Годы царствования федора ивановича. Царь федор иванович


Последний Рюрикович, которому досталась власть, был слаб телом и разумом и управлять страной не мог, как не мог иметь наследников. Правление Федора Ивановича пришлось на сложные для России годы. Наследство великого отца осталось в беспорядочном состоянии, которое требовало срочных реформ.

Общая политическая обстановка

Царство Ивана Васильевича заканчивалось при неблагоприятных условиях. Во-первых, неудачная война с Литвой, во-вторых, при борьбе со шведами за свободную беспошлинную торговлю на Балтийском море Россия не только не получила желаемого, но потеряла часть своих земель.

Опричная система подорвала экономическое могущество крупной аристократии и физически истребила ее наиболее ярких деятелей, которые могли бы быть опорой в правление Федора Ивановича. Был отменен Юрьев день, и у крестьянства копилась ненависть к государству, потому что им приходилось выполнять все более и более высокие повинности для вотчинников и помещиков. Росли и государственные налоги. Сами бояре и князья, вотчинники, старались принизить дворян и укрепить собственные позиции, вернуть утраченное при Грозном влияние. Дворяне же боролось против засилья бояр.

Личность наследника

Не было даже смотра невест, который был давней традицией. Просто так решил Грозный. Этот брак послужил первой ступенью для возвышения Бориса Годунова. Но Иван IV предусмотрел, что в браке может и не быть детей, поэтому в этом случае он в завещании повелел женить Федора на княжне Ирине Мстиславской. Однако интриги Бориса Годунова отправили эту княжну в монастырь. В 27 лет в 1584 году началось правление Федора Ивановича.

Но своих привычек он не изменил - по-прежнему окружал себя юродивыми, монахами, любил забраться на колокольню, чтобы звонить в колокола. А между тем страна ждала действий. Иван IV учредил опекунский совет при своем слабоумном сыне, но члены совета все перессорились, и на политической арене остались Шуйский и Годунов, который в итоге победил. Царевич Дмитрий, не имевший прав на престол, был удален с матерью в Углич. Это требовалось, чтобы ослабить клан Нагих.

На царстве

Когда опекунский совет окончательно развалился, началось стремительное возвышение Бориса Годунова, брата Хитрость и деловитость сделали его самым влиятельным человеком в правление Федора Ивановича. Он получил право вести коня во время торжественных выездов царя. Тогда это была реальная власть. По наставлениям «конюшенного» принимались важные царские решения. Понимая шаткость и ненадежность своего положения, Годунов искал поддержки у дворянства. В годы правления Федора Ивановича по наущению Годунова был установлен пятилетний срок розыска беглых крестьян (указ 1597 г.), так как дворяне больше, чем вотчинники, страдали от нехватки людей, обрабатывающих землю. Был сделан дворянам еще один подарок. Самые бедные помещики, которые сами обрабатывали землю, были освобождены от уплаты налогов.

Положение государства

В годы правления Федора Ивановича (1584-1598) стало восстанавливаться хозяйство и улучшаться экономическое положение. Заброшенные пустующие земли распахивались. Годунов отбирал земли у бояр и раздавал их помещикам, тем самым укрепляя свое положение.

Но на землю помещались лишь только те, кто служил. Более того, в 1593-1594 годах была выяснена законность владения землей монастырями. Те, у кого не было документов, лишались уделов в пользу государя. Эти земли уже тоже можно было отписывать посадским и служилым людям. Таким образом, Годунов опирался на бедных и «худородных».

Церковная реформа

В Москве считали, что достоинство Русской православной церкви принижено. В 1588 г. в столицу приехал патриарх из Константинополя и дал согласие на самостоятельность в церковных делах, то есть глава Русской православной церкви из митрополита становился патриархом.

С одной стороны, такого рода самостоятельность подчеркивала престиж русского православия, а с другой - отделяла его от мира, задерживая развитие, не давая входить новым идеям. Патриаршество формально было выборным, но фактически был предложен только один кандидат, которого и выбрали - Иов. Духовная власть подчинялась государству и всячески поддерживала его. Такое укрепление светской власти произошло в правление

Завершение покорения Сибири

Начало было положено купцами Строгановыми, призвавшими на помощь Ермака. После его смерти остатки его отряда ушли из Сибири, но в 1587 году Москва прислала помощь, и был заложен город Тобольск. Движением на Восток продолжалось правление Федора Ивановича и Бориса Годунова.

Маленькая война на Западе

Война за свободную торговлю на Балтике началась в 1590 году и закончилась пять лет спустя. Это позволило Годунову возвратить русские города на Финских берегах и сделать торговлю со Швецией оживленной, что принесло ему популярность среди русских купцов.

Южные границы также были укреплены, и крымские татары с 1591 года более не досаждали Москве. На севере, в Архангельске, в 1586-м был открыт новый беломорский торг. Страна постепенно богатела и жила относительно тихо, так что летописцы вспоминали времена, когда на Москве стояла «тишина великая».

Несмотря на слабость государя, годы правления царя Федора Ивановича, благодаря умной политике Годунова, прошли успешно. В 1598 году блаженный царь Федор скончался. Ему было сорок лет. Он не оставил наследников, и вместе с ним прервалась

Фёдор I Иоаннович

2-й Царь и Великий Князь всея Руси

Царь Фёдор I Иоаннович

Феодор I Иоаннович (прозванный Блаженным; 11 мая 1557(15570511) г., Москва - 7 января 1598 г., Москва) - третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

В 1557 г. царь Иоанн IV Васильевич (Грозный) со своей супругой Анастасией был в Переславле на освящении одного из соборов. Царица была непраздна. Помолившись, они поехали в Москву. Отъехав семь верст от Переславля, у деревни Собилово, царица Анастасия разрешилась сыном, названным в святом крещении Феодором. Его Небесным покровителем стал Феодор Стратилат. На месте рождения Феодора Иоанновича была поставлена часовня-крест.


Переславль-Залесский. Часовня-крест на месте рождения Феодора Иоанновича

В благодарность Богу за сына царь Иоанн Грозный становится покровителем и храмостроителем . На месте деревянного храма во имя великомученика Феодора Стратилата царь строит каменный храм, который сохранен и доныне. В дальнейшем в пристроенной галерее храма освящены еще два придела в честь Феодоровской иконы Матери Божьей и в честь .


