Гроза любовь катерины к борису. Последнее свидание катерины и бориса Любовь бориса и катерины настоящая


Замечательные и справедливые слова сказал о пье-се «Гроза» в своем письме А. Н. Островскому В. П. Бот-кин: «Никогда вы не раскрывали так своих поэтиче-ских сил, как в этой пьесе... В «Грозе» вы взяли такой сюжет, который насквозь исполнен поэзии,— сюжет, невозможный для того, кто не обладает поэтическим творчеством... Любовь Катерины принадлежит к тем же явлениям нравственной природы, к каким при-надлежат мировые катаклизмы в природе физиче-ской...».

Итак, Катерина влюблена в Бориса. Прочитав эту строчку, можно только вздохнуть: «Что ж, любви все возрасты покорны...», а можно глубоко задуматься, потому что любовь к Борису стала для героини «Гро-зы» настоящей трагедией, усилив ту драму, которую она переживала, оказавшись в «темном царстве».

Катерина — девушка тонкая, мечтательная, по-этичная. Это человек высоконравственный, просто-душный, безыскусный в отношениях с людьми. Она не умеет лгать, притворяться, скрывать свои чувства. Чувствует она глубоко, поэтому, раз увидев Бориса и полюбив его, уже не может ничего с собой поделать. «Разве я хочу об нем думать? — рассуждает она.— Да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни заду-маю, а он так и стоит перед глазами». Для замужней Катерины, верной своему мужу и набожной, эта лю-бовь становится настоящей нравственной пыткой. «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда тол-кает, а удержаться мне не за что»,— так описывает она свое состояние.

Будучи доброй, Катерина жалеет мужа, которого никогда не любила и не любит, с которым она никогда не сможет быть счастливой. Он слабый, безвольный человек, позволяющий унижать себя на глазах жены.

Борис и Катерина не могут видеться, потому что за-мужних дам держат в Калинове под семью замками. Разрешить проблему берется сестра Тихона, Варвара, для которой давно не существует никаких нравствен-ных преград. «И я не обманщица была,— говорит она о себе,— да выучилась, когда нужно стало». Едва ли у Катерины получилось бы освоить эту науку.

Поначалу сопротивляясь, Катерина все-таки при-нимает услуги Варвары. Она не может больше нахо-диться в удушливой атмосфере ханжества, несвобо-ды, самодурства, да и свою любовь побороть не в си-лах. Героиня идет на великий грех — решается встретиться с Борисом. Судьба благоволит этому: Ка-баниха отправляет сына из дому. Сложившуюся си-туацию Катерина переживает мучительно, но преодо-леть ее она не может. Несколько встреч с Борисом ос-вещают ее жизнь лучами счастья, но ненадолго.

Борис находится в зависимом положении от своего дяди, купца Дикого. Он сирота, а бабушка его в заве-щании распорядилась о том, чтобы долю наследства Борис получил только после совершеннолетия и толь-ко при условии почтительного отношения к дяде, что в принципе невозможно. Не потому что Борис не ува-жителен к старшим, а потому что на Дикого, властно-го, грубого, бессовестного и хитрого человека, уго-дить невозможно. Тем не менее Борис продолжает жить в доме дяди, терпеливо снося все оскорбления. В его характере нет той силы, которая помогла бы ему превозмочь обстоятельства.

Попав в Калинов, Борис, так же как и Катерина, чувствует себя неуютно. «Больно трудно мне здесь, без привычки-то! — говорит он. — Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Неожиданной напастью для него становится лю-бовь. «Загнан, забит,— восклицает он,— а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал».

Борис не может побороть свои чувства. «Уж я коли полюбил...»,— говорит он, открывая свою тайну Куд-ряшу, и не заканчивает фразу, потому что и так все ясно. Однако и первого шага он сделать не может. Варвара оказывается куда проворнее его. Борис при-нимает ее услугу, а вот ответить за содеянное не умеет. Наказанный дядей, он послушно отправляется в Си-бирь. На просьбу Катерины взять ее с собой Борис от-вечает отказом — он дяди остерегается. Борис факти-чески предает Катерину, бросая ее в таком положе-нии.

