную роль в характеристике персонажей играет сцена прода­жи мертвых душ, так как в ней еще глубже раскрывается не только образ героя, но и абсурдность того мира, в котором живет каждый из них.

Манилов - первый из персонажей галереи - представляет собою пародию на героя сентиментальных романов. В «прият­ность» его лица «чересчур было передано сахару», «от него не дождешься никакого… живого слова…» - он изъясняется сла­щавыми, любезными фразами. Приезд Чичикова, по его словам, «майский день… именины сердца». Слащавость, сентименталь­ность составляют сущность характера прожектера, «прекрасно­душного мечтателя» Манилова, проводящего жизнь в празднос­ти и бездействии. Его усадьба неуютна, «хозяйство шло как-то само собою», он не знает состояния дел в своем имении, все его мечты одна нелепее другой. Он поражен предложением Чичико­ва, но красивые фразы о законности сделки быстро успокоили его. А проводив Чичикова, Манилов снова утопает в бесплодных мечтах о том, как хорошо бы выстроить дом с таким высоким бельведером, «что можно оттуда видеть даже Москву». Окру­жающие вещи, весь уклад жизни, мысли, чувства и поступки ге­роя красноречиво говорят о том, что Манилов - человек «так се­бе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

К Коробочке Чичиков попадает случайно, заблудившись по дороге к Собакевичу.

Коробочка - «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки», а между тем копят по­немногу деньги, пряча их по ящикам комодов. Это также обоб­щенный образ, а ее фамилия ясно выражает сущность характера героини - накопительство. У нее крепкое, ухоженное хозяйст­во, она угощает Чичикова вкусными яствами, думая, что он «по­купщик», решив его задобрить. Но суть сделки, предложенной Чичиковым, недоступна ее пониманию, ее ограниченному, убо­гому уму. «Дубинноголовая» Коробочка боится только одного: чтобы ее не обманули в цене, и долго не может уяснить себе, зачем Чичикову кости и могилы. Успокоило ее только обещание Чичикова закупить у нее продукты. Но успокоило, как выясни­лось, ненадолго: ведь именно Коробочка потом приехала в город выяснять, почем теперь мертвые души.

Встреча с Ноздревым - тоже случайная, по дороге в трактир. Ноздрев возвращается с ярмарки и увлеченно хвастается тем, как они там кутили и сколько он проиграл. Такие люди, как опять обобщает автор, слывут «разбитными малыми», скоро зна­комятся со всеми. Но «чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал»: распускал сплетни, расстраивал свадьбу или торговую сделку, но при этом Ноздрев не чувствовал за со­бою никакой вины. Его образ жизни - развлечения, игра, ве­селье, бесцельная активность, готовность заняться чем угодно, при этом никаких нравственных принципов. Он врет и подличает, его появление всегда предвещает скандал. Автор иронически называ­ет Ноздрева «историческим человеком». Сделку с Чичиковым он предлагает превратить в мену, затем в игру, в результате Чичико­ва едва не побили. Чичиков горько пожалел о том, что связался с Ноздревым, тем более что Ноздрев позже распустил слухи по всему городу о небывалых «негоциях» героя.

После целой череды случайностей Чичиков доехал наконец до Собакевича. Этот помещик, по определению автора, похож «на средней величины медведя», так же неуклюж и неповорот­лив. Он крепкий хозяин, и все в его доме такое же массивное и прочное. Угощение простое, по русскому обычаю, но зато обиль­ное. Еда занимает важное место в жизни Собакевича. Плохо отзываясь обо всех чиновниках города, он критикует их при­страстие к французской кухне, понимая это как «просвещенье». И в суть предложения Чичикова не вдается, сразу заломив неслыханную цену, так как немедленно смекнул, что Чичиков в покупке мертвых душ преследует «какую-нибудь выгоду». Он расхваливает своих крестьян так, словно это живые люди, и по мере его восхваления происходит чудо: читатель забывает, что эти герои уже мертвы, и они представляются ему более живыми, чем их хозяева, погрязшие в мире вещей и меркантильных инте­ресов. «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь», - за­ключает Чичиков.

Завершает эту галерею Плюшкин - единственный герой, о котором известна история его деградации. Когда-то он был просто бережливым хозяином, у которого были семья и дом - полная чаша. Но шло время, жена и младшая дочь умерли, стар­шая дочь сбежала с офицером, и хозяин остался один «сторо­жем, хранителем и владетелем своих богатств». Развившиеся в нем скупость и подозрительность уничтожили все человече­ские чувства, и перед Чичиковым предстает странное существо, чей даже пол сразу угадать невозможно. Он скуп до крайности, экономит каждую бумажку, перышко или сургучик. Но при этом у него пропадают хлеб и сено, гниют продукты, и он уже и сам не помнит, «сколько у него было чего», следя только, что­бы из графинчика остатки настойки никто «воровским образом не выпил». Плюшкин уже не приобретатель и не расточитель - он и то и другое одновременно, так как утратил представление о реальной ценности вещей и представляет собой апофеоз абсур­да, «прореху на человечестве». Гоголь считает такую деграда­цию вполне реальной. «И до такой ничтожности, мелочности, га­дости мог снизойти человек! - восклицает он в своем лирическом отступлении. И сам же отвечает по-философски обобщенно: - Все похоже на правду, все может статься с человеком». Эволю­ция Плюшкина от некогда «живого» человека к самому отврати­тельному обличию «мертвой» души - кульминация и заверше­ние галереи образов помещиков.