Собор Федора Стратилата 1557 год постройки. Феодоровский женский монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.
По слову самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».

Исследование останков Ивана Грозного показало, что в последние шесть лет жизни у него развились остеофиты, причём до такой степени, что он уже не мог ходить - его носили на носилках. Обследовавший останки М.М. Герасимов отмечал, что не видел таких мощных отложений и у самых глубоких стариков. Вынужденная неподвижность, соединившись с общим нездоровым образом жизни, нервными потрясениями и пр., привела к тому, что в свои 50 с небольшим лет царь выглядел уже дряхлым стариком.
В августе 1582 г. А. Поссевин в отчёте Венецианской синьории заявил, что «московскому государю жить недолго». В феврале и начале марта 1584 г. царь ещё занимается государственными делами. К 10 марта относится первое упоминание о болезни (когда был остановлен на пути к Москве литовский посол «в связи с государевым недугом»). 16 марта наступило ухудшение, царь впал в беспамятство, однако 17 и 18 марта почувствовал облегчение от горячих ванн. Но после полудня 18 марта царь умер. Тело государя распухло и дурно пахло «из-за разложения крови».
Вифлиофика сохранила предсмертное поручение царя Борису Годунову:
«Егда же Великий Государь последняго напутия сподобися, пречистаго тела и крови Господа, тогда во свидетельство представляя духовника своего Архимандрита Феодосия, слез очи свои наполнив, глаголя Борису Феодоровичу: тебе приказываю душу свою и сына своего Феодора Ивановича и дщерь свою Ирину…». Также перед смертью, согласно летописям, царь завещал младшему сыну Дмитрию Углич со всеми уездами.

Федор утвердился на престоле не без смут. Князь Богдан Вольский много интриговал в пользу Дмитрия, но враждебные ему бояре с народом осадили Бельского в Кремле, принудили к сдаче и сослали в Нижний Новгород.
Сохранилось также известие, что из всех городов в Москву пришли именитые люди и молили со слезами царевича Федора, чтобы он был на Московском государстве царем и венчался царским венцом.
В ночь с 18 на 19 марта 1584 г. на престол вступил сын Ивана Грозного - Фёдор. 31 мая Федор венчался на царство.

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года был фактически единоличным правителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.
По отзыву англичанина Д. Флетчера, новый царь был «росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется... Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».
С лица его никогда не сходила блаженная улыбка, и вообще, хотя он и отличался крайней простотой и слабоумием, но был очень ласков, тих, милостив и набожен. Большую часть дня он проводил в церкви, а в качестве развлечения любил смотреть, кулачные бои, забавы шутов и потехи с медведями. Если кто бил царю челом, он отсылал его к Годунову.
Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова:
Царь Феодор Иванович был чужд всего, соответственно своему малоумию. Вставал он в четыре часа, приходил к нему духовник со святою водою и с иконою того святого, чья память праздновалась в настоящий день. Царь читал вслух молитвы, потом шёл к царице, которая жила особо, вместе с нею ходил к заутрене, потом садился в кресло и принимал близких лиц, особенно же монахов. В девять часов утра шёл к обедне, в одиннадцать часов обедал, потом спал, потом ходил к вечерне, иногда же перед вечернею в баню. После вечерни царь до ночи проводил время в забавах: ему пели песни, сказывали сказки, шуты потешали его кривляниями. Феодор очень любил колокольный звон и сам иногда хаживал звонить на колокольню. Часто он совершал благочестивые путешествия, ходил пешком по московским монастырям Но кроме таких благочестивых наклонностей Феодор показывал и другие, напоминавшие нрав родителя. Он любил смотреть на кулачные бои и на битвы людей с медведями. Челобитчики, обращавшиеся к нему, не видели от него участия: «избегая мирской суеты и докуки», он отсылал их к Борису Годунову. Слабоумие Феодора не внушало, однако, к нему презрения. По народному воззрению, малоумные считались безгрешными и потому назывались «блаженными». Монахи восхваляли благочестие и святую жизнь царя Феодора, ему заживо приписывали дар прозрения и прорицания.

Иван Грозный понимал, в какие руки он передает власть. Оставляя престол Федору, он поручил сына и государство заботам ближних бояр - И.Ф. Мстиславского, Н.Р. Захарьина-Юрьева, И.П. Шуйского и Б.Ф. Годунова. Первые двое были людьми уже преклонных лет, и основная борьба разгорелась между Шуйским и Годуновым. Последнему удалось одержать верх, и уже через год после вступления Федора на престол фактическим правителем страны стал всемогущий боярин, на сестре которого, Ирине Годуновой, был женат русский царь.


Фёдор I Иоаннович. Реконструкция Герасимова

Основные события в царствование Фёдора Иоанновича

Царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года по 7 (17) января 1598 г.

Московский Земский собор в 1584 г. избрал царем младшего сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича.
В 1584 г. Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.

В 1585 -1591 гг. русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём возведены стены и башни Белого города . Протяжённость стен 10 километров. Толщина - до 4,5 метров. Высота от 6 до 7 метров.

В 1586 г. русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка .


Царь-пушка

1589 год - учреждение патриаршества в России, первым патриархом стал Иов, соратник Бориса Годунова. Фёдор Иванович, хотя и не был причислен к лику святых, всё же был признан таковым патриархом Иовом, который составил его житие.
1590-1595 гг. - русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.

От брака с Федор имел одну дочь (1592 г.), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 г.).
В кон. 1597 года царь Фёдор I Иванович смертельно заболел и 7 января 1598 года в час утра скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты). Имя этого царя стало особенно популярно в годы Смуты, в начале XVII века. Каждый самозванец так или иначе стремился стать либо родным братом Фёдора, либо его близким родственником. В народном сознании он оставил по себе добрую память как боголюбивый и милостивый государь.


Фёдор I Иоаннович, гравюра

Современники о Фёдоре Иоанновиче

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:
«в особенности прославлял он немногих служивших у него иноземцев, ведших себя лучше самих московитов. Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно».

