Использование библейского сюжета. Библейские мотивы и числовая символика в романе "преступление и наказание" Сочинения по темам


Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого бога и сына его Иисуса Христа была общепринятой русской религией с достопамятных времен. Не избежал этой участи и роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Религия в романе представлена автором как возможность, предоставленная главному герою, для того чтобы вырваться из морально-этических бездн раскаяния. Главную мысль романа можно выразить так: человек должен быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением «истинной веры». Это чисто христианская точка зрения, поэтому произведение можно охарактеризовать как «роман-проповедь».
Грех и добродетель, гордыня и раскаяние четко противопоставлены друг другу в романе Достоевского. Особенно ярко выражен в произведении образ добровольного мученика. Не случайно автором вводятся в текст такие персонажи, как Соня Мармеладова, Дуня Раскольникова, Миколка. Эти герои олицетворяют собой чистоту и сострадание к окружающим.
Соня идет на панель, чтобы прокормить семью, кроме того, она помогает Раскольникову раскаяться и подталкивает его к признанию с помощью чтения Библии и увещеваний. Мне кажется, что сцену чтения Евангелия Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Эпизод чтения Евангелия в романе психологически наиболее напряженный и интересный. Старания героини увенчались успехом. Апофеозом совместных бесед стали слова Раскольникова: «Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» Образ Сони сравним с образом Марии Магдалены, небезызвестной библейской блудницы.
Дуня, сестра главного героя, жертвует собой ради брата и семьи, давая согласие выйти замуж за Лужина, чтобы Раскольников перестал жить в нищете. Образ Дуни ассоциируется с Иисусом Христом, принявшим свою участь во искупление грехов наших и просто из человеколюбия.
Миколка тоже пытается «пострадать за других», взяв на себя вину; его можно назвать двойником Дуни, но сравнивать его с сыном божьим нельзя, потому как он шел на бессмысленную жертву, возможно помешавшую бы Раскольникову раскаяться и признаться, и его благой душевный порыв обратился бы во зло.
Интересным для понимания позиции Достоевского является образ Свидригайлова, который можно сопоставить с образом Иуды. Марфа Петровна выкупает Свидригайлова из тюрьмы и дает ему безбедную жизнь, а он предает жену, отдавшую ему расписку, становится причиной ее смерти. Позже к нему приходит раскаяние, как и к Иуде, и он совершает грех самоубийства. Этот поступок можно сопоставить с самоповешеньем Иуды на осине. Свидригайлов уже при жизни имеет собственное представление о загробном мире. Его ад предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами».
В романе очень сильна связь с религией. Цифры, являющиеся символичными в христианстве, – это цифры три и семь. Достоевский неоднократно использует эти символы: так, Раскольников три раза звонит в колокольчик у двери и столько же раз бьет старуху по голове; происходят всего три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь тоже несет определенную смысловую нагрузку: Свидригайлов прожил с Марфой Петровной семь лет; Раскольников узнает, что именно в седьмом часу не будет дома Лизаветы, следовательно, совершает преступление «в седьмом часу»; в эпилоге герою остается отбыть семь лет каторги. Таким образом, Достоевский хочет показать, что у каждого героя свой путь к Богу и, что бы ни происходило, герой этот путь пройдет.
Сам Родион Раскольников олицетворяет образ раскаявшегося грешника. Убив старуху, герой начинает испытывать душевные терзания, несовместимые с его тонкой, интеллигентной душевной организацией. Раскольникову было изначально предопределено наказание, но не за убийство старухи и Лизаветы, а за его греховную теорию, заключавшуюся в делении людей на два сорта, низшего – «тварей дрожащих» – и высшего – «Наполеонов», что абсолютно противоречит канонам христианства, ведь в этой религии все люди равны.
Также в романе присутствуют такие религиозные образы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и в этом заключается своеобразное наказание героя, как бы постоянное напоминание о содеянном. Кроме того, Соня надевает Раскольникову на шею свой крест, а сама берет Лизаветин, и понятие «крест» приобретает переносное значение: они оба несут общий крест страдания и раскаяния, за которыми последуют духовное очищение, возрождение к жизни.
Итак, можно сделать вывод, что замысел романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит в том, что герои проходят путь страдания, для того чтобы прийти к истине, и именно библейские мотивы и образы помогают читателю понять смысл произведения.

  • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского) - -
  • «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). (По произведениям А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова) - -

Христианские образы и мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Вступление

Достоевский был христианином, православным, глубоко верующим человеком. С этих позиций он подходил к про­блемам своего времени. Поэтому авторскую позицию в любом его романе, в том числе и в «Преступлении и наказа­нии», нельзя правильно понять без учета христианских образов и мотивов.

II. Главная часть.

1. Сам сюжет романа построен на том, что Раскольников совершает смертный грех, преступая одну из важнейших Божьих заповедей – «не убий», а затем искупает свою вину страданием, покаянием и очищением.

2. Смертный грех совершает и Соня, и ее образ соотносит­ся с евангельским образом «блудницы». Это сложный образ, связанный не только с понятием греха, но и с идеей христиан­ского милосердия. В Евангелии Христос прощает блудницу, искренне уверовавшую в него. Милосердие Христос заповедал и людям, сказав о блуднице: «Кто сам без греха, пусть первым бросит в нее камень». Отношение к Соне разных персонажей в романе служит своего рода проверкой их христианского духа (Раскольников сажает ее рядом с сестрой, Дуня, Пульхерия Александровна, Разумихин «не бросают в нее камня», а, на­пример, Лужин именно это и делает).

Грех, как это ни странно, соединяет Соню и Раскольнико­ва: «убийца и блудница, сошедшиеся за чтением вечной кни­ги», то есть Евангелия. Но есть и принципиальная разница между этими двумя преступниками: Раскольников не верит в Бога и поэтому не может верить в искупление; он часто впада­ет в отчаяние. Соня же, напротив, говорит о себе: «Что же бы я без Бога-то была?». Поэтому ей открыт путь искупления че­рез страдание и добрые дела; в ней нет отчаяния.

3. Очень важным евангельским мотивом является мотив страдания. Страданием искупается не только личный грех, но и грехи человечества, поэтому в русском православном чело­веке сильна идея «пострадать» – просто, без всякой вины (Миколка; арестант, про которого рассказывает Порфирий Петрович Раскольникову в их последнем разговоре).

4. С мотивами страдания и искупления тесно связан образ креста – символ «страстей Христовых». Развитие этого образа в романе довольно сложно. На Раскольникове креста нет – дли России времени Достоевского случай нечастый и о многом го­ворящий. Крест на Раскольникова надевает Соня, благословляй его на страдание. Она надевает на него свой крест, то делает их как бы братом и сестрой во Христе, а сама носит крест Лизаветы, своей духовной сестры, которую убил Раскольников.

5. Для Достоевского очень важно было показать возможность воскресения любого человека, даже преступника через обращение к Богу. Поэтому один из важнейших евангельских мотивов и образов – воскресение Лазаря. Соответствующее место Соня читает Раскольникову по его просьбе, но еще раньше, в первом разговоре Раскольникова с Порфирием Пет­ровичем этот мотив уже возникает, и последний раз он упо­минается в самом конце эпилога.

III. Заключение

Христианские мотивы и образы – важная часть идейного содержания «Преступления и наказания», прямо выражающая авторскую позицию Достоевского.

Здесь искали:

  • христианские мотивы в романе преступление и наказание
  • христианские образы и мотивы в романе преступление и наказание
  • крестьянские мотивы в романе преступление и наказание

План сочинения

1. Вступление. Обращение писателя к библейским темам и сюжетам.

2. Основная часть. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание».

Мотив Каина в романе.

Мотив Египта и его развитие в романе.

Мотив смерти и воскресения в романе.

Библейские мотивы, связанные с образом Сони.

Мотив причащения, связанный с образом Мармеладова.

Мотив бесов и его развитие в романе.

Мотив бесовства в последнем сне героя.

Мотив бесов в создании образа Свидригайлова.

Мотив смеха и его значение в романе.

3. Заключение. Своеобразие тематики романов Достоевского.

