Характеристика еремеевой. Кто вы, первые Еремеевы? Сочинение про Еремеевну


Еремеевна – одна из второстепенных героев пьесы Фонвизина «Недоросль». Она является няней и кормилицей Митрофана . На примере её образа автор пытается показать, как извращало крепостное право дворовых прислуг, как уродовало оно их и унижало. Несмотря на присущие ей хорошие человеческие качества, рабская приниженность берет верх. Еремеевна уже более 40 лет прислуживает для Простаковых-Скотининых. По этой причине она рабски привязана к членам этой семьи и считает прислуживать им своим первейшим долгом. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. А когда Скотинин набрасывается на мальчика, Еремеевна заслоняет его собой и остервенело защищает.

Однако эта рабская преданность приобретает искаженный характер, что автор изображает с особой художественной силой. На фоне повышенного чувства долга перед семьей Простаковых у няни теряется чувство собственного достоинства. Она не только безропотно переносит хамское отношение к себе, но и не проявляет никакого протеста. А в это время Митрофан с Простаковой позволяют себе оскорблять пожилую женщину такими словами, как бестия, старая ведьма, хрычовка, и даже поднимают на неё руку. В результате судьба Еремеевны довольно тяжела, так как ей приходится всю жизнь прислуживать неблагодарным и деспотичным хозяевам.

Большинство моих прямых кровных предков из основной ветви генеалогического древа по фамилии Катцыны, пришедших в Красноярский острог в середине XVII века, а также некоторых боковых веток – Лалетины, Ленивцевы, Ростовцевы, Роскащиковы, Худяковы, были казаками, - как пешими, так и конными. С течением времени, в силу различных обстоятельств, представители некоторых ветвей сменили места жительства и род занятий. После I -й ревизии 1719-22 гг. многие из них были зачислены в разряд разночинцев и крестьян и переселились на юг Красноярского уезда.

Из вышеперечисленного списка фамилий заметно выделяется ветвь Еремеевых, поскольку начало этого старинного русского рода восходит к московским детям боярским. Основатель красноярской династии - Василий Иванов сын Еремеев, в ранних найденных мной документах записан как московский сын боярский ссыльный подьячий Посольского Приказа.

Примечание -Посольский Приказ – центральное правительственное учреждение в XVI - XVIII вв. ведавшее сношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленных. Во главе Приказа стоял Посольский или Приказной дьяк. В штате Приказа состояли его «товарищи» - подьячие и толмачи. При Петре I Посольский Приказ трансформировался в Коллегию иностранных дел.

За что Василий был сослан в Сибирь, доподлинно неизвестно, хотя некоторые исследователи называют причиной ссылки мздоимство, другие указывают на некие ошибки (вольные или невольные) допущенные подьячим Еремеевым при оформлении важных государственных документов. Причем, Василий Еремеев был отправлен вначале в Енисейск, а затем переведен в Красноярский острог с сохранением статуса сына боярского. Он проживал с сыновьями Трифоном и Матвеем в д. Мату под Красноярском.

В РГАДА и ГАКК хранится немало документов, в которых упоминается Василий Еремеев и его сыновья. К примеру, описывается, как в 1664 году , пятидесятник Трифон Васильев Еремеев в сопровождении двух казаков ходил на переговоры с Лоджаном. В многочисленных челобитных красноярских служилых людей к государю также встречается подпись Трифона Еремеева. В Имянных книгах среди съезжей избы подьячих первым (видимо старшим по чину) записан Василий Иванов сын Еремеев с годовым окладом 12 рублей, а в отряде черкас и московских стрельцов главным значится его сын, пятидесятник Трифон Васильев Еремеев с окладом 6 рублей в год. Упоминается Трифон Еремеев в битве красноярских служилых людей с войском князца Ереняка в 175-м году. Документы свидетельствуют о том, что «пятидесятник Трифон Еремеев на бою был и в полону», т.е. побывал в плену у киргизов . Есть сведения о пятидесятнике Трифоне Еремееве и .

