Интересные факты об и. с. бахе. Иоганн Себастьян Бах — краткая биография композитора Бах иоганн себастьян интересные истории из жизни


1. юный преступник
Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа – Иоганну Кристофу Баху.
У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. Но этот сборник ‘модной’ музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн Себастьян не развратился и не потерял уважение к общепринятым музыкальным авторитетам.
Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник… Он тайком переписывал его для себя, но вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно и приходилось пользоваться только лунным светом.
Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но, увы… Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного и оригинал, и копию…
Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:
- Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу еще лучше!
Брат рассмеялся в ответ и сказал:
- Иди спать, болтун.
Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил…

2. тайна трех селедок
Как-то молодой Бах отправился из Люнебурга в Гамбург – послушать игру знаменитого в ту пору органиста и композитора И.А. Райнкена. Был он обычным школяром, с тощим кошельком и хорошим аппетитом. В шумном и веселом Гамбурге денежки быстро кончились и в обратный путь Иоганн Себастьян пустился, обремененный новыми музыкальными впечатлениями и жалкой горсточкой мелких монет.
Где-то на полпути между Гамбургом и Люнебургом музыка голодного желудка уже безбожно заглушала творчество И.А. Райнкена. А тут еще трактир на дороге встретился. И запахи оттуда шли такие аппетитные, такие головокружительные. Оголодавший Бах стоял перед этим великолепным сооружением и безнадежно перебирал мелочь. Денег не хватало даже на самый скромный обед.
Вдруг открылось окно и чья-то рука бросила в кучу мусора несколько селедочных голов. Будущий гений без всякого стеснения подобрал свалившуюся на него пищу и собрался перекусить. Надкусывая первую селедочную голову, он уже представлял, как разделается со второй, и чуть было не лишился зуба. В селедке был спрятан золотой дукат! Изумленный Бах быстренько распотрошил вторую голову – еще золотой! И третья голова была столь же превосходно нашпигована.
Что сделал Иоганн Себастьян? Сытно пообедал и немедленно отправился в Гамбург – слушать И.А. Райнкена.
Ну а откуда взялись деньги в селедочных головах, так этого до сих пор никто не знает.

3. ну, я-то ни при чем…
Современников восхищала непревзойдённая игра Баха на органе. Однако постоянно слыша в свой адрес восторженные отзывы, Бах неизменно отвечал:
- Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время – и тогда инструмент играет сам…

4. гармония прежде всего!
В знании гармонии с Бахом не мог сравниться ни один из смертных. Возможно поэтому он совершенно не терпел неразрешенных аккордов… Обрывки музыкальной фразы терзали слух гения, и, по свидетельству современников, не было более верного средства вывести его из себя. Однажды Бах вошел в какое-то общество, где музицировал очень посредственный любитель. Увидев великого композитора, тот настолько растерялся, что вскочил, прервал игру и, на свою беду, остановился на диссонирующем аккорде. Ни с кем ни здороваясь, не обращая ни малейшего внимания на струхнувшего исполнителя, разгневанный Бах бросился к инструменту… Разъяренный лев, атакующий гладиатора, и тот выглядел бы овцой по сравнению с Иоганном Себастьяном. Даже не присев, он довел проклятый аккорд до надлежащего каданса. Вздохнул, поправил парик и пошел здороваться с хозяином.

5. а где соперник?..
В 1717 году в Дрезден приехал прославленный французский органист Маршан. Своей игрой он всем вскружил головы, даже королю-курфюрсту. По мнению всех, Маршан решительно затмил собою всех немецких исполнителей. Но курфюрсту сказали, что в Веймаре проживает органист Бах, искусство которого не допускает никакого соперничества.
Соревнование Маршана и Баха устроил королевский капельмейстер Волюмье. В назначенный день в большом собрании Маршан заиграл блестящую французскую арию, сопровождая мелодию многочисленными украшениями и блистательными вариациями. Когда Маршан взял последний аккорд, слушавшие разразились громкими аплодисментами. Вслед за тем просили сыграть Баха.
Иоганн Себастьян неожиданно заиграл ту же самую арию, которую только что исполнял Маршан. Причем, несмотря на то что он только что услышал ее впервые в жизни, Бах безошибочно повторил все вариации, одну за другой, и играл с сохранением всех украшений французского виртуоза, а потом перешел к вариациям собственного изобретения, гораздо более изящным, трудным и блестящим… Когда он закончил и встал из-за инструмента, последовал оглушительный гром аплодисментов, который не оставлял сомнения, кто играл лучше – француз или немец. Однако было решено, что музыканты сойдутся еще раз для музыкального состязания.
Но в назначенный вечер Маршан не явился. Позже выяснилось, что француз еще утром уехал из города, даже не сделав прощальных визитов, то есть – попросту сбежал…

