Изобразительное искусство классицизма и рококо конспект урока. Изобразительное искусство классицизма и рококо Никола Пуссен. Главный пафос его произведений


К самым ярким и заметным направлениям архитектуры (и интерьеров) того времени можно отнести четыре стиля: барокко, рококо, классицизм и ампир. Эти стили существовали во всех развитых странах Европы, сменяли или дополняли друг друга, кроме того в каждой стране они обрели свои национальные отличительные особенности. Поэтому сегодня мы пользуемся такими понятиями как "русское барокко", английский классицизм" или "французский ампир". Несмотря на это, все стиле относятся к одной группе и к одному историческому периоду, поэтому мы можем выделить в них ряд общих особенностей.

Роскошь: эти стили использовались для оформления интерьеров аристократии, поэтому их иногда называют дворцовыми или королевскими (классицизм - самый скромный и сдержанный стиль в этой группе, хотя по современным меркам эти интерьеры - невиданная роскошь);

Большие просторные помещения с высокими потолками (в наименьшей степени это относится к стилю рококо);

Способы декорирования: лепнина, настенные росписи или картины с классическими сюжетами, резные изделия из дерева (в том числе использование резьбы в мебели).

Отличия рококо от классицизма:

В классицизме наблюдается стремление к стройности и упорядоченности всех элементов архитектуры;

Классицизм стремится к сдержанности и простоте, избегая вычурных деталей;

Классицизм опирается на античную теорию архитектуры, и тщательно соблюдает пространственную гармонию.

Рококо

Термин рококо происходит от французского "rocaille" (произносится "рокайль"), а в переводе означает "ракушка". Стиль стал видоизмененным воплощением, более красивой и эффектной интерпретацией стиля Барокко, порождением французской аристократии и светской культуры. В отличие от других стилей, получивших распространение в различных областях искусства, рококо относится преимущественно только к интерьерам.

История. Стиль Рококо появился в XVIII веке во Франции, и уже в конце столетия он господствовал по всей Европе.

Этот стиль визуально часто путают с барокко, между ними действительно есть много общего, но есть и много узнаваемых отличий. Отличительные особенности стиля Рококо:

Для таких интерьеров характерны следующие эпитеты: изящный, лёгкий, игривый, затейливый;

Наряду с большими помещениями в планировке присутствуют маленькие комнаты, уютные пространства - альковы (большие ниши, например, для спальной зоны);

Цветовая гамма в светлых оттенках розового, голубого, нежно зеленого, жемчужного и перламутрового;



Отделка стен и потолка: тончайшие лепные узоры, резные панели, изысканные зеркальные элементы, гладкая покраска стен и потолка дополняется ручными фресками;

Полы: узорчатый паркет и ковры;

Декоры: позолота, текстильное убранство, хрустальные и стеклянные элементы;

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» - это мастер, создающий такие убранства.То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.

Основные элементы стиля: рокайль - завиток и картель - забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов - увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г.

Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса»; предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры.

В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение, и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами, „Амуры божества любви“ превращаются в - putti - рококо».



Классицизм

Как стиль интерьера и эстетическое направление Классицизм зародился в Европе вначале XVII века. В его основу легли спокойствие и строгой античной архитектуры, ее пропорции и гармоничность. В переводе с латыни "classicus" – это норма, порядок, образец. На развитие Классицизма значительно повлияло открытие Помпеи в 1755 году. В результате он стал результатом естественного развития и совершенствования архитектуры эпохи Возрождения.

Отличительные особенности стиля Классицизм:

Интерьер классицизма характеризуют следующие слова и словосочетания: спокойный, стремящийся к идеалу, лаконичный, благородный;

Интерьерное убранство характеризуется четкими геометрическими, максимально правильными формами;

Цветовая гамма: светлые и насыщенные тона нежной ванили, бледно голубого, цвет молодой листы;

Использование традиционных античных архитектурных конструкций: колоны, пилястры (полуколонны), фронтоны и фризы;

Орнаменты с античыми мотивами: строгие и геометричные;

Отделка стен.обои с роскошными ажурными рисунками или узорами, настенные плинтуса и бордюры, широко используется роспись;

Полы: – наборной художественный паркет из дорогих, элитных сортов древесины. В прихожей, холле или столовой зоне возможно использование мрамора или других покрытий из камня;

Декор не перегружен деталями и мелкими элементами.

