История создания картины мика морозов. Ирония судьбы. Последний день Мики Морозова. Краткая биография художника


Описание картины Серова «Мика Морозов»

Серов Валентин Александрович - известный живописец и сын композитора Серова.
За свою жизнь брал уроки живописи у самого Ильи Репина.
Одной из известных и очень интересных картин автора есть воспроизведение «Мика Морозов».

На картине автор изобразил мальчика 5 лет.
По всей видимости, это и есть Мика Морозов.
Он сидит на стуле и позирует художнику.
Весь его вид говорит о том, что ему хочется вскочить и побежать на улицу, гулять, а не сидеть на одном месте.
Глядя на мальчика можно предположить, что он только проснулся.
На него одета белая ночная рубашка.
Светлые кудрявые волосы взъерошены.
И на лице просматривается еще ночная пелена.
Автор рисовал его из близкого расстояния, благодаря чему можно рассмотреть все детали.
На щеках у ребенка виднеется румянец, розовые губы слегка приоткрыты, как бы что-то хотят спросить, а темные глазки смотрят вдаль, в надежде, что скоро смогут побежать куда-то.
Весь его детский образ выражает непосредственность, наивность, послушание.
На темном фоне стены, этот маленький кудрявый мальчик похож на светлого ангелочка.
Он весь светится добротой и лаской.
Глядя на позу мальчика, невольно задумываешься, или это автор посадил его так, или может быть мальчишка уже весь в нетерпении.
Он хочет бежать, изучать что-то новое, яркое.
И это не странно.
Он еще совсем маленький и такое чувство, как смирение ему еще не знакомо.

Автору очень точно удалось передать все происходящее именно в том момент.
Выражение лица мальчика, его позу, яркость комнаты.
Сама картина, кажется, очень живой, легкой, не обрамляющей.
На ней изображено детство.
Наверное, каждый, кто смотрит на Мику Морозова, узнает в нем себя в пять лет.
Восхитительнее воспроизведение Валентина Серова «Мика Морозов» возвращает всех в свое безропотное детство.
Заставляет забыть о суете и переживаниях.

В данной подборке Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения о картине Серова: для дам и для молодых людей. Каждый из них подкрепляется планом. Если данные работы не подошли Вам, напишите причину этого недоразумения в комментариях. Приятного просмотра!

Для девочек

(185 слов) Портрет – тонкое искусство, требующее от художника напряжения всех его творческих сил. Поэтому очень приятно встретить красивое и верное изображение человеческого лица. Моим любимым примером картины этого жанра является работа В. А. Серова «Мика Морозов».

На полотне нарисован мальчик лет шести. Он сидит в длинной белой рубашечке на большом сиденье. Его руки крепко впились в ручки стула. Видимо, он что-то заметил вдалеке, и его взгляд напряженно следит за тем, что зритель не видит. Его нежный рот приоткрыт. Особенно сильно на картине выделяется его прическа: рыжие кудри обрамляют детское лицо. Цвет этого лица тоже привлекает внимание. Оно румяное, свежее, розовое. По нему сразу видно, что мальчик здоров и активен. Темные глаза ребенка контрастируют со светлой кожей. У зрителя создается впечатление, что маленький озорник оживляет своим присутствием всю комнату: серую и хмурую. Но видно, что мальчик устал позировать, и рвется к играм. Смотря на эту репродукцию, я и сама вспомнила, как не любила фотографироваться в детстве.

Мне очень понравилась картина В. А. Серова, потому что он сумел живо и красочно изобразить ребенка. Он наверняка не мог усидеть на месте, позируя художнику. Передать даже это состояние натурщика – настоящее мастерство.

План сочинения по картине «Мика Морозов»:

  1. Вступление (Жанр картины и мое мнение о нем);
  2. Основная часть (Описание полотна);
  3. Заключение (Мое мнение о портрете).