6. здоровый воздух лейпцига
Служа кантором в церкви св. Фомы, Бах получал дополнительные доходы от исполнения церковных треб (свадеб и похорон), которые неплохо оплачивались прихожанами. Однажды, когда все граждане города долгое время пребывали в полном здравии и никак не хотели умирать, а следовательно, доходы Баха стали мизерными, жена пожаловалась ему, что скоро у них в доме будет денег не только на похлебку, но и на хлеб… Иоганн Себастьян развел руками:
- Дорогая моя, всему виной здоровый возух Лейпцига, оттого и покойников маловато, и мне, живому, жить не на что…

7. бах сердится
Несмотря на всю безграничную доброту и простодушие, Бах порой бывал сварливым и вспыльчивым. Как-то раз на репетиции второй органист церкви св. Фомы, играя, допустил небольшую ошибку… Рассердившись и не найдя под рукой чем бы запустить в неумеху-музыканта, Бах в раздражении сорвал с себя парик и швырнул им в органиста.
- Тебе надо сапоги тачать, а не играть на органе! – закричал Иоганн Себастьян.

8. блудный сын и музыка
Непонятно почему, но Бах любил засыпать под музыку.
Вечером, когда он ложился спать, три его сына поочередно играли ему на клавесине. Подобные обязательные занятия очень досаждали детям, и самым сладким звуком для них был мелодичный отцовский храп. Они заметили, что быстрее всего он засыпал под игру Кристиана. Счастливчик! Быстренько усыпив отца, он вырывался на свободу.
Как-то была очередь Эммануила. Он терпеть не мог эти вечерние упражнения и, как только услышал долгожданное посвистывание, моментально удрал от клавесина, остановив игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже погруженный -в сладкую дремоту Бах моментально проснулся. Диссонанс истязал его слух! Диссонанс убивал его сон. Сначала он думал, что ребенок пошел помочиться и скоро вернется. Не тут-то было. Эммануил не возвращался!
Бах долго ворочался в теплой постели, потом одним рывком отбросил одеяло, в кромешной темноте, натыкаясь на мебель и набивая шишки, пробрался к инструменту и разрешил аккорд.
Через минуту композитор безмятежно спал.

9. шутник
Бах любил переодеваться бедным школьным учителем и в таком виде появляться в какой-нибудь захолустной церкви. Там он просил у церковного органиста разрешения сыграть на органе. Получив таковое, великий органист садился за инструмент и… Присутствовавшие в церкви бывали настолько поражены великолепием и мощью его игры, что некоторые, полагая, что обыкновенный человек не может играть так прекрасно, в испуге убегали… Они думали, что к ним в церковь заглянул… переодетый дьявол.

10. династия
Все Бахи были музыкантами, кроме ‘основателя’ династии Фейта Баха, жившего В XVI столетии, который был булочником и держал мельницу. Однако предание говорит, что и он прекрасно играл на каком-то струнном инструменте, напоминающем гитару, и очень любил музыку.
Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии…
Сам же Бах в конце жизни говорил:
- Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены.

11. бах и ученик
Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его:
“В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган”.

Династия

Династия Бахов известна своими творческими талантами с начала XVI века.

Все Бахи были музыкантами, кроме основателя династии Фейта Баха, который был булочником и держал мельницу. Однако предание говорит, что и он прекрасно играл на цитре - струнном инструменте, напоминающем гитару, - и очень любил музыку.


Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии...

Сам же Бах в конце жизни говорил:
- Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены .

Юный преступник

Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа - Иоганну Кристофу Баху.

У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. Но этот сборник "модной" музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн Себастьян не испортил свой музыкальный вкус и не потерял уважение к общепринятым музыкальным авторитетам.

Однако по ночам юный Иоганн умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник... Он тайком переписывал его для себя, но вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно и приходилось пользоваться только лунным светом.

Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но, увы...

Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного и оригинал, и копию...

Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:
- Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу еще лучше !
Брат рассмеялся в ответ и сказал:
- Иди спать, болтун.

Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил...

Тайна трех селедок


Как-то молодой Бах отправился из Люнебурга в Гамбург - послушать игру знаменитого в ту пору органиста и композитора И.А. Райнкена.

