Хроматическая гармонь. Тульская азбука - тульская гармонь. Гармонь в годы Великой Отечественной войны


Укулеле - это гавайский музыкальный инструмент, обладающий легким и жизнерадостным звучанием. Благодаря компактным размерам, с укулеле легко обращаться, и им может овладеть музыкант любого возраста. Начните учиться игре на укулеле с этих несложных советов, и однажды вы сможете стать виртуозом!

Шаги

Основы

    Выберите укулеле. Существует несколько разных размеров и, соответственно, типов звучания укулеле - важно выбрать наиболее подходящий для себя вариант. Будучи новичком, вы, скорее всего, предпочтете выбрать более дешевый вариант, нежели вкладываться в дорогостоящий инструмент; может, и иначе. Существует четыре типа укулеле.

    • Укулеле-сопрано - самый распространенный тип. Это самое маленькое укулеле, звучание которого и считается классическим. Укулеле этого типа также дешевле остальных, и поэтому новички чаще всего выбирают именно сопрано. Длина такого укулеле составляет в среднем 53 см, количество ладов - 12–14.
    • Альт-укулеле (или концертное укулеле) - следующая по размеру после сопрано. Длина составляет около 58 см, количество ладов - 15–20. Поскольку альт-укулеле крупнее, люди с большими руками предпочитают этот вариант сопрано-укулеле. Укулеле этого типа также обладают более глубоким звучанием, чем сопрано-укулеле.
    • Следующий тип - это тенор-укулеле, длина которого составляет около 66 см; количество ладов - от 15. Его звучание еще более глубокое, чем у концертного укулеле, и оно позволяет извлекать еще больше звуков за счет еще более длинного грифа.
    • Самое большое укулеле - это баритон-укулеле, длина которого составляет от 76 см, и на грифе которого 19 ладов и больше. Баритон-укулеле настраивается так же, как и гитара на четырех нижних струнах, что делает эти два инструмента очень похожими. Из-за внушительных размеров инструменты этого типа уже не обладают классическим звучанием укулеле, однако баритон-укулеле подойдет вам, если вам нужно по-настоящему глубокое и богатое звучание.
  1. Ознакомьтесь с тем, как устроено укулеле. Строение укулеле несколько отличается от строения гитары или другого струнного музыкального инструмента. Перед тем, как начать играть, убедитесь, что вам понятно, как инструмент устроен.

    • Корпус укулеле - полый внутри и сделан из дерева, как и у большинства других музыкальных инструментов. Под струнами в корпусе располагается небольшое отверстие - розетка.
    • Гриф укулеле - продолговатая деревянная деталь, на которой натянуты струны. Верхняя плоская поверхность грифа называется накладкой грифа.
    • Лады - это секции накладки грифа, разделенные металлическими порожками. На каждый лад для каждой струны приходится своя нота.
    • Головка грифа - это часть на его конце, где расположены колки.
    • На укулеле устанавливается четыре струны, хотя в зависимости от типа укулеле эти струны могут быть разными. Самая толстая и звучащая ниже остальных струна - это первая; звучащая выше остальных и самая тонкая струна - это четвертая.
  2. Настройте укулеле . Обязательно настраивайте инструмент перед каждой игрой. Для настройки укулеле используются колки, расположенные на головке грифа, вращая которые можно усилить или ослабить натяжение струн.

    • Со временем струны растягиваются, и строй инструмента сбивается. Это значит, что вам придется подтягивать их чаще.
    • Возьмите укулеле перед собой. Верхний левый колок соединен со струной C (до), нижний левый - со струной G (соль), верхний правый - со струной E (ми), а нижний правый - со струной A (ля). Соответственно, для изменения натяжения или звучания какой-либо струны нужно воспользоваться соответствующим колком.
    • Вам понадобится электронный или онлайн-тюнер для того, чтобы иметь образец звучания для каждой струны. Когда у вас будет образец, вы сможете регулировать колок той или иной струны до тех пор, пока струна не будет звучать в унисон с образцом.
    • Если у вас есть пианино или синтезатор, вы можете попробовать сыграть ноту, которая соответствует струне, которую вы настраиваете, и сравнить звучание нужной ноты со звучанием струны.
  3. Примите подходящее для игры положение. Если держать укулеле при игре неправильно, это может негативно сказаться не только на звучании, но и, со временем, на ваших запястьях. Каждый раз перед тем, как играть на укулеле, уделяйте особое внимание правильной позе и осанке.