Таким образом, Гоголь на протяжении нескольких глав дает типические портреты помещиков, обобщая в них то, что звучит в названии поэмы: нравственную пустоту и омертвление души, неспособность к деятельности на благо общества, бесцельность и бесполезность существования.

Сочинение на тему: «Галерея помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”, написанная в 1841 году, одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. В своем незавершенном произведении автор хотел охватить всю Русь, ее недостатки и достоинства. Основной идеей поэмы является путешествие Павла Ивановича Чичикова по помещикам уездного городка и скупка мертвых душ. Гоголь не всем помещикам дает имена, отчества, а только «говорящие» фамилии и при создании их образов использует следующую схему: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика.

Образом Манилова Гоголь начинает свою галерею помещиков. Уже в фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, “черты его были не лишены приятности, но в эту приятность... чересчур было передано сахару”. Внешне Манилов описывается белокурым, с голубыми глазами и заманчивой улыбкой. Дом помещика расположен на невыгодном, открытом всем ветрам месте, хозяйство в упадке. «В доме его чего-нибудь вечно недоставало…». Сам по себе Манилов - человек пустой и пошлый. Уже два года в его кабинете лежит книжка с закладкой на четырнадцатой странице, хотя сам герой считает себя начитанным, а его дети носят странные греческие имена. Мечты героя о подземном ходе или о мостике через реку не воплощались в жизнь. Дома он говорил мало, и речь его была приторна и слащава . Узнав намерения Чичикова, убеждает его, что просьба эта незаконна, но не может отказать такому приятному человеку. Соглашается отдать крестьян бесплатно.

Вторым «портретом» в галерее является пожилая помещица Коробочка. Гоголь «дарует» ей большое имение, в котором хорошо ведется хозяйство, не одна вещь не проподает зря. Дом у помещицы маленький, внутри обставлен старинной мебелью. Коробочка представляется помещицей-накопительницей. Ее фамилия является говорящей, владелица все аккуратно и подотчетно бережет. Это характеристика хорошо раскрывается в момент купли-продажи мертвых крестьян, на них она смотрит, как на сало или пеньку: вдруг в хозяйстве пригодится, боится продешевить их. За это Гоголь называет Коробочку «дубиноголовой».

Следующий в галерее помещиков - Ноздрев. Кутила, картежник, пьяница, врун и скандалист - вот краткая характеристика героя. Он описывается белокурым, среднего роста, молодо выглядящим мужчиной. Беспорядочная натура Ноздрева отражается и в интерьере его комнат. Часть дома ремонтируется, мебель расставлена кое-как, зато конюшня и псарня в отличном состоянии. Попытка купить мертвые души едва не заканчивается для Чичикова трагично. Ноздрев предлагает сыграть в шашки на мертвых крестьян, а когда Павел Иванович возмущается нечестной игрой, хозяин зовет слуг, чтобы те избили несговорчивого гостя. Только появление капитана-исправника спасает Чичикова.

Четвертый помещик в цепочке приключений героя – Собакевич. Грубый, неуклюжий, настоящий тиран по отношению к своим крестьянам. Внешностью Собакевич был похож на медведя. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке». При постройке дома архитектор-педант боролся с практичным мнением хозяина, отчего дом оказался несуразным. Хозяйство Собакевича развивалось по принципу «неладно скроен, да крепко сшит». Из всех помещиков, с которыми имел дело Чичиков, Собакевич оказался самым сообразительным. Он сразу понял, для чего нужны мёртвые души, и с выгодой для себя совершил сделку.

Последним в списке Чичикова оказывается Степан Плюшкин, причем имя мы узнаем из отчества его дочери Александры Степановны. Он единственный помещик, прошлое которого нам описывает Гоголь. Когда Чичиков прибывает в имение, то не сразу понимает, кто его встречает. «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». Ранее Плюшкин был неплохим, рачительным хозяином, но жена умерла, старшая дочь вышла замуж, сын ушел в армию, умерла младшая дочь, и он остался один. В результате из бережливого помещика Плюшкин превращается в болезненного, скупого скрягу, собирающего разный хлам. Поместье приходит в упадок, крестьяне убегают из разваливающейся деревни. Предложение Чичикова изумило и обрадовало хозяина, потому что будет доход. Согласился продать семьдесят восемь душ по тридцать копеек.

Последовательно, от героя к герою, Н.В. Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет человеческая душа. Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а «мертвые души» помещиков.

