Илья Муромец: Богатырь силы и духа. Биография ильи муромца


Богатырь Илья Муромец является, пожалуй, одним из самых популярных героев русского эпоса. Причём этого персонажа прекрасно знают абсолютно все поколения. Этому отчасти способствовало и создание современной серии российских мультфильмов, рассказывающих о ратных подвигах Ильи Муромца.

В 1643 году он был причислен к лику святых, а его чудотворные мощи находятся в Киево-Печерской лавре. Но точных сведений о жизни Ильи Муромца сохранилось крайне мало. Все помнят легенду о том, что он родился в крестьянской семье и до 30 лет не мог ходить. В народных сказаниях даже иногда встречалось имя его отца - крестьянина Ивана Тимофеевича - и информация о том, что якобы недуг мальчика стал наказанием за поведение его деда - он был язычником, не признавал христианство и однажды разрубил икону.

А чудесное исцеление случилось, когда в дом пришли "калики перехожие" - странники, поющие духовные стихи и былины. Они попросили мальчика поднести воды, но он сказал, что не сможет этого сделать, так как не умеет ходить. После повторных просьб странников он внезапно почувствовал силы и впервые встал на ноги.

Родился Илья, предположительно, между 1150 и 1165 годами. Местом рождения называют село Карачарово, расположенное близ Мурома. Ещё в ХVII веке в Муроме появилась Ильинская улица и другие, названия которых так или иначе были связаны с подвигами богатыря. А рядом с селом Карачарово в том же веке воздвигли Ильинский храм со святым колодцем Илии Муромца, разрушенный в 1930-е годы.

В XIX веке была историческая школа по изучению былин, они пытались под каждого исторического героя подобрать в летописи подходящего персонажа, - отметил Королёв. - Так, Добрыня Никитич - это дядя князя Владимира, Алёша Попович - ростовский боярин. А под Илью никого не нашли, и единственной зацепкой было прозвище, потому что в ранних вариантах он называется не Муромец, а Моровьянин, поэтому начался поиск - Муров, Моров. Существовал древнерусский город Моровийск, вот за него и попытались зацепиться.

Но это фантазия украинской стороны - она порождена желанием затащить всё на свою территорию. Это национальный комплекс небольшого народа, который пытается увеличить значимость собственной истории. Одна из их идей: любого исторического, культурного и литературного персонажа, который побывал в Малороссии или родился там, сделать украинцем. Вообще, в XIX веке понятия украинца не существовало. Что касается Ильи Муромца - это ещё одна попытка сделать себе знатного земляка, оторвать его от России

историк Александр Королёв

Одно из древнейших письменных упоминаний об Илье Муромце как русском богатыре относится к 1574 году, однако ещё в начале ХIII века в древнегерманском эпосе был герой Илия Русский, в связи с которым упоминались Смоленск, Киев, Полоцк. В конце XVI века оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский использовал образ Ильи в письме к Троицкому кастеляну Остафию Воловичу. Он жаловался на то, что терпит нужду, и сравнивал себя с русскими богатырями - в том числе с Ильёй Муромцем, - к которым также зачастую пренебрежительно относились до тех пор, пока не требовалась их помощь.

В русском эпосе первые подвиги Ильи Муромца были связаны с работой землепашца: он расчищал землю от огромных корней и камней, помогая людям возделывать её и получать урожай.

После он собирается отправиться в путь, чтобы совершать другие подвиги. Но прежде просит благословения родителей. Этот сюжет очень распространён в русских былинах - многие сказы об Илье Муромце начинаются именно с эпизода благословения родителей, а иногда ему посвящены и отдельные былины.

Одна из подобных былин, записанная в 1903 году в станице Клетской (нынешняя Волгоградская область), приведена в сборнике Листопадова "Песни донских казаков".

Как сказано в былинах, Илья Муромец отправился в Киев. Он, возглавив других богатырей, сражался с врагами Руси, защищая её границы. Например, в летописях сказано, что русские богатыри, в частности, вытеснили половцев за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

В одной из былин говорится, что после ратных подвигов богатыри вернулись в Киев, где они разошлись по монастырям и стали монахами. В их числе был и Илья Муромец, принявший постриг в Печерском монастыре. В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - Чоботок, то есть "сапожок". Согласно преданию, однажды в монастырь пришли враги, а Илья в тот момент обувался. Он успел надеть лишь один сапог, а вторым стал обороняться. В итоге этим сапогом он и разогнал врагов.

Точные обстоятельства смерти богатыря также трудно установить. По одной из версий, он был ранен острым орудием в грудь во время боя. Считается, что он скончался около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Судя по дошедшим письменным свидетельствам, сначала мощи Ильи Муромца были захоронены в храме Святой Софии в Киеве, но со временем их перенесли в Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской лавры.

По мнению историка Александра Королёва, Илья Муромец - это былинный персонаж, а о его могиле заговорили только в начале XVII века.

В основе моей книги история литературного образа, но с учётом того, что у этого образа есть прототипы, это симбиоз многих людей, которые оказывали какое-то воздействие на протяжении столетий на этот образ. Есть материальные вещи, например могила в Киево-Печерской лавре - на ней указание, что инок был родом из Карачарова. На самом деле, в общем-то, это литературный персонаж, но в его основе лежат истории о многих героях, - отметил Королёв. - Что касается могилы в Киеве - это поздняя инновация, и до начала XVII века эту могилу указывали как захоронение другого человека. Потом в Великороссию пришла популярность Ильи Муромца, и, чтобы привлечь внимание к лавре, вот такая работа была проведена. Всё очень условно.