Человек в романах Достоевского чувствует свое единство с целым миром, чувствует свою ответственность перед миром. Отсюда глобальность остро поставленных писателем проблем, общечеловеческий характер их. Отсюда и обращение писателя к вечным, библейским, темам и идеям. В своей жизни Ф.М. Достоевский часто обращался к Евангелию. Он находил в нем ответы на жизненно важные, волнующие вопросы, заимствовал из евангельских притчей отдельные образы, символы, мотивы, творчески перерабатывая их в своих произведениях. Библейские мотивы отчетливо прослеживаются и в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Так, образ главного героя в романе воскрешает мотив Каина, первого убийцы на земле. Когда Каин совершил убийство, он стал вечным скитальцем и изгнанником в родной земле. То же самое происходит и с Раскольниковым у Достоевского: совершив убийство, герой чувствует отчуждение от окружающего мира. Раскольникову не о чем говорить с людьми, «уже больше ни о чем, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить», он «как будто ножницами отрезал себя ото всех», родные как будто боятся его. Сознавшись в преступлении, он попадает на каторгу, но и там на него смотрят недоверчиво и неприязненно, его не любят и избегают, однажды даже хотели убить его как безбожника. Однако Достоевский оставляет герою возможность нравственного возрождения, а следовательно, возможность преодоления той страшной, непроходимой пропасти, что лежит между ним и окружающим миром.

Другой библейский мотив в романе – это мотив Египта. В грезах Раскольникову представляется Египет, золотой песок, караван, верблюды. Встретив мещанина, назвавшего его убийцей, герой вновь вспоминает о Египте. «Стотысячную черточку просмотришь, – вот и улика в пирамиду египетскую!», – в испуге думает Родион. Рассуждая о двух типах людей, он замечает, что Наполеон забывает армию в Египте, Египет для этого полководца становится началом его карьеры. О Египте в романе вспоминает и Свидригайлов, заметив, что у Авдотьи Романовны натура великомученицы, готовой жить в Египетской пустыне. Мотив этот имеет в романе несколько значений. Прежде всего Египет напоминает нам о его правителе, фараоне, который был низвергнут Господом за гордыню и жестокосердие. Сознавая «гордое могущество» свое, фараон и египтяне сильно притесняли народ израильский, пришедший в Египет, не желая считаться с их верой. Десять казней египетских, посланные богом на страну, не смогли остановить жестокость и гордыню фараона. И тогда Господь сокрушил «гордость Египта» мечом царя Вавилонского, истребив египетских фараонов, и народ, и скот; превратив землю Египетскую в безжизненную пустыню. Библейское предание здесь напоминает о суде божьем, о наказании за своеволие и жестокость. Египет, явившийся во сне Раскольникову, становится предостережением для героя. Писатель как будто все время напоминает герою, чем заканчивается «гордое могущество» властелинов, сильных мира сего. Предостережением становится и упоминание Свидригайлова о Египетской пустыне, где долгие годы пребывала великомученица Мария Египетская, бывшая некогда великой грешницей. Здесь возникает тема раскаяния и смирения, но одновременно – и сожаления о прошлом. Вместе с тем Египет напоминает нам и о других событиях – он становится местом, где Божья Матерь с младенцем Иисусом укрывается от преследования царя Ирода (Новый Завет). И в этом аспекте Египет становится для Раскольникова попыткой пробуждения в душе его человечности, смирения, великодушия. Таким образом, мотив Египта в романе еще и подчеркивает двойственность натуры героя – его непомерную гордыню и едва ли меньшее природное великодушие.

С образом Раскольникова в романе связан евангельский мотив смерти и воскресения. После совершения им преступления Соня читает Родиону евангельскую притчу об умершем и вновь воскресшем Лазаре. О своей вере в воскресение Лазаря герой говорит Порфирию Петровичу. Этот же мотив смерти и воскресения реализуется и в самом сюжете романа. После совершения убийства Раскольников становится духовным мертвецом, жизнь как будто уходит из него. Квартира Родиона похожа на гроб. Лицо его – мертвенно-бледное, как у мертвеца. Он не может общаться с людьми: окружающие, с их заботой, суетой вызывают в нем злость и раздражение. Умерший Лазарь лежит в пещере, вход в которую завален камнем – Раскольников же прячет под камнем награбленное в квартире Алены Ивановны. В воскресении Лазаря принимают живейшее участие его сестры – Марфа и Мария. Именно они приводят к пещере Лазаря Христа. У Достоевского Соня исподволь подводит Раскольникова к Христу. Раскольников возвращается к нормальной жизни, открыв в себе любовь к Соне. Это и есть у Достоевского воскресение героя. В романе мы не видим раскаяния Раскольникова, однако в финале он потенциально готов к этому.

