Характеристика героев в произведении человек футляре. Образ Беликова в произведении Чехова «Человек в футляре»: кто такие футлярные люди и чем они характеризуются? Несколько интересных сочинений


Главным героем повести Чехова "Человек в футляре" является преподаватель греческого язык Беликов. О нем, через всю повесть, ведёт разговор коллега Буркин.

Беликов предстает в повествовании, как человек закомплексованный, полный непонятных предрассудков. В любую погоду он выходит в калошах, в пальто и с зонтом. Все предметы у него находились в чехле: ножик для заточки карандаша, зонт и даже часы. Ходил этот гражданин с постоянно поднятым воротом и от этого казалось, что и лицо он тоже прячет в чехол. Садясь на извозчика он всегда просил поднять верх. У Беликова постоянно было желание закрыться, поместить себя в определённый футляр и тем самым оградиться от каких бы то ни было внешних воздействий. Настоящая реальность вселяла в него страх и ужас перед всем новым. Как бы оправдывая своё непонимание настоящего он всегда говорил о прошлом. В сочетании со всем его поведением и преподавание древних языков указывало на некую отстраненность от действительности.

Главный жизненный лозунг для Беликова - это "как бы чего не вышло". Всякое малейшее отклонение от давно устоявшихся правил способно вывести его из равновесия. Но несмотря на свою закомплексованность, по словам Буркина, Беликову удавалось держать в напряжении весь город.

Вскоре в город переезжает новый учитель истории Михаил Коваленко с сестрой Варей. Коллеги Беликова всячески пытаются свести его с ней. Однако он не может решится на столь ответственный шаг и всего опасается. А когда ему довелось увидеть, как Коваленко с сестрой едут на велосипедах, так Беликов вообще впал в недоумение. Он не мог представить, чтобы учитель катался на велосипеде.

А что тогда остается делать детям?

Только на головах стоять, рассуждал он, пытаясь вразумить Коваленко.

В тот день разговор Беликова с Коваленко был доведен до ссоры и Беликов оказался спущен с лестницы, где его увидела вошедшая в подъезд Варя. Герой не мог пережить такого позора. Он закрывается от мира в своей комнате и заболев умирает.

Завершая рассказ Буркин говорит, что в гробу у Беликова был очень веселый вид. Видимо, он был рад тому, что наконец-то оказался в таком футляре, в котором его уже никто не потревожит.

Вариант 2

В своих рассказах Чехов иногда рисует странные образы людей, которые даже трудно представимы. Тем не менее, такие люди действительно существуют, хотя Беликов и является во многом гротескной фигурой. Мы видим какую-то странную метаморфозу человеческой личности, которая превращается в нечто странное и даже страшное.

Беликов работает около 15 лет учителем греческого языка в гимназии и имеет в этой гимназии вес. На протяжении существенной части рассказа никто не может Беликову перечить, ему подчиняются. Поэтому, если нечто не нравится этому герою, то он может, например, выгнать гимназиста, хотя явно такие решения обуславливаются его косностью и чрезмерным консерватизмом.

Беликов – заключен в футляре. Через этот образ футлярности Чехов представляет всю его личность, он описывает даже мысли героя в футляре, у него в футляре каждый предмет и помимо этого он образно весь заключен в футляр. Таким образом проявляется его закрытость от мира и закостенелость, пожалуй, в чем-то так проявляется невежество, которое противится всему новому и каким-то переменам.

Этот герой явно боится каких-то обновлений, он всегда опасается любых происшествий и подобные опасения проявляются во всех деталях его повседневности от приказа извозчикам поднять верх, до ношения плотного пальто даже в теплую погоду. Беликов является полностью нелепым персонажем, но его начало также описывается как нечто отрицательное и негативное, он не просто нелеп, но и в определенной степени является противником этого мира, человечности, положительного и прогрессивного. Поэтому гибель Беликова становится возможной только после его высмеивания, насмешки как бы разрушают устоявшийся мир этого героя, подвергают своеобразному порицанию, которые обесценивают нелепость, за которую всегда цеплялся этот герой с полной серьезностью.

Также фактически мы видим как Беликова разрушает любовь. Конечно, мы можем считать болезнь и печальность героя исходом после грубости от брата Вареньки, но на самом деле его поведение – только часть отношений с Варенькой. Беликов на самом деле даже не представляет как бы любил эту девушку, не представляет своей женитьбы, по сути, этот футлярный человек непригоден для любви, которая является чем-то больше его ограниченной природы, поэтому любовь как бы очищает мир от самого Беликова.