Несмотря на то что достоверность многих сказаний не доказана, Илья Муромец стал настоящим национальным героем. Его почитают как покровителя русского воинства, с особым трепетом к нему относятся казаки.

Здесь, на Дону, на южной окраине рус­ского государства, в постоянной, тревожной борьбе с враждебными на­родами идеалом мужества, смелости и предприимчивости для казака - защитника родины и её границ являлись богатыри: Добрыня-Дончак, Илья Муромец ("старый казак"), Дюк Степанович, Васюшка Буслаевич. А за ними казацкие богатыри - Степан Разин, Емельян Пугачёв, Некрасов, Булавин, Ермак Тимофеевич, Иван Матвеевич Краснощёков. Значительная часть былин долго сохранялась в памяти казаков и дошла до наших дней; большинство же, нужно полагать, бесследно исчезло, забытое и утерянное, без надежды на восстановление, - писал Листопадов в предисловии к сборнику "Песни донских казаков".

В его книге собраны десятки былин, где упоминается Илья Муромец. Например, в 1908 году он записал б ылину "Ай да как во славном было во городе" в станице Распопинской, где упоминается Киев.

Похожий текст про речку Смородинку бытовал в начале XX века в станице Марьянской, но там упоминается и Киев, и село Карачарово. В 1911 году Листопадов в Марьянской записал былину про богатыря, которая начиналась словами:

По словам Александра Королёва, Украина, в отличие от России, не может похвастаться столь богатым фольклорным наследием, связанным с Ильёй Муромцем, и это, по его мнению, только подтверждает безосновательность заявлений о черниговском происхождении богатыря.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ильи Муромца

Один из наиболее часто упоминаемых в древнерусских былинах и легендах героев Илья Муромец жил в XI веке. Именно к этому периоду относились сведения в первых письменных свидетельствах об его существовании. Современные научные исследования считали, что под этим именем скрывался Илья Чеботок, святой, мощи которого хранились в Киево-Печерской лавре.

Детские и юношеские годы

Предположительный год рождения богатыря − 1063-й. О месте рождения до недавних пор существовали лишь предположения. Наиболее популярными из них является то, что былинный герой родился в селе Карачарово неподалеку от Мурома, либо в Карачеве около Моровийска. Второй вариант многим казался более близким к истине из-за географического положения находящегося на месте этого населенного пункта села Моровск. Оно располагается рядом с дорогой из Чернигова в Киев. Кроме того, местный народный эпос содержал примерно те же сведения, что и письменные источники об Илие Печерском, мощи которого были использованы для формирования современных представлений об Илье Муромце. Также в них говорилось о родителях − отце Иване Тимофеевиче и матери Ефросинье Яковлевне.

Согласно представлениям о богатыре, былинный герой был ростом 1 метр 77 сантиметров с очень большой мышечной массой. Ее присутствие определили по характерным наростам на костях. Рентген останков выявил наличие акромегалии и спондилоартроза. Первое вызывает непропорциональный рост внутренних органов и костей, а второе − нарушает работу опорно-двигательного аппарата. Это подтвердило правдивость сведений в письменных источниках, относящихся к Средним векам. В них описывалась внешность былинного богатыря, где помимо высокого для тех времен роста отмечались большие конечности. Кроме того, спондилоартроз поддавался лечению даже в те времена точно таким же способом, как и сегодня – для этого нужен был всего лишь хороший мануальный терапевт. Представители именно этой профессии, скорей всего, поставили богатыря на ноги. В древнерусских писаниях упоминалось о посещении странниками – «каликами». Это были костоправы, которые вылечили 30-летнего Илью.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Карьера воина

В 30-летнем возрасте, излечившись от болезни, он поступил в черниговскую княжескую дружину, приняв участие в защите Чернигова. Получив боевой опыт, он отправился в Киев. Его взяли в дружину, если верить летописям, после того, как он смог сдвинуть с места «камень неподвижный». В составе дружины он совершил свой самый известный подвиг.

Речь идет о бое с Соловьем-разбойником. В середине XII века торговля Киева с другими городами была нарушена из-за постоянных нападений половцев на караваны. Это заставляло направлять их другими дорогами, которые увеличивали путь, чуть ли, не вдвое − до «цельна тысяча», если верить древнерусским письменам. Занимавший в то время престол князь Мстислав приказал организовать охрану торговых караванов, обязанности которой, скорей всего, были возложены на Илью Муромца. Его победа оказалась настолько значима, что память о ней просуществовала, вплоть до наших дней.

Монастырь

После ранения Илья больше не мог состоять на службе в дружине. В одном из боев он получил перелом двух ребер и ключицы. Все травмы были с правой стороны, а их характер свидетельствовал о том, что удары были нанесены боевой палицей. В результате богатырь бы вынужден уйти в монастырь, где он прожил вплоть до своей смерти, ориентировочно в 1118 году. Причем, она не была естественной. Об этом говорилось в летописи от 1638 года монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского. Он указывал дату его кончины, как «за четыреста пятьдесят лет до того». Согласно современным исследованиям, к этому сроку следовало добавить еще полвека. Не исключена ошибка со стороны автора, работавшего с плохо сохранившимися надгробными плитами. Другие источники свидетельствовали о частых нападениях половцев на Киев в конце XI, а не в первой четверти XII века. В их отражениях принимала участие не только княжеская дружина, но и гражданское население, включая монахов. Это объяснило наличие на теле героя колотой раны в области сердца. Его смерть не была естественной. Скорей всего, он скончался от нее в течение нескольких минут в возрасте от 40 до 55 лет.


