Где мумий. Проклятие фараонов и мумии: как возникла египетская готика. Происхождение слова «мумия»


ар.) – труп, предохраненный от разложения мумификацией или бальзамированием. Создание мумий практиковалось разными народами, особого совершенства достигло в Древнем Египте.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МУМИЯ

в Др. Египте тело усопшего предохраняемое от разложения искусств. способом. Этого требовала вера в загроб. жизнь и бессмертие души. До эпохи Др. царства, отмеч. сооружением пирамид, мумификация не получила широкого распростр. Считалось, что после смерти следовало сохранять только тела фараона и его вельмож. Однако по мере усиления заупокойн. культа мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной. По Геродоту, она делилась на 3 класса. Общим было стремление сохранить тело покойного от разложения путем удаления мозга и внутренностей (кроме сердца). Затем труп выдерживали в соляном растворе. По истеч. ритуал. срока в 70 дней труп вынимали и, в зависимости от имеющ. средств на мумификацию, заливали душистыми смолами и запеленывали полотняной тканью или заполняли полости груди, живота и черепа опилками. К эпохе Др. царства восходит традиция изображать на этом холсте облик покойного в полный рост. Впослед. появился обычай снимать маску с лица (еще позднее ее заменил заупокойный портрет). Внутренности также обрабатывались благовониями и консервирующ. веществами и опускались в саркофаг. Амулеты, помещ. между погребальными пеленами в изголовье и ногах, должны были охранять покойного в загробном мире.

Культура древнего Египта до сих пор будоражит умы многих историков и таит в себе огромное количество неразгаданных тайн. Даже сегодня нам еще есть чему поучиться у этой загадочной цивилизации, которая верила, что душа умершего человека может покидать свое тело днем, но обязана вернуться в него с наступлением ночи.

До того как тела умерших египтян стали мумифицировать, их просто хоронили в пустыне. Позднее для особо богатых и влиятельных людей стали строить каменные гробницы, но в них тела довольно быстро разлагались. Это было неприемлемо для людей свято верующих в то, что после смерти их душа все еще живет в теле. Поэтому древние жрецы изобрели уникальную технику бальзамирования, которая должна была максимально сохранить тело умершего, чтобы его душа смогла возвращаться в него когда ей это угодно.

Вначале мумификация производилась исключительно с телами фараонов и жрецов. В ранние периоды наличие души у простолюдинов вообще было под вопросом. В более позднее время, приблизительно с 3400 г. до н.э. данная процедура производилась с телами всех, у кого на нее хватало средств. В некоторых гробницах даже были обнаружены мумии животных, чаще всего это были кошки, считавшиеся у египтян проводниками по загробному миру.

Условно египетскую технику мумификации можно разбить на несколько видов: для бедняков, для среднего класса и дорогая мумификация.

Для бедняков.

Самые древние мумии были забальзамированы при помощи битума. Раствор настолько смешивался с тканями тела, что различить какие-либо признаки человека при раскопках практически не представлялось возможным. Наполненные битумом тела имеют черный цвет и очень хрупки, поэтому до наших дней сохранились лишь единичные экземпляры. Позднее была изобретена более эффективная методика. У простолюдинов извлекали все органы, а в брюшную полость заливали сок редьки. Затем тело помещалось в раствор натрового щелока на 70 дней, после чего возвращалось родным для погребения.

Для среднего класса.

Для людей среднего класса предназначалась более сложная процедура. Через специальную трубку в тело умершего вливали большое количество кедрового масла. Затем зашивали все отверстия, чтобы масло не вытекло раньше срока, а тело на некоторое время помещали в натровый щелок. По истечению необходимого периода умершего вынимали из щелочной ванны и выпускали из кишечника масло, которое выходило наружу вместе с внутренностями. После таких процедур от тела оставались только кожа и кости.

Дорогая мумификация (для фараонов и влиятельных людей).

Первым этапом является извлечение всех внутренностей брюшной полости и мозга. Стоит отметить, что ничего не выбрасывалось, все аккуратно складывалось в специальные сосуды – канопы. Затем брюшную полость промывают пальмовым вином и растирают ароматическими составами. После этих процедур пустое тело наполняют касией, миррой и другими благовониями, после чего оно отправляется в щелочную ванну на 70-80 дней. По истечении срока тело обматывают лентами виссонного полотна и обмазывают камедью. Только после всех этих процедур уже готовую мумию помещали в саркофаг и запирали со всеми ценными вещами в гробнице.

Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, читает на веранде в доме Говарда Картера. Около 1923 года Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

5 апреля 1923 года в каирском «Континенталь-Савое» умер Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Говорили о несчастливом стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, вызвавшая настоящую панику каирского бомонда. Еще бы: едва все мировые газеты успели отрапортовать об уникальном открытии в Долине царей — сохранившейся почти в первозданном виде гробнице фараона Тутанхамона, — как один из главных героев события погибает в самом расцвете сил, в возрасте 56 лет. В отличие от многих других гробниц, разграбленных уже в XIX веке, в усыпальнице Тутанхамона побывали только древнеегипетские воры, оставившие после себя немало ценного. Корреспонденты фамильярно называли фараона XVIII династии Мальчиком-фараоном или просто Тутом. История открытия сама по себе была удивительной: семь лет Говард Картер, финансируемый Карнарвоном, перекапывал Долину царей в поисках неразграбленной гробницы — и только в ноябре 1922 года, когда Карнарвон уже собирался прекратить финансирование, обнаружил таковую.

После этого началась чертовщина: египтолог и корреспондент Daily Mail Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, написал о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра — символ власти фараона. Еще рассказывали, что собака Карнарвона умерла в это же время в его родовом поместье Хайклер (сегодня более известном по сериалу «Аббатство Даунтон»). Узнав о кончине Карнарвона, читатели быстро соотнесли одно с другим — и проклятие гробницы стало реальностью. Вейгалл, всячески отрицавший его существование, умер в 1934 году в 54 года и был охотно занесен в число жертв гробницы.

Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин в погребальной камере гробницы Тутанхамона. 1924 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Объекты, найденные в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер и Артур Каллендер заворачивают статую перед транспортировкой. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Бюст богини Мехурт и сундуки в сокровищнице гробницы Тутанхамона. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает внутренний гроб, сделанный из чистого золота. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Церемониальная кровать в форме Небесной Коровы и другие предметы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает крышку второго (среднего) гроба в погребальной камере гробницы. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Артур Мейс и Альфред Лукас изучают одну из колесниц, найденных в гробнице. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Алебастровые вазы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Ковчег со статуей бога Анубиса на пороге сокровищницы. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие в погребальной камере. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Медиаистерия вокруг Тутанхамона объяснялась еще и тем, что у репортеров в тот год было не так много громких тем для обсуждения. Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжовник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий. Кроме того, Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение открытия гробницы газете The Times, что вызвало бурю протестов со стороны других репортеров и только усугубило гонку за сенсациями. Одна из американских пароходных компаний даже ввела дополнительные рейсы в Египет, чтобы все желающие туристы могли побыстрее попасть в Луксор. В результате Картер был настолько замучен прессой и зеваками, осаждавшими раскопки, что однажды даже в сердцах выпалил: «Лучше бы я вообще не находил эту гробницу!»

Несмотря на то что ни на входе в гробницу, ни в погребальной комнате так и не нашли никаких посланий с проклятиями, легенда продолжала курсировать и только набирала обороты, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей. Количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 22 до 36 человек; при этом, согласно данным, опубликованным в The British Medical Journal, средний возраст умерших составлял 70 лет. «Тутмания», как тогда говорили, охватила и киноиндустрию — в 1932 году вышел фильм «Мумия» с главным актером фильмов ужасов Борисом Карлоффом.

Согласно популярным представлениям, именно открытие гробницы Тутанхамона положило начало легендам о проклятиях, которые позже капитализировали писатели-фантасты и Голливуд. Однако при таком объяснении удивляет готовность, с которой образованные европейцы на протяжении всей первой половины XX века распространяли невероятные истории о мумиях и фараонах. В действительности это было обусловлено тем, что к 1923 году страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях были частью популярного ориенталистского фольклора уже больше века.


Кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи». 1993 год В рассказе Агаты Кристи «Тайна египетской гробницы», обыгрывающем историю Тутанхамона, единственный человек, не воспринимающий всерьез проклятие, — опытный и циничный сыщик Эркюль Пуаро. ITV

21 июля 1798 года французские боевые отряды встретились с армией мамлюков в тени великих пирамид Гизы — свидетельства величия Древнего царства. Прологом к Битве у пирамид считается ставший крылатым монолог Наполеона Бонапарта:

«Солдаты! Вы прибыли в эти края, чтобы вырвать их из варварства, принести цивилизацию на Восток и уберечь эту прекрасную часть мира от английского ига. Мы будем воевать. Знайте, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид».

Несмотря на то что египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — но не военный, а научный. На берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия ученых — 167 человек: лучшие французские математики, химики, физики, геологи, историки, художники, биологи и инженеры. На месте они основали главную научную институцию тех времен по изучению Египта — Institut d’Égypte. Под его эгидой была выпущена серия публикаций «Description de l’Égypte», из которой многие европейцы впервые узнали о великой истории древней цивилизации. Вкус к египетским древностям проснулся и у англичан, которые после победы в Абукире получили немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень Каменная плита, найденная капитаном французских войск в 1799-м году в Египте, близ города Розетта. На плите выбиты три идентичных по смыслу текста: один записан древнеегипетскими иероглифами, другой — на древнегреческом, и третий — демотическим письмом, скорописью Древнего Египта. Сопоставив их, лингвисты смогли впервые расшифровать иероглифы. . Обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы покидали Египет на французских и британских кораблях. Не регулируемые никакими властями раскопки, граничащие с вандализмом, создали обширный рынок торговли древностями — не успев появиться на рынке, лучшие экспонаты сразу же оказывались в частных коллекциях богатых аристократов Лондона и Парижа.

