История и этнология. Факты. События. Вымысел


Дорррогой Пусик и сэррр Ланцелот, добррро пожаловать на новую встррречу. Уже, вррроде бы, ушли в прррошлое те пафосные ррречи, которррые я толкал, пррредставляя вам одного или дррругого художника. Говорррят, что сапог нет чаще всего у сапожника, вот и я, почему-то, перррестал рассказывать о попугаях в искусстве, хотя какие прррекрррасные мы (у большинства людей) вызываем чувства!

Но всё-таки после долгого перррерррыва пррредставляю вам Франса Франкена младшего, каррртины которррого не пррроходили в живописи пунктиррром, а оставили свой замечательный след, да ещё какой! У него есть множество тем, но один сюжет повторрряется довольно пррростой: антикварррная лавка, каррртины, книги, иногда - попугаи… Живые или чучела - я, увы, сам точно не знаю, но верррю, что настоящие, которррые перррелетают из каррртины в каррртину. Так что вы, пожалуйста, не потеррряйте в полётах авторрра добрррое имя!

Он жил в последних десятилетиях 16 века и в перррвой половине семнадцатого, третий сын четвёррртого поколения живописцев Антверпена, и вошёл в исторррию искусств по пррраву спокойно и очень уверрренно.

И пусть некоторррые из каррртин явно имеют много общего, но это было делом обычным для того вррремени и общества, зато сейчас так интеррресно рррассматррривать и сррравнивать полотна, и только поррражаться, как мелочи выписаны добррротно!


Франс Франкен Младший (нидерл. Frans Francken (II), род. 1581 г. Антверпен — ум. 6 мая 1642 г. Антверпен) — фламандский художник эпохи барокко, один из наиболее известных мастеров фамилии художников Франкен.

Франс Франкен Младший был выходцем из известной семьи художников, с традициями, относящимися к первой половине XVI столетия. Он был третьим сыном живописца Франса Франкена Старшего (1542-1616), в связи с чем вплоть до 1616 года подписывает свои полотна «младший». В 1605 году вступает в антверпенскую художественную гильдию святого Луки, и впоследствии становится её председателем. Он создал большое количество малоформатных кабинетных полотен на исторические, аллегорические, мифологические и библейские сюжеты. Был также популяризатором некоторых новых тем и сюжетов во фламандской живописи, например развивал жанровую живопись, вводил в жанровые свои полотна некоторых «новых» для слвременников животных, например — обезьян (эту «обезьянью» тему затем развил в своих работах Давид Тенирс Младший). Ф.Франкен Младший также сотрудничал в различных художественных проектах с другими живописцами, например с Тобиасом Верхахтом и Абрахамом Говартсом. В позднем своём творчестве создал ряд алтарных полотен. Одной из лучших работ Ф.Франкена Младшего считается его «Распятие» (1606), хранящееся в венском дворце Бельведер.

Шабаш ведьм (Hexenversammlung). 56 х 83 5. д, м. Вена, Музей истории искусств


В доме антиквара (Chamber of Art and Curiosities) 86 5 х 120 д,м Вена, Музей истории искусств

Авраам и три ангела в виде странников (Abraham y los tres angeles). 68 x 86, медь, масло. Мадрид, музей Прадо

Интерьер картинной галереи с ценителями живописи (The Interior Of A Picture Gallery With Connoisseurs Admiring Paintin) 71 х 104 д,м Частное собрание

Авраам и царь Мелхиседек. 68 x 86 медь, масло. Мадрид, музей Прадо

Искушение святого Антония (The Temptation of Saint Anthony). 20 6 x 27 7. Медь, масло. Частное собрание

Кухня ведьм (Witches" Kitchen). 54 5 х 66 5. д, м. Санкт-Петербург, Эрмитаж

Аллегория войны (Allegory of War). 50 2 х 66 7. медь, масло. Хьюстон, Музей изобразительных искусств

Семь дел милосердия (Seven Affairs of Charity). 68 5 х 110 5 х, м. Санкт-Петербург, Эрмитаж

Дела милосердия (Cause of Charity) 17 х 24 д, м. Санкт-Петербург, Эрмитаж

Марии у гроба (Marys at the Tomb) медь, масло США Мадисон, Университет Висконсин-Мэдисон, Художественный музей Чейзен

Бал (The Ball) 71 5 х 104 д,м. Санкт-Петербург, Эрмитаж

Царь Соломон принимает царицу Савскую (King Solomon Receiving the Queen of Sheba). 53 х 41 6 д,м Балтимор, музей Уолтерса