Для мальчиков

(180 слов) Картина В. А. Серова «Мика Морозов» — портрет. Этот жанр живописи особенно сложен, ведь не все люди могут правильно позировать, да и сам художник изрядно утомляется за целый сеанс. Именно поэтому я очень ценю мастерство живописцев, способных оживить героя на своем полотне.

На картине В. А. Серова изображен маленький мальчик в ночной рубашке. Белый цвет его одежды контрастирует с темным фоном стены и мрачностью комнаты. Также колорит полотна привлекает внимание за счет ярких акцентов: рыжие волосы ребенка, темные глаза на розоватой коже, пестрое покрывало на спинке стула. Поза героя говорит о том, что он напряжен, устремлен куда-то вдаль. Его пальцы впились в поручни, как будто он готовится встать и уйти туда, куда он пристально смотрит. Мальчик непосредственен, он не хочет произвести впечатление. Живописец как будто украдкой вырвал этот миг из жизни Мики Морозова, который и не знал, что его рисуют.

Мне понравилась картина «Мика Морозов», потому что от нее веет радостью и озорством первых лет жизни. Тогда человек живет в своем внутреннем мире, не осознавая, что происходит вокруг. Художнику удалось передать в лице ребенка непосредственность и свежесть волшебной поры детства.

План сочинения-описания портрета:

  1. Вступление (Жанр картины и мое отношение к нему);
  2. Основная часть (Описание портрета);
  3. Заключение (Мое впечатление о полотне).

Валентин Александрович Серов.МИКА МОРОЗОВ, 1901. Холст, масло. 62,3х70,6. Третьяковская галерея.

Мика Морозов – сын промышленника и мецената М.А.Морозова.
Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина, написанная скупыми красками. Здесь нет искусственной наигранности или напряженности, которая свойственна детям на фотографиях или портретах. Серов гениален – он смог представить портрет гиперактивного ребенка, причем в духе импрессионизма.

Перед нами ребенок, сидящий на стульчике. Белая рубашка, золотистые кудри, энергичная поза. Такими художники писали амуров и купидонов. Внимание зрителя концентрируется на лице Мики. Широко открытые, блестящие глаза, розовые щеки, полуоткрытый рот.

Герой увлечен происходящим вокруг. Судя по всему, кто-то рядом пытается удержать внимание ребенка, добиться от него неподвижности. Еще одно мгновение и он бросится навстречу чему-то новому, необычному, интересному.Поза Мики стремительная, его руки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет.

Рот малыша слегка приоткрыт, будто он хочет что-то сказать, причем ему любопытно, почему этот человек с кистями и мольбертом оторвал его от важного занятия и посадил на одно место. Мика – это абсолютно открытый и дружелюбный ребенок, который бежит навстречу миру с распахнутыми глазами, а мир принимает его.

Серов откровенно пренебрегает окружающим интерьером, фоном, деталями. Для него важным является лишь это детское мгновение познания окружающего мира, непосредственность, естественность, открытость, - те самые качества, которые так хорошо скрывают люди взрослые.

Отличительной чертой картины «Портрет Мики Морозова» является то, что написана она не на открытом пространстве, а в помещении. Удивительно, как смог художник найти то освещение, которое передало нежную детскую кожу, пушистые курчавые волосы, ощущение изумленных горящих глаз и стремительность движения.

Эту картину считают настоящим гимном беззаботному детству, тому, которое распахнув огромные глаза, спрашивает у художника с всероссийским именем: «Дядя, а вам красить тяжело?». Это детство не «парадно-выходных» фото или портретов в мундирчиках, а домашнего уюта и атмосферой, где ребенка любят.

Знакомые Михаила Морозова говорили, что и во взрослом возрасте он походил на мальчугана на портрете, студенты пытались расспросить про Серова, а сам профессор МГУ, наверно, не раз хотел вернуться в незабываемые детские годы.

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ МОРОЗОВ.