Самым ярким представителем эпохи классицизма можно считать английского (шотландского) архитектора Роберта Адамса, на фотографиях ниже вы можете видеть выполненные им интерьеры.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Об особенностях классицизма в Российской империи см. статью русский классицизм.

Во многом классицизм опирался на античное искусство (Аристотель, Гораций), взяв его за идеальный эстетический образец, «золотой век». Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса.

Пуссен Никола (1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Учился у К.Варена и других французских художников; с 1624 Пуссен жил в Риме (в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (“Ринальдо и Армида”, “Танкред и Эрминия”, “Парнас”). Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (“Аркадские пастухи”, “Нахождение Моисея”). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, “Великодушие Сципиона”). Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, серия пейзажей “Времена года”, “Аполлон и Дафна”). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии,используя в них

эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.

Ватто Жан Антуан (1684-1721), французский художник.

Родился в городе Валансьенн (на севере Франции) в семье кровельщика. Точная дата рождения неизвестна. Крещён 10 октября 1684 г.

Около 1702 г. Ватто приехал в Париж и начал работать как копиист. В Люксембургском дворце он имел возможность изучить картины П. П. Рубенса.

В 1717 г. Ватто получил звание академика за большую картину «Паломничество на остров Киферу». В 1719-1720 гг. художник посетил Англию. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. На протяжении менее чем десятилетия он написал полотна «Венецианский праздник», «Праздник любви», «Общество в парке», «Радости жизни», «Жиль»,

«Мецетен», «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена».

Ватто не датировал свои картины, но, скорее всего, его живопись становилась с годами более светлой. Художник сделал много рисунков.

Его постоянные любимые персонажи напоминают актёров, которые разыгрывают на полотнах Ватто длинную пьесу. В зрелую пору художник всё более театрализует композиции, в которых природа (деревья, холмы) становится похожей на декорацию. Театральные сцены и «галантные празднества» - основная тема его поздних сюжетов. Ватто, особенно его орнаментальные панно, оказал решающее влияние на развитие стиля рококо.

Жан Оноре Фрагонар (5 апреля 1732, Грасс - 22 августа 1806, Париж), французский живописец и график. Учился у Ж. Б. С. Шардена и Ф. Буше в Париже. В 1756-1761 годах работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Фрагонара перейти от опытов исторической живописи ("Корез и Каллироя", 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Продолжая традиции "галантного" жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Фрагонара исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью ("Качели", 1766, собрание Уоллес, Лондон, "Праздник в Сен-Клу", 1775, Французский банк, Париж; "Купающиеся наяды", Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей ("Поцелуй украдкой", Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев ("Бедное семейство", Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; "Дети фермера", Эрмитаж, Ленинград). Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже - сепией) и офортов.

Шарден Жан-Батист Симеон (1699-1779) - французский живописец, ученик П.-Ж. Каза и НоэляКуапеля.

Помогая последнему исполнять аксессуары в его картинах, приобрел необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению.

В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, битых животных, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 г. расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами.

Картины этой второй категории, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, еще более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в ее советники, в 1750 г. принял на себя должность ее казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

Наиболее известные между ними - "Карточный замок", "Молитва перед обедом", "Трудолюбивая мать", "Битый заяц и охотничьи принадлежности", "Плоды на мраморном столе" и "Атрибуты искусства", "Три мальчика, пускающие мыльные пузыри", "Кухонный стол с провизией и посудой", портрет г-жи Жофрен, "Девушка, читающая письмо", "Возвращение с рынка", "Кухарка, чистящая репу", и повторения "Молитвы перед обедом", повторение "Карточного замка" и "Молитвы перед обедом" и "Прачки", "Молодая женщина, вышивающая ковер", "Служанка, наливающая воду в кувшин", "Битый заяц и медный котел" и повторения "Прачки" и "Молитвы перед обедом" и "Мать и дитя".

