Информация о творчестве баха. Биография себастьяна баха. Бах Иоганн Себастьян. Биография: детские годы


ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ – ИЗБРАННИК МУЗЫКИ

Фамилия Бах и слово «музыкант» были в Германии несколько веков синонимами, ведь этот древний род дал миру 56 музыкантов, но лишь в пятом поколении родился тот, кому суждено было прославить фамилию, – . Его биограф позже писал, что творчество Иоганна излучало настолько яркий свет, что отблеск его попал на всех представителей фамилии. Этот человек стал гордостью своего отечества, казалось, будто само искусство музыки ему покровительствовало. Впрочем, при жизни великого композитора его вряд ли можно было считать избранником судьбы.

Под влиянием брата

На первый взгляд жизненный путь Иоганна Себастьяна Баха может показаться ничем особо не отличающимся от биографий других немецких музыкантов, которые жили в XVII-XVIII веках. Он появился на свет 1685 года в небольшом городке Эйзенах в Тюрингии. Бах рано осиротел – ему было всего 9 лет, когда не стало матери, а через год и отца. Его взял к себе на воспитание старший брат Иоганн Кристоф, который был органистом в соседнем городе. Сначала Иоганн Себастьян учился музыке под руководством брата и школьных канторов, позже он переехал в нижнесаксонский город Люнебург, где посещал школу при церкви. Он овладел техникой игры на клавесине, скрипке, альте, органе, кроме этого, Иоганн Себастьян был певчим в хоре, а позже стал помощником кантора после мутации голоса.

Уже в юности Бах четко осознавал свое призвание в органной музыке. Он постоянно учился искусству импровизации на органе у лучших немецких мастеров того времени. Впоследствии эти навыки станут базой его мастерства. Стоит прибавить к этому и знакомство Иоганна Себастьяна с различными жанрами европейской музыки. Он участвовал в концертах придворной капеллы города Целле, которая отличалась своей любовью к французской музыке, побывал в Любеке и Гамбурге, имел возможность изучать в школьной библиотеке сочинения итальянских мастеров.

Молодой перфекционист

Иоганн Себастьян уже после школы был достаточно образованным и опытным музыкантом, но тяга к учению не покидала его на протяжении всей жизни. Его интересовало все, что могло хоть малость расширить профессиональный кругозор. Карьера Баха отличалась перфекционизмом и извечным стремлением к самосовершенствованию. Он вовсе не по воле случая занимал ту или иную должность, каждую ступень своей музыкальной иерархии (от органиста до кантора) заслужил упорством и трудом. И с каждым шагом музыкант-практик превращался в композитора, чьи творческие побуждения и свершения шагнули далеко за рамки тех целей, которые ставили перед Бахом.

В 1703 году он стал придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста в Веймаре. Через несколько месяцев о нем заговорили, как о видном исполнителе. Затем Баха пригласили в Арнштадт занять должность церковного смотрителя органа. В церкви Святого Бонифация Иоганн Себастьян работал с хорошо настроенным инструментом, который расширял его исполнительские и композиторские возможности. В Арнштадте он написал немало органных произведений, но со временем у него возникли проблемы в общении с местными властями. Баха не устраивал уровень подготовки хоровых певчих, а местные чиновники выказали ему недовольство музыкальным сопровождением хорового исполнения, которое якобы смущает прихожан.

Многодетное семейство Баха

В Арнштадте Иоганн Себастьян влюбился в свою кузину Марию. Несмотря на родство, возлюбленные решили пожениться, но их семейный союз был недолгим. Мария прожила всего 36 лет, хотя родила композитору 7 детей. Лишь четверо из них выжили. Второй женой Баха стала Анна Магдалена, которая была на 16 лет его моложе. Но такая разница в возрасте не помешала Анне стать заботливой матерью для уже подросших детей супруга. Она подарила Иоганну Себастьяну еще 13 наследников, прекрасно справлялась с ведением домашнего хозяйства и искренне интересовалась достижениями мужа на музыкальном поприще.

