Главные герои повести. Володя и Зинаида. Персонажи повести: Майданов. Граф Малевский. Мать Зинаиды Первая любовь тургенев главный герой


Повесть «Первая любовь» Тургенева была написана в 1860 году, и во многом стала отражением личных переживаний автора. Это история о первой, еще полудетской влюбленности, которой пришлось столкнуться со взрослой любовью, полной драматизма и жертвенности.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Первая любовь» по главам, а после – пройти тест для проверки полученных знаний. Краткий пересказ произведения пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Владимир – шестнадцатилетний юноша, которому пришлось пережить все радости и беды первой любви.

Зинаида – 21-летняя обедневшая княжна, избалованная мужским вниманием, в которую был влюблен Владимир.

Петр Васильевич – отец Владимира, умный, свободолюбивый мужчина средних лет, который завел роман с Зинаидой.

Другие персонажи

Княжна Засекина – мать Зинаиды, неопрятная, необразованная женщина с дурными манерами.

Мать Владимира – сдержанная, деликатная женщина, которая была гораздо старше своего супруга.

Малевский, Лушин, Майданов, Нирмацкий и Беловзоров – поклонники Зинаиды.

Глава 1

Шестнадцатилетний Володя готовился к поступлению в университет на даче у родителей. Он жил в предчувствии чего-то необыкновенного и этому « было суждено скоро сбыться ». Вскоре в небольшой флигелек въехало семейство княгини Засекиной.

Глава 2

Во время одной из прогулок Володя увидел в компании молодых людей необычайно привлекательную белокурую девушку. Незнакомка поразила юношу в самое сердце и он, почувствовав « небывалое волнение », убежал домой.

Глава 3

На следующее утро все мысли Володи были заняты только тем, как познакомиться с объектом своей страсти. Выручила юношу мать, которая приказала « сходить к княгине и на словах объяснить ей », чтобы та пожаловала к ней в гости.

Глава 4

Оказавшись в покоях Засекиных, Володя был неприятно удивлен излишней простоте и неопрятности убранства и самой княгини. Полной противоположностью оказалась ее дочь Зиночка – нежная, изящная, с прекрасными манерами. Она призналась, что старше Володи на пять лет, и попросила говорить ей « всегда правду ». В этот миг юноше было так « хорошо, как рыбе в воде ». Но вскоре его радость померкла, когда у Засекиных появился молодой гусар и преподнес Зинаиде котенка – Володя впервые в жизни ревновал.

Главы 5-7

Мать Володи нашла княгиню « женщиной весьма вульгарной », навязчивой и корыстной. Выяснилось, что она была дочерью богатого приказчика, и вышла замуж за разорившегося князя, который вскоре промотал и ее приданое.

На приеме у родителей Володи княгиня Засекина « нисколько не чинилась », в то время как Зинаида « держала себя очень строго, почти надменно, настоящей княжной ». Прощаясь, она пригласила Володю прийти к ним вечером.

Придя в назначенный час к Засекиным, Володя увидел Зинаиду в окружении молодых людей. Среди ее поклонников оказались « граф Малевский, доктор Лушин, поэт Майданов, отставной капитан Нирмацкий и Беловзоров ». Гости вовсю веселились: играли в фанты, « пели, и танцевали, и представляли цыганский табор ».

Глава 8

Мать была против общения Володи с соседями, которых считала дурно воспитанными. Она напомнила сыну, что он должен « готовиться к экзамену да заниматься ».

Володя поделился своими впечатлениями о Зинаиде со своим отцом – человеком умным, интересным, который превыше всего ценил свободу. После разговора с Володей он « велел оседлать себе лошадь » и отправился к Засекиным. Вечером юношу застал Зинаиду бледной и задумчивой.

Глава 9

Володя изнывал от любви к Зинаиде, которая к тому времени увлеклась игрой со своими поклонниками – « она их всех держала на привязи, у своих ног ».

Однажды Володя застал свою избранницу в странном настроении. При взгляде на его лицо она отметила, что у него « такие же глаза », а после призналась, что ей все опротивело. Володя понял, что Зинаида влюблена.

Главы 10-12

Володя все пытался понять, кто же стал тем счастливчиком, в которого влюбилась Зинаида. Доктор Лушин попытался предостеречь его от частых визитов семейства Засекиных – выбор дома уж « больно неудачен », и его атмосфера губительна для чистого, пылкого юноши.

Тем временем « Зинаида становилась всё странней, всё непонятней ». Она стала позволять себе странные выходки, и однажды страстно расцеловала Володю.

Главы 13-15

Юноша еще долго ощущал неописуемое блаженство после поцелуев своей возлюбленной. Однажды он заметил, как во время конной прогулки его отец что-то увлеченно шептал на ухо Зинаиде. Всю последующую неделю девушка никому не показывалась на глаза, сказавшись больной. Спустя время она сообщила Володе, что « теперь всё прошло », попросила прощения за свою прежнюю холодность и предложила дружбу.