Сочинение Беликов (Человек в футляре)

Больше десятка лет разделяет рассказ А.П.Чехова,“Человек в футляре” от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений автора это прозаика, она имеет множество соприкосновений с творчеством его писательской молодости. Во-первых, это комбинация одной конкретной общественной сатиры, той конкретной исторической эпохи с философским мотивом, с постоянно всем известными задачами и решениями. А название повествования, и псевдоним его главного героя разом воспринялись как обширная абстракция.

Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени. “Футлярные люди”, “Беликовы” - эти социальные указатели, которые мелькали в заглавие, на страницах скандальных статей, прошли в уклад жизни, становились всем понятными формулами. На шесть лет раньше, Лесков говорил что, проанализировав иное произведение Чехова: “Всюду - палата № 6. Это Россия...” Ощущения оставленные в душе, между этими рассказами были схожи во многом: “Вся Россия показалась мне в футляре”, - однажды писала Чехову одна чтица, следившая за его творчеством.

Образ Беликова идет от биологического, характерно-психологического, к общественному слою, к демонстрации естественного начала людей в социуме. Да и это совсем не удивляет: Чехов - по профессии своей он медик, который владеет естественным научным взглядом на все происходящее, убежденный в том что, четкое понимание медицины и поэзии ни разу не конфликтовали друг против, друга.

А.П.Чехов, как художник - музыкант для высказывания своих мыслей частенько использует приемы из музыки, как повтор, проводит мотивы сквозь множество голосов различных инструментов, повествуя нам о необъяснимом страхе ограниченности, обыденной пошлости.

Проблема, которая затрагивается Чеховым в данном повествовании, постоянно останется насущной для большинства людей. Не замечая для себя, любой человек может замкнуться в себе или же закрыться в «футляр» собственных заблуждений, переставая размышлять, выискивать и колебаться в своих решениях. И вот это самое страшное, что ведет к регрессу человека как личности, как сущности. Человек не замечает абсолютно ничего кроме своих предрассудков и страхов, он не может адекватно размышлять, придумывать, додумывать свои замыслы. Некий болезненный страх за собственное существование постоянно бушевали в душе Беликова – выдающегося персонажа повести Чехова, «Человек в футляре» которая была издана в 1898 году.

Беликов – это тот самый "человек в футляре", бессмысленное, жалкое существо, додумавшееся, однажды навести страх на целый город. Даже учителя, с опаской относились е нему. Да что учителя, абсолютно весь город, от малого до великого шарахались от него.

Человек в футляре... Казалось такое, странное выражение, но как точно оно олицетворяет человеческую душу. Идея этого произведения кроется в том, дабы показать обществу суть страха: «Под воздействием таких людей, как Беликов, за последние 10 - 15 лет в нашем городе стали бояться всего. Опасались звучно высказываться, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить людей грамоте». Да и все, что мы себе настроили, придумали, то чем огородили себя от мира, все это нужно разрушать, через все это нужно перешагнуть, открывать для себя что-то новое, интересное, посмотреть на все адекватным взглядом и не усложнять себе жизнь какими-то воображаемыми случайностями.

Данное изложение сочетает в себя совокупность очень интересных композиций, которые, не смотря ни на что, не мешают нашему писателю А.П.Чехову послать нам неразделимую оценку восприятия бытия человека, утверждение своих совершенств и мировозрения.

