Как относится кабаниха к катерине. Трагическая судьба Катерины в пьесе А. И. Островского «Гроза


Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка "тёмного царства". Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – один персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире.

Катерина по виду хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая дама, отнюдь не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого "тёмного царства". Катерина – это девица, которая способна постоять за себя, которая способна на многое ради своей любви. Но она одинока в этом мире, и ей тяжело, поэтому она ищет опору. Опору, как ей кажется, она находит в Борисе. И она всячески стремится к нему, несмотря ни на что. Она выбрала его, потому что Борис выдавался из всех молодых людей в этом городе, а ещё у них обоих была схожая ситуация. Но в финале Борис отказывается от неё, и она остаётся одна против "тёмного царства"смириться и вернуться в жилище Кабанихи значило не быть самой собой. Самоубийство – это один один выход. Катерина уходит из жизни, потому что не приемлет тот самый мир – мир Кабанихи, Дикого, Тихона и Бориса. Кабаниха же совершенно прочий человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел никогда перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью, хамством и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт тот самый не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.

Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный . Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть, затиранить человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.

Катерина и Кабаниха различны в отношении к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести ощущение набожной дамы на окружающих.

Наиболее подходящее сравнение Катерины и Кабанихи является что-то светлое и что-то тёмное, где светлым является Катерина, а тёмным – Кабаниха. Катерина – это лучик света в "тёмном царстве". Но этого "лучика"на столько не хватает, чтобы осветить эту мглу, что в конце концов он вообще затухает.

Из полудесятка женских персонажей «Грозы» на первом плане, несомненно, характеры Марфы Игнатьевны Кабановой и ее невестки Катерины. Это два основных, во многом противоположных образа, которые в значительной мере формируют взгляд читателя и зрителя на весь мир, обозначенный Добролюбовым как темное царство. Как видно, Островский, в отличие от Добролюбова, не выводит Катерину за пределы патриархального мира, мало того, она немыслима без него. Разве можно представить Катерину без искреннего и глубокого религиозного чувства, без ее воспоминаний о родительском доме, в котором, вроде бы, все то же самое, что и в доме Кабановых, да не то, представить ее без ее певуче-песенного языка? Катерина воплощает в себе поэтическую сторону патриархального уклада русской жизни, лучшие качества русского национального характера. Но люди, которые ее окружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, особенно Кабаниха. Стоит сравнить их слова и действия. Речь Кабанихи нетороплива и монотонна, движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда, когда разговор касается обычаев и порядков старины, которые она яростно защищает. Кабаниха во всем опирается на авторитет старины, который представляется ей незыблемым, и ждет того же от окружающих. Ошибочно полагать, что Кабаниха подобно Дикому принадлежит к типу самодуров. Такая «самодурная пара» в драме была бы избыточной, а Островский не повторяется, каждый его образ - художественно уникален. Дикой психологически гораздо примитивнее, чем Марфа Игнатьевна, он больше соответствует типу самодура, открытому Островским в его ранних пьесах; Кабанова значительно сложнее. Ни одно из ее требований не продиктовано ее прихотью или капризом; она требует только неукоснительного соблюдения порядков, установленных обычаем и традициями. Эти обычаи и традиции заменяют ей юридические законы, диктуют незыблемые моральные правила. Сходным образом относится к традициям и Катерина, для нее эти обычаи и традиции, эти правила - святое, но в ее речи и поведении и в помине нет мертвенности Кабанихи, она очень эмоциональна, и традицию она тоже воспринимает эмоционально, как нечто живое и действенное. Переживания и чувства Катерины отражаются не только в ее словах - образ этот сопровождается многочисленными авторскими ремарками; в отношении Кабанихи Островский куда менее многословен.
Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекрасную сущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, что сделало их противоестественными. Можно сказать, что Кабаниха в «Грозе» (так же, как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состоянию патриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящее воздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляется именно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняются уже как музейные реликвии. Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.
Таким образом, Катерина принадлежит патриархальному миру - в его первоначальном значении - в гораздо большей степени, чем Кабаниха, Дикой и все остальные персонажи драмы. Художественное назначение последних - обрисовать причины обреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многосторонне, насколько это возможно. Так, Варвара идет по линии наименьшего сопротивления - приспосабливается к ситуации, принимает «правила игры» в «темном царстве» , в котором все построено на обмане и видимости. Она научилась обманывать и пользоваться случаем; она, как и Кабаниха,

