Художественный мир и с тургенева. Уроки совы филиновны. Подготовка к уроку


1. Объясните слова и словосочетания. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Горничная-это служанка при госпоже; служанка (уборщица), выполняющая различную работу в комнатах (не в кухне), это женщина в обязанности которой входит уборка номеров в гостинице.

Гривенник – десятикопеечная русская монета.

Дворня – домашняя прислуга в помещичьем доме.

Прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой.

Приживалка – 1. бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество. 2. женщина, которая живёт за чужой счёт, прислуживается к кому-нибудь за материальную помощь.

Соха – примитивное земледельческое орудие для распахивания земли.

Флигель – 1. Жилая пристройка сбоку главного здания или дополнительная отдельно стоящая постройка. 2. небольшой дом во главе большого здания.

2. В каком значении слова «бобыль» и «челядь» употреблены в рассказе И.С. Тургенева?

Бобыль – одинокий, бессемейный человек. Челядь – дворовые люди, слуги, прислуга.

3. При создании художественного образа Тургенев использует сравнения. Выпишите три-четыре примера.

«Мышцы Герасима, как рычаг опускались и поднимались»

«Герасим вырос немой и могуч, как растёт дерево на плодородной земле»

«Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

4. Запишите слово или словосочетание, синонимичное данному: держать в чёрном теле.

Держать в черном теле – держать в ежовых рукавицах, в строгости не давать воли.

5. Подберите синонимы и антонимы к данным словам: глумиться, шпынять, раскаляться, жаловать.

глумиться – ант. восхвалять – син.

издеваться щпынять – син.

попрекать – ант. – хвалить

раскаляться – син. Нагреваться,

краснеть – ант. остывать

6. Прочитайте фразу: «Человек, человек! - закричала она, - приведите скорее Муму! Она в палисаднике». Запишите синоним к выделенному слову.

Человек – слуга

7. Прочитайте диалог от слов: «Ведь вот ты опять пьян был…» до слов: «…ушёл то есть, а я…». Как в данном эпизоде своеобразие лексики раскрывает характер персонажей

В речи Капитона много книжных слов и оборотов, которые не свойственные крестьянам, это выдает в нем человека побывавшего в ученье в Петербурге.

8. Как вы понимаете слова И.С. Тургенева, когда он пишет о Капитоне: «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях». В каком значении употреблено здесь слово красноречие?

Красноречие – способность вычурно и многословно говорить, умение всегда найти, что сказать и что ответить, как оправдаться.

9. Прочитайте диалог. Определите значение слова «возразила» в данном контексте.«- А её Муму зовут, - промолвила барыня, очень хорошее имя.

Ох, очень-с! - возразила приживалка».

Возразила – согласилась

10. О чём свидетельствует замечание писателя, характеризующее порядки в доме барыни: «…был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи…»? Для того чтобы точно ответить на вопрос и понять убийственный юмор фразы, прежде всего определите значение слова «шорник».

Шорник – это человек, занимающийся изготовлением конной упряжи. Он далеко от того, чтобы лечить животных, как ветеринар, и от того, чтобы быть лекарем для людей.

Иван Сергеевич Тургенев считал себя писателем «переходной эпохи». Он вступил на литературную стезю, когда уже не было Пушкина и Лермонтова, стал знаменитым, когда замолчал Гоголь, Достоевский был на каторге, а Лев Толстой был еще начинающим писателем и Тургенев его опекал.

Его молодость пришлась на 40-е годы XIX века — время, когда сформировалось целое поколение русской интеллигенции, к которому причислял себя Тургенев. Литература не прошла мимо этого поколения и вслед за образами Онегина и Печорина запечатлела еще один тип русской жизни — «человека 40-х годов». Тургенев видел в себе и окружающих черты этого типа, и хорошие, и плохие, и отдал ему должное своими повестями и романами.

Эти годы были временем не действий, а идейных споров. Именно тогда оформились два течения русской общественной мысли — славянофильство и западничество. Спор между ними шел о том, каким путем должна развиваться Россия. То есть и те и другие полагали, что современное состояние страны и народа безобразно. Но как выйти из этого состояния?

Славянофилы полагали, что все беды России начались с Петра I, который насильно поворотил Россию на западный путь развития. При этом он изуродовал то, что составляло силу русской нации: духовный авторитет православной церкви, общинный характер труда и жизни, крестьянский тип мышления.

