Интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого. Жизнь и творчество Льва Толстого. Краткая биография льва толстого Лев николаевич толстой ранние годы


Об этой паре до сих пор идут споры, - ни о ком не ходило столько сплетен и не рождалось столько домыслов, как о них двоих. История семейной жизни Толстых - это конфликт между реальным и возвышенным, между бытом и мечтой, и неизбежно следующей за этим душевной пропастью. Но кто в данном конфликте прав - вопрос без ответа. У каждого из супругов была своя правда...

Граф

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне. Граф происходил из нескольких древних родов, в его генеалогию вплелись ветви Трубецких и Голицыных, Волконских и Одоевских. Отец Льва Николаевича женился на пересидевшей в девках наследнице огромного состояния Марии Волконской не по любви, но отношения в семье сложились нежные и трогательные. Мать маленького Левы умерла от горячки, когда ему было полтора года. Осиротевших детей воспитывали тетушки, которые рассказывали мальчику о том, каким ангелом была его покойная матушка - и умна, и образованна, и деликатна с прислугой, и о детях заботилась, - и как счастлив с ней был батюшка. Хотя это и была добрая сказка, но именно тогда в воображении будущего писателя сложился идеальный образ той, с которой он хотел бы связать свою жизнь. Поиски идеала обернулись для юноши тяжким бременем, которое со временем превратилось в пагубное, почти маниакальное влечение к женскому полу. Первой ступенью к раскрытию этой новой стороны жизни для Толстого было посещение публичного дома, куда привели его братья. Вскоре в своем дневнике он напишет: "Я совершил этот акт, а потом стоял у кровати этой женщины и плакал!" В 14 лет Лев испытал чувство, как он считал, похожее на любовь, соблазнив юную горничную. Эту картину, уже будучи писателем, Толстой воспроизведет в "Воскресении", подробно раскрывая сцену обольщения Катюши. Вся жизнь молодого Толстого проходила в выработке строгих правил поведения, в стихийном уклонении от них и упорной борьбе с личными недостатками. Только один порок он не может преодолеть - сладострастие. Возможно, поклонники творчества великого писателя не узнали бы о многочисленных его пристрастиях к женскому полу - Колошиной, Молоствовой, Оболенской, Арсеньевой, Тютчевой, Свербеевой, Щербатовой, Чичериной, Олсуфьевой, Ребиндер, сестер Львовых. Но он настойчиво заносил в дневник подробности своих любовных побед. В Ясную Поляну Толстой вернулся полный чувственных порывов. “Это уже не темперамент, а привычка разврата”, - записал он по приезде. “Похоть ужасная, доходящая до физической болезни. Шлялся по саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту. Ничто мне так не мешает работать."

Желание или любовь

Сонечка Берс родилась в семье доктора, действительного статского советника. Она получила хорошее образование, была умна, проста в общении, обладала сильным характером. В августе 1862 года семья Берс поехала навестить деда в его имение Ивицы и по дороге остановилась в Ясной Поляне. И вот тогда 34-летний граф Толстой, помнивший Соню еще ребенком, вдруг увидел прелестную 18-летнюю девушку, которая взволновала его. Был пикник на лужайке, где Софья пела и танцевала, осыпая все вокруг искрами молодости и счастья. А потом были беседы в сумерках, когда Соня робела перед Львом Николаевичем, но ему удалось ее разговорить, и он с восторгом ее слушал, а на прощание сказал: “Какая вы ясная!” Вскоре Берсы уехали из Ивиц, но теперь Толстой ни дня не мог прожить без девушки, которая покорила его сердце. Он страдал и мучился из-за разницы в возрасте и думал, что это оглушительное счастье ему недоступно: "Каждый день я думаю, что нельзя больше страдать и вместе быть счастливым, и каждый день я становлюсь безумнее." Кроме того, он терзался вопросом: что это - желание или любовь? Этот сложный период попытки разобраться в себе найдет отражение в "Войне и мире". Более сопротивляться своим чувствам он не мог и отправился в Москву, где сделал Софье предложение. Девушка с радостью согласилась.Теперь Толстой был абсолютно счастлив: “Никогда так радостно, ясно и спокойно не представлялось мне мое будущее с женой.” Но оставалось еще одно: прежде чем венчаться, он хотел, чтобы у них не было никаких секретов друг от друга. У Сони от мужа не было никаких тайн, - она была чиста, как ангел. Зато у Льва Николаевича их было предостаточно. И тут он совершил роковую ошибку, предопределившую ход дальнейших семейных отношений. Толстой дал невесте прочесть дневники, в которых описывал все свои похождения, страсти и увлечения. Для девушки эти откровения стали настоящим шоком. Софья Андреевна с детьми. Только мать смогла убедить Соню не отказываться от брака, постаралась объяснить ей, что у всех мужчин в возрасте Льва Николаевича есть прошлое, просто, они его благоразумно скрывают от своих невест. Соня решила, что любит Льва Николаевича достаточно сильно, чтобы простить ему все, и, в том числе, дворовую крестьянку Аксинью, которая на тот момент ждала от графа ребенка.

Семейные будни

Супружеская жизнь в Ясной Поляне началась далеко не безоблачно: Софье сложно было преодолеть брезгливость, которую она испытывала к мужу, вспоминая его дневники. Однако же она родила Льву Николаевичу 13 детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Кроме того, она на протяжении многих лет оставалась верной помощницей Толстому во всех его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений.
Деревня Ясная Поляна. Фотография «Шерер, Набгольц и К0». 1892 г. Софья Андреевна много лет была лишена прелестей московской жизни, к которой привыкла с детства, но она с покорностью принимала тяготы деревенского существования. Детей она воспитывала сама, без нянек и гувернанток. В свободное время Софья набело переписывала рукописи "зеркала русской революции". Графиня, пытаясь соответствовать идеалу жены, о котором Толстой ей не раз рассказывал, принимала у себя просителей из деревни, разрешала споры, а со временем открыла в Ясной Поляне лечебницу, где сама осматривала страждущих и помогала, насколько ей хватало знаний и умения.
Мария и Александра Толстые с крестьянками Авдотьей Бугровой и Матреной Комаровой и крестьянскими детьми. Ясная Поляна, 1896 г. Все, что она делала для крестьян, на самом деле делалось для Льва Николаевича. Граф принимал все это, как должное, и никогда не интересовался, что творилось в душе его супруги.