В разоблачение облика Беликова нам помогает композиционный прием, который частенько, в своих произведениях использует Чехов, – рассказ в рассказе. В нашем случае это охотящиеся, которые решили обустроиться ночевать в сарайчике старосты Прокофия, они повествовали друг другу различные инциденты, истории, басни. Один из рассказчиков был Буркин, решил не отставать от всех, изложить историю об одном живущем своего города, преподавателе иностранного греческого языка, Беликове, своему приятелю известному врачу - ветеринару, Ивану Ивановичу. Чем же был знаменит этот преподаватель то? А вот тем, что, не смотря на замечательную солнечную, теплую погоду, входил всегда он из дома в калошах, с зонтиком в руках и обязательно в ватном теплом пальто. Но зонтик же у него был в чехле, часы в чехле из серой замшевой ткани, и даже при необходимости вынимая перочинный нож, для того чтобы обточить карандаш, ко всему удивлению и нож он держал в таком же чехле. Выражение его облика любому встречному, на первый взгляд казалось, что оно тоже облачено в чехле, лицо, которое постоянно пряталось за поднятым воротником теплого ватного пальто. По мнению рассказчика Буркина, Беликов, все время расхаживал в черных очках, фуфайке, затыкал свои уши ватой, а садясь на извозчика, то приказывал поднять верх, будто боясь чего-то. Прихоть было это или какой-то придуманный образ жизни нашего героя, наш рассказчик нам не объясняет. Но отмечает он, что у данного героя было бесконечное жадное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр», для того чтобы скрыть себя и защититься слов, действий и всей грязи окружающего его мира.

Особенности, которые конструирует Чехов, в наружном облике Беликова становятся символическими. Удивительно то, что такому малопривлекательному и недалекому человеку, с таким скучным образом жизни, человеку, который не спит по ночам, он всеми своими мыслями запугал не только себя, но ему же удалось запугать всем своим видом всех тех людей которые окружали его, да и вовсе весь город. По началу Чехову было забавно и вполне безобидно описывать место где жил Беликов, потому что оно было схоже с какой-то берлогой. Сравнивать героя рассказа с раком-отшельником или улиткой, которые никому не повредят да и плюс к тому всегда всего боятся.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Митрофан Простаков - герой пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», юноша, единственный сын дворян Простаковых. Недорослями в XIX веке называли юношей из дворянских семей

  • Образ и характеристика Аносова в повести Гранатовый браслет Куприна

    Генерал Яков Михайлович Аносов в рассказе Александра Куприна «Гранатовый браслет» характеризует взрослое поколение, которое способно направить молодежь по верной дороге, по дороге любви, верности

  • Сочинение Мой любимый рассказ Чехова - Толстый и тонкий

    Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель. В своих сатирических произведениях он высмеивает такие пороки как жадность, трусость, гордыню, чинопочитание и другие, причём делает

  • Анализ пьесы Горе от ума Грибоедова (9 класс)

    На написание пьесы было потрачено два года. Данную пьесу нельзя отнести к жанру комедии, несмотря на то, что сам автор считает «Горе от ума» комедией.

  • Лето мое самое любимое время года, чудесная пора, полная радости и веселья! Я всегда с пользой и с удовольствием провожу теплые летние деньки.

Кто такие футлярные люди? Они окружают нас повсюду, но мало кто догадывается, что их можно охарактеризовать именно таким интересным термином. Потому что не все читали знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова, который так и назывался - «Человек в футляре». Именно этот русский прозаик-драматург впервые в истории предложил такой тип личности. Впрочем, обо всём - по порядку.

Визуальный образ

Тот, кто знаком с знает, как богат мир его произведений на человеческие типы. Кто только не встречается в его рассказах! И совестливые личности, не удовлетворённые общественными законами и собой, и недалёкие обыватели, и благородные мечтатели, и чиновники-приспособленцы. И образы «футлярных» людей тоже встречаются. В частности - в упомянутом выше рассказе.

В центре сюжета «Человека в футляре» - учитель гимназии по фамилии Беликов. Преподающий греческий язык - уже давно переставший быть кому-либо нужным. Он очень странный. Даже если на улице солнце - он одевает галоши, тёплое ватное пальто с высоким воротником и берёт зонтик. Обязательный «аксессуар» - тёмные очки. Уши он всегда закладывает ватой. Ездит на извозчике, с всегда поднятым верхом. А ещё у Беликова всё хранится в чехлах - зонтик, часы, и даже ножик перочинный.

Но это только образ. Казалось бы, описание говорит лишь о том, что человек аккуратный и предусмотрительный, может, ещё немного педантичный. Но недаром говорят, что во внешнем проявлении отражается внутреннее состояние человека. И это действительно так.

Личностная характеристика

Примеры «футлярных» людей, встречающихся в жизни, отражаются в Беликове. Он - некая смесь социопата, параноика и интроверта. Всего живого он боится. Его таков: «Как бы чего не вышло». Он ко всему, что его окружает, относится с осторожностью и страхом. Беликов не способен мыслить свободно, так как каждая его идея находится в «футляре».