Был он обычным школяром, с тощим кошельком и хорошим аппетитом. В шумном и веселом Гамбурге денежки быстро кончились и в обратный путь Иоганн Себастьян пустился, обремененный новыми музыкальными впечатлениями и жалкой горсточкой мелких монет.

Где-то на полпути между Гамбургом и Люнебургом музыка голодного желудка уже безбожно заглушала творчество И.А. Райнкена. А тут еще трактир на дороге встретился. И запахи оттуда шли такие аппетитные, такие головокружительные.
Оголодавший Бах стоял перед этим великолепным сооружением и безнадежно перебирал мелочь. Денег не хватало даже на самый скромный обед.

Вдруг открылось окно и чья-то рука бросила в кучу мусора несколько селедочных голов. Будущий гений без всякого стеснения подобрал свалившуюся на него пищу и собрался перекусить. Надкусывая первую селедочную голову, он уже представлял, как разделается со второй, и чуть было не лишился зуба. В селедке был спрятан золотой дукат ! Изумленный Бах быстренько распотрошил вторую голову - еще золотой! И третья голова была столь же превосходно нашпигована.

Что сделал Иоганн Себастьян? Сытно пообедал и немедленно отправился в Гамбург - слушать И.А. Райнкена. Ну а откуда взялись деньги в селедочных головах, так этого до сих пор никто не знает.

Ну, я-то ни при чем ...


Современников восхищала непревзойденная игра Баха на органе. Однако постоянно слыша в свой адрес восторженные отзывы, Бах неизменно отвечал:
- Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время - и тогда инструмент играет сам ...

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор, виртуоз игры на органе, представитель барокко, талантливый музыкальный педагог.

Биография

Детство

Иоганн Себастьян Бах родился в достаточно зажиточной немецкой семье, в котором был младшим из восьми детей. Отец, Амброзиус Баха, был музыкантом и отвечал за светские и духовные музыкальные события города. Мать, Элизабет Леммерхирт, была дочерью богатого чиновника, который дал за дочерью немалое приданое, благодаря которому семья могла существовать безбедно. Когда Иоганну исполнилось 9 лет, Элизабет умерла, а через год вслед за ней умер и Амброзиус. Мальчика взял на воспитание старший брат, Иоганн Кристоф, живший по соседству в Ордруфе.

Образование

В Ордруфе Бах учился в гимназии и увлечённо занимался музыкой: учился играть на органе и клавире. В 1700 году будущий композитор переехал в Люнебург, где обучался в вокальной школе.

Творческий путь

После окончания вокальной школы Бах получил придворную должность и поступил в распоряжение Иоганна Эрнста, веймарского герцога. Всего за несколько месяцев работы в этом городе о Бахе как о прекрасном исполнителе знал весь Веймар. Его пригласили работать органистом в арнштадтскую церковь святого Бонифация. В этот период Бах создаёт крупные органные произведения.

У Баха не сложились отношения с властями, и он вынужден сменить высокооплачиваемое место работы. Однако на новом месте в зарплате он ничуть не потерял. В 1707 году композитор устраивается на должность органиста в Мюльхаузене, в церкви святого Власия. Здесь начальство его высоко ценит, удовлетворяет любые его прихоти (например, подвергает очень дорогостоящей реконструкции органную систему храма) и платит ему высокое жалованье.

Однако через год он опять уезжает в Веймар, чтобы занять место придворного органиста и устроителя дворцовых концертов. Веймарский период в жизни Баха (1708–1717) считается расцветом его творчества. Здесь он имеет открытый доступ к прекрасному органу, не устаёт сочинять свои музыкальные шедевры. Он многое заимствует из итальянской музыки (динамичные ритмы и гармонические схемы), пишет большую часть своих знаменитых фуг.

В 1717 году Бах покидает Веймар, чтобы работать капельмейстером у князя Ангальт-Кётенского, который сам был музыкантом и умел ценить талант композитора. Здесь Бах, пользуясь абсолютной свободой и практически неограниченными средствами, сочинил 6 сюит для виолончели соло, сюиты для оркестра, Английские и Французские сюиты для клавира, 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло, Бранденбургские концерты.

После того, как в одной из главных церквей Лейпцига были исполнены баховские «Страсти по Иоанну», композитора назначают главным музыкальным директором всех церквей Лейпцига: он подбирал хоры, обучал их и подбирал музыку. В Лейпциге сочинял в основном кантаты. С 1729 года Бах возглавляет Музыкальную коллегию, которая устраивала концерты в знаменитой кофейне Циммермана.