    Аккорды

    1. Выучите некоторые основные аккорды. Аккорд - это гармоническое созвучие двух или более одновременно сыгранных нот. Чтобы сыграть аккорд, вам нужно зажать струны на разных ладах одновременно. Выучить большинство аккордов достаточно просто: для этого вам будут указаны номер струны, номер лада и каким пальцем удобнее всего зажать нужную струну.

      Выучите основные мажорные аккорды. Мажорные аккорды состоят из трех или четырех одновременно сыгранных нот, причем разница между этими нотами составляет в итоге четное число ладов, или целое число тонов. Под мажорным звучанием подразумевается бодрое и радостное звучание.

      Выучите основные минорные аккорды. Минорный аккорд - это три или более сыгранных одновременно ноты, две из которых различаются на полтора тона (три лада). Под минорным звучанием, в отличие от мажорного, подразумевается звучание печальное, меланхоличное.

    Игра на укулеле

      Работайте над темпом. Теперь, когда вы выучили несколько начальных аккордов, непосредственно проигрыш нескольких следующих друг за другом аккордов может стать для вас затруднительным; это значит, что вам не хватает чувства ритма. Чтобы ваша игра была мелодичной и связной, чувство ритма нужно развивать.

      • Держать ритм в соответствии со стилем боя поначалу, пока вы еще учитесь быстро переставлять пальцы левой руки из одного положения в другое, будет сложно. По мере того, как ваши навыки начнут улучшаться, постарайтесь перестать прерывать бой между при смене двух аккордов.
      • Попробуйте считать до четырех: это поможет держаться ритма при игре боем.
      • Если у вас все еще проблемы с ритмом, попробуйте использовать метроном. Это устройство издает ритмичное тиканье, что позволяет музыканту соотносить с ним свою игру. Скорость тиканья регулируется
      • Не старайтесь сразу начать играть очень быстро, поскольку с увеличением скорости игры увеличивается и вероятность ошибки. Начните с медленного ритма и ускоряйтесь, когда освоите его.
    1. Учите песни целиком. Теперь, когда вы выучили все основные мажорные и минорные аккорды, вы можете играть целиком многие песни. Вы в два счета сможете выучить несколько песен и играть боем и перебором.

      • Во многих книгах-самоучителях по укулеле представлены некоторые популярные песни, которые новичок сможет легко выучить. Выберите одну в местном музыкальном магазине и начинайте играть!
      • Если вы хотите выучить какую-либо из песен, которые вам нравятся, поищите табулатуры этой песни для укулеле в интернете. Табулатура - это достаточно понятная схема, в которой указано, какие струны и где зажимать, чтобы сыграть песню.
    2. Практикуйтесь ежедневно. Самое важное, что вы можете сделать для того, чтобы повысить свой общий навык игры - это начать регулярно практиковаться. Для того, чтобы стать виртуозом игры на укулеле, необязательно обладать врожденным талантом - достаточно упорства и прилежания. Уделяйте хотя бы по 20–30 минут в день на тренировку, что позволит вам стать настоящим мастером!

    • Новые, невытянувшиеся до оптимального положения струны имеют свойство быстро терять строй. Чтобы избежать этого, попробуйте оставить укулеле на ночь с сильно перетянутыми струнами, чтобы вытянуть их до оптимальной формы.
    • Наберитесь терпения! Со временем и практикой вы научитесь играть аккорды должным образом.
    • Проще учиться играть на укулеле сидя. Как только наберетесь практики, предстаньте перед зрителями и исполняйте песни.
    • Если вы будете учиться по письменным или видео-самоучителям и не будете советоваться с опытным укулелистом, у вас может сложиться неправильная техника игры, которую позже будет сложно перестроить. Хотя без потери для скорости обучения можно вполне обойтись без полноценных уроков, ценные наставления опытного музыканта могут пригодиться для того, чтобы исправить какие-либо технические неточности.
    • Если вы ищете лучшие сборники песен или учителя, обратитесь в местный музыкальный магазин за советом.

    Предупреждения

    • На укулеле не рекомендуется играть обычным медиатором, поскольку так быстро изнашиваются струны. Вместо обычного медиатора используйте пальцы или специальный войлочный медиатор.
    • Будьте осторожны, не роняйте укулеле, оно хрупкое! Для транспортировки инструмента используйте футляр.