В поисках перспектив

Когда Баху в 1706 году предложили стать органистом в Мюльхаузене, он без сомнений сменил место работы. Должность была выгодной и предоставляла Иоганну Себастьяну явно большие возможности, нежели в Арнштадте, однако оказалась недостаточной для того, чтобы способствовать развитию церковной музыки, как считал Бах. К этому времени он уже накопил обширный репертуар и, не видя для себя перспектив, написал магистрату города прошение об отставке.

Разносторонняя деятельность ждала Иоганна Себастьяна Баха в замковой церкви и капелле при дворе герцога Эрнста Саксен-Веймарского. В Веймаре композитору удалось закончить несколько своих знаковых произведений – Токкату и фугу ре минор, Пассакалию до минор, а также знаменитую «Органную книжечку» – руководство для начинающих органистов. Бах прославился далеко за пределами города, как знаток импровизации и лучший советчик по части сооружения органа. К веймарскому периоду относится и обросшее мифами несостоявшееся соревнование Иоганна Себастьяна с известным французским органистом Луи Маршаном, который решил уступить сопернику еще до встречи.

Опыт Веймара и Кетена

Мечта композитора о регулярном написании церковной музыки сбылась после его назначения вице-капельмейстером в 1714 году. По условиям договора, Бах должен был ежемесячно создавать новые произведения. Не менее активно Иоганн Себастьян проявлял себя в роли концертмейстера. Интенсивная музыкальная жизнь Веймара давала композитору возможность не просто близко знакомиться с европейской музыкой, но и творить под ее впечатлением. Он сделал органные обработки концертов , клавирные – Томазо Альбинони и Алессандро Марчелло.

В Веймаре Бах впервые обратился к жанру сюиты и сольной скрипичной сонаты. Инструментальные опыты мастера не прошли зря – в 1717 году его пригласили в Кетен и предложили занять пост великокняжеского капельмейстера. Тут царила самая благоприятная творческая атмосфера. Князь Леопольд был страстным меломаном и к тому же музыкантом, который владел игрой на виоле и клавесине и имел незаурядные вокальные данные. Иоганн Себастьян должен был сопровождать пение и игру князя, но основная его обязанность состояла в руководстве оркестрантами капеллы. Здесь творческие интересы композитора переместились в инструментальную сферу. В Кетене он написал оркестровые сюиты, концерты, сонаты для скрипки и виолончели. Тут же он продолжил свою педагогическую работу и создал композиции, как он говорил, для музыкальной молодежи, которая стремится к учению. Первая среди них – «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха». Он начал ее в 1720 году для своего первенца и будущего композитора. Кроме обработок хоралов и танцевальных миниатюр в ней содержатся прообразы «Хорошо темперированного клавира» и двух и трехголосных «Инвенций». Через пару лет завершит эти собрания.

Одновременно с ежегодным увеличением числа учеников Баха пополнялся и его педагогический репертуар. Это наследие Иоганна Себастьяна стало школой исполнительского мастерства для многих поколений музыкантов.

Завершение странствий Баха

С богатейшим опытом и завидным репертуаром Бах шагнул еще на одну ступень выше в своей карьере и стал музикдиректором Лейпцига и кантором школы Святого Фомы. Этот город стал последним пунктом на карте баховских странствий. Здесь он достиг вершины служебной иерархии. Пока магистрат выделял финансирование на создание богослужебной музыки, энергия Иоганна Себастьяна в должности кантора не знала границ. Он привлекал к исполнению опытных профессиональных музыкантов. В его лейпцигском творчестве соединились знания и умения, полученные в Веймаре и Кетене. Еженедельно он создавал кантаты и написал их более полутора сотен, в это же время он сочинил два своих знаменитых произведения на тему Евангелия – «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Всего же написал четыре или пять пассионов, но лишь эти полностью сохранились до наших дней.

В Лейпциге композитор вновь взял на себя обязанности капельмейстера и возглавил студенческое «Музыкальное содружество». С этим коллективом Бах еженедельно давал концерты для светской публики, чем внес неоценимый вклад в музыкальную жизнь города. Исследователи считают, что именно в Лейпциге возникла особая разновидность концертов для клавира Иоганна Себастьяна. Это были, говоря современной терминологией, ремиксы – обработки его же концертов для скрипки или скрипки и гобоя.

