«Герой нашего времени» образ Ундины. Ундина в романе герой нашего времени лермонтова характеристика, образ, описание сочинение


/ / / Сравнительная характеристика Печорина и «ундины»

Ундина в произведении Лермонтова «Герой нашего времени», предстает перед читателем в образе женщины-загадки. У нее необычная внешность длинные волосы и замечательный голос. Она, как морская серена, заманивала своего друга Янко на берег. На тот же зов откликнулся и Печорин.

Молодой человек долго наблюдал за ундиной. В ней он разглядел именно ту, естественную красоту, которая присуща только русалкам.

Девушке было около восемнадцати лет. Она была вся наполнена небольшими странностями, никогда не отвечала прямо на вопросы, и этим заинтересовала Печорина еще больше. Ему, как опытному обольстителю, хотелось раскрыть все ее секреты, проникнув в ее сознание. Но девушка только смеялась. Этот смех не был издевательским, нет. Скорее это был некий флирт, игра с Григорием Александровичем.

Мужчине это перестало нравиться, ведь он ожидал чего-то большего, хотя сам не мог точно ответить, чего именно. Любовь этой девушки ему была не нужна. Разве что близость? Но это было слишком пошло. Не сказать, что девушка была красавицей, нет. Она просто была особенной.

А был сложным по характеру, даже для самого себя. Он много размышлял о том, зачем он пришел в этот мир. Долго думал, зачем приносит людям страдания, но, тщетно. И мужчина решил просто жить и получать радости. Все свои эмоции и тайны он предпочитал оставлять в своем дневнике. Ведь мужчина только его считал настоящим другом и был до конца честен только с пером в руках.

Вечером ундина исчезала из вида Печорина. И тогда он начал наблюдать за слепым мальчиком, который ходит с какой-то целью ночью на берег. Мужчина выяснил, что и его «русалка» и незрячий парнишка участвуют в сговоре с контрабандистом. Он решил припугнуть «компроматом» ундину и тем самым возможно заполучить от нее «плату за молчание». Конечно же деньги не интересовали Печорина. Возможно, Григорий Александрович просто хотел посмотреть на дальнейшие действия «банды».

В какой-то момент мужчине показалось, что он выиграл в этой «незримой» войне, и его хитрость сработала. Она пришла к нему, была рядом и звала на берег. Они плыли молча, и она улыбалась. Девушка знала, что офицер не умеет плавать. В ее голове возник коварный план. Она готова пойти на убийство приезжего красавца, только лишь для того, чтобы тот не навредил ее Янко.

Девушка любила своего Янко со всеми его недостатками. Он не дарил ей дорогих подарков, а покупал лишь ленты в волосы. Об этом упомянул слепой мальчик, когда они в тумане ждали контрабандиста. Она любила его настолько, что даже не думала о близости с другим.

Но Печорин понял ее замысел. В какой-то момент девушка кинулась на него, пытаясь скинуть в воду, но сама оказалась в воде и утонула. Ну, по крайней мере, именно так и подумал Печорин. Он не стал сожалеть о гибели девушки, а быстро стал грести веслами к берегу.

Позже он увидел спасенную ундину, услышал их разговор с Янко. Она бросала слепого мальчишку, бросала старушку мать ради того, чтобы на веки быть с любимым.

Печорин же был ею забыт. Он не смог добиться желаемого, но его самолюбие от этого не страдало. Он немного сожалел о том, что так хладнокровно вмешался в чужую судьбу. Офицер понимал, что лишил слепого мальчишку единственного заработка.

Печорин покидал это место с неприятным на душе чувством, так до конца и не разобравшись чем именно оно было вызвано.

Цели:

  • Образовательная : выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;
  • Развивающая : систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;
  • Воспитательная : воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;

Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.

Методическое обеспечение урока:

  • Наглядные пособия : портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации Печорина с княжной Мэри, Бэлы.
  • Дополнительная литература : отрывки из статей В.Г.Белинскогом «Герой нашего времени», В.А.Сологуба «»Воспоминания», Л.Н.Васильева «Струн пламенные звуки. Мой Лермонтов».
  • Раздаточный материал :тестовые задания

Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; (чтение отдельных отрывков из романа в сопровождении кратких сообщений и цитирование отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).