Другие библейские мотивы в романе связаны с образом Сони Мармеладовой. С этой героиней в «Преступлении и наказании» связан библейский мотив прелюбодеяния, мотив страдания за людей и всепрощения, мотив Иуды. Как Иисус Христос принял страдания за людей, точно так же и Соня принимает страдания за своих близких. Причем она сознает всю мерзость, греховность своего занятия и тяжело переживает собственное положение. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

– А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смотрел на нее.

Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действительно у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его. Даже жестокости слов его не заметила… Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать решимость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою». Мы знаем, что Соню на этот путь подтолкнула Катерина Ивановна. Однако девушка не обвиняет свою мачеху, а, напротив, защищает, понимая всю безвыходность ситуации. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила». Здесь ощущается едва уловимый мотив Иуды, продавшего Христа за тридцать серебреников. Характерно, что Мармеладову Соня тоже выносит последние тридцать копеек. Семья Мармеладовых в известной степени «предает» Соню. Именно так в начале романа ситуацию рассматривает Раскольников. Глава семьи, Семен Захарыч, беспомощен в жизни словно малое дитя. Он не может побороть своей пагубной страсти к вину и воспринимает все происходящее фатально, как неизбежное зло, не пытаясь бороться с судьбой и противостоять обстоятельствам. Однако мотив Иуды не звучит у Достоевского отчетливо: в несчастьях семьи Мармеладовых писатель обвиняет скорее саму жизнь, капиталистический Петербург, равнодушный к судьбе «маленького человека», нежели Мармеладова и Катерину Ивановну.

Мармеладов, имевший пагубную страсть к вину, вводит в роман мотив причащения. Тем самым писатель подчеркивает изначальную религиозность Семена Захаровича, наличие в душе его подлинной веры, того, чего так не хватает Раскольникову.

Другой библейский мотив в романе – мотив бесов и бесовства. Мотив этот задан уже в пейзажах романа, когда Достоевский описывает невыносимо жаркие петербургские дни. «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич, известка, опять вонь из лавочек и распивочных… Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась…». Здесь возникает мотив полуденного беса, когда человек впадает в бешенство под влиянием палящего солнца, чересчур жаркого дня. В романе Достоевского поведение Раскольникова часто напоминает нам поведение бесноватого. Так, в какой-то момент герой как будто осознает, что на убийство его подталкивает бес. Не найдя возможности взять топор из хозяйкиной кухни, Раскольников решает, что его планы рухнули. Но совершенно неожиданно он находит топор в дворницкой и вновь укрепляется в своем решении. «Не рассудок, так бес!» – подумал он, странно усмехаясь». Раскольников напоминает бесноватого и после совершенного им убийства. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные – гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил…»

Мотив бесов возникает в последнем сне Раскольникова, увиденном им уже на каторге. Родиону представляется, что «весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». В тела людей вселялись особые духи, одаренные умом и волей, – трихины. И люди, заражаясь, становились бесноватыми и сумасшедшими, считая единственно верными, истинными лишь свою правду, свои убеждения, свою веру и пренебрегая правдой, убеждениями и верой другого. Эти разногласия привели к войнам, голоду, пожарам. Люди оставили свои ремесла, земледелие, они «кололись и резались», «убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе». Язва росла и продвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли лишь несколько человек, чистых и избранных, предназначенных начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю. Однако этих людей никто и никогда не видел.