Незабытый гений

В 1747 году Иоганна Себастьяна пригласи посетить королевскую резиденцию в Потсдаме для импровизации на новинке среди музыкальных инструментов – фортепиано. Тему композитору задавал сам Фридрих II. Вдохновившись этой идеей, Бах создал грандиозный цикл «Музыкальное приношение», который считают несравненным памятником контрапунктического (полифонического) искусства. Параллельно с этим творением композитор завершал задуманный еще много лет назад цикл «Искусство фуги», который содержал все виды канонов и контрапунктов.

К концу жизни Иоганн Себастьян потерял зрение, и в работе помогала ему любящая Анна Магдалена. Его имя постепенно стало теряться в череде других музыкантов, но, вопреки распространенному мифу, великий композитор не был предан полному забвению. скончался 1750 года. Его могила со временем затерялась и только в 1894 году останки композитора случайно обнаружили при реконструкции церкви.

Многочисленные изданные и рукописные произведения Баха собирали его ученики и простые ценители творчества композитора, ведь он как никто в щедрое на таланты время сумел соединить несоединимое, завершив эволюцию многих жанров.

Фамилия Иоганна Себастьяна Баха в переводе с немецкого означает «ручей». Однажды используя эту аналогию, сказал, что «не ручей, а море должно быть ему имя», имея в виду всю масштабность творчества гения.

У старшего брата Баха был сборник произведений знаменитых композиторов того времени, который он прятал от Иоганна Себастьяна в шкафу с решетками. Девятилетний Бах по ночам каким-то способом вытаскивал нотный сборник и под лунным светом переписывал его. Однажды брат застал его, забрал ноты и отправил спать. В слезах Иоганн Себастьян закричал, что сам напишет такую музыку или даже лучше. Время показало, что обещание свое мальчик сдержал.

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

31 марта 1685 г. в г. Эйзенах появился на свет мальчик, которого назвали Иоганном. Малыш был младшеньким, восьмым ребенком в семье. Его папа, музыкант-профессионал, Иоганн А. Бах, занимался игрой на скрипке и организацией концертов в богатых домах. Именно он стал первым учителем музыки для своего младшего сына. В одночасье девятилетний гений лишился матери, Элизабет Леммерхирт, а еще год спустя – отца. Осиротевшего Иоганна взял под свое крыло старший брат, Иоганн Кристоф. Он работал и органистом в церкви, и учителем музыки в соседнем городе Ордруф. Благодаря Кристофу, Иоганн оказался в гимназии, где занялся изучением латыни, богословия и истории.
Важно! С помощью старшего брата он освоил клавир и орган, но ему этого было недостаточно. По ночам под светом луны, втайне от Кристофа, Иоганн переписывал из его тетради ноты произведений известных композиторов. Когда Кристоф узнал об этом, он отобрал у братца ноты и наказал его. Но зрение будущего великого композитора и органиста уже было основательно подпорчено.

Самостоятельная жизнь

Жить отдельно от родственника Иоганн Себастьян стал в пятнадцать лет, когда переехал в Люнебург. После окончания в 1703 году гимназии Бах мог бы поступить в университет, но ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. Впоследствии он сменил немало городов, но отовсюду уезжал, так как нигде ему не могли предложить достойной оплаты за его труд.

Мюльхаузен

В этом городке Бах оказался в 1706 г. после победы в конкурсе на место органиста храма Святого Власия. Ему предложили прекрасное жалование, но при этом было строгое условие: музыкальное сопровождение для служб должно быть серьезным, без прикрас.
Важно! Иоганн Себастьян как новый органист был очень уважаем городскими властями: ему помогли выполнить реконструкцию органа в церкви, а также хорошо заплатили за кантату, написанную им для чествования нового консула.
Здесь же Бах взял в жены свою кузину Марию Барбару, с которой у них позже родилось семеро детей.

