Как мужик гуся делил - латышская народная сказка. Детские сказки онлайн


На этой странице находится сказка написанная Львом Николаевичем Толстым "Как мужик гусей делил" . Сказка "Как мужик гусей делил" Льва Николаевича Толстого, имеет сходство с небольшими рассказами. В этой сказке заложена мудрость Славянского народа, и много всего поучительного.

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс. Барин принял гуся и говорит мужику:

Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?

Мужик говорит:

Я разделю.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

Ты всему дому голова - тебе голову.

Потом отрезал задок, подаёт барыне:

Тебе,- говорит,- дома сидеть, за домом смотреть,- тебе задок.

Потом отрезал лапки и подаёт сыновьям:

Вам,- говорит,- ножки -- топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья:

Вы,- говорит,- скоро иг дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!

И взял себе всего гуся.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понёс к барину.

Барин говорит:

Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?

Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Бедный мужик взял одного гуся, дал барину с барыней и говорит:

Вот вас трое с гусем.

Одного дал сыновьям:

И вас,-говорит,- трое.

Одного дал дочерям:

И вас трое. А себе взял двух гусей:

Вот,-говорит,- и нас трое с гусями,- всё поровну.

Барин посмеялся и дал бедному мужику ещё денег и хлеба, а богатого прогнал.

Выше представлена сказка Льва Николаевича Толстого "Как мужик гусей делил" . Желаем вам с наслаждением прочитать эту прекрасную сказку Льва Николаевича Толстого "Как мужик гусей делил". Пусть мудрость сопутствует вашей жизни!

Сказки сопутствуют нам в течение всей нашей жизни, сопровождая человека от самых малых лет и до глубокой старости. Сказки русского народа - кладезь мудрости, который учит ребят жизни, помогает осмыслять моральные законы окружающего мира, приобщает к извечным понятиям добра и зла. Вот как вы думаете, можно ли разделить гуся на несколько частей, не обидев при этом никого из присутствующих? Наверное, да. По крайней мере один из таких вариантов предлагается в русской сказке «Как мужик гусей делил». Попробуем и мы вместе почитать.

Сказка «Как мужик гусей делил»

Несмотря на то что данное произведение считается фольклорным, многие впервые услышали текст в изложении Льва Толстого. Сам сюжет не значится в таком фундаментальном труде, как сборник народных сказок Однако свидетельства и упоминания о данном произведении существуют почти что с 18 века. Уже тогда русские крестьяне из уст в уста передавали сказку «Как мужик гусей делил». Толстой лишь обработал ее, придав лаконичность и изложив понятным, современным ему языком для детского чтения. Теперь в таком виде и мы ее можем прочитать.

Краткое содержание сказки «Как мужик гусей делил»

У одного бедняка-мужика совсем не стало хлеба, а семья-то большая, и ее надо как-то кормить. Мужик решил просить у барина. Но чтобы не идти с пустыми руками, изловил гуся, пожарил его и несет барину. Принес и отдал.

Барин взял гусака, но сказал, что, мол, не знает как его разделить между всеми остальными членами семьи, ведь у него еще две дочери, двое сыновей и жена. И как разделить жареную птицу без обиды?

Тогда смекалистый мужичок сказал, мол, что разделит сам. Голову гуся он отдал барину, говоря: ты всему голова. Гузку - жене барина, приговаривая, что, мол, ей заниматься домашним хозяйством и сидеть дома, поэтому задок гуся. Сыновьям отдал ножки, чтобы топтали папины дорожки. Дочерям барина - крыльца, так как все равно улетят из дома (имеется в виду выйдут замуж). Так разделив, остатки (а это получилась самая большая и вкусная часть тушки гуся) мужик оставил для себя. Такому «делению» барин посмеялся и дал бедняку за его смекалку и хлеба, и денег. Но на этом сказка «Как мужик гусей делил» еще не заканчивается.

Продолжение истории

Вроде бы сюжет исчерпан, но, как это частенько бывает в сказках, повествование заходит на новый виток. А рассказ о том, как мужик гусей делил, продолжается. Богатый мужик узнал, что барин дал бедняку-мужику и денег, и хлеба, и решил также воспользоваться благосклонностью. Он зажарил уже 5 гусей и несет их барину. Тот предлагает богатому мужику разделить принесенное между Но богатый мужик не может ничего придумать. Тогда барин снова приглашает это сделать бедняка. И бедняк снова «делит» в свою пользу: одного гуся - барыне с барином, одного - сыновьям, одного - дочерям, двух себе забрал. Таким образом, получилось всех по трое с гусями. Барин снова дивится смекалке бедняка и дает ему хлеба, денег, а богатого глупого мужика прогоняет.