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Главные темы живописи рококо

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные критерии художественной правды и красоты

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Композиционная система картин

    Картины Пуссена и их особенность, смысл

    Главные темы живописи рококо

    А. Ватто. Его картины и их особенности

    Ф. Буше. Его картины и их особенности

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные критерии художественной правды и красоты

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Композиционная система картин

    Картины Пуссена и их особенность, смысл

    Главные темы живописи рококо

    А. Ватто. Его картины и их особенности

    Ф. Буше. Его картины и их особенности

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные критерии художественной правды и красоты

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Композиционная система картин

    Картины Пуссена и их особенность, смысл

    Главные темы живописи рококо

    А. Ватто. Его картины и их особенности

    Ф. Буше. Его картины и их особенности

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные критерии художественной правды и красоты

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Композиционная система картин

    Картины Пуссена и их особенность, смысл

    Главные темы живописи рококо

    А. Ватто. Его картины и их особенности

    Ф. Буше. Его картины и их особенности

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные критерии художественной правды и красоты

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Композиционная система картин

    Картины Пуссена и их особенность, смысл

    Главные темы живописи рококо

    А. Ватто. Его картины и их особенности

    Ф. Буше. Его картины и их особенности

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План и краткие ответы:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод: соразмерность частей целого, творческая упорядоченность, гармония, четкость форм.

    Главные критерии художественной правды и красоты: разум и мысль.

    Главные предметы искусства: то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств человека. Прославление героического человека, сильные волевые люди.

    Какие сюжеты изображал: исторические, в которых были движение, действие и экспрессия.

    Композиционная система картин: два начала: уравновешенность форм (построение группы вокруг центра) и их свободное соотношение (сдвинутость в сторону от центра).

    Картины Пуссена и их особенность, смысл:

«Аркадские пастухи» - скульптурная четкость форм, пластическая завершенность и точность рисунка, ясность и уравновешенность геометрической композиции, принцип золотого сечения. Строгость пропорций, плавный, четкий линейный ритм. В основе – глубокая философская мысль о бренности земного существования и неизбежности смерти.

«Автопортрет», «Танкред и Эрминия», «Смерть Германика», «Пейзаж с двумя нимфами»

    Главные темы живописи рококо: изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.

    А. Ватто. Его картины и их особенности. «Поэт беспечного досуга», «Певец изящества и красоты», «Мастер галантных празднеств» - так называли А. Ватто. Картина: «Паломничество на остров Киферу» - гармония человека и природы; «Гамма любви»; «Жиль» («Пьеро») – вывеска для выступлений бродячих комедиантов, простота мотива и композиции, точный рисунок, тщательно продуманная цветовая гамма.

    Ф. Буше. Его картины и их особенности. Ученик А. Ватто, «художник граций», «Анакреон живописи», «королевский живописец», «художник-лицемер», «у которого есть все, кроме правды», «его рука собирает розы там, где другие находят только шипы». Картины: «Госпожа де Помпадур», «Завтрак».

Никола Пуссен — художник классицизма

Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Николы Пуссена (1594— 1665). При жизни его называли «самым искусным и опытным из современных мастеров кисти», а после смерти объявили «све-точем французской живописи».

Являясь ярким выразителем идей классицизма, Пуссен выработал творче-ский метод, в основу которого положил собственное представление о законах красоты. Свой идеал он видел в сораз-мерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и чёткос-ти форм. Его живописные полотна от-личают уравновешенность композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, точный рисунок, удивительное чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах.

По мнению Пуссена, главными кри-териями художественной правды и кра-соты являются разум и мысль. Вот чему он призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При выбор тем Пуссен отдавал предпочтение героическим поступкам и деяниям, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти.

Главным предметом искусства, по мнению художника, явля-ется то, что связано с представлением о возвышенном и прекрас-ном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человеке. Своё творче-ство Пуссен посвятил прославлению героического человека, спо-собного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его любимые герои — сильные, волевые люди, обла-дающие высокими нравственными качествами. Они нередко по-падают в драматические ситуации, требующие особой собран-ности, величия духа и силы характера. Их возвышенные чувст-ва живописец передавал через позы, мимику и жесты.