В советские годы он литературовед, театровед, педагог, переводчик, посвятивший всю жизнь изучению творчества Шекспира, один из основателей советского научного шекспироведения.Английский язык и литературу изучал в Великобритании. Вернувшись в Россию, окончил филологический факультет Московского университета.

С 1920-х годов работал в театре как режиссёр, читал лекции по истории театра, занимался переводами. Позднее работал преподавателем английского языка, читал лекции по истории английской литературы на английском языке. Подготовил издание «Гамлета» на английском языке, кроме подробного комментария Морозов включил в книгу также специально созданный для неё словарь.

Михаил Михайлович много ездил по стране, проводя обсуждения постановок пьес Шекспира в национальных театрах. Он как-то сразу находил общий язык с актерами, постановщиками, легко схватывал местный колорит. В Грузии, в Армении, в Осетии, в Узбекистане он становится настолько своим, что иной раз трудно было отличить его от местных жителей.

М. М. Морозов обладал поразительной работоспособностью. Бывало, его просили написать статью побыстрее, указывали срок - несколько дней. Он смотрел на часы и говорил: "Можете прислать за статьей через два часа". Работал он сосредоточенно, не отвлекаясь.
Лекции он никогда не читал "по бумажке". Обладая феноменальной памятью, он с блеском мог произносить монологи Гамлета, Лира, Отелло не только на русском языке, но и на английском, который знал в совершенстве. Очень любил читать пьесы Ростана наизусть по-французски.

Ему нравился перевод пьесы "Сирано де Бержерак", сделанный Т. Л. Щепки-ной-Куперник. Особенно восхищала его строка: "Мы с солнцем в крови рождены". Очень любил он Мольера. С Т. Л. Щепкиной-Куперник ему довелось общаться и в связи с постановкой в Ермоловском театре пьесы "Как вам это понравится" в ее переводе.

Весной 1951 года Михаил Михайлович был назначен главным редактором журнала "Новости" ("News"). Журнал выходил на английском языке и освещал важнейшие события международной жизни. Он с огромным увлечением отдался и этой новой для него работе. Гордился признанием своей нужности, полезности Советской Родине.

Радовался тому, что был буквально "нарасхват", что был он нужен и театрам, и переводчикам, и студентам, и издательствам. "Если бы не было революции, из меня бы ничего не вышло", - любил повторять он. Работа была ему необходима как воздух. "Человек с огнем и талантом" - назвал его Б. Л. Пастернак.

Михаил Михайлович получал приглашения от университетов Англии и Америки, к нему обращались за советами ученые Оксфорда, Кембриджа и Колумбийского университета, зарубежные писатели. Две его книги были изданы в Лондоне на английском языке: "Метафоры Шекспира как выражение характеров действующих лиц" и "Шекспир на советской сцене" с предисловием крупнейшего шекспироведа Англии Джона Довера Уилсона, который высоко оценил творческую деятельность русского советского шекспироведа, "сумевшего в своих работах органически соединить науку о Шекспире и театр".

И сам Михаил Михайлович был самобытным, артистичным человеком. Он обладал органичным талантом перевоплощения: надевал цилиндр и брал тросточку - перед нами представал типичный европеец; чалма превращала его в араба или индуса (прабабка его была индуска, портрет ее тогда находился в частной коллекции Е. В. Гельцер). Преображался не только внешне, он и по сути своей как бы становился другим человеком. Чувство юмора было присуще ему в самой высокой степени. Смеялся от души, очень громко, с удовольствием.

По выражению С. Я. Маршака, Михаил Михайлович "совмещал в себе образы многих шекспировских героев - от Гамлета до Фальстафа". В нем была и нескончаемая доброта и трогательная нежность, очень любил он животных.