Из огня - да в полымя...

После написания "Анны Карениной", на девятнадцатом году семейной жизни, у писателя наступил душевный кризис. Он пытался найти успокоения в церкви, но не смог. Тогда писатель отрекся от традиций своего круга и стал настоящим аскетом: он стал носить крестьянскую одежду, вести натуральное хозяйство и даже обещал все свое имущество раздать крестьянам. Толстой был настоящим "домостроевцем", придумав свой устав дальнейшей жизни, требуя его беспрекословного выполнения. Хаос бесчисленных домашних забот не позволял Софье Андреевне вникнуть в новые идеи мужа, прислушаться к нему, разделить его переживания.
Иногда Лев Николаевич выходил за грань разумного.То требовал, чтобы младших детей не учили тому, что не нужно в простой народной жизни, то хотел отказаться от собственности, лишив тем самым семью средств к существованию. То желал отречься от авторских прав на свои произведения, потому что считал, что не может владеть ими и получать от них прибыль.
Лев Толстой с внуками Соней и Ильей в Крекшино Софья Андреевна стоически защищала интересы семьи, что привело к неизбежному семейному краху. Более того, ее душевные муки возродились с новой силой. Если раньше она даже не смела оскорбляться на измены Льва Николаевича, то теперь ей стали вспоминаться разом все былые обиды.
Толстой с семьей за чайным столом в парке. Ведь всякий раз, когда она, беременная или только что родившая, не могла делить с ним супружеское ложе, Толстой увлекался очередной горничной или кухаркой. Вновь грешил и раскаивался... Но от домашних требовал повиновения и соблюдения своего параноидального устава жизни.

Письмо с того света

Умер Толстой во время путешествия, в которое отправился после разрыва с женой в весьма преклонном возрасте. Во время переезда Лев Николаевич заболел воспалением легких, сошел на ближайшей крупной станции (Астапово), где в доме начальника станции умер 7 ноября 1910 года. Лев Толстой по дороге из Москвы в Ясную Поляну. После смерти великого писателя на вдову обрушился шквал обвинений. Да, она не смогла стать единомышленницей и идеалом для Толстого, но была образцом верной жены и примерной матери, пожертвовав своим счастьем ради семьи.
Разбирая бумаги покойного мужа, Софья Андреевна нашла запечатанное его письмо к ней, датированное летом 1897 года, когда Лев Николаевич впервые решил уйти. И теперь, словно из мира иного, зазвучал его голос, словно просящий прощения у жены: “...с любовью и благодарностью вспоминаю длинные 35 лет нашей жизни, в особенности первую половину этого времени, когда ты со свойственным твоей натуре материнским самоотвержением, так энергически и твердо несла то, к чему считала себя призванной. Ты дала мне и миру то, что могла дать, дала много материнской любви и самоотвержения, и нельзя не ценить тебя за это... благодарю и с любовью вспоминаю и буду вспоминать за то, что ты дала мне.”

Лев Толстой — русский классик, один из наиболее почитаемых на мировой литературной сцене писателей, создатель масштабного эпического романа «Война и мир», лауреат Нобелевской премии, участник военных действий на Кавказе и под Севастополем, мыслитель и просветитель.

Лев Толстой — известный русский писатель.

Его литературные и публицистические работы насчитывают 90 томов, а жизнь и творчество Толстого послужили основой для этического и религиозного течения — толстовства, которое имеет множество последователей по всему миру..

Краткая справка

Лев Толстой уже при жизни был признанной литературной величиной. Его творчеством открывается новый этап русского и мирового реализма. По его романам и повестям многократно снимались художественные фильмы и ставились спектакли по всему миру. Он был самым читаемым писателем в советское время. За период 1918-1986 гг. общий тираж его произведений составил 436,261 млн экземпляров.

Краткая биография Толстого

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1928 г. в дворянской усадьбе Ясная Поляна. Расцвет его литературной деятельности пришелся на 1960-1970-е годы. В это время он создает романы «Война и мир», «Анна Каренина». В общей сложности он написал 174 литературных произведения и более 300 публицистических статей.

Во главу своего творчества и жизненного уклада Толстой ставил нравственное служение. Литератор всю свою жизнь посвятил просветительской работе и благотворительности. Открыл школу для детей из крестьянских семей, помогал бедным во время голода.

Был женат на одной из сестер Бернс — Софье Андреевне. У супругов было 13 детей. Был предан анафеме за свои радикальные взгляды, подвергался негласному надсмотру со стороны государства. Умер в 82 года от продолжительной тяжелой болезни в доме у железнодорожной станции Астапово 20 ноября 1910 г. Похоронен возле своей усадьбы.

Родители и первые годы жизни

Лев Николаевич родился 9 сентября 1928 г. в 14 км от Тулы в родовом имении Ясная поляна. Основной вклад в обустройство усадьбы внес дед писателя Н. С. Волконский. Лев Николаевич был 4-м ребенком в семье. Его отец — граф Толстой — принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать — Мария Николаевна Толстая, в девичестве княжна Волконская, была потомком Рюриков.

