Изображение русского характера в произведении судьба человека. Cочинение «Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека. IV. Анализ финала рассказа


Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шо-лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто-рия, а действительно судьба реального человека, ис-пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч-ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи-ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от-дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со-беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе-ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се-мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры-вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли-вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му-жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа-шизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо-тел выдать командира. Огромная сила духа и выдерж-ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко-мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте-рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди-ны. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист-ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска-за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испы-тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солда-ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе-седнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нет и не дождусь!».

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи-тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле-вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами». Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз-вращаться к жизни.

«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото-рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо-леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело-века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со-хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо-роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь-ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто-кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое-вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

Разделы: Литература

Класс: 10

Цель: раскрыть через восприятие содержания рассказа истинное назначение человека и смысл человеческого бытия; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», развивать навыки анализа текста.

Оборудование: доска, текст М.Шолохова «Судьба человека», мультимедийный проектор, Презентация , экран, иллюстрации О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (приветствие класса) Слайд № 1

II. Слово учителя

Наш урок я хотела бы начать с притчи: Слайд № 2
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело», – сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет».
«Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»...
– А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение учащихся).
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим». Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по–своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов, мы узнаем, открыв страницы его рассказа «Судьба человека»

Откройте тетради и запишите число, тему урока. Эпиграфом являются слова В.Гёте. Слайд № 3

Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком

Гёте

– Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?
На эти вопросы мы ответим в конце урока.

III. Актуализация знаний, умений и навыков. Слайд № 4

В рассказе А. Толстого «Русский характер» мы найдём такие строки: «Русский характер. Поди–ка опиши его. Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, – который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».
И у Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея Соколова о своей жизни, о тех испытаниях, которые выпали на его долю.
– Как вы понимаете слово «характер»? (индивидуальное задание: работа с толковым словарём)

Слайд № 5.

Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
– Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Такие вопросы задает своим читателям Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека».
– Какие положительные черты характера вы можете назвать?

Слайд № 6 (На экране и в тетради слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность. )

– Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем рассуждать, доказывать, опираясь на текст рассказа.

– Когда и где встретились герои рассказа? Что поражает в портрете собеседника? («Глаза человека – зеркало его души». Не случайно многие писатели, создавая образ своего героя, непременно обращали внимание на его глаза. Итак, «высокий, сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки, сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Это описание глаз Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова.)

– Почему Андрей Соколов говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»? Каково представление героя о счастье? Слайд № 7 (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно).

– Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)

Слайд № 8

– Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? (Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка»). Слайд № 9

Индивидуальное задание: сведения о пленных во время ВОв.

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата...”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём – чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

– Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. Докажите текстом.

(“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”)

– Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?

В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального внимания – сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.

Чтение по ролям: эпизода с условным названием «Вызов к Мюллеру».

Слайд № 10

ВЫВОД: Несмотря на то, что Соколов полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». В этом поединке победил голодный пленный русский солдат.

(Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника. Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».)

– Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Слайд № 11 (Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме – о важных человеческих ценностях.)

– И что же впереди? Ученики читают: (“В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

– Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом – очаг, хранитель семейного счастья, уют. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

– Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл .)

– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.) Слайд № 12

– Кто кого нашёл?Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?Мнение учащихся.

– Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

IV. Анализ финала рассказа

– Какова концовка рассказа? Слайд № 13 (Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».)

V. Подведение итогов

– Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим именем Иван.

– В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? Слайд № 14

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова ).

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

– Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова?

Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность. Обращение к эпиграфу. Слайд № 15

Урок хочу закончить словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Слайд № 16

1. Подготовиться к тесту по рассказу М. Шолохова «Судьба человека». Слайд № 17
2. Прочитать отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба» (отметить по тексту взаимоотношение человек и природа)


Произведение М. Шолохова «Судьба человека» - это повествование о жизни простого человека во время войны. Русский человек перенес все ужасы страшной войны и ценой личных потерь одержал победу, завоевал независимость своей страны. Главный герой рассказа – Андрей Соколов. В нем автор воплотил наилучшие качества русского характера: терпение, стойкость, скромность и особое чувство собственного достоинства.