28 мая - День пограничника, отмечаемый одновременно в России, Белоруссии и на Украине. В этот день давайте вспомним святого покровителя пограничных войск - Илью Муромца, одинаково почитаемого братскими народами, составляющими Святую Русь.

Имя Ильи Муромца не фигурирует в летописях и других документах соответствующей эпохи. Но мощи богатыря, сохраняемые в Киево-Печерской обители, свидетельствуют, что это был не мифический, а вполне реальный персонаж истории, живший в XI-XII веках.

Возглавил непобедимую дружину защитников Руси Илья Муромец - герой сказаний, созданных по следам эпохи Владимира Мономаха. Вторым по рангу стал Добрыня Никитич; его реальным прообразом был знаменитый воевода Добрыня, дядя князя Владимира Святославича Красное Солнышко. Почётное третье место занял Алёша Попович.

Слава Ильи Муромца ещё в древние времена вышла за рубежи Русской земли - он упомянут в произведениях германо-скандинавской эпики, записанных не позднее XIII века. А на Руси он был так же знаменит, как Роланд в странах Западной Европы.

Второразрядного вассала Карла Великого обессмертила «Песнь о Роланде», созданная гениальным западноевропейским поэтом, которого, возможно, звали Турольд.

Воина Илью из Мурома прославило поэтическое сказание, созданное безвестным гением Древней Руси. Это сказание, в отличие от «Песни о Роланде», не было записано в первозданном виде и сохранялось в традиции устного пересказа. Содержание шедевра древнерусской словесности, а также некоторые элементы его художественного оформления дошли до нас в цикле былин, огрублённых по стилю и языку крестьянской средой, где они бытовали до первых записей, осуществлённых лишь в XIX веке.

Рассматривая в таком свете былинные тексты, можно выделить в них исходную сюжетную линию, выстроенную по фактам подлинной биографии Ильи Муромца.

Хронологические рамки биографии Ильи Муромца

Согласно мнению, доминирующему в научной среде, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху - одному из самых выдающихся государей киевской эпохи.

Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности (данный факт косвенно подтвердила экспертиза мощей, проводившаяся в 1988 году). Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.

Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году. К такому утверждению подводит анализ былинных текстов в сопоставлении с летописной военно-политической хроникой (соответствующие выкладки частично представлены ниже). Следовательно, вероятный год рождения Ильи Муромца - 1063.

Экспертиза 1988 года установила, что знаменитый богатырь мог прожить от 40 до 55 лет.

В 1638 году монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский указал, что Илья Муромец скончался «за 450 лет до того времени», то есть в 1188 году. Эту датировку принять невозможно, так как она выводит годы жизни Ильи за пределы эпохи Мономаха, скончавшегося в 1125 году. Однако учёный монах не мог год смерти прославленного богатыря измыслить по своей прихоти. Афанасий, скорее всего, руководствовался какой-то записью, хранившейся тогда в документах монастыря, или надписью у надгробья Ильи.

Год 1188 от Р.Х. соответствует 6696 году «от сотворения мира». В древнерусской цифровой системе это последнее четырёхзначное число могло выглядеть примерно так:

S X Y S
/

Можно предположить, что увиденная Кальнофойским конфигурация цифр была слегка повреждена. Знак «червь» (Y), обозначавший число 90, мог появиться вместо знака «како» (К) - 20. Одна нижняя палочка стёрлась, и вместо К появилось некое подобие Y. На самом же деле год смерти Ильи был, вероятно, означен следующим образом:

S X К S
/

Отображая эту цифровую комбинацию в современной десятичной системе, получаем 6626 год «от сотворения мира», 1118 год от Р.Х.

Следовательно, Илья Муромец, родившийся в 1063 году, прожил 55 лет, что вполне согласуется с данными экспертизы 1988 года.

Эпизоды боевой карьеры

Как известно, Илья Муромец родился в селе Карачарове в крестьянской семье. Поэтому его желание стать профессиональным защитником отечества не могло осуществиться запросто, даже при наличии богатырской силы.

Войско той поры было ополчением, собиравшимся на период боевых действий, а затем распускавшимся по домам. Профессиональными воинами были лишь княжеские дружинники, обладавшие высоким социальным статусом. Для того чтобы «мужик-деревенщина» оказался в рядах дружинной корпорации, требовались особые обстоятельства. И такие обстоятельства возникли в 1093 году.

Тогда умер великий князь киевский Всеволод, и его сын Владимир Мономах добровольно уступил великое княжение двоюродному брату Святополку Изяславичу, а себе взял в удел Чернигов. Вскоре после этого кузены-князья выступили против половцев, но потерпели жестокое поражение на реке Стугне. Мономах вернулся в Чернигов, где стал срочно собирать новое войско.

На первую свою войну добрый молодец Илья отправился, надо полагать, не в одиночку, а в составе воинского контингента, выступившего на помощь Мономаху из Мурома, который в ту пору входил в состав Черниговского княжества.

«У того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно… Он как стал-то эту силу великую, стал конём топтать да стал копьём колоть…» Вражеской силой, с которой бился Илья, были половцы, которых привёл русский князь Олег Святославич, опаснейший враг Мономаха и Святополка (при этом - их двоюродный брат). Олег требовал себе Черниговское княжение, которое некогда принадлежало его отцу по завещанию Ярослава Мудрого.