Из исторических сюжетов Пуссен выбирал только те, в кото-рых были действие, движение и экспрессия. Работу над карти-ной он начинал с внимательного изучения литературного ис-точника (Священного Писания, «Метаморфоз» Овидия или «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо). Если он отвечал по-ставленным целям, художник обдумывал не сложную внутрен-нюю жизнь героев, а кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и разочарования отодвигались на второй план. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, ре-шение принято, выбор сделан» (Ю. К. Золотов).

Идеи классицизма, по его мнению, должна отражать ком-позиция картины. Импровизации он противопоставлял тща-тельно обдуманное расположение отдельных фигур и основных групп.

Изобразительное пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого дей-ствия следует отводить лишь незначительную зону на втором плане. В большинстве полотен Пуссена точка пересечения ди-агоналей картины оказывается её важнейшим смысловым цент-ром.

Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм (построении групп вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и под-вижности композиции.

Большое значение в художественной системе Пуссена зани-мает колорит. Взаимосвязь основных красочных звучаний до-стигалась благодаря системе рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски.

Никола Пуссен — автор многочисленных картин на мифоло-гические, исторические, религиозные темы, а также пейзажей. В них почти всегда можно найти отточенные мизансцены, пол-ные раздумий и драматизма. Обращаясь к далёкому прошлому, он не пересказывал, а творчески воссоздавал, перебсмысливал хорошо известные сюжеты.

Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» — одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения. Стро-гость пропорций, плавный, чёткий линейный ритм прекрасно передавали строгость и возвышенность идей и характеров.

В основе картины лежит глубокая философская мысль о брен-ности земного существования и неизбежности смерти. Четверо пастухов, жителей счастливой Аркадии (области на юге Греции, являющейся символом вечного благополучия, безмятежной жизни без войн, болезней и страданий), случайно находят среди зарослей кустарника гробницу с надписью: «Ия был в Аркадии. Но теперь меня нет среди живущих, как не будет и вас, ныне чи-тающих эту надпись». Смысл этих слов заставляет их задумать-ся... Один из пастухов смиренно склонил голову, опершись ру-кою о могильную плиту. Второй, опустившись на колено, водит пальцем по буквам, пытаясь прочитать полустёртую надпись.

Третий, не отрывая руки от печальных слов, под-нимает вопрошающий взгляд на свою спутницу. Женщина, стоящая справа, также спокойно смотрит на надпись. Она положила руку на его плечо, словно пытаясь помочь прими-риться с мыслью о неизбежном конце. Таким образом, фигура женщины воспринимается как средоточие душевного умиротво-рения, того философского равновесия, к которому автор подво-дит зрителя.

Пуссен явно стремится к созданию обобщённых образов, близких к канонам античной красоты: они действительно физи-чески совершенны, молоды и полны сил. Фигуры, во многом напо-минающие античные статуи, уравновешены в пространстве. В их написании художник использовал выразительную светотень.

Глубокая философская идея, лежащая в основе картины, вы-ражена в кристально ясной и классически строгой форме. Как в римском рельефе, главное действие разворачивается на сравни-тельно неглубокой площадке переднего плана. Композиция кар-тины предельно проста и логична: всё строится на тщательно продуманном ритме уравновешенных движений и подчинено простейшим геометрическим формам, достигнутым благодаря точности математического расчёта. Персонажи почти симмет-рично сгруппированы возле надгробия, связаны движением рук и ощущением длящейся паузы. Автору удаётся создать образ идеального и гармоничного мира, устроенного по высшим зако-нам разума.

Колористическая система картин Пуссена обычно строилась на убеждении автора в том, что цвет является важнейшим сред-ством для создания объёма и глубины пространства. Разделение на планы обычно подчёркивалось созвучием сильных цветов. На первом плане обычно преобладали жёлтые и коричневые цвета, на втором — тёплые, зелёные, на третьем — холодные, прежде всего голубые. В этой картине всё подчинено законам классичес-кой красоты: цветовое столкновение холодного неба с тёплым передним планом, а красота обнажённого человеческого тела, переданная в ровном рассеянном освещении, воспринималась особенно эффектно и возвышенно на фоне сочной зелёной лист-вы безмятежного пейзажа.

В целом картина была проникнута ощущением затаённой грусти, покоя и идиллического душевного равновесия. Стоичес-кое примирение с роком, мудрое, достойное приятие смерти род-нило классицизм Пуссена с античным мироощущением. Мысль о смерти не вызывала отчаяния, а воспринималась как неизбеж-ное проявление закономерности бытия.