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:
«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен, и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать, - он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования, не любя крови, как инок проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами».

Также о нём писали, что дела государственные он обсуждал с боярами в Переднем покое, а особо щекотливые вопросы он обсуждал со своими приближенными в своём кабинете.

Наследником престола при жизни царя Фёдора был его младший брат Дмитрий, сын седьмой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591 г. царевич Дмитрий при невыясненных обстоятельствах погиб в удельном городе Угличе. Официальное расследование проводил боярин Василий Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свёл причины случившегося к «небрежению» Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич, по слухам, был болен «падучей» болезнью (эпилепсией).
Летопись времён Романовых обвиняет в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему. Исаак Масса также пишет, что «твердо убежден в том, что Борис ускорил его смерть при содействии и по просьбе своей жены, желавшей скорее стать царицею, и многие московиты разделяли мое мнение». Тем не менее участие Годунова в заговоре на жизнь царевича не доказано.
В 1829 году историк М.П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков XX века (С.Ф. Платонова, Р.Г. Скрынникова) в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.

Единственной близкой наследницей престола осталась троюродная сестра покойного царя, постриженная в монахини Мария Старицкая (1560-1611).
16 января 1598 г.- 21 февраля 1598 г. - Царица Российская Ирина I Фёдоровна, вдова умершего царя.

После попыток назначить правящей царицей вдову умершего царя Ирину - сестру Бориса, 11/23 февраля 1598 год Земский собор (учитывая в том числе и «рекомендацию» Ирины) избрал царём шурина Фёдора, Бориса Годунова, и принёс ему присягу на верность.
1/11 сентября 1598 год Борис венчался на царство. Близкое свойство, что было характерно для того времени, перевесило дальнее родство возможных претендентов на трон. Не менее важным представлялся тот факт, что Годунов уже давно фактически правил страной от имени Фёдора и не собирался выпускать власть из своих рук после его смерти.

Первой женой Ивана Грозного была Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, происходившая из древнего боярского рода, выходцем из которого является и первый представитель Дома Романовых - царь Михаил Фёдорович. От неё появились на свет три сына. Старший из них, Дмитрий, умер во младенчестве, средний, Иван был убит в порыве гнева собственным отцом, а младшего - Фёдора - судьба уберегла, и по прошествии лет он унаследовал российский престол.

Третий сын грозного царя

Родился будущий царь Фёдор Иоаннович 31 мая 1557 года в урочище Собилка, находившемся в 6 км от Переславля-Залесского. Два памятника этому событию, возведённые по повелению самого Ивана Грозного, - крест-часовня на месте рождения сына и храм в честь святого великомученика Феодора Стратилата в Переславль-Залесском Феодоровском монастыре - сохранились до наших дней.

Мать царевич Фёдор знал только в раннем детстве. 7 августа 1560 года она скончалась при весьма странных обстоятельствах, наводящих на мысль об отравлении. Смерть любимой жены и связанные с этим переживания вызвали в царе глубокий психологический надлом в короткий срок, превратив его из доброго христианина в кровавого тирана, каким он и вошёл в отечественную историю.

Конец династии Рюриковичей

От рождения царевич Фёдор не являлся наследником престола, поскольку эта честь досталась его старшему брату Ивану, и лишь после его трагической смерти, последовавшей в 1581 году, он получил этот статус. Известно, что даже по своему складу он не подходил на роль самодержца. Тихий, глубоко набожный и, как свидетельствуют современники, слабоумный Фёдор, по словам отца, был создан для монашеской кельи, а не для трона. Об этом красноречиво свидетельствует прозвище Фёдора Иоанновича, под которым он вошёл в историю, - Феодор Блаженный.

В 1557 году Фёдор Иоаннович взял в жёны Ирину Фёдоровну Годунову, родную сестру ближайшего сподвижника и любимца Ивана Грозного - Бориса Годунова. Это брак устроил сам отец, желая породнить сына с наиболее верным ему боярским родом. До 35 лет у супругов не было детей, о которых они молили Бога, регулярно совершая паломничества в ближние и дальние монастыри. Лишь в 1592 году на свет появилась дочь, но прожить ей было суждено только 9 месяцев.

Так как их союз не принёс российскому престолу очередного наследника, то именно царь Фёдор Иоаннович стал последним представителем рода Рюриковичей. На нём оборвалась династия, правившая на Руси в течение 736 лет. Тем не менее брак с Ириной сыграл важную роль в дальнейшей истории страны - благодаря ему необыкновенно возвысился её брат Борис Годунов, восшедший впоследствии на российский престол.

Поскольку при Иване Грозном наследником престола являлся его старший сын Иван, то младшего, Фёдора, никто не готовил к этой высокой миссии. С детства предоставленный самому себе, он проводил время в бесконечных молитвах и поездках по монастырям. Когда же Ивана не стало, то пришлось спешно навёрстывать упущенное.

Вот тут и оказался ко двору Борис Годунов, по родству приходившийся ему шурином, но, кроме этого, сумевший стать ближайшим доверенным лицом и наставником. Особенно же его роль возросла после кончины Ивана Грозного, открывшей сыну путь к власти.

С того момента, как в марте 1584 года внезапно скончался грозный царь, по Москве пошли слухи о его насильственной смерти. Начало им положил приказной дьяк - Иван Тимофеев, открыто обвинявший в убийстве двух бояр - Богдана Бельского и Бориса Годунова. Имел ли он на то реальные основания или нет, неизвестно, но тем не менее ряд исследователей полагает, что таким путём Годунов помог ускорить своему воспитаннику приход к власти.

Царские милости и пожертвования

Будучи человеком крайне религиозным, сразу после кончины отца Фёдор Иоаннович прежде всего позаботился об упокоении его души. С этой целью им было отправлено 1000 р. в Константинополь, а также щедрые дары в Александрию, Иерусалим и Антиохию, откуда вскоре прибыл в Москву патриарх Иоаким. Кстати, глава Русской церкви - митрополит Дионисий Московский (патриаршество в то время ещё не было учреждено в России) принял его весьма высокомерно, показывая, что своим богатством и положением при царе он превосходит его.