Бои продолжались 8 дней, после чего Мономах уступил город врагу-родственнику, не желая продолжать междоусобную войну в то время, когда половцы терзали русские земли.

Новому князю присягнули черниговские бояре и воины, присягнули муромцы, но Илья не последовал общему примеру.

Владимир Мономах отправился в Переяславль с семьёй и дружиной, в которой осталось не более 100 воинов. Достойное место в этой отборной дружине занял воин Илья - простолюдин из города Мурома.

Святополк и Мономах заключили мир с половецкими ханами, но это не принесло спокойствия Русской земле. Степные орды без опасения кочевали у самых рубежей Руси, пограничный люд стонал от их насилий.

В 1094 году к стенам Переяславля заявился половецкий хан Итларь (Идолище, как его именуют былины) со своей ордой, как бы в гости к «русским друзьям». Мономаху пришлось пригласить Итларя в город. При этом безопасность хана должен был гарантировать юный сын русского князя Святослав, отданный в заложники половцам.

Хан, принятый в городе с почётом, держался надменно, как победитель среди побеждённого народа. Его поведение унижало князя на глазах сограждан. Бояре советовали разделаться с пришельцами, и после некоторых колебаний Мономах согласился. Княжеские дружинники и наёмные торки напали ночью на половецкий стан и освободили Святослава, перебив его охранников. А утром был убит и хан Итларь.

В летописном рассказе о тех событиях отсутствуют немаловажные детали, которые можно восстановить по былинным сюжетам. Замыслив план нападения на половецкий стан, Мономах должен был подумать о защите Святослава. Обязанность телохранителя, по всей видимости, принял на себя Илья Муромец. Он проник в половецкий стан в обличье «калики перехожего» - нищего богомольца, хромая и опираясь на клюку. Половцы допустили его к Святославу: пусть убогий пришелец развлекает скучающего княжича. В решающий момент ночной схватки Илья закрыл собой княжеского сына от приставленных к нему стражей. Инвалидная клюка в деснице богатыря стала грозным оружием, а на пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то из половцев.

После расправы с Итларем вновь разгорелась война, в ходе которой Мономаху удалось объединить большинство русских княжеств в единый союз.

Войска русских князей отбили натиск половцев и совершили ряд глубоких рейдов по вражеской территории, смирив степных хищников, которым пришлось отказаться от набегов на Русь.

Илья Муромец участвовал во многих боях и походах, но не выслужил «хлеба мягкого» - высоких и комфортных должностей. А потому и не попал в летописи.

Но и рядовым воином богатырь не остался. Его назначили командиром станицы - небольшого отряда, дислоцированного на одной из пограничных застав. Станичники следили за степью, отражали набеги малых половецких ватаг. В больших походах станица Ильи Муромца исполняла функции разведки, добывала языков, уничтожала вражеские сторожевые посты. Это был настоящий пограничный спецназ, действия которого ощутимо способствовали триумфам русского воинства во времена Мономаха.

Бунтовщик по долгу службы и велению души

Двадцать лет Илья Муромец верой-правдой служил Владимиру Мономаху, который постепенно прибирал власть над Русью, формально оставаясь скромным удельным князем.

В 1113 году Святополк Изяславич умер и для фактического лидера страны открылась возможность стать великим князем. Но киевские вельможи во главе с тысяцким Путятой выдвинули Мономаху условия, с которыми тот не мог согласиться.

Чтобы избавиться от Путяты и его сподвижников, Мономах постарался привлечь на свою сторону горожан среднего достатка, недовольных боярским правлением, а более всего - лихоимством ростовщиков (которым покровительствовал покойный Святополк). Претендент на великое княжение негласно обещал облегчить жизнь почтенным горожанам, если они соберут вече и потребуют отставки тысяцкого. Эта акция требовала силовой поддержки, и переславский князь отрядил в Киев толковых воинов. В их числе оказался Илья Муромец. Он, как истинный выходец из народа, рад был постоять за народное дело.

А дело это обернулось немалыми неприятностями.

Когда среднезажиточные граждане вышли на улицы, к ним присоединилась городская чернь, и вместо благопристойного веча получился бунт. Толпа бесчинствовала на улицах, наводя страх на вельмож и духовенство. Илья в беспорядках активно участвовал, буянил сам и других подстрекал.

Бояре кинулись к Мономаху, умоляя его о защите. И, как только новый великий князь появился в Киеве, беспорядки сами собой прекратились.

Вступление в ангельский полк

Исполняя в Киеве специальное задание своего начальства, Илья Муромец переусердствовал и серьёзно навредил Мономаху, старавшемуся выглядеть в глазах общества строгим блюстителем законности. Князь разгневался и приговорил Илью к трём годам тюремного заключения.

Время смягчает дикие нравы, но вряд ли суть отношений между элитой и смердами слишком изменилась после того, как в 988 году Владимир крестил Русь (его языческий пантеон простоял всего восемь лет). Просто на смену богу князя и дружины Перуну пришёл Георгий Победоносец. Сын Владимира Ярослав (Мудрый) принял при крещении имя Георгий (Юрий) и начал метить этим именем пространство.

Богатырь не мог признать такой приговор справедливым. Выйдя из темницы, он решил служить не князьям, а Богу, принял иноческий сан в Киево-Печерской обители, где провёл остаток своей жизни (примерно с 1116-го по 1118 год).

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 году: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев, кроме глубокой округлой раны на левой руке имелось такое же значительное повреждение в левой области груди.