Последний сон Раскольникова перекликается с Евангелием от Матфея, где открыты пророчества Иисуса Христа о том, что «восстанет народ на народ и царство на царство», что будут войны, «глады, моры и землетрясения», что «во многих охладеет любовь», люди возненавидят друг друга, «друг друга будут предавать» – «претерпевший же до конца спасется». Здесь же возникает и мотив казни Египетской. Одной из казней, насланной Господом на Египет для смирения гордыни фараона, стала моровая язва. Во сне Раскольникова моровая язва получает как бы конкретное воплощение в виде вселявшихся в тела и души людей трихинов. Трихины здесь – не что иное, как бесы, вошедшие в людей. Этот мотив мы достаточно часто встречаем в библейских притчах. У Достоевского бесовство становится не физической болезнью, но болезнью духа, гордыней, эгоизмом и индивидуализмом.

Мотив беса развивает в романе и Свидригайлов, который все время как будто искушает Родиона. Как замечает Ю. Карякин, Свидригайлов – «своего рода черт Раскольникова». Первое явление этого героя Раскольникову во многом сходно с явлением черта Ивану Карамазову. Свидригалов возникает словно из бреда, он кажется Родиону продолжением кошмарного сна об убийстве старухи.

На протяжении всего повествования Раскольникова сопровождает мотив смеха. Так, характерны чувства героя при его разговоре с Заметовым, когда они оба ищут в газетах информацию об убийстве Алены Ивановны. Понимая, что его подозревают, Раскольников, однако, не испытывает страха и продолжает «дразнить» Заметнова. «И в один миг припомнилось ему до чрезвычайной ясности ощущения одно недавнее мгновение, когда он стоял за дверью с топором, запор прыгал, они за дверью ругались и ломились, а ему вдруг захотелось закричать им, ругаться с ними, высунуть им язык, дразнить их, смеяться, хохотать, хохотать, хохотать!». И этот мотив, как мы отмечали выше, присутствует на протяжении всего романа. Тот же смех присутствует в снах героя (сон о Миколке и сон о старухе-процентщице). Б.С. Кондратьев замечает, что смех во сне Раскольникова – это «атрибут незримого присутствия сатаны». Думается, такое же значение имеет и смех, окружающий героя наяву, и смех, звучащий в нем самом.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем синтез самых различных библейских мотивов. Это обращение писателя к вечным темам закономерно. Как замечает В. Кожинов, «герой Достоевского постоянно обращен ко всей необъятной жизни человечества в ее прошлом, настоящем и будущем, он постоянно и непосредственно соотносит себя с ней, все время меряет себя ею».

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует отрывок из Евангелия о Лазаре. Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова после преступления до его полного возрождения. В этом эпизоде показана вся безысходность смерти и вся ее непоправимость, и непостижимое чудо - чудо воскресения. Родные скорбят об умершем Лазаре, но своими слезами они не оживят бездыханный труп. И тут приходит Тот, Кто переходит границы возможного, Тот, Кто побеждает смерть, Тот, Кто воскрешает уже разлагающееся тело! Только Христос мог воскресить Лазаря, только Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова.

Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает читателям будущую судьбу Раскольникова, так как связь между Раскольниковым и Лазарем очевидна. “Соня, читая строку: “…ибо четыре дня, как во гробе” энергично ударила на слово “четыре”. Это замечание Достоевский выделяет не случайно, потому что чтение про Лазаря происходит именно через четыре дня после убийства старухи. И “четыре дня” Лазаря в гробу становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова. А слова Марфы Иисусу: “Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой! - так же значимы для Раскольникова, то есть, если бы Христос присутствовал в душе, то он не совершил бы преступления, не умер бы нравственно.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том, что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом, духота могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга. Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи. И когда Соня читает повеление Христа: “Отнимите камень”, кажется, что для Раскольникова они звучат иначе: “Раскайся, осознай свое преступление, и ты воскреснешь!”

В романе присутствует притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала). “В продолжении пути их, пришел Он (Иисус Христос) в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла его в дом свой; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно. Мария же забрала благую часть, которая не отнимется у нее”. Новый Завет, Лук.

Также в романе присутствует притча о мытаре и фарисее: “Фарисей молился так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же не смел даже поднять глаза на небо, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижащий себя возвысится”. Разработав идею о двух видах людей, Раскольников возносит себя, уподобляя Богу, ибо разрешает “кровь по совести”. Но “кто возвышает себя, то унижен будет”. И, совершив преступление, герой понимает, что не способен нести крест “носителя новой идеи”.