Идолопоклонство царя Соломона (The Idolatry of Solomon) 77 х 109 д,м Лос-Анджелес, музей Пола Гетти

Несение креста (Christ carrying the cross) 54,5 x 76,5 д,м Частное собрание

Аллегория младенца Христа как Агнца Божьего (Allegory of the Christ Child as the Lamb of God) 43 х 34 медь, масло Амстердам, Рейксмузеум

Проповедь Иоанна Крестителя (La predicacion de San Juan Bautista) 56 x 91 д,м Мадрид, музей Прадо

Кабинет коллекционера (A Collector"s Cabinet) 53 2 х 73 д,м Вена, Музей истории исткусств

Аллегория случая (Allegory of Chance) 149 х 182 5 х,м Санкт-Петербург, Эрмитаж

Смерть, играющая на скрипке (Der geigende Tod) 16 х 13 медь, масло Частное собрание

A Witches" Kitchen Eine Hexenkuche, 51 8 x 66 cm, Kunsthistorisches Museum, Wien, Inv -Nr

Соломон с сокровищами храма (Solomon with the Treasure of the Temple) 73 х 106 х,м Париж, Лувр

Аллегория отречения от престола Карла V в Брюсселе (Allegory on the Abdication of Emperor Charles V in Br) 134 х 172 д,м Амстердам, Рейксмузеум

Sebastiaan Leerse In His Gallery

The Garden of Eden with the Creation of Adam and Eve

Neptun. Oil on Copper, 25.9 x 40 cm

The Idolatry of Solomon

A Picture Gallery With A Man Of Science Making Measurements

The interior of a picture gallery

Арест Христа (El Prendimiento de Cristo) 44 x 23 медь, масло Мадрид, музей Прадо

Бичевание Христа (The Flagellation of Christ) 34 x 44 5 д,м Частное собрание

The marriage at Cana

Давид и Авигея (David and Abigail) 163 x 191 д,м Частное собрание

Артаксеркс и Аман на званом обеде у Есфири (Ahasver und Haman beim Gastmahl der Esther) 55,6 x 71,9 медь, масло Частное собрание

Золотой век (An Allegory of the Golden Age) (атр) 44 4 x 57 3 д,м Частное собрание

Золотой век (The Golden Age) 30 х 39 5 медь, масло Частное собрание

Визит торговца произведениями искусства (A visit to the Art Dealer) 29 х 40 5 медь, масло Стокгольм, Национальный музей

Идолопоклонство царя Соломона (The Idolatry of King Solomon) 46 5 x 34 медь, масло Частное собрание

Дела милосердия

Исход (The Exodus) 38 7 х 56 3 медь, масло Частное собрание

Искушение святого Антония (Die Versuchung des Hl Antonius) д,м 46,8 х 36,3 Берлин, Картинная галерея старых мастеров

Мастерская Осмеяние Христа со сценами страстей и четырьмя евангелистами (The Mocking of Christ) 37 х 29 медь, масло Частное собрание

Моление о Чаше + Христа волокут через поток Кедрон + Христос перед Каиафой 52 х 76 1 д,м Частное собрание

Крез показывает Солону свои сокровища (Krosus zeigt Solon seine Schatze) 55 х 72 5 медь, масло Частное собрание

Обручение Девы Марии с Иосифом (The Marriage of Mary and Joseph) 48 x 38 5 медь, масло Частное собрание

Орфей и Эвридика (Orpheus and Euridice) (атр) 19 2 х 19 2 д,м Частное собрание

Осмеяние Христа (The Mocking of Christ) 35 х 29 медь, масло Частное собрание

Персей и Андромеда с фигурами на берегу (Perseus and Andromeda) 41 6 х 60 9 д,м Частное собрание

Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) 35,5 x 29 медь, масло Частное собрание

Смерть скупого (La Mort de l"Avare) 23 х 32 д,м Частное собрание

Картина: "Аллегория счастливой судьбы"