Толстой имел родственные связи со многими русскими аристократами и даже общего предка с Пушкиным — адмирала Ивана Головина. Некоторые из именитых родственников автора впоследствии стали прототипами для персонажей его романов.

Родители писателя умерли рано, и он вместе с другими детьми графа Толстого остался на попечении родственницы Т. А. Ергольской, а затем графини А. И. Остен-Сакен. Когда последней не стало в 1841 г., дети переселились к своей тете П. И. Юшковой в Казань.

Домашним обучением юного Толстого занимался Сен-Тома — гувернер, образ которого нашел свое отражение в автобиографической повести «Детство», а затем немец Ресельман. После того как молодой Лев поселился в семье Юшковых, он задался целью поступить в Императорский Казанский университет, считавшийся престижным в те годы.

Лев так и не получил высшее образование.

В 1844 г. Толстой сдал вступительные экзамены и был зачислен на факультет восточной словесности. В конце учебного года по итогам экзамена он не прошел на следующий курс, поэтому перевелся на юридическое отделение, где учился еще 2 года и затем бросил университет, так и не получив ученой степени.

В 1847 г. писатель вернулся в семейную усадьбу, где занялся самообразованием. Многие факты из жизни литератора до сих пор остаются загадкой. Достоверно неизвестно, сколько языков знал Толстой, но, по свидетельствам современников, их было более 15.

В это время он начинает переосмысливать отношения между помещиком и крестьянами. Толстой занялся благотворительностью и открыл свою первую школу для крестьянских детей, где часто вел занятия самостоятельно.

Увлечения и военная служба

В 1848 г. будущий писатель отправился в Москву. Там он намеревался готовиться к сдаче кандидатского экзамена, но вместо этого с головой окунулся в светскую жизнь и увлекся карточными играми. Лев Николаевич был азартным человеком и часто проигрывал. Зимой 1849 г он уехал в Петербург, где проводил время в непрерывных кутежах и развлечениях вместе с приятелем К. А. Иславиным.

В эти же годы его захватило увлечение музыкой. Он посещал концерты, с удовольствием слушал произведения Баха, Шопена и Генделя. Литератор любил играть на рояле и поселил у себя в усадьбе музыканта по имени Рудольф, с которым играл в 4 руки. В соавторстве с приятелем Зыбиным сочинил вальс, нотную запись которого в начале 1900-х сделал композитор С. И. Танеев.

Для того чтобы расплатиться с карточными долгами, весной 1851 г. Толстой уезжает на Кавказ. Там по настоянию старшего брата Николая Толстого он поступил на военную службу. Осенью он сдал экзамен и получил звание юнкера. В течение 2 лет участвовал в военных стычках на Кавказе.Затем перевелся в Дунайскую армию в Крым. В 1854-1855 гг. участвовал в сражениях под Севастополем, за оборону которого был награжден орденом Святой Анны 4-й степени и медалями.

Вдохновленный военной службой, Толстой пишет трилогию «Севастопольские рассказы». Первую часть из трилогии он отправляет на публикацию в журнал «Современник». Это произведение было высоко оценено императором Александром. В эти же годы Толстой начинает работу над повестями «Детство» и «Отрочество», которые затем вошли в автобиографическую трилогию.

Пишет рассказ «Рубка леса», начинает работу над повестью «Казаки». В 1856 г. писатель окончил службу в звании поручика и погрузился в литературное творчество.

Путешествия по Европе

После окончания службы Толстой уже был принят в литературной среде Петербурга, кружках и светских салонах. Там он знакомится и начинает дружить с именитыми литераторами Н. А. Некрасовым, И. С. Гончаровым, А. В. Дружининым, В. А. Соллогубом. В это время он заканчивает работу на последней частью из трилогии «Юность», пишет «Метель» и «Два гусара».

Несмотря на насыщенную светскую жизнь в 1857 г. у Толстого случился внутренний передом и разлад с писательским кружком. Он оставляет Петербург и отправляется в путешествие по Европе.

Во время поездок по Франции, Швейцарии, Германии, Италии и Англии он разочаровывается в европейской жизни. Толстой замечает пропасть между богатыми и бедными, которая был спрятана под напыщенным покровом европейской культуры. Свои критические мысли о европейском укладе жизни он высказал в рассказе «Люцерн».

Педагогическая деятельность

В 1859 г. Толстой возвращается в родную усадьбу и основывает крестьянские школы в Ясной Поляне. И через год после этого снова отправляется в 9-месячное путешествие по Европе для того, чтобы узнать о народном образовании в других странах. Вернувшись, он упраздняет дисциплинарные правила и программы в созданных им школах. С 1862 г. он начинает издавать журнал о педагогике «Ясная Поляна».

Лев Толстой в Николаеве.

Позднее Толстой создает «Азбуку» и «Новую азбуку», в которых присутствуют как его собственные рассказы для детей начальных классов, так и переложения народных сказок и басен.

Ранние публикации

Свои первые литературные шаги Толстой делает еще до службы на Кавказе. В 1847 г. он начинает вести дневник, который будет дополнять до конца жизни, изредка пишет стихотворения. Одно из них было нанесено на памятник на могиле его тети и опекунши А. И. Остен-Сакен. В период 1850-1851 гг. начинает писать повесть «Детство», но активно берется за творчество лишь после во время военной службы.

В 1852 г. он оправляет «Детство» на публикацию в передовой журнал «Современник», которой издавал Н. А. Некрасов. После публикации своего дебюта он сразу же получает признание в литературных кругах.

В эти годы Толстой создает:

  • «Севастопольские рассказы» (1855-1856 гг.);
  • «Детство. Отрочество. Юность» (1852-1857 гг.);
  • «Набег» (1653 г.);
  • «Рубка леса» (1855 г.);
  • «Метель» (1856 г.);
  • «Два гусара» (1856 г);
  • «Люцерн» (1857 г.).