Героиня оказывается сильнее Бориса. Именно она, не умеющая лгать, во всеуслышание говорит о своей любви. Она бросает вызов «темному царству», кинув-шись в бездну. Борис, конечно, сочувствует Катерине, но единственное, чем он оказывается в силах ей по-мочь,— это пожелать ей смерти.

Островский показал Катерину женщиной, которая «забита средой», но вместе с тем он наделил ее поло-жительными качествами сильной натуры, способной до конца противостоять деспотизму. О Борисе же кри-тик Н. Добролюбов говорил, что он тот же Тихон, только «образованный». «Образование отняло у него силу делать пакости... но оно не дало ему силы проти-виться пакостям, которые делают другие...».

В своей статье «Луч света в темном царстве» А. Н. Доб­ролюбов писал: «"Гроза" есть, без сомнения, самое решитель­ное произведение Островского... В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее». «Гроза» была написана Островским после его путеше­ствия по Волге в составе литературной экспедиции. Эта поездка помогла драматургу точнее и ярче отобразить быт, нравы, общую атмосферу провинциальных городов XIX века, воссоздать типичные и яркие характеры. Одна из ведущих линий в драме - отношения Катери­ны и Бориса, поскольку эти отношения играют большую роль в трагедии, разыгравшейся в пьесе. Катерина - гордая, волевая, но впечатлительная и меч­тательная женщина. Она воспитывалась в атмосфере люб­ви и радости, жила среди набожных и любящих природу людей, была вольна распоряжаться своей жизнью, как хо­тела, поэтому она и сейчас часто и с радостью вспоминает родной дом. Теперь же она замужем за слабым, безволь­ным, находящимся в полном подчинении у матери Тихо­ном. Одухотворенная, поэтическая, светлая и романтичес­кая натура, она попала в дом, где царят жесткие законы, ложь, лицемерие, ханжество, где властвует самодурка Ка­баниха, которая больше никому жизни не дает. Свободо­любивая и открытая Катерина постоянно ощущает на себе тяжкий моральный гнет свекрови, она вынуждена терпе­ливо сносить ее несправедливые бесконечные упреки. Этот дом для нее - тюрьма, все здесь делается «из-под нево­ли». Рядом с Катериной нет родственной души, человека, который сумел бы понять ее и поддержать. Но вот в городе появляется Борис, который отличается от других жителей Калинова внешностью, манерами, евро­пейской одеждой, образованностью. Не зная его внутрен­него мира, Катерина создает в своей душе образ, непохо­жий на реального Бориса своими качествами, но способ­ный вызвать глубокую и самозабвенную ее любовь. Кто же такой Борис на самом деле, каков он? С детства Борис воспитывался с сестрой в Москве. Родители любили их и дали превосходное образование, однако потом умерли от холеры: «Мы с сестрой сиротами и остались». А после умерла и бабка Бориса, оставив все наследство дяде - самодуру и грубияну, но самому богатому в городе челове­ку - Дикому, наказав, чтобы он выплатил нужную долю племянникам, если они будут с ним почтительны. Однако не такой человек Дикой, чтобы расстаться со своими день­гами. И Борис терпеливо сносит издевательства дяди, бу­дучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от Дикого ни копейки. Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о том несчастье, которое он может принести замужней жен­щине, очевидное для окружающих. Даже недалекий, но свободолюбивый Кудряш с тревогой предупреждает его: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите... А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят... Только вы смотрите - себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Не думает о Катерине Борис, идет на поводу у сво­его чувства, и в этом сказываются его бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров и четких нравственных принципов. Для искренней и глубоко религиозной Катерины лю­бовь к Борису - это грех, и не только перед законным мужем, но и перед Богом. Это причина ее внутреннего кон­фликта, совесть ее неспокойна. Однако в Борисе Катерина видит сильную личность, способную дать ей поддержку и защиту, освободить от тесноты и духоты дома Кабанихи. Любовь Катерины - сильная, глубокая, самозабвенная, в жертву этому чувству девушка готова принести даже соб­ственные моральные принципы: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» И все-таки, совершая свободный выбор, Катерина очень тяжело переживает свою измену. Для нее это грех против совести, но она готова пожертвовать жизнью ради люби­мого, зная, что любые грехи искупаются страданием. Не людская молва ее тревожит, а чистота собственной души, и мы видим, что до самого трагического конца Катерина не изменяет себе. А что Борис? Когда в начале первого свидания Кате­рина гонит его, в отчаянье восклицая: «Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к те­бе», - Борис малодушно оправдывается: «Ваша воля была на то». Такова вся его любовь - слабая, нереши­тельная, вялая, способная брать, но не отдавать. Ведь и терять-то ему по большому счету нечего: в городе он человек новый, как приехал, так и уедет, «вольный ка­зак». Узнав, что их связь раскрыта, он уезжает по пове­лению дяди, бросая любимую женщину одну, несмотря на то что мог спасти ее, забрав с собой, несмотря на недоброе предчувствие. Его хватает лишь на причитание: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Таким образом, любовь не возвысила и не окрылила его, а лишь оказалась новой, тяжелой ношей, усугубившей его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не зака­ляют, а сильнее пригибают к земле. Катерина же даже своей смертью выразила протест про­тив темноты, дикости, ограниченности патриархального быта, против душной атмосферы Калинова, и в этом про­тесте раскрылась вера автора в духовную силу русского человека и ожидание грядущих перемен в русской обще­ственной жизни.