В день коронации, состоявшейся 10 июня 1584 года, новый государь всея Руси осыпал Годунова царскими милостями. Ему был пожалован чин конюшего, а также почётное звание ближайшего и великого боярина. В довершение всего государь назначил его наместником Астраханского и Казанского царств.

Борьба за место у трона

Ввиду того что с первых же дней царь Фёдор Иоаннович показал себя совершенно неспособным править страной, при его особе был создан регентский совет, состоявший из четырёх человек. В него вошли бояре Богдан Бельский (тот самый, возможный убийца Ивана Грозного), Никита Романович Юрьев, Иван Петрович Шуйский (будущий царь) и Иван Фёдорович Мстиславский.

У трона безвольного и слабоумного царя они составили весьма сильную группировку, и для получения в свои руки всей полноты власти Борису Годунову предстояла тяжёлая борьба, увенчавшаяся его победой. Умело манипулируя эгоистическими устремлениями каждого из членов регентского совета, он сумел добиться того, что в том же году Б. Бельского, обвинённого в измене, отправили в ссылку, Мстиславский был насильно пострижен в монахи, а Шуйский, наиболее сильный конкурент, попал в опалу. Полному же его триумфу способствовала внезапная смерть Никиты Юрьева.

После этого в течение всех 14 лет, в течение которых царь Фёдор I Иоаннович находился на троне, фактическое управление страной осуществлял Борис Годунов. Об этом, реальном положении вещей, прекрасно знали не только в России, но и за границей, поэтому иностранные дипломаты, вручив царю свои верительные грамоты, первым делом старались наладить отношения с его ближайшим боярином Годуновым.

Слава, пережившая царя

Справедливости ради следует отметить, что если царь Фёдор Иоаннович и оказался неспособен руководить страной, то у него вполне хватило ума не вмешиваться в правление более разумного и талантливого Бориса, прекрасно распоряжавшегося огромным государством. Благодаря этому в период Смутного времени все в один голос заявляли, что при нём (Фёдоре Иоанновиче - все лавры достались ему) государство процветало, а люди были счастливы и довольны своим правителем.

В результате этого после безвременной кончины царя Фёдора не только Москва, но и вся Россия желала видеть на троне продолжателя его дел. Сразу и без малейших колебаний власть была предложена Ирине - вдове почившего государя, а когда она отказалась, единственным кандидатом стал Борис Годунов. Именно купаясь в лучах славы своего предшественника он и сумел взойти на российский престол.

Когда же после его собственной кончины разгорелась борьба за власть, то каждый из претендентов пытался обосновать свои права на престол ссылками на прежнюю близость к Фёдору Иоанновичу. Кстати, и кандидатура первого царя из рода Романовых - Михаила Фёдоровича - была утверждена Земским собором именно из-за его родства с ним.

Мысль об учреждении патриаршества

Наиболее ярким историческим событием, ознаменовавшим годы правления Фёдора Иоанновича, стало установление на Руси патриаршества. Несмотря на то что после захвата Константинополя турецкой армией в 1453 году Русская церковь практически вышла из-под его контроля, она по своему статусу оставалась ниже остальных православных церквей, находившихся на территориях Османской империи. Это во многом снижало её международный авторитет.

В 1586 году на заседании Боярской думы царь Фёдор Иоаннович выступил с предложением обратиться к находившемуся тогда в России Антиохийскому патриарху Иоакиму с просьбой о содействии в деле учреждения на Руси собственной патриархии. Сложность заключалась в том, что для осуществления задуманного требовалось согласие предстоятелей остальных восточных православных церквей.

Первый патриарх на Руси

Благодаря его содействию собор Греческой церкви вынес по этому вопросу положительное решение, а затем, в 1588 году, в Москву для совершения священного обряда прибыл Константинопольский патриарх Иеремия. Поражённый блеском и роскошью царского дворца, он вначале вознамерился остаться в России навсегда и взять на себя управление сразу двумя патриархиями - Константинопольской и Московской, но поскольку россияне желали видеть во главе церкви своего соотечественника, ему пришлось отказаться от задуманного.

На Освящённом церковном соборе, состоявшемся 29 января 1589 года, из трёх претендентов на патриарший престол был избран митрополит Московский Иов, ставший первым Патриархом Московским и всея Руси. Его избранию всячески содействовал государь Фёдор I Иоаннович, питавший к нему глубочайшее почтение как к своему духовнику и советчику.

Ужесточение крепостного права

Внутренняя политика Фёдора Иоанновича отмечена дальнейшим закрепощением крестьян. Это выражалось в его указах, ограничивавших большинству из них переход от одного помещика к другому на основании закона о Юрьевом дне.

Дело в том, что, согласно ранее принятому уложению, 26 ноября каждого года (православный праздник Юрьев день) крестьяне, закончив полевые работы и расплатившись с барином, имели право уйти от него к другому хозяину. Однако в годы правления Фёдора Иоанновича были введены значительные ограничения категорий лиц, подпадавших под действие этого закона, а также установлен пятилетний срок розыска беглых крестьян.

Кроме того, проводимые им меры способствовали ещё большему закабалению крестьян, не сумевших в должный срок рассчитаться со своим барином. Согласно указу от 1586 года, все долговые (кабальные) записи стали оформляться официально и получили надлежащую юридическую силу.

Внешняя политика царя Фёдора

Во внешнеполитических вопросах деятельность царя Фёдора Иоанновича была направлена на установление прочных торговых и дипломатических отношений с целым рядом стран, среди которых особое место занимали Голландия и Франция. В результате весной 1585 года Москва и Париж обменялись послами.

Не менее успешно складывались отношения и с недавними врагами - Швецией и Речью Посполитой. Мирный договор, заключённый в 1587 году, позволил отвести войска от польско-литовской границы и с их помощью положить конец территориальным притязаниям шведского короля.

Возврат утерянных прежде земель и покорение Сибири

Значительным достижением дипломатов царя Фёдора Иоанновича стало заключение в мае 1595 года Тявзинского соглашения, в результате которого Россия вернула себе Ивангород, Корелы, Копорье и Ям. Как было сказано выше, несмотря на то, что вся инициатива находилась в руках Бориса Годунова, славу и благодарность потомков стяжал царь Фёдор Иоаннович.