С главным героем романа связана притча о Каине, в которой говорится о том, как Каин и его брат Авель принесли дары Господу. Но дары Каина не были приняты Господом. И тогда Каин озлился и убил брата, за что Господь проклял его. Отречение от Бога началось с того, что Раскольников и Каин огорчились, озлились, стали искать себя вне Бога: “отторженный от соборности одинокий человек теряет веру и впадает в тяжкий грех самообожествления”. Егоров В.Н., Ценностные приоритеты Ф.М.Достоевского; учебное пособие, 1994, с. 48. Им довались предостережения. Раскольникову: встреча с Мармеладовым, который говорит о Страшном Суде и о прощении смиренных; сон, в котором показан Миколка, добивающий лошадь, и в котором он (Родя - ребенок) показан сострадательным. Во сне показана вся мерзость убийства. Каину: “Если не делаешь доброго, у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе”. Библия. Раскольников, как и Каин, защищен от преследования и отлучен от общества людей.

«Преступление и наказание» — один из идеологических романов Ф. Достоевского — пронизанный идеями христианства. Библейские мотивы придают роману общечеловеческое значение. Образа и мотивы из Библии подчинены единой идее и сгруппированы и полукруг определенных проблем. Одна из них — проблема судьбы человечества. Согласно современному писателю общество соотнесено в романе с апокалипсическими прогнозами. Образ Библии перенесен в видение героев. Так в эпилоге роман обрисовал ужасную картину: «… грезилось в болезни, будто весь мир обречен на жертву какой-то страшной неслыханной и невиданной язвы…» Если сравнить это описание с Апокалипсисом, то можно заметить очевидную похожесть описания конца времен и видение Раскольникова на каторге. Это описание помогает понять предупреждение автора о страшной пропасти бездуховности, к которой может попасть человечество, игнорируя мораль.

Поэтому тема духовного возрождения в романе связана с идеей Христа. Не случайно и Соня Мармеладова во время первого визита ее к Раскольникову читает ему историю о воскресении Лазаря: «Промолвил к ней Иисус: «Я воскресение и жизнь. Кто верует в Меня, — хотя и умрет, будет жить. И каждый, кто живет и кто верит в Меня, — во веки не умрет». Соня надеялась, что это побуждает Родиона, ослепленного, разочарованного, поверить и покаяться. Она мыслила как глубоко верующая христианка. Ведь путь к прощению и к воскресению духовному лежит через раскаяние и страдание. Она поэтому и советует Раскольникову сдаться власти, лишь бы принять на каторге страдания ради очищения. Не сразу герой понимает все, сначала даже опасается, что Соня назойливо будет проповедовать ему. Она была мудрее. Их обоих воскресила любовь. К Евангелию Раскольников поворачивается сам, стремясь найти там ответы на свои вопросы. Больнее всего в них — вопрос о справедливости в мире. В романе Мармеладов говорит тогда еще совсем другому Раскольникову, что «пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех понимал, он единый, он и судья». Это он о втором пришествии Христа говорил, так как верил, что после беззакония и несправедливости настанет Царство Бога, так как иначе не будет справедливости.

Итак, философская концепция Достоевского — это духовное возрождение человека через любовь-сочувствие к человеку и всему обществу, через проповедь христианской морали. И чтобы как можно лучше подать эту концепцию, писатель написал к своему произведению наиболее известные сюжеты и мотивы главной книги христианства — Библии.

Мы привыкли, что в литературных произведениях важными образами являются образа главных или второстепенных персонажей, т. е. людей, которые действуют в произведении. Через персонажей раскрываются основные проблемы литературного произведения, они воплощают в общие типы или являются неординарными личностями, второстепенные персонажи создают социальный фон, на котором развивается действие произведения и т. п.. Но роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» есть по-настоящему уникальным явлением в русской мировой литературе. Важным образом в этом романе есть образ Петербурга — в котором происходят события.

Внимательный читатель имел возможность заметить, что образ Петербурга так или иначе выделяется во многих произведениях русской литературы. Вспомним пушкинскую поэму «всадник», в котором город Петербург фактически является отдельным персонажем. Петербурга не было бы и известных нам гоголевских «Петербургских повестей». Чем же привлекает писателей этот город? Почему именно он помогает им раскрыть темы и идеи произведений? Какие именно темы и идеи раскрываются через образ Петербурга?