Эпиграф:

Я никогда не считался рабом любимой женщины.

М.Ю.Лермонтов

Ход урока

I. Организационный момент

Постановка целей.

II. Проверка ранее изученного материала: В.Г.Белинский о романе Лермонтова (отдельные отрывки). Тестирование:

Тестирование

1. Кто рассказывает историю Бэлы?

2. Как сложилась судьба Бэлы?

а) её увёз Казбич;
б) она осталась с Печориным;
в) она вернулась к своим родным;
г) она умерла.

3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?

а) в дом старухи;
б) на берег моря;
в) в трактир;
г) в сосновый бор.

4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?

а) Печорин не пошёл на него;
б) ундина чуть не утопила Печорина;
в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику;
г) она назначила вторую встречу.

5. Чей это портрет?

«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала»

а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.

6. В повести «Тамань» действующим лицом является:

а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.

7. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.

а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.

8. Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «...зачем я жил? для какой цели я родился?..» и делает вывод: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...» Как закончилась жизнь героя?

а) Женился на Вере;
б) Уехал за границу;
в) Умер, возвращаясь из Персии;
г) Стал членом тайного общества.

III. Работа по теме

Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить друж­бой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однознач­ной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безыс­ходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его пове­дения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.
На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов.
Эпиграфом нашего урока будут слова из романа «Я никогда не считался рабом любимой женщины».
– Как вы их понимаете?

– Работать мы будем в группах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая группа будет рассматривать образ одной женщины.

IV. Задания группам

I группа: Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? По­чему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

(Тезисы ответов учащихся: Бэла – черкешенка, похищенная Печориным. Она жила и воспитывалась среди "естественных" людей, "детей природы". Характерной чертой её народа является гармония с окружающим миром. Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано этого. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость Печорина к этому миру.
Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не любить эту "славную девочку". Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина, охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное "да".
Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни одним словом.
Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение.
Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое.
Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность, страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение).

II группа: Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?

3. Какова композиционная роль ее образа?

(Тезисы ответов: Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке).
Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека.
Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами.
Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить.
Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру "честных контрабандистов", живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них).

III группа: Печорин и Мери

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

(Тезисы ответов: Княжне Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла. которой посвящена небольшая повесть, и чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина. В то время как Бэле была отдана вспышка настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней.
Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об этом не узнает. Прямое человеческое движение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер).
Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны. это холодная светская дама, умеющая скрывать свои чувства, пряча их за маской томности, а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку ("Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?"). Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.
Запись Печорина 6 июня ("зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?") многое объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви.
Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему "дороже жизни, чести, счастья". Таким образом, Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя по-прежнему его любит).

IV группа: Печорин и Вера

1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

(Тезисы ответов:Образ Веры, на наш взгляд, раскрыт недостаточно, в романе отсутствует рассказ о ее психологических и культурных связях с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью.
Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она его не за привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает.
Ничего не известно ни об образе жизни Веры, ни о её отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта.
Но "Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного". И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина.
В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что Печорин даже ради Веры не готов жертвовать своей свободой).

V. Вывод

Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.

VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?

VII. Итог урока

Рефлексия: в начале урока учащиеся получили по две карточки-зелёную и красную. Зелёная означает положительный результат, красная – отрицательный.

При выходе из класса учащиеся помещают каточки в кармашек с вопросами:

– в группе сохранилось единство и партнерские отношения?
– единство группы в ходе работы было нарушено?

Литература:

1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени». М., «Рипол Классик», 1999
2. Герштейн Э. «Герой нашего времени». М., «Художественная литература», 1976
3. Коплан И.Е . «Анализ произведений русской классики». – М.,«Критическая литература», 1997
4. М.Ю.Лермонтов в школе. Пособие для учителя. /сост. А.А.Шагалов. – М., Просвещение, 1976
5. М.Ю.Лермонтов . «Герой нашего времени». Комментарии В.А. Мануйлова, О.В. Миллер. С.-П., Гуманитарное агентство «Академический проект, 1996
6. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени». М., Просвещение, 1989

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» присутствуют четыре ключевых женских персонажа. Как сказал известный критик В.Г. Белинский, женские образы в этом произведении удались на славу.