Глава 16

Однажды молодая княжна предложила гостям рассказать свои сны. Когда дошла ее очередь, она описала свое сновидение. В нем она была в образе королевы, окруженной поклонниками. Каждый из них готов умереть ради нее, но сердце королевы отдано тому единственному, что ждет ее возле фонтана. « Никто его не знает », но королева готова прийти по первому его зову и « и остаться с ним, и потеряться с ним ».

Главы 17-19

На следующий день Малевский, « презрительно-игриво » глядя на Володю, намекнул, что ему нужно быть неотлучно возлей своей «королевы», особенно ночью. Юноша понял, что Зинаида ведет двойную жизнь.

Ночью в саду Володя заметил крадущегося отца, но не придал этому значения. Вскоре все встало на свои места – « между отцом и матушкой произошла страшная сцена ». Мать « упрекала отца в неверности, в знакомстве с соседней барышней », а тот в ответ вспылил и уехал. Это « внезапное откровение » полностью раздавило Володю.

Глава 20

Было решено вернуться в Москву. Володя пришел проститься с Зинаидой и сказать ей, что будет « любить и обожать » ее до конца своих дней. Растроганная девушка прижала к себе Володю, « крепко и горячо поцеловала » его.

В Москве юноша, переживший любовную драму, не скоро « отделался от прошедшего, не скоро принялся за работу ». Его душевная рана заживала очень медленно, но он не испытывал злости по отношению к отцу. Во время откровенного разговора Петр Васильевич дал совет сыну « жить нормально и не поддаваться увлечениям ».

Глава 21

Однажды Володя отправился с отцом кататься верхом. После долгой прогулки Петр Васильевич попросил сына немного подождать и скрылся где-то в переулке. Устав от долгого ожидания, Володя принялся искать отца, и вскоре нашел его возле деревянного дома, в окне которого виднелась Зинаида. Между ними происходил напряженный разговор, в ходе которого Петр Васильевич ударил хлыстом обнаженную руку Зинаиды, а она лишь « поцеловала заалевшийся на ней рубец ». Отец тут же « швырнул в сторону хлыст » и вбежал в дом к своей возлюбленной.

Володя был потрясен увиденным – он понял, какова была истинная, «взрослая» любовь, которая не имела ничего общего с его восторженным юношеским чувством. Спустя полгода отец его скончался от удара, получив перед этим « письмо из Москвы, которое его чрезвычайно взволновало ». Перед смертью он предостерегал Володю от женской любви.

Глава 22

По прошествии четырех лет Володя благополучно закончил университет. Он узнал, что Зинаида вышла замуж, но составить себе партию после связи с Петром Васильевичем ей было поначалу непросто. Володя оттягивал встречу со своей первой любовью, пока не узнал, что она « умерла почти внезапно от родов ».

Заключение

После прочтения краткого пересказа «Первая любовь» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 686.

«Первая любовь» – трогательная история первой любви шестнадцатилетнего подростка, которая на всю жизнь оставила в его душе неизгладимый след.

Краткое содержание «Первая любовь» для читательского дневника

Время и место сюжета

Действие повести разворачивается в 1833 году. Поначалу события происходят в пригороде Москвы, где главные герои отдыхали на даче, затем в самой Москве, и после - в Петербурге.

Главные герои

Владимир - шестнадцатилетний юноша, пылкий, влюбленный, глубоко порядочный.

Зинаида - красивая молодая княжна, умная и образованная, страстная натура.

Петр Васильевич - отец Владимира, умный, свободолюбивый мужчина сорока лет.

Мать Владимира - спокойная, мудрая женщина, которая была старше своего мужа.

Княгиня Засекина - мать Зинаиды, которая, несмотря на титул, была малообразованной, неопрятной женщиной с дурными манерами.

Сюжет

Будучи сорокалетним солидным мужчиной, Владимир Петрович В. Поделился с близкими друзьями историей своей первой любви.

Шестнадцатилетний Владимир с родителями проживал на даче, где усердно готовился к предстоящим вступительным экзаменам в университет. Вскоре в соседний флигель въехали новые постояльцы - княгиня Засекина с дочерью. Когда Владимир увидел княжну - двадцатиоднолетнюю красавицу Зинаиду, то тут же влюбился в нее без памяти. Он мечтал познакомиться с ней, вскоре ему представился удобный случай сделать это.

Однажды мать Володи отправила его к Засекиным с предложением нанести визит. Юноша был неприятно удивлен поведением и манерами княгини, в то время как Зинаида вела себя безупречно. Почти весь вечер она беседовала с отцом Владимира, не обращая на юношу никакого внимания, и лишь перед уходом попросила нанести ей визит. Владимир стал бывать у Засекиных почти каждый вечер. Он по уши влюбился в Зинаиду, однако девушка видела в нем лишь ребенка, и не проявляла к нему никакого интереса.

Красивая, умная, прекрасно образованная Зинаида имела большой успех у мужчин, и всегда была окружена поклонниками. Неожиданно для себя она влюбилась в отца Владимира, Петра Васильевича, который был старше ее на двадцать лет. Чувства Зинаиды были настолько сильны, что она не боялась пожертвовать ради любви собственной репутацией.