После того как писатель покинул Париж, литературная элита охладела к Толстому. Он и сам не стремится к общению, его единственным приятелем в этот период жизни становится А. Фет.

В дневниковых записях этих лет он выражает недовольство жизнью и описывает творческий кризис: «Нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. Надо выйти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтобы работать». В 1862 г. Толстой женится на 18-летней Софье Бернс. Женитьбой ознаменован период расцвета его творчества.

Основные романы

После женитьбы у писателя начинается творческий подъем. Он пишет романы «Война и мир», «Анна Каренина». Первый отрывок из романа- эпопеи «Война и мир» был опубликован в 1865 г. в журнале «Русский вестник». К моменту окончания работы над произведением в 1869 г. книга имела большой успех.

В 1870-х Толстой становится признанным литератором. Его называют величайшим русским автором. Лев Николаевич был доволен своей работой, но при этом в письме к Фету отзывается о романе, как о «многословной дребедени».

В 1873 г. Лев Николаевич отправляется в Самарскую губернию вместе с семьей и там начинает работу над «Анной Карениной». Этот роман считается переходом к драматическому периоду его творчества. В нем нет простоты и идиллии, а характеры героев усложнены.

Обращение в веру

Лев Николаевич со своей женой Софьей Андреевной.

В начале 1880-х у писателя начинается период духовного и нравственного поиска. В эти годы он пишет философские трактаты, в которых задается вопросами о религии, искусстве и жизни.

Во время работы над «Исповедью» его начинают волновать вопросы о нравственности, смысле существования. В его дневниковых записях проскальзывают мысли о самоубийстве.

В поисках ответа Толстой обращается к богословию. Он читает религиозные трактаты, общается с монахами из Оптиной Пустыни, беседует со старцами, посещает множество храмов.

В эти годы литератор изучает древнееврейский и древнегреческий языки, чтобы читать христианские первоисточники. Сближается с московским евреем Шломо Минором. Одновременно с этим он начинает общаться со старообрядцами, крестьянскими проповедниками, мусульманами.

Со временем Толстой разочаровывается в христианстве и в 1880-1881 гг. пишет «Четвероевангелие», в котором переписывает священные тексты и удаляет из них то, что считает избыточным и неверным.

По причине его радикальных взглядов некоторые из его произведений этих лет были запрещены духовной и государственной цензурой. 24 февраля (по старому стилю) 1901 г. синод опубликовал заявление об отлучении от церкви Толстого. В своем тексте «Ответ синоду» литератор подробно рассказывает о расхождении своих взглядов на учение Христа с догмами Православной церкви.

Итогом его духовных поисков становится отказ от удобств и благ богатой жизни. Он все больше занимается физическим трудом, становится вегетарианцем, носит простую одежду, отказывается от авторских прав на свои работы. Многие из его поступков считались чудачеством и послужили поводом для анекдотов. Так, у Даниила Хармса есть цикл стихотворений, в которых он высмеивает пристрастия Толстого.

Этим аскетизмом и стремлением к нравственности открывается третий этап его творчества. Отличительной чертой этапа является отрицание большинства устоев государственной и светской жизни. С сентября 1882 г. император Александр 3 устанавливает за писателем негласный надзор. Идеи Толстого постепенно начинают проникать в общественную жизнь России. Из них формируется новое религиозно-этическое течение — толстовство.

Поздняя художественная литература

Перелом в сознании Толстого и религиозно-нравственные искания отразились на его поздних произведениях.

В эти годы он пишет:

  • «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886 гг.);
  • «Исповедь» (1879-1880 гг.);
  • «Записки сумасшедшего» (1884-1903 гг.);
  • «Крейцерова соната» (1887-1889 гг.);
  • роман «Воскресение» (1889-1899 гг.);
  • повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904 гг.).

Отношение к поздним работам автора было двояким. Поклонники считали, что в эти годы он достиг вершины своего творчества. Другие же упрекали Толстого в том, что он превратился из писателя в проповедника. Противоречивые отзывы вызвала и «Крейцерова соната», произведение чуть было полностью не попало под цензуру, но было напечатано в урезанном виде усилиями жены литератора, добившейся встречи с императором.

Последним крупной литературной работой Толстого стал роман «Воскресение», в котором он подвергает критике систему правосудия, светский быт и сближение духовенства с государственной властью. В поздних дневниковых записях Толстой сетует на то, что его последние произведения недооценены публикой и критиками.

Он пишет: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся важными». Сам же литератор придавал большее значение своим нехудожественным текстам.

Личная жизнь

Лев Толстой со своей семьей.

С юношеских лет Лев Толстой дружил с Любовью Александровной Иславиной, в замужестве Берс, и часто проводил время в кругу ее семьи. Когда дочери Берсов выросли, он решил жениться на старшей Лизе, но не смог найти с ней общий язык и сделал выбор в пользу средней сестры Софьи. 23 сентября 1962 г. 34-летний писатель женился на своей 18-летней избраннице.

Жена становится помощницей литератора. Она не только ведет хозяйство, но и выполняет функцию личного секретаря, переписывая черновики литератора. Со временем взаимоотношения супругов ухудшаются, между ними случаются размолвки. Одной из причин разлада стала ревность. Толстой ревновал жену к композитору Танееву, который часто бывал в их доме.

Другой причиной для ссор послужило желание Толстого избавиться от обременяющего его имущества. Он отдавал часть дохода бедным или на нужды деревенской школы, раздавал то, что считал избыточным: фортепьяно, мебель, экипаж и пр. Под давлением супруги в 1892 г. писатель подписал акт о передаче недвижимости жене и детям.