Франкены принадлежали к одной из самых плодовитых и многочисленных "художествен-
ных" семейств Фландрии. На протяжении двух веков они избирали живопись своей профессией: четыре поколения Франкенов передавали от отца сыну секреты живописного
мастерства. Франс Франкен Младший (1581-1642) остался в истории искусства как самый талантливый и известный представитель этой семьи.
Учился он у своего отца, который с детства привил ему любовь к итальянскому искус-
ству. Долгое пребывание в Италии сослужило Франкену хорошую службу. Он изучал
картины венецианских и флорентийских мастеров Высокого Возрождения. Это дало художнику возможность понять сущность итальянского искусства, усвоить не только
формальные приёмы, но и духовное содержание этого искусства. Поэтому по возвращении в Антверпен в 1605 году Франс Франкен предстаёт перед нами не слепым
обожателем итальянских мастеров, а их вдумчивым последователем. В том же году
художник становится членом гильдии Святого Луки, а в 1614 году его выдвигают
на почетную должность казначея и старшины этой гильдии.
Если слава Франкена несколько поблекла после его смерти, то при жизни он был знаменитым мастером. Его имя называли среди ведущих фламандских мастеров. Ван
Дейк и Рубенс были его друзьями (с последним он познакомился во время своего пребывания в Италии). О признании современников свидетельствуют и те почести,
которых Франкен добился в Антверпене.
Талантливый живописец, Франкен писал небольшие картины, полные любопытных деталей
и увлекательного рассказа. Чаще всего его привлекали мифологические и библейские
сюжеты, в которых стремление к достоверности изображения сочетались с интересом
к алегоричности и символике содержания.
Одна из таких картин - "Аллегория счастливой судьбы" из краковского музея.
По традиции, судьба, или Фортуна изображалась ввиде обнаженной женщины с длинным локоном на лбу. Франкен придерживается той же иконографии и ставит в центре композиции статую аллегории судьбы. Надпись, которая видна в нижней части картины, гласит, что тому, кто хочет добиться счастья, следует хватать Фортуну именно за
длинный локон, так как сзади она лысая. Эта полушуоливая надпись воспринималась современниками как серьёзное нравоучение. Традиционные символы Фортуны - весы, бритва, колесо, шар и парус - мастерски включены в композицию.
Сюжет "Аллегории судьбы" загадочно и труден для понимания. До сих пор не разгадано
что означает группа людей у подножия балдахина, под которым восседает молодая женщина, одетая как античная богиня. Может быть, это ещё одна неведомая нам аллегория.
В творчестве Франкена нашло отражение ещё одно веяние времени - увлечение коллекционированием. Было модно собирать не только картины, но и оружие, костюмы,
книги, экзотические растения, различные древности. В живописи тоже возникло своеобразное направление, соответствующее вкусам коллекционеров,- изображение интерьеров антикварной лавки или картинной галереи. Честь создания этого специфического ответвления бытового жанра принадлежит семье Франкенов, в частности
Франсуа Франкену Младшему, который первым стал писать такого рода картины.
Талант Франкена был многообразно. Известно, что художник прекрасно рисовал, делал эскизы росписей посуды, костюмов, резьбы по металлу. Видимо, он имел склонность
и к литературе, так как был членом одного из антверпенских литературных обществ и
сделал для него эмблему. Все это позволяет назвать Франса Франкена Младшего одним из ведущих мастеров того периода фламандского искусства, когда только начинал зарождаться национальный стиль.

Г. Антверпен) - фламандский художник эпохи барокко , один из наиболее известных мастеров фамилии художников Франкен .

Франс Франкен Младший был выходцем из известной семьи художников, с традициями, относящимися к первой половине XVI столетия. Он был третьим сыном живописца Франса Франкена Старшего (1542-1616), в связи с чем вплоть до 1616 года подписывает свои полотна «младший». В 1605 году вступает в антверпенскую художественную гильдию святого Луки , и впоследствии становится её председателем. Он создал большое количество малоформатных кабинетных полотен на исторические, аллегорические, мифологические и библейские сюжеты. Был также популяризатором некоторых новых тем и сюжетов во фламандской живописи, например развивал жанровую живопись, вводил в жанровые свои полотна некоторых «новых» для современников животных, например - обезьян (эту «обезьянью» тему затем развил в своих работах Давид Тенирс Младший). Ф.Франкен Младший также сотрудничал в различных художественных проектах с другими живописцами, например с Тобиасом Верхахтом и Абрахамом Говартсом . В позднем своём творчестве создал ряд алтарных полотен. Одной из лучших работ Ф.Франкена Младшего считается его «Распятие» (1606), хранящееся в венском дворце Бельведер .

Напишите отзыв о статье "Франкен Младший, Франс"

Литература

  • Härting, Ursula "Francken, " Grove Art Online . Oxford University Press, .