Однажды Владимир стал невольным свидетелем свидания отца и Зинаиды. Их связь до глубины души потрясла юношу, но он не смел осуждать влюбленных. Когда об отношениях Петра Васильевича и Зинаиды стало известно матери Владимира, а после и всему местному обществу, разгорелся нешуточный скандал, и Засекиным пришлось вернуться в Москву. Перед их отъездом Владимир успел признаться Зинаиде в любви.

Спустя некоторое время Владимир вновь стал свидетелем свидания отца и Зинаиды. Девушка пыталась в чем-то убедить Петра Васильевича, но тот в ответ ударил ее хлыстом по руке. Владимир был потрясен реакцией своей возлюбленной - она поднесла руку к губам и поцеловала след от удара.

Семья Владимира поселилась в Петербурге, где юноша поступил в университет. Спустя полгода от сердечного приступа скончался Петр Васильевич, получив перед этим загадочное письмо из Москвы.

После окончания университета Владимир узнал, что Зинаида вышла замуж. Он хотел навестить ее, но все оттягивал встречу. Когда же Владимир приехал по адресу, то узнал, что его первая любовь скончалась несколько дней назад во время родов.

Вывод и свое мнение

Первая любовь сражает наповал - не имея ни опыта, ни представления об этом чувстве, молодые люди оказываются безоружными перед ней. Это чувство оставляет большой след в душе, формирует личность, закладывает отношение к противоположному полу. Автор показывает, как непросто герою далась его первая любовь, но он с большим достоинством вынес это непростое испытание.

Главная мысль

Первая любовь редко бывает счастливой, но именно она оставляет самые сильные воспоминания, мучительные и вместе с тем сладостные.

Авторские афоризмы

«…У меня не было первой любви, - сказал он, наконец, - я прямо начал со второй…»

«…Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать - в этом вся штука жизни …»

«…жертвовать собою сладко для иных. …»

«…Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные…»

Толкование непонятных слов

Промолвить – сказать, произнести.

Волочиться – ухаживать за понравившейся женщиной.

Мешкать – медлить.

Гувернер – воспитатель детей, живущий в чужом доме.

Барышня – уважительное обращение к девушке.

Новые слова

Флигель – дополнительная пристройка к жилому дому.

Сургуч – окрашенная плавкая смесь, которую применяют для герметизации различных емкостей.

Покровительство – защита, заступничество, и помощь, оказываемые кому-либо, имеющему более низкое положение.

Тест по повести

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 135.

Читайте также анализ других произведений И.C. Тургенева:

Первая любовь

Повесть Тургенева «Первая любовь» была написана в зрелом возрасте писателя в 1860 году. Сегодня скачать книгу можно абсолютно бесплатно. Автор описал воспоминание о первом чувстве, вложив в произведение собственные переживания.

«Первая любовь» повесть с необычным сюжетом. Композиционно она представлена в двадцати главах с прологом. В предыстории читатель знакомится с главным героем по имени Владимир Петрович, который рассказывает свою историю первой любви. В образе героев чётко просматриваются близкие люди Тургенева: родители писателя, сам автор и его первая возлюбленная Шаховская Екатерина Львовна. Автор подробно описывает бурные переживания юноши и постоянно меняющееся настроение. Несмотря на несерьёзное отношение к нему Засекиной Зинаиды, Володя счастлив. Но тревога всё нарастает, молодой человек понимает, что Зина любит его отца. И её чувства намного сильнее, чем романтическая страсть юноши.

Своим произведением Иван Сергеевич показывает читателям, что первая любовь может быть разной и многогранной в своих проявлениях. Герой не таит обиду ни на отца, ни на возлюбленную, понимая и принимая их чувства. Текст «Первая любовь» читать онлайн или скачать полностью можно на нашем сайте.

Главные герои повести. Володя и Зинаида

Анализ повести И.С. Тургенева «Первая любовь»

Душа Володи настежь распахнута новым впечатлениям. Настроение подготовлено, и читателя не удивляет, когда Володя влюбляется в молодую соседку, княжну Засекину, занявшую с матерью ближайший домик. «Дача, – поясняет повествователь, – состояла из барского дома и двух низеньких флигельков». Но рассказ о встрече с девушкой впереди. Сначала автор посчитал нужным поведать, кто обитает во втором флигеле, превращенном в фабрику. Он показывает, как трудятся городские рабочие, такие же мальчики, как сам главный герой: «Десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах с испитыми лицами вскакивали на деревянные рычаги и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытискивали пестрые узоры обоев». Им не до удовольствий жизни. Неотступное размышление о роковой вине образованных сословий перед народом присуще Тургеневу. Люди обеспеченные, пользующиеся благами жизни, и не замечают своего благополучия. В «Рудине» Тургенев приводил нас в крестьянскую избу. В «Первой любви» – на фабрику.