В 1821 году в театре неподалеку от Пиккадилли была воссоздана гробница фараона Сети I, более известная как гробница Бельцони — в честь археолога и путешественника Джованни Бельцони, ответственного за находку в 1817 году. За время показа аттракцион посетили тысячи лондонцев. Английский поэт Гораций Смит, состязавшийся с поэтом Шелли в написании сонетов, посвященных Нилу, сочинил «Обращение к мумии » — оно было публично зачитано на выставке.

Разворачивание мумий, привезенных из Египта, в 1820-е годы стало популярным светским развлечением. Приглашения на подобные события выглядели так: «Lord Londesborough at Home: A Mummy from Thebes to be unrolled at half-past Two» («Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего»).


Приглашение на разворачивание мумии. 1850 год UCL Institute of Archaeology

За техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в области mummy unwrapping считался Томас Петтигрю по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.

В 1824 году архитектор Английского банка сэр Джон Соун в обход Британского музея выкупил за 2000 фунтов изящный алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году).


Саркофаг Сети I в Доме-музее сэра Джона Соуна Sir John Soane’s Museum, London

По случаю покупки Соун закатил масштабное суаре: на протяжении трех вечеров в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I. Дошло до того, что целые аллеи на кладбищах оформлялись в стиле луксорской Долины царей. На парижском кладбище Пер-Лашез, открытом по указу Наполеона в 1804 году, и сегодня можно увидеть несколько выдающихся экземпляров египтомании, в частности могилы участников наполеоновской экспедиции — математиков Жозефа Фурье и Гаспара Монжа. Неподалеку от них возвышается обелиск Жана Франсуа Шампольона — молодого французского гения, расшифровавшего в 1822 году Розеттский камень и положившего начало египтологии.

Могила Гаспара Монжа на кладбище Пер-Лашез. Гравюра из книги «Manuel et itinéraire du curieux dans le cimetière du Père la Chaise». 1828 год Wikimedia Commons

В Англии погребальная мода на Древний Египет лучше всего видна на Хайгейтском кладбище, открытом в 1839 году. Египетская авеню Хайгета насчитывает 16 склепов — по восемь с каждой стороны. Вход на авеню украшает массивная арка в обрамлении крупных колонн в духе Карнакского храма и двух египетских обелисков. В 1820-30-е годы обелиски начали появляться на могилах людей, не имевших к Египту никакого отношения, — и быстро стали неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.


Египетская аллея на Хайгейтском кладбище. Гравюра XIX века Friends of Highgate Cemetery

В появлении египетской символики на европейских кладбищах нет ничего удивительного — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало. Получалось, что Древний Египет был цивилизацией великих фараонов и их жрецов. Отсюда и мистификация, ощущение тайны и сакральности, окружающей Древний Египет и все, что с ним связано.

Несмотря на то что горожане толпами и без всякой опаски ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян, уже в 1820-е стали появляться первые страхи и опасения. Они нашли отражение в литературных произведе-ниях, которые историки позже назовут египетской готикой. Первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон. Под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли «Франкенштейн» она написала в 1827 году готический хоррор «Мумия! ».

Кроме того, что Лудон была одной из первых писательниц-фантастов (действие книги происходит в XXII веке в мире, наполненном невероятными технологиями, одна из которых подозрительно напоминает интернет), она еще и придумала образ мстительной мумии. Правда, в книге Лудон месть мумии по имени Хеопс принимает форму скорее личного реванша, нежели страшного проклятия, которое может постигнуть каждого.

Имперская паранойя только подпитывала суеверный ужас перед древнеегипетскими тайнами. Одновременно происходил любопытный процесс адаптации экзотического жанра к классической викторианской готике: ожившие мумии разгуливали по мрачным старинным особнякам со скрипящими половицами. Впрочем, само появление мумии в контексте английского особняка выглядело вполне правдоподобно: англичане, побывавшие в Египте, часто привозили подобные артефакты к себе домой — в домашние музеи. В 1860-е годы появляется еще один гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже, вроде «Египетской истории о привидениях» («An Egyptian Ghost Story») о призраках в коптском монастыре. В коротком рассказе «История поместья Бэлброу », опубликованном в 1898 году, английское привидение-вампир завладевает телом мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает терроризировать домочадцев.

