Как делить десятичные дроби на натуральное. При делении десятичной дроби на натуральное число. Пусть он не значит ничего


Дробь – это одна или более долей целого, за которое обычно принимается единица (1). Как и с натуральными числами, с дробями можно выполнять все основные арифметические действия (сложение, вычитание, деление, умножения), для этого нужно знать особенности работы с дробями и различать их виды. Существует несколько видов дробей: десятичные и обыкновенные, или простые. Своя специфика есть у каждого вида дробей, но, обстоятельно разобравшись один раз, как с ними обращаться, вы сможете решать любые примеры с дробями, поскольку будете знать основные принципы выполнения арифметических вычислений с дробями. Рассмотрим на примерах как разделить дробь на целое число, используя разные виды дробей.

Как разделить простую дробь на натуральное число?
Обыкновенными или простыми называют дроби, записывающиеся в виде такого отношения чисел, при котором вверху дроби указывается делимое (числитель), а внизу – делитель (знаменатель) дроби. Как разделить такую дробь на целое число? Рассмотрим на примере! Допустим, нам нужно разделить 8/12 на 2.


Для этого мы должны выполнить ряд действий:
Таким образом, если перед нами стоит задача разделить дробь на целое число, схема решения будет выглядеть примерно так:


Подобным образом можно разделить любую обыкновенную (простую) дробь на целое число.

Как разделить десятичную дробь на целое число?
Десятичная дробь - это такая дробь, которая получается вследствие деления единицы на десять, тысячу и так далее частей. Арифметические действия с десятичными дробями выполняются довольно просто.

Рассмотрим на примере как разделить дробь на целое число. Допустим, нам нужно поделить десятичную дробь 0,925 на натуральное число 5.


Подводя итоги, остановимся на двух основных моментах, которые важны при выполнении операции деления десятичных дробей на целое число:
  • для разделения десятичной дроби на натуральное число применяют деление в столбик;
  • запятая ставится в частном тогда, когда закончено деление целой части делимого.
Применяя эти простые правила, всегда можно без особого труда разделить любую десятичную или простую дроби на целое число.

Урок в 5 классе тема

Соснин Александр Николаевич

учитель математики

УВК ШГ №20

г. Бишкек


Девиз урока:

Знания иметь отличные

по теме

«ДРОБИ ДЕСЯТИЧНЫЕ!»


  • повторить правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь
  • составить и запомнить правило деления десятичной дроби на натуральное число
  • закрепить материал с помощью решения различных упражнений

Цели урока:


Повторение

  • Поможем Вите Перестукину найти ошибки:

Отгадай загадки:

Он не значит ничего.

Очень жалко мне его.

Он хороший: круглый, гладкий,

Всё с подсчётами в порядке.

Он со всеми очень дружен,

Он везде и всюду нужен.

Он не требует наград,

Завершает цифр ряд..

Пусть он не значит ничего,

Но нельзя и без него,

Если с кем то рядом встанет

Быть ничем он перестанет

И число любое враз

Увеличит в десять раз!

Сколько лет в яйце цыпленку?

Сколько крыльев у котенка?

Сколько в алфавите цифр?

Сколько сена скушал тигр?

Сколько мышка весит тонн?

Сколько в стае рыб – ворон?

Сколько зайцев съела моль?

Знает только цифра…

Скачет мячик по страницам. Ищет друга-единицу,

Потому что без него,

Он не значит ничего!


А как вы думаете, почему знакомство с новой темой мы начали с загадок про нуль?:

Потому, что и при делении десятичных дробей на натуральные числа как и в остальных действия с десятичными дробями нам на помощь постоянно будет приходить наш друг – нуль!


Знакомство с новой темой:

Решим задачу:

Кусок ленты длиной 19,2 м разрезали на 8 равных частей. Найдите длину каждой части.


Переведем 19,2 м в дециметры.

19,2 м = 192 дм

Разделим: 192:8 =24

Переведем 24дм в метры: 24дм =2,4 м.


Запишем в столбик:

Разделим целую часть:

Перенесем запятую из делимого в частное:

Разделим дробную часть:

  • 2,4 32 32 0

Ответ: длина каждой части 2,4 м.


Составим правило:

1. Запишем числа в столбик как при обычном делении:

2. Разделим целую часть.