Ниже приводится подпись Василия Еремеева в челобитной 175 года. Написано: К сей челобитной подьячей Василей Еремеев руку приложил

Из многочисленных архивных материалов видно, что Трифон Еремеев был очень авторитетным человеком, храбрым и удачливым воином, опытным военачальником красноярских служилых людей. Венцом воинской карьеры Трифона Еремеева можно считать назначение его в 1709 году (в возрасте около 71 года) первым красноярским казачьим головой.

Как и все красноярские сыны боярские того времени, Трифон являлся крупным землевладельцем. Из документа РГАДА «Сведения о документах красноярских служилых людей на пашни, сенные и на иное недвижимое имущество в 1701 г.» следует, что Трифон Еремеев владел деревней Трифоновой (она же Еремеева , относящейся к селу Балчужскому) по купчей крепости 1675 года:

Наименование деревни

Чины и имена служилых людей обладателей документов

Сведения о документах

Сведения о пашнях (в

одном поле), покосах и

иной недвижимости, на которые представлены

документы

Деревня сына боярского Трифона Еремеева

Сын боярской Трифон Еремеев и его племянник сын боярской Яков Матвеев Еремеев

Данная крепость Трифона Еремеева 183 года

Всего:

9 десятин пашни и перелога,

7 десятин покосов

В переписи Красноярска 1671 года записан Трифон Васильев сын Еремеев . С ним отец его Василий и брат Матюшка 16 лет да людей у них дворовых мугальских купленых Матюшка, Ивашко, да Матюшка ж, новокрещеные .

А вот сведения из переписи Красноярска и уезда 1713 года:

Деревня Еремеева

Во дворе Московского списку дворянин Трифан Еремеев осмидесят лет жена у него Настасья пятидесят лет детей у него сын Степан дватцати пяти лет Иван дватцати двух лет у Степана жена Василиса дватцать пять у Ивана жена Анна дватцати лет у Трифона дочь Варвара сорока лет Овдотья тринатцати лет дворовые ево люди Кирило тритцати жена у него Анна дватцати осми лет Игнатей тритцати четырех лет жена у него Хавронья дватцати двух лет Иван штинатцати Семен девяти лет Игнатья дочь Марфа двенадцати Лукерья пяти лет

Во дворе неверстанной сын боярской Яков Еремеев тритцати семи лет жена у него Марья дватцати семи лет детей у него сын Василей трех лет дочь Анна осми лет Оксинья семи лет Матрена пяти лет

Двор неверстанного сына боярского Федора Еремеева он Федор тритцати пяти лет брат у него Алексей в конской службе дватцати пяти лет мать у них вдова Домна пятидесят лет сестры у него Фекла дватцати двух лет Матрена осмнатцати лет Татьяна четырнатцати лет дворовой Семен сорока лет иноземской породы

Во дворе неверстанной сын боярской Михайло Еремеев пятдесят лет жена у него Матрена тритцати лет детей у него сын Григорей трех лет дворовой человек Филип жена у него Улита тритцати двух лет

По переписи 1719-22 гг. Трифону Еремееву показан возраст 84 года, откуда можно предположить, что родился он примерно в 1638 году, всего же по 1-й ревизии записано пять семей Еремеевых:

Деревня Трифонова

1.Дворянин московского списка Трифан Еремеев 84 лет. У него дети – Иван 28, Тимофей 12, внук Иван 3. Дворовых – Игнатей 50, Семен 18, Иван 24.

2.Сын боярской Яков Матвеев (фамилия не указана, но, бесспорно Еремеев) 46 лет. У него дети – Василий 6, Тимофей 2.

3.Сын боярской Федор Еремеев 38 лет. У него брат Алексей 32, дворовой человек Семен 50, племянник Иван 2.

Село Бузимское

4.Московского списка дворянин Андрей Еремеев 47 лет. У него в [детях б]оярских Ефим 12, Егор 7, Иван 6. Человек у него живет Иван 20, другой […].

Деревня Симонова

5.Посадский человек Кузьма Еремеев 60 лет. У него дети – Егор 20, Семен 8, Володимер 7, Мирон 5.