Веймар

В 1708 году на выступлении Иоганна Себастьяна оказался герцог Эрнст Саксен-Веймарский. Он был настолько впечатлен его игрой, что сразу же предложил ему стать придворным музыкантом и городским органистом. Причем жалование предполагалось гораздо более высокое, чем на прежнем месте. Именно в этом городе немецкий композитор написал лучшие свои партитуры для клавира и органа. В 1714 г. Бах получил новое назначение – стал вице-капельмейстером. Одна из его прямых обязанностей - постоянное обновление церковной музыки. А современники тем временем очень любили слушать игру Баха, о нем знали далеко за пределами города. В 1717 г. освободилось место капельмейстера, о котором так мечтал музыкант, но его получил совсем молодой и неопытный претендент. Иоганн Себастьян посчитал оскорблением такое отношение к своей персоне и попросил о немедленной отставке.

Кётен

В 1717 г. Иоганн переехал в новый городок – Кётен. Там он занимает почетную должность - капельмейстера при дворе князя Ангальта Кетенского. После прошедших реформ в церквях исполняли только псалмы, поэтому композитору предстояло заниматься написанием мирской музыки. Здесь положение Баха очень изменилось: у него было хорошее жалование, а князь относился к нему по-дружески. Он очень много сочинял в эти годы. Музыкант занимался с учениками, и для того, чтобы эффективнее их обучать, он написал “Хорошо темперированный клавир”. В этот сборник входили фуги и прелюдии, всего сорок восемь произведений в 2 томах. Но хорошая жизнь композитора закончилась после женитьбы князя. Юной супруге не нравился ни Бах, ни его произведения. Иоганну Себастьяну пришлось перебираться на другое место. К тому моменту умерла его первая жена. В 1721 г. он стал супругом во второй раз, женившись на молодой певице Анне Магдалене Вильке. В этом браке появилось еще тринадцать детей.

Последние годы жизни И. С. Баха

Несмотря на то, что в течение последних лет у И. С. Баха стремительно ухудшалось зрение, он продолжал творить. Только теперь его произведения записывал зять. В Лейпциге в 1750 г. Баху были сделаны две офтальмологические операции, но они только ухудшили положение. 18 июля 1750 г. у него случился удар, а через десять дней композитор скончался. Похоронен он был в Лейпциге, но за могилой долгое время никто не ухаживал. Затерянная могила была обнаружена в 1894 г., после чего останки были перенесены в церковь Святого Иоанна, где гений служил почти три десятка лет. Несмотря на то, что храм разбомбили во время Второй мировой войны, останки композитора обнаружили в 1949 г. и перезахоронили в церкви Св.Фомы.

Творчество И. С. Баха

На протяжении всей жизни композитор занимался сочинением музыки для органа. Современники отзывались о нем как о виртуозном органисте и преподавателе. К тому же он помогал строить органы, настраивать и проверять новые инструменты. Не забывал Иоганн и о музыке для клавесина, которым владел в совершенстве. Произведения И. С. Баха предназначены не только для соло-инструментов, но и для исполнения ансамблями:
  • Каноны;
  • Сюиты для виолончели;
  • Ричеркары;
  • Произведения для лютни;
  • Оркестровые сюиты;
  • Партиты и сонаты для скрипки и для флейты.

Вокальный жанр представлен следующими произведениями:
  • Кантатами;
  • Пассионами;
  • Ораториями;
  • Магнификатами;
  • Ариями;
  • Мессами;
  • Песнями;
  • Хоралами;
  • Мотетами.
Всего за жизнь им было написано более тысячи произведений.
  • Раньше в хорах при церквях пели только мужчины, но Бах изменил это положение. Именно его супруга стала первой женщиной, которая пела в церковном хоре;
  • Композитор не брал плату, когда давал частные уроки;
  • Немецкий музыкант любил посещать захолустные церкви, переодевшись бедным преподавателем;
  • Все работы в полном составе были опубликованы лишь через двести лет после смерти композитора.
Еще больше интересной информации об И. С. Бахе и его творчестве вы найдете в видео ниже.

