Известные женщины музыканты. Композиторы-женщины. Александр Николаевич Скрябин


- … Википедия

Поцелуй женщины паука Kiss Of The Spider Woman … Википедия

Азия - (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …

- (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Земфира (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рамазанов. Земфира … Википедия

- (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Список энциклопедически значимых персон, которые являются или были вегетарианцами. Содержание 1 Известные вегетарианцы 2 Вымышленные персонажи вегетарианцы … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шуман. Роберт Шуман Robert Schumann Портрет Роберта Шумана, рисунок Адольфа фон Менцеля 1850 года Основная информац … Википедия

Книги

  • Охотница за скальпами. Смертельные враги. , Эмилио Сальгари.. 384 стр. Эмилио Сальгари один из наиболее известных итальянских писателей, перу которого принадлежат более двухсот приключенческих рассказов и романов. Многие из книг писателя вошли в…

На сегодняшний день отечественной музыкальной науке мало что известно о сочинительницах музыки середины и конца XIX века. Долгое время считалось, что в то время не существовало женщин-композиторов. Такое ошибочное представление было связано с нехваткой биографических фактов и конкретных документированных примеров: многие произведения женщин-композиторов XIX века существовали в виде автографов и изданий в одном экземпляре, поэтому разыскать и систематизировать их теперь очень трудно.


Однако зарубежными историками музыки проделана значительная работа в исследовании женского композиторского творчества XIX века, подтверждающая музыкально-творческую активность женщин-авторов, что позволяет восполнить имеющийся пробел в литературе на русском языке.

Среди исследований, послуживших источниками информации для данной статьи – «Интернациональная энциклопедия женщин-композиторов» Аарона Коэна, работы Беа Фридланда, Эльзы Тальхаймер, Евы Вайсвайлер, статьи Генриха Адольфа Кёстлина, Марсии И. Цитрон, Кристин Хайтман. С помощью изложенных в этих источниках фактов мы можем познакомиться с некоторыми подробностями биографий женщин-творцов XIX века, а также частично воссоздать картину социального положения сочинительниц данного исторического периода. Среди наиболее значительных женщин-композиторов XIX века – немки Фанни Гензель, Жозефина (Каролина) Ланг, Иоанна Кинкель, Луиза Адольфа Ле Бо, Эмилия Майер, а также француженки Луиз Фарран и Августа Мария-Анна Холмс.

Фанни Гензель


Талантливый композитор Фанни Гензель , старшая сестра Феликса Мендельсона-Бартольди, сполна испытала на себе все трудности композиторского пути женщины XIX века. Будучи одарённым музыкантом и получив прекрасное музыкальное образование, она, тем не менее, не смогла полностью реализоваться как композитор, так как вся её семья, включая брата-музыканта, неодобрительно относились к музыкальной карьере Фанни.

Фанни Гензель родилась в 1805 году в культурно просвещенной семье, что позволило ей с раннего детства общаться выдающимися людьми своего времени. Впоследствии она стала яркой фигурой процветающего берлинского салона. Гензель была прекрасной пианисткой, но не выступала на публике из-за предрассудков своей семьи. И даже её замужество не изменило ситуации, несмотря на положительное отношение мужа, прусского придворного художника Вильгельма Гензеля к музыкальной деятельности жены. Важная историческая роль Фанни Гензель заключается в её влиянии на творческую судьбу брата Феликса. М. И. Цитрон пишет: «Они музыкально и интеллектуально вдохновляли друг друга, и каждый помогал формировать будущие произведения друг друга. К примеру, оратория Феликса «Святой Павел», законченная в 1837 году, только выиграла от участия Фанни в процессе сочинения». Однако Феликс выступил противником публикаций сочинений сестры, и из примерно 400 её работ только единичные были изданы.

Большинство её произведений вышли в свет уже после её смерти – между 1846 и 1850 годами. Более того, первые публикации музыки Фанни Мендельсон были осуществлены под именем Феликса Мендельсона: 3 песни в его ор. 8 (1827) и 3 песни в ор. 9 (1830). Причины использования имени брата неизвестны, тем более что, по мнению Цитрон, использование творческих псевдонимов было нетипичной практикой среди женщин-композиторов XIX века.