Только после этого рисует портрет главной героини. Зинаида возникает как видение, тем более прекрасное, что до этого юный герой предавался не слишком поэтическому увлечению. Он вышел пострелять ворон, и вдруг «увидел за забором девушку в розовом платье и платочке». Володя наблюдал ее сбоку и поэтому героиня предстает нам впервые в качестве эскиза в профиль: «…Стройный стан, и слегка растрепанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежная щека под ними». Соседку Володя застал не одну, и тоже за странным занятием: «Вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу серыми цветками». Игра, которая рисует детское начало в облике героини. И в то же время раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять – «молодые люди так охотно подставляли свои лбы – а в движениях девушки было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Володя мгновенно попадет в круг молодых мужчин, очарованных ее красотою.

Перед нами новая Зинаида, «с непередаваемым отпечатком преданности, грусти, любви и какого-то отчаяния». Это лицо, темное печальное платье говорят, насколько нелегка жизнь девушки, всем пожертвовавшей ради первой любви.

В финале повести Тургенев вновь затрагивает тему времени, снова напоминает, как непоправимо страшно промедлить в любви. Господин Н. не смог догнать Асю. Владимиру Петровичу посчастливилось спустя «года четыре» услышать о Зинаиде. Княжна сумела устроить свою жизнь, вопреки светским пересудам. Так можно понять вежливые недомолвки Майданова, из уст которого Владимир узнал о дальнейшей cудьбе Зинаиды, теперь уже госпожи Дольской. Им можно встретиться и встретить былое. Тем более, что она «еще похорошела» и, по уверениям друга, «будет рада» видеть прежнего поклонника.

«Старые воспоминания во мне расшевелились, - рассказывает Владимир Петрович, - я дал себе слово на другой же день посетить бывшую мою «пассию». Легкомысленное слово «пассия», которое Владимир Петрович употребил, говоря о своей первой любви, внушает читателю тревогу. И действительно, герой не очень спешит: «Но встретились какие-то дела; прошла неделя, другая…» А судьба не хочет ждать: «…Когда я, наконец, отправился в гостиницу Демут и спросил госпожу Дольскую - я узнал, что она четыре дня тому назад умерла почти внезапно ». «Меня как будто что-то в сердце толкнуло, - рассказывает герой. - Мысль, что я мог ее увидеть и не увидел и не увижу ее никогда, - эта горькая мысль впилась в меня со всею силою неотразимого упрека.

Интересно и то, почему Тургенев назвал свою героиню таким необычным в те времена именем «Зинаида». Рассмотрев его значение становится понятно, что именно это имя как ни одно другое характеризует девушку.

Зинаида (греч.) - рожденная Зевсом (в греческой мифологии Зевс - верховное божество); из рода Зевса.

Имя Зинаида означает божественная; принадлежащая Зевсу, т. е. Божья; из рода Зевса; рожденная Зевсом. Яркое, светлое, веселое и сильное имя. В нем звучит внутренняя сила и сосредоточение, требовательность и серьезная проникновенность. Это имя создает впечатление вооруженности и неуязвимости, словно рыцарские латы.

По складу психики Зинаида - лидер. Но, когда надо, она подчинится мужчине. Эта женщина с постоянным стремлением к первенству, что называется, с характером. Мятущаяся и всегда неудовлетворенная душа.

Зинаида в компании - «императрица». В жизненном море - как рыба в воде. Она решительна и даже бесшабашна. Не поступится своими интересами, но на подлые поступки не способна. А если и поскандалит, то по мелочам и быстро остывает. Она знает обязанность каждого перед обществом, перед самим собой.

Зинаида несколько холодновата, но мужчины всегда обращают на нее внимание. Она дурманит их разум.

“Из всех моих женских типов, - сказал однажды Тургенев, - я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительное, живое лицо: кокетку по природе, но кокетку, действительно, привлекательную”

«Первая любовь» (главные герои)

Повесть была написана Тургеневым как автобиографический сюжет. Зинаида была в его судьбе. Это его отец увлекся юной барышней. Поэтому Тургенев смог опубликовать свое произведение лишь после смерти матери в 1860 году. Критика недружелюбно приняла тургеневскую Зиночку. Д.И. Писареву писал, что не понимает ее характера, а для Добролюбова она была Печориным и Ноздревым в одном лице. «Никто такой женщины не встречал, да и не желал бы встретить, - заключил критик.

Марья Николаевна, матушка – на сына не обращала никакого внимания, несмотря на то, что это был единственный сын. Была ревнива, постоянно волновалась или сердилась.

Петр Васильевич, отец – человек изысканно спокойный, самоуверенный и самовластный. К сыну относился равнодушно ласково. Был на 10 лет моложе жены и женился на ней по расчету. К сыну относился отстраненно, воспитанием почти не занимался.