В Абаканском остроге

Деревня Еремеевская

Л. 53. 409. Двор неверстаного дворянского сына Михайла Трифанова. И он,

Михайло, под опасением смертные казни сказал: он, Михайло, –

пятидесять лет. Детей у него: сын Григорей – десяти лет, Петр –

пяти лет. У него скормленик ево Василей – пяти лет.

Да дворовой ево человек Филип – тритцати пяти лет. У него

сын Тимофей – одного году. Да подворник у него Михайла. Гулящих

людей Леонтей Тетерин – дватцати трех лет, Алексей Семенов –

дватцати лет. А буде он, Михайло, сказал что ложно, и за такую

[ево] ложную с[каску указа]л бы Великий Государь казн[ить смертью.] К сей [скаске …………………………………………. руку приложил].

Л. 53 об. 410 Двор неверстаного дворянского сына Степана Трифанова. И он,

Степан, под опасением смертные казни сказал: он, Сте=

пан, – тритцати трех лет. Сын у него Андрей – двух лет.

Дворовых у него людей: Кирило – тритцати лет. Детей у

него, Кирила: сын Андрей – шести лет, Иван – трех лет,

Иван же – двух лет. А буде он, Степан, сказал что ложно,

и за такую ево ложную скаску указал бы Великий Государь

казнить смертью. К сей скаске Андрей Еремеев по велению

брата своево Степана Трифанова руку приложил.

А вот сведения по II ревизии 1747 года о некоторых жителях деревни Трифановой:

Деревни Еремеевой она ж и Трифанова: разночинцы

3301 написанной в прежную перепись Петр Михайлов сын Трифанов 29

У него дети после переписи рожденные

3302 Петр 8

3303 Матвей 8 недель

Написанные в прежную перепись за ним дворовые люди которые после указу из за него включены в разночинцы

3304 Филип 51

3305 у Филипа дети Тимофей 25

После переписи рожденные

3306 Гаврило 24 взят в рекруты в 747 году

3307 Василей 19

3308 Яков 15

3309 Прокопей 11

3310 Федор 6

3311 Лаврентей 15 недель

3312 Написанной в прежную перепись Андрей Степанов сын Трифанов 26

3313 у него брат Петр 22

3314 у Андрея дети Федор 6

3315 Яков 2

3316 у Петра сын Матвей 15 недель

Перешедшие собою из разных мест того ж ведомства

…Из деревни Трифановой

3319 Написанной в прежную перепись Иван Трифанов сын Еремеев 52

У него дети в прежную перепись

3320 написанной же Иван 24

После переписи рожденные

3321 Михайло 18

3322 Алексей 12

Написанныя ж в прежную перепись за ним Еремеевым дворовые люди которые по силе указу из за него включены в разночинцы

3323 Семен 42

3324 Иван 48

3325 Написанной в прежную перепись Яков Матвеев 40

3326 У него сын в прежную перепись написанной же Тимофей 26

У него внучата умершаго в прежную перепись написанного сына его Василья рожденные после переписи дети

3327 Михайло 7

3328 Петр 4

Из села Бузимского

Написанной в прежную перепись

3329 Ефим Андреев сын Еремеев 36

у него братья в прежнюю перепись написанные

3330 Егор 31

3331 Иван 30

Деревни Трифановой Тюменцова тож

Разночинцы

5799 написанной в прежную перепись Федор Еремеев 62

В прежную перепись написанные за него

5800 у него брат Андрей 56

5801 у Андрея дети Иван 28

После переписи рожденные

5802 Петр 20

5803 Андрей 17

5804 у Ивана сын Яков 7

5805 у Петра сын Дмитрей году

Следует заметить, что деревни с названием Трифонова в Красноярском уезде было две:

Первая - деревня Еремеева (Трифанова, Волосатикова, Тюменцова), относящаяся к селу Балчужскому и находящаяся в 12 верстах ниже деревни Шиверской. В одной версте от Еремеевой находилась деревня Атаманова, видимо в дальнейшем эти деревни слились. В переписи Красноярска и уезда 1719-22 гг. эта деревня Трифонова записана на Л. 109-110. Упоминается она также в дневниках Г.Ф. Миллера и гг.