Проблема поиска подходящего инструмента знакома современным музыкантам: в прежние времена мешал дефицит столь экзотических товаров, теперь главенствует проблема выбора из-за огромного количества предлагаемых вариантов. Маленькую гавайскую гитару можно найти в любом крупном магазине музыкальных инструментов, а также в нескольких интернет-магазинах.

Выбрать укулеле не так просто, надо знать основные, базовые характеристики маленькой гитары, а также трезво оценить то, что именно вы хотите: развлекать себя и друзей несложными переборами или попытаться добраться до вершин инструментального олимпа.

Виды укулеле

Музыкальные инструменты укулеле делятся на несколько видов, которые отличаются друг от друга по звучанию и внешним характеристикам. У гавайской гитары с португальскими корнями всего четыре струны. Различаются они размерами, чем больше мензура – тем в более низком строе звучит инструмент.

Самая маленькая по размерам гитара – это сопрано , длина составляет 53 см. Ее приобретение – лучший выбор для гитариста-новичка. Сопрано понравится юным музыкантам, этот вид вполне можно назвать детской укулеле. Гриф гитары невелик, он хорошо ляжет в маленькие руки. Слишком сложные музыкальные произведения на этом инструменте не сыграть, на нем всего 12 ладов, но забавный звук самой маленькой гитары популярен и часто используется в составе небольших коллективов. Этот вариант подойдет для путешественников: инструмент легко поместится в чемодане или рюкзаке. Магазин укулеле предлагает недорогие варианты на любой вкус.

Концертная модель укулеле – маленькая гитара чуть большего размера, промежуточный вариант между сопрано и тенором. Длина – на пять сантиметров больше, ладов – 18, инструмент звучит полнее, его можно рекомендовать для выступлений на любительской или профессиональной сцене. Всего четыре струны для укулеле, а сколько приятных эмоции вызывает столь нехитрая, но очень милая конструкция. Цена выше, но и возможностей для применения своих музыкальных способностей больше.

Укулеле тенор – еще более крупный вид маленькой гитары, звучит громче, длина – 66 см. На ней можно играть сложные композиции, чем и занимаются все известные исполнители этого музыкального сегмента. Идеальный инструмент для инструментальной музыки.

Укулеле баритон по звучанию почти ничем не отличается от обычной шести- или семиструнной гитары, имеет стандартный строй EBGD. По сути своей это шестиструнная гитара без пятой и шестой струны. Длина достигает 76 см. Баритон можно рассматривать, как еще один вариант гитары для путешествий.

Бас укулеле точно такого же размера, как баритон, но имеет соответствующий названию звук, который способен украсить своим звучанием любой ансамбль, в том числе смешанного состава. Маленькая гитара может подключаться к усилителю, это позволяет использовать инструмент в составе рок-группы. Профессиональные басисты часто используют маленькую копию большой гитары в поездках, на ней можно играть даже в общественном транспорте, если попутчики не будут против.

Дополнительные советы по выбору гитары: первый укулеле не должен быть слишком дорогим. Может быть, вы передумаете, что-то пойдет не так, мало ли какие причины могут заставить вас бросить занятия музыкой. Или более оптимистичный вариант: вы так быстро и с видимым успехом освоите азы, что потребуется более серьезный инструмент, на который точно будет не жалко потратить более серьезные деньги. Первый опыт можно передарить ребенку или взрослому новичку, самому же попробовать двигаться дальше по нелегким, скользким, но таким замечательным и вдохновляющим музыкальным дорожкам.

Традиционный вид маленькой гитары изготавливается из дерева и радует слушателей акустическим звучанием. Электро укулеле заменяет электрогитару, но занимает гораздо меньше места. Такая гитара отличается классической или оригинальной формой, эргономичным дизайном, оснащена звукоснимателем.

Внешний вид покупаемого инструмента зависит от ваших предпочтений. Яркие цвета для детства и юности, строгие – для более зрелых лет. Натуральные оттенки всегда в моде: будь то красное дерево или массив ели.

Какую укулеле выбрать – решать вам. Ответ на вопрос «какая лучше?» зависит от того, что именно вы хотите получить от маленькой гитары. В любом случае, приобретаемый инструмент должен нравиться. Он комфортно и приятно располагается в руках, несмотря на отдельные мелочи, которыми можно и нужно пренебречь даже в ущерб цене или звучанию. любой из перечисленных видов укулеле можно в интернет-магазине, это не займет много времени и не станет разорением для вашего кошелька. Струны укулеле станут вашим настроением, вашими друзьями, вашей жизнью.