Княгиня Засекина – 50-летняя женщина. Судя по манерам, рождена не в княжеской семье. Во второй половине XIX века были приняты браки между состоятельными купцами и промышленниками с обедневшими дворянами. Дворянское сословие деградировало. Княгиня Засекина не отличалась светскими манерами, и даже была неприятной женщиной

Зиночка, дочь Засекиной – барышня 21 года. Кокетлива. Лицо ее было тонко, умно и мило. В отличие от матушки она как раз и отличалась светскими манерами, тактом. Не была лишена княжеской надменности. Прекрасно говорила по-французски, читала. Зиночка нравилась мужчинам, и прекрасно это знала, и пользовалась этим. Она быстро заметила, что 16-летний Владимир был влюблен в нее, заигрывала с ним, дразнила, баловала, потешалась над ним.

«Во всем ее существе, живучем и красивом, была какая-то особенно обаятельная смесь хитрости и беспечности, искусственности и простоты, тишины и резвости; над всем, что она делала, говорила, над каждым ее движением носилась тонкая, легкая прелесть, во всем сказывалась своеобразная, играющая сила. И лицо ее беспрестанно менялось, играло тоже: оно выражало, почти в одно и то же время, - насмешливость, задумчивость и страстность. Разнообразнейшие чувства, легкие, быстрые, как тени облаков в солнечный ветреный день, перебегали то и дело по ее глазам и губам».

Над Зинаидой довлело неправильное воспитание, ее окружали странные люди; бедность и беспорядок в доме. Она ощущала свое превосходство над людьми, пользовалась безграничной свободой. Все это, вместе взятое, выработало в ней некоторую небрежность ко всему и невзыскательность. «Каприз и независимость», - так охарактеризовал Зиночку Лушин.

Зиночка подтрунивала над поэтом Майдановым, сочувствовала ему, и в то же время заставляла его читать Пушкина.

Но из всех мужчин, окружавших Зиночку, она полюбила Петра Васильевича, отца Володи. Полюбила настолько сильно, что смогла снести от него удар хлыстом. Это больше всего поразило юного Владимира.

Граф Малевский говорил с легким польским акцентом. Это был красивый и франтовато одетый брюнет с усиками, выразительными карими глазами, тонким носом и маленьким ртом. Он был умен и красив, но в нем чувствовалась фальшь, нечто сомнительное. Он заработал себе репутацию мистификатора, он мастерски дурачил людей на маскарадах. Обладал лисьей хитростью и неосознанной лживостью, впитавшейся во все его существование.

Доктор Лушин отличался правдивостью и прямолинейностью. За эту черту его уважал Владимир Петрович. Он лучше других знал Зинаиду, и, наверное, больше других любил ее. На словах был циничным и насмешливым человеком.

Поэт Майданов – высокий молодой человек с худощавым лицом, подслеповатыми глазами и длинными черными волосами. Человек холодный, как все сочинители, живший в своем выдуманном мире. Он уверял Зиночку, а может быть в большей степени самого себя в том, что обожает ее, воспевал ее в своих стихах.

Отставной капитан Нирмацкий, сорокалетний мужчина, рябой до безобразия, курчавый как арап, сутуловатый, кривоногий.

Беловзоров, гусар, - красавец гусар с глазами навыкате и белокурыми кудрями был статного и даже богатырского телосложения. Как военный человек, он всегда носил мундир. Он предлагал Зинаиде выйти за него замуж. Зиночка называла гусара «мой зверь». Беловзоров безумно ревновал Зиночку ко всем

Роман заканчивается тем, что 4 года спустя после описанных событий Зиночка умирает при родах. Владимир окончил Университет, а Зиночка вышла замуж за некоего состоятельного господина Дольского.

Характеристика героя Отец Володи, Первая любовь, Тургенев. Образ персонажа Отец Володи

Характеристика героя Отец Володи

Отец Володи (Пётр Васильевич) – один из главных героев повести «Первая любовь», Ивана Тургенева - красивый, спокойный и самоуверенный мужчина, женившийся по расчёту на матери Володи, которая старше его на 10 лет. Он не любит свою жену, а также сына, практически не занимается его воспитанием, но иногда может поиграть с ним или поговорить.

Когда сыну исполнилось 16 лет, то Пётр завёл роман с его первой любовью – княжной Зинаидой Засекиной, их соседкой по даче. Об этом романе узнала жена Петра Васильевича, но он сумел убедить её простить его, после чего, им пришлось срочно уехать с дачи в город. Зинаида также переехала в город, где они продолжили встречаться. Она предлагала ему бросить жену и уйти к ней, но он не согласился.

Все данные собирались и перерабатывались, для доступного изложения в полном объеме. Для применения информации полученной на этом сайте необходима обязательная

Образ Зинаиды в романе «Первая любовь»

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви.

Много общего с «Асей» имеет завязка сюжета повести "Первая любовь". И здесь, и там пожилой человек повествует о первом своем чувстве. Читая «Асю», мы можем лишь догадываться, кто были слушатели господина Н. Во вступлении "Первой любви" и персонажи, и ситуация конкретизированы. В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь -- это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций -- от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости.

Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц - так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя.