Вторая - деревня Еремеевская (она же Трифонова). Относилась к Караульному острогу, затем к Новоселовской волости. Упоминается у Г.Д. Мессершмидта в дневниках за 19 февраля 1722 года , у того же Г.Ф. Миллера и в переписи Красноярска и уезда 1719-22 гг. (Л. 53-53 об.).

В обеих деревнях жили Еремеевы, которые являлись потомками ссыльного подъячего Посольского Приказа Василия Иванова Еремеева. В Трифоновой Караульного острога некоторые семьи записывались, как Трифоновы, а не Еремеевы.

Моя родословная ветка по Еремеевым идет от жителя деревни Трифоновой Караульного острога Ивана Трифонова Еремеева (Большего).

Деревня Трифонова Новоселовской волости на карте 1893 года

Источники и литература:

РГАДА. Ф.214. Оп. 3. Стб. 623. Л. 110, 111, 113.

Книги именные Красноярского острогу детям боярским и подьячим атаманам и конным и пешим черкасом и московским стрельцом ружником и оброчником з денежными оклады ко 7170 году//РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Стб. 438. Л. 312-326.

РГАДА. Ф.214. Оп. 3. Стб. 814. Л. 208-217.

РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. кн. 566. Л. 162-213.

РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2242. Л. 44 об, 45.

РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1601.

Сказки посадских людей, разночинцев г. Красноярска, разночинцев и государственных, монастырских крестьян и ссыльных крестьян Красноярского уезда.// РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1602. Л. 1-313.

Мессершмидт Д.Г., Экспедиция в Сибирь 1720-1727 гг. Т. 1., Дневники 1721-1722 гг. Берлин, 1962, 380 с. (на нем. языке).

Характеристика второстепенных персонажей в комедии «Недоросль»

Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только» к своим свиньям. Скотинин - свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Скотинин жаден. Узнав, что принесёт своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника - Митрофана.

С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым - Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой. «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» - с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»

И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верпую службу.

Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.

Отставной солдат Цыфиркин - человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,- говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь - «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.

В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,- это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора.

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе «Недоросля». Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, «погребено с их предками», в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества- он ищет причины этого упадка.

Заключительная реплика Стародума, которой завершается « »: «Вот злонравия достойные плоды!» - в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.

Другая проблема «Недоросля» - это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла - духовной деградации дворянства.

Значительная часть драматического действия в «Недоросле» в той или иной мере подчинена проблемам воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и большая часть нравоучений Стародума. Кульминационный пункт в разработке этой темы - бесспорно сцена экзамена Митрофона в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного, сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых. Вынесение этого приговора обеспечивается не только за счет самораскрытия невежества Митрофана, но и благодаря демонстрации примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном. -

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которого был Фонвизин.

«Недоросль» была написана в 1781 году. В то время в России самой революционной была идея просвещенной монархии, провозглашаемая французскими энциклопедистами.

Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18в. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной и в комедии Фонвизина, что подчеркивается ее названием.

Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма). Например, речь Простаковой: грубая в обращении к слугам ("мошенник","скот","воровская харя" - портной Тришка; "бестия", "каналья" - нянька Еремеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой (" век живи, век учись, друг мой сердешный", "душенька"). "Правильный", книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нем говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма). Соблюдается в комедии и правило трех единств . Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинение действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещенные (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.

На этом следование традициям классицизма завершается.

Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян. В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкая ирония со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращенного века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения Отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчеркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание «власть имущих», в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыферкин). Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей . Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене.

Простакова - дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.

Простакова - движущее лицо комедии. Она замышляет женить Митрофана на богатой воспитаннице Софье (вопреки первоначальному намерению выдать ее за своего брата). Позже, когда ее планы рушатся, Простакова хочет тайно обвенчать молодых (несмотря на протесты Софьи).
Главная черта в характере Простаковой - безумная, животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, - хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Так, пытаясь устранить соперника сына - своего брата Скотинина, она вцепляется в его шею и т. д. Таким образом, ее нравственные и моральные понятия полностью извращены. П.А. Вяземский писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…» Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая, внутренняя, причина - невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая, социальная, - указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над крепостными без всяких ограничений. В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее крах - это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленных положительными персонажами пьесы.