Западники же считали, что реформы Петра I были вызваны общим кризисным состоянием Древней Руси, ее отсталостью и все нынешние беды идут от того, что дело Петра не было доведено до конца. Они утверждали, что не надо выдумывать какого-то «особого» русского пути, когда есть уже готовая, проторенная Западной Европой дорога прогресса и цивилизации, с ее уважением к свободе и правам личности.

Несмотря на теоретические разногласия, западники и славянофилы сходились в критике существующего порядка вещей, а история России шла помимо их споров. Сам Тургенев прекрасно сознавал ограниченность любой «системы взглядов». Но он старался увидеть правду каждой стороны: и западников, и славянофилов, и нового, радикально настроенного поколения. Себя Тургенев считал западником. Однако именно западник Тургенев открыл для русской литературы народную Россию, а для Европы — саму русскую литературу.

Мир, «вымышленный» Тургеневым

В конце жизни писатель создал цикл произведений, которые назвал «Стихотворения в прозе». Это небольшие зарисовки лирического, философского, бытового характера. В них, как в капле воды, отражается вселенная писателя. В них отчетливо проявились мотивы, стиль и авторская концепция мира, т. е. представление писателя о том, что такое человек и каково его место и предназначение в обществе и на земле, что такое правда, добро и красота в искусстве и жизни.

«Только... любовью держится и движется жизнь»

Тургенев не мог не знать строк Некрасова: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Эта позиция Тургеневу была чужда всегда, хотя он мог уважать людей, которые видели в ненависти непременную спутницу любви. Среди них было немало его личных друзей, как тот же Некрасов, людей, которые для него олицетворяли честность и искренность молодости в борьбе с отжившими порядками. Но «проповедовать любовь враждебным словом отрицанья» было для него невозможно. Его идеалом было пушкинское отношение к жизни, в которой любовь — высшее проявление трагической красоты мира.

«Дворянские гнезда»

Излюбленное место действия в тургеневских произведениях — «дворянские гнезда» с царящей в них атмосферой возвышенных переживаний. В то же время «дворянское гнездо» — модель русского общества, здесь решается судьба человека и судьба России. Дворянское поместье — это тот узел, в котором связаны жизнь крестьянства и образованного сословия, старина и новизна, здесь сталкиваются взгляды «отцов» и «детей». Наконец, жизнь поместья тесно связана с жизнью природы и подчиняется ее ритму: весна — время надежд, лето — испытаний, осень — обретений и потерь, и зима олицетворяет смерть. Этому ритму подчиняются и романы Тургенева. Весной начинается и зимой заканчивается действие романа «Отцы и дети».

«Гнездо» — одно из ключевых слов в художественном мире Тургенева. Говоря о «дворянских гнездах», мы использовали название одного из романов Тургенева. «Гнездо» — это дом. Бездомье — несчастье. Сам Тургенев испытал это на себе, с горечью говоря, что жил «на краешке чужого гнезда», то есть вынужден был провести жизнь рядом с семьей певицы и актрисы Полины Виардо, любовь к которой была его счастьем и драмой. «Гнездо» у Тургенева — символ семьи, где не прерывается связь поколений. Герой «Отцов и детей», узнав о предстоящей женитьбе своего друга, советует изучать галок, ведь галка — «самая почтенная, семейная птица»... «Родительское гнездо» — место рождения и упокоения, оно замыкает в себе жизненный цикл, как это случилось с Базаровым.

«Любовь... сильнее смерти и страха смерти»

В отличие от Толстого и Достоевского, у Тургенева отсутствует мотив воскресения. Смерть у Тургенева абсолютна, это отмена земного существования, это безвозвратное растворение души в природе. Поэтому ситуация смерти тургеневского героя в каком-то смысле трагичнее, чем у великих писателей-современников. Гоголь мечтал возродить к духовной жизни Чичикова и Плюшкина. Духовную смерть и воскресение переживает Родион Раскольников. Смерть становится выходом в другой мир для героев Толстого. У Тургенева физическая смерть — навсегда. И только память любви удерживает безвозвратно ушедший образ человека. Подтверждение тому — финал романа «Отцы и дети».