>Биографии известных людей

Краткая биография Иоганна Баха

Бах Иоганн Себастьян - выдающийся композитор, написавший более одной тысячи музыкальных произведений; талантливый педагог и органист-виртуоз; мастер жанра полифония. Будущий музыкант родился в Эйзенахе 31 марта 1685 года. Его предки принадлежали к категории профессиональных музыкантов, поэтому его ранняя предрасположенность к музыке никого не удивила. Отец композитора был организатором светских и церковных концертов. Бах был младшим из восьми детей в семье.

В раннем возрасте осиротев, мальчик был отдан на воспитание к дяде, который работал профессиональным органистом. Он с легкостью поступил в гимназию, параллельно обучаясь игре на клавире и органе. В 15-летнем возрасте Иоганн поступил в школу Люнебурга по вокалу, где и началась его музыкальная карьера. В годы учебы он посещал Любек, Целле, Гамбург для ознакомления с творчеством известных в тот период музыкантов. С 1703 года он работал придворным скрипачом, затем органистом. Многие произведения были созданы в период работы при дворе Веймарского герцога.

Именно тогда И. С. Бах написал десятки духовных кантат для клавира, ряд хоральных прелюдий, органную токкату и другие значимые работы. В Веймаре у него родилось двое сыновей. В общем, у него с женой Марией Барбарой было шестеро сыновей, трое из которых не выжили. Там же он познакомился с известным скрипачом И. П. фон Вестхофом. Увлекшись музыкальными веяниями других стран, он познакомился с творчеством Вивальди и Корелли. К 1717 году он уже был выдающимся органистом, с которым никто не брался состязаться.

Вскоре он перешел на службу к герцогу Анхальт-Кётенскому, который высоко ценил его талант. В следующие шесть лет он потерял жену и написал немало оркестровых и клавирных сюит. После смерти Марии Барбары он женился повторно на одной знаменитой певице, с которой у них было еще 13 детей. Последние двадцать семь лет музыкант прожил в Лейпциге, где работал сначала обыкновенным учителем музыки, а затем удостоился должности музыкального директора. В конце 1740-х гг. у него резко стало ухудшаться зрение. Несмотря на это, он создал новый цикл музыкальных пьес.

Умер великий композитор в июле 1750 года и был похоронен во дворе церкви Святого Иоанна. В историю музыкальной культуры он навсегда вошел как один из титанов, создавших бессмертные шедевры и создателей своей философской мысли в музыке.

Всех времен. Родился маленький гений 31 марта 1685 года в городе Эйзенах, который находился в Тюрингии.

Семья Иоганна была музыкальной, и каждый из неё мог играть хотя бы на одном инструменте. Дар и талант музыки передавался из поколения в поколение.

Будущее дарование часто убегал в лес и играл на старенькой гитаре, которую нашел на чердаке, а принадлежал этот инструмент патриарху семьи Войту Баху.

Говорят, что он с ней почти не расставался, даже когда молол муку на мельнице, умудрялся до вечера играть и петь песни со своей гитарой.

К сожалению, Иоганн остался сиротой (в 10 лет), его родители рано умерли. Старший брат Иоганн Кристоф забрал к себе братишку и давал ему первые уроки музыки.

В детстве мальчик научился играть на многих инструментах – виолончель, скрипка и альт, клавикорд и орган, цимбалы. Он с легкостью читал ноты, а потом играл на инструментах музыку. Самым любимым инструментом с детства и до старости Иоганна Себастьяна был орган. Обладая совершенным слухом, чуткий и ранимый, он не выносил фальшивых звуков, которые доставляли ему страдания и боль.

Мальчик пел в хоре школы, имея чистый голос. Когда Баху исполнилось 15 лет, он отправился в Люнебург, где и продолжил обучение в вокальной школе, в течение трех лет. После этого Иоганн был придворным скрипачом в Веймаре, где задержался не недолго, т.к. ему там совсем не нравилось. Примерно в эти годы, он пишет первые свои произведения.

Переехав в Арнштадт, музыкант занимает должность кантора и органиста в церкви. Также он обучает детей пению и игре на каком-либо инструменте. Вскоре, князь Анхальт предложил стать в его оркестре капельмейстером. Новая должность и свободное время вдохновляют Баха, он пишет кантаты для фортепиано, пьесы для скрипки и виолончели, сюиты и сонаты, концерты для оркестра, и, конечно же, для органа прелюдии и хоралы.