3. Перенесем запятую из делимого в частное.

4. Разделим дробную часть.

* Если получается неделимый

остаток приписываем к нему нуль.


В математике нет понятия “не делится”, нельзя делить только на нуль! Любое число можно разделить на любое число (кроме нуля)!

Разделим 3 на 250:


Запишем в столбик:

Поэтому 3: 250=0

Допишем к остатку 0

Поставим в частном

запятую

Поэтому 30: 250=0

Допишем к остатку 0

Выполним деление 300

на 250:

Значит 3: 250 = 0,012


При делении меньшего числа на большее, частное всегда начинается с нуля целых!

Например:

1: 10 = 0,1; 2: 5 = 0,4

2: 500 = 0,004; 99: 100 = 0,99


Решим примеры

1313 (1340) от буквы (а) до буквы (и) .

Задачу № 1314 (1341)



1348 (от а до е) ;

1349; 1350

По новым учебникам:

1375(от а до е);

1376; 1377.



Урок в 5 классе тема

«Деление десятичных дробей на натуральные числа»


Устный счет:

Вам предстоит узнать, как называется дальний родственник лимона и апельсина. Вы сможете прочитать это слово, если верно найдете значения выражений и расставите буквы над соответствующими точками на координатном луче.

Молодцы! Это растение бергамот. Это цитрусовое растение. Плоды его несъедобны, но масло, которое получают из кожуры этих плодов, листьев и цветов, имеет приятный и свежий аромат. Бергамотовым маслом ароматизируют чай.



Какие числа были в начале?

Обыкновенные дроби!

А какие получились в итоге?

Десятичные дроби!

Какой вывод можно сделать?

Чтобы превратить обычные дроби в десятичные нужно числитель разделить на знаменатель!


Выполним деление:

Чем похоже делимое и полученные частные?

Они состоят из одних и тех же цифр!

А чем они отличаются?

Местом, на котором стоит запятая!

На сколько цифр и в какую сторону переместилась запятая в каждом примере?

Вправо, на столько же, сколько нулей

в делителе!


Чтобы разделить целое число или десятичную дробь на “круглое”: 10; 100: 1000 и т. д., нужно передвинуть запятую в делимом вправо , на столько же, цифр, сколько нулей

в делителе!




Урок: «Деление десятичной дроби на натуральное число»

Учитель математики

Стародубцева Елена Алексеевна

Курск, 2015г

Тема урока: «Деление десятичной дроби на натуральное число»

Тип урока :

Урок изучения нового материала по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число».

Цели:

    Образовательная:
    изучить и отработать алгоритм решения примеров по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число».

    Развивающая:
    развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, установить межпредметные связи математики с географией.

    Воспитательная:
    прививать интерес к математике, воспитывать чувства ответственности, коллективизма, трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности, экологическое воспитание.

Формы организации учебной деятельности : коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение урока : презентация “Деление десятичной дроби на натуральное число»” , отрывок из фильма «Озеро Байкал», веревочки на каждой парте, измерительные приборы, разноцветные оценки.

Ход урока .

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте своего соседа по парте и гостей улыбкой!

Эмоциональный настрой на урок.

Дети, вам тепло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Только начался урок? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

Я желаю вам хорошего настроения и активной деятельности на уроке.

Мотивация урока. Слайд 1

Кто ничего не изучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего не замечает

Тот вечно хнычет и скучает.

Поэт Р. Сеф

- А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие. На данном уроке нам будет дано право сделать много открытий.

Устная работа Карточки

Задание. Слайд 2-4

1. Если ты на эти числа

Устремишь с вниманьем взгляд,

То найдешь закономерность

И продолжишь чисел ряд:

а) 1,2; 1,8; 2,4; 3… 3,6; 4,2

б) 9,6; 8,9; 8,2; 7,5… 6,8; 6,1

в) 0,9; 1,8; 3,6; 7,2… 14,4; 28,8

2. Выполните действия:

    2,5 – 1,6 0,9

    2,7 + 1,6 4,3

    0,55 + 0,45 1

    4 – 0,8 3,2

    4,71 *10 47,1

    1,6 * 5 8

    1,2 *3 3,6

    3,2 *100 320

    0,3 * 2 0,6

Первые примеры связаны со сложением и вычитанием десятичных дробей. Вспомним правило: Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

    уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

    записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

    выполнить сложение (вычитание),не обращая внимание на запятую;

    поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Следующие примеры связаны с правилом умножения десятичной дроби на натуральное число: Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:

1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую,

2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Чтобы умножить десятичную дробь на10,100,1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.