Именно благодаря таким чертам характера русский народ одержал победу в Великой Отечественной войне.

В самом начале рассказа автор довольно спокойно описывает приметы первой послевоенной весны. Шолохов, как будто готовит читателя к знакомству с главным героем произведения, Андреем Соколовым, у которого глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Соколов о прошлом вспоминает сдержанно, устало, перед своей исповедью он сгорбился и опустил на колени темные, большие руки. Читатель должен прочувствовать, насколько трагична и непроста судьба шолоховского героя.

Жизнь обыкновенного русского человека Андрея Соколова предстает перед читателем со всеми радостями и горестями. С самого детства он уже знал, почем «фунт лиха», воевал в гражданскую войну. Затем, скромный трудяга и отец большого семейства, Соколов был по-своему счастлив. Но снова началась война, которая сломала жизнь этому человеку, оторвала его от семьи и от дома. Соколов идет на фронт. В первые же месяцы войны он был ранен дважды и контужен, а впереди его ждало самое страшное – фашистский плен.

Герою довелось испытать нечеловеческие страдания, муки и лишения. Два года Соколов находился в плену у фашистов и стойко переносил все ужасы этого ада. Его попытка сбежать оканчивается неудачей. Соколов расправляется с предателем и трусом, который готов выдать командира, спасая собственную шкуру. Наиболее выразительно показаны чувство собственного достоинства, выдержка и сила духа героя в его нравственном поединке с комендантом концлагеря. То, с каким мужеством готов встретить смерть истощенный и обессиленный узник, поражает даже фашиста, давно утратившего человеческий облик.

И все же герою удалось бежать из плена, он вновь становится солдатом. Не один раз Андрею доводилось смотреть смерти в глаза, но он всегда оставался человеком. Война закончилась, и герой вернулся домой, где его ждали самые серьезные испытания. Андрей Соколов вышел из войны победителем, но потерял все самое дорогое, что было в его жизни. На том месте, где когда-то стоял построенный его руками дом, Андрей увидел лишь черную воронку от немецкой авиабомбы. Все члены его семьи погибли. Герой невольно задается вопросом, почему жизнь так сурова к нему относится, но ответа найти не может.

После всего, что довелось пережить Андрею Соколову, кажется, он должен был бы ожесточиться и озлобиться на весь мир, но этого не произошло. Судьба не смогла сломить героя, она изранила его душу, но не убила ее. В душе Соколова осталось еще достаточно теплоты, которую он дарит усыновленному им мальчишке-сироте, Ванюше, со «светлыми, как небушко глазами». То, что после всех утрат, Андрей Соколов сумел начать жизнь сначала, усыновив мальчика, подтверждает его огромную нравственную силу. Этот человек продолжает жить, несмотря на все горести и несчастья своей судьбы. Шолохов пишет о том, что ему очень хочется верить в силу этого героя, возле отцовского плеча которого обязательно вырастет настоящий человек и сможет, если понадобится, защитить Родину, преодолев все препятствия на своем пути.

Рассказ «Судьба человека» наполнен светлой и глубокой верой в человека. Заглавие его очень символично: это рассказ не только о конкретной судьбе Андрея Соколова, а повествование о жизни всего русского народа, одержавшего победу в кровопролитной войне и вынесшего на себе все ее тяготы и лишения.