Как возникает новый город? На определенном месте начинают селиться люди, поселок достраивается, увеличивается… Но не так было с Петербургом. Он известен нам как рукотворный город, построенный на болотах по приказу Петра I. Во время его лечения от болезней, которым оказывал содействие климат, и от тяжелой работы умерло много людей, фактически этот город на костях. Прямые улицы, созданные искусственно, величественные и малые здания… Все это не оставляет жизненного простора для существования простому человеку. Поэтому гибнут в Петербурге герои «Медного всадника» Пушкина, » Шинели» Гоголя. Этот город с собственной, жестокой и химерической, душой… Город-Фантом… Город-монстр…

В романе «Преступление и наказание» реалии Петербурга воспроизведены с топографической точностью, тем не менее часто они приобретают символическое значение, становясь, и частью ее. В романе мы видим другой Петербург (не те величественные модные сооружения) — город открывает свое ужасное дно, место существования морально опустошенных людей. Они стали такими не только через собственные недостатки, а потому, что город-фантом, город-монстр сделал их такими.

Кварталы, черные подъезды, дворы и подвалы населены людьми, в жизни которых безысходность, город «по венцы» полный жестокости, несправедливости, не существующей морали.

Изображая Петербург, Ф. Достоевский нарочно символизирует этот город. Символическое значения приобретают площадь, ступеньки домов (которые обязательно идут вниз: вниз, на самое дно жизни, в перспективе — в ад). Важной есть символика в изображении города — желтые болезненные цвета воссоздают сегодняшнее состояние героев, их моральный недуг, неуравновешенность, напряженные внутренние конфликты.

Я считаю, что для понимания художественного произведения важно уметь находить скрытые, но значащие образы, уметь различать так называемые «декорации» реалистически и символически нагруженные места действия. Именно таким городом-символом есть Петербург в романе «Преступление и наказание». Анализ значения этого образа помогает лучше понять глубокое содержание этого романа.

Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание»

Другие сочинения по теме:

  1. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но...
  2. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского...
  3. Сочинения по литературе: Мир «Униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема «униженных и оскорбленных» в...
  4. Сочинения по литературе: «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно...
  5. Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  6. Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей...
  7. Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о...
  8. Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о...
  9. Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  10. На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей...
  11. «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных потрясений....
  12. В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поднимает тему «униженных и оскорбленных», тему маленького человека. Общество, в котором...
  13. «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных сотрясений....
  14. Когда читаешь роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», кажется, от первого знакомства с Родионом Раскольниковым до его страшного преступления и...
  15. Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление — убийство старухи процентщицы, и наказание —...
  16. «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных сотрясений.... Впервые роман «Преступление и наказание» увидел мир в 1886 году. Это роман о современной России, которая пережила эпоху глубочайших социальных...
  17. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» — один из самых лучших романов Достоевского. Создавалось...
Выбор редакции
Бунт не рождается в один день. К нему приводит действие правящих кругов или их бездействие. Не способность Николая II провести созревшие...

История йода Открытие йода датируется 1811 годом, элемент был открыт французом Бернаром Куртуа, который в своё время был специалистом по...

Вконтакте Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии.Язык их (а...

Румбы горизонта – Вот, смотрите, – начал Яков Платонович на следующий день. – На картушке деления… – Градусы, – уточнил Вася. – Да, все...
В один из дней 1795 года житель Маастрихта, голландец Хоффман производил в окрестностях города раскопки и нашел какие-то гигантские...
Дефо Даниэль (1660-1731) - английский писатель и общественный деятель, автор свыше 560-ти произведений разных жанров (эссе, памфлетов,...
предисловие «По сути, «Охота на банкира» — квинтэссенция тех расследований, которыми мы с журналистами «Новой» занимались последние...
Удивили депутаты Заксобрания Ленобласти. Они решили скинуться по 100 руб. для помощи самому бедному своему коллеге Алексею Ломову . У...
Вода является символом эмоций в эзотерической традиции. Когда человек расстроен, он плачет — льет слезы. А к чему снится попасть под...