3. Выполните и деление:

2,15:10 = 0,215 11,3: 100 = 0,113 16,8:10= 1,68 23,7:1000= 0,0237

Учитель:

Рассмотрите внимательно изображения озера на слайде 5 . Это озеро близко сердцу каждого русского человека, является жемчужиной России. Что же это за озеро? Да, это озеро Байкал.

(Идет отрывок фильма об озере Байкал ) на 2,13 остановить

Какова же природа озера Байкал?

Что вы увидели на кадрах этого фильма?

Очень часто, когда люди путешествуют по озеру Байкал им не обойтись без веревки, так как по берегам расположены горы.

Лабораторная работа. Объяснение нового материала. Слайд 6

Учитель:

На ваших столах лежат веревочки, вы работаете в парах. Измерьте длину веревки в миллиметрах и результат запишите в тетради.

Вы могли получить разные результаты измерения, договоримся, что длина веревки 116мм.

Очень часто необходимо поделить веревку на части.

Как можно разделить веревку на четыре равные части, не имея измерительных приборов? Веревку можно сложить пополам, а потом еще пополам.

Выполним деление:

116: 4 =29 (мм)

Мы разделили натуральное число на натуральное.

Давайте попробуем записать деление столбиком.

(на доске записано деление столбиком – подробно.)

Задача. Длина веревки равна 11,6 см. Как разделить веревку на четыре

равные части? Слайд 7

А умеем ли делить десятичную дробь на натуральное число?

Переведем числа 116 мм и 29 мм в сантиметры.

Сколько в 1 см мм? 1см = 10 мм.

11,6: 4=2,9 (см)

Было деление натуральных чисел, а стало деление десятичной дроби на натуральное число.

Чем же отличаются эти правила?

При делении десятичной дроби на натуральное число важную роль играет постановка запятой, она ставится, когда закончится деление целой части.

Вопросы: Слайд 8

    Определите тему нашего сегодняшнего урока?

А какие цели мы поставим?

Сегодня на уроке я хочу: Слайд 9

Узнать….

Научиться…..

Понять…….

Тема урока: Деление десятичных дробей на натуральные числа Слайд 10

Цели и задачи:

    Изучить правило деление десятичных дробей на натуральные числа.

    Научиться выполнять деление десятичных дробей на натуральные числа.

Ребята! А кто из вас может придумать правило? Слайд 11

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо:

    разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую;

2) поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части.

Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с нуля целых:

Стихотворение о запятой: Слайд 12

Солнце всходит,

скрылась ночь,

Запятая встать не прочь.

Целую разделишь часть –

Запятой не дай пропасть,

Ставь ее и часть потом

Дробную дели с трудом,

Потому что без труда

Не разделишь никогда!

Закрепление нового материала. Слайд 13

Отработаем это правило на примерах:

Вычислите устно:

7,6: 2 = 3,8 0,8: 4 = 0,2

1,4: 7 = 0,2 1,8: 4 = 0,45

6,3: 3 = 2,1 3,9: 3 = 1,3

Решение и запись примеров из учебника

Вторая часть правила (если целая часть меньше делителя).

Представьте дробь 142 в виде десятичной. (28,4 )

Физминутка

Рассмотрим следующий слайд. На нем изображены коренные обитатели озера Байкал – морские котики.

Задача №1. Слайд 15

Мировые запасы пресной воды составляют 115 миллионов тонн (0,115 млрд. т). В озере Байкал находится одна пятая мировых запасов пресной воды. Сколько миллиардов тонн пресной воды содержится в озере Байкал?

Чтобы решить эту задачу, надо найти одну пятую от числа 0,115.

0,115:5=0,023 (млрд. т)

Ответ: 0,023 миллиардов тонн.

Если мы рассмотрим следующий слайд 16 , то увидим что озеро Байкал не похоже на спокойное озеро, а напоминает море. Так происходит потому, что озеро Байкал – самое глубокое озеро земного шара.

Глубина озера Байкал 1642 метра.