Драма Островского “Гроза” выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается “живой” положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина - главный персонаж драмы Островского - единственное, что есть хорошего в том темном мире, “темном царстве” мещанства, что окружает ее. Стремление летать - вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ловушки для нее был только один.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.
Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время,
покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы; считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог - ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо”.
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный, русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Любовь Катерины к Борису на время увеличивает границы тесного мирка, в котором до сих пор живет девушка. Катерина испытывает столь сильное чувство впервые. Девушка была выдана замуж насильно за нелюбимого человека. Дальнейшая жизнь в доме мужа, постоянные придирки и унижения со стороны свекрови убивают саму возможность возникновения любви к слабохарактерному и безвольному Тихону.
Катерина искренне пытается полюбить своего мужа. Но, видно, не судьба. А Катерина - натура романтичная и мечтательная. Девушка с детства была очень эмоциональной. Как известно, люди впечатлительные и эмоциональные не могут жить в атмосфере серости и уныния. Им необходимо радоваться жизни, наслаждаться ее проявлениями, чувствовать красоту бытия.
Каким видит Катерина Бориса? Разумеется, он кажется ей совсем не похожим на Тихона и на большинство окружающих ее людей. Каждый человек, влюбившись, склонен идеализировать предмет своей любви, и, конечно, Катерина не является исключением.
Каким же в действительности является Борис? В самом начале произведения мы узнаем его историю. Родители дали Борису и его сестре завидное воспитание. Разве могли они подумать, что дети их вынуждены будут общаться с родней, известной своей тупостью, ханжеством и злобой? Борис рассказывает о своей жизни Кулигину, и читатель ясно чувствует, насколько тяжело молодому человеку было привыкнуть к новому образу жизни. Дядя всячески издевается над своим племянником. А тот ничего не может ему противопоставить. В этом и кроется трагедия молодого человека. У него недостает душевных сил и твердости характера, чтобы бороться со сложными обстоятельствами, в которых он оказался.
Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы персонажей Островского. Он выглядит более умным и образованным. Он культурен, воспитан. Но при этом Борис слаб, а потому бездействует и плывет по течению. Даже любимой женщине он принес несчастье.
Борис при всем своем уме и образованности не может понять бесхитростную и простую Катерину. Она говорит ему: «Знаешь, что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!» Катерина вкладывает в свои слова глубокий смысл. Она в глубине души понимает, что жизнь в том виде, какой была раньше, кончилась. Теперь она перешла черту, навсегда отделившую ее от прежней жизни. И подобная метаморфоза вполне может привести к смерти. Но Борис отвечает ей слишком просто и банально: «Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?» Именно сейчас он счастлив, он уверен в себе, ему нравится, что рядом находится любимая женщина. А что будет дальше, его не интересует.
Катерина отдает всю себя, ничего не получая взамен. Беда Катерины в том, что Борис оказался недостоин ее любви. При кажущихся положительных качествах он на самом деле мелкий эгоистичный человек, думающий только о себе. Любовь Катерины для него - это всего лишь развлечение, хотя он и пытается доказать ей, что действует, исключительно поддавшись силе страсти.
Борис покоряется воле своего дяди, который отправляет его в Сибирь. Сцена прощания Катерины со своим любимым показывает, насколько тяжело женщине и как при этом сдержанно ведет себя Борис.
Слова Бориса кажутся чудовищными: «Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!». И эти слова мужчина говорит о любимой женщине! Он даже не пытается облегчить ее судьбу, хотя бы утешить. Борис просто желает ей смерти. И такова расплата Катерины за счастье, длившееся всего лишь десять дней!