Мастера «галантного жанра»: живопись рококо

Главные темы живописи рококо — изысканная жизнь при-дворной аристократии, «галантные празднества», идилличе-ские картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ло-вить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» (М.Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».

Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, ним-фы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. В моду входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испу-ганной нимфы» (телесный), «цвет розы, плавающей в молоке» (бледно-розовый), «цвет потерянного времени» (голубой). Чётко продуманные, стройные композиции классицизма уступают место изящному и утончённому рисунку.

Антуана Ватто (1684—1721) современники называли «поэ-том беспечного досуга», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечнозелёных парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пыл-кие признания и ссоры влюблённых, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфемер-ности происходящего.

Одна из прославленных картин художника — «Паломничест-во на остров Киферу» , благодаря которой он был принят в Коро-левскую академию живописи и скульптуры и получил звание «мастера галантных празднеств». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бух-ты. Они приплыли на остров Киферу — остров богини любви и красоты Венеры (отождествлялась с греческой богиней любви Аф-родитой), куда она, по преданию, вышла из пены морской. Празд-ник любви начинается у статуи с изображением Венеры и амуров, один из которых тянется вниз, чтобы возложить гирлянду из лавра на прекраснейшую из богинь. У подножия ста-туи сложены оружие, доспехи, лира и книги — сим-волы войны, искусств и наук. Что ж, любовь действительно спо-собна победить всё!

Действие разворачивается как кинолента, последовательно рассказывающая о прогулке каждой из влюблённых пар. Во вза-имоотношениях героев царит язык намёков: внезапно

брошен-ные взгляды, призывный жест веера в руках у девушки, речь, оборванная на полуслове... Во всём чувствуется гармония чело-века и природы. Но уже вечереет, золотой закат окрашивает небо. Праздник любви угасает, наполняя грустью беззаботные забавы влюблённых пар. Очень скоро они вернутся на свой ко-рабль, который перенесёт их из нереального мира в мир буднич-ной действительности. Чудесный парусник — корабль любви — готов к отплытию. Тёплые, мягкие краски, приглушённые цве-та, лёгкие, едва коснувшиеся холста мазки кисти — всё это со-здаёт особую атмосферу очарования и любви.

И снова землю я люблю за то,

Что так торжественны лучи заката,

Что лёгкой кистью Антуан Ватто

Коснулся сердца моего когда-то.

Г. Иванов

К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро») , созданная в качестве вывески для выступле-ний бродячих комедиантов. Жиль — главный и любимый персо-наж французской комедии масок, созвучный Пьеро — герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и про-делок ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображён в традици-онном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он непо-движно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. Он словно ищет собесед-ника, способного выслушать и понять его. В нелепой позе коме-дианта с безвольно опущенными рука-ми, остановившимся взглядом есть что- то трогательное и незащищённое. В ус-талом и печальном облике паяца зата-илась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из са-мых глубоких и многозначительных об-разов в истории мировой живописи.

В художественном отношении кар-тина выполнена блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тща-тельно продуманной цветовой гаммой. Призрачно-белый балахон написан ос-торожными и вместе с тем смелыми движениями кисти. Мерцающие бледно-серебристые, пепельно-лиловые, серовато-охристые тона струятся и переливаются, раз-биваются на сотни дрожащих бликов. Всё это создаёт удивитель-ную атмосферу для восприятия глубокого философского смысла картины. Как здесь не согласиться с высказыванием одного из современников: «Ватто пишет не красками, а мёдом, расплав-ленным янтарём».

Франсуа Буше (1703—1770) считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Вторые видели в нём «художника-лицемера», «у которого есть всё, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».

Кисти художника принадлежит ряд парадных портретов фа-воритки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему кар-тины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и па-рижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увле-чениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжест-венных драпировок. Книга в её руке — явный намёк на просве-щённость и приверженность интеллектуальным занятиям. Мар-киза де Помпадур щедро отблагодарила художника, назначив его сначала директором Гобеленовой мануфактуры, а затем президентом Академии художеств, присвоив ему ти-тул «первого живописца короля».