Хронологический порядок частей романа нарушен, поэтому первой в жизни Григория Александровича Печорина появляется так называемая ундина - барышня из главы «Тамань». Герой впечатлен и заинтригован, как это явствует из его описания:

«Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но… «…»… в ней было много породы… «…»… правильный нос свел меня с ума».

Печорин, видя ее впервые, пытается понять мотив ее действий, но безуспешно:

«На лице ее не было никаких признаков безумия; напротив глаза ее с бойкой проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса».

В сущности, девушка-русалка или, как называет ее герой, ундина - единственный женский персонаж, оказавший ему некое противостояние. И чисто физическое (пыталась утопить), и психологическое (ей он совершенно не нужен и не важен, она просто боится его, как свидетеля). И да, эта женщина вела с ним игру, руководствуясь сугубо своими соображениями. Никакой личной заинтересованности именно в нем у барышни не было, на его месте мог оказаться любой, не к месту проявивший свое любопытство. Она целует его с целью заманить в море, где рассчитывает избавиться от потерявшего голову молодого человека. Но замысел ее не удался: Печорин уже в ту пору головы своей не терял, хотя и проявил известную слабость в этом вопросе.

Далее по хронологии речь идет о событиях в Пятигорске, где появляется княжна Мери. Эта бедная девушка впервые столкнулась с мужчиной, имеющим иные взгляды на жизнь, нежели те, которые приняты в современном обществе, и оказалась к этому не готова. По всему видно, что ее судьба должна была бы сложиться по «стандартной» схеме того времени… но и тогда, и сейчас, по всей видимости, у «плохих» юношей шансы на успех были выше.

Мери - прелестная романтическая девушка, которая доверчиво попадается в ловушку более опытного и менее сентиментального человека. Подкупает ее то, что Печорин по-своему честен: он не ловелас, стремящийся обольстить юную невинную барышню. Его задел Грушницкий - просто потому что эти два типа людей редко могут мирно сосуществовать в тандеме, и несчастную княжну «зацепило» по инерции. Она не жеманная кисейная девица, которая тонко играет по общепринятым правилам светского окружения, она искренне влюбилась, доверилась… но не тому. Ее беда в том, что она, вольно или невольно, но слишком романтизировала облик Печорина.

В сущности, он не лгал княжне, не пытался ее скомпрометировать. Но их взаимоотношения он рассматривал будто бы извне - в то время, как она оказалась в самом центре событий. Героиня вызывает симпатию и искреннее сочувствие, поскольку она не глупа, добра и самоотверженна. Взять хоть пресловутый эпизод со стаканом, который она помогла Грушницкому поднять: ведь она опасливо взглянула в сторону матери, но это было уже запоздалым проявлением внимания к правилам общества. А первичным позывом души было помочь нуждающемуся.

Одновременно с княжной Мери в романе появляется еще одна женщина - Вера. Только она, в отличие от княжны, встречает Печорина не впервые. Между ними были близкие отношения в прошлом, и в Пятигорске они снова вспыхивают - во всяком случае, со стороны Веры. Печорин считает ее единственной женщиной в мире, которую он не в силах был бы обмануть. Определенно сказать, с чем это связано, сложно. Но, кроме всего прочего, ни об одной другой женщине в романе сердце героя не болит.

«Вера больна, очень больна… «…»… я боюсь, чтобы не было у нее чахотки», «сердце мое болезненно сжалось…»

По всей видимости, если б Печорин мог (не боялся!) любить всей душой, как многие другие люди, он любил бы именно Веру. Но сейчас речь не о нем, а о ней: она сумела стать ему близким человеком, другом, можно сказать. Забегая вперед, могу сказать, что Бэла другом ему не являлась никаким образом, да и княжна Мери не удостоилась такого доверия. Ради Печорина Вера пожертвовала своим семейным благополучием, признавшись мужу, что любит другого, а по тем временем это не сейчас на развод подать… И нельзя сказать, чтоб все было втуне: получив ее прощальное письмо, герой опрометью мчится ее догонять, но не успевает, и мы видим непривычную картину, в которой он лежит, обессиленный, и отчаянно рыдает, лежа в мокрой траве.