К концу XIX века политическая и экономическая ситуация в Египте заметно ухудшилась. Непомерные траты хедива Исмаила, а также неоправданное доверие, которое хедив оказывал своим европейским «советникам», постепенно привели страну на грань банкротства. Сначала британский премьер-министр Дизраэли в 1875 году совершает на деньги лондонских Ротшильдов «покупку века» — 47 % акций Суэцкого канала, — а через год англичане с французами устанавливают финансовый контроль над Египтом и создают Кассу египетского долга. В 1882 году Великобритания, подавив мощное восстание египетского офицерства, оккупирует страну фараонов.

Иллюстрация к роману «Фарос-египтянин» из журнала The Windsor Magazine. 1898 год Project Gutenberg

Одновременно археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе. Египет становится еще ближе к обывателю, читающему ежедневные газеты и посещающему публичные лекции и салоны. Именно в этот период египетская готика переживает настоящий расцвет. В 1898-1899 годах выходит роман «Фарос-египтянин » Гая Бутби, близкого друга Редьярда Киплинга. По сюжету Фарос — это мстящий осквернившим его землю англичанам Птахмес, верховный жрец фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамзеса II. Антиколониальный мотив (вернее, страх перед ним) чувствуется на протяжении всего рассказа. В частности, в эпизоде про мумию, которую отец главного героя вывез в свое время из Египта, встречаются такие слова: «О, мой друг из XIX века, твой отец украл меня из моей родной земли и из могилы, которая была предписана мне богами. Но остерегайся, так как наказание преследует тебя и уже скоро настигнет».

Коварный (и, вероятно, бессмертный) жрец, одетый как обычный лондонец, заманивает добродушного англичанина в Египет, где заражает того чумой. Ничего не подозревающий европеец плывет обратно в Англию — в итоге миллионы погибают от эпидемии. Но до этого Фарос устраивает своей жертве экскурсию по английскому парламенту и закрытым клубам, демонстрируя ему коррумпированность элиты. Удивительный сюжет соединил в себе все потаенные страхи жителя империи, в том числе и боязнь подхватить на Востоке страшную болезнь — не случайно в Порт-Саиде был установлен карантин для выезжающих в Британию судов. По удивительному стечению обстоятельств мумия настоящего Мернептаха была найдена археологами в 1898 году, когда автор романа Бутби был на отдыхе в Египте.

Первое издание книги Ричарда Марша «Скарабей». 1897 год

Из сочинений египетской готики создается ощущение, что мести восставших мумий и фараонов больше всего боялись элиты: в книге Ричарда Марша «Скарабей » древнеегипетское создание, не имеющее определенной формы, нападает именно на члена британского парламента. Собственно, ответственность политических элит за установление оккупации, а позже и протектората, была бесспорна — отсюда и страх возмездия, которое настигнет их первыми.

Книга была опубликована в один год с романом «Дракула» Брэма Стокера и значительно опередила его по продажам. Возможно, именно успех конкурента вдохновил Брэма Стокера на его другой роман «Проклятие мумии, или Камень семи звезд », рассказывающий историю о том, как молодой адвокат пытается оживить мумию египетской царицы Теры (в 1971 году по нему сняли фильм «Blood from the Mummy’s Tomb»).

Рассказы о смертоносных мумиях египетских цариц и жриц из литературного жанра постепенно переходили в разряд народных суеверий — и, наоборот, суеверия подпитывали литературу. Так, на протяжении нескольких лет в Британском музее разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.

Обложка журнала Pearson’s Magazine с историей «несчастливой мумии». 1909 год Wikimedia Commons

История, обросшая слухами и выдумками, берет свое начало в 1889 году, когда Британский музей получил от частного коллекционера саркофаг. При его осмотре стало понятно, что он принадлежал состоятельной женщине. Египтолог Уоллис Бадж, работавший тогда в департаменте египетских и ассирийских древностей, обозначил ее в музейном каталоге как жрицу Амона-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Несмотря на то что саркофаг был пустым, все упорно говорили о мумии и распространяли странные истории: мол, купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой — от той в скором времени ушел жених, потом у нее заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла. После чего «несчастливая мумия», как ее прозвали, попала в Британский музей. В музее козни мумии не прекратились — рассказывали, что со снимавшими ее фотографами случались разные неприятные инциденты. Написавший о ней журналист Бертрам Флетчер Робинсон умер через три года после публикации — ему было 36 лет. Близкий друг Робинсона Артур Конан Дойл сразу же заявил, что тот стал жертвой проклятия мумии. Разошлись даже слухи о том, что музей решил избавиться от мумии и послал ее в дар Метрополитену на лайнере «Титаник» в 1912 году — хотя саркофаг все эти годы не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, и на него и сегодня можно посмотреть в зале № 62 (так как «несчастливая мумия» до сих пор пользуется популярностью у публики, иногда саркофаг увозят на временные выставки). Кстати, создатель Шерлока Холмса внес свой посильный вклад не только в становление легенды о «несчастливой мумии», но и в жанр египетской готики: в 1890 году он выпустил короткий рассказ «Кольцо Тота », в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой. Еще в одном рассказе Дойла «Лот номер 249 », вышедшем двумя годами позже, мумия нападает на студентов Оксфорда: оказывается, что она действует по указке одного из учащихся.