Поражал даже иностранцев глубиной и безукоризненностью знаний языков, свободно владел ими в любой аудитории, английский же просто считал вторым родным своим языком. С двухлетнего возраста он занимался с гувернанткой мисс Маквити, затем учился в летной школе в Англии. Родословную вел от англичанки Индж; кроме индусской, насчитывал в себе много различных кровей: и армянскую (Эларяны), и немецкую (Левенштейн), и, конечно же, русскую - Мамонтовых и Морозовых.

Отдыхая от работы (что бывало чрезвычайно редко), Михаил Михайлович любил посидеть за шахматами. Играл он превосходно, был мастером первой категории. Очень любил музыку; мать его, Маргарита Кирилловна, была ученицей А. Н. Скрябина, дом их всегда был наполнен музыкой. Любимым композитором Михаила Михайловича был Шуберт с его ясной и прозрачной мелодикой.

В последние годы жизни сердце Михаила Михайловича начало сильно сдавать. Пока он не был главным редактором журнала "Новости", мы подолгу жили под Москвой. Михаил Михайлович любил природу, особенно лес, здесь он успокаивался, начинал писать дневник, возобновил даже писание стихов, которыми увлекался в юности. В домашней обстановке, особенно на даче, на природе, он часто бывал очень тих, задумчив, зачитывался Эпиктетом, любимым своим философом...

Михаил Михайлович умер 9 мая 1952 года. Он сидел за письменным столом, готовил статью для своего журнала. Писал о международной солидарности рабочего класса. Жизнь оборвалась на словах: "Рабочий у станка...". Это была его последняя статья ("Первое мая". - "Новости", 1952, № 9).

У Станислава Садальского появился пост о знаменитом серовском портрете маленького Мики Морозова и о судьбе мальчика, изображенного на полотне. Мне было особенно интересно - когда-то я написала книгу о матери этого мальчика, знаменитой общественной деятельнице гачала ХХ века Маргарите Морозовой. И портрете, как и самом Михаиле Михайловиче там тоже было немного...

Оригинал взят у sadalskij в Мика


Не знаю, как вы, а я очень люблю "послесловия картин" - истории прототипов, персонажей.
Недавно вспоминал в блоге
девочку с персиками с картины Серова, а вот теперь расскажу об этом мальчике в кресле.



Снимаясь у Мотыля в "Лесе", я перерыл кучу всякой тематической литературы - о прежних постановках этой пьесы, первой экранизации и т.д. И однажды нашел несколько биографий провинциальных актеров дореволюционной сцены, очень популярных в 19 веке, игравших в "Лесе" Счастливцева и Несчастливцева. Нашел и зачитался.
А написал о них так ярко и увлекательно Михаил Михайлович Морозов - тот самый мальчик с портрета Серова - Мика Морозов, сын известного мецената Михаила Морозова.


Мальчик вырос, поступил в МГУ, затем изучал английский язык в Кембридже и Оксфорде и стал настоящим знатоком русского и зарубежного театра, знаменитым шекспироведом, очень уважаемым не только в СССР, но и далеко за его пределами. Прославленным переводчиком, перед которым преклонялся Пастернак.


Целиковская знала его хорошо, в 1930-40-х годах Морозов тесно сотрудничал со многими театрами, в том числе, и при постановке шекспировских пьес в Вахтанговском, в котором работала Люся.
Буквально вчера обнаружил интересное фото, сделанное 13 сентября 1945 года в честь приема Джона Бойнтона Пристли после спектакля "Он пришел", поставленном по его пьесе в Камерном театре.

В центре - сам Пристли, над ним - сценарист Александр Новогрудский и кинорежиссер Сергей Герасимов, слева - режиссер Ленинградского театра Комедии Николай Акимов с женой - актрисой Еленой Юнгер, справа - режиссер Камерного театра Александр Таиров. А над Таировым, справа в верхнем углу - Михаил Морозов, Мика.

Как видите, от прежнего четырехлетнего Мики не осталось почти ничего, кроме взгляда - глаза те же. Хотя мать Мики, Маргарита Кирилловна, так отзывалась о картине:
"Этот портрет передает не только Мику того времени; в нем Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот порт-рет очень похожим и на взрослого Михаила".