И ладно, если бы таким он был в обществе. Но ведь даже дома он ведёт себя аналогично! Одевается в длинный халат и колпак, ставни на окнах плотно запирает, защёлкивая задвижки. Кровать у него с пологом, и когда Беликов в неё ложится - то укрывается одеялом с головой.

Естественно, он соблюдает все посты, и не заводит слуг женского пола - опасаясь, что другие его будут подозревать в отношениях с ними. Беликов - самый настоящий отшельник. Который, в прямом смысле слова, боится жить.

Последствия

Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.

В один момент он встречает Вареньку - девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым. И первое, что его беспокоит сильней всего - образ жизни «невесты».

Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает - от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.

Основная мысль

Что ж, кто такие футлярные люди - на примере Беликова можно понять. И идею, в принципе, Чехов хотел донести простую. Прозаик пытался донести до читателей - «закрытая» от общества жизнь лишь калечит человеческую душу. Нельзя быть вне остальных. Мы все - члены единого общества. Всё, что человек сам себе напутал, настроил - лишь отгораживает его от жизни. От наполненной красками реальности. И это действительно так. Духовная убогость лишь ограничивает человеческое существование. О чём и размышляет Чехов в этом рассказе.

Современность

Человек XXI века, читавший Чехова, знает о том, какие люди называются футлярными. И он способен распознать их среди остальных. Сейчас они называются интровертами. Это люди, психический склад которых характеризуется сосредоточенностью за созерцательности, замкнутости и сосредоточенности на собственном внутреннем мире. Они не склонны к общению с остальными людьми - им трудно установить контакт с кем-либо.

Впрочем, чтобы понять суть данного термина, достаточно обратиться к этимологии. «Интроверт» - слово, произошедшее от немецкого introvertiert. Что дословно переводится как «обращённый внутрь».

ВАРИАНТ-1

Образ Беликова в рассказе «Человек в футляре»

Учитель греческого языка гимназии Беликов в рассказе «Человек в футляре»- образ нарицательный, он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины».

Беликов жил и мыслил «футлярно», боясь отступить от правил (в особенности по части морали), осуждая все новое, говоря «…как бы чего не вышло». Футлярность Беликова проявлялась и внешне: он ходил постоянно в галошах, всегда под зонтиком, в темных очках, в «теплом пальто на вате», с поднятым воротником, как будто хотел окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который защитил бы от внешнего мира. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. Но самое страшное, что футлярность эта с каждым днем набирала силу, футлярным становился образ мысли. Он отгородился от живой жизни. Даже в портретном описании Беликова выделяется серый - тусклый неживой цвет, который сочетается с двумя постоянными цветовыми определениями Беликова – бледный и темный.

Однако Беликов не застывший символ, а живой персонаж, к тому же, далеко не безобидный. Каким-то образом он давил и угнетал всех на педсоветах - и ему уступали. Он держал в руках всю гимназию. И не только гимназию, но и весь город.

Никто не любил его, но все боялись, так как он вселял страх, страх перед государством и ее властью, страх перед свободолюбием. Роль доносчика, фискала была ему вполне к лицу. Неудивительно, что под влиянием таких людей, как Беликов, в городе стали бояться всего: громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги.


Беликов умирает. Он умирает, достигнув, наконец, по ироничному замечанию автора, «своего идеала». Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет.

Но даже после его смерти ничего существенно не изменилось, «жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая; жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».

Беликов был лишь отражением, ярким примером «футлярной жизни», того образа, стиля жизни и поведения, убеждений, которые осуждал, но образа, который жил практически в каждом из жителей городишки, только был не таким явным, как у главного героя. «И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

Итак, Чехов с помощью образа Беликова высмеивает тех людей, которые стараются между собой и миром поставить своеобразный футляр, не способных выйти за пределы стандартов и предписаний, ведь от таких беликовых и «футлярной жизни» замирает все живое, доброе, честное.

Повесть «Юность» представлена в виде монолога главного героя этого произведения - Николеньки Иртеньева… Он постоянно анализирует свои действия, поступки, мысли, пытается найти в жизни ту дорогу, по которой ему нужно идти… Но как же ее выбрать? И какой она должна быть?

Его постоянно мучают эти вопросы.

Он не доволен своей внешностью, все, за что он ни берется, кажется, не удается ему.