Меню статьи:

Вопрос о выборе второй половинки всегда был проблемным для молодых людей. Сейчас мы вправе выбирать спутника (спутницу) жизни сами, раньше окончательное решение и браке принималось родителями. Естественно, что родители в первую очередь взирали на благосостояние будущего зятя, его моральный облик. Такой выбор сулил прекрасное материальное и моральное существование детей, но при этом часто страдала интимная сторона брака. Супруги понимают, что они должны благосклонно и почтительно относиться друг к другу, но отсутствие страсти сказывается не лучшим образом. В литературе много примеров такого неудовлетворения и поисков реализации своей интимной жизни.

Предлагаем ознакомиться с пьесы А. Островского “Гроза”

В русской литературе такая тема не новая. Время от времени она подымается писателями. А. Островский в пьесе «Гроза» изобразил уникальный образ женщины Катерины, которая в поисках личного счастья под воздействием православной морали и возникшего любовного чувства заходит в тупик.

История жизни Катерины

Главная героиня пьесы Островского – Катерина Кабанова. С детства воспитывалась в любви и ласке. Ее мать жалела дочку, и порой освобождала ее от всякой работы, предоставив Катерине делать то, что ей хочется. Но девочка не выросла ленивой.

После свадьбы с Тихоном Кабановым девушка живет в доме родителей мужа. Отца у Тихона нет. А мать руководит всеми процессами в доме. Свекровь обладает авторитарным характером, она подавляет своим авторитетом всех членов семьи: и своего сына Тихона, и дочь Варю и молодую невестку.

Катерина попадает в совершенно незнакомый ей мир – свекровь часто беспричинно ругает ее, муж тоже не отличается нежностью и заботой – порой он избивает ее. Детей у Катерины и Тихона нет. Женщину этот факт невероятно расстраивает – ей нравиться нянчиться с детьми.

В один прекрасный момент женщина влюбляется. Она замужем и прекрасно понимает, что ее любовь не имеет права на жизнь, но все же со временем поддается своему желанию, пока муж находится в другом городе.

По возвращению супруга Катерина испытывает муки совести и признается свекрови и мужу в своем поступке, чем вызывает волну негодования. Тихон ее избивает. Свекровь говорит, что женщину необходимо закопать в землю. Обстановка в семье и без того нерадостная и накаленная обостряется до невозможности. Не видя другого выхода, женщина заканчивает жизнь самоубийством, она топится в реке. На последних страницах пьесы мы узнаем о том, что Тихон все-таки любил свою жену, и его поведение по отношению к ней было спровоцировано науськиванием матери.

Внешность Катерины Кабановой

Детальное описание внешности Катерины Петровны автор не предоставляет. О внешности женщины мы узнаем из уст других героев пьесы – большинство персонажей считают ее красивой и восхитительной. О возрасте Катерины мы также мало что знаем – тот факт, что она находится в самом расцвете свих сил, позволяет определить ее как молодую женщину. До свадьбы она была полна стремлений, светилась счастьем.


Жизнь в доме свекрови сказалась на ней не лучшим образом: она заметно увяла, но все еще была хороша собой. Ее девическая веселость и жизнерадостность быстро улетучилась – их место заняли уныние и печаль.