Гению не было и тридцати лет, а им уже написано более 500 произведений, да каких! Почти во всех шедеврах, знатоки улавливают ритмы и мелодии народных немецких песен и плясок, которые он слышал в детстве и хорошо запомнил. Баха свет и тепло, которое не оставит никого равнодушным. Современники того времени больше восхищались виртуозной игре на инструментах великого композитора, нежели его произведениям.

Иоганн Себастьян Бах фото

Музыка была не всем понятна, не все осознавали большой талант этого человека. Мало кто признавался, что лиричная спокойная мелодия нравится больше, чем музыка, похожая на ураган, хотя грохочущая музыка и захватывала слушателей. Автор же в своих произведениях делился надеждами, мечтами, верой в правду и в человека, добром и красотой. Громкие звуки убедительно и просто «рассказывали» об этом.

Только спустя сто лет, его творчество признали по достоинству высоко. Много написано музыки на библейские темы. В Лейпциг Иоганн приезжает весной 1723г. В церкви Святого Фомы он органист и кантор. Опять у него много времени уходит на обучение детей, 2-3 раза в день он обязан играть в больших церквах на органе. Но ведь находит время для своих творений, с удовольствием играет на органе для людей.

Иоганн Бах стал быстро слепнуть, а после неудачно проведенной операции потерял зрение. Всю свою жизнь, Иоганн Себастьян Бах прожил в Германии, отдавая предпочтение провинции. Композитор был дважды женат, его сыновья (Фридеман, Иоганн Кристиан, Карл Филипп Эмануэль) продолжили дело отца и стали известными композиторами. Один или два раза в неделю семья устраивала домашние концерты.

У Иоганна было много музыкальных инструментов, все он покупал по мере накопления денег, никогда не брав денег в долг. Пять клависинов, три скрипки, три альта и две виолончели, лютня, виола бас и виола помпоза, один спинет. Всё это наследство осталось детям после смерти , которого не стало 28 июля 1750 года.

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)
Годы жизни: 1685-1750

Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным. Его творчество поистине неисчерпаемо: после «открытия» баховской музыки в XIX столетии интерес к ней неуклонно возрастает, произведения Баха завоевывают аудиторию даже среди слушателей, которые обычно не проявляют интереса к «серьезному» искусству.

Творчество Баха, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов. В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него . Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию , особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля. Он не только знакомился, но и переписывал сочинения современных ему французских клавесинистов (в первую очередь Куперена), итальянских скрипачей (Корелли, Вивальди), крупнейших представителей итальянской оперы. Обладая удивительной восприимчивостью ко всему новому, Бах разрабатывал и обобщал накопленный творческий опыт.

Вместе с тем, он был гениальным новатором, открывшим для развития мировой музыкальной культуры новые перспективы . Его могучее влияние сказалось и в творчестве великих композиторов XIX века (Бетховена, Брамса, Вагнера, Глинки, Танеева), и в произведениях выдающихся мастеров XX века (Шостаковича, Онеггера).

Творческое наследие Баха почти необозримо, оно включает более 1000 произведений самых разных жанров, причем среди них есть такие, масштабы которых исключительны для своего времени (MP). Произведения Баха можно разделить на три основные жанровые группы :

  • вокально-инструментальная музыка;
  • органная музыка,
  • музыка для других инструментов (клавира, скрипки, флейты и т.д.) и инструментальных ансамблей (в т.ч. оркестровая).

Произведения каждой группы связаны, в основном, с определенным периодом творческой биографии Баха. Самые значительные органные сочинения были созданы в Веймаре, клавирные и оркестровые главным образом относятся к Кётенскому периоду, вокально-инструментальные в большинстве написаны в Лейпциге.

Основные жанры, в которых работал Бах, традиционны: это мессы и пассионы, кантаты и оратории, хоральные обработки, прелюдии и фуги, танцевальные сюиты и концерты. Унаследовав эти жанры от своих предшественников, Бах придал им такой размах, которого они прежде не знали. Он обновил их новыми средствами выразительности, обогатил чертами, заимствованными из других жанров музыкального творчества. Ярким примером может служить . Созданная для клавира, она включает выразительные свойства больших органных импровизаций, а также драматическую декламацию театрального происхождения.