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. События драмы происходят в купеческом городе Калинове, расположенном на берегу Волги, в первой половине девятнадцатого века. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых. Вспомним знаменитую фразу Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Действие пьесы в основном разворачивается в купеческом доме Кабановых, где мы и знакомимся с главными героями пьесы. Глава этого семейства - Марфа Игнатьевна Кабанова. В доме вместе с ней проживает ее сын Тихон, дочь Варвара и невестка Катерина. Островский вводит нас в мир «темного царства», пытается показать характеры, взаимоотношения и законы, по которым живут люди в этом «темном царстве». Для того чтобы нагляднее показать эти законы и взаимоотношения, Островский противопоставляет двух героинь - Марфу Игнатьевну и Катерину.

Несмотря на то, что Марфа Игнатьевна и Катерина выросли и воспитывались в купеческих семьях, характеры их сформировались совершенно по-разному. В семье, где выросла Катерина, царили любовь и взаимопонимание. Об этом Катерина рассказывала сама: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Такое воспитание сформировало добрый и мягкий, но, несмотря на это, независимый характер. Вероятно, Марфа Игнатьевна воспитывалась в совершенно других условиях. Скорее всего, она уже с детства испытала на себе жестокость купеческих нравов, их несправедливость, где все было подчинено наживе - все это сформировало другой, нежели у Катерины, характер.

Натура Катерины очень поэтична. Даже в «темном царстве» (так-назвал купеческий мир критик Н. А. Добролюбов) она находит для себя нечто светлое, прекрасное. Например, в песнопениях и стихах странниц и богомолок, в природе, в церковном богослужении. Обладая большим воображением, она создала в своих снах светлый мир, где осуществляются ее мечты. Это мир, где «храмы золотые, сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса». Все это обогащает ее натуру, ее представления о мире.
Если Катерина человек впечатлительный, то Кабаниха, напротив, грубая и ограниченная натура. Она полностью доверяет «откровениям» Фек-луши, ее представление о мире складывается из этих рассказов. Марфа Игнатьевна верит рассказам про «огненного змея» и нечистую силу, про близкий конец света. Свои взаимоотношения с детьми она строит по законам власти. Кабаниха добивается полного подчинения со стороны детей. Она требует, чтобы невестка жила по тем же законам, что и все вокруг.

Но Катерина не хочет подчиняться этим законам, для нее главное во взаимоотношениях с людьми - это доверие, взаимопонимание и искренность. А в этом доме «все как будто из-под неволи». По словам Варвары, можно было делать, что хочешь, лишь бы все «шито да крыто было». Эту атмосферу лжи и лицемерия в доме создала сама Кабаниха. Вся эта покорность матери со стороны ее детей - это только видимость я ложь. Когда Марфа Игнатьевна читает Тихону наставления перед отъездом в Москву, тот соглашается с ней, хотя сам только и ждет, как бы уехать подальше и нагуляться вдоволь. И Катерине дает советы, чтобы она «мимо ушей пропускала», что мать говорит. А Катерина признается, что лгать она не умеет и притворяться не хочет. Но Кабаниха требует хотя бы видимого подчинения, заставляя Катерину выть на крыльце (чтобы видели соседи, как «убивается» жена по своему мужу). А когда Катерина обнимает мужа, Кабанова кричит: «Что на шее виснешь, бесстыдница, в ноги кланяйся!» Но ни одно из ее требований не продиктовано прихотью или капризом, она требует только неукоснительного соблюдения порядков, установленных обычаями и традициями, эти обычаи и традиции заменяют ей юридический закон, диктуют незыблемые моральные правила. Сходным образом относится к традициям и Катерина, для нее они, эти правила, - святое. Но в ее речи и поведении и в помине нет мертвенности Кабанихи, она очень эмоциональна, и традицию она тоже воспринимает лак нечто живое.

