Как составлять зеленый цвет в живописи. Советы начинающим: основные и дополнительные цвета. Составные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый


Теория Цвета - Цвет в Живописи

Часто рассматриваю картинки без единого слова-комментария.
Ни об авторе ни о его работах

Приходится" гуглить" самой

Хочу разобраться в цвете - композиции- перспективе -технике и т д

Этот пост -попытка ликбеза в области живописи

При правильном использовании, через цвета можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Правильное применение цветов - одно из важнейших условий успешного рисунка. Знания о применении цвета не передаются по наследству, этому учатся.

Существуют правила, которые необходимо соблюдать, и такие, которыми можно пренебречь, но каждый художник, стремящийся достичь успеха в своем деле должен начинать с фундамента, т.е. -

с теории цвета.

Существует огромное количество доступных научных материалов; однако, большинство из них далеки от художников.

1. Три свойства цвета


Прежде чем углубиться в теорию цвета, необходимо понять ее базовые принципы. Давайте обратимся к, так называемым, трем свойствам цвета. Эти свойства представляют собой общий язык теории цвета и всегда должны быть в уме художника.

- Оттенок - наименование того или иного цвета (например, красный, синий, желтый).


- Насыщенность - это бледность или затемненность оттенка (цвета).
-
Интенсивность определяет яркость или тусклость оттенка (цвета). Чистые оттенки - высокоинтенсивные.

Тусклые оттенки - соответственно, обладают низкой интенсивностью.
Эти три свойства цвета будут зависеть от многих вещей, но в основном - от света на вашей картине

Цветовой Круг
Цветовой круг, основанный на красном, желтом и синем цветах - традиционная форма цветовой схемы в области искусства

Базовые цвета
Существует три базовых цвета:

красный, желтый и синий.

Это три пигментных цвета, которые не могут быть смешаны или получены путем смешивания других цветов


Цвета второй группы

К таким цветам относятся зеленый, оранжевый и фиолетовый.


Эти цвета получены путем смешивания базовых цветов.

Цвета первой и второй группы вместе образуют шестерку самых ярких цветов спектра.

Смешивая каждый цвет с соседним, мы получим еще шесть цветов - цвета третьей группы.
Цвета третьей группы


К этой группе относятся желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Эти цвета получены путем смешивания одного базового и одного вторичного цвета.

Баланс цвета

Вы не можете рисовать, используя только один или даже все базовые цвета. Нужно достичь баланса в вашей цветовой композиции.


Добавьте несколько цветов третьей группы, или немного серого, чтобы картина не была такой ненатурально яркой.

Если вы не будете держать это в уме, то, не смотря даже на то, какая у вас хорошая композиция и дизайн, вам не удастся зацепить взгляд зрителя.

В природе, например, вы никогда не встретите чистые базовые или вторичные цвета в избытке


наоборот, все цвета сбалансированы,

это и создает нашу реальност ь
Задача художника заключается в том, чтобы знать, когда и как изменить эту реальность или подчеркнуть ее, чтобы сделать ее более красивой, более драматичной или более пугающей,
в зависимости от цели автора.

Известный иллюстратор Эндрю Лумис
(Andrew Loomis)

однажды сказал:

«Цвет - как банковский счет. Если зайти глубоко, скоро ничего не останется».


Это значит, что некоторые из самых прекрасных творений, когда-либо созданных художниками, используют ограниченную цветовую палитру

Важно понять, что цвет в спектре - это белый свет, разделенный на элементы.


Предметы обладают цветом только потому, что их поверхность принимает свет и отражает все другие цвета спектра. Если бы в свете не было цвета, он бы вообще не воспринимался человеческим глазом.

Без хорошего эскиза, конечно, цвет малозначим, но все дело в тесной связи между твердой линейной композицией и цветом, которая делает хорошую картину произведением искусства!

Термин «взаимно-дополнительные цвета» используется в искусствоведении очень часто. Однако, не всегда ясно, какие именно пары цветов можно считать взаимно-дополнительными.

Взаимно-дополнительные цвета часто путают с контрастными , поскольку и те, и другие находятся на противоположных концах диаметра . Однако, разница есть.

Дело в том, что для нахождения контрастных сочетаний обычно используется цветовой круг Иттена:

Это 12-ступенчатый круг. В его основе лежат 3 основных цвета: красный, желтый и синий . Остальные цвета получаются при смешении 3-х основных.

  • Круг Иттена описывает физическое смешение цветов — например, при смешивании красок на палитре.

Однако, понятно, что эта модель несколько условна. Спектр непрерывен:

И при смешивании световых лучей основными цветами будут красный, синий и зеленый .

  • То, что происходит при оптическом смешивании световых лучей, лучше показывает не 12, а 10-ступенчатый цветовой круг. В нем к 7 цветам спектра будут добавлены желто-зеленый, зелено-голубой и пурпурный.

Чтобы найти взаимно-дополнительные пары цвета (другое название — комплиментарные цвета ), необходимо провести диаметр через 10-ступенчатый цветовой круг (или через круг, показывающий спектр непрерывно, как на рисунке выше).

Известно, что при смешении этих противоположных цветов, образуется ахроматический цвет. В теории это белый, на практике — светло-серый.

Можно также найти взаимно-дополнительные цвета в лабораторных условиях — известно, что длины волн в каждой такой паре относятся друг к другу как 1:1,25.

По этому же принципу находятся взаимно-дополнительные пары в компьютерных программах.

И эти цветовые сочетания воспринимаются как очень гармоничные и приятные для глаза.

Это явление было открыто в XIX в. Германом Гельмгольцем, хотя художники использовали взаимно-дополнительные пары задолго до этого, находя гармонию интуитивно.

Давайте посмотрим, как эти сочетания работают на практике, на примере нескольких полотен любимых мной импрессионистов:

Огюст Ренуар. Лето.

Здесь использованы сразу 2 взаимно-дополнительные пары. Хочу обратить ваше внимание вот на что: несмотря на то, что использованы не чистые цвета, а более приглушенные, разбеленные (что вообще очень характерно для импрессионистов), картина не выглядит блеклой.

Это происходит оттого, что взаимно-дополнительные цвета усиливают друг друга. Почему это происходит, я писала в «, сейчас же подробно останавливаться на этом моменте не буду.

Следующий пример «Сидящая танцовщица» Эдгара Дега:

Здесь цвет уже более активен, яркие цветовые акценты уравновешиваются высветленными и затененными тонами из той же гаммы.

Клод Моне. Голубой дом в Заандаме.

Также использованы 2 комплиментарные пары, причем в каждой из них один цвет взят в полную силу, а другой высветлен или затенен. Это позволяет избежать черезчур резкого контраста.

Камиль Писсарро. Пять часов утра.

Картина строится на