Но однажды весенним днем какое-то новое для Николеньки, чрезвычайно сильное и приятное чувство вдруг проникло к нему в душу. «Оно говорило ему про красоту, счастье и добродетель, говорило, что как то, так и другое легко и возможно для него, что одно не может быть без другого, и даже что красота, счастье и добродетель – одно и то же».

Именно в тот момент наш герой решил сделаться «другим человеком и начать жизнь иначе», он решил приложить свои мысли к жизни с твердым намерением никогда не изменять им.

И он начал мечтать, мечтать о той «новой жизни», о том «новом пути», который он сам себе выбрал и придумал… Эта тропинка казалась ему безупречной. Однако эти мечты, как позднее отмечает, от лица которого ведется повествование, «были так же ребячески, как мечты детства и отрочества»…

В тот период времени, который главный герой считал пределом отрочества, основой его мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, любовь к любви, надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и, наконец, отвращение к самому себе и раскаяние.

И Николенька стремился к этому своему идеалу, но в жизнь задумки претворялись не так прекрасно, какими были в душе и в уме.

Но, создавая свои идеалы, он почему-то не обращался к нравственной стороне этого вопроса и делил всех людей на благовоспитанных и неблаговоспитанных.

Почему? Почему судил он о людях по знанию французского языка , уменью кланяться, танцевать и разговаривать и другим принципам comme il faut ?.. Разве они являются критериями оценки человека, его души, мыслей и воображения? Отнюдь.

Скорее, это понятие благовоспитанности так сильно вросло в него оттого, что стоило огромного труда, чтобы приобрести его.


Но его взгляды и отношение к ценностям стали изменяться после общения с Оперовым, Зуховым и другими ребятами из университета, которые дали ему понять, что все то, чем он хвастается и гордится, по сути дела, ничто.

Вот тогда-то Николенька по-другому стал воспринимать достоинства и недостатки людей.

Шестнадцатилетний юноша постоянно ищет истину, в его сознании идет некая внутренняя борьба, мысли его полны противоречий. Он познает, анализирует. И, на мой взгляд, это постоянное самопознание и самоанализ, стремление к лучшему, помогает разобраться в себе и в людях, пусть не сразу и не полностью, но все же…

ВАРИАНТ-2

Образ Беликова в рассказе А. П. Чехова "Человек в футляре"

Чехов - великий художник слова, как и многие другие писатели тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему маленького человека. Его герои - маленькие люди , но многие из них стали такими по своей воле.

Представляя Беликова, я вижу человека, заточенного в небольшую темную коробочку. Человек в футляре Это необычное словосочетание очень точно раскрывает суть человека.

Будучи учителем греческого языка Беликов стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального «как бы чего не вышло».

Но больше всего поражает то, что человек не пытается изменить что-то в своей жизни, ему удобно и спокойно за стенами своей «коробки», ведь так он не видит ужасного мира, где так много проблем, где люди страдают, а встречаясь с неприятностями, должны быть крайне решительными. Антон Павлович описывает нам человека, отказывающегося от настоящего мира, ведь его устраивает его собственный, кажущийся ему лучшим. Обратим внимание на внешний вид Беликова: даже в хорошую погоду он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Все его вещи были в футлярах, более того, даже « лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Главный герой постоянно носил «темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Толь поэтому можно сказать, что Беликов делал все возможное, чтобы облачиться в футляр.

Настоящее всегда вызывало в нем омерзение, а вот прошлое он превозносил. Его мысли, как и он сам затянуты, заперты, он их также помещал в футляр. «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Спросите почему? Все потому что в запретах все определено, нет неясностей. Все в футляре - именно такой себе представляет Беликов счастливую жизнь. Но если б все было так просто, ведь он не только сам жил в своем замкнутом мире, но и старался навязать каждому свои правила и запреты.

Его немыслимая осторожность, непонятные мысли оказывают давление на окружающих, пытаясь вовлечь в свой чехол. Герой против каких-либо новшеств, он все время боится, как бы так не получилось, что начальство узнает! «Черный футляр» овладевает им полностью, угнетая все положительные эмоции и любого рода развлечения.