Галерея

    Frans Francken d. J. 009.jpg

    Кунсткамера (1636)

    Abbas I as a new Caesar being honoured by the trumpets of fame and the Persian embassy in Allegorie de l Occasion by Frans II Francken 1628.jpg

    Персидское посольство шаха Аббаса I в Европу (1628)

    Francken Beweinung Christi.jpg

    Оплакивание Христа (1615/1620)

    Francken II, Frans - An Allegory of the Liberal Arts - 17th c.jpg

    Аллегория свободных искусств

    Frans Francken (II) - Triumph of Bacchus - WGA8211.jpg

    Триумф Бахуса

    Frans Francken - Ester perante Assuero.jpg

    Эстер перед Артаксерксом

    Frans Francken II Der geigende Tod.jpg

    Смерть, играющая на скрипке (ок. 1625)

    Frans Francken II etc Das Goldene Zeitalter.jpg

    Золотой век

    Frans Francken (II) - De Visitatie.JPG

    Святая Дева в гостях у св. Елизаветы (1618)

    Frans Francken (II) - The Last Judgement - WGA08203.jpg

    Страшный суд (1606) .

Отрывок, характеризующий Франкен Младший, Франс

– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

Ахилл среди дочерей Ликомеда

1620 (ок)_Распятие святого Андрея1618 (ок)_Поклонение трех королей1616-1620_Христос в художественной мастерской1607-1610_Искушение кающейся Марии Магдалины семью смертными грехами
1605_Страшный суд

1618 (ок)_Герб палаты риторики
1618-1620_Триумф Нептуна и Амфитриты 1619_Кабинет искусств
1620 (ок)_Аллегория Изобилия
1622_Несение креста1628-1629_Себастьян Лерсе в своём кабинете искусств
1636_Интерьер церкви в искусственном освещении
1641_Свадьба Персея и Андромеды
Абрикосы с мухой и бабочкой на оловянном блюде Аркадия - Золотой век
Крез показывает Солону свои сокровища
Осмеяние Христа
Пир Эсфири
Поклонение волхвов Поражение Сеннахирима
Притча о блудном сыне
Святая родня
Смерть скупца
Триумф Нептуна и Амфитриты
Христос перед народом
Цветочная гирлянда с мученичеством Доротеи Кессарийской

источник https://plus.google.com/108357570456383899947

Франкен (Franken) — семейство фламандских живописцев
Франс Франкен Младший (нид. Frans Francken (II), род. 1581 г. Антверпен — ум.6 мая 1642 г. Антверпен) — фламандский художник эпохи барокко, один из наиболее известных мастеров фамилии художников Франкен. Франс Ф. Второй — сын и ученик Франс Ф. Первого (1542—1616), самый плодовитый и талантливый из всех представителей семейства, по выходе из отцовской школы посетил Италию, получил там прозвище "дон Франчиско" и по возвращении в 1605 г. в Антверпен был принят мастером в тамошнюю гильдию св. Луки и в 1615 г. сделался в ней старшиной. Подобно своему отцу, он писал картины исключительно небольшой величины на религиозные, исторические, мифологические и жанровые сюжеты, отличаясь прекрасным, тонко обработанным рисунком, тщательным исполнением аксессуаров и энергичным, но малогармоничным колоритом. Нередко Брейгель Бархатный, Йост де Момпер и П. Неффс Старший приглашали его оживлять фигурами, первые двое — свои пейзажи, а последний — свои виды внутренностей церквей. В подписях на многих из своих произведений он выставлял перед своей фамилией буквы D и О — сокращение эпитета "de Oude", т. е. "Старший", для того чтобы его не смешивали с его сыном, Франсом Ф. Третьим. Картины этого художника встречаются во многих общественных и частных коллекциях. Известнейшие между ними: "Шабаш ведьм" (в Венск. музее), "Христос перед Пилатом", "Лобзание Иуды" и "Нептун и Амфитрита" (в мадридск. музее дель Прадо), "Истязание Спасителя" и "Блудный Сын" (в Луврск. муз.), "Мария Магдалина у ног Спасителя" (в црк. Богородицы в Брюгге), "Крез и Солон" (в Брюссельск. гал.), "Подвиги христианского милосердия" и "Чудо у гробницы св. Брунона" (в антверпенск. муз.), "Триумф Галатеи", "Израильтяне по переходе через Черное море" и "Царь Мидас" (в Брауншвейгск. муз.), "Христос на Елеонской горе" и "Фантастическая сцена" (в Берлинск. муз.), "Пиршество" и "Несение креста" (в Дрезденск. гал.), "Кабинет любителя искусства" (во дворце Питти во Флоренции), "Израильтяне по переходе через Чермное море", "Семь подвигов христианского милосердия" и "Возвращение Давида в Иерусалим после победы над Голиафом" (в Имп. Эрмитаже). http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5047925

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...