Таким образом, монастырская жизнь Ильи не завершилась мирным упокоением. Он был убит в рукопашной схватке, в которую вступил, по всей видимости, без оружия. Левая рука опытного бойца отреагировала на выпад копьём и пыталась отбить удар. Но в этой руке не было щита, и смертоносное оружие пронзило её, и незащищённое тело до самого сердца.

Последний бой Ильи Муромца происходил поблизости от монастыря или даже в его стенах. Тело, ещё не тронутое процессом разложения, сразу же после боя погребли в монастырском подземном некрополе, где оно подверглось естественному мумифицированию, и в таком виде сохранялось как минимум до начала XVIII века. Позднее мумия всё же истлела.

Киево-Печерская обитель в XII веке славилась богатствами, привлекавшими грабительские шайки разного рода. С одной из таких шаек и столкнулся, по всей видимости, прославленный богатырь.

Посмертная служба Ильи Муромца

Популярное сказание об Илье Муромце возникло примерно в тридцатых-сороковых годах XII века, по горячим следам драматической эпохи Владимира Мономаха. Но в силу причин политического характера (их анализ выходит за рамки данной статьи) автор сказания перенёс действие в отдалённое прошлое, во времена Владимира Красное Солнышко. При этом к реальным подвигам Ильи добавились переработанные сюжеты из языческой мифологии, включая красочный рассказ о победе Ильи над Соловьём-разбойником.

Непобедимый воин Илья не мог закончить жизнь столь жалким образом, как это произошло в действительности. Автор уготовил своему герою иную участь: выйдя из заключения, Илья совершил новые подвиги. Он победил несметные полчища царя Калина и стал преемником великого Святогора - древнего защитника славянских земель.

Яркое, образное повествование об Илье Муромце завоевало на Руси огромную популярность и передавалось от одного поколения сказителей к другому.

Былинные повествования об Илье оказались актуальным идеологическим материалом в XIV веке, накануне первых побед Московской Руси над ханами Золотой Орды. Сказители той поры внесли посильный вклад в общенародное дело: взяв за основу старинные шедевры поэтического творчества, они создали коллективный образ непобедимой богатырской дружины во главе с Ильёй Муромцем как пример для современников, ещё вынужденных мириться с ордынским игом.

В XVI-XVII веках повышенный интерес к преданиям об Илье Муромце проявился на Украине, где поднималось народное движение за освобождение от польского господства.

В 1643 году Илья Муромец был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Это произошло за пять лет до выступления Богдана Хмельницкого, итогом которого стало объединение Киева и Левобережной Украины с единоверной, братской Россией.

P.S.: Более полный и подробный вариант моего исследования об Илье Муромце читайте в интернет-журнале Перемены, .



С глубокой древности и до наших дней историки спорят, кем был Илья Муромец, мощный былинный богатырь, сильный, справедливый и добрый. Многие долгое время не верили в его существование, считая его вымышленным персонажем. Однако наука доказала, что такой человек вполне мог родиться в деревеньке, под названием Карачаево, что теперь является одним из районов города Мурома. Кто же стал прообразом сказочного персонажа, который одержал множество побед и почил в бозе в свое время? Кому принадлежит право считаться его потомком и где искать сведения о жизни и смерти великого воина?

Илья Муромец: восхождение легенды

По одной из версий, которую трудно принимать всерьез, Илья Муромец – это старинный русский силач. На самом деле его звали Чобитько или Чоботок, что можно ассоциировать с древнерусским словом «сапог». Говорят, что в одном из сражений, крепкий молодой мужчина перебил всех врагов при помощи обычного сапога, за что и получил столь характерное прозвище. Совершив множество подвигов, в одной из битв он был сильно ранен, после чего принял постриг у монахов в Феодосиевой обители.

Интересно

Согласно легенде, сын обычного крестьянина, что до тридцати трех лет явно страдал от паралича нижней части тела, однажды вдруг выздоравливает. Вылечили загадочного Муромца, пришедшие просить помощи волхвы. В древних летописях Илья сражается с татарами, жидовином, Соловьем-разбойником, идолищем, после чего превращается в камень.

Первые сведения о том, кто такой Илья Муромец, можно отыскать в текстах знаменитого смоленского воеводы и оршанского старосты, Филона Кмита-Чернобыльского, имевшего собственное имение под Киевом, пожалованное литовским князем Сигизмундом II Августом. В летописи шестнадцатого века народного мстителя называют Ильей Муравлениными. Австрийский дипломат Эрих Лясота именует богатыря Моровлиным. В семнадцатом веке возникают такие имена, как Мурович и Муровец. Однако чаще всего былинного рыцаря связывают все же с Илией Печерским, по прозвищу Чоботок.

Откуда мы знаем о богатыре

Считается, что староста Филон Чернобыльский оказался первым человеком, который упоминает Илью Муравленина, защитника земель русских в 1574 году. Среди киевских былин и сказаний того времени тоже можно отметить, что он серьезно «засветился», причем вовсе не случайно. Множество текстов рассказывает о его героических походах и подвигах.

  • «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
  • «Бой Ильи Муромца с Жидовином».
  • «Илья Муромец и Идолище Поганое».
  • «Илья Муромец и Тугарин».
  • «Святогор и Илья Муромец».
  • «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром».
  • «Поединок Добрыни Никитича с Ильей Муромцем».
  • «Три поездки Ильи Муромца».
  • «Илья Муромец, Ермак и Калин-царь».
  • «Камское побоище».