необычайная чуткость к актуальным проблемам российской действительности и зарождению новых социально-психологических типов; «монографический» характер романов, предполагающий, что в центре изображения находится судьба одного человека, раскрывающего свой внутренний мир прежде всего через идейные столкновения и споры; связанный с этой особенностью идейно-мировоззренческий характер конфликтов; «концентрированное» изображение действительности, локализация действия в коротком промежутке времени (от нескольких недель до нескольких месяцев), наличие отступлений и эпилогов, проливающих свет на прошлое или будущее главного героя; внешняя простота композиции; отсутствие каких-либо внешних эффектов; реалистическая мотивировка поступков персонажей; любовная интрига, посредством которой герои проходят испытание на нравственную зрелость и духовное соответствие проповедуемым идеям; особый тип героини - так называемая «тургеневская девушка», наделенная внутренней цельностью, бескомпромиссностью, высокими нравственными запросами, а также правом морального суда над героем и его способностью воплотить на практике собственные убеждения;
«тайный психологизм» , т. е. передача изменений в душевной жизни не с помощью детального психологического анализа, а через внешние ее проявления - мимику, жесты, портрет, пейзаж; пейзаж, не только образующий лирический фон, но и подчеркивающий душевное состояние героев; «психологический параллелизм» между тем, что совершается в природе, и тем, что происходит в сознании действующих лиц.

летопись смены разных^умственных течений в культурном слое русского общества: идеалист-мечтатель, «лишний человек» 30-40-х годов в романе «Рудин»; стремящийся к слиянию с народом дворянин Лаврецкий в «Дворянском гнезде»; «новый человек», революционер- разночинец- сначала Дмитрий Инсаров в «Накануне», а потом 44

Евгений Базаров в «Отцах и детях»; эпоха идейного бездорожья в «Дыме»; новая волна общественного подъема 70-х годов в «Нови». «Физиономия русских людей культурного слоя» в эпоху Турге- нева менялась очень быстро - и это вносило особый оттенок драма- тизма в романы писателя, отличающиеся стремительной завязкой и неожиданной развязкой, «трагическими, как правило, финалами»4. Романы Тургенева строго приурочены к узкому отрезку историческо- го времени, точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена по сравнению с ге- роями романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова. В характерах Онегина, Печорина, Обломова «отразился век», в Рудине, Лаврец- ком или Базарове - умственные течения нескольких лет. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро уга- сающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Все тургеневские романы подчиняются жестокому ритму годового при- родного цикла. Действие в них завязывается, как правило, ран- ней весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завер- шается под «свист осеннего ветра» или «в безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастли- вые минуты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на париж- ских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обры- вается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова. С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэти- ческий образ спутницы русского героя, тургеневской девушки - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цве- тущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждаются к временному торжеству все потенциальные ее возможности. Вместе с образом тургеневской девушки входит в произведе- ние писателя образ «тургеневской любви». Это чувство сродни революции: «...однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррика- де, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни жда- ло - смерть или новая жизнь,- всему она шлет свой восторженный привет» (XI, 87). Все тургеневские герои проходят испытание лю- бовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в ин- тимных, но и в общественных убеждениях. Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше взле- тает он на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и - падение. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распо- ряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может полностью осуществиться в пределах" земного природного круга. 45


И однако драматические ноты в творчестве Тургенева не явля- ются следствием усталости или разочарования в смысле жизни и истории. Скорее наоборот. Они порождаются страстной влюблен- ностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту. Сиюминутные события, живые характеры и конфликты раскрываются в романах и повестях Тургенева перед лицом веч- ности. Философский фон укрупняет характеры и выводит проблема- тику произведений за пределы узковременных интересов. Устанав- ливается напряженная диалогическая взаимосвязь между философ- скими рассуждениями писателя и непосредственным изображе- нием героев времени в. кульминационные моменты их жизни. Тур- генев любит замыкать мгновения на вечность и придавать прехо- дящим явлением вневременной интерес и смысл. «Стой! Какою я те- перь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти! - восклицает писатель в стихотворении в прозе «Стой!».- Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновение ты бессмертна. Оно пройдет - и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя... Но что тебе за дело! В это мгновенье - ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда» (XIII, 195, 196). По складу своего характера Тургенев был сомневающимся в се- бе и во всем «Гамлетом», а по политическим убеждениям - либе- ралом-постепеновцем, сторонником медленных экономических и по- литических реформ. Но на протяжении всего творческого пути он питал «влеченье - род недуга» к революционерам-демократам. В либерализме Тургенева были очень сильны демократические симпа- тии, окрепшие еще в юности благодаря дружескому общению с В. Г. Белинским. Неизменное преклонение вызывали у Тургенева «сознательно-героические натуры». К их числу он относил «новых людей», революционеров-демократов круга Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, а потом и революционных народников. Тур- генева привлекала в них цельность характеров, отсутствие проти- воречий между словом и делом, волевой темперамент, окрыленный идеей революционных борцов. Он восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят русскую историю. А потому он считал их деятельность трагически обреченной: это верные и доблестные рыцари революционной идеи, но история своим неумолимым ходом превращает их в рыцарей на час. С умеренными общественно-политическими убеждениями Турге- нева органически связаны его эстетические взгляды. В условиях дисгармонического века социальных потрясений и революционных катаклизмов он пытался удержать в своем творчестве эстетический идеал пушкинского, гармонического мироощущения. Искусство 46