Обновлено: 2012-04-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой произведение М.Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть.
Перед нами незабываемый образ рядового советского солдата - Андрея Соколова. Человека, все вытерпевшего, все преодолевшего... Велико шолоховское искусство портретной лепки: оно свежо, до предела сжато и выразительно. Из двух-трех фраз, оброненных автором как бы мимоходом, мы узнаем, что Соколов "высокий, сутуловатый", что рука у него "большая, черствая", а говорит он "приглушенным басом". И только после того, как рассказчик произнес первую фразу своего повествования: "Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше", - перед нами тотчас же возникает его портрет, нарисованный одной-двумя незабываемыми чертами.
Так же кратко и до физической ощутимости ярко вылеплен портрет второго персонажа рассказа - коменданта лагеря Мюллера.
А образ сердечной, умной жены Андрея Соколова, сироты Иринки, выросшей в детском доме. Своей преданностью, святой жертвенной любовью она напоминает прекрасные образы некрасовских русских женщин. И вновь так пластически зримо вылеплен он, и не только внешне, но и в сложнейших душевных движениях. Особенной силы достигает автор в сцене прощания на вокзале в первые дни войны.
Поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и война, и плен. Еще больше изумляет раскрытие образа Андрея Соколова. На малой "площадке" рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, многотерпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!
Русский солдат! Какой историк, художник полностью изобразил, прославил доблесть его?! Это возвышенный и сложный образ. Многое сплавлено, переплетено в нем такого, что сделало его "не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости" (А.Куприн).
Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. "...И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно..." - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.
Даже в жестоких врагах, в которых фашизм выжег все человеческое, вызывает уважение достоинство и самообладание русского солдата. "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом", - говорит Мюллер.
Способность довести широту показа жизни до эпического звучания свойственна только огромному таланту.
Внимательно вчитываясь в построение рассказа, нельзя не заметить сказового приема, к которому прибегает автор, показывая единоборство лагерфюрера и "русс Ивана": как в былинах и древних сказах, дошедших до нас из народных глубин, М.Шолохов употребляет прием троекратного усиления.
Первый стакан выпил, готовясь к смерти, солдат и не закусил. Второй стакан выпил и опять отказался от закуски. И только после третьего, выпитого "врастяжку" стакана шнапса "откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол".
Это - традиционно-сказовое нарастание драматизма действия во времени. Оно использовано писателем вполне закономерно, и этот прием сказителей гармонично сливается с современным его рассказом.
Произведение М.Шолохова национально по языку. Типический образ русского солдата Андрея Соколова писатель раскрывает в строе мысли и речи, насыщенной меткими, самобытными словечками и народными речениями.
Но не только в отмеченных внешних признаках, как прием троекратного усиления и насыщенность языка яркими выражениями и пословицами, а, как говорил Белинский, в самом "сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи" проявляется народность писателя.
Чуткий художник, М.Шолохов всей своей жизнью, всеми помыслами был связан с жизнью своего народа, с его думами и надеждами. Творчество его питали животворные родники народной мудрости, ее великой правды и красоты. Это и обусловило верность каждой детали, каждой интонации его произведения. Главное же достоинство рассказа, вероятно, в том, что построен он на верном раскрытии глубинных движений человеческой души.
Казалось бы, вот-вот должны иссякнуть силы беспощадно избитого жизнью Андрея Соколова. Но нет! В душе его таится неиссякаемый источник любви. И эта любовь, это доброе начало в человеке руководит всеми его поступками.
Заканчивая рассказ, М.Шолохов не поставил сюжетной точки. Писатель покидает своих героев в весеннем поле: бывший фронтовик и усыновленный им ребенок, связанные великой силой любви, идут путем-дорогой, а перед ними большая жизнь. И мы верим, что не пропадут эти люди, найдут они свое счастье...


Тема русского характера. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - это рассказ о простом человеке на войне. Русский чело­век вынес все ужасы войны и ценой личных утрат за­воевал победу, независимость своей Родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной вой­не, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого досто­инства.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного чело­века, русского солдата Андрея Соколова. Он с дет­ства узнал, почем «фунт лиха», сражался в граждан­скую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Великая Отечественная Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дваж­ды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди - он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оста­вался человеком. И все же самые серьезные испыта­ния выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела ворон­ка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи.

После всего, что пережил этот человек, он, каза­лось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Од­нако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю тепло­ту своей души герой отдает усыновленному им сиро­те Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небуш ко, глазами». И то, что он усыновляет Ваню, подтвер­ждает нравственную силу Андрея Соколова, сумев­шего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдю­жит, и около отцовского плеча вырастет тот, кото­рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского челове­ка, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны. Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной вой­не и кто был настоящим героем этой войны. Образ Ан­дрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравст­венную силу русского человека

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...