Дело даже не в трех полутонах в верхней части правой клавиатуры – ее звуковой ряд не позволяет причислить инструмент к хроматическим.

Все просто: когда известная нам хромка начала свое восхождение на вершины хит-парадов начала 20 века, был изобретен баян, который по факту и является типичной хроматической гармоникой. Сложно было не обратить внимания на схожесть этих двух инструментов в том, что при смене направления меха высота звука не изменяется – в результате уменьшительно-ласкательный эпитет «хромка» закрепился за гармоникой с мажорным звукорядом. Это, конечно, распространенная ошибка, но не будем относиться слишком строго к таким неточностям – история знает немало подобных примеров. В США вообще баян воспринимается не иначе как кнопочный аккордеон, хотя это не совсем верно.

Есть один момент в пользу сторонников хроматического происхождения хромки – в довоенное время широкое распространение имели инструменты не с 25, как сегодня, а с 27 клавишами правой клавиатуры. Соответственно, такие гармони располагали пятью полутонами, что делало их возможности гораздо более широкими. Да, впоследствии хромка «похудела» на пару клавиш, но не переименовывать же ребенка из-за того, что он изменил прическу, верно?

То, что хромки со временем практически полностью вытеснили все остальные русские гармони, хоть и являет собой достаточно прискорбный факт, однако говорит в пользу знаменитой двухрядки. Кстати, двухрядкой хромку можно назвать только с конструкторской точки зрения – диатонический звукоряд относит ее скорее к стандартным однорядным инструментам.

Современные производители могут предложить самые разные вариации хромки: шуйские (такие известные модели «Чаек» как , и C48 XLi), тульские (301М , Куликово поле), а также белорусские, кировские, вологодские гармоники – при этом доступна стандартная комплектация и экземпляры, исполненные в соответствии с пожеланиями клиента.

Индивидуальные изменения могут касаться как внешнего вида инструмента, так и его звукоряда и настроек. Так, в последнее время профессиональные гармонисты все чаще возвращаются к моделям с пятью или даже семью полутонами. То же самое можно сказать и о розливе, который при правильном оформлении усиливает полетность звука гармони и обогащает ее тембр. Несмотря на то, что практикующие музыканты чаще всего предпочитают лично настраивать розлив, количество биений может быть задано в соответствии с пожеланиями заказчика.

Описать все особенности хромки в одном материале невозможно – да и стоило ли пытаться? Если вам по вкусу звучание этого чудесного инструмента, то заглянуть ему в душу получится только при личном общении. Поэтому дерзайте – и будет вам счастье.

» уже было рассказано о нескольких видах гармоней, окончательный облик и внутреннее устройство которых сформировались еще в 19-м веке. Настал черёд рассказать о той разновидности, которая доминирует у нас в стране примерно с середины 20-го века и слово «гармонь» у большинства из вас, наверняка, ассоциируется именно с ней. Это, так называемая, двухрядная хроматическая гармоника или, по-простому, гармонь-хромка.

Происхождение гармони-хромки(версии)

Сейчас, наверное, мало кто сможет точно назвать место и дату рождения гармони-хромки. Основной считается версия о том, что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название «северянка»(не буду утверждать точно, но, возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).

Однако, существуют и некие данные, что гармони по-типу хромки существовали уже в 60-х годах 19-го века.Так что, есть вероятность, что она гораздо старше, чем мы думаем.

Хроматическая ли эта гармонь?

У человека, имеющего даже какие-то базовые представления о нотной грамоте, при первом знакомстве с хромкой возникает совершенно закономерный вопрос: а почему, собственно, эта гармонь называется хроматической, если звукоряд её основан на мажорной гамме, которая сама по себе-диатоническая(до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) и не содержит диезов и бемолей, кроме трех, вынесенных в самый верх правой клавиатуры? Но наличие этих трех полутонов в звукоряде хромки ещё не дает ей право называться хроматической гармонью! Так же, как не называются хроматическими некоторые другие разновидности гармоней, имеющие хроматические ступени(об этом-ниже)

Так почему же «гармонь-хромка»?