Биография его будет неполной, если не упомянуть и ещё об одном важном событии - окончательном присоединении Сибири. Этот процесс, начавшийся ещё в прежние царствования, получил при нём своё завершение. На обширных территориях, раскинувшихся за Уральским хребтом, один за другим появлялись новые города - Тюмень, Нарым, Сургут, Берёзов и многие другие. В государеву казну ежегодно поступал обильный ясак - дань от коренных жителей этого богатого, но дикого края.

Смерть малолетнего царевича

История правления царя Фёдора Иоанновича была омрачена гибелью его младшего брата - наследника престола царевича Димитрия, отправленного вместе со своей матерью, шестой женой Ивана Грозного Марией Нагой в Углич. Обстоятельства смерти наводили на мысль о преднамеренном убийстве, в котором народная молва поспешила обвинить Бориса Годунова. Однако следственная комиссия, возглавляемая Василием Шуйским, не нашла тому никаких доказательств, в результате чего вопрос об истинной причине гибели наследника престола остаётся открытым и по сей день.

Конец жизни и царствования

Смерть Фёдора Иоанновича, последовавшая 17 января 1598 года, стала следствием тяжёлой болезни, из-за которой в последние месяцы жизни он не вставал с постели. Похоронили государя рядом с его отцом и старшим братом Иваном в правой части алтаря Архангельского собора Московского Кремля. Русской православной церковью он был канонизирован как святой благоверный Феодор I Иоаннович царь Московский, память которого отмечается дважды в год - 20 января и в первое воскресенье сентября, когда празднуется Собор московских святых.

И последнее. Многих интересует, какова была фамилия царя Фёдора Иоанновича. На этот вопрос ответа быть не может, поскольку фамилии как таковой ни у него, ни у его предков не было. Все представители прервавшегося на нём княжеско-царского рода могли бы ответить на этот вопрос словами из популярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Рюриковичи мы!»

Нередко люди полагают, будто высшая государственная власть и глубокая христианская вера несовместимы, что правитель просто не может поступать по Евангелию — ему неизбежно приходится быть циником, нарушать заповеди «ради государственных интересов». Примеров тому действительно немало. Но есть и противоположные примеры, о которых, к сожалению, мало кто знает. Историк Дмитрий Володихин рассказывает о царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного.

Синдром раздвоения

У некоторых исторических личностей, вошедших и в наши учебники, и в русскую классическую традицию, и в массовое сознание, как будто два лица. Поколение за поколением интеллектуалы пытаются доказать, что одно из этих лиц истинно, а другое — не более чем маска, и даже не маска, а случайная ужимка.

В России знают двух Иванов Грозных — мудрого государственного деятеля и кровавого маньяка; двух Петров Первых — реформатора и тирана; двух Николаев Первых — жандарма Европы и просвещенного охранителя; двух Георгиев Жуковых — самодура, бездумно расходующего солдатские жизни, и талантливого полководца… Да разве только эти фигуры двоятся? О нет, прозвучали только самые громкие примеры.

Попытки отыскать золотую середину, пройти между Сциллой одного мифа и Харибдой другого приводят лишь к тому, что вместо цельной личности вырастает бесконечное: «с одной стороны, нельзя не заметить, зато с другой — нельзя не признать». В таких случаях мудрая на первый взгляд умеренность приводит к пустоте, к расплывчатости. И споры разгораются с новой силой.

Наверное, самое разумное в таких случаях — выложить все основные аргументы, а потом честно и открыто высказаться в пользу одной из двух принципиально различных точек зрения: «Я считаю, что аргументы в пользу вот этой позиции перевешивают».

Государь Федор Иванович (1584–1598), или, по церковной традиции, Феодор Иоаннович, — именно такая «двоящаяся» персона в русской истории. Любопытно, что главная суть обоих образов этого государя лаконично сформулирована для образованной публики одним человеком — Алексеем Константиновичем Толстым.

В сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» он одним четверостишием вывел силуэт расхожего мнения о Федоре Ивановиче:

За ним царить стал Федор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.

Какой облик придают последнему государю-Рюриковичу эти строки? Дурачок, блаженненький, возможно, слабоумный…

Но тот же А. К. Толстой посвятил государю знаменитую, многократно ставившуюся пьесу «Царь Федор Иоаннович». И там царь предстает в совершенно ином свете. Это трагическая фигура, не лишенная обаяния, к тому залитая светом благодати. Не блаженненький — блаженный! Не дурачок, но по-настоящему добрый, бескорыстный, глубоко верующий человек.

Что он такое — видно из собственной реплики царя, произнесенной в споре с Годуновым:

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть нетрудно.
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен — я не обманусь.
Тут мудрости не нужно, шурин, тут
По совести приходится лишь делать.

По ходу пьесы князь Иван Петрович Шуйский, враг монарха, весьма низко оценивающий его человеческие качества, вынужден признать свою ошибку:

Нет, он святой!
Бог не велит подняться на него —
Бог не велит! Я вижу, простота
Твоя от Бога, Федор Иоанныч, —
Я не могу подняться на тебя!

«Двоение» Федора Ивановича продолжается до наших дней. Для Русской Православной Церкви — это прежде всего святой, человек высокой нравственности и большого благочестия. Еще в первой половине XVII века он попал в святцы как «московский чудотворец».

Но если речь об этом монархе заходит в светской публицистике, то в большинстве случаев звучат пренебрежительные отзывы. За примерами далеко ходить не надо. Так, в свежей книге Петра Романова «Преемники: от Ивана III до Дмитрия Медведева» (2008) обнаруживается именно такой пассаж: «Везло ли русским на преемников? Иногда да. Чаще не очень. Бывало, что России от преемника приходилось избавляться “хирургическим путем”. А бывало, страна десятилетиями терпела такое, о чем и вспоминать стыдно. Обычно подобное случалось, когда на вершине властной пирамиды начинали доминировать интересы свиты. Тогда вопросы ума, профессионализма и порядочности преемника, не говоря уже об интересах государства и народа, отходили на задний план… Так и появлялись во главе страны юродивые (Федор Иоаннович), бывшие прачки (Екатерина I), не самые образованные правители (Анна Иоанновна)…» и т. п. Преемник Ивана Грозного назван здесь «юродивым», но не в смысле юродства Христа ради, а как живой позор для страны.