После описания портрета юноши, автор рисует портрет главной героини. Зинаида возникает как видение, тем более прекрасное, что до этого юный герой предавался не слишком поэтическому увлечению. Он вышел пострелять ворон, и вдруг «увидел за забором девушку в розовом платье и платочке». Володя наблюдал ее сбоку и поэтому героиня предстает нам впервые в качестве эскиза в профиль: «…Стройный стан, и слегка растрепанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежная щека под ними». Соседку Володя застал не одну, и тоже за странным занятием: «Вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу <…> серыми цветками». Игра, которая рисует детское начало в облике героини. И в то же время раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять - «молодые люди так охотно подставляли свои лбы - а в движениях девушки <...> было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Володя мгновенно попадет в круг молодых мужчин, очарованных ее красотою.

Тургенев делает акцент не на красоте её черт, а на их подвижности, живости, изменчивости, на «милых», «очаровательных» движениях. Поэтому в описании портрета много глаголов: «задрожало», «засмеялось», «сверкнули», «поднялись». Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.

Образ Зинаиды такой же, как её портрет: девушка всегда разная, она не бывает одинаковой, в ней всё постоянно меняется. На обеде у матери Володи (гл.6) холодная и чопорная, в ней трудно узнать вчерашнюю ветреницу, в шутливых играх со своими поклонниками (гл.7) Зинаида кажется совершенно легкомысленной, но вдруг в гл.9 мы видим её страдающей, глубоко печальной, с горечью думающей о своей непростой судьбе. Абсолютная свобода самопроявлений, конечно, восхищает, но это только подтверждает, что характер девушки весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.

Описание Зинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит девушку среди зелени, в саду -- это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ее образа. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его “эти пальчики хлопнули по лбу”. Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушки толпятся поклонники-- видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он бы, может быть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства Владимир влюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы поклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида бессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и “что в душе, то и на лице”.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Конечно, двадцатилетняя девушка свысока смотрела на поклонника шестнадцати лет. В минуту ласковой откровенности Зинаида говорит: «Послушайте, ведь я <…> могла бы быть вашей тетушкой, право; ну, не тетушкой, старшей сестрой». Недаром она «поручила мне своего брата, двенадцатилетнего кадета, приехавшего на каникулы». Совпадение имен - приехавшего мальчика тоже звали Володей - говорит о сестринских, покровительственных чувствах Зинаиды к обоим. Пытаясь анализировать свои тогдашние чувства, Владимир Петрович так же несколько раз повторяет: «Я был еще ребенок». Во многих эпизодах Володя на самом деле проявляет ребячество. Вслед за кадетом он с удовольствием «посвистал» в самодельную дудочку. Чтобы доказать свою любовь к девушке, он готов по ее просьбе спрыгнуть на дорогу с «двух сажен» высоты. Тронутая его робким поклонением, Зинаида отчасти шутливо, отчасти серьезно, «жалует» его своим пажом. Это признание и подаренная роза переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. В отношении Зинаиды к своему «пажу» много недосказанного, противоречивого, порой жестокого. На справедливый сквозь слезы упрек «…Зачем же вы играли мною?… На что вам нужна была моя любовь?» Зинаида отвечает признанием: «Я виновата перед вами, Володя… Ах, я очень виновата...» «Она делала со мною все что хотела», - подытоживает герой.

Зинаида видит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который также увлечен ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие переживания, ее рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его сына, еще мальчика? Тургенев передает и мучения перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность. “Все мне опротивело, -- прошептала она, --ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить.... И что ждет меня впереди! .. Ах, мне тяжело.... боже мой, как тяжело! ”

Зинаида несмотря на кажущееся легкомыслее способна на страдания и серьезные чувства. Она страдает от "незаконности" своего чувства, это толкает ее на непредсказуемые поступки. Это тип "тургеневской девушки" - ребячество, детские повадки с силой любви и чувством взрослой девушки.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере - любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

В этом смысле характерны не только образ героини и ее судьба, но и образ и судьба отца Володи - Петра Васильевича. Он, также как и Зинаида, человек далеко не заурядный. Стремясь подчеркнуть значительность его личности, писатель окружает ее даже ореолом некоторой таинственности. Он фиксирует внимание на характерном для Петра Васильевича властолюбии, на его деспотическом эгоизме. Но и Петр Васильевич, этот по-своему сильный и необычный человек, также не находит своего счастья, зря растрачивает свои силы и способности.

О глубоких чувствах Петра Васильевича сначала можно догадываться только по этим косвенным свидетельствам, но они красноречивее слов любви. Отчего он помолодел, отчего так легка его походка, отчего его тянет разговаривать с девушкой, низко нагнувшись к ней? Отчего так медленно поднимаются глаза княжны? Ответ один: они любят и скрывают свою преступную любовь, но внутреннее состояние героев, их душевные переживания выдаёт внешний жест, движение, которые многое делают понятным. В этом особенность психологизма Тургенева. (Психологизм - изображение внутренней, скрытой жизни человеческой души).