От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 9 сыновей и 4 дочери, 5 детей умерли в детстве. Кроме этого, Толстой имел внебрачного сына от яснополянской крестьянки Аксинии Базыкиной. Самые доверительные отношения у Толстого сложились с младшей дочерью Сашей. В 16 лет она стала маленькой подружкой Льва Николаевича.

Она освоила машинопись, выполняла роль секретаря, переписывала работы отца. Дочь была единственным человеком, которому Толстой сообщил о своих планах и местоположении, когда принял решение уйти из дома.

Старость писателя

Всю жизнь Толстой посвятил поиску нравственных идеалов и следованию им. С годами его взгляды оформились в религиозно-этическое учение, названное толстовством. Главными постулатами этого учения становятся нравственное самосовершенствование, любовь к миру, равенство религий и национальностей, опрощенье (термин ввел сам Толстой).

Лев Николаевич в старости вел аскетичную жизнь. Он ходил босиком, носил льняную рубаху, не ел мясо, отказывался от предметов роскоши, сам работал в поле, общался с крестьянами и старался помогать им в трудные годы.

На почве фанатичного следования идее опрощенья у Толстого обострились отношения с женой. Софья Андреевна не поддерживала мужа в желании отказаться от авторских прав, земли и имения. В конечном счете конфликт писателя с семьей стал причиной его ухода из дома.

Смерть и наследие

Аскетичный образ жизни с годами все больше захватывал Толстого. Ему опостылел помещичий быт, он считал его слишком роскошным. 13 ноября 1910 г. он собрал вещи и покинул Ясную Поляну вместе со своим врачом Д. П. Маковецким. Он начал свое путешествие со станции Щекино и отправился от туда в Шамординский монастырь.

Попутчики свидетельствовали, что плана поездки у Толстого не было, а его путешествие больше напоминало бегство. По пути Лев Николаевич почувствовал себя плохо, у него обнаружилось воспаление легких. Сопровождающие вынесли Толстого на станции Астапово, где после тяжелой болезни он скончался в доме начальника станции 20 ноября 1910 г.

Могила Льва Николаевича Толстого.

В день погребения в Ясную Поляну пришло несколько тысяч человек. Кроме родственников и друзей, в имении собрались крестьяне и государственные деятели.

Это были первые в России публичные похороны, проводимые не по церковному обряду. Власти опасались, что они могут превратиться в демонстрацию. Но вопреки опасениям все прошло тихо и без инцидентов.

Лев Николаевич Толстой погребен на поляне возле леса в усадьбе Ясная Поляна 10 ноября 1910 г. Когда гроб с телом писателя опускали в могилу, все присутствующие опустились на колени.

После смерти усадьба была превращена в дом-музей. Ежегодно в день рождения Толстого здесь проводится праздник, во время которого проходят литературные чтения, спектакли по произведениям Льва Николаевича. Книги, дневники и публицистические статьи Толстого издаются по всему миру большим тиражом. Педагогическое и философское наследие продолжается в работах его последователей.

Цитаты Льва Толстого

Вот основные из них:

  1. «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».
  2. «Величайшие истины — самые простые».
  3. «Разумное и нравственное всегда совпадают».
  4. «Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни».
  5. «Люди живы любовью; любовь к себе — начало смерти, любовь к Богу и людям — начало жизни».

Во время своих лекций по литературе В. Набоков любил демонстрировать величие Толстого. Он закрывал шторы, выключал свет, произносил имена русских писателей и одновременно с этим зажигал лампочку, словно звезду на небосклоне. Когда Набоков доходил до имени Льва Толстого он поднимал все шторы и свет, олицетворяющий величие писателя, заливал всю аудиторию.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой известен авторством многих произведений, а именно: Война и мир , Анна Каренина и других. Изучение его биографии и творчества продолжается до сих пор.

Философ и литератор Лев Николаевич Толстой появился на свет в дворянской семье. В наследство от своего отца он унаследовал графский титул. Его жизнь началась в большом родовом поместье в Ясной поляне Тульской губернии, что наложило значительный отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Вконтакте

Жизнь Л. Н. Толстого

Родился он 9 сентября 1828 году. Ещё будучи ребёнком, Лев испытал немало тяжёлых моментов в жизни. После того как умерли родители, он и его сестры воспитывались тётей. После её смерти, когда ему исполнилось 13 лет, пришлось переехать в Казань к дальней родственнице под опеку. Начальное образование Лев проходил в домашних условиях. В 16 лет поступил на филологический факультет Казанского университета. Однако, сказать, что он был успешен в учёбе, было нельзя. Это вынудило перейти Толстого на более лёгкий, юридический факультет. Спустя 2 года, вернулся в Ясную поляну, так и не осилив до конца гранит науки.

В силу переменчивого характера Толстого, он пробовал себя в разных отраслях , интересы и приоритеты часто сменялись. Работа перемежалась с затяжными загулами и кутежами. В этот период им было наделано много долгов, с которыми пришлось в дальнейшем долго расплачиваться. Единственное пристрастие Льва Николаевича Толстого, стабильно сохранившееся на всю жизнь, это ведение личного дневника. Оттуда он и черпал потом самые интересные идеи для своих произведений.

Толстой был неравнодушен к музыке. Его любимые композиторы: Бах, Шуман, Шопен и Моцарт. В то время, когда у Толстого ещё не сформировалось главной позиции в отношении своего будущего, он поддался уговорам брата. По его наущению, он отправился служить в армию юнкером. При прохождении службы вынужден был участвовать в по 1855 год.

Раннее творчество Л. Н. Толстого

Будучи юнкером , он имел достаточно свободного времени, чтобы начать свою творческую деятельность. В этот период Лев начал заниматься историей автобиографического характера под названием Детство . Большей частью, в ней были изложены факты, случившиеся с ним, когда он был ещё ребёнком. Рассказ был отправлен на рассмотрение в журнал Современник. Его одобрили и выпустили в тираж в 1852 году.