Задача№2. Слайд 17

У одного из островов глубина озера Байкал 1,61км, а глубина Ладожского озера в 7 раз меньше. Найти глубину Ладожского озера.

1,61:7=0,23(км)=230 (м)

Ответ: 230 метров.

Самостоятельная работа. Слайд 18

Выполните действия, выберите букву и получите название рыбы, которая водится только в озере Байкал.

72,8: 8 = 9,1 0,03 - ь

5,1:17 = 0,3 5,3 - у

26,5:5 = 5,3 9,1 - о

1,6: 8 = 0,2 0, 2 - л

0,48: 16 = 0,03 0,3 – м

Эта рыбка называется омуль, она водится только в озере Байкал, это необычно нежная и приятная на вкус рыба, а также водятся в озере сиг, осетр, хариус.

Загадки озера Байкал Слайд 19

Сегодня вы, пятиклассники, но в будущем, может быть, кому-то из вас предстоит разгадать загадки озера Байкал. Каждый год, как только на озере появляется лед, можно на его поверхности увидеть круги различных размеров. На слайде вы видите это. Существует много версий этой загадки: инопланитяне рисуют их на льду, подводные течения оказывают влияние на это явление, состав воды позволяет делать рисунки.. Но пока природа этого явления не разгадана.

Экологические проблемы

С озером Байкал связана большая экологическая проблема. На нем построен целлюлозно - бумажный комбинат, жители загрязняют берега озера, когда приезжают на отдых.

Слайд 20

Царь среди других озер,

В царстве солнца, леса, гор,

Властвует Байкал Богат-

всех поить, кормить бы рад

Но не понимают люди,

Что Байкал пустыней будет,

Умирает сильный царь,

Лес не тот, который в старь,

А в хрустальнейшие воды

Грязь сливают и отходы,

Гибнет рыба, зверь и птица

Отравляется водица…..

Мне об этом рассказал

Славный царь озер Байкал.

Он просил, ребята вас

Помогать ему сейчас!

А вы, когда приходите на озера, всегда ли убираете за собой, приводите в порядок берега. Ведь у нас много красивых озер!

Домашнее задание Слайд 2 1

* Используя любую карту (зная ее масштаб) определите длину и ширину озера Байкал.

Итог урока :

- Сегодня на уроке: Слайд 22

Я узнал……

Я научился…..

Я понял…..

Сегодня на уроке мы совершили много открытий: изучили правило деления десятичной дроби на натуральное число (повторить правило), узнали название рыбки, которая водится только на озере Байкал, узнали, что озеро Байкал – самое глубокое озеро земного шара, и оно таит в себе много неразгаданных тайн.

Притча:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.

Слайд 23

Дети на доску вешают свои оценки. Звучит песня «Священный байкал».

Поблагодарим друг друга за хорошую работу аплодисментами.

До свидания! Урок окончен.

Запишем правило и рассмотрим его применение на примерах.

При делении десятичной дроби на натуральное число:

1) делим, не обращая внимания на запятую;

2) когда заканчивается деление целой части, в частном ставим запятую.

Если целая часть меньше делителя, то целая часть частного равна нулю.

Примеры деления десятичных дробей на натуральные числа.

Делим, не обращая внимания на запятую, то есть 348 делим на 6. При делении 34 на 6 берём по 5. 5∙6=30, 34-30=4, то есть остаток равен 4.

Отличие деления десятичной дроби на натуральное число от деления целых чисел только в том, что, когда деление целой части закончилось, в частном ставим запятую. То есть при переходе через запятую, прежде чем снести к остатку от деления целой части, 4, число 8 из дробной части, в частном пишем запятую.

Сносим 8. 48:6=8. В частное пишем 8.

Итак, 34,8:6=5,8.

Так как 5 на 12 не делится, в частном пишем нуль. Деление целой части окончено, в частном ставим запятую.

Сносим 1. При делении 51 на 12 берём по 4. В остатке — 3.

Сносим 6. 36:12=3.

Таким образом, 5,16:12=0,43.

3) 0,646:38=?

В целой части делимого стоит нуль. Так как нуль на 38 не делится, в частном ставим 0. Деление целой части окончено, в частном пишем запятую.

Сносим 6. Так как 6 на 38 не делится, в частном пишем ещё один нуль.

Сносим 4. При делении 64 на 38 берём по 1. В остатке — 26.