Знаменитый советский историк и филолог Сергей Николаевич Азбелев собрал все упоминания богатыря в древних писаниях. Ему удалось насчитать ровно пятьдесят три былины, в которых имеется лишь упоминание о герое, а также пятнадцать, в которых все сказание ведется о нем, то он является ключевым персонажем. Причем на фоне основных сочинений, имеется еще и сотня или две устных пересказов героических сюжетов похождений силача и борца за справедливость для своего народа.

Слава, гремящая за рубежом

Широким распространением информация об Илье Муромце за пределами родного края не отличилась. Вне Олонецкой, а также Архангельской губернии, а вкупе с ними еще и Сибири, Илюша упоминается лишь в некоторых былинах. Но даже отыскав легенды о его похождениях, можно обнаружить, что там не имеется совершенно никакой привязки к Киеву или великому князю Владимиру. Нет также и украинских былин, где бы нечто подобное упоминалось.

Муромца во всех исторических сводках того времени постоянно ассоциируют с Ильей-пророком, при этом прямая связь с Владимиром в них совершенно не прослеживается. Скорее всего, в более поздних сказаниях и легендах слава невероятно сильного бойца наслоилась на новых персонажей, смешалась с их историей и жизнью. Зато в тринадцатом веке, среди немецких эпических поэм можно отыскать упоминание Ильи Русского (Ilias von Riuzen).

Там он представлен, как принадлежащий к княжескому высокому роду рыцарь, а встречается его имя в сагах подобного рода тех времен повсеместно. Но это еще не все. В 1250 году в Норвегии было написано сочинение «Вилькина» или же «Тидрек». Именно там упоминается, будто у русского князя Гертнита, от законной супруги имелось два сыночка Вальдемар (Владимир) и Озантрикс. Был у него и третий, незаконнорожденный мальчик Илиас, сын от половецкой девушки-наложницы. Получается, что богатырь приходился родным братом по отцу киевскому князю Мономаху? История оставляет больше вопросов, чем ответов.

Краткая былинная биография

Согласно древним летописям, крепким и ладным, способным на любой подвиг, богатырь Илюша стал только после тридцати лет. До этого у явно прослеживалась какая-то проблема с ногами, так как не было в них «хождения». В некоторых текстах говорится, будто молодец не владел ни руками, ни ногами, то есть лежал обездвиженный на печи, дожидаясь, пока ему все поднесут. Многие историки думают, что это было некое генетическое заболевание, вызванное, возможно, и нестандартными габаритами силача.

Однажды он, как обычно, сидел на своей печи, когда в ворота постучали. Только встав и отперев ворота, парень понял, что может ходить. С того самого момента жизнь молодого человека кардинально поменялась. От того места, где жил Илья Муромец, ему пришлось отправляться на поиски легендарного Святогора, а также на поиски специальной экипировки и оружия (меч-кладенец). Если опираться на немецкие саги, он побывал и в Германии, где сильно тосковал по Родине и семье.

Классические варианты былин, какими их знаем, записаны были уже спустя длительное время, после вышеозначенных событий. Только в конце девятнадцатого века на русский Север и в Сибирь были отправлены этнологические экспедиции. Именно тогда и были впервые задокументировано большинство устных сказаний.

Как и когда жил Илья Муромец: старец Печерский или Илейко Муравлев

Ни были, ни сказания или летописи, не дают четкого ответа на вопрос, когда родился Илья Муромец и каковы годы его жизни. Это и неудивительно, ведь в них можно отследить ассоциации с разными людьми. Первым и более приближенным к правде прототипом видится Илия Печерский, инок и силач, носивший в миру прозвище Чоботок. Если брать его за основу, тогда проживать в стольном граде Киеве он мог в двенадцатом веке, а умер и был похоронен в Киево-Печерской лавре в 1188 году. Имя этого лица не упоминается нигде, известно только, что постриг он принимал, как Илья.

Стоит узнать

В конце двадцатого века многие историки и исследователи желали выяснить, кто же похоронен под надгробной плитой, рядом со Столыпиным в Ближних Пещерах. Проведя тщательный анализ, ученые выяснили, что в гробнице лежит мужчина среднего возраста и достаточно крепкого телосложения. Смерть его наступила от ранения в сердце, а в раннем возрасте он вполне мог страдать от паралича нижней части тела.

Есть и более поздние привязки к историческим событиям. К примеру, упоминавшийся выше Илейко Муромец, живший уже в шестнадцатом и семнадцатом веке. Настоящее имя этого персонажа Илья Коровин. Он объявил себя царем Петром в опасные Смутные времена, за что и был казнен в 1607-ом. Ни о дате рождения, ни о месте этого доскональных сведений нет. Известно только, что в казачьем отряде Ивана Хворостинин служил некий «старыя казак» по имени Илейко Муравленин.

Более вероятно, если опираться на те же летописи и другие рукописные тексты тех времен, что жил наш персонаж при Владимире Мономахе и приехал к нему в стольный град Киев в конце одиннадцатого или начале двенадцатого века. Известно также, что некоторые историки считают, что фамилии Илюшины и Гущины, пошли с тех самых знаменательных времен.

Были-небыли или небылицы о былинном богатыре

В советские времена часть информации о многих событиях древности просто замалчивалась, ввиду антирелигиозной политики страны в целом. В двадцать шестом году двадцатого века лавра, где похоронен старец Чоботок, была закрыта, как объект культа, а не ее территории было решено организовать музей. История Ильи Муромца, а вернее, нетленных мощей инока, могла заинтересовать исследователей. Потому был приказ разобраться, отчего труп окаменел и каким образом сохранился многие сотни лет и дать реальное научное объяснение этому феномену.