Только в 1837 году появилось первое произведение Гензель, подписанное её собственным именем, – это была песня, опубликованная в одной из антологий. В течение следующего десятилетия произведения композитора не издавались – исключением являются отдельные песни, опубликованные в 1839 году. Незадолго до смерти сочинительницы вышло в свет собрание песен для голоса в сопровождении фортепиано ор. 1, которое «доставило Гензель огромное удовлетворение от того, что она, наконец, увидела свои сочинения, опубликованные в полном объёме под собственным именем».

Первая песня ор. 1 «Лебединая песня» написана на стихи Генриха Гейне. Фанни имела возможность видеться с великим поэтом, что и привело к созданию этого сочинения.
Творческие интересы Фанни Гензель были сосредоточены в типично «женских» жанрах, связанных с традицией домашнего музицирования – в основном, фортепианная и вокальная музыка. Она оставила после себя богатое песенное творчество, а также экспериментировала с крупными формами – от сонаты до оратории. Многие её сочинения – песни без слов, сонаты, романсы – были опубликованы под именем Феликса. Среди её неопубликованных сочинений – вокальный квартет «В могиле», кантата «Моя душа так спокойна», цикл песен «Домашний сад», фортепианный квартет Asdur, фортепианное трио.

Она также является автором увертюры для оркестра, а также трио и струнных квартетов. Несмотря на небольшую известность её творчества, многие произведения композитора, в том числе, оркестровые и хоралы, были представлены в Воскресных музыкальных сборниках. Умерла Фанни Гензель в 1847 году.

Иоанна Кинкель

Жозефина Ланг

Луиз Адольфа Ле Бо

Луиз Фарранк

Эмилия Майер

Августа Мария Анна Холмс


Композиторское наследие Иоанны Кинкель (1810 – 1858) составляют следующие сочинения: вокальная кантата, баллада для голоса с фортепиано «Дон Рамиро», церковное произведение для хора и оркестра «Hymnis in CoenaDomini», а также цикл песен «Бурные странствия душ».

1 октября отмечался Международный день музыки. Конечно, это в первую очередь праздник композиторов. Но почему-то люди редко задаются вопросом - а почему так мало женщин-композиторов? Можно провести эксперимент и опросить, допустим, человек 100 на тему «кто ваш любимый композитор». И наверняка все 100 респондентов назовут сочинителя-мужчину. Например, Моцарта, Чайковского, Баха, Рахманинова, Штрауса, Бетховена или Прокофьева… И ни одной женщины в этом списке не будет.

А ведь за последние два века были (и есть) композиторы, представляющие прекрасный пол, имена которых гремели в Европе или известны сейчас.

И сегодня, можно поговорить о наиболее ярких женщинах-композиторах.

Серьезно в музыку представительницы прекрасного пола пришли только в начале 20-го века. Конечно, можно сказать о героинях века 19-го - Луизе Фарранк или Иоанне Кинкель. Но они были не очень известны широкой музыкальной общественности.

Поэтому можно начать, пожалуй, с француженки Лили Буланже. К сожалению, ее мало кто сейчас помнит, но в начале 20-го века имя Лили гремело по всей Европе. Она была, выражаясь современным языком, суперпопулярна, хотя Бог отпустил ей совсем немного лет.

Лили росла в музыкальной семье, ее отец был композитор, а еще занимал должность преподавателя вокала в Парижской консерватории. Интересно, что ее мать - певица Раиса Мышецкая - родилась в Санкт-Петербурге.

Лили научилась читать ноты в шесть лет - тогда она еще даже букв не знала и не умела читать. Из ее ранних сочинений сохранился лишь ми-мажорный вальс. Но в 1909 году поступила в Парижскую консерваторию, а уже в 1913 году стала первой женщиной, получившей Большую Римскую премию за кантату «Фауст и Елена». В 1914 году как лауреат Римской премии четыре месяца провела в «вечном городе». Однако ее поездка была прервана начавшейся Первой Мировой войной. Безвременно умерла от туберкулёза в марте 1915 года, когда ей не было еще и 25 лет… Похоронена на кладбище Монмартр, но где ее могила, знают очень немногие.