Беликов понимает, что в силу своей работы, он обязан быть в хороших отношениях со своими коллегами , он пытается стать дружелюбным. Но какими способами? По его мнению, придя в гости, и присев где-нибудь вдали от всех, он уже является их товарищем. Но его все равно не любили и старались избегать. Не смотря ни на что, даже в таких людях возникают чувства, Беликов влюбляется в Варвару Саввишну Коваленко. Но, к сожалению, он как всегда «прячет голову в песок», считая, что все нужно как следует обдумать. «Варвара Саввишна мне нравится и я знаю, жениться необходимо каждому человеку, но все это, знаете ли, произошло как-то вдруг Надо подумать».

И даже свадьба у него должна быть по особым правилам, потому что «женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Каждое ответственно решение Беликову дается невероятно сложно, а пока он сосредотачивается на проблеме, авось и она сама пропадет. Но при всем при этом он очень чувствителен и уязвим, возможно, именно поэтому он так осторожничает. Вспомним момент, когда Варя увидела его падение на лестнице. Он испытывает неописуемое, это похоже на пробоину в футляре, что равноценно для него погибели.

Но вот главный герой умер и создается такое впечатление, что именно для этого предназначалась вся его жизнь.

«Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Но Беликов ведь не единственный такой человек, на свете еще множество людей, затянувших себя в рамки подобных футляров. Что же ждет таких людей в конце жизненного пути? Прожив немало лет и состарившись, хочется понять, что годы жизни не прошли даром, что тебя окружают любящие люди. К чему же приходят люди, проживающие футлярным образом жизни? По моему мнению, их единственный исход - это одиночество, ведь многие не хотят вмешиваться в жизнь людей, заключенных в чехол. А одиночество - это самое страшное для любого, даже находящегося в футляре человека.

Анализ «Человека в футляре» способствует пониманию художественного произведения, помогает проникнуться идеей автора и ясно определить его позицию.

Антон Павлович Чехов в рассказе рисует картину обыденной мещанской жизни, разоблачает ничтожную сущность маленьких людей.

Писатель вызывает в душе читателя массу противоречивых чувств и впечатлений.

История создания произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»

Сочинение открывает «Маленькую трилогию», включающую «Крыжовник» и «О любви». Эту серию Антон Павлович написал летом 1898 г. в Мелихове.

Главные герои и их характеристика

В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.

Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.

Другие действующие лица:

  • Чимша-Гималайский – врач ветеринар, принадлежащий к дворянству;
  • Буркин – рассказчик, преподаватель, сослуживец Беликова;
  • Михаил Саввич Коваленко – персонаж повести Буркина, молодой преподаватель;
  • Варенька – незамужняя сестра Михаила Саввича около тридцати лет;
  • Повар Афанасий – шестидесятилетний старик, состоящий в прислугах у Беликова;
  • Мавра – супруга старосты, ни разу в жизни не выезжавшая из села. А в последние десять лет она покидает свой дом лишь по ночам. Воспоминание о Мавре наводит Ивана Иваныча и Буркина на разговор о футлярности.

Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.

Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам. Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим.

Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.

В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.

И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в атмосфере «удушающей, поганой».

Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.

Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.

Очень краткий пересказ

«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

Анализ произведения

Анализ сочинения Чехова поможет выявить особенности произведения, исследовать способы выражения замысла автора.

Главная идея — что значит «человек в футляре»

Основная мысль рассказа – это протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.

Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.

Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному. Он понимает лишь циркуляры и газетные статьи, содержащие запреты. Внутренний слой призван спрятать Беликова от раздражающей действительности.

Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:

Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности. В этом заключается смысл названия рассказа.

Композиция

Произведение отличает необычный композиционный прием. Повествование представляет собой один рассказ, вмещающийся в другой. Причем основная часть «Человека в футляре» принадлежит Буркину. Его стиль не чеховский, он публицистичен и отличается патетикой.

Жанр

Произведение «Человек в футляре» относится к жанру рассказа.

Ему присущи характерные черты этого жанра:

  • малый объем — около 13 страниц;
  • немногочисленные действующие лица;
  • описывается один значительный эпизод из жизни;
  • большая роль отводится деталям;
  • повествование ведется от лица рассказчика;
  • в названии заложен ключевой смысл.

Направление

Литературное направление произведения Чехова – реализм . Автор воспроизводит типичные черты жизни своего времени, изображает характерные личности.

В «Человеке в футляре» отражается историческая эпоха. А в образе главного героя воплощаются типические социальные качества.