После первой публикации , Толстого заметили и стали приравнивать к значимым личностям того времени, а именно: И. Тургенев , И. Гончаров, А. Островский и другие.

В те же армейские годы им была начата работа над повестью Казаки, которую закончил в 1862 году. Вторым произведением после Детства стало Отрочество, затем - Севастопольские рассказы. Ими он занимался во время участия в Крымских сражениях.

Путешествие по Европе

В 1856 году Л. Н. Толстой покинул воинскую службу в звании поручика. Решил некоторое времени попутешествовать. Сперва отправился в Петербург, где ему оказали радушный приём. Там у него установились дружеские контакты с популярными на тот период писателями: Н. А. Некрасов, И. С. Гончаров, И. И. Панаев и другие. Они проявили к нему неподдельный интерес и приняли участие в его судьбе. В это время были написаны Метель и Два гусара.

Прожив 1 год весёлой и беззаботной жизнью, испортив отношения со многими членами литературного кружка, Толстой решает покинуть этот город. В 1857 году началось его путешествие по Европе.

Париж Льву совсем не понравился и оставил тяжёлый след в душе. Оттуда он отправился на Женевское озеро. Посетив множество стран, он вернулся в Россию с грузом отрицательных эмоций . Кто и что его так поразило? Скорее всего - это слишком резкая полярность между богатством и бедностью, который покрывался напускным великолепием европейской культуры. И это прослеживалось везде.

Л.Н. Толстой пишет повесть Альберт, продолжает трудиться над Казаками, написал рассказ Три смерти и Семейное счастие. В 1859 году прекратил сотрудничество с Современником. В это же время у Толстого обозначились изменения в личной жизни, когда в планах - женитьба на крестьянке Аксинье Базыкиной.

После смерти старшего брата Толстой отправился в путешествие на юг Франции.

Возвращение домой

С 1853 по 1863 год его литературная деятельность приостановилась из-за отъезда на родину. Там он решил заняться фермерским хозяйством. Одновременно Лев сам проводил активную просветительскую деятельность среди деревенского населения. Создал школу для крестьянских детей и начал преподавать по своей методике.

В 1862 году он сам создал педагогический журнал под названием Ясная поляна. Под его началом вышло 12 изданий, которые не были оценены по достоинству в то время. Характер их был таков - он чередовал теоретические статьи с баснями и рассказами для детей начального уровня образования.

Шесть лет из его жизни, с 1863 по 1869 год , ушли на написание главного шедевра - Война и мир. Следующим в списке был роман Анна Каренина. На него потребовалось ещё 4 года. На протяжении этого периода полностью сформировалось его мировоззрение и вылилось в направление под названием толстовство. Основы этого религиозно-философского течения изложены в следующих работах Толстого:

  • Исповедь.
  • Крейцерова соната.
  • Исследование догматического богословия.
  • О жизни.
  • Христианское учение и прочие.

Главный акцент в них ставится на нравственных догмах человеческой натуры и их усовершенствовании. Призывал прощать тех, кто приносит нам зло, и отказываться от насилия при достижении своей цели.

В Ясную поляну не прекращался поток почитателей творчества Л. Н. Толстого, ища в нём поддержку и наставника. В 1899 году был опубликован роман Воскресение.

Общественная деятельность

Вернувшись из Европы, он получил приглашение стать приставником Крапивинского уезда Тульской губернии. Он активно влился в деятельный процесс по защите прав крестьянства, часто идя вопреки царским указам. Эта работа расширила кругозор Льва. Ближе столкнувшись с крестьянской жизнью, он стал лучше понимать все тонкости . Полученные сведения в дальнейшем помогли ему в литературном творчестве.

Расцвет творчества

Перед началом написания романа Война и мир, Толстой занялся ещё одним романом - Декабристы. Толстой неоднократно к нему возвращался, но так и не смог довести до конца. В 1865 году в Русском вестнике появился небольшой отрывок из Войны и мир. Спустя 3 года вышли ещё три части, а потом и все остальные. Это произвело настоящий фурор в русской и зарубежной литературе. В романе самым подробным образом описаны разные слои населения.

К последним произведениям писателя относятся:

  • рассказы Отец Сергий;
  • После бала.
  • Посмертные записки старца Федора Кузьмича.
  • драма Живой труп.

В характере его последней публицистики прослеживается консервативный настрой . Он жёстко осуждает праздную жизнь высших слоёв, которые не задумываются над смыслом жизни. Л. Н. Толстой подвергал жёсткой критике государственные догмы, отметая все: науку, искусство, суд и так далее. На подобный выпад отреагировал сам Синод и в 1901 году Толстого отлучили от церкви.

В 1910 году Лев Николаевич уехал из семьи и в дороге заболел. Ему пришлось сойти с поезда на станции Астапово Уральской железной дороги. Последнюю неделю своей жизни он провёл в доме местного начальника станции, где и умер.

Творчество великого русского писателя Льва Николаевича Толстого составляет бесценный вклад в историю русской литературы, в сокровищницу ми­ровой культуры.

Раскрывая многообразие и сложность такого большого литературного и общественного явления, как творчество Толстого, В. И. Ленин писал: «...Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до та­кой художественной силы, что его произведения за­няли одно из первых мест в мировой художествен­ной литературе».

С именем Толстого В. И. Ленин связывал дли­тельную переходную эпоху с 1861 по 1905 год - пе­риод подготовки первой русской революции. «Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавлен­ных крепостниками, выступила, благодаря гениаль­ному освещению Толстого, как шаг вперед в худо­жественном развитии всего человечества». Процесс подготовки и развития первой русской революции был сложным и противоречивым.