Мораль

«Как мужик гусей делил» - сказка бытовая. Она не предполагает участия в повествовании ни волшебства, ни чудесных приключений и героев. Главный персонаж - всего лишь обыкновенный смекалистый бедняк, являющийся одним из любимейших героев сказок русского народа.

Цель: продолжить знакомство с понятием "сказка - цепочка".

Образовательная:

  • познакомить детей с русской народной сказкой "Как мужик гусей делил";
  • совершенствовать технику чтения;
  • пополнять словарный запас;
  • учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
  • прививать любовь к устному народному творчеству;
  • приобщить детей к творческой деятельности.

Развивающая:

  • развивать мышление, внимание, память, речь, наблюдательность к слову;
  • формировать у детей осознанное чтение целыми словами;
  • развивать речевые умения, творческие способности;
  • активизировать словарь детей.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия, доброты, дружелюбия;
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству;
  • выражать свое отношение к взаимодействию героев между собой, оценивать их поступки.

Оборудование:

Учебный класс с мультимедийным проектором, презентация к уроку, детские песни, дидактические материалы к учебному занятию: распечатки со сказкой, карточки для работы в группах, карточки для словарной работы, сундучок с сердечками.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой

Прозвенел звонок для вас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Прежде, чем приступить к работе, я вам предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для голоса и язычка.

А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к выразительному чтению.

1. Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.

А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2. В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза).

3. Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы - медведицы кушать.

Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м]. " Мам, меду бы нам, мам, молока бы нам".

4. В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Ну, начнём урок, друзья!

II. Введение в тему

Посмотрите, ребята, что это за предмет такой? (волшебный клубок)

Кто догадался, в каких произведениях появляется волшебный клубочек? (в сказках)

А какую роль он играет в сказках? (путеводитель)

Ребята, кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о сказках)

Клубок будет путешествовать по сказкам, и мы вместе с ним.

А так же учить вас, ребятки, но:. чему? (думать, рассуждать, читать выразительно).

III. Подготовка к основному этапу

Давайте вспомним, что такое сказка?

Посмотрите, куда покатился наш клубочек? (к электронному толковому словарю).

Давайте проверим правильность ваших рассуждений.

(Читает хорошо читающий ученик со слайда)

Сказки появились на Руси очень - очень давно, когда люди не умели писать и читать, их не записывали, а просто рассказывали друг другу, передавали из уст в уста.

Какие три типа сказок вы знаете? (бытовая, о животных и волшебная)

Наш клубочек поведёт вас по сказочному царству, а вы будьте внимательны, запоминайте сказки и попробуйте определить, к какому типу сказок они относятся?

(Фильм со сказками)

Какие сказки вы увидели, запомнили и к какому типу они относятся?

IV. Физминутка "Колобок"

Ребята, что за герой и из какой сказки появился на экране?

С ним мы сейчас и отдохнём!

V. Изучение нового материала

Инсценировка

Опять появился наш клубочек, значит, сейчас произойдёт что - то интересное. Он привёл к нам на урок из прошлого сказочных героев.

Посмотрите внимательно на отрывок из сказки и попробуйте угадать, как она называется? (инсценировка отрывка - 4 класс)

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.

Барин говорит:

Ну, что ж, спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочери - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?

Богатый мужик сразу замялся и говорит:

Нет, барин, мне не поделить будет вам гусей-то.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Да, пожалуй, могу разделить и это, - отвечает бедный мужик.

Кто догадался, из какой сказки прибыли наши герои?

Словарная работа.

а) В сказке вам встретится слово "барин". Что оно обозначает? (посмотреть на главного

героя и сравнить со взрослым сегодняшнего времени).

б) А так же встретится выражение "наградил деньгами и хлебом". Как его понимаете?

Просмотр электронной книги.

Сейчас мы по электронной книге посмотрим и прочитаем эхом вполголоса сказку "Как мужик гусей делил".

А что такое "эхо"? (ответы детей)

Анализ сказки.

К какому типу сказок она относится?

Назовите главных героев сказки (герой встаёт, кланяется и подходит к учителю).

Кто из этих героев вам понравился больше? Почему?

Ребята, есть в сказке главные герои, а ещё какие? (нейтральные)

Это какие герои? Назовите их.

Работа с текстом (распечатка)

А. Чтение текста в парах "ученик - учитель, учитель - ученик" по абзацам (по цветовым меткам). Приложение2.

Как мужик гусей делил



Мужик говорит:
- Я разделю.






А дочерям дал крылья.


Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин говорит:

Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.
Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

- Вот вас трое с гусём.
Одного дал сыновьям:
- И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
- И вас трое.
А себе взял двух гусей:

Б. Анализ текста (игра "Журналисты").

А теперь, ребята, давайте проверим, как вы поняли текст. Поиграем с вами в игру "Журналисты".

Как вы понимаете это слово?

Вы сейчас представляетесь, как это делают журналисты, и задаёте нашим героям вопросы, какие вас интересуют по данной сказке. Приложение 1.

VI. Работа в группах

Вот и опять появился наш путеводитель, который поведёт нас в мир знаний и открытий.

Сейчас поработаем в группах и попробуем изменить сказку так, чтобы богатый мужик не оказался в следующий раз в глупой ситуации, а главные герои вам в этом обязательно помогут.

Проблемный вопрос Задания
Качества характера какого героя вам бы могли пригодиться в жизни? Сравните качества характера, поступки бедного и богатого мужиков (сходства и различия)?

Выберите из перечисленных вами качеств те, которые вам пригодятся в жизни.

Как можно было бы уговорить богатого мужика не ходить к барину? Придумайте слова и действия, которые смогли бы убедить богатого мужика не ходить к барину.

Выберите нужные предложения из перечисленных, которые помогут сделать ваши высказывания более убедительными.

Как можно изменить сказку, чтобы богатый мужик не оказался больше в глупой ситуации? Переделайте сказку так, чтобы оба героя стали положительными.

Выберите из данных (или свои) пословицы и поговорки, которые подходят к вашей новой сказке.

1 группа, ваш проблемный вопрос?

Чтобы решить эту проблему, вам нужно было выполнить 2 задания (Дети отвечают на вопросы).

Вывод 1 группы: Какие же качества характера вам могли бы пригодиться в жизни? И т. д. (подобная проверка всех групп).

VII. Итог урока

Клубочек очень устал и предлагает нам сделать выводы по увиденному и прочитанному.

С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

А к какому типу сказок относится?

Клубочек вернул нас в начало темы, прочитайте её ещё раз и скажите, какой урок вы получили из этой сказки?

Какая же пословица очень хорошо подходит к данной сказке? Почему?

В вашей новой сказке со счастливым концом барин и богатый мужик спасают от голода и нищеты бедного мужика и его семью.

Значит, какими качествами обладал богатый мужик? (доброта, дружба, понимание, сердечность).

Доброе слово, доброе сердце - это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим!

И давайте начнём прямо сегодня?!

Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)

Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)

А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца друг другу.

Под музыку дети дарят друг другу и нашим гостям сердечки

А закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

VIII. Рефлексия

Ну, а сейчас, ребята, герои нашей сказки, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.

Перед вами два конверта, на них написаны следующие выражения:

1 к. - На уроке я считал ворон (заставлял себя работать).

2 к. - Слушал и запоминал, ни минуты не терял (получил удовольствие от работы на уроке)

Приклейте стикер - "ладошка" рядом с тем конвертом, с каким выражением вы согласны.

Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада!

Спасибо за работу, за участие!

IX. Домашнее задание

  • 1 группа рисует зачин сказки
  • 2 группа - основную часть
  • 3 группа - концовку

Приложение 1

Примерные вопросы к игре "Журналисты":

Здравствуйте! Я, Богдан Анатольевич, из журнала " :", хочу обратиться с вопросом к бедному мужику: зачем Вы принесли барину последнего гуся? Вам же и так нечего было есть?" Заранее благодарен.

Здравствуйте, меня зовут Полина Алексеевна, я из программы ":", у меня следующий вопрос к барину: скажите, пожалуйста, барин, а как бы вы поступили, если бы бедный мужик Вам гуся не разделил?" Спасибо.

Здравствуйте! Меня зовут Виктория Денисовна, я из программы ":", у меня созрел вопрос к многоуважаемому бедному мужику: как понимать ваши следующие выражения: барину голову - он всему дому голова, жене задок - ей дома сидеть и за домом глядеть, сыновьям ножки - топтать отцовские дорожки, дочерям крылышки - скоро из дома улетят? Спасибо.

Я из программы " :", зовут меня Данил Максимович. У меня вопрос не к главным героям, а к рассказчице: Анастасия, с каких слов начинается зачин сказки (т.е. начало сказки) и какова её концовка. Зачитайте, пожалуйста. Очень Вам благодарен за ответ.

А я, Диана Максимовна, из программы ":", хочу обратиться к Вам, богатый мужик. Вот бедный мужик ясно и понятно хотел поправить своё материальное положение, ему хотелось хотя бы хлеба получить, а зачем вы принесли этот гостинец, вам тоже нечего есть?" Спасибо.