Таким образом, к 1920-м годам среди прочих популярных представлений европейцев о Египте прочно укоренились легенды о смертоносных мумиях и проклятиях пирамид. Поэтому когда в 1923 году репортеры начали сообщать о том, что участники экспедиции Картера и причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, быстро нашлось объяснение, которое понравилось бы читателям Daily Mail. Публика, знакомая с рассказами Конан Дойла и Брэма Стокера, если и не верила в проклятие, то охотно его обсуждала — оживали не мумии, а знакомые с детства сюжеты.

Историки пытались посчитать, сколько рассказов и романов о мумиях и проклятиях вышло за весь колониальный период до начала Первой мировой войны — получилось что-то около сотни. Однако египетская готика не ограничивалась литературой — она создала целый набор довольно сомнительных представлений о Древнем Египте, которые до сих пор продолжают транслироваться в поп-культуре.

Источники

  • Beynon M. London’s Curse: Murder, Black Magic and Tutankhamun in the 1920s West End.
  • Brier B. Egyptomania: Our Three Thousand Year Obsession with the Land of the Pharaohs.
  • Bulfin A. The Fiction of Gothic Egypt and British Imperial Paranoia: The Curse of the Suez Canal.

    English Literature in Transition, 1880–1920. Vol. 54. № 4. 2011.

  • Day J. The Mummy’s Curse: Mummymania in the English-speaking World.
  • Hankey J. A Passion for Egypt: Arthur Weigall, Tutankhamun and the «Curse of the Pharaohs».

    L., N. Y., 2007.

  • Luckhurst R. The Mummy’s Curse: The True History of a Dark Fantasy.
  • Riggs C. Unwrapping Ancient Egypt.

Мумия - это тело, сохраненное путем бальзамирования. Его подвергают специальной химической обработке, благодаря которой процесс разложения тканей замедляется или прекращается вовсе. Мумификация возможна как естественная, так и искусственная.

Вокруг мумий всегда было множество тайн, они привлекали интерес как ученых, так и обывателей. Образом мертвых, но словно бы спящих людей, часто пугали. Людям интересен процесс мумифицирования, так как всегда хотелось прикоснуться к непознанной доселе грани между миром живых и мертвых.

Но поиск и раскопки древних захоронений оставались всегда уделом отчаянных смельчаков. Тем не менее сегодня множество мумий со всего света находится в музеях.

С их помощью можно много узнать о древних культах, не посещая отдаленные и экзотические страны, рискуя здоровьем и жизнью. Легенды, правда, гласят, что общение с мумиями небезопасно, и потревоженные мертвецы могут отомстить живым людям.

Мумификация особо изучалась в Древнем Египте, где практически каждый мог позволить себе после смерти сохранить свое тело. Во время эпохи фараонов это превратилось в священную традицию. Всего же за последние 3 тысячи лет предположительно было мумифицировано около 70 миллионов человек.

В IV веке большая часть египтян приняло христианство, согласно новой вере мумификация уже для жизни после смерти была не нужна. В итоге постепенно древняя традиция была забыта, а большинство гробниц разграблено еще в древности вандалами и ворами, ищущими сокровища.

В период Средневековья уничтожение мумий продолжилось - их даже растирали в порошок, создавая "волшебные" снадобья. Продолжили разорение гробниц уже современные охотники за сокровищами. Даже сравнительно недавний XIX век способствовал уничтожению мумий - бандажи мумий использовали как бумагу, сжигая тела в качестве топлива.

Сегодня мумифицирование осуществляется на вполне научной основе, пример тому - мавзолеи с телами вождей социалистических стран. Расскажем ниже о десяти самых известных мумиях в истории человечества.

Тутанхамон - наиболее известная мумия.