В 20-м веке чрезвычайно популярна была англичанка Рут Джипс. С детства она выступала как пианистка. Однако уже в восьмилетнем возрасте исполнила своё первое оригинальное сочинение. Ну чем не Моцарт в юбке? В 1936 году поступила в Королевский музыкальный колледж, где изучала фортепиано, гобой и композицию, а после окончания учебы вновь выступала как пианистка и гобоистка. Потом Рут получила серьезную травму руки и сосредоточилась на сочинительстве собственных композиций и руководстве музыкальными коллективами. Так, в 1953 году Джипс основала и возглавила камерный ансамбль духовых инструментов «Portia Wind Ensemble». Особенность этого коллектива заключалась в том, что он состоял исключительно из женщин-музыкантов. В 1955 году под руководством Джипс был создан Лондонский репертуарный оркестр, состоявший преимущественно из молодых музыкантов, а в 1961 году - оркестр «Шантеклер». Что касается композиций Джипс, то она написала пять симфоний. Специалисты особенно ценят Вторую симфонию, где, по мнению профессионалов, Рут превзошла саму себя. Умерла Рут Джипс в 1999 году в возрасте 78 лет.

Яркой звездой классической музыки называют Софию Губайдулину. Она поступила в Консерваторию в 1954 году, с успехом окончила не только ее, но и аспирантуру. Как говорит сама Губайдуллина, важным было для нее тогда было слово-напутствие, сказанное Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путем».

Губайдулина творила не только «серьезную» музыку, она еще написала композиции к 25 фильмам, включая «Маугли» и «Чучело». Но в 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова ее музыка подверглась критике. В общем, София попала в «черный список» отечественных композиторов. В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию, а с 1992 года живет под Гамбургом, где и творит свои произведения. А в Россию приезжает довольно редко.

Ну, и, конечно, нельзя не сказать об Александре Пахмутовой. Она, пожалуй, самая успешная женщина-композитор последних десятилетий. Она с самого раннего детства отличалась исключительной музыкальной одарённостью. А свои первые мелодии написала, когда ей было всего лишь три года. Более того, в возрасте четырех лет маленькая Саша сочинила пьесу «Петухи поют».

Неудивительно, что потом ее без проблем приняли в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. Кстати, именно Консерваторию она и окончила в 1953 году, а потом успешно отучилась в аспирантуре. И даже во время учебы она писала музыку, и стала одним из самых популярных и востребованных композиторов СССР.

Главный конек Пахмутовой - это песни. Песни, музыку к которым написала Александра Николаевна, исполняли и исполняют многие выдающиеся артисты советской и российской эстрады: Сергей Лемешев и Людмила Зыкина, Муслим Магомаев и Тамара Синявская, Анна Герман и Александр Градский, Иосиф Кобзон и Валентина Толкунова, Лев Лещенко и Майя Кристалинская, Эдуард Хиль и София Ротару, Валерий Леонтьев и Людмила Сенчина.

В общем, несмотря на то, что женщин-композиторов меньше, нежели мужчин, они тоже оставили яркий след в мировой музыке.

Ведь помимо всех тех, кто перечислен выше, были и есть и такие таланты как Барбара Строцци, Ребекка Саундерс, Мальвина Рейнольдс, Адриана Хельцки и Карэн Танака, и вклад прекрасной половины человечества в мировое музыкальное наследие тоже весьма велик.

Как и в любых других областях классического искусства западного мира, в истории академической музыки найдётся бесчисленное множество забытых, но заслуживающих рассказа о себе женщин.

В особенности - в истории композиторского искусства.

Даже сейчас, когда число заметных женщин-композиторов растёт с каждым годом, в сезонные расписания самых известных оркестров и концертные программы самых известных исполнителей редко попадают произведения, написанные женщинами.

Когда же сочинение женщины-композитора всё-таки становится объектом зрительского или журналистского внимания, новость об этом обязательно сопровождается какой-нибудь грустной статистикой.