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”, написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени. Несомненно, что по силе и художественному мастерству, по глубине идей и мастерству их воплощения, бессмертное творение великого русского писателя стоит в одном ряду с такими шедеврами русской литературы, как “Горе от ума” А. С. Грибоедова, “Евгений Онегин” А. С. Пушкина и “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова.
В своей незавершенной поэме автор хотел показать всю Русь, все ее пороки, недостатки и достоинства. Известно, что художественный замысел был “подарен” Гоголю Пушкиным. Нельзя говорить о том, что автору удалось нарисовать картину жизни Руси “лишь с одного боку”, создав галерею помещиков, образы чиновников губернского города и крепостных крестьян.
Образы помещиков нарисованы Гоголем наиболее полно и многогранно. Их описанию посвящены пять глав (со второй по шестую). В них автор создал пять различных портретов, столь непохожих друг на друга, хотя черты типичного российского помещика

Проступают в каждом из них.
При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика.
Первым владетелем крепостных, к которому приезжает Чичиков, оказывается Манилов. Уже в его фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, “черты его были не лишены приятности, но в эту приятность… чересчур было передано сахару”. Манилов – человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности.

В его воображении жизнь является некоей идиллией, картиной довольства с разнообразными “храмами уединенного размышления”.
Когда-то в молодости Манилов слыл в армии образованным человеком, между тем в его кабинете лежит книга, заложенная на четырнадцатой странице уже два года. Манилов представляет собой пародию на героя сентиментальных романов, а его беспочвенные мечтания и “прожекты” (к примеру, о постройке моста) дают повод Гоголю сравнить помещика со “слишком умным министром”. Подобное сравнение означает, что иной министр может и не слишком отличается от мечтательного и бездеятельного Манилова, а “маниловщина” является типичным явлением этой пошлой жизни.

Ирония Гоголя вторгается в запретные зоны.
Впрочем, Манилов – далеко не самый отрицательный персонаж поэмы, так как излишняя слащавость, сентиментальность, пошлость не являются худшими чертами человеческого характера. У этого помещика нет сумасбродства Ноздрева, торгашества Собакевича, прижимистости Коробочки, скупости Плюшкина.
Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, “прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой “.
После встречи с Маниловым Чичиков отправляется к Собакевичу, но, заблудившись в пути, оказывается у Коробочки. Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с “одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи,., а между тем набирают понемногу деньжонок”. Основной жизненный принцип “дубинноголовой” Коробочки (так характеризует ее Чичиков) – “не продешевить”.

Впоследствии она и приезжает в город узнать цены на мертвые души.
Характеризуя помещицу, Гоголь не может удержаться и не добавить, что “иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”, тем самым подчеркивая типичность помещицы.
Совершенно другой тип помещика представляет собой Ноздрев, которого встречает в трактире по пути к Собакевичу Чичиков. Это “исторический человек”, “мастер лить пули”, шулер, картежник, готовый менять кого угодно на что угодно. Он – несусветный враль со своеобразной “широтой души”, имеющий “страстишку – нагадить ближнему”. Интересно то, что все об этом знают и тем не менее Ноздрева везде принимают.

Как едко замечает Гоголь, “такое на одной Руси могло случаться”. Ноздрев ведет себя вызывающе, даже агрессивно (чего только стоит сцена игры в шашки). Своим хозяйством он не занимается, единственное место, которое содержалось у него в образцовом порядке, – это была псарня, где он был “совершеннейший отец среди семейства”.

Он является родоначальником такого социального явления, как “ноздревщина”.
После чудесного спасения с помощью капитана-исправника Чичиков, наконец, добрался до деревни Собакевича. При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного. Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен (даже колодец срублен из бревен, которые идут только на мельницы и корабли), кажется, олицетворяет самого Собакевича.

Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: “И я тоже Собакевич”. Чичикову помещик напоминает “средней величины медведя “.
По своему характеру Собакевич является циником, не стыдящимся морального уродства ни в себе, ни в других. Общаясь с чиновниками города NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои дела, он дает им крайне нелестные характеристики (губернатора он называет разбойником, полицмейстера – мошенником).
Этот помещик представляет собой тип помещика-торгаша, “кулака”. Из всего он пытается извлечь выгоду, даже из продажи “-мертвых душ”, в конечном итоге он подсовывает Чичикову некую Елизаветъ Воробей, выдавая ее за крепостного. Он и о своих крестьянах заботится постольку, поскольку это его крепостные, которые приносят ему прибыль.
Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин. Он – единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка – все они застыли в своем развитии, их образы статичны. Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему.

Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина “прореху на человечестве”, болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо.

Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна “какая-то особенная ветхость”. Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение. Его душа напоминает сад возле дома: “Такая же мрачная, заросшая, заглохшая”.

Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится “прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте”. Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища. Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца (“на этом деревянном лице… выразилось… какое-то бледное отражение чувства”).
Но все-таки и помещики, и их быт неподвижны, они застыли все в своем развитии.
Гоголь в своей бессмертной поэме “Мертвые души” показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею “мертвых душ”, “ока-менелостей”. Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение – способствовать процветанию государства Российского.

Они мертвы не только морально, но и духовно.


Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...