Искренность, неумение лгать и притворяться приводят Катерину к гибели. Она не может и не хочет скрывать свою любовь к Борису: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Если я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Кабаниха не может ни понять, ни принять такого поведения Катерины. Она считает, что для невестки за это смерти мало. Даже когда Катерина уже была мертва, Марфа Игнатьевна не может простить ее, настолько она пропитана злобой. Рядом с этим жестокосердием натура Катерины кажется особенно мягкой, отзывчивой. Катерина заботится о нищих, а для бедных даже собиралась купить ткани, шить одежду и раздавать им. Она очень любит детей, называет их ангелами. Однако в этом «темном царстве» ее доброта, совестливость становятся ее бедой. Полюбив Бориса, она сталкивается с предательством. Борис оставляет ее здесь, не берет с собой, но она прощает его, потому что любовь ее самозабвенна. Катерина просит прощения у Бориса за то, что ему приходится уезжать из-за нее из города.

Кабанихе тоже ведомо чувство любви. Например, она говорит о своей любви к детям, но эта любовь очень эгоистична и приносит ее детям только несчастья. Тихон превратился в совершенно безвольное существо, а Варвара вынуждена бежать из дома.
Кабаниха уверена в незыблемости тех законов и порядков, которые она отстаивает. Она не может жить без этих старых порядков. «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю»,-сетует она. Поэтому, когда в ее жизнь вторгается что-то новое, она пытается это новое либо уничтожить, либо преисполняется ненавистью к нему. Например, когда Феклуша рассказывает ей о новом изобретении - паровозе, она восклицает: «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду». Это новое, которого она так боится и ненавидит, вторгается в ее дом в образе Катерины и не хочет подчиняться тем правилам, по которым живет «темное царство».

И Тихон уже не так беспрекословно подчиняется своей матери. Виновницей всего этого Кабаниха считает Катерину, поэтому так ее и ненавидит. Катерина, в противоположность Кабанихе, понимает, что нельзя жить по тем законам, по которым живет «темное царство». Она старается всячески противиться этим правилам. Грубым упрекам и требованиям Кабанихи она противопоставляет чувство собственного достоинства. По словам Добролюбова, характер Катерины не бунтарский, а любящий, созидающий. Но он остается таким до тех пор, пока над ее чувством собственного достоинства не начинают издеваться, тогда она способна и на бунт. Любовь к Борису открыла ей глаза на мир. До поры до времени она «терпела» Кабаниху, потому что понимала, что если ей открыто противостоять, то будет еще хуже. Но потом она поняла, что лучше умереть, чем так жить. Простившись с Борисом, она решает, что ей делать дальше: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу... - все равно... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!»

Это любовь толкает ее на активный протест. Она решает броситься в Волгу. Для нее ужасна мысль, что ее могут вернуть домой насильно: «А поймают меня да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей!» Этот протест не вызывает у Кабанихи понимания, а только новую злобу. «Об ней плакать-то грех!» - восклицает она, глядя на мертвую Катерину.

Островский вводит в пьесу эти два абсолютно противоположных образа для того, чтобы показать, что «темное царство» не вечно. Появляются люди, способные противостоять этому миру. И чем больше таких людей, тем меньше вероятность того, что «темное царство» будет жить. Кабаниха боится всего нового, потому что она чувствует, что оно может разрушить те моральные устои, по которым Кабаниха жила всю жизнь, а вместе с ними и все «темное царство». На протяжении всей пьесы мы постоянно противопоставляем двух героинь. Кабаниха - это воплощение мертвящих начал бытия, а Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.


Страница: [ 1 ]
Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...