Отношения в семье

Свекровь Катерины – человек очень сложный, она всем заправляет в доме. Это касается не только домашних дел, но и всех отношений внутри семьи. Женщине сложно справиться со своими эмоциями – она ревнует сына к Катерине, ей хочется, чтобы внимание Тихон уделял не жене, а ей, своей матери. Ревность съедает свекровь и не дает ей возможности наслаждаться жизнью – она всегда недовольна чем-то, постоянно придирается ко всем, особенно к молодой невестке. Этот факт она даже не пытается скрыть – окружающие подтрунивают над старой Кабанихой, говорят, что она замучила всех в доме.

Катерина уважает старую Кабаниху, невзирая на тот факт, что она ей буквально прохода своими придирками не дает. Чего нельзя сказать о других членах семьи.

Муж Катерины – Тихон так же любит свою мать. Авторитаризм и деспотизм матери сломали его, как и его жену. Он разрывается чувством любви к матери и жене. Тихон не пытается как-то разрешить сложную ситуацию в его семье и находит утешение в пьянстве и загулах. Младшая дочь Кабанихи и сестра Тихона – Варвара более прагматична, она понимает, что стену лбом пробить нельзя, в этом случае необходимо действовать хитростью и умом. Ее уважение к матери – показное, она говорит то, что мать хочет услышать, но на самом деле делает все по-своему. Не выдержав жизни дома, Варвара сбегает.

Несмотря на несхожесть девушек, Варвара и Катерина становятся подругами. Они поддерживают друг дружку в сложных ситуациях. Варвара подстрекает Катерину на тайные встречи с Борисом, помогает влюбленным организовывать свидания для влюбленных. В этих действиях Варвара не подразумевает ничего плохого – девушка сама часто прибегает к таким свиданиям – это ее способ не сойти с ума, она хочет привнести в жизнь Катерины хотя бы частичку счастья, но выходит в результате все наоборот.

С мужем у Катерины тоже непростые отношения. В первую очередь это связано с бесхарактерностью Тихона. Он не умеет отстаивать свою позицию, даже в том случае, если желание матери явно противоречит его намерениям. У ее мужа нет своего мнения – он «маменькин сынок», беспрекословно исполняющий волю родительницы. Он часто, по материному науськиванию, ругает молодую жену, порой избивает ее. Естественно, такое поведение не привносит радости и гармонии в отношения супругов.

Недовольство Катерины растет со дня на день. Она чувствует себя несчастной. Понимание того, что придирки в ее адрес надуманные все же не позволяют ей полноценно жить.

Время от времени в мыслях Катерины возникают намерения что-то поменять в ее жизни, но выход из ситуации ей найти не удается – мысль о самоубийстве все чаще и чаще посещает Катерину Петровну.

Черты характера

Катерина обладает кротким и добрым нравом. Она не умеет постоять за себя. Катерина Петровна – мягкая, романтическая девушка. Она любит предаваться мечтам и фантазиям.

У нее пытливый ум. Ее интересуют самые необыкновенные вещи, например, почему люди не умеют летать. Из-за этого, окружающие считают ее немного странной.

Катерина по своей природе терпеливая и неконфликтная. Она прощает несправедливое и жестокое отношение по отношению к себе мужа и свекрови.



В целом же окружающие, если не брать в счет Тихона и Кабаниху хорошего мнения о Катерине, они думают, чтоона милая и прелестная девушка.

Стремление к свободе

У Катерины Петровны своеобразное понятие свободы. В то время, когда большинство людей понимают свободу как физическое состояние, при котором они вольны осуществлять те поступки и действия, которые им предпочтительны, Катерина предпочитает свободу моральную, лишенную психологического давления, позволяющая распоряжаться своей судьбой самостоятельно.

Катерина Кабанова не настолько решительна, чтобы поставить на место свекровь, но ее стремление к свободе не дает ей жить по тем правилам, в рамках которых она оказалась – мысль о смерти как о способе обретения свободы появляется в тексте несколько раз до романтических отношений Катерины с Борисом. Обнародование информации об измене Катерине мужу и дальнейшая реакция родственником, в частности свекрови, становятся всего лишь катализатором, ее суицидальным стремлениям.

Религиозность Катерины

Вопрос религиозности и влияния религии на жизнь людей всегда был довольно спорный. Особенно такая тенденция ярко поддается сомнению во времена активной научно-технической революции и прогресса.