Тогда так ничего и не выяснили, первый углеродный анализ стал возможен только в начале шестидесятых. Тогда он дал именно те результаты, которые и желали услышать руководители правящей партии. Нетленность мощей была объявлена великой мистификацией. Якобы тело, находящееся в склепе, принадлежит представителю монголоидной расы, тридцати-сорока лет от роду.

В то же время из самих были изъяты некоторые упоминания, указывающие нехристианское мировоззрение автора текстов. К примеру, калики и волхвы, что вылечили Илью, считались Иисусом и двумя апостолами. В советские времена этот факт был полностью устранен даже из обсуждений.

Прошло уже более двадцати лет, когда в 1988 году было решено провести дополнительные исследования, в связи с новыми научными достижениями. Комиссия Минздрава УССР выяснила, что лежит в гробнице все же европеец, умерший приблизительно в первой трети двенадцатого века. При жизни человек было высокого роста, обладающий мощным телосложением и нечеловеческой силой. Все тело от головы до пят покрыто шрамами, что свидетельствует о регулярном участии в разнообразных сражениях и битвах.

Нашли у мумии героя и намеки на искривление позвоночника с характерными отростками, из чего можно делать вывод – Илия Печерский, вероятнее всего, является тем самым богатырем, что сидел на печи больше трех десятков лет. Советская цензура, еще достаточно сильная в конце восьмидесятых, никак не могла допустить распространения подобной информации, но часть ее все же просочилась в прессу.

В памяти народа

Народ из той местности, откуда родом Илья Муромец, да и вообще русские люди не забывают своего героя, сражающегося с половцами и сумевшего прогнать их за донские степи и Азовское море. На территории Сахалинской области, а именно на острове Итуруп, имеется речка Славная. Впадая в озеро с тем же названием, она образует самый высокий водопад в стране. Он носит имя Ильи Муромца. А в одном из районов старого Киева, на Днепре имеется небольшой островок, тоже зовущийся Муромцем.

  • Именем былинного богатыря был назван фрегат русского императорского флота.
  • Бронетрактор Гуркевича, прообраз современного танка, а также самолет Сикорского тоже носили это легендарное имя.
  • Бронеавтомобили и бронепоезда зачастую называли Ильей Муромцем.
  • Круизный теплоход 58 года прошлого века, а также первый портовый ледокол в 65-ом и даже стратегический бомбардировщик времен второй мировой носил имя богатыря.

Интересно, что в 1999 году на заре нового тысячелетия, на предполагаемой родине богатыря в городе Муроме, был возведен памятник В. В. Талькова и В. М. Крюкова. В 2012 во Владивостоке тоже воздвигли памятник Илье Муромцу в Адмиральском сквере. Но это далеко не все, что оставил после себя знаменитый герой, оставшийся в памяти, несмотря на прошедшие сотни лет.

Искусство и культура

Упоминания о былинном богатыре, наделяемом нечеловеческой силой и обостренным чувством справедливости и любви к Родине, встречаются в литературе и живописи испокон веков. Первая рукописная книга, под названием «Гистория об Илье Муромце» датируется еще началом тринадцатого века. О нем писал знаменитый Карамзин и Алексей Толстой не мог не упомянуть его в своих сочинениях. Интересно, что в рассказе «До третьих петухов» Шукшина тоже фигурирует смелый русский воин.

  • Современное народное творчество тоже никак не может обойти стороной этого замечательного персонажа. К примеру, существует множество разнообразных анекдотов, где главными героями выступают былинные богатыри.
  • Самой известной картиной, на которой изображен Илья, считается холст Виктора Васнецова с названием «Богатыри».
  • В начале двадцатого века Рейнгольд Глиэр создал третью симфонию с именем знаменитого рыцаря в заголовке.
  • У Рериха и Верещагина тоже имеются картины с изображением знаменитого Муромца.
  • «Илья Муромец» — так называются две полноценные оперы, принадлежащие перу Бориса Феоктистова и Валентины Серовой.
  • Первый советский фильм о герое вышел в свет в 1956 году, с легкой руки режиссера Александра Птушко. В главной роли было решено снять красавца Бориса Андреева.
  • Начиная с 1975 года было снято несколько десятков мультипликационных фильмов про Илью Муромца. Познавательные и эпичные саги в прошлом, сегодня стали более шуточными и приключенческими.
  • В 1988 году фолк-рок группа под названием «Эпос» выпустила рок-былину «Илья», а в девяносто первом «Сектор газа» использовал образ богатыря в одноименной песне из альбома «Ночь перед Рождеством».

Замечательная история Ильи Муромца нашла свое отражение также и в компьютерных играх, которые сегодня можно считать не менее популярным видом искусства, чем кино и мультипликация. Экшен с элементами квеста и стратегии, под названием «Три богатыря. Первая серия» увидел свет в начале 2008-го. Там наш герой действует вместе со своими товарищами, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем, но финальную битву с рейд-боссом Соловьем Разбойником должен провести сам. Вторая игра создана по одноименному мультфильму «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 2007 года.

Спокойная старость или безвременная кончина

О жизни и подвигах русского богатыря Ильи Муромца известно немало, но достоверными сведениями все упоминания его в старинных текстах назвать нельзя. Но о смерти героя, сквозь пелену прошедших столетий, узнать удается еще меньше. Именно о гибели его идет речь в одной из былин, под названием «Три поездки Ильи Муромца». Стиль написания, сюжет, события, отраженные в нем, все это кажется нетипичным для старинных сказаний.