Здравствуйте, уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала ":" и у меня вопрос следующего плана к бедному мужику: что помогло вам принять такие мудрые решения при делёжке гусей? Спасибо (и боязнь остаться без хлеба и денег, и русская смекалка).

Здравствуйте, я, Елизавета Николаевна, из программы ":", хочу поинтересоваться у доброго барина: почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.

Здравствуйте! Я, Владимир Андреевич, из программы ":", хотел бы тут же поинтересоваться у барина: за что же Вы наказали тогда богатого мужика, он Вас даже ни разу не обманул, а просто не смог разделить гусей? Спасибо.

Приложение2

Как мужик гусей делил

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем ему идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс.

Барин принял гуся и говорит мужику:
- Спасибо, мужик, спасибо тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?
Мужик говорит:
- Я разделю.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
- Ты всему дому голова - тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
- Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.
А дочерям дал крылья.
- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!
И взял себе всего гуся. Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Услышал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин говорит:
- Ну, что ж, спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочери - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?
Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
Бедный мужик взял одного гуся, дал барину с барыней и говорит:
- Вот вас трое с гусём.
Одного дал сыновьям:
- И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
- И вас трое.
А себе взял двух гусей:
- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё поровну.
Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.

Лев Толстой, сказка "Как мужик гусей делил"

Жанр: литературная бытовая сказка

Главные герои сказки "Как мужик гусей делил" и их характеристика

  1. Бедняк. Бедный, но хитрый.
  2. Барин. Веселый, добродушный, щедрый.
  3. Богач. Скупой и завистливый.
План пересказа сказки "Как мужик гусей делил"
  1. Последний гусь бедняка
  2. Семейство барина
  3. Справедливый дележ
  4. Награда
  5. Пять гусей богача
  6. Затруднение богача
  7. Раздел гусей
  8. Еще награда.
Кратчайшее содержание сказки "Как мужик гусей делил" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Когда у мужика кончился хлеб, он зажарил гуся и отнес его барину
  2. Барин попросил разделить гуся на шесть человек
  3. Бедняк разделил гуся, а большую часть себе забрал
  4. Богач, узнав про это, отнес барину пять гусей
  5. Барин попросил богача разделить пять гусей на шесть человек и тот не смог
  6. Бедняк дал по одному гусю на пару человек и себе забрал два гуся.
Главная мысль сказки "Как мужик гусей делил"
Добрая шутка всегда поможет и пользу принесет.

Чему учит сказка "Как мужик гусей делил"
Эта сказка учит подходить к решению проблем нетрадиционным способом, учит уметь шутить, учит тому, что зависть и жадность плохие качества человека. Учит тому, что смех делает человека добрее.

Отзыв на сказку "Как мужик гусей делил"
Очень смешная и поучительная история про бедняка и гусей мне очень понравилась. Бедняк показал, что он обладает хорошим воображением и острым умом, а ум во многом гораздо важнее богатства. Мне понравился раздел гусей от бедного мужика и я считаю, что он заслужил и гусей, и награду.

Пословицы к сказке "Как мужик гусей делил"
Голь на выдумку хитра.
Хитрый всегда лазейку найдет.
Завистливый по чужому счастью сохнет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Как мужик гусей делил"
Однажды у бедного мужика совсем кончился хлеб, нечего стало сеять, нечего было есть. Решил мужик попросить помощи у барина, а чтобы не идти с пустыми руками, забил и зажарил последнего гуся.
Приносит мужик гуся барину, хлеба просит. А барин и говорит ему, что вот у него два сына, две дочери, да жена. Как на всех одного гуся разделить?
Мужик не долго думая отдает голову барину, как главе семейства, задок отдает барыне, как сидящей дома. Ножки отдает сыновьям, ведь им путь в жизни выбирать, а крылышки отдает дочерям - выйдут замуж, улетят из отчего дома. Ну а остальное мужик себе забирает.
Посмеялся барин. Понравился ему такой раздел. Дал он бедняку и хлеба, и денег.
Узнал про то богатый сосед, обзавидовался. Зажарил сразу пять гусей, к барину отнес. А барин снова свою семью перечисляет и спрашивает, как пять гусей на шесть человек разделить?
Богач ничего не может придумать, только голову чешет.
Послал барин за бедняком. Тот пришел и сразу делить начал. Одного гуся отдал барину с барыней и сказал, что их теперь трое. Одного гуся отдал сыновьям, их тоже трое стало. Еще одного гуся дочерям отдал - и тех трое стало. Ну а двух себе забрал - тоже их трое оказалось.
Долго смеялся барин, снова денег бедному дал, а богатого прогнал со двора палками.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Как мужик гусей делил"

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...