Баховское творчество, при всей своей универсальности и всеохватности, «обошло стороной» один из ведущих жанров своего времени - оперу. Вместе с тем, мало что отличает некоторые светские кантаты Баха от комедийной интермедии, уже перерождавшейся в то время в Италии в оперу-buffa . Композитор нередко называл их, подобно первым итальянским операм, «драмами на музыке». Можно сказать, что такие произведения Баха, как «Кофейная», «Крестьянская» кантаты, решенные как остроумные жанровые сценки из повседневной жизни, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Круг образов и идейное содержание

Образное содержание музыки Баха безгранично в своей широте. Ему одинаково доступно величественное и простое. Баховское искусство вмещает и глубокую скорбь, и простодушный юмор, острейший драматизм и философское размышление. Подобно Генделю Бах отразил существенные стороны своей эпохи - первой половины XVIII века, однако иные - не действенную героику, а религиозно-философские проблемы, выдвинутые Реформацией. В своей музыке он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни - о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти. Эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был глубоко верующим человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Он соблюдал церковные праздники, постился, исповедовался, за несколько дней до смерти принял причастие. Библия на двух языках - немецком и латинском - была его настольной книгой.

Иисус Христос у Баха - главный герой и идеал. В этом образе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов. Самое сокровенное в истории Христа для Баха - это Голгофа и крест, жертвенный подвиг Иисуса ради спасения человечества. Эта тема, будучи важнейшей в баховском творчестве, получает этическое, нравственное истолкование.

Музыкальная символика

Сложный мир произведений Баха раскрывается через музыкальную символику, сложившуюся в русле эстетики барокко. Современниками Баха его музыка, в том числе инструментальная, «чистая», воспринималась как понятная речь благодаря наличию в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные понятия, эмоции, идеи. По аналогии с классическим ораторским искусством эти звуковые формулы получили название музыкально-риторических фигур . Одни риторические фигуры носили изобразительный характер (например, anabasis - восхождение, catabasis - нисхождение, circulatio - вращение, fuga - бег, tirata - стрела); другие подражали интонациям человеческой речи (exclamatio - восклицание - восходящая секста); третьи передавали аффект (suspiratio - вздох, passus duriusculus - хроматический ход, употребляемый для выражения скорби, страдания).

Благодаря устойчивой семантике, музыкальные фигуры превратились в «знаки», эмблемы определенных чувств и понятий. Например, нисходящие мелодии (catadasis) употреблялись для символики печали, умирания, положения в гроб; восходящие звукоряды выражали символику воскресения и пр.

Мотивы-символы присутствуют во всех сочинениях Баха, причем это не только музыкально-риторические фигуры. В символическом значении часто выступают и мелодии протестантских хоралов, их отрезки.

С протестантским хоралом Бах был связан на протяжении всей своей жизни - и по вероисповеданию, и по роду деятельности в качестве церковного музыканта. Он постоянно работал с хоралом в самых разных жанрах - органных хоральных прелюдиях, кантатах, пассионах. Вполне закономерно, что П.Х. стал неотъемлемой составной частью музыкального языка Баха.

Хоралы пелись всей протестантской общиной, они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый элемент мироощущения. Хоральные мелодии и связанное с ними религиозное содержание были известны каждому, поэтому у людей баховского времени легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания. Пронизывая всё творчество Баха, мелодии П.Х. наполняют его музыку, в том числе инструментальную, духовной программой, проясняющей содержание.

Символами также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянные значения. Один из важнейших у Баха символов - символ креста , состоящий из четырех разнонаправленных нот. Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. (Любопытно, что фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок. Вероятно, композитор воспринимал это как некий перст судьбы).

Наконец, имеются многочисленные связи между кантатно-ораториальными (т.е. текстовыми) сочинениями Баха и его инструментальной музыкой. На основании всех перечисленных связей и анализа различных риторических фигур, разработана система музыкальных символов Баха . Огромный вклад в ее разработку внесли А. Швейцер, Ф. Бузони, Б. Яворский, М. Юдина.