Уже к концу 30-х годов у Баха резко начинает падать зрение, но это не останавливает великого композитора в написании произведений: он диктует их под запись, не в состоянии сам разглядеть ноты. В 1750 году Джон Тейлор, английский офтальмолог, дважды оперировал Баха, но оба раза неудачно: Бах ослеп.

Личная жизнь

В 1707 году женой великого композитора Баха стала его собственная кузина, Мария Барбара, с которой он познакомился в Арнштадте. Из шестерых детей, родившихся у них в браке, трое умерли во младенчестве, а трое оставшихся в живых братьев укрепили музыкальную славу отца и стали композиторами. В 1720 году семейное счастье неожиданно обрывается смертью Марии.

Но уже в следующем году Бах женится на молодой придворной певице Анне Магдалене Вильке.

Смерть

В 1750 году, после двух неудачных операций на глаза, Бах скончался. Его останки покоятся в церкви святого Фомы в Лейпциге, где он когда-то работал.

Основные достижения Баха

  • Вся история музыки делится на два периода: добаховский и послебаховский.
  • Написал более 1000 произведений всех существующих музыкальных жанров за исключением оперы.
  • Обобщил всю музыку эпохи барокко.
  • Бах считается непревзойдённым мастером полифонии.
  • Оказал огромное влияние на композиторов всех последующих поколений: многие музыканты XX и XXI века ориентируются на мэтра в мире музыки - Баха.

Важные даты биографии Баха

  • 1685 год - рождение
  • 1694 год - смерть матери
  • 1695 год - смерть отца, переезд в Ордруф к старшему брату
  • 1700–1703 года - вокальная школа Люнебурга
  • 1703–1707 года - должность органиста в церкви Арнштадта
  • 1707 год - женитьба на Марии Барбаре, работа органистом в церкви Мюльхаузена
  • 1708 год - должность придворного органиста в Веймаре
  • 1717 год - придворный капельмейстер в Кётене
  • 1720 год - смерть первой жены
  • 1721 год - женитьба на Анне Магдалене Вильке
  • 1722 год - I том «Хорошо темперированного клавира»
  • 1723 год - должность церковного музыкального директора в Лейпциге
  • 1724 год - «Страсти по Иоанну»
  • 1727 год - «Страсти по Матфею»
  • 1729 год - глава Музыкальной коллегии
  • 1734 год - «Рождественская оратория»
  • 1741 год - «Гольдберг-вариации»
  • 1744 год - II том «Хорошо темперированного клавира»
  • 1749 год - месса си минор
  • 1750 год - смерть
  • Когда Бах был придворным органистом в Веймаре, в город приехал знаменитый французский музыкант Луи Маршан. Композиторы согласились устроить своеобразный музыкальный поединок. Однако в ночь перед заявленным концертом, на котором должна была состояться эта необычная дуэль, Маршан тайно покинул город, не желая состязаться со столь великим музыкантом, как Бах.
  • Бах засыпал только под музыку. Когда сыновья обучились игре на клавесине, они поочерёдно ежедневно усыпляли отца аккордами на этом инструменте.
  • Бах был глубоко верующим человеком и был для обеих жён верным супругом и прекрасным семьянином.
  • Именно благодаря Баху в храмах зазвучали женские голоса: до него на хорах позволялось петь только мужчинам. Первой женщиной, спевшей в церковном хоре, стала его жена, Мария Барбара.
  • Великий композитор умел зарабатывать неплохие деньги и не был расточительным. Однако существовала вещь, которую Бах всегда делал бесплатно: он никогда не брал деньги за частные уроки.
  • Современником Баха был Гендель, который жил в 50 км от Веймара. Оба композитора мечтали встретиться друг с другом, но каждый раз им что-то мешало. Встреча так и не состоялась, однако и того, и другого незадолго до смерти оперировал Джон Тейлор, которого многие считали простым шарлатаном, а не доктором.
  • Существует легенда, не подтверждённая документально, но упоминаемая первым биографом композитора: чтобы услышать знаменитого Дитриха Букстехуда, Бах пешком шёл от Арнштадта до Любека, расстояние между которыми составляет 300 км.