Тургенева пробивается к гармонической полноте изображения жиз- ни, но она непосредственно не выявлена в его романах, читатель лишь приближается к ее постижению. Здесь обнаруживается неведомый Пушкину, но неизбежный в послепушкинскую эпоху драматизм в развитии самого искусства. Гармонию в условиях дисгармонического времени оно отвоевывает у жизни с большим трудом, с известного рода напряжением. Но постоянная и упорная погоня Тургенева за ускользающей из рук полнотой и гармонич- ностью мира составляет существенную черту его художественной индивидуальности, придает его искусству неповторимый облик, от- личает Тургенева в кругу его литературных соратников.

Изучение биографии писателя даёт возможность раскрыть богатство художественного мира писателя, войти в его творческую лабораторию.

На уроках нужно создавать особую эмоционально-нравственную атмосферу, вызывающую сопереживание и соразмышление с автором и литературными героями. Поэтому важно продумать не только логику изложения материала, но и сами формы эмоционального воздействия на обучающихся.

Первые уроки посвящены биографии Ивана Сергеевича Тургенева и обзору его творчества, дано задание прочитать рассказы из сборника «Записки охотника», романы «Рудин», «Отцы и дети».

Перед чтением и обсуждением произведений, в начале изучения раздела можно провести урок-композицию. Ставится задача - проникнуть в мир человека и писателя, понять отношения с современниками и жанровое своеобразие творчества Тургенева.

Для того чтобы представить атмосферу общения современников Тургенева, нужно найти не только интересные истории, воспоминания о писателе, но и преподнести их в «облегчённой» для устного пересказа форме. Многие детали повествования, отдельные выражения приходится изменить, поэтому в сценарии не везде приводятся прямые цитаты.

Воспоминания современников в сценическом представлении позволяют обучающимся глубже вникнуть в суть оценок и размышлений о жизни и творчестве писателя. Здесь звучит «живая» речь современников и создаётся их непосредственный образ.

Подготовка к уроку:
  • совместно с обучающимися составляется сценарий урока, распределяются роли;
  • даётся задание представить атмосферу встречи и беседы современников о Тургеневе, создать интересный рассказ о нём, прочитать лирические стихотворения и стихотворения в прозе;
  • над постановкой вместе с учителем работают небольшие группы учащихся;
  • на доске портреты И.С. Тургенева, рядом столик с книгами и литературой о нём, выделена зона сцены, где о Тургеневе рассказывают чтецы, декламаторы и инсценируются фрагменты из романов «Рудин»,«Отцы и дети»;
  • подобраны музыкальные произведения, сопровождающие саму постановку.

Сценарий урока-композиции

Учитель. Сегодня мы попытаемся проникнуть в мир Тургенева - человека и писателя, раскрыть его радости и огорчения, познакомиться с воспоминаниями о Тургеневе. Прислушаемся к тому, о чём говорят его современники: П.А. Кропоткин, Ги де Мопассан, П.В. Анненков, А. Фет.

Звучит одно из любимых музыкальных произведений Тургенева - «Вальс-фантазия» Глинки.

Чтец 1 (П.А. Кропоткин). Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались той простотой и отсутствием аффектации, которые свойственны лучшим русским писателям.

Чтец 2 (Ги де Мопассан). Ивана Тургенева я увидел впервые у Гюстава Флобера. Дверь отворилась. Вошёл великан. Великан с серебряной головой, как сказали бы в сказке. У него были длинные седые волосы, густые седые брови и большая седая борода, отливавшая серебром, и в этой сверкающей снежной белизне - доброе, спокойное лицо с немного крупными чертами. Тургенев был высок ростом, широкоплеч, сложения плотного, но не тучного, настоящий колосс с движениями ребёнка, робкими и осторожными.