Вот свежий пример: Метрополитен-опера в нынешнем сезоне давал гениальную «Любовь издалека» Кайи Саариахо - как выяснилось, первую написанную женщиной оперу, показанную в этом театре после 1903 года. Утешает, что сочинения Саариахо - как, например, и музыка Софии Губайдулиной или Джулии Вольф - даже без таких инфоповодов исполняются довольно часто.

Выбрать несколько малоизвестных музыкальных героинь из большого списка женских имен - задача трудная. Семь женщин, о которых мы расскажем сейчас, объединяет одно - они в той или иной степени не вписывались в окружающий их мир.

Кто-то исключительно из-за собственного поведения, разрушавшего культурные устои, а кто-то - путём своей музыки, к которой нельзя подобрать аналог.

Луиза Фарранк (1804–1875)

Урождённая Жанна-Луиза Дюмон прославилась в мире европейской музыки 1830–1840-х годов как пианистка. Более того - исполнительская репутация девушки была настолько высока, что в 1842-м Фарранк назначили профессором фортепиано Парижской консерватории.

Она занимала этот пост следующие тридцать лет и, вопреки педагогической загруженности, сумела проявить себя как композитор. Впрочем, скорее не «сумела проявить», а «не смогла не проявить».

Фарранк происходила из известнейшей династии скульпторов и выросла среди лучших людей парижского искусства, поэтому акт творческого самовыражения для неё был предельно естественным.

Опубликовавшая при жизни с полсотни сочинений, в основном инструментальных, мадам профессор получала о своей музыке восторженные отзывы от Берлиоза и Листа, но вот на родине Фарранк воспринимали как чересчур нефранцузского композитора.

Во Франции каждый первый подающий надежды автор строчил многочасовые оперы, а лаконичные и вдохновлённые музыкой эпохи классицизма произведения парижанки и правда шли вразрез с тогдашней модой.

Напраcно: лучшие её вещи - как Третья симфония соль минор, - мягко говоря, не теряются на фоне мастодонтов того времени вроде Мендельсона или Шумана. Да и Брамса с его попытками перевести классицизм на язык романтической эпохи Фарранк обошла лет на десять, а то и двадцать.

Дора Пеячевич (1885–1923)

Представительница одного из самых знатных балканских дворянских родов, внучка одного из банов (читай - губернаторов) Хорватии и дочка другого, Дора Пеячевич провела своё детство и юность ровно так, как обычно в мировой поп-культуре любят изображать жизнь молодых и тщательно оберегаемых семейством молодых аристократок.

Девочка росла под строжайшим присмотром английских гувернанток, почти не общалась со сверстниками и в общем и целом воспитывалась родителями с прицелом на дальнейший удачный для рода брак, нежели на счастливое детство.

Но что-то пошло не так: Дора подростком загорелась идеями социализма, стала постоянно конфликтовать с семьёй и, как следствие, в двадцать с лишним лет оказалась до конца жизни оторвана от остальных Пеячевичей.

Это, впрочем, только пошло на пользу другому её увлечению: ещё на заре Первой мировой мятежная дворянка утвердилась в качестве самой значительной фигуры хорватской музыки.

Сочинения Доры, равномерно вдохновлённые Брамсом, Шуманом и Штраусом, по меркам окружавшего её мира звучали крайне наивно - скажем, на момент премьеры её старомоднейшего фортепианного концерта в Берлине и Париже уже вовсю слушали «Лунного Пьеро» и «Весну священную».

Но если абстрагироваться от исторического контекста и слушать музыку Пеячевич как искреннее признание в любви к немецким романтикам, то легко можно будет заметить её выразительный мелодизм, сделанные на высоком уровне оркестровки и тщательную структурную работу.

Эми Бич (1867–1944)

Самый известный эпизод биографии Эми Бич можно пересказать так. В 1885 году, когда ей было 18 лет, родители Эми выдали её замуж за 42-летнего хирурга из Бостона. Девушка уже тогда была виртуозом игры на фортепиано и надеялась продолжить обучение музыке и исполнительскую карьеру, но супруг решил иначе.