Сейчас она находится в Долине Царей под Луксором. Историки считают, что этот фараон ничем не выделялся среди череды правителей. Войдя на престол в 10 лет, уже в 19 лет Тутанхамон умер. Согласно данным египтологов юноша умер в 1323 году до н.э. своей смертью. Но самые интересные события, связанные с личностью этого фараона начались спустя три тысячелетия после его кончины. В 1922 году англичане Говард Картер и лорд Карнарвон обнаружили гробницу Тутанхамона, нетронутую грабителями. После того, как археологи вскрыли вложенные друг в друга деревянный и каменный гробы, они обнаружили золотой саркофаг. Так как в нем не было воздуха, то внутри хорошо сохранились даже цветы, не говоря уже о драгоценностях. Лицо фараона было закрыто маской из чистого золота. Однако за тем последовала череда несчастных случаев, давших повод говорить о проклятии древних жрецов. Всего через год Карнарвон неожиданно умер от воспаления легких (ходили слухи о таинственном моските), следом один за другим скончались помощники Картера, внезапно смерть настигла Арчибальда Рида, ученого, пожелавшего сделать рентген мумии. Разумные доводы общество не интересовали, а ведь большинство умерших ученых были преклонного уже возраста. Тем более сам Картер умер последним, в 1939 году. Газетчики просто подогнали факты для создания таинственной легенды.

Сети I.

Среди известных мумий выделяется другая египетская находка - останки Сети I. Это был один из самых великий воинов-фараонов за всю историю, ставший к тому же отцом другого легендарного правителя - Рамсеса II Великого. Правление Сети относится к эпохе 19-й династии. Согласно сохранившимся записям фараон успешно оборонял Египет от армии захватчиков соседней Ливии. Именно благодаря Сети I власть Египта простерлась до границ современной Сирии. Фараон правил 11 лет, сделав многое для процветания своей страны. Его могила была открыта в 1917 году случайно. Сильный дождь произвел обвал земли и открыл вход в гробницу, однако внутри исследователи увидели, что здесь уже побывали давным-давно грабители и мумии внутри не оказалось. Само же вскрытие гробницы стало резонансным явлением, как и вскрытие могилы Тутанхамона. Но в 1881 году в тайнике Дейр эль-Бахри хорошо сохранившаяся мумия Сети была все же найдена. Сегодня она хранится в Каирском Египетском музее.

Рамсес II.

Сын Сета, Рамсес II Великий царствовал целых 67 лет в 1279-1212 годах до н.э. На момент своей смерти фараону было более 90 лет. Рамсес стал одним из самых известных правителей Древнего Египта. Его мумия была обнаружена Г.Масперо и Э.Бругш в упомянутом уже тайнике Дейр эль-Бахри в 1881 году среди других царских тел. Сейчас она находится в Каирском музее, давая прекрасную возможность представить, как выглядел великий правитель. Хотя тогда обычный египтянин не превышал 160 см, рост фараона составлял около 180 см. Ученые отмечают, что черты лица мумии похожи на изображения правителя в молодости. В 1974 году египтологи музея обнаружили, что состояние мумии стало ухудшаться. Для проведения медицинской экспертизы ценный экспонат было решено отправить в Париж, для этого Рамсес даже получил египетский паспорт. Во Франции мумия была обработана и проведена ее диагностика. Она показала, что Рамсес имел раны и переломы от сражений, а также страдал от артрита. Эксперты даже смогли определить некоторые виды трав и цветов, которые использовались для бальзамирования, к примеру - масло ромашки.

Рамсес I.

Дедом Рамсеса великого и основателем династии рамсессидов являлся Рамсес I. Фараон до того как стать правителем обладал следующими официальными титулами: "Заведующий всеми конями Египта", "Комендант крепостей", "Королевский писец", "Возничий его Величества" и другие. До своего царствования Рамсес был известен в виде военоначальника и сановника Парамесу, служа своему предшественнику, фараону Хоремхебу. Именно эти два фараона смогли восстановить экономику и политическую стабильность в стране, пошатнувшиеся после религиозных реформ Эхнатона. Гробница Рамсеса I была случайно найдена в Дейр эль-Бахри Ахмедом Абд эль-Расулом, когда тот искал своего потерянного козла. Мужчина являлся известным представителем семейства расхитителей гробниц. Ахмед стал распродавать многочисленные предметы из захоронения туристам и коллекционерам. Когда гробницу официально обнаружили в 1881 году, мумии самого фараона там уже не оказалось. В захоронении было найдено 40 других мумий, саркофаги и многочисленные экспонаты, в том числе и гроб самого Рамсеса. Согласно исследованиям дневников, писем и отчетов того времени было обнаружено, что мумию за 7 фунтов приобрел себе канадский врач Джеймс Дуглас в 1860 году. Он приобрел реликвию для владельца музея в Ниагаре. Там-то она и хранилась на протяжении последующих 130 лет, пока ее не приобрел музей имени Майкла Карлоса в Атланте за 2 миллиона долларов. Конечно, не обошлось без сомнений в том, что это мумия именно Рамсеса, утерянная в XIX веке. Однако результаты проведенной компьютерной томографии, рентген и радиоуглеродный анализ показал сходство тела с другими представителями династии, тем более что имелось и внешнее сходство. В результате мумия фараона с почестями была возвращена в Египет в 2003 году.