Митрофанушка - сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации - в неправильном, уродующем воспитании.

Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

Тарас Скотинин - дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни - свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такой деградации - в невежестве, отсутствии правильного воспитания: «…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет».

Стародум - дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница - жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить.

С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой. «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» — с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»
И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу.

Фамилия Еремеев – произошла от имени Еремей. Эта народная русская форма старинного древнееврейского имени Йеремия, что значит «Бог возвысит» или «Возвышенный Богом». Йиермеях- латинская производная.
Вот что о пророке Иеремия написано в книге «Русь средиземноморская и загадки Библии». Он жил на рубеже VII – VI в.в. до н.э. В это время Ассирия (древнее государство в Северном Двуречье, что было на территории современного Ирака) начала терять свое могущество, а власть Вавилона беспрерывно расширялась. Падение мощной семитической державы не смог предотвратить даже союзный Египет.
Цари Иудеи пытались освободиться из-под чужеземного ига, ища поддержку у Египта. В 602 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор предпринял несколько карательных походов против Иудеи и Иерусалима и в 586 году до н.э. окончательно захватил Иудею. Он увел в плен большую часть жителей страны. Последовавший за этим этап жизни еврейского народа получил название «Вавилонское пленение».
Иеремия предвидел все эти беды. Он пророчествовал «От севера открывается бедствие на всех обитателей сей земли» (Иеремия 1:14).Это было и предупреждение, и призыв к властям Иудеи повернуть политику в иное русло. Напрасно Иеремия без устали повторял им наставление Господа: «И если вы скажите: за что, Господь, Бог наш, делаешь все это?», то отвечайте так: «Как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей (Руси), то будете служить чужим на земле не вашей»
Русские имена еврейского происхождения давала новорожденным церковь. Она нарекала детей в честь древних библейских праведников или святых и мучеников. А святые эти в свою очередь, нередко получали имена опять-таки в честь библейских героев и пророков. Так пришли еврейские имена в русский язык.
Но есть и такая версия, что некоторые из имен, в том числе и Еремей сначала переиначивались на греческий лад (с греческого - Еремей – «дающий богатство»), потом уж на славянский.
Долгое время на Руси фамилий не было. Поначалу фамилии возникли у феодалов. Существовало наследственное землевладение, оно и привело к наследию наследственных имен, то есть фамилий. Первые русские фамилии встречаются в документах, относящихся к XV веку. У крестьян появилась фамилия только после отмены крепостного права 1861 г. но приживалось это нововведение очень плохо. Только в 1888 году Сенат опубликовал специальный указ «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица и значение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

В статье «Генеалогическое древо» написано: «Некоторые Еремеевы – это нетитулованное российское и малороссийское дворянство от Андрея Еремеева». Дальше имя Андрей не прослеживается.
А в энциклопедии Брокгауза написано Еремеевы – русские дворянские роды. Иван, Никита, Петр, Федор маленький и Федор большой Борисовичи Еремеевы зачислены в 1555 году в состав дворянства. (В другом источнике написано, что Иван Борисович Еремеев был убит в Казанском походе 1550 года).

Яков (ев.имя) Тихонович Еремеев - убит в 1634 при осаде Смоленска. Этот род Еремеевых внесли в VI часть «Родословной книги» Казанской и Псковской губерний. Другие два рода Еремеевых записаны в VI часть «Родословной книги» Тверской губернии (XVII век). Остальные 15 родов позднего происхождения.
Но, в кратком описании статьи А.Х. Халикова «500 русских фамилий Булгаро-Татарского происхождения» есть такие данные: « … по крещении Еремея, внука Илика, вышедшего из Орды на службу к Дмитрию Донскому…» и еще «от татаро-мишарского - хозяин – худжа-ин».
Дмитрий Донской – великий князь Московский, сын великого князя Ивана II Красного, жил с 1350 по 1389 годы.
Тут уж, Еремеевы, выбирайте либо вы потомки одного из дворянских родов и тогда ваша фамилия впервые прозвучала в XV-XVI-ом веках, либо второе, тогда ваш предок воевал в рядах Д. Донского в XIV-ом веке.
Это первые упоминания фамилии в истории государства Российского.