Всё дело в том, что во времена, когда гармонь-хромка только начинала распространяться (начало 20-го века), был изобретен баян(а его предшественники-инструменты с хроматическим звукорядом различных конструкций- появились ещё раньше, например, а ещё раньше-его отца, Леонтия Чулкова(имеется ввиду )), который, на самом деле, и есть истинно хроматическая гармоника, так как имеет в каждой октаве все 12 существующих полутонов — 7 основных(входящих в мажорно-минорную гамму) и 5 дополнительных,что позволяло исполнителю играть во всех тональностях.

Истинные гармонисты того времени быстро заметили сходство устройства звукоряда баяна и «северянки». Для них это было практически одно и тоже, только, как говорили, «на баяне звуков поболе». Двухрядная, же, гармоника с несменяемым звуком на сжим-расжим меха ни на какие другие гармони, бытовавшие в то время, не была так похожа так, как на трёхрядные хроматические(в том числе, только появившийся баян) и вызывала соответствующие ассоциации. Потому и была метко названа «хромкой».

Другая версия(которая кажется менее вероятной) предполагает, что хроматической её назвали из-за наличия полутонов(хотя они и не встроены в звукоряд, как на баяне, а вынесены группой в самый верх правой клавиатуры). Однако полутона присутствуют и в , причём, там их даже больше, чем в хромке(«си-бемоль» и «до-диез»), но никто и никогда не додумался называть венки «хроматическими»…

Ну и есть еще шуточная версия происхождения этого названия: звукоряд хромает — потому и хромка. Смешно, но не более того.

Почти хроматическая гармонь 27х25

Впрочем, здесь нужно сделать важную оговорку: сейчас мало, кто из рядовых гармонистов об этом знает, но ещё до Великой Отечественной войны существовали модели, имеющие 27 клавиш в правой клавиатуре, а не 25(как сейчас стандартно), но в серийное производство они не пошли. Вверх были вынесены не три полутона, а целых пять, что давало ей заметно более высокие исполнительские возможности по сравнению с нашими нынешними хромками(тем не менее, и это не делало её истинно хроматической, потому что звукоряд левой клавиатуры накладывал совершенно определённые ограничения на количество применяемых тональностей).

Но в последующие годы, когда широко развивалось массовое промышленное производство гармоней, кто-то железным решением сверху постановил, что простому человеку не нужны эти две дополнительные кнопки, хватит и оставшихся трех, а для более требовательных существует баян. Возможно, в чём-то он был прав: ведь в традиционном исполнительстве в России (частушки, плясовые) практически не применялись хроматические ступени звукоряда, но, наверное, стоило оставить эти два звука и предоставить гармонистам самим решать, где их использовать, а где-нет.

Не даром в последние годы гармонисты-профессионалы активно обзаводятся именно такими инструментами, имеющими расширенный звукоряд. Особенно часто их можно увидеть в руках учеников орловского композитора и преподавателя Евгения Дербенко(П.Уханов, М.Коломыцев и многих других), который написал немало произведений именно для такой, расширенной, хромки. Сам Дербенко категорически неприемлет отсутствие этих двух дополнительных клавиш, не понимая, за какие «грехи» хромку их лишили.

Как расширить возможности стандартной гармони 25х25

Кстати, существует интересное решение для расширения звукоряда обычной хромки 25х25, которое при наличии некоторых навыков гармонного мастера, позволяет обогатить его двумя дополнительными полутонами: путем небольшой переделки резонаторов правой части, нужно сместить весь звукоряд вниз на две кнопки (естественно, придется избавиться от двух самых высоких звуков внизу клавиатуры, но они и так редко используются) и «поставить» на две верхние освободившиеся кнопки голосовые планки, добавляющие еще две хроматические ступени. Сделать это может любой, кто хорошо знаком с внутренним устройством звуковой части гармони и имеет хотя бы небольшие столярные навыки, но лучше, конечно, обратиться к мастеру.

Так же, попытки расширить звуковые возможности хромки, предпринимались многими мастерами. Например, мастер-конструктор А.А.Глаголев изготовил и подготовил для массового производства модель гармони-хромки, имеющую полный хроматический звукоряд и напоминающую уже, скорее, баян (с трёхрядной правой клавиатурой и пятирядной-левой). Но образец этот в серию не пошёл и не получил широкого хождения.