В школьных учебниках и специальной литературе можно найти обстоятельные биографии великих композиторов, которые дают подробную информацию о всех событиях их жизни. Но иногда незначительные случаи, остающиеся «за кадром», формируют куда более полное представление о личностях музыкантов. Самые забавные истории из жизни знаменитых композиторов – Бетховена, Баха, Шуберта, Паганини, Гайдна, Моцарта – далее в обзоре.



Эти истории звучат анекдотично, сложно сказать, какие из них действительно имели место в реальности. Но зная о том, какие черты характера проявляли великие композиторы в общении с окружающими, можно предположить, что они достоверны. Так, все говорили о неуживчивом и угрюмом характере Людвига ван Бетховена. Бескомпромиссным и категоричным он был даже в обращении с близкими людьми. Его младший брат Иоганн скопил денег, купил имение и очень этим кичился. Однажды он послал старшему брату визитную карточку, гордо подписанную «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». Композитор отослал карточку обратно, поставив на обороте свою подпись: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».



Как-то раз один из слушателей, пораженный виртуозной игрой Иоганна Себастьяна Баха, спросил у него: «Вы исполняете любую музыку очень непринужденно, Вы не скажете, как можно выучиться так играть побыстрее?». Бах ответил: «Для того, чтобы исполнять музыку, вообще не надо учиться. В этом, конечно же, нет ничего сложного. Надо только в нужное время пальцами нажимать на нужные клавиши». Бах вообще был известным шутником. Иногда он переодевался бедным школьным учителем, и в какой-нибудь захолустной церкви просил разрешения сыграть на церковном органе. Его музыка была настолько великолепной и мощной, что многие прихожане в испуге разбегались, решив, что в церковь зашел переодетый дьявол.



Франц Шуберт жил в постоянной нужде. Самого масштабного его заработка – 800 флоринов за концерт – хватило всего на несколько недель: Шуберт купил фортепиано (раньше инструмент приходилось арендовать), раздал долги – и деньги опять закончились. После смерти композитора опись всего его имущества уместилась в 4 строчки, там были упомянуты лишь одежда и постельное белье.



Однажды, опаздывая на концерт, Никколо Паганини нанял извозчика и был очень удивлен, когда тот вместо обычной платы назвал сумму в десять раз большую. На вопрос о причине извозчик ответил: «Вы ведь берете по 10 франков за билет с каждого, кто приходит слушать, как Вы играете на одной струне». Паганини ответил: «Хорошо, я заплачу Вам 10 франков, но только в том случае, если Вы довезете меня до театра на одном колесе».



Йозеф Гайдн, дирижируя оркестром в Лондоне, знал, что часто слушатели приходят на концерты по традиции, а не ради любви к самой музыке. Такие ценители прекрасного на концертах часто засыпали. Гайдн решил отомстить равнодушным слушателям: исполняя новую симфонию, он включил в нее оглушительный барабанный бой в те моменты, когда публика успокаивалась и расслаблялась. С тех пор эта симфония носит название «Симфония с ударами литавр», или «Сюрприз».



На вопросы о творчестве Вольфганг Амадей Моцарт отвечал с детской непосредственностью. Иногда это действительно объяснялось возрастом: когда ему было лет 14, после выступления к нему подошел подросток и спросил, как научиться так играть. «Это совсем не трудно, просто с помощью нот записываешь понравившуюся мелодию. Нужно просто попробовать», – ответил Моцарт. Собеседник сказал, что у него лучше получается писать стихи. Композитор предположил, что это еще сложнее, чем писать музыку. «Перестань! Это совсем легко, ты только попробуй», – возразил ему юноша, которым, по легенде, оказался Гете.



Свои привычки и причуды были и у отечественных композиторов:

Иоганн Себастьян Бах – величайшая фигура мировой культуры. Творчество музыканта-универсала, жившего в XVIII веке, жанрово всеохватно: немецкий композитор соединил и обобщил традиции протестантского хорала с традициями музыкальных школ Австрии, Италии и Франции.

Через 200 лет после смерти музыканта и композитора интерес к его творчеству и биографии не остыл, а современники используют произведения Баха в ХХ столетии, находя в них актуальность и глубину. Хоральная прелюдия композитора звучит в «Солярисе» . Музыка Иоганна Баха, как лучшее творение человечества, записана на Золотую пластинку Вояджера, прикрепленную к космическому аппарату, запущенному с Земли в 1977 году. По версии «Нью-Йорк Таймс» Иоганн Себастьян Бах – первый в десятке мировых композиторов, создавших шедевры, стоящие над временем.