Развёрнутый план урока развития речи
по теме: «Поход в Музейный Дом: сочинение по картине В.Серова «Портрет Мики Морозова»

Примечание: текст, выделенный жирным курсивом , ребята записывают в тетрадь.

Организация класса.

Сообщение темы и цели урока.

Доброе утро, ребята!

Мы начинаем учебный день с урока развития речи.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки Юлии Лазарьевой…

Цель нашего урока - увидеть «души изменчивой приметы» - составить текст описание по картине известного русского художника Валентина Серова.

Откройте тетради. Запишите дату урока и его тему.

Шестое февраля

Сочинение
по картине Валентина Серова
«Портрет Мики Морозова»

Знаменитый русский художник появился на свет 19 января 1865 г. Его отец был знаменитым композитором и музыкальным деятелем, а мать – пианисткой и создателем нескольких опер. После смерти отца, воспитанием сына занималась мать, всячески поощряя его тягу к рисованию с самого детства. Детство мальчик провел в , где познавал азы рисования. Позже семья переехала в , где Валентин Александрович и познакомился с , который потом стал его учителем.

Сегодня нам предстоит убедиться, что живопись художника поражает удивительной свежестью и ювелирной разработкой каждого миллиметра на холсте.

Откройте учебник на стр. 46.

Скажите, как называется описание человека в живописи и литературе? (ПОРТРЕТ)

- Нет для художника задачи сложнее, чем писать портрет ребенка. Дети подвижны, меняются каждую секунду. Нужно иметь железное терпение и несомненный талант, чтобы справиться с подобной задачей. П ортрет Мики Морозова - гениальная работа великого мастера Серова.

Как вы думаете, что это за имя «Мика»? МИША

Сколько ребёнку лет? (4-5)

Какие детали помогают определить возраст?

Как вы думаете, художник писал Мику утром? Днём? Вечером?

Может ли ребёнок долго усидеть на этом стуле? Почему нет?

Что можно сказать о мальчике, если судить по его позе, по внешнему виду?

Давайте составим несколько предложений из озвученных мыслей…

Мика сидит в кресле. Белая рубашка, золотистые кудри, энергичная поза.

Давайте внимательно рассмотрим лицо мальчика.

Что можно сказать о характере ребёнка? Он кажется бойким и смышлёным или тихим и нерешительным?

Лицо ребёнка притягивает внимание. Огромные, блестящие глаза, румянец на цеках, полуоткрытый рот. Герой увлечен: вот-вот сорвется с места, зальется звонким детским смехом.

Давайте ещё раз вернёмся к картине и обратим внимание на детали.

Серов откровенно пренебрегает окружающим интерьером, фоном, деталями. Для него важным является лишь это детское мгновение познания окружающего мира, непосредственность, естественность, открытость.

Поражают контрасты, на которых построен портрет: крупная голова Мики и его легкая фигурка, белая сорочка и темное кресло, подлокотники визуально пересекают холст по диагонали. В результате такого приема мальчик кажется расположенным к зрителю, а его движение проступает из глубины самого полотна. Белая одежда и пышущее здоровым румянцем лицо ребёнка становится основной идеей данной работы.

Белый костюм Мики на темном фоне стены и кресла, особое золотистое сияние, исходящее от его фигуры, освежают полотно.

Художник, так же, как поэт...
Сюжет в себе переживает...
Он оставляет в душах след...
Хоть о последствиях не знает...

Там каждый штрих или мазок...
Душой художника сияет...
И чем древней картины срок...
Шедевр бесценность обретает...

Эта картина – гимн беззаботному детству!

Скажите, ребята, удалось ли нам достичь поставленной цели?

Что вы можете рассказать о картине В. Серова «Портрет Мики Морозова»?

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...