Что ближе к истине?

Стоит выслушать обе стороны.

Свидетельства очевидцев

Корни высокомерного, уничижительного мнения относительно умственных способностей государя уходят в XVI столетие.

Английский торговый агент Джером Горсей писал о Федоре Ивановиче, что тот «прост умом». Французский наемник на русской службе Жак Маржерет писал несколько резче: «…власть унаследовал Федор, государь весьма простоватый, который часто забавлялся, звоня в колокола, или бóльшую часть времени проводил в церкви». Наиболее развернутая характеристика русского государя принадлежит перу Джильса Флетчера, английского дипломата. В частности, он пишет: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Эти три высказывания сделаны иностранцами, у которых не было оснований относиться к Федору Ивановичу с особенной приязнью или, напротив, с ненавистью. Из их слов видно общее мнение: русский монарх «прост» и не блещет интеллектом, но это добрый, спокойный и благочестивый человек.

К сожалению, вот уже несколько поколений отечественных историков и публицистов большей частью опираются в своих выводах не на эти свидетельства, а на другие, гораздо более радикальные. Их цитируют намного чаще —и с каким-то странным, «артистическим» пафосом. Так, без конца приводится фраза из шведского источника, согласно которой Федор Иванович — помешанный, а собственные подданные величают его русским словом durak. Кто, когда и за что обозвал так государя, остается за пределами этого высказывания, то есть оно бесконтекстно. Однако его очень любят люди с тягой к обличительным суждениям… Другая излюбленная фраза из того же ряда принадлежит польскому посланнику Сапеге, который счел, что у Федора Ивановича вовсе нет рассудка. Наверное, не имеет смысла лишний раз подчеркивать, что и польско-литовское государство, и шведская корона находились тогда в натянутых отношениях с Россией, а конфликт со шведами в конечном итоге был решен силой русского оружия. Ни у тех, ни у других не было ни малейших причин испытывать сколько-нибудь добрые чувства к вражескому правителю.

Впрочем, существуют и явно доброжелательные отзывы иностранцев, где акцент перенесен с «простоты ума» Федора Ивановича на его религиозность. Так, голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса со всей определенностью говорит о русском царе: «очень добр, набожен и весьма кроток». И далее: «он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». О слабоумии — ни слова. Конрад Буссов (немецкий ландскнехт, написавший в соавторстве с лютеранским пастором Мартином Бэром «Хронику событий 1584–1613 годов») с крайней неприязнью относился к Православию в целом. Но все-таки он признавал Федора Ивановича человеком «весьма благочестивым» и «на их московский лад» богобоязненным, отмечая, что царь больше интересовался делами веры, чем делами правления.

Итак, если пользоваться одними иностранными источниками, то картина получается неровная, лишенная цельности. Допустим, никто не отрицает благочестия Федора Ивановича. Совершенно так же никто не говорит о его способности самостоятельно решать государственные вопросы. А вот уровень его умственного развития оценивается по-разному. Кто-то считает его помешанным, а кто-то не видит никакой интеллектуальной недостаточности или, в худшем случае, отмечает «простоту ума».

Русские источники рисуют царя Федора Ивановича в другом свете. Знаменитый публицист XVII века Иван Тимофеев, автор историко-философского трактата «Временник», писал о сыне Ивана Грозного с восхищением, в тонах превосходной степени. Самому Ивану Васильевичу не досталось и трети таких похвал — с ним Тимофеев обошелся без особого пиетета.

Для того чтобы понять, как далеко простирался восторг Ивана Тимофеева, стоит привести обширную цитату из его произведения: «Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах».

В государственной летописи сохранилось описание начальных дней царствования этого государя. Нигде не видно никаких признаков слабоумного поведения — напротив, когда проходил обряд венчания на царство, Федор Иванович дважды публично выступал с речами, утверждая свое желание повторить эту церемонию, впервые введенную при его отце. Конечно, сейчас трудно судить, сколь точно передано летописцем содержание монарших речей. Но сам факт их произнесения никаких сомнений не вызывает: англичанин Горсей, беспристрастный свидетель происходящего, тоже пишет о том, что царь прилюдно держал речь.

Можно ли представить себе слабоумного в роли оратора?

Итоги тихого жития

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». От неподконтрольного правительству летописного повествования естественно ждать оценок, радикально расходящихся с теми, которые «спущены сверху». И действительно, «Пискарёвский летописец» заполнен разоблачительными высказываниями. Так, об опричнине там написано немало горьких слов. Ее введение ставится Ивану IV в укор. Да и сам этот государь предстает, мягко говоря, небезупречной фигурой: летописец не забыл перечислить шесть (!) его жен. А православному человеку больше трех раз вступать в брак не полагается…

Что же сообщает «Пискарёвский летописец» о Федоре Ивановиче? О нем сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии».

Вот такой был durak!

Похоже, слабоумным Федор Иванович представлялся только тем, кто привык к язвительной, глумливой премудрости и беспощадной жестокости его отца. Конечно, после «грозы», присущей царствованию Ивана Васильевича, его сын мог выглядеть в глазах служилой аристократии слабым правителем… Но при его «слабости», «простоте» и «благочестии» дела государства устроились лучше, чем при неистовом родителе.

Именно при Федоре Ивановиче на Руси было введено патриаршество.

За все годы его правления крымцы не сумели пробить брешь в русской обороне, а вот Иван Васильевич в 1571 году позволил им сжечь столицу.

На Урале и в Западной Сибири подданным русского царя удалось закрепиться лишь при Федоре Ивановиче. Атаман Ермак, начавший войну с Крымским ханством еще при Иване Васильевиче, как известно, был убит, а войско его разгромлено. Зато служилые люди с именами не столь знаменитыми несколько лет спустя сумели успешно продвинуться в том же направлении.