Пройдя долгий жизненный путь - почти столе­тие, Толстой явился свидетелем больших общественных и политических преобразований. Откликаясь на все события своей эпохи, Толстой с огромной художественной силой подверг резкой критике всю несправедливость окружающей его жизни, вскрыл несостоятельность строя, основанного на порабощении трудящихся.

В его беспощадном разоблачении самодержав­ного аппарата царской России, в «срывании всех и всяческих масок» сказались свободолюбивые стрем­ления широких крестьянских масс к независимости, их гневный протест против тяжелых условий жизни, их ненависть к эксплуатации.

И, несмотря на то, что Толстой отрицал революцию, смутно представлял себе, как и большинство крестьян той эпохи, каким должно быть новое общество в России и каковы действительные пути к нему, он своей обличительной деятельностью спо­собствовал борьбе за свержение старого строя, ре­волюционизированию сознания народных масс.

Впервые установив революционную сущность толстовского обличения и протеста, отражающих чаяния народа, В. И. Ленин писал: «...Толстой не только дал художественные произведения, которые всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капиталистов,- он сумел с замечательной силой передать настроение широ­ких масс, угнетенных современным порядком, обри­совать их положение, выразить их стихийное чувст­во протеста и негодования».

Мировое значение творчества великого русского писателя подчеркивал выдающийся французский писатель Ромен Роллан, много лет изучавший Тол­стого. Говоря о величии Толстого, он отме­чал: «Лев Толстой гениально разоблачил ложь и преступле­ния существовавшего тогда общественного строя, направив на него критику, которая сама по себе была призывом к революции».

Итак, в проявлении глубокого знания жизни, в подлинном демократизме, в самоотверженном слу­жении народу заключается непреходящая ценность наследия Толстого.

О мировом значении творчества великого писа­теля рассказывают книги, размещенные в шкафах вводного зала. Это различные издания произведе­ний на языках народов мира, на русском и многих языках пашей страны. Среди них ряд прекрасно оформленных изданий с иллюстрациями художни­ков Д. Шмаринова, А. Самохвалова, С. Харшака и других. Здесь же Полное (юбилейное) собрание сочинений Л. Н. Толстого, насчитывающее 90 томов. Это первое полное собрание сочинений писателя, выпущенное Государственным издательством худо­жественной литературы в 1928-1958 годах, являет­ся крупнейшим событием в истории мировой куль­туры. Издание было начато в 1928 году в ознамено­вание столетия со дня рождения писателя.

По своему объему это издание не имеет себе равных. Понадобилось 30 лет, чтобы подго­товить все тома к печати и выпустить их в свет. Тексты всех произведений были проверены по сохранившимся рукописям. В них исправлены ошибки прежних издании, устранены искажения и восстановлены пропуски, сделанные царской цензурой. Юбилейное издание включает не только текст произведений писателя, но и черновые варианты, наброски, отрывки, откинутые автором по каким-либо причинам целые сцепы. В нем печатаются так­же дневники, записные книжки, письма. Все это со­провождается многочисленными комментариями. Данное издание включает необычный по своей важности материал для исследования сочинений Тол­стого, дает возможность проникнуть в его творче­скую лабораторию, проследить весь процесс его мышления.

Наряду с советскими изданиями в экспозиции представлены произведения Толстого на языках на­родов всех континентов. По числу переводов книг и по количеству языков, на которые они переведе­ны, Толстой занимает одно из первых мест среди писателей мира.

Многие книги преподнесены в дар музею-усадь­бе Ясная Поляна различными международными общественными и культурными организациями, ряд книг подарен знатными посетителями Яс­ной Поляны.

Книги говорят о большой популярности Толстого за рубежом, о глубоком внимании к нему народов всех стран.

Лев Николаевич Толстой ( - ), русский писатель, критик, общественный деятель.

Позже он напишет в "Исповеди":

"Сообщенное мне с детства вероучение исчезло во мне так же, как и в других, с той только разницей, что так как я с 15-ти лет стал читать философские сочинения, то мое отречение от вероучения очень рано стало сознательным. Я с 16 лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть..."

В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо . О последнем известно его признание: "В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста ". .

"...Знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь... ", - писал о. Иоанн Кронштадтский

Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Военная служба. Начало писательской деятельности

В уезжает из Ясной Поляны на Кавказ , место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвует в военных действиях против чеченцев . В дневнике отмечены его первые литературные замыслы («История вчерашнего дня» и др.). Осенью , сдав в Тифлисе экзамен, поступает юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром .

В эти же годы у Толстого появляются мысли об "основании новой религии". Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта года он пишет:

"Разговор о божестве и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить всю жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле."

Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.

"Война и мир","Анна Каренина".

В сентябре года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс (+1919) и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Он проживет с ней 48 лет, она родит ему 13 детей, из которых семеро останутся живы.

С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.

Духовный кризис. Создание учения

В начале 1880-х семья Толстых переезжает в Москву , чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводит в Москве. Здесь в участвует в переписи московского населения, близко знакомится с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 - 86), и делает вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя! "

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни.

Свои новые социальные взгляды Толстой связывает с нравственно-религиозной философией. Новое миросозерцание Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-80, опубликована 1884) и «В чём моя вера?» (1882-84). Труды «Исследование догматического богословия» (1879-80) и «Соединение и перевод четырёх евангелий» (1880-81) кладут основу религиозной стороне толстовского учения .

"Вся его философия сводилась отныне к морали. - пишет И.А. Ильин - И в этой морали было два истока: сострадание, которое он называет "любовью", и абстрактный, резонерствующий рассудок, который он называет "разумом" ".

Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.