Доктор Генри Гаррис Одри Бич, озабоченный статусностью своей семьи и руководствуясь тогдашними представлениями о роли женщины в светском новоанглийском обществе, запретил жене учиться музыке и ограничил её выступления как пианистки одним концертом в год.

Для Эми, мечтавшей о концертных залах и аншлаговых рециталах, это оказалось равносильно трагедии. Но, как часто бывает, трагедия дала путь триумфу: Бич хоть и пожертвовала исполнительской карьерой, но стала всё больше посвящать себя сочинительству и сейчас однозначно определяется большинством исследователей как лучший американский композитор позднеромантической эпохи.

Два её главных произведения - изданная в 1896 Гэльская симфония и последовавший через три года фортепианный концерт - действительно прекрасны, пусть даже по меркам тех лет напрочь лишены оригинальности. Самое главное – в музыке Бич, как это можно было бы предположить, совершенно нет места провинциальности и местечковости.

Рут Кроуфорд Сигер (1901–1953)

В кругах серьёзных поклонников, исследователей и просто любителей американской фолк-музыки Рут Кроуфорд Сигер куда более известна, чем в мире академической музыки. Почему?

Есть две ключевые причины: во-первых, она была женой музыковеда Чарльза Сигера, а следовательно, и родоначальницей клана Сигеров, семьи музыкантов и певцов, сделавших для популяризации американского фолка больше, чем кто-либо ещё.

Во-вторых, она последние лет десять своей жизни плотно работала над каталогизацией и аранжировками песен, записанных в многочисленных поездках Джоном и Аланом Ломаксами, крупнейшими американскими фольклористами и собирателями народной музыки.

Удивительно, но вплоть до начала совместной жизни и Рут, и Чарльз Сигер были композиторами крайне модернистского толка, применить по отношению к музыке которых слово «фольклор» можно было с великим трудом. В частности, сочинения Рут Кроуфорд начала 30-х можно сравнить разве что с произведениями Антона Веберна - да и то лишь в плане искусно выстроенной драматургии и лаконично сконцентрированного музыкального материала.

Но если у Веберна сквозь каждую ноту просвечивают традиции - не важно, австрийской или ренессансной музыки, - то произведения Сигер существуют словно вне традиции, вне прошлого и вне будущего, вне Америки и вне всего остального мира.

Почему композитор с настолько индивидуальной манерой до сих пор не входит в канонический модернистский репертуар? Загадка.

Лили Буланже (1893–1918)

Казалось бы, какую музыку могла сочинять в начале прошлого века вечно больная, глубоко религиозная и патологически скромная француженка из высшего общества? Правильно - такую, что могла бы послужить хорошим саундтреком к Судному дню.

Лучшие сочинения Лили Буланже написаны на религиозные тексты вроде псалмов или буддийских молитв, исполняются чаще всего будто неправильно отлаженным хором под рваное, немелодичное и громкое музыкальное сопровождение. К этой музыке не подберёшь с ходу аналога - да, она отчасти похожа на ранние вещи Стравинского и на особенно пламенные сочинения Онеггера, но ни тот, ни другой не достигали таких глубин отчаяния и не вдавались в столь экстремальный фатализм.

Когда друг семьи Буланже композитор Габриэль Форе установил, что у трёхлетней Лили абсолютный слух, родители и старшая сестра вряд ли могли представить, что этот дар воплотится в нечто столь неангельское.

Кстати, о сестре. Надя Буланже оказалась фигурой в истории музыки не в пример более значительной. Почти полвека - с 20-х до 60-х - Надя считалась одной из лучших преподавательниц музыки на планете. Имевшая весьма специфические взгляды как на новую по тем временам музыку, так и на музыку в буквальном смысле слова классическую, жёсткая, непримиримая и изнурявшая своих учеников сложнейшими заданиями, Надя даже для своих идеологических противников оставалась примером музыкального интеллекта невиданной памяти и мощи.