И, наконец, Бэла. Самый трагический женский персонаж… Юная черкешенка, похищенная из отчего дома, вырванная из привычной жизни, окружения, традиций… Все бы ничего, если б после ее похищения можно было бы все вернуть на свои места. Ну, понял Григорий Александрович: не мое, надоело, - и ушла восвояси, откуда пришла. Порыдает, успокоится, встретит другого! Но сейчас не двадцать первый век с привычным явлением временного сожительства без обязательств: сошлись - разошлись, все свободны. Обратно в аул Бэле дороги нет, она уже «отрезанный ломоть», и ничего хорошего ее там не ждет, хоть и говорит герой: «… если хочешь, вернись к отцу, - ты свободна». И в крепости она оказалась не ко двору. Бедная девочка! Вот уж точно жертва Печорина.

Все его душещипательные мысли, все рассуждения, весь романтический ореол - все уже неважно. Да, он приносит всем сплошные страдания: ундине, с которой он даже не знаком! – ломает сложившуюся жизненную колею своим внезапным вторжением, Вера уже вторично разрушает семью, Мери еще долго не оправится от болезненного разочарования… но так варварски поступает, пожалуй, он только с Бэлой.

Опять-таки, не со зла… но это я все о Печорине. Он, видите ли, поручил духанщице приучить ее к мысли, «что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня…». Он приглянулся ей сразу, когда она его впервые увидела на свадьбе в ауле. Но разница между ее и его понятием о счастье и семье немыслимая. Бэла здесь - жертва, отчасти это обусловлено менталитетом, отчасти - обстоятельствами. Она могла расцвести, могла! Но для этого нужна была любовь, которая подпитывала ее изначально, с первый дней в крепости.

Бэла не просила ничего иного, кроме любви, а это оказалось для Печорина непосильной платой. Она не реагировала на подарки и красивые слова, пока он не решился на крайние меры: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя: прощай, я еду - куда? Почему я знаю! Авось недолго буду гоняться за пулей…».

Бэла не перенесла мысли о возможной гибели любимого из-за нее. За что, как станет ясно чуть далее по тексту, заплатила своей собственной жизнью.

Нельзя сказать, что героини романа похожи между собой. У них различны семейное и социальное положения, вера, род занятий. Единственное, что их объединяет - корень их несчастий на данный момент времени. Беспощадная любовь к человеку, который не смог сделать ни одну из них счастливой в силу собственной неспособности к счастью как таковому…

Краткое сочинение по литературе на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Характеристика Бэлы, Княжны Мери, Ундины, Веры

М.Ю. Лермонтов создал один из первых русских психологических романов, в котором главную роль играет не сюжет, а раскрытие души. Повествование направлено на то, чтобы показать все грани характера главного героя, Григория Печорина. Встречи с разными людьми, общение и взаимодействие с ними также передают его личные качества. А каковы же женские персонажи романа?

Первой перед читателями предстает Бэла – самая экзотическая из всех девушек. Она, дочь кавказского князя, «черкешенка», увлекла главного героя пленительной, чистой внешностью, огромными глазами и «диким», неиспорченным светскими условностями поведением. Печорин украл Бэлу из отчего дома, гордая девушка сначала отвергала похитителя, а потом страстно полюбила. Героиня жила и горела этой первой любовью. Печорин стал для нее всем, она не пыталась его привлечь или нарочито отвергнуть, чтоб разжечь интерес, как делали светские красавицы, Бэла просто любила и отдавала всю себя. Но герою наскучили и эти настоящие чувства, он охладел к черкешенке, оставлял ее одну, хотя за ней охотился ее поклонник. В один из таких одиноких дней девушка была убита. Умирая, она остается самоотверженно любящей, не обвиняет Печорина, а переживает о другом: «Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича». Бэла – образец нравственной чистоты и самопожертвования, она — погибшая надежда Печорина на воскрешение своей души.

В следующей главе нас ждет «ундина» – самая загадочная героиня, о ней неизвестно ничего, даже имени. Она привлекла героя таинственностью и красотой, от нее так и веяло какой-то авантюрой. Ловкость, проницательность, коварство, подвижность – эти качества роднят девушку со змеей. Да и занимается она совсем не честным делом: вместе с лодочником Янко они промышляют контрабандой. «Ундина» развеяла на некоторое время скуку Печорина, когда он раскрывал ее тайну. Однако момент, когда герой узнал, что девушка — контрабандистка, чуть не стал роковым: хитрая «русалка» (так еще ее называет Печорин) пригласила любопытного мужчину на свидание и чуть не утопила. «Ундина» выражает собой переменчивую судьбу, но и сама становится ее жертвой: после разоблачения они с Янко скрываются.