Конечно, вспоминается сцена подсмотренного свидания героев в домике у реки, в которой всегда спокойный и ироничный Пётр Васильевич теряет самообладание и бьёт Зинаиду хлыстом по руке (гл.21). Удар хлыстом - это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке - нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.

Поражает реакция девушки: «Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевший на ней рубец». Исполненный самоотвержения жест пробуждает раскаяние в душе старого эгоиста: «Отец швырнул в сторону хлыст и, торопливо взбежав на ступеньки крылечка, ворвался в дом...» Скорее всего, этот день стал поворотным в жизни Петра Васильича и в его отношении к людям: «Он задумался и опустил голову <…>. И тут-то я в первый и едва ли не в последний раз увидел, сколько нежности и сожаления могли выразить его строгие черты».

Перед нами новая Зинаида, «с непередаваемым отпечатком преданности, грусти, любви и какого-то отчаяния». Это лицо, темное печальное платье говорят, насколько нелегка жизнь девушки, всем пожертвовавшей ради первой любви.

В финале повести Тургенев вновь затрагивает тему времени, снова напоминает, как непоправимо страшно промедлить в любви. Господин Н. не смог догнать Асю. Владимиру Петровичу посчастливилось спустя «года четыре» услышать о Зинаиде. Княжна сумела устроить свою жизнь, вопреки светским пересудам. Так можно понять вежливые недомолвки Майданова, из уст которого Владимир узнал о дальнейшей cудьбе Зинаиды, теперь уже госпожи Дольской. Им можно встретиться и встретить былое. Тем более, что она «еще похорошела» и, по уверениям друга, «будет рада» видеть прежнего поклонника.

«Старые воспоминания во мне расшевелились, - рассказывает Владимир Петрович, - я дал себе слово на другой же день посетить бывшую мою «пассию». Легкомысленное слово «пассия», которое Владимир Петрович употребил, говоря о своей первой любви, внушает читателю тревогу. И действительно, герой не очень спешит: «Но встретились какие-то дела; прошла неделя, другая…» А судьба не хочет ждать: «…Когда я, наконец, отправился в гостиницу Демут и спросил госпожу Дольскую - я узнал, что она четыре дня тому назад умерла почти внезапно <…>». «Меня как будто что-то в сердце толкнуло, - рассказывает герой. - Мысль, что я мог ее увидеть и не увидел и не увижу ее никогда, - эта горькая мысль впилась в меня со всею силою неотразимого упрека.

Интересно и то, почему Тургенев назвал свою героиню таким необычным в те времена именем «Зинаида». Рассмотрев его значение становится понятно, что именно это имя как ни одно другое характеризует девушку.

Зинаида (греч.) - рожденная Зевсом (в греческой мифологии Зевс - верховное божество); из рода Зевса.

Имя Зинаида означает божественная; принадлежащая Зевсу, т. е. Божья; из рода Зевса; рожденная Зевсом. Яркое, светлое, веселое и сильное имя. В нем звучит внутренняя сила и сосредоточение, требовательность и серьезная проникновенность. Это имя создает впечатление вооруженности и неуязвимости, словно рыцарские латы.

По складу психики Зинаида - лидер. Но, когда надо, она подчинится мужчине. Эта женщина с постоянным стремлением к первенству, что называется, с характером. Мятущаяся и всегда неудовлетворенная душа.

Зинаида в компании - "императрица". В жизненном море - как рыба в воде. Она решительна и даже бесшабашна. Не поступится своими интересами, но на подлые поступки не способна. А если и поскандалит, то по мелочам и быстро остывает. Она знает обязанность каждого перед обществом, перед самим собой.

Зинаида несколько холодновата, но мужчины всегда обращают на нее внимание. Она дурманит их разум.

“Из всех моих женских типов, - сказал однажды Тургенев, - я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительное, живое лицо: кокетку по природе, но кокетку, действительно, привлекательную”

Владимир Петрович (Вольдемар) — герой повести «Первая любовь», от лица которого ведется рассказ. Это автобиографический образ повести-воспоминания. Шестнадцатилетний мальчик из богатой, но не вполне благополучной семьи (отец, женившийся по расчету на женщине старше его на десять лет, изменяет ей), стоящий на пороге взрослой жизни и начинающий мало-помалу ее узнавать. Этому способствует любовь к девушке, поразившей его своей исключительностью.

Для автора очень важно «пропустить» изображаемую историю через восприятие и переживание влюбленного подростка. Прежде всего это даёт Тургеневу возможность придать новый смысл и новое звучание традиционной для него теме любви. Любовь Вольдемара к Зинаиде — это еще юношеское чувство, вырастающее из неопределенных предчувствий и ожиданий. Оно почти бескорыстно — не связано ни с какими практическими намерениями и, в сущности, не имеет ясной цели. Любовь обнаруживает в этой тургеневской повести свою собственно поэтическую сущность, не омраченную житейскими противоречиями и разочарованиями. Именно в этом ее варианте открывается присущий любви тайный потенциал гармонии.