Возможно, она бы смогла стать и настолько же значительным композитором, насколько оказалась педагогом. Во всяком случае она начинала именно как композитор - но, по собственному признанию, после смерти Лили у Нади что-то сломалось внутри. Прожившая 92 года, старшая сестра так и не достигла высот немногочисленных сочинений младшей, сгоревшей от болезни Крона в возрасте 24 лет.

Элизабет Маконки (1907–1994)

Ральф Воан-Уильямс, крупнейший британский композитор прошлого века, был страстным поборником национальных музыкальных традиций. Так, он с увлечением перерабатывал народные песни, писал подозрительно похожие на англиканские гимны хоровые произведения и с переменным успехом переосмысливал творчество английских композиторов эпохи Возрождения.

Ещё он преподавал композицию в лондонском Королевском колледже музыки, где любимой его ученицей в 20-е годы была молодая ирландская девушка по имени Элизабет Маконки.

Спустя десятилетия она расскажет, что это именно Воан-Уильямс, даром что был традиционалистом, посоветовал ей никогда никого не слушать и в деле сочинения музыки ориентироваться только на свои интересы, вкусы и мысли.

Совет оказался для Маконки решающим. Её музыка всегда оставалась нетронутой как глобальными трендами академавангарда, так и извечной английско-кельтской любовью к сельскому фольклору. Как раз в ученические годы открывшая для себя Белу Бартока (композитора, кстати, тоже творившего вне всяких очевидных тенденций), Маконки в своих сочинениях естественным образом отталкивалась от зрелой музыки великого венгра, но при этом всё же последовательно развивала собственный стиль, куда более интимный и интроспективный.

Наглядные примеры самобытности и эволюции композиторской фантазии Маконки - её тринадцать струнных квартетов, написанных с 1933-го по 1984-й и вместе образующих цикл квартетной литературы, ничем не уступающий аналогичным Шостаковича или того же Бартока.

Витезслава Капралова (1915–1940)

За несколько лет до Первой мировой неприметный чешский композитор и концертирующий пианист Вацлав Капрал основал в родном Брно частную музыкальную школу для начинающих пианистов. Школа продолжила существование и после войны, вскоре вообще заработав репутацию чуть ли не самой лучшей в стране.

Поток желающих учиться, причём учиться конкретно у самого Капрала, даже ненадолго заставил композитора задуматься о прекращении всей остальной своей деятельности в пользу преподавания.

К счастью, его дочь Витезслава, на тот момент ещё не отпраздновавшая своё десятилетие, вдруг начала демонстрировать необыкновенные способности к музыке. Девочка играла на фортепиано лучше многих взрослых профессионалов, заучивала наизусть весь классический песенный репертуар и даже принялась писать небольшие пьесы.

Капрал разработал удивительный по степени самонадеянности, глупости и меркантильности план: вырастить из Витезславы настоящего монстра музыки, способного заменить его в качестве основного преподавателя семейной школы.

Разумеется, ничего такого не произошло. Амбициозная Витезслава, возжелавшая стать композитором и дирижёром, в пятнадцать лет поступила сразу на два соответствующих факультета в местную консерваторию. Чтобы женщина, да хочет дирижировать - такого в Чехии 30-х до Капраловой не видали.

А чтобы сразу и дирижировать, и сочинять - это вообще было немыслимо. Именно сочинять музыку в первую очередь и принялась новозачисленная студентка - причём такого качества, такого стилистического разнообразия и в таких объёмах, что и сравнить толком не с кем.

Понятно, почему в сериале «Моцарт в джунглях» именно Капралова становится ролевой моделью для не умеющей сидеть сложа руки героини по имени Лиззи: Витезслава умерла от туберкулёза в возрасте 25 лет - но при этом количество написанных ею композиций превосходит каталоги очень и очень многих авторов.

Логично предположить, впрочем, что до своего окончательного композиторского триумфа эта феноменальная девушка не дожила.

При всём их формальном качестве, сочинения Капраловой стилистически всё-таки очень похожи на музыку ведущего чешского композитора тех лет Богуслава Мартину, по совместительству большого друга семьи Капрал, знавшего Витезславу с детства и даже успевшего без памяти влюбиться в неё незадолго до смерти девушки.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...