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнажённые прелестницы в виде ми-фологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмыс-ленными намёками, пикантными деталями (поднятый подол ат-ласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка ку-пающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюблённых овечки, це-лующиеся голубки и т. д.). Что ж, художник прекрасно знал мо-ду и вкусы своей эпохи!

В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остаётся великолепным мастером колорита и изысканного ри-сунка. Остроумно решённые композиции, необычные ракурсы героев, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных кра-сок, нанесённых мелкими, лёгкими мазками, плавные, струя-щиеся ритмы — всё это делает Ф. Буше непревзойдённым живо-писцем. Его картины превращаются в декоративные панно, ук-рашают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.

Вопросы и задания

1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классициз-ма в живописи? Что явилось причиной провозглашения культа этого мастера? Какой тематике и почему он отдавал предпочтение? Смогли бы вы доказать справедливость оценки французского художника Ж. Л. Давида, говорившего о Пуссене как о «бессмертном» мастере, «увековечившем на холсте самые возвышенные уроки философии»?

2. Пуссен отмечал: «Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь... Моё естество влечёт меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Какое воплощение находит этот прин-цип в творчестве художника? Как он соотносится с выработанной им теорией классицизма?

3. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» — А. Ватто и Ф. Буше? В чём их различие? Можно ли назвать Буше под-линным учеником Ватто?

Творческая мастерская

1. Сравните автопортреты известных вам художников с «Авто-портретом» Пуссена. Что именно отличает это произведение? Можно ли утверждать, что он выполнен в классицистической манере?

2. Познакомьтесь с картиной Пуссена «Смерть Германика», кото-рая принесла ему известность и считается программным произведени-ем классицизма. Какие черты художественной системы этого стиля нашли в ней отражение? Насколько правомерно высказывание о том, что «одной этой картины было бы достаточно, чтобы сохранить имя Пуссена в Вечности» (А. Фюсли)?

3. Проведите исследование эволюции пейзажа в творчестве Пус-сена. Какова его художественная роль? Как вы думаете, почему при-рода «как она есть» не удовлетворяла художника и он никогда не писал пейзажей с натуры? Как в его произведениях передан контраст вечного бытия природы и кратковременности человеческой жизни? Почему в его пейзажах всегда ощущается присутствие человека? Почему на многих картинах можно увидеть одинокие людские фи-гуры, вглядывающиеся в окружающее пространство? Почему неред-ко они выдвинуты на первый план, а их взор устремлён в глубь ланд-шафта?

4. Э. Делакруа видел в Н. Пуссене «великого живописца, понимав-шего в архитектуре больше, чем архитекторы». Насколько справедли-ва эта точка зрения? Можно ли утверждать, что архитектура чаще все-го становится главным и положительным героем его произведений? Согласны ли вы с тем, что Пуссен нередко организует пространство по принципам классицистического театрального действа?

5. Можно ли доказать справедливость слов одного из исследовате-лей, что «в материальном искусстве Ватто чудесным образом сумел выразить то, что казалось доступным только музыке»? Так ли это? По-слушайте музыку французского композитора Ф. Куперена (1668— 1733). Насколько она созвучна произведениям художника, в какой мере она выразила вкус и настроения эпохи рококо?

6. Французский просветитель Дени Дидро иронично критиковал творчество Буше: «Какие краски! Какое разнообразие! Какое богатство предметов и мыслей! У этого человека есть всё, за исключением исти-ны... Что за свалка разнородных предметов! Чувствуешь всю её бес-смысленность; и при этом нельзя оторваться от картины. Она вас при-тягивает, и невольно возвращаешься к ней. Это такой приятный по-рок, это такое неподражаемое и редкое сумасбродство. В нём столько воображения, эффекта, волшебства и лёгкости!» Какие оценки Дидро вы разделяете, а с чем не можете согласиться? Почему?

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы»; «Ху-дожественная роль и эволюция пейзажа в творчестве Пуссена»; «Ар-хитектурные мотивы в творчестве Пуссена»; «Предшественники и последователи Пуссена»; «Творчество Пуссена и традиции театра классицизма»; «Мастера “галантного жанра” (живопись рококо)»; «А. Ватто — живописец радости и печали»; «Мастерство колорита в произведениях А. Ватто»; «Театральность и музыкальность живопи-си А. Ватто»; «“Художник граций” Ф. Буше»; «Характерные особен-ности декоративно-прикладного искусства рококо».