Почему именно хромка пошла в серию

В 30-е годы, когда встал вопрос о массовом производстве гармоней(речь идёт именно о серийном, фабричном производстве), специальная комиссия проанализировала исполнительские возможности двух разновидностей гармоней-венки и хромки, являвшихся на тот момент основными «кандидатами», и пришла к выводу, что обе гармони в этом плане равнозначны(наверняка это кого-то удивит, так как ошибочно принято считать венку(гармонь русского строя) чуть ли не ущербной в этом смысле), но выбор был сделан в пользу последней, как гораздо более простого в освоении инструмента…

Запуск в массовое производство именно хромки фактически стал началом конца для всех остальных видов русской гармони, которые с наводнением рынка дешевыми и, как уже говорилось, простыми в освоении гармонями, стали постепенно выходить из употребления и к середине прошлого века хромка стала самой распространенной в стране, вытеснив такие замечательные, и имеющие заслуженное право не быть забытыми, гармони, как русская венка(или гармонь русского строя), тальянка, ливенка , саратовская , елецкая и другие…

Вместе с этими гармонями постепенно стали забываться и многие наигрыши, которые наиболее полно и красочно звучали только на них, а при исполнении на хромке теряли свой колотит. Ведь на гармонях с разным звуком на сжим-расжим меха волей-неволей приходится делать акценты там, где на хромке их чаще всего нет, и это придает какой-то неповторимый задор исполняемым мелодиям, особенно плясовым и частушечным. Но на данный момент, из всех видов гармоней, именно хромка доминирует и на сцене, и в быту. И подавляющее большинство людей, только подумывающих начать учиться играть на гармони, имеют ввиду именно её.

Исполнительские возможности и характерные разновидности

Если говорить о тональности «до-мажор», то стандартная гармонь-хромка с двадцатью пятью клавишами в правой клавиатуре и таким же количеством в левой(то есть, та самая, из припевки «Вот она и заиграла, 25 на 25…») имеет диапазон мелодии в три октавы плюс первый звук четвёртой октавы с вынесенными в самый верх клавиатуры тремя полутонами «фа-диез», «соль-диез» и «ре-диез». Левая клавиатура содержит семь басов и восемь аккордов(от ноты ре там два аккорда — мажорный и минорный).

Всё это позволяет играть в двух мажорных тональностях(до-мажор и соль мажор) и одной минорной(ля-минор). С некоторыми ограничениями(из-за отсутствия соответствующих аккордов), можно играть в тональности ми-минор. Вот, например, я играю в этой тональности песню «Каким ты был…», которую в «родном» ля-миноре не сыграть без значительных искажений(из-за отсутствия ноты «си-бемоль»):

Гармонь, где слева всего 16 клавиш имеет практически те же возможности, что и 25х25, с той лишь разницей, что на ней труднее сыграть хитрые проходы по басам из-за отсутствия вспомогательного ряда клавиш(того, что ближе к меху в гармони 25х25). Но при некоторой тренировке, этот недостаток практически полностью нивелируется.

Конечно, можно сказать, что недостающие аккорды слева можно брать в правой клавиатуре и, тем самым, расширить исполнительские возможности стандартного инструмента, но это уже удел профессионалов высшего класса и до такого уровня среднему гармонисту-самоучке расти очень долго(если он сам того пожелает).

Хромка сама по себе тоже имеет несколько характерных разновидностей, отличающихся как внешним оформлением, так и звучанием. Особенно выделяются из них гармони: «любительская», нижегородская(или горьковская), вятская(или кировская) и кирилловская . Каждая из этих разновидностей имеет довольно характерное оформление и очень узнаваемый тембр, позволяющий даже просто на слух легко отличить одну от другой. Все эти гармони и сейчас широко распространены.

Сергей Акимов

Гармонь, или гармошка - это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара - меха

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся плетень...

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка!

Поэзия российских деревень!

В 1780 г. петербургский мастер Киршник высказал идею о создании музыкального инструмента с язычками и указал на способ извлечения звука, который теперь применяется во всех язычковых музыкальных инструментах .


Основной считается версия о том,что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название "северянка"(не буду утверждать точно,но,возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).


Гармонь - один из любимых музыкальных инструментов русского народа.


Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. В этой статье мы рассмотрим некоторые виды гармоней, которые пользуются популярностью в нашей стране.


ХРОМКА: ПОЛУЧИТСЯ ЛИ НА НЕЙ СЫГРАТЬ ХРОМАТИЧЕСКУЮ ГАММУ?