"Эту точку зрения, - отмечает И.А. Ильин, - можно назвать аутизмом (аутос по-гречески значит сам), т. е. замыканием в рамках самого себя, суждением о других людях и вещах с точки зрения собственного разумения, т. е. субъективистская беспредметность в созерцании и оценке. Толстой - аутист: в мировоззрении, культуре, философии, созерцании, оценках. В этом аутизме суть его доктрины ".

Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм . Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры , Катехизис святителя Филарета , Послание восточных патриархов , Догматическое Богословие митрополита Макария . И всё то, что стоит за этими трудами.

Отлучение от Церкви

В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения с В.Г.Короленко, А.П.Чеховым , М.Горьким . В это время созданы: «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», неоконченная повесть «Нет в мире виноватых», «Отец Сергий», драма «Живой труп», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузмича...».

Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения "несоответствием жизни с верованиями".

В ночь на 28 октября года Толстой в сопровождении доктора Д.П. Маковицкого навсегда уходит из Ясной Поляны. В письме жене он пишет: "Кроме всего другого, я не могу больше жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста - уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни ".

Толстой посетил Оптину Пустынь и свою сестру, монахиню М.Н. Толстую, в Шамординском монастыре . В Оптиной Пустыни ходил вдоль церковных стен, но так и не зашел на территорию монастыря. "К старцам сам не пойду. Если бы сами позвали, пошел бы " - передает слова Толстого Д.П. Маковицкий в своем дневнике.

В дороге Толстой простудился и заболел воспалением легких. 7 ноября года писатель скончался без покаяния в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Из высказывания старца Варсонофия после смерти Толстого: "Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана ".

Ольденбург С.С., историк:

"Для власти вставала трудная задача: как отнестись к чествованиям памяти Толстого?..Государь нашел выход: на докладе о кончине Л.Н. Толстого он поставил отметку: "Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего, во времена расцвета своего дарования, в творениях своих родные образы одной из славнейших годин русской жизни. Господь Бог да будет ему Милостивым Судией". <...> Государственная власть не приняла участие в гражданских похоронах Толстого... Великого писателя похоронили на холме около Ясной Поляны; в похоронах участвовало несколько тысяч человек, в большинстве - молодежи ".

Основные произведения

Романы:

  • «Семейное счастье» (1859)
  • «Декабристы» (1860-61, не­законч., опубл. 1884)
  • «Война и мир» (1863- 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867-69, 3 изд. исправл. 1873)
  • «Анна Каренина» (1873- 1877, опубл. 1875-77)
  • «Воскресение» (1889- 1899, опубл. 1899)

Повести:

  • Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.-1864)
  • «Два гусара», «Утро помещика» (обе - 1856)
  • «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
  • «Смерть Ивана Ильича» (1884-86)
  • «Крейцерова соната» (1887-89, опубл. 1891)
  • «Дьявол» (1889-90, опубл. 1911)
  • «Отец Сергий» (1890-98, опубл. 1912)
  • «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубл. 1912)
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича...» (незаконч., 1905, опубл. 1912)

Рассказы, в т. ч.:

  • «Набег» (1853)
  • «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба - 1855)
  • Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба - 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
  • «Метель», «Разжалованный» (оба - 1856)
  • «Люцерн» (1857)
  • «Три смерти» (1859)
  • «Холстомер» (1863-85)
  • «Франсуаза» (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
  • «Кто прав?» (1891-93, опубл. 1911)
  • «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
  • «После бала» (1903, опубл. 1911)
  • «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. - 1904, опубл. 1911)
  • «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
  • «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все - 1906)
  • «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
  • «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
  • «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)

Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:

  • в «Азбуке» (кн. 1-4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):
    • «Три медведя», «Фили­пок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др.
  • Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
    • «Чем люди живы» (1881)
    • «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь - не потушишь», «Два старика» (все - 1885)
    • «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все-1886)

Драматургия:

  • комедии
    • «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
    • «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
    • «Плоды просвещения» (1891)
    • «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
  • драмы
    • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
    • «Живой труп» (1900, не­законч., опубл. 1911)
    • «И свет во тьме светит» (1880-е-1900-е гг., опубл. 1911)

Публицистика, в т. ч.:

  • «Исповедь» (1879-82; опубл. 1884, Женева, в России - 1906)
  • статьи
    • «О переписи в Москве» (1882)
    • «Так что же нам делать?» (1882-86; опубл. полн. 1906)
    • «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
    • «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
    • «Стыдно» (1895)
    • «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1-1906, полн.-1917)
    • «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России - 1917)
    • «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
    • «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распрост­ранялась нелегально)

Педагогические сочинения, в т.ч.:

  • ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.

Религиозно-философские сочинения:

  • «Исследование догматического богословия» (1879-80)
  • «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880-81)
  • «В чем моя вера» (1884)
  • «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.

Критика, в т.ч.:

  • «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
  • «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
  • «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897-98)
  • «О Шекспире и о драме» (1906)
  • «О Гоголе» (1909)

Дневники (1847-1910)

Литература

  • Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, 1978
  • Л.Н. Толстой: pro et contra, 2000
  • Абрамович Н.Я. Религия Толстого, 1914
  • Басинский П.В. Лев Толстой: Бегство из рая, 2010
  • Бирюков П.И. Биография Толстого, 1911-1913
  • Булгаков В.Ф. Толстой в последний год его жизни, 1957
  • Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого, 1959
  • Зверев М.А., Туниманов В.А. Лев Толстой, 2006
  • Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский,2000
  • Новые материалы о Толстом: Из архива Н. Н. Гусева., 2002
  • Георгий Ореханов , свящ. Жестокий суд России: В.Г. Чертков в жизни Л.Н. Толстого, 2009.
  • Георгий Ореханов, свящ. Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой, М.: Издательство ПСТГУ, 2010
  • Там же, с.463

    Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369

    См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...