Отци (или Эци).

В ряду зловещих мумий особое место отводится Отци (или Эци). В 1991 году два немецких туриста обнаружили в Альпах вмороженное в лед тело. Поначалу они приняли его за современное, но только в морге австрийского Инсбрука был узнан истинный возраст Отци. Естественно мумифицированный человек хранился во льдах около 5 тысяч лет и относится к эпохе халколита. Фрагменты его одежды прекрасно сохранились, правда многие из них были взяты на сувениры. В результате многочисленных публикаций о мумии ей было дано более 500 прозвищ, но в истории осталось то, которое ей дал венский репортер Вендель в честь долины Эцталь. В 1997 году было дано и официальное название находке - Ледяной человек. Сегодня находка хранится в Археологическом музее Южного Тироля в Больцано. Рост Отци на момент смерти составлял 165 см, а вес - 50 кг. Возраст мужчины составлял около 45 лет, питался он последний раз мясом оленя, а принадлежал к небольшому племени, занимавшимся сельским хозяйством. Отци имел на себе 57 татуировок, с ним был медный топор, лук и множество предметов. Ученые со временем отмели первоначальную версию о том, что Отци просто замерз в горах. На его теле были найдены многочисленные раны, ушибы и переломы, следы крови других людей. Криминалисты считают, что Ледяной человек спасал своих соплеменников и нес их на плечах, либо же просто был захоронен в Альпах. С именем этой мумии также связана история с проклятием. Говорят, что найденный Ледяной человек стал причиной гибели шестерых человек. Первым из них стал немецкий турист Гельмут Симон. Он получил за свою находку премию в 100 тысяч долларов и на радостях решил снова побывать на этом месте. Однако там его настигла смерть в виде снежной бури. Только закончились похороны, как от сердечного приступа погиб спасатель, нашедший теперь уже Симона. Судмедэксперт, проводивший экспертизу тела Отци также вскоре погиб в автокатастрофе, причем это случилось в момент его путешествия на телевидение с целью дать интервью о находке. Погиб и профессиональный альпинист, сопровождавший исследователей к месту находки - ему на голову при обвале упал огромный камень. Прошла пара лет и вот уже от опухоли мозга скончался австрийский журналист, присутствовавший при транспортировке мумии и снявший о ней документальный фильм. Последней из жертв мумии на сегодня считается австрийский археолог, изучавший тело. Но в изучение мумии были вовлечены сотни людей, так что такая цепочка могла стать просто случайностью.

Принцесса Укока.

В 1993 году на Алтае была совершена сенсационная находка. Во время раскопок древнего кургана во льду обнаружили хорошо сохранившиеся тело женщины, которая получила название Принцесса Укока. Она умерла в возрасте 25 лет, а жила в V-III веках до н.э. В найденной камере помимо мумии обнаружили еще и останки шести коней с седлами и сбруей, что свидетельствовало о высоком статусе похороненной женщины. Она к тому же была качественно одета, а на ее теле присутствовали многочисленные татуировки. Хотя ученые и обрадовались находке, местные жители сразу же стали говорить о том, что потревоженная могила и дух принцессы принесут несчастья. Некоторые алтайцы утверждают, что мумию, хранимую ныне в Новосибирском институте археологии и этнографии, следует захоронить или вернуть на родные земли. Следствием нарушение покоя духа стали участившиеся на Алтае землетрясения и сейсмологическая активность, увеличившиеся число беспричинных самоубийств. Бытует мнение, что все эти события - месть принцессы. Говорят даже о сломанных приборах и о разбившихся вертолетах, на которых планировали везти мумию, однако информация об этом не подтвердилась. Хотя народная молва и возвела мумию в ранг принцессы - прародительницы всех алтайских народов, ученые развенчали этот миф. Женщина принадлежала к богатому, но среднему классу. К тому же исследования ДНК показали, что она относилась к европеоидной расе, что вызвало протест и недоверие со стороны местных народов, относящихся к монголоидам.

Синь Чжуй.

В 1971 году в китайском городе Чанша была обнаружена мумия богатой китайской женщины династии Хань по имени Синь Чжуй. Она умерла в 168 году до н.э. в возрасте 50 лет. Супруга высокопоставленного чиновника, представительницы древней тайской народности, была похоронена необычным способом. Саркофагов всего было четыре, и они были вложены один в другой, задерживая процедуры разложения. Само же тело плавало в 80 литрах желтоватой жидкости, рецепт которой так и остался невыясненным, так как она сразу же испарилась. Вскрытие дало поразительные результаты - тело весило всего 35 кг, при этом суставы сохранили подвижность, а мышцы были все также эластичными. Даже кожа сохранила свой оттенок. Около усопшей было обнаружено множество различных предметов, в том числе рецепты ее любимых блюд. Также в саркофаге обнаружились десятки книг по медицине, где в мельчайших деталях рассказывалось об операциях по увеличению мозга и шунтированию сердца. Также исследователи нашли там еще одну необычную находку. На куске шелка размером в квадратный метр была нанесена карта трех китайских провинций в масштабе 1:180000. Однако точность рисунка поражало! Она абсолютно соответствовала спутниковым данным. Загадочность мумии придал и факт гибели одного из ученых, участвовавших в исследованиях, от непонятной болезни. Сейчас мумия располагается в историческом музее города Чанша.