В этом сочинении он просто путешествует и оказывается у заветного камня с тремя дорогами. В замешательстве, как настоящий герой, Илья выбирает дорогу, на которой должен найти свою смерть, но не умирает. Его встречает не страшный монстр из кошмаров и не колдун с клюкой, а просто кучка бандитов с большой дороги, с которыми богатырь расправляется без всяческих усилий. На второй дороге его должен был бы ожидать счастливый брак, но вместо этого парень попадется на крючок старой ведьмы и ее соблазнительницы-дочери.

Третья дорога должна вести к богатствам, и в итоге Илья Муромец все-таки находит клад. Не мудрствуя лукаво, он совершает свой последний подвиг – подвиг духа и благочестия. Он не возводит чертогов и дворцов, а строит церковь, в которой его и хоронят после кончины. Если считать, что прообразом богатыря и правда был знаменитый Илия Печерский, то вырисовывается нечто, похожее на правду.

Таким образом, народ сразу решил увековечить Илью Муромца. Считается, что он спокойно умер в глубокой старости, уже давно будучи монахом и святым, в окружении соратников по служению богу. Однако экспертиза неумолима. Она показывает, что монах скончался не своей смертью, а был убит ударом копья в сердце.

Одна из версий гласит, что случилось это во времена совместных набегов половцев и Рюрика. Говорят, что последним жестом старого героя было машинальное движение, как будто он хотел закрыться щитом, творя при этом крестное знамение правой рукой. Как же было на самом деле и какова история Ильи Муромца, кем он был и как погиб, остается загадкой, которую, возможно, разгадают наши с вами потомки.

Все знают о былинном русском богатыре Илии Муромском, а уж после выхода одноименного мультфильма не остается сомнения, что о нем знаем каждый ребенок. Хочу подчеркнуть, что для православного человека, особенного работающего с детьми, тот мультфильм стал самым большим миссионерским открытием. Ведь на его основе у нас есть реальная возможность рассказать о великом святом войне Илии Муромском память которого мы празднуем в начале года.

Илия Муромец — 1 января православные чтут память этого святого воина-монаха, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника (покровитель Ракетных войск стратегического назначения России).

Он прославился не только подвигами на поле брани, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Преподобный Илия Муромец Печерский, по прозвищу Чоботок, родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом (сейчас микрорайон города Мурома) во Владимирской области в семье крестьянина, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем, известным, как Илья Муромец, о котором пелись русские былины.

В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворвались враги (вероятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.

С детства и до 33 лет Илья Муромец был парализован из-за поразившей его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер.

Однажды, когда немощный мо́лодец находился один дома, ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: «Поди и принеси нам напиться». Он встал, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что «смерть ему на бою не писана».

Получив исцеление от болезни, Илья Муромец посвятил свою жизнь служению народу и государству. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха . Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.

Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре . В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Скончался Илья Муромец около 1188 году (на 45-м году жизни).

Монашеский путь преподобного Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря.

По кончине своей преподобный Илья Муромец был удостоен чести быть погребенным в приделе главного храма Киевской Руси - Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей. Это одно из убедительных свидетельств того почитания, которым было окружено имя великого воина Русской земли. Впоследствии гробницу богатыря перенесли в Ближние Антониевы пещеры Киево-Печерской лавры, где они пребывают и по ныне. Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья - богатыри духовные Святой Руси.

В 1926 году Лавру закрыли и на ее месте организовали музей, мощи преподобных вскрывали, освидетельствовали, изучали. Атеисты потратили немало сил и средств, пытаясь объяснить феномен сохранности тел монахов в пещерах.

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Исследования проводились 3 года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены.

Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

Так что удивительным образом современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения». В советское время считалось, что эти мощи - фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях.

По методу реконструкции антрополога М.М. Герасимова криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет богатыря Илии Муромца.

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII – XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.

К лику святых Илья Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илья Муромец Печерский и былинный богатырь Илия - одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.

Родословная Илии, рассказанная в былинах, безусловно имеет реальные основания. Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и название «Муромец»).

Особое избранничество Илии на подвиг подтверждается свидетельством о том, что от рождения он был немощен и до тридцати лет не мог ходить. 30 лет сидения Илии «на печи» - это символ жизни «в затворе», сокрытом от мира, время подготовки к служению.

Как повествуют былины, однажды, в дом явились калики перехожие - чудесные странники, посланники Божии. По их слову встал Илья Муромец на ноги после тридцатилетнего сидения. И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана».

С благословения родителей, собирается Илья Муромец в путь, на богатырские подвиги. Прибыв в Киев, Илья Муромец попадает на княжеский пир. Собранные за столом князя Владимира богатыри - не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин , Иван - купеческий сын. Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям - его дядя, по былинам - племянник. Илья Муромец - единственный из русских богатырей - крестьянин по происхождению. И именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Илья Муромец - крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин». Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.

Русские богатыри, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник », « », «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром », «Бой Ильи Муромца с Жидовином », «Святогор и Илья Муромец », «Илья Муромец и разбойники », «Илья Муромец на Соколе-корабле », «Илья Муромец и сын » и др.

Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике: сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов. Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.

В XIX веке Васнецовым была написана его знаменитая картина «Богатыри» (Три богатыря). Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина «Богатыри» стала визитной карточкой художника. Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Над этой картиной он трудился почти двадцать лет, начиная с 1881 года. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.

На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

В 1956 г. по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят художественный фильм, а также несколько мультфильмов.

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ ИЛИИ МУРОМЦУ

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...