По отношению к Катерине Кабановой такая тенденция не срабатывает. Женщина, не находя радости в обыденной, мирской жизни, проникается особой любовью и благоговением к религии. Усиливает ее привязанность к церкви и факт религиозности ее свекрови. В то время как у старой Кабанихи религиозность только показная (на самом деле она не придерживается основных канонов и постулатов церкви, регламентирующих взаимоотношения людей), религиозность Катерины истинная. Она свято верит в заповеди Бога, пытается всегда соблюдать законы бытия.

Во время молитвы, пребывания в церкви Катерина испытывает особое наслаждение и облегчение. В такие моменты она похожа на ангела.

Однако желание испытать счастье, настоящую любовь берут верх над религиозным видением. Зная о том, что супружеская измена – страшный грех, женщина все же поддается искушению. За счастье длиною в десять дней, она платит еще одним, наиболее страшным грехом в глазах верующего христианина – самоубийством.

Катерина Петровна осознает всю тяжесть своего поступка, но понятие того, что ее жизнь уже никогда не измениться вынуждает ее игнорировать этот запрет. Следует отметить, что мысль о таком окончании своего жизненного пути уже возникала, но, несмотря на тяжести ее жизни, в исполнение не была приведена. Возможно, здесь сыграл тот факт, что давление со стороны свекрови было для нее тягостным, но понятие того, что оно не имеет никаких оснований, останавливало девушку. После того, как ее родные узнают об измене – упреки в ее адрес становятся оправданными – она действительно запятнала свою репутацию и репутацию семьи. Другой причиной такого исхода событий мог стать тот факт, что Борис отказывает женщине и не берет ее с собой. Катерина должна сама как то решить сложившуюся ситуацию и лучшего варианта, как броситься в реку, она не видит.

Катерина и Борис

До появления в выдуманном городе Калинове Бориса обретение личного, интимного счастья для Катерины не было актуально. Она не пыталась восполнить недостаток любви со стороны своего мужа на стороне.

Образ Бориса пробуждает в Катерине угасшее чувство страстной любви. Женщина осознает всю тяжесть любовных взаимоотношений с другим мужчиной, поэтому томиться возникшим чувством, но не принимает никаких предпосылок превратить свои мечты в реальность.

Варвара убеждает Катерину в том, что Кабановой необходимо встретиться наедине со своим возлюбленным. Сестра брата прекрасно знает, о том, что чувства молодых людей взаимны, кроме того, для нее не новость прохладность отношений между Тихоном и Катериной, поэтому расценивает свой поступок как возможность показать милой и доброй невестке, что такое настоящая любовь.

Катерина долго не может решиться, но вода камень точит, женщина соглашается на встречу. Оказавшись в плену своих желаний, усиливаемых сродным чувством со стороны Бориса, женщина не может отказать себе в дальнейших встречах. Отсутствие мужа играет ей на руку – 10 дней она жила как в раю. Борис любит ее больше жизни, он ласков и нежен с ней. С ним Катерина чувствует себя настоящей женщиной. Она думает, что наконец-то обрела счастье. Все меняет приезд Тихона. Никто не знает о тайных встречах, но муки терзают Катерину, она всерьез боится наказания со стороны Бога, её психологическое состояние достигает апогея и она признается в совершенном грехе.

После этого события жизнь женщины превращается в ад – и без того сыпавшиеся упреки в ее сторону от свекрови становятся невыносимыми, муж избивает ее.

У женщины еще теплится надежда на благополучный исход события – она верит, что Борис не оставит ее в беде. Однако ее возлюбленный не спешит ей помочь – он боится прогневить дядю и остаться без его наследства, поэтому отказывается взять с собой в Сибирь Катерину.

Для женщины это становится новым ударом, пережить его она уже не в состоянии – смерть становится ее единственным выходом.

Таким образом, Катерина Кабанова – обладательница самых добрых и нежных качеств человеческой души. Женщина с особым трепетом относится к чувствам других людей. Ее неумение дать резкий отпор становится причиной постоянных насмешек и упреков со стороны свекрови и мужа, что в дальнейшем загоняет ее в тупиковую ситуацию. Смерть в ее случае становится возможностью обрести счастье и свободу. Осознание этого факта вызывает самые печальные чувства у читателей.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...