Чтец 1 (П.А. Кропоткин). В особенности была замечательна беседа Тургенева. Он говорил, как и писал, образами. Желая развить мысль, он пояснял её какой-нибудь сценкой, переданной в такой художественной форме, как будто бы она была взята из его повести.

Чтец 2 (Ги де Мопассан). Голос Тургенева звучал очень мягко и немного вяло... Он чудесно рассказывал, сообщая самому незначительному факту художественную ценность и своеобразную занимательность, но его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

Чтец 3 (П.В. Анненков). После 1850 года гостиная Тургенева сделалась сборным местом для людей из всех классов общества. Тут встречались герои светских салонов, привлечённые его репутацией модного писателя, литературные деятели, готовившие себя в вожаков общественного мнения, знаменитые артисты и актрисы, состоявшие под неотразимым эффектом его красивой фигуры и высокого понимания искусства...

Никто не замечал меланхолического оттенка в жизни Тургенева, а между тем он был несчастным человеком в собственных глазах: ему недоставало женской любви и привязанности, которых он искал с ранних пор. Призыв и поиски идеальной женщины помогли ему создать тот Олимп, который он населил благородными женскими существами, великими в своей простоте и в своих стремлениях. Сам Тургенев страдал, что не может победить женской души и управлять ею: он мог только измучить её.

Замечательно, что настоящие и лучшие качества сердца обнаружились у него с наибольшей силой в деревне. Всякий раз, когда Тургенев отрывался от Петербурга, он успокаивался. Не перед кем было блестеть тогда, не для кого было изобретать сцены и думать о постановке их. Деревня играла в его жизни ту самую роль, которую потом исполняли частые его отлучки за границу, - она с точностью определяла, что он должен думать и делать.

Чтец 4 (А. Фет). В те времена было изобилие болотной дичи, и если мы с Тургеневым ездили в его имение Топки, то главной целью было поохотиться, а не разбирать экономические дела. На другой день нашего приезда Тургенев, предчувствуя, что к нему придут крестьяне, мучительно томился предстоящею необходимостью выйти к ним на крыльцо.

Я из окна смотрел эту сцену. Красивые и, видимо, зажиточные крестьяне окружали крыльцо, на котором стоял Тургенев. Какой-то мужик просил о прибавке земли. Не успел Иван Сергеевич пообещать землю, как подобные нужды явились у всех, и дело кончилось раздачей всей барской земли. Дядя Тургенева говорил потом: «Неужели, господа писатели, все вы такие бестолковые? Вы ездили в Топки и раздали всю землю мужикам, а теперь тот же Иван пишет мне: «Дядя, как бы продать Топки?» Что же продавать, когда вся земля осталась розданною крестьянам?»

Учитель. Общение с мужиками не прошло даром для Тургенева. Свои наблюдения он отразил в очерке «Хорь и Калиныч», опубликованном в журнале «Современник». Когда же номер журнала дошёл до читателя, все заговорили о таланте автора. Успех побудил Тургенева работать над очерками и дальше. Скоро книгу перевели на французский язык. Восторженных откликов на неё было очень много.

Чтец 5 (Ж. Санд). Какая мастерская живопись!.. Это новый мир, в которой Вы позволили нам проникнуть: ни один исторический памятник не может раскрыть Россию лучше, чем эти образы, столь хорошо Вами изученные, и этот быт, так хорошо увиденный Вами.

Учитель. Многие считают, что жизнь писателей, связанная с литературной работой, течёт спокойно, безмятежно. Это не относится к Тургеневу, у которого были сложные отношения с «собратьями по перу». Он не поладил с И.А. Гончаровым, разорвал отношения с Н.А. Некрасовым. Но один из фактов кажется самым удивительным в жизни И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Между двумя великими писателями произошла ссора, разъединившая их на долгие семнадцать лет.

Ученик 1. Ссора произошла из-за дочери Тургенева - Полины. Рождённая от «рабыни», девочка сразу оказалась не к месту. Её рано оторвали от матери. Отца она мало знала. Хотя он для неё ничего не жалел, учил, воспитывал, нанимал гувернанток - это считалось «долгом». Все заботы о ней ничем не согреты. В сущности же она ему ни к чему.

Полина маленькая стала ревновать отца к Полине Виардо. Его это раздражало. Тургенев говорил о своей дочери, что она не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы, ни собак. И вообще между ним и Полиной мало общего.