Детство и юность

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в тюрингском городе Эйзенах, расположившемся между взгорьями Хайнигского национального парка и Тюрингенского Леса. Мальчик стал младшим и восьмым ребенком в семействе профессионального музыканта Иоганна Амброзиуса Баха.

В роду Бахов пять поколений музыкантов. Исследователи насчитали полсотни родственников Иоганна Себастьяна, связавших жизнь с музыкой. Среди них прапрадед композитора Фейт Бах, булочник, повсюду носивший цитру – щипковый музыкальный инструмент в виде ящика.


Глава семейства Амброзиус Бах играл в церквях на скрипке и организовывал светские концерты, поэтому первые уроки музыки младшему сыну преподал он. Иоганн Бах с малых лет пел в хоре и радовал отца способностями и жадностью к музыкальным познаниям.

В 9 лет умерла мама Иоганна Себастьяна – Элизабет Леммерхирт, а через год мальчик стал круглым сиротой. Младшего брата взял на попечение старший – Иоганн Кристоф, церковный органист и учитель музыки в соседнем городке Ордруф. Кристоф отправил Себастьяна в гимназию, где тот учил богословие, латынь, историю.

Старший брат научил младшего играть на клавире и органе, но пытливому мальчику этих уроков оказалось мало: втайне от Кристофа он доставал из шкафа тетрадь с произведениями известных композиторов и лунными ночами переписывал ноты. Но брат обнаружил Себастьяна за недозволенным занятием и отобрал записи.


В 15 лет Иоганн Бах стал самостоятельным: он устроился на работу в Люнебурге и блестяще окончил вокальную гимназию, открыв себе путь в университет. Но бедность и необходимость зарабатывать средства к существованию поставили на учебе точку.

В Люнебурге любознательность подтолкнула Баха к путешествиям: он побывал в Гамбурге, Целле и Любеке, где познакомился с творчеством именитых музыкантов Рейнкена и Георга Бема.

Музыка

В 1703 году, окончив гимназию в Люнебурге, Иоганн Бах устроился придворным музыкантом в капеллу веймарского герцога Иоганна Эрнста. Бах играл на скрипке полгода и приобрел первую популярность как исполнитель. Но вскоре Иоганну Себастьяну надоело ублажать слух господ игрой на скрипке – он мечтал развиваться и открывать новые горизонты в искусстве. Поэтому без раздумий согласился занять освободившуюся должность придворного органиста в церкви Святого Бонифация в Арнштадте, что в 200 километрах от Веймара.

Иоганн Бах работал три дня в неделю и получал высокое жалование. Церковный орган, настроенный по новой системе, расширял возможности молодого исполнителя и композитора: в Арнштадте Бах написал три десятка органных произведений, каприччио, кантат и сюит. Но напряженные отношения с властями подтолкнули Иоганна Баха покинуть город через три года.


Последней каплей, перевесившей чашу терпения церковного начальства, стало длительное отлучение музыканта из Арнштадта. Косные церковники, и без того недолюбливавшие музыканта за новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений, устроили Баху унизительное разбирательство за поездку в Любек.

В городе жил и творил знаменитый органист Дитрих Букстехуде, чьи импровизации на органе Бах мечтал послушать с детства. Не имея денег на карету, Иоганн осенью 1705 года отправился в Любек пешком. Игра мэтра потрясла музыканта: вместо отпущенного месяца он пробыл в городе четыре.

После возвращения в Арнштадт и разбирательства с начальством Иоганн Бах оставил «насиженное место» и отправился в тюрингский город Мюльхаузен, где нашел работу органиста в церкви Святого Власия.


Власти города и церковное начальство благоволили талантливому музыканту, его заработок оказался выше, чем в Арнштадте. Иоганн Бах предложил экономный план реставрации старого органа, одобренный властями, и написал праздничную кантату «Господь – мой царь», посвященную инаугурации нового консула.

Но через год ветер странствий «снял» Иоганна Себастьяна с места и перенес в ранее покинутый Веймар. В 1708 году Бах занял место придворного органиста и поселился в доме рядом с герцогским дворцом.

«Веймарский период» биографии Иоганна Баха оказался плодотворным: композитор сочинил десятки клавирных и оркестровых произведений, познакомился с творчеством и Корелли, научился использовать динамичные ритмы и гармонические схемы. Общение с работодателем – наследным герцогом Иоганном Эрнстом, композитором и музыкантом, повлияло на творчество Баха. В 1713 году герцог привез из Италии ноты музыкальных произведений местных композиторов, открывших для Иоганна Баха новые горизонты в искусстве.