Наконец, Иван Грозный проиграл главную войну своей жизни — Ливонскую. Он не только утратил все завоеванное неимоверными усилиями, но и отдал врагу часть Новгородчины. При Федоре Ивановиче грянула новая война. Царь лично отправился в поход и участвовал в боевых действиях. Отпустили бы правителя с полками, если бы он был беспомощным идиотом? И кого могла бы вдохновить в войсках подобная фигура? Очевидно, что государь в глазах десятков тысяч военных людей не выглядел ни «юродивым», ни «помешанным». В результате ожесточенной борьбы Россия отбила тогда у шведов Ям, Копорье, Ивангород и Корелу. Москве удалось добиться частичного реванша за прежнее поражение в Ливонии.

Остается подвести итоги. Федор Иванович был человеком необыкновенно чистой, нравственной жизни, а в благочестии равнялся инокам из дальних обителей. Иностранцы, особенно те, кто имел причины к вражде с русским государством, порой отзывались о царе как о сумасшедшем или о сущем простаке. Но факты свидетельствуют об ином. Государь не был ни помешанным, ни слабоумным. «Простота» его, вернее всего, была простотой не умственно отсталого, а блаженного, «Божьего человека».

Федор I Иоаннович (или Федор Блаженный) — (рожд. 31 мая 1557 г. - смерть 7 (17) января 1598 г.) - царь всея Руси и великий князь Московский (1584 г. - избран на царство Московским Земским собором). Из рода Московских великих князей, сын царя Ивана IV Васильевича Грозного и царицы Анастасии Романовны Юрьевой-Захаровой. Последний из рода Рюриковичей. 1584 - 1598 годы правления Федора Иоанновича. Был кандидатом на польский престол в 1573, 1576 и 1577 гг. Женился в 1580 г. на Ирине Федоровне Годуновой.

Ранние годы. Характеристика

Родился будущий царь в 1557 году в Урочище Собилка, Переславль-Залесский. В трехлетнем возрасте он лишился матери, его детство и отрочество пришлись на самые мрачные годы . Болезненность и черты вырождения были вообще свойственны потомству . Катырев-Ростовский писал, что Федор «благоюродив бысть от чрева матери своея», а кровавые ужасы и дикие забавы Александровской слободы, вне всякого сомнения, могли изуродовать и психику здорового ребенка.


Фактов явного помешательства и неадекватного поведения царевича никто из хроникеров и мемуаристов не приводит, хотя многие из иностранцев сообщали о его слабоумии как о чем-то общеизвестном. Шведский король Юхан даже в тронной речи сказал, что русский царь полоумен и что «русские на своем языке называют его durak». Римский посланник Поссевино назвал царя «почти идиотом», английский посол Флетчер – «простым и слабоумным», а польский посол Сапега докладывал своему монарху: «Рассудка у него мало, или, как другие говорят и как я сам заметил, вовсе нет. Когда он во время моего представления сидел на престоле во всех царских украшениях, то, смотря на скипетр и державу, все смеялся».

Возможные причины слабоумия

Может быть, царевич страдал какой-то формой аутизма, но, скорей всего, его личность попросту не получила развития – это могла быть своего рода психическая самозащита против отцовского деспотизма и кошмаров окружающей действительности. Перед глазами у Федора был пример старшего брата: активный и волевой Иван Иванович должен был принимать участие в кровавых игрищах родителя, порой осмеливался ему перечить – и мы знаем, до чего довела эта твердость характера. Безопасней было совсем отказаться от характера.

Описание внешности

Царевич был медлителен в движениях и речах, в его облике и поведении не было ничего царского. «Теперешний царь, относительно своей наружности, росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной, – рассказывал Флетчер. – Нос у него ястребиный, поступь нетвердая от какой-то расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но постоянно улыбается, так что почти смеется».

Тщедушное тело не выдерживало тяжести парадного царского облачения; для непропорционально маленькой головы была велика шапка Мономаха. Во время коронации Федор Иоаннович был вынужден, не дождавшись конца продолжительной церемонии, снять венец и передать его первому боярину князю Мстиславскому, а золотую державу (царское «яблоко») сунул Годунову, что, разумеется, было потрясением для суеверной публики и было воспринято ею как символический отказ от реальной власти.

Царь Федор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь

Религиозность

С ранних лет Федор Иоаннович находил утешение и прибежище лишь в религии. Его отличала глубокая и истовая набожность, он часами мог простаивать на церковных службах, подолгу молился, любил сам звонить в колокола и проявлял интерес лишь к духовным беседам (доказательство, что идиотом он все-же не был). Эта чрезмерная богомольность раздражала Ивана Васильевича, который обзывал юношу «пономарским сыном».

Правление Федора Иоанновича

При правлении Федора Иоанновича Москва украшалась новыми постройками. Обновился Китай-город. В 1586-1593 годах в столице была возведена из кирпича и белого камня еще мощная оборонительная линия - Белый город.

Еще запомнилось правление Федора Иоанновича, учреждением московского патриархата. После крещения Руси митрополит был главным представителем церкви в государстве. Его назначала Византийская империя, считавшаяся центром православия. Но в 1453 г. турки-мусульмане захватили Константинополь и это государство было уничтожено. С того времени в Москве не прекращались споры о необходимости создания своего патриархата.

В конце концов, это вопрос обсудили между собой Борис Годунов и царь. Кратко и ярко советник описал государю пользу от появления собственного патриархата. Им же была предложена кандидатура на новый сан. Им стал митрополит Московский Иов, который был верным сподвижником Годунова в течении многих лет.

Во времена правления Федора Блаженного удалось не без выгоды завершить Ливонскую войну (кстати, сам государь принимал участие в походе) и отвоевать все потерянное; укрепиться в Западной Сибири и на Кавказе. Было развернуто крупное строительство городов (Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Курск, Белгород, Елец и др.) и крепостных сооружений в Астрахани, Смоленске.

Однако во времена его царствования резко изменилось к худшему положение крестьян. Около 1592 г. крестьян лишили права переходить от одного господина к другому (Юрьев день), а в 1597 г. был издан царский указ о 5-ти летнем сыске беглых крепостных. Также вышел указ, по которому было запрещено закабаленным людям выкупаться на свободу.