Таримские мумии.

В пустынных местах Таримской впадины в начале XX столетия были обнаружены Таримские мумии. Примечательно, что эти люди были европеоидами, подтверждая теорию о широком распространении людей этой расы во внутренней Азии. Наиболее древние мумии относят к XVII веку до н.э. Эти люди имели длинные русые или рыжие волосы, которые заплетали в косы. Неплохо сохранились и их ткань - плащи из войлока и гетры с клетчатым рисунком. Одной из самых известных таримских мумий является Лоуланьская красавица. Эта молодая женщина была около 180 см роста, и имела русые волосы. Ее нашли в 1980 году в окрестностях Лоуланя. Возраст находки превышает 3800 лет. Сегодня останки женщины хранятся в музее города Урумчи. Примечательно, что рядом с ней было найдено захоронение 50-летнего мужчину с волосами, заплетенными в 2 косы и 3-х месячного ребенка с бутылочкой и рога коровы и соской из вымени овцы. Там же были найдены предметы древней утвари - колпак, решето, сумка. Краниометрические данные исследований говорят о том, что таримские мумии имеют антропологическое сходство с индоевропейцами.

Даши Доржо Итигэлов.

В 2002 году состоялось важное событие - вскрытие саркофага с телом известного бурятского деятеля начала XX века - Даши Доржо Итигэлов. Буддист-подвижник прославился еще при жизни. Он родился в 1852 году, прославившись и как монах, и как знаток тибетской медицины. Сведений о его родственниках не сохранилось, что дает буддистам возможность лелеять легенду о внеземном происхождении священника. С 1911 года и до Революции он являлся главой российский буддистов. В 1927 году лама собрал учеников и приказал им навестить его тело спустя 30 лет, а затем, читая молитвы, ушел в нирвану. Тело умершего поместили в кедровый ящик и согласно его воле вскрывали в 1955 и 1973 годах, дабы убедиться в нетленности. Никаких посмертных изменений и признаков разложения на покойнике найдено не было. После 2002 года покойного, не создавая каких-либо специальных условий, поместили в стекле в монастыре на всеобщее обозрение. Хотя какие-либо биомедицинские исследования организма были запрещены после 2005 года анализ волос и ногтей показал. Что их белковая структура соответствует состоянию живого человека, а вот содержание брома превышает норму в 40 раз. Никаких научных объяснений феномену так и не успели найти, паломники же тысячами потянулись к нетленному телу в Бурятию, Иволгинский дацан.

Ленин.

Имя Ленина знакомо в нашей стране каждому. Это российский и советский политический и государственный деятель, создатель партии большевиков, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года. Владимир Ильич являлся председателем Совета Народных Комиссаров сначала России, а затем и СССР. В 1924 году вождь умер, а его тело решили сохранить. Для этого был призван профессор Абрикосов, которые забальзамировал умершего специальным составом. Уже ко дню похорон был построен деревянный мавзолей. Первоначально бальзамирование было рассчитано на короткий срок, чтобы успеть провести похороны. Сам Абрикосов считал борьбу за сохранение тела бессмысленной, так как наука просто не умеет делать этого, тем более на теле появились трупные пятна и пигментация. Споры о методах мумификации велись достаточно долго - около 2 месяцев! Метод низких температур с установкой холодильной камеры был отвергнут, 26 марта началась работа над телом по быстро разработанному уникальному методу, аналогичному египетским мумифицированиям. К тому времени тело уже приобрело разительные изменения. Темные пятна вывели с помощью уксусной кислоты, мягкие ткани были пропитаны раствором формальдегида и бальзамирующими средствами. 1 августа 1924 года Мавзолей был открыт для посещения, мимо саркофага прошло за все время почти 120 миллионов человек. Мумию периодически подвергают биохимической обработке, при этом специалисты считают, что при должном уходе останки могут сохраняться неопределенно долгое время. В настоящее время ведутся споры по поводу самого факта мумифицирования вождя. Его роль в истории уже пересмотрена, да и факт сохранения тела носил не личностный (с разрешения и просьбы родственников), а политический характер. Все чаще доносятся призывы о захоронении Ленина в землю.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...