В Веймаре Иоганн Бах приступил к работе над «Органной книжечкой» – сборником хоральных прелюдий для органа, сочинил величественную органную «Токкату и фугу ре-минор», «Пассакалью до-минор» и 20 духовных кантат.

К концу службы в Веймаре Иоганн Себастьян Бах стал широко известным мастером клавесина и органистом. В 1717 году в Дрезден прибыл знаменитый французский клавесинист Луи Маршан. Концертмейстер Волюмье, наслышанный о таланте Баха, пригласил музыканта состязаться с Маршаном. Но в день соревнования Луи удрал из города, испугавшись провала.

Желание перемен позвало Баха в дорогу осенью 1717-го. Герцог отпустил любимого музыканта «с изъявлением немилости». Органиста нанял на должность капельмейстера князь Ангальт-Кетенский, хорошо разбиравшийся в музыке. Но приверженность князя кальвинизму не позволяла Баху сочинять утонченную музыку для богослужений, поэтому Иоганн Себастьян писал преимущественно светские произведения.

В «кетенский» период Иоганн Бах сочинил шесть сюит для виолончели, Французскую и Английскую клавирные сюиты, три сонаты для скрипичных соло. В Кетене появились знаменитые «Бранденбургские концерты» и цикл произведений, включающий 48 прелюдий и фуг, названный «Хорошо темперированный клавир». Тогда же Бах написал двухголосные и трехголосные инвенции, которые называл «симфониями».

В 1723 году Иоганн Бах устроился кантором хора Святого Фомы в церкви Лейпцига. В том же году публика услышала произведение композитора «Страсти по Иоанну». Вскоре Бах занял должность «музыкального директора» всех городских церквей. За 6 лет «лейпцигского периода» Иоганн Бах написал 5 годовых циклов кантат, два из которых утеряны.

Городской совет дал в распоряжение композитора 8 хоровых исполнителей, но этого количества было крайне мало, поэтому до 20 музыкантов Бах нанимал сам, что служило причиной частых стычек с властью.

В 1720 годах Иоганн Бах сочинял преимущественно кантаты для исполнения в церквях Лейпцига. Желая расширить репертуар, композитор писал светские произведения. Весной 1729 года музыканта назначили руководителем Музыкальной коллегии – светского ансамбля, основанного другом Баха Георгом Филиппом Телеманом. Ансамбль дважды в неделю на протяжении года устраивал двухчасовые концерты в кофейне Циммермана рядом с рыночной площадью.

Большинство светских произведений, сочиненных композитором с 1730 по 1750 годы, Иоганн Бах написал для исполнения в кофейне.

В их число входит шутливая «Кофейная кантата», комическая «Крестьянская кантата», клавирные пьесы и концерты для виолончели и клавесина. В эти годы написана знаменитая «Месса си минор», которую называют лучшим хоровым произведением всех времен.

Для духовного исполнения Бах создал «Высокую мессу си-минор» и «Страсти по Матфею», получив от двора в награду за творчество титул королевско-польского и саксонского придворного композитора.

В 1747 году Иоганн Бах побывал во дворе короля Пруссии Фридриха II. Вельможа предложил композитору музыкальную тему и попросил написать импровизацию. Бах – мастер импровизации – тут же сочинил трехголосную фугу. Вскоре он дополнил ее циклом вариаций на эту тему, назвал «Музыкальным приношением» и послал в подарок Фридриху II.


Другой большой цикл, названный «Искусство фуги», Иоганн Бах не дописал. Сыновья опубликовали цикл после смерти отца.

В последнее десятилетие слава композитора померкла: расцветал классицизм, современники считали стиль Баха старомодным. Но молодые композиторы, воспитанные на произведениях Иоганна Баха, почитали его. Творчество великого органиста любили и .

Всплеск интереса к музыке Иоганна Баха и возрождение славы композитора началось в 1829 году. В марте пианист и композитор Феликс Мендельсон организовал в Берлине концерт, где прозвучало произведение «Страсти по Матфею». Последовал неожиданно громкий резонанс, представление собрало тысячи зрителей. Мендельсон отправился с концертами в Дрезден, Кенигсберг и Франкфурт.

Произведение Иоганна Баха «Музыкальная шутка» и сегодня одно из любимых для тысяч исполнителей мира. Задорная, мелодичная, нежная музыка звучит в разных вариациях, адаптированных под игру на современных инструментах.