В «Православном церковном календаре» - Иеремия, пророк – Возвышенный Богом (еврейский). Указаны дни празднования памяти святого (по старому стилю):
Пророк - май 1,
Мученик – февраль 16,
Преподобный – январь 14, сентябрь 28, октябрь 5.
А святой день Еремея - 19 июля по новому стилю.

Приметы, связанные с именем Еремей.
1. Еремей, Еремей, про посевы разумей.
2. На Еремея по ранней росе иди на посев.
3. На Еремея и ленивая соха в поле выезжает.
4. Если на Еремея непогода – к суровой, холодной зиме.
5. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея.
6. На Еремея не полагалось давать взаймы ни хлеба, ни зерна плохой урожай будет.
7. Если на Еремея (14 мая по н.с.) еловые почки распускаются рано. Скоро, то медлить с посевом нельзя».

И к сведению, Ленька Пантелеев, написавший «Республику Шкид» не кто иной, как Алексей Иванович Еремеев, т.е. однофамилец.

Но это еще не все.

Гуляя по Интернету, я наткнулась на Людмилу Еремееву из Красноярска. Уже десять лет она занимается историей рода. Ее внук – это пятнадцатое поколение Еремеевых, которые она разыскала. Людмила пишет об этом книгу. А вот выдержки из книги Л.Безъязыкова «Красноярск изначальный» -
«В 1695 году против жестокого и вороватого красноярского воеводы Алексея Башковского поднялась группа служивых людей. Более всего действиями воеводы оказались недовольны дети боярские Трифон и Матвей Еремеевы… Они сместили воеводу с поста и выбрали свой орган управления. Бунт этот стал известен как «Красноярская шатость». Вскоре после бурных событий «шатости» Матвей Еремеев с атаманом Дмитрием Тюменцевым «осел» в 86 км ниже Красного яра, образовав село Атоманово. Второй брат, Трифон, уехал в будущую Новоселовскую область. Село, которое он основал, люди стали называть Трифоновкой, а позднее Еремеево. Это село сейчас на дне Красноярского моря. А вот, как и откуда появились братья в Сибири, кто их родители остается загадкой.
Но это Красноярский край, а Вера Карпеевна, моя бабушка по отцу, по мужу Еремеева, приехала из села Усть-Иша, что на реке Иша. Село находится в 66 км от Бийска. Село старинное. При раскопках там нашли могильники V века. В гимназии директором работает Нелли Николаевна Еремеева. То есть в Усть-Ише до сих пор живут потомки Еремеевых. Со слов Лельки, сестры моего отца Иллариона Михайловича, в селе есть наша родня. И кто-то по мужской линии похож на Иллариона как две капли воды. В селе после развода с дядей Васей (старший брат Иллариона) осталась его первая жена Луша с дочерью.

Но вернемся к книге «Русь средиземноморская и загадки Библии».

В этой книге рассказывается об истории «земли обетованной» в последние две тысячи лет до Рождества Христова. История еврейского народа рассматривается как часть общемирового процесса. Прослеживается влияние древнейшей цивилизации (шумерской, египетской, арийской) на развитие еврейского этноса и становлении его культуры и религии. Читателям предлагается множество примеров, доказывающих существование в Библии огромного пласта индоевропейских образов, принесенных в Средиземноморье выходцами из Европы, в том числе и из Русской равнины. В связи с этим в совершенно новом свете объясняются многие библейские мифы и легенды, а известные факты европейской истории получают более глубокое истолкование.
Но найдем в этой книге, что касается Еремея. Выше я уже ссылалась на эту книгу. И там упоминалась Русь. Дальше из книги…