Реконструкция облика Федора Иоанновича (М. Герасимов)

Повседневная жизнь

Став государем и избавившись от отцовского гнета, Федор I стал жить так, как ему нравилось.

Вставал самодержец до рассвета, чтобы помолиться святым, поминавшимся в этот день. Потом посылал к царице спросить, хорошо ли почивала. Спустя какое-то время являлся к ней сам, и они с ней отправлялись стоять заутреню. Потом разговаривал с придворными, которым в особенности благоволил. К девяти пора было на обедню, продолжавшуюся не менее двух часов, а там уже подходило время обеда, после чего царь долго спал. После – если не пост – наступало время развлечений. Пробудившись далеко за полдень, государь не спеша парился в бане или тешился зрелищем кулачного боя, который в то время считался утехой несвирепой. После суетного следовало помолиться, и государь отстаивал вечерню. Затем уединялся с царицей – до неспешного ужина, за которым веселился шутовскими представлениями и медвежьими травлями.

Каждую неделю царская чета обязательно отправлялась в неутомительные паломничества по ближним монастырям. Ну а тех, кто по пути пытался подступиться с государственными делами, «самодержец» отправлял к боярам (впоследствии – к одному Годунову).

Проявление характера

Но при всем своем безволии, при всей ласковости и покладистости царь временами проявлял непреклонность, что приводило к серьезным государственным последствиям. Эти приступы упрямства проявлялись, когда кто-то пытался покуситься на частную жизнь государя, точней – на его отношения с женой, которую Федор очень любил.

Считал, что может на свое усмотрение устраивать матримониальную судьбу детей. Старшего сына он по своей прихоти разводил два раза, и тот был вынужден повиноваться. Но, когда Иван IV решил разлучить вроде бы безвольного Федора с Ириной, которая никак не могла дать потомства, то столкнулся с непреклонным сопротивлением – и ему пришлось отступиться. Единственный суровый поступок монарха за время правления – опала, которую он обрушил на бояр и митрополита, когда те также пытались развести царя с супругой.

Ирина Федоровна Годунова. Скульптурная реконструкция по черепу (С. Никитин)

Ирина Федоровна. Роль Годуновых

Ирина Федоровна Годунова, родная сестра Бориса, не стремилась к власти – напротив, всячески от нее пыталась отстраниться, – но при этом ей довелось сыграть важную роль в русской истории. Она была на 5 или 6 лет моложе Бориса и была ровесницей Федору. Как и брат, выросла при дворе, на попечении у дяди Дмитрия Ивановича Годунова, который во времена наибольшего фавора, в 1580 г., пристроил племянницу в невесты к младшему царевичу. Брак, впрочем, был сомнительной выгоды, потому как болезненный Федор не имел при дворе совсем никакого значения. Скорей эта женитьба сулила большие неприятности в будущем. При восшествии на престол новый царь (а им должен был стать Иван Иванович) как правило безжалостно расправлялся с ближайшими родственниками, и слабоумие вряд ли спасло бы брата – как не спасло оно столь же безобидного Владимира Старицкого.

Но судьба распорядилась так, что Ирина стала царицей – и не «теремной», то есть обреченной сидеть взаперти, а самой настоящей. Потому как Федор был непредставителен и на официальных церемониях вел себя странно или вовсе от них уклонялся, Ирина была вынуждена и заседать в Боярской думе, и принимать чужеземных послов, а в 1589 г., во время беспрецедентного события, визита константинопольского патриарха, она даже обратилась к высокому гостю с приветственной речью – такого в Москве не случалось со времен и не повторится еще целый век, вплоть до правительницы Софьи Алексеевны.

В первый, «нецарский» период правления держался за счет дружбы и родства с царицей, которая во всем слушалась его советов. В то время боярин вряд ли мог помышлять о том, чтобы самому занять престол, и связывал надежды на будущее с регентством при наследнике, рождения которого ждали долго и тщетно.

Дело в том, что Федор Иоаннович был хоть и немощен, но, как тогда говорили, не «бесчаден». Ирина часто бывала беременна, но дети появлялись на свет мертвыми. (Исследование останков царицы, которое было проведено в советское время, обнаружило патологию в строении таза, затруднявшую деторождение.)

1592 год — Ирина все же смогла родить живого младенца – правда, девочку. В те времена система власти не предусматривала женского самодержавия, но появилась надежда на спасение династии. Для маленькой царевны Феодосии стали немедля подбирать будущего жениха, о чем завели переговоры с самым авторитетным в Европе двором – императорским. Венского посла просили прислать в Москву какого-либо маленького принца, чтобы заранее обучить его русскому языку и обычаям. Но девочка родилась слабой и умерла, не дожив до полутора лет.

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси

Смерть царя

В конце 1597 г. Федор Блаженный тяжело заболел. Он постепенно лишился слуха и зрения. Перед смертью он написал духовную грамоту, в которой было указано, что держава должна перейти в руки Ирины. Главными советниками трона назначались двое - патриарх Иов и шурин царя Борис Годунов.

1598 год, 7 января — в час дня государь умер, незаметно, как бы заснул. Некоторые из источников утверждают, что монарх был отравлен Борисом Годуновым, который желал сам занять престол. При исследовании скелета царя в его костях был обнаружен мышьяк.

Смертельная болезнь последнего царя из династии московских Рюриковичей вызвала переполох при дворе. Всем было не до церемоний – начиналась жестокая борьба за власть, потому царь умирал почти в одиночестве. Перед смертью его даже не постригли в схиму. Вскрытие саркофага показало, что царь всея Руси был погребен в каком-то затрапезном кафтане, с простенькой, вовсе не царской мирницей (сосудом для миро) в изголовье. Федор тщательно следил за собой: ногти, волосы и борода тщательно подстрижены. Судя по останкам, был кряжист и крепок, ростом заметно ниже отца (около 160 см), лицом на него очень был похож, тот же динарский антропологический тип.

С его смертью правящая династия Рюриковичей прекратила свое существование. В народном сознании он оставил по себе добрую память как милостивый и боголюбивый монарх.

После смерти мужа, Ирина Федоровна отказалась от предложения патриарха Иова занять престол и ушла в монастырь.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...