Популяризируют музыку Баха западные и российские музыканты. Вокальный ансамбль The Swingle Singers выпустил дебютный альбом Jazz Sebastian Bach, принесший коллективу из восьми вокалистов мировую славу и премию «Грэмми».

Обрабатывали музыку Иоганна Баха и джазовые музыканты Жак Лусье и Джоэль Шпигельман. Отдать должное гению попытался российский исполнитель .

Личная жизнь

В октябре 1707 года Иоганн Себастьян Бах женился на юной кузине из Арнштадта Марии Барбаре. У пары родилось семеро детей, но трое умерли в младенчестве. Трое сыновей – Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан – пошли стопами отца и стали известными музыкантами и композиторами.


Летом 1720 года, когда Иоганн Бах с князем Ангальт-Кетенским находился за границей, Мария Барбара умерла, оставив четырех малышей.

Личная жизнь композитора наладилась через год: при дворе герцога Бах познакомился с молодой красавицей и талантливой певицей Анной Магдаленой Вильке. Иоганн женился на Анне в декабре 1721 года. У них родилось 13 детей, но пережили отца 9.


В преклонные годы семья для композитора оказалась единственной отрадой. Для жены и детей Иоганн Бах сочинял вокальные ансамбли, устраивал камерные концерты, наслаждаясь песнями жены (у Анны Бах было красивое сопрано) и игрой подросших сыновей.

Судьба жены и младшей дочери Иоганна Баха сложилась печально. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме презрения для бедных, а младшая дочь Регина влачила полунищенское существование. В последние годы жизни женщине помог Людвиг ван Бетховен.

Смерть

В последние 5 лет зрение Иоганна Баха стремительно ухудшалось, но композитор сочинял музыку, диктуя произведения зятю.

В 1750 году в Лейпциг приехал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора сложно назвать безупречной, но Бах цеплялся за соломинку и рискнул. После операции зрение не вернулось к музыканту. Тейлор вторично прооперировал композитора, но за кратковременным возвращением зрения наступило ухудшение. 18 июля 1750 года случился удар, а 28 июля 65-летний Иоганн Бах скончался.


Похоронили композитора в Лейпциге на церковном кладбище. Затерянную могилу и останки нашли в 1894 году и перезахоронили в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна, где музыкант прослужил 27 лет. Храм был разрушен бомбежкой во время Второй мировой войны, но прах Иоганна Баха нашли и в 1949 году перенесли, похоронив у алтаря церкви Святого Фомы.

В 1907 году в Эйзенахе, где родился композитор, открыли музей, а в 1985 году музей появился в Лейпциге.

  • Любимым занятием Иоганна Баха считалось посещение захолустных церквей в одежде бедного преподавателя.
  • Благодаря композитору в церковных хорах поют и мужчины, и женщины. Жена Иоганна Баха стала первой церковной хористкой.
  • Иоганн Бах не брал деньги за частные уроки.
  • Фамилия Бах переводится из немецкого, как «ручей».

  • Иоганн Бах просидел месяц в тюрьме за то, что постоянно просил отставку.
  • Георг Фридрих Гендель – современник Баха, но композиторы не встретились. Судьбы двух музыкантов похожи: оба ослепли в результате неудачной операции, сделанной врачом-шарлатаном Тейлором.
  • Полный каталог работ Иоганна Баха опубликован через 200 лет после смерти.
  • Немецкий вельможа заказал композитору написать произведение, прослушав которое он смог бы заснуть крепким сном. Иоганн Бах выполнил просьбу: знаменитые Гольдберг-вариации - и сейчас хорошее «снотворное».

Афоризмы Баха

  • «Чтобы хорошо выспаться, следует ложиться не в тот же день, когда нужно просыпаться».
  • «Играть на клавишных просто: нужно только знать, какие клавиши нажимать».
  • «Цель музыки – трогать сердца».

Дискография

  • «Аве Мария»
  • «Английская сюита N3»
  • «Брандербургский концерт N3»
  • «Итальянская инфлюенция»
  • «Концерт N5 F-Minor»
  • «Концерт N1»
  • «Концерт для виолончели и оркестра D-Minor»
  • «Концерт для флейты, виолончели и арфы»
  • «Соната N2»
  • «Соната N4»
  • «Соната N1»
  • «Сюита N2 B-Minor»
  • «Сюита N2»
  • «Сюита для оркестра N3 D-Major»
  • «Токката и фуга D-Minor»
Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...