Княжна Мери – самая знатная из девушек, представительница «водяного общества». Героиня уже отравлена светом: поверхностная, ветреная, фальшивая: «Княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается». Однако эта красивая девушка с выразительным лицом и «бархатными глазами» привлекает не только внешностью. Княжна умна, образована, способна еще к сильным чувствам, потому что неопытна, ей еще не приходилось обмануться. А вот с Печориным пришлось. Герой сыграл на романтических чувствах девушки и соблазнил ее со скуки, от желания досадить «заклятому другу» Грушницкому, из соображений близости княжны к давно любимой Вере. Печорин разбил Мери сердце, возможно, после него она и обретет те привычные для света холодность и бесчувственность, которых ей так не хватало.

Вера – самая значимая для героя женщина. Она уже не юна, многое пережила, как и герой. Они любили друг друга и раньше, и чувство не угасло на момент новой встречи. Вера – единственная, кто по-настоящему знает Печорина, перед ней не надо разыгрывать роли, ей не надо врать. Но это понимание не делает героиню счастливой. Она замужем за нелюбимым и медленно умирает: «Очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию» — говорит о ней доктор Вернер. Вера готова на все ради любви, она жертвует собой, принимает Печорина со всеми его недостатками, а он, в свою очередь, не может ее обмануть и забыть. Краткий миг встречи сменяется трагическим расставанием: Вера вынуждена уехать. И она, и он понимают, что будущего нет, оттого горше их расставание и слаще их безнадежная любовь.

Отношения с женщинами раскрывают личность Печорина, показывают его в любви. По сути, любовь в его жизни одна – Вера, остальное — страсть, приключение или новизна. Герой нигде не может найти счастья и покоя, в том числе, в любви. Он лишен цели, ориентира, смысла, отдушины, вот что делает Печорина несчастным, а его жизнь, окруженную женским вниманием, скучной и пресной.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Печорин в системе женских образов «Героя нашего времени»


Образы женщин в романе «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии характера главного героя - Печорина. Ведь тонкие грани его души, его недостатки и положительные стороны наиболее ярко можно увидеть, когда герой взаимодействует с женщинами, в которых влюблен, которые влюблены в него.

Ни одна любовь Печорина не заканчивается счастливо. Он сам приходит к мысли, что единственное, что он умеет в жизни, это разрушать чужие надежды. Печорин, как огня, боится женитьбы. Еще этот герой отмечает, что любит женщин только ради себя, ради собственного удовольствия, с жадностью поглощая чужие чувства, ничем не жертву ради любимой женщины. Он хочет быть любимым сам и никак не может насытиться в этом желании.

Образ Бэлы в «Герое нашего времени»


Пожалуй, самый яркий женский персонаж «Героя нашего времени» - это Бэла. Она прекрасная дочь горного князя, похищенная влюбленным Печориным. Бела дикарка, необразованна, непосредственна. Однако она - олицетворение гордости и чувства собственного достоинства. Бэла – настоящая женщина в своих любовных чувствах. Ее любви невозможно добиться страхом, подарками, красивыми словами. Бэла не знает хитрости, она открыта и не скрывает своих чувств.

Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.

Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая. Пылкая любовь Бэлы - одна на всю жизнь.

Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе. Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.

Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.

Образ ундины в «Герое нашего времени»


Еще одна девушка в романе - контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.

Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»

Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Образ Мери в «Герое нашего времени»


Женские образы «Героя нашего времени» продолжает княжна Мери. Это - юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:

«…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…»

Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.

«Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…» - говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.

Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком - почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу. Неопытная в жизни Мери - легкая добыча умелого обольстителя Печорина.

Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:

«Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. «Я вас ненавижу» - вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь? Сможет ли любить?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Образ Веры в «Герое нашего времени»


Вера - это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.

Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.

Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:

«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»

Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:

«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»


Поделиться в социальных сетях!
Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...