«Название «Русь» как нам представляется, здесь упоминается не случайно. Страна Русена охватывала весь Ханаан, а не только его южную часть – Иудею. Из Библейской энциклопедии» Ханаанская земля охватывала и северные Финикийские города, и южные приморские земли. В «Библейской энциклопедии» на странице 547 есть карта Палестины или Ханаанской земли. Палестина лежала в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, на столько же приближалась к государствам Европы и Азии. Посему сам Господь говорит: Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг его земли»…
Можно так же говорить о внутренней, бессознательной предрасположенности еврея Иеремии к арийским понятиям. Его имя является слегка искаженным вариантом слова «Арамей» и производного от него Еремей. Словарь русских имен производит имя «Еремей» от древнееврейского «Яхве возвысит». Но это еще одно общепринятое заблуждение. Еремей – это Яр-муж. Евреи заимствовали это имя у нас. Иеремия жил в Иерусалиме, название которого при переводе с древнееврейского читается, как «Яр-мир» или «Мир Ариев. Арии (арийцы), название народов, принадлежащих к индоевропейской (прежде всего индоиранской) языковой общности. Как видим, и во времена Иеремии его население еще помнило о прежнем названии своей земли. Это фрагмент 8 из книги Иеремии 5.19.

Первые родовые дворянские гербы появляются в России в конце XVII – начале XVIII века. Мода на них перешла из Польши. При Павле I было положено начало унификации дворянских родовых гербов. Указом от 20 января 1797 года император Павел I повелел составить «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи». Этим актом Павел, склонный к рыцарской романтики, хотел поднять сословный дух дворянства, ориентируя его героические образцы прошлого.
Во всех Европейских Государствах в древние времена звания Дворянские и звания Рыцарские имели одни и те же обязанности, - Честь и Храбрость были главным основанием деяний Дворянства и Рыцарства.
(ниже в сокращенном варианте дан указ Павла I)

У К А З

Божьей Милостью
МЫ ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ
Император и Самодержавен Всероссийский
и прочая, и прочая, и прочая.

… Роды Княжеския Империи НАШЕЙ по большей части произошли от сынов Великого Князя Владимира Святославовича, озарившего Россию светом Евангелия от родов Княжеских многие произошли роды Дворянские, следовательно, таковые роды происходят от Рюрика, и потому древностию своею не уступают самым древнейшим Княжеским и Дворянским других Государств.
… Насмотрев ныне поднесенную НАМ первую сего Гербовника часть, составленную из трех отделений по правилам памятуемыми УКАЗАМИ НАШИМИ предписанным, МЫ оную утверждая, повелеваем:
1е: Все Гербы В Гербовник внесенные оставить навсегда непременными так, чтобы без особливого НАШЕГО, или Преемников НАШИХ повеления, никто не под каким видом из оных не исключались и вновь в оные не было ничего прибавляемого.
2е: Каждому дворянину того рода коего Герб в Гербовнике будет представлено свидетельство Дворянского Предводителя, или известных родственников, что он к тому роду принадлежит, выдавать на пергаменте за скрепою, точная копия с Герба онаго рода и с описания при том находящегося.
3е: В случаях коих нужда будет кому-либо доказать Дворянское своей фамилии достоинство, принимать вернейшим доказательством онаю составленный по повелению НАШЕМУ общий Дворянских родов Гербовник, который и хранить в НАШНМ Сенате в Санкт-Петербурге генваря 1 дня 1798 года.

ПАВЕЛ

Всего было издано 20 томов Гербовника. Последний 20-ый том был утвержден Николаем II в феврале 1917 года. А 21-ый том – Сенатом при Временном правительстве с 1 июня по 22 ноября 1917 года.

Фамилия Еремеев встречается в трех томах:
в I – ом за номером 121,
в III – ем за номером 96 и
в XIX – ом за номером 118.

В I – ом томе вероятно Еремеев Андрей. А в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона нашла такую запись:

Еремей Константинович – князь дорогобужский, сын Константина Михайловича, князя Тверского (1346-1372). После смерти брата Семиона, завещавшего свой удел Великому князю тверскому Михаилу Александровичу вел борьбу из-за этого наследства до 1368 года, и когда благодаря вмешательству Москвы получил часть удела – Городок.

Семья – это ручеек, который образует речку, так и история каждой семьи создает историю Отечества. Всякий род незря называется древом – деревом. А у всякого дерева есть и крона и корни. Интересно? Так приступайте к поиску своих корней. Поверьте, тогда и крона вас не подведет.
20.10.2008 г.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...