Рассказывая о своих переживаниях, Вольдемар сближает, казалось бы, несовместимые состояния: ему стыдно и весело, приятно и обидно, больно и сладко. Любовь оказывается одновременно счастьем и страданием, источником гордости и унижения, страха и надежды. Звучит и тема — «любовь-рабство», тоже создавая сочетания все новых и новых, ранее несоединимых смыслов: героическое рабство, добровольное рабство, ликующее рабство. В более ранних произведениях эти разнородные оттенки чувства либо не соединялись, либо не развивались в полной мере, либо контрастно и даже конфликтно сталкивались: теперь они тяготеют к слиянию. В «Первой любви» Тургенева впервые показано гармоническое единство противоположностей, которое не поддается логическому осмыслению, но внятно чувству. Сохраняя в памяти всю противоречивость своих прежних состояний, герой видит в каждом из них нечто ценное и не находит в своей жизни ничего подобного им, даже самые мучительные из них неотделимы от ощущения праздника. Все это развертывается на фоне совсем иного, трагического, мироощущения, составляющего итоговую мудрость прожитой жизни (оно окрашивает размышления героя в эпилоге повести).

Засекина Зинаида Александровна (Зинаида) — главная героиня повести «Первая любовь» Тургенева. Происходит из обедневшего аристократического семейства. На первый взгляд многое в ее характере и жизни объясняется противоречивостью ее общественного положения. Но наблюдения рассказчика, а позднее — история любви Зинаиды к отцу Владимира раскрывают неизмеримо более глубокое содержание ее образа. За эксцентричными поступками 3инаиды угадывается неудовлетворенная, пытливая и страстная душа (эти черты сближают героиню с Асей). Но ее духовные порывы не имеют никакого отношения к нравственным и уж тем более к социальным проблемам. Все напряженные и разнообразные стремления этой незаурядной натуры сосредоточены на любви. Отсюда рождаются психологические неожиданности: в душе героини сосуществуют самоотверженность и властолюбие, жестокость и доброта. 3инаида может наслаждаться чужим страданием, находя в нем возмещение собственной боли, но она же почти мгновенно способна испытать нежность к своей жертве. Героиня может быть жестокой и от сознания собственной силы (именно желание почувствовать себя всемогущей побуждает ее мучить своих поклонников). Однако эта торжествующая сила недаром названа играющей: власть над людьми для 3инаиды самоцельна и, в сущности, бескорыстна. Поэтому желание властвовать и порабощать часто смешивается с веселой беззаботностью и всегда отмечено особой грацией, примиряющей даже с самыми коварными прихотями этого необыкновенного существа.

3инаида — первая тургеневская героиня, наделенная острым скептическим умом. Тем ярче свойственное ей очарование женственности, окружающее героиню ореолом уже не только человеческой, но и чисто женской исключительности. Любовь нарушает весь привычный строй ее внутренней жизни. Она врывается в душевный мир Зинаиды как роковая, стихийная и грозная иррациональная сила. Героиня повести «Первая любовь» Тургенева чувствует, что теряет независимость и столь дорогую ей способность властвовать над людьми, она пытается противостоять страсти, но страсть все же побеждает. Гордая 3инаида переносит унижения и безоглядно жертвует собой. Но это не обычная ситуация любви-рабства; цель ее жертв — наслаждение и счастье, жертвы неотделимы от требований, и получается, что в глубине добровольного подчинения любимому человеку таится «поединок роковой» двух сильных натур.

Развязку приносит вторжение в любовную историю грубой и простой прозы жизни. Предельное напряжение чувства, катастрофичность его развития соседствуют с буднями «незаконной» любовной связи — с дрязгами, ссорами, анонимными письмами, семейными скандалами, сомнительными денежными расчетами, необходимостью как-то выпутываться из постыдной «истории» и скрывать ее последствия, именно в этих испытаниях перегорает трагическая страсть. В конце повести читатель узнает, что 3инаида, пройдя через сильнейшие душевные потрясения, освободилась от ига страсти и благополучно вышла замуж. Но Тургенев, по-видимому, не может допустить, чтобы его героиня вступила на один из обычных жизненных путей. Сообщение о внезапной ее смерти обрывает рассказ о ней.

Петр Васильевич (Отец) — отец героя-рассказчика. Это еще молодой и очень красивый человек с сильной волей, смелый, страстный, уверенный в себе и деспотически властный. Прототипом послужил отец писателя. Последовательный эгоцентрист печоринского типа, он ищет в жизни наслаждений и власти над людьми, руководствуясь принципом: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся, самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни». Добиваясь любви Зинаиды, он поначалу, кажется, осуществляет свой жизненный принцип, подчиняя ее своей воле. Но в дальнейшем становится ясно другое — тот, кто выглядит властелином, кому приносят жертвы, в конце концов сам оказывается жертвой страсти — выступает в роли униженного просителя, плачет от сознания своей слабости и умирает, завещая сыну: «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...».

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...