Особенности сюжета

В основе сюжета произведения лежит столкновение двух несхожих людей одной профессии Беликова и Михаила Саввича. Конфликт разворачивается на фоне повседневной жизни. А повествование обрамляется в лирическую оболочку.

Неслучайно по окончании повести о жизни Антропоса звучит лирическое описание окружающей природы, тишины и безмятежности ночи.

Проблематика

В рассказе Чехов поднимает важные проблемы, касающиеся личности, ее места в обществе и роли в социальной жизни. Писатель рисует образ Беликова, как человека, отгородившегося от людей, спрятавшегося в футляр условностей и страхов.

И здесь скрывается множество проблем: проблема одиночества и враждебности по отношению к прогрессу, бессмысленности жизни, страх перед любовью и поиск счастья.

Заключение

Критика высказывала неоднозначные отзывы о рассказе «Человек в футляре». Большинство современников писателя отмечали живой образ Беликова, явившийся «художественным откровением» и выражающий собою «целую общественную среду». И лишь немногие критики не увидели глубины произведения, назвав его плохим и бессодержательным.

Беликов образ и характеристика

1. Общая характеристика . Беликов - главный герой рассказа А. П. Чехов а "Человек в футляре ".

Это учитель греческого языка в провинциальном городе. Беликов прячется от реальной жизни "в футляр" и хочет, чтобы все окружающие поступали так же.

Он становится проклятием всего города. Учителя презирают, но при этом боятся.

2. Внешний вид . У Беликова бледное, маленькое лицо, "как у хорька". Он всегда стремится окружить себя защитной оболочкой: носит темные очки и закладывает уши ватой.

С помощью одежды он пытается полностью отгородиться от "внешних влияний". Даже в теплую погоду Беликов надевает калоши и берет с собой зонтик.

3. Поведение и образ мыслей. Учитель греческого языка постоянно находится в тревоге. В любом, самом незначительном отклонении от привычного порядка вещей он видит чуть ли не бунт. Осторожность и мнительность Беликова доходят до идиотизма. "Как бы чего не вышло", - любимая фраза "человека в футляре", которую он произносит очень часто.

Беликову понятны только различные запреты, которые, как он считает, ведут к порядку. Греческий (т. е. мертвый) язык является для Беликова еще одним способом спрятаться от реальной жизни. Настоящее его пугает, прошлое вселяет спокойствие и уверенность.

4. Положение в городе. Коллеги по работе, да и вся образованная часть городского общества находится под влиянием Беликова. Все прекрасно понимают, какой это тупой и ограниченный человек, но не могут объяснить, чего они боятся.

Беликов постоянно говорит о необходимости донести начальству о беспорядках, к которым он относит даже шумное поведение гимназистов. Для любого здравомыслящего человека это выглядит бредом сумасшедшего. Но учитель греческого языка необъяснимым образом создает вокруг себя настолько гнетущую атмосферу, что его советы и предостережения неукоснительно выполняются.

Настоящей мукой для коллег Беликова является его обычай "поддерживать добрые отношения с товарищами". Он приходит в гости и долгое время сидит в полном молчании, нагоняя уныние и тоску. Рассказывающий обо всем этом Буркин сам недоумевает, как на протяжении нескольких лет жители города терпели этого невыносимого человека.

5. Неудачная женитьба. Буркин называет идею женить Беликова "ненужной" и "вздорной". Хотя в этом, возможно, был хоть какой-то шанс изменить и "вынуть" его из футляра. Несмотря на обычные опасения учителя ("попадешь в какую-нибудь историю"), дело шло на лад. Варенька благосклонно воспринимала возможность вырваться из-под опеки брата.

Сватовство Беликова закончилось самым неожиданным образом. Сначала его до глубины души поразило то, что будущая жена ездит на велосипеде. При объяснении с братом Вареньки произошла ссора. Выйдя из себя, Коваленко спустил "фискала" с лестницы. Оказавшись в неудобном положении при невесте, Беликов захворал и вскоре умер.

6. Значение образа . Весь город втайне обрадовался смерти учителя греческого языка. Казалось, что теперь все могут быть свободны от брюзжания и бесконечных предостережений. Но "футлярщина" уже давно завладела человеческими душами. На смену умершему придут другие беликовы. Пойдет такая же жизнь - "не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне".

Образ Беликова собирательный, он символизирует собой человеческий страх перед неизвестным и новым, желание замкнуться в себе и запретить движение вперед.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...