«Второе рождение»

Гениальное творчество Баха не было по-настоящему оценено его современниками. Пользуясь славой как органист, он при жизни не привлек должного внимания как композитор. О его творчестве не было написано ни одной серьезной работы, лишь ничтожная часть произведений была опубликована. После смерти Баха его рукописи пылились в архивах, многие безвозвратно затерялись, а имя композитора забылось.

Подлинный интерес к Баху возник лишь в XIX веке. Начало ему положил Ф. Мендельсон , случайно нашедший в библиотеке ноты «Страстей по Матфею». Под его управлением это произведение было исполнено в Лейпциге. Большинство слушателей, буквально потрясенных музыкой, никогда не слышало имя автора. Это было вторым рождением Баха.

К столетию со дня его смерти (1850) в Лейпциге было организовано баховское общество , поставившее целью издание всех сохранившихся рукописей композитора в виде полного собрания сочинений (46 томов).

Несколько сыновей Баха стали видными музыкантами: Филипп Эммануэль, Вильгельм Фридеман (Дрезден), Иоганн Кристоф (Бюккенбург), Иоганн Кристиан (самый младший, «Лондонский» Бах).

Биография Баха

ГОДЫ

ЖИЗНЬ

ТВОРЧЕСТВО

Родился в г. Эйзенахе в семье потомственного музыканта. Эта профессия была традиционной для всего рода Бахов: почти все его представители на протяжении нескольких веков были музыкантами. Первым музыкальным наставником Иоганна Себастьяна был его отец. Кроме того, имея прекрасный голос, он пел в хоре.

В 9 лет

Остался круглым сиротой и был взят на воспитание в семью старшего брата - Иоганна Кристофа, который служил органистом в Ордруфе .

В 15 лет с отличием закончил Ордруфский лицей и переселился в Люнебург , где поступил в хор «избранных певчих» (в Michaelschule). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом.

В течение нескольких следующих лет несколько раз меняет местожительство, служа музыкантом (скрипачом, органистом) в небольших немецких городах: Веймаре (1703), Арнштадте (1704), Мюльхаузене (1707). Причина переезда каждый раз одна и та же - неудовлетворенность условиями работы, зависимое положение.

Появляются первые сочинения - для органа, клавира («Каприччио на отъезд возлюбленного брата» ), первые духовные кантаты.

ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД

Поступил на службу к веймарскому герцогу в качестве придворного органиста и камерного музыканта в капелле.

Годы первой композиторской зрелости Баха, очень плодотворные в творческом отношении. Достигнута кульминация в органном творчестве - появилось все лучшее, что создано Бахом для этого инструмента: Токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор, прелюдия и фуга до-минор, Токката до мажор, Пассакалия до-минор , а также знаменитая «Органная книжечка». Параллельно с органными сочинениями работает над жанром кантаты, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов (более всего Вивальди). Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты.

КЁТЕНСКИЙ ПЕРИОД

Становится «директором камерной музыки», то есть руководителем всей придворной музыкальной жизни при дворе кётенского князя.

Стремясь дать сыновьям университетское образование, пробует перебраться в крупный город.

Поскольку в Кётене отсутствовал хороший орган и хоровая капелла, сосредоточил основное внимание на клавирной (I том «ХТК», Хроматическая фантазия и фуга», Французские и Английские сюиты) и ансамблевой музыке (6 «Бранденбургских» концертов, сонаты для скрипки соло).

ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД

Становится кантором (руководителем хора) в Томасшуле - школе при церкви св. Фомы.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской музыки для жителей города.

Время наивысшего расцвета баховского гения.

Были созданы лучшие произведения для хора с оркестром: Месса си-минор, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею, Рождественская оратория, большинство кантат (около 300 - в первые три года).

В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «ХТК» (1744), а также партиты, «Итальянский концерт. Органная месса, Ария с различными вариациями» (после смерти Баха названными Гольдберговскими).

Последние годы омрачены болезнью глаз. После неудачной операции ослеп, но продолжал сочинять.

Два полифонических цикла - «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...