Сносим 6. 266:38=7.

Итак, 0,646:38=0,017.

4) 14917,5:325=?

При делении 1491 на 325 берём по 4. В остатке получаем 191. Сносим 7. При делении 1917 на 325 берём по 5. Остаток — 292.

Поскольку деление целой части закончено, в частном пишем запятую.

Найдите первую цифру частного (результата деления). Для этого разделите первую цифру делимого на делитель. Результат напишите под делителем.

  • В нашем примере первой цифрой делимого является цифра 3. Разделите 3 на 12. Так 3 меньше 12, то результатом деления будет 0. Запишите 0 под делителем – это первая цифра частного.
  • Умножьте полученный результат на делитель. Напишите результат умножения под первой цифрой делимого, так как эту цифру вы только что разделили на делитель.

    • В нашем примере 0 × 12 = 0, поэтому напишите 0 под 3.
  • Вычтите результат умножения из первой цифры делимого. Запишите ответ на новой строке.

    • В нашем примере: 3 - 0 = 3. Напишите 3 непосредственно под 0.
  • Спустите вниз вторую цифру делимого. Для этого запишите следующую цифру делимого рядом с результатом вычитания.

    • В нашем примере делимым является число 30. Вторая цифра делимого – это 0. Спустите ее вниз, записав 0 возле 3 (результат вычитания). Вы получите число 30.
  • Полученный результат разделите на делитель. Вы найдете вторую цифру частного. Для этого разделите число, расположенное на самой нижней строке, на делитель.

    • В нашем примере разделите 30 на 12. 30 ÷ 12 = 2 плюс некоторый остаток (так как 12 х 2 = 24). Напишите 2 после 0 под делителем – это вторая цифра частного.
    • Если вы не можете найти подходящую цифру, перебирайте цифры до тех пор, пока результат умножения какой-либо цифры на делитель не окажется меньше и ближе всего к числу, расположенное последним в столбике. В нашем примере рассмотрим цифру 3. Умножьте ее на делитель: 12 х 3 = 36. Так как 36 больше 30, то цифра 3 не подходит. Теперь рассмотрим цифру 2. 12 х 2 = 24. 24 меньше 30, поэтому цифра 2 является верным решением.
  • Повторите описанные выше шаги, чтобы найти следующую цифру. Описанный алгоритм используется в любой задаче на деление в столбик.

    • Умножьте вторую цифру частного на делитель: 2 х 12 = 24.
    • Напишите результат умножения (24) под последним числом в столбике (30).
    • Вычтите меньшее число из большего. В нашем примере: 30 - 24 = 6. Запишите полученный результат (6) на новой строке.
  • Если в делимом остались цифры, которые можно спустить вниз, продолжите процесс вычисления. В противном случае перейдите к следующему шагу.

    • В нашем примере вы спустили вниз последнюю цифру делимого (0). Поэтому переходите к следующему шагу.
  • В случае необходимости воспользуйтесь десятичной запятой, чтобы расширить делимое. Если делимое делится на делитель нацело, то на последней строке вы получите цифру 0. Это означает, что задача решена, а ответ (в виде целого числа) записан под делителем. Но если в самом низу столбика находится любая цифра, отличная от 0, необходимо расширить делимое, поставив десятичную запятую и приписав 0. Напомним, что это не меняет значения делимого.

    • В нашем примере на последней строке находится цифра 6. Поэтому справа от 30 (делимое) напишите десятичную запятую, а затем напишите 0. Также десятичную запятую поставьте после найденных цифр частного, которые вы записываете под делителем (после этой запятой пока ничего не пишите!).
  • Повторите описанные действия, чтобы найти следующую цифру. Главное не забудьте поставить десятичную запятую как после делимого, так и после найденных цифр частного. В остальном процесс аналогичен процессу, описанному выше.

    • В нашем примере спустите вниз 0 (который вы написали после десятичной запятой). Вы получите число 60. Теперь разделите это число на делитель: 60 ÷ 12 = 5. Напишите 5 после 2 (и после десятичной запятой) под делителем. Это третья цифра частного. Таким образом, окончательный ответ: 2,5 (нулем перед 2 можно пренебречь).
  • Выбор редакции
    Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

    Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

    При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

    У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
    Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
    Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
    Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
    Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
    К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...