Именно с хромкой многие россияне ассоциируют слово «гармонь». Некоторые «подкованные» с музыкальной точки зрения люди удивляются одному факту: звуковой ряд хромки основан на мажорной гамме, при этом гармошка называется хроматической.


1 - язычок; 2 - проемный клапан; 3 - голосовая планка; 4 - входная камера аккордов; 5 - входная камера басов; 6 - входные камеры мелодии; 7 - мех; 8 - левый полукорпус; 9 - правый полукорпус; 10 - гриф; 11 - кнопки клавиатуры мелодии; 12 - сетка; 13 - кнопки клавиатуры аккомпанента

На ней не сыграть всех бемолей или диезов, но всё-таки имеется 3 полутона в правом верхнем углу клавиатуры.

Сердцем гармошки являются голосовые планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка - это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся в ряд на планочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы) находятся в деках (правая или левая), которые соеденены между собой мехами. Меха имеют свойство складыватся с помощью борин (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка, конечно же, имеет в устройстве свои нюансы и различия.

Схема нот на гармони хромка 25x25.



Аккорды на гармони хромка 25x25:

Правая сторона мелодии:

Существует несколько разновидностей хромки, самыми известными из которых являются нижегородская хромка, кирилловская хромка и вятская хромка. Они все имеют одинаковое оформление, а вот звучание у каждой из этих разновидностей своё, уникальное. Поэтому их очень легко отличить на слух.


ТУЛЬСКАЯ ОДНОРЯДКА: ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЗВУК НЕ ОДИНАКОВ, КОГДА МЕХА РАСТЯГИВАЮТСЯ И СЖИМАЮТСЯ…

Если брать все виды гармошек, существующие на сегодняшний день, то тульская однорядная явно выделяется из общего ряда, это всеми любимый, народный инструмент. Звуковые возможности большинства гармоней определяются интервальной структурой звукоряда, но в случае с «Гостьей из Тулы» определяющим фактором является соотнесенность с движением меха.

Тульская однорядка имеет немало разновидностей, главное отличие каждой из них - количество кнопок на клавиатуре правой и левой руки. Самым популярным вариантом считается гармонь с 7-ю кнопками на клавиатуре правой руки и 2-мя кнопками на клавиатуре левой руки.


ЕЛЕЦКАЯ ГАРМОНЬ: ГАРМОНЬ-ПОЛУАККОРДЕОН?

Некоторые виды гармоней не являются таковыми «в чистом виде», один из примеров такого инструмента - Елецкая гармонь. Её нельзя назвать «чистокровной» гармонью, поскольку она считается прямым предком аккордеона. Правая клавиатура инструмента имеет бемоли и диезы, то есть полную хроматическую гамму. Левую клавиатуру можно назвать выносным грифом с аккордами и клавишами басов.

За всё время своего развития, а первая Елецкая гармонь появилась в далеком 19-м веке, менялась её функциональная часть и внешний вид. Но одно всегда оставалось неизменным - великолепные музыкальные и технические возможности.


ЧЕРЕПАШКА: ЛЮБИТЕЛЯМ МАЛЕНЬКИХ ГАРМОШЕК

Главная особенность инструмента - компактные размеры. Первые разновидности Черепашки имели не более 7 клавиш, диапазон более современных вариантов увеличился благодаря расширению клавиатуры до 10 клавиш. Строй гармони - диатонический, при сжатии и разжиме мехов издаются разные звуки.


Есть несколько разновидностей Черепашки: «с четырьмя клавишами», «Черепашка Невского» и «Черепашка Варшавского». Последний вариант считается самым современным, все соответствующие язычкам и мелодиям клавиши перенесены в нем с левой клавиатуры на правую.


Тульская хроматическая гармоника - гениальное изобретение тульского музыканта Белобородова. Изготовлена в 1875-1878 годах «гармонных дел мастером» Л.А.Чулковым по эскизам Белобородова и при непосредственном его участии. Это двухрядная гармоника с полной хроматической гаммой, не с семью (как у обычной гармоники), а с 12-ю звуками. Это делает звучание более полным, расширенным.


Эти и другие разновидности гармоней, такие как русская «венка», тальянка, псковская резуха и другие, были, есть и остаются любимейшими инструментами русских жителей, не смотря на то, что с момента появления гармоней прошло более 150 лет!


Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...