Книги для дополнительного чтения

Герман М. Ю. Ватто. М., 2001.

Гликман А. С. Никола Пуссен. Л.; М., 1964.

Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПб., 2007.

Золотов Ю. К. Пуссен. М., 1988.

Кантор А. М. и др. Искусство XVIII века. М., 1977. (Малая исто-рия искусств).

Каптерева Т., Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

Немилова И. С. Загадки старых картин. М., 1996.

Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971. (Памятники мирового искусства).

Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV—XVII веков. М., 1994.

Чегодаев А. Д. Антуан Ватто. М., 1963.

Якимович А. К. Новое время: Искусство и культура XVII—XVIII ве-ков. СПб., 2004.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

В XVIII веке западноевропейское искусство становится едва ли не главным объектом острых дискуссий, точкой столкновения различных мировоззрений, отражающих общую картину смешения и и разнообразия форм его существования. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначении художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Характерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования барокко, классицизма, рококо и сентиментализма.

Как же в этой непростой ситуации "уживались" классицизм и господствующие более полувека идеалы барокко, столь не схожие и во-многом даже противоположные по своей сути стили?

Классицизм был первым четко оформившимся направлением в европейском искусстве, создавшим собственную эстетическую программу, выработавшим строгие правила художественного творчества и свою идеологическую ориентацию (Если в начале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка, то позднее, в форме так называемого революционного классицизма, родиной которого являлась Франция, оно служило противоречивым идеалам борьбы против тирании и утверждение гражданских прав личности. Но на последней стадии своего развития классицизм стал активно выражать идеалы наполеоновской империи - недаром своё художественное продолжение он нашел в стиле ампир).

Искусство барокко, о котором достаточно подробно было рассказано в предыдущих постах (кому интересно, можете найти их по соответствующему тэгу), в большей степени опиралось на интуицию, чем на рациональное начало, поэтому никакой теории не создало. Классицизм отказался от принципиальной противоречивости барокко и отверг его главный девиз: "Кто не нарушает правил, тот не поэт". Признавая только гармонию и порядок, классицизм "выпрямил" причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенес в сферу отношений между отдельной личностью и государством.

Барокко, почти окончательно изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму. Но истинным наследником барокко стал не классицизм, а другой стиль - рококо.

Рококо в изобразительном искусстве:
Жан Оноре Фрагонар "Счастливые возможности качелей" (1766 г.)

В 20-е годы XVIII века во Франции сложился новый стиль искусства - рококо (от фр. rocaille - раковина). Уже само название раскрывало главную, характерную черту этого стиля - пристрастие к изусканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины.

Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба или эмблемы.


Во Франции интерес к стилю рококо ослабел уже к концу 1760-х годов, но в странах Центральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия.

Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризиса абсолютистской власти во Франции. Отражавшие идеалы и настроения высших слоев французского общества, оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказчиков.

Главная цель искусства рококо совершенно гедонистическая - доставлять чувственное наслаждение. Искусство должно было нравится, трогать и развлекать, превращая жизнь в утонченный маскарад и "сады любви". Сложные любовные интриги, мимолетность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства.

Характерными чертами рококо , которые можно выявить в произведениях искусства этого стиля, можно признать следующие:

1. Грациозность и легкость, затейливость, декоративная утонченность и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике.


2. Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров и т. п.
3. Сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота.
4. Культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, изощренная чувственность, эротичность.
5. Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам ("прелестным безделицам"), наполняющим быт галантного человека "галантного века".
6. Эстетика нюансов и намеков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью легких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или влажного блеска в глазах.

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декотративно-прикладного искусства Франции (интерьеров дворцов и костюмах аристократии).


В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре - в виде свитков, щитов и замысловатых раковин - рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных или резных масок в виде человеческого лица или головы зверя, размещенных над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).


Стиль рококо достаточно быстро вышел из моды.

Но его влияние, например, на импрессинистов не вызывает никаких сомнений. А наиболее наглядным вляние рококо выглядит в творчестве художников и архитекторов стиля

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....