Ученик 2. Весной 1861 года в гостях у Тургенева был Толстой. Они решили съездить к Фету. В столовой между Тургеневым и Толстым разгорелся спор. А началось всё с того, что жена Фета спросила Тургенева о его дочери. Он начал расхваливать её новую гувернантку, которая заботилась о девочке и заставляла брать на дом бельё бедняков, чинить и отдавать выштопанным.

Толстой иронически спросил:

И Вы считаете это хорошим?

Конечно, это сближает благотворительницу с насущной нуждой, - ответил Тургенев.

В Толстом проснулось тяжёлое упрямство, связанное с неуважением к собеседнику.

А я считаю, что разряженная девушка, держащая на коленях грязные лохмотья, играет неискреннюю, театральную сцену.

Ученик 1. Тон его был невыносим. Любил или не любил Тургенев свою дочь - это его дело. Толстой же посмеялся над бедной Полиной, да и над отцом. Этого Тургенев не мог вынести.

После возгласа:

Я прошу Вас об этом не говорить!

И ответа Толстого:

Отчего же мне не говорить того, в чём я убеждён!

Тургенев в полном бешенстве крикнул:

Так я Вас заставлю молчать оскорблением!

Он схватился за голову руками и быстро вышел из комнаты, но через секунду вернулся и извинился перед хозяйкой.

Ученик 2. Два лучших русских писателя рассорились на семнадцать лет, обменялись оскорбительными письмами, дело чуть не дошло до дуэли... Из-за чего? Полина встала между ними. Тургенев внешне оказался не прав, но внутренняя его позиция гораздо лучше - он вскипел, сказал ненужное и извинился. Не вызывал сочувствия Толстой. Он предлагал Тургеневу дуэль «на ружьях», чтобы она кончилась непременно как следует. Но Тургенев был согласен на дуэль только на европейских условиях. Тогда Толстой написал ему грубое письмо, а в дневнике отметил: «Он подлец совершенный, но я думаю, что со временем не выдержу и прощу его».

Учитель. Вот такая странная история произошла. Оба писателя тяжело переживали, сожалели о случившемся...

Тургенев пробовал свои силы в разных жанрах. Он написал пьесы «Нахлебник»,«Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне».

Молодая актриса Савина поставила в свой бенефис «Месяц в деревне». Спектакль шёл с огромным успехом. «Савина торжествовала. Пьесу открыла она. Тургенева в публику она выводила: отблеск его славы падал и на неё».

Чтец 6 (М.Г. Савина). Пьесу сыграли - и она произвела фурор. Скоро писатель приехал в Россию и был встречен восторженно. Меня пригласили к Ивану Сергееву.

Мною овладело такое волнение, что я почти решилась не ехать. Помню, чем-то тёплым, милым, родным повеяло от всей богатырской фигуры Тургенева. Это был такой симпатичный, элегантный «дедушка», что я сразу освоилась и заговорила как с обычным смертным.

Мне шёл двадцать пятый год, о моей «миловидности» я так часто слышала, что сама в ней убедилась, но услыхать слово «умница» от Тургенева!- это было счастье. Я ничего не сказала о его сочинениях! Эта мысль совершенно отравила всё впечатление. Через час явился приятель Тургенева и рассказал, что Тургеневу особенно понравилось, что я не упомянула о его сочинениях. «Это так банально и так надоело».

Звучит соната для фортепьяно Бетховена.

Учитель. Поэтическое творчество Тургенева мало известно. А между тем писатель начал литературную деятельность именно с лирических произведений. Сам автор очень сдержанно отзывался о своих стихах, считая, что не обладает даром поэта. Но стихи не оставляли равнодушными его современников. Даже Фет однажды сказал, что он «восхищался стихами... Тургенева». Восторг перед природой, тонкое понимание её сути, ощущение её тайны - всё это можно найти в стихотворении «Осень».

Чтец 7. Стихотворение «Осень».

Как грустный взгляд люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу -
На небо белое гляжу
Да на верхушки тёмных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? Какие
Меня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и тёмных
Нетерпеливо прошумит.

Учитель. Летом 1855 года в Спасском Тургенев закончил роман «Рудин», по словам Бориса Зайцева, «вещь в некотором смысле дебютную и блестящую». Тургенев очень много своего вложил в главного героя - Рудина. Роман, как полагается, читали приятели, советовали, хвалили, «указывали на недостатки». Сейчас вы увидите небольшую сцену из этого романа: объяснение Натальи Ласунской и Рудина.

Звучит соната-фантазия Моцарта.

Учитель. Накопленные наблюдения и мысли, пережитые радости и страдания писатель на склоне лет выразил в цикле стихотворений в прозе. В русской литературе они остались непревзойдёнными образцами поэтических миниатюр.

Стихотворения Тургенева с помощью Полины Виардо были переведены на европейские языки. Писатель не ожидал, что читатели их воспримут с интересом и сочувствием. Отдельные произведения были положены на музыку.

Название стихотворения в прозе «Мы ещё повоюем!» вызывает радостное, бодрое чувство. Сразу представляешь добрую улыбку человека, которому дорого всё живое, чувствуешь шутливую ласку в его словах о воробушке: «Завоеватель - и полно!».

Чтец 8. Стихотворение в прозе «Мы ещё повоюем!».

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову... Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через неё, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолочённая ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель - и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся - и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб...
- Мы ещё повоюем, чёрт возьми!

Учитель. Необычное явление представляют собой стихотворения в прозе в жанровом отношении. Лиризм, краткость, эмоциональность повествования сближают их с лирической поэзией. Однако в отличие от лирики переживания чувства выражаются в прозаической форме. В стихотворении «Враг и друг» решаются нравственно-этические проблемы - враждебные и дружеские отношения между людьми, ответственность за жизнь другого человека.

Чтец 9. Стихотворение в прозе «Враг и друг».

Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать... За ним по пятам мчалась погоня.
Он бежал изо всех сил... Преследователи начинали отставать.
Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая - но глубокая река... А он не умеет плавать!
С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу... Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.
Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:
- Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью - и ты неизбежно погибнешь!
- Но ведь другой переправы нет... а погоню слышишь? - отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.
- Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! - возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны - и утонул.
Враг засмеялся самодовольно - и пошёл прочь; а друг присел на бережку - и начал горько плакать о своем бедном... бедном друге!
Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал... ни на миг.
- Не послушался меня! Не послушался! - шептал он уныло.
- А впрочем! - промолвил он наконец. - Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!
- А всё-таки жалко, по человечеству!
И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

Учитель. В творчестве Тургенева роман «Отцы и дети» занимает особое место. Этот роман вызвал множество различных мнений, высказываний. Слово «нигилист» сразу было подхвачено тысячами голосов. Автор произведения испытал тягостные впечатления. Он замечал «холодность, доходившую до негодования», во многих близких людях, получал поздравления от врагов. Трудно представить, что происходило в душе автора. Но он объяснился с читателями в статье «По поводу «Отцов и детей», заметив, что «составилась довольно любопытная коллекция писем и прочих документов». Посмотрите сцену объяснения Базарова в любви из романа «Отцы и дети».

Звучит «Мелодия» Дворжака.

Учитель. Всю свою жизнь Тургенев стремился к счастью, ловил любовь и не догнал. Как мы знаем, любовь к Полине Виардо не принесла ему счастья.

Чтец 10. Последнее лето в Буживале было ужасно и для Тургенева, и для Полины Виардо, ухаживавшей за ним. А в смертный час, когда он никого уже почти не узнавал, той же Полине сказал:

Вот царица из цариц!

Так он превознёс Полину Виардо, единственную женщину, которую любил всю свою жизнь.

Умер Тургенев 22 августа 1833 года. На его лице не осталось следов страданий, но кроме красоты, по-новому в нём выступившей, удивляло выражение того, чего при жизни не хватало: воли, силы...

Прошло некоторое время, и Полина Виардо в одном из писем Людвигу Питчу написала, что ушёл из жизни человек, который составлял для неё целый мир. Образовалась пустота вокруг, и никто и никогда не сможет её заполнить: «Только теперь я поняла, что значил для меня этот человек».

Звучит ноктюрн Ф. Шопена.

Литература

1. Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева / Далёкое. - М., 1991.

2. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Коммент.: Кн. для учителя. - М., 1991.

3. Русская литература: 10 кл. Хрестоматия ист.-лит. материалов (Составители И.Е. Каплан, М.Г. Пинаев). - М., 1993.

4. Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания. - М., 1987.

5. Шестакова Л.Л. Поэтическое наследие И.С. Тургенева. Триптих «Вариации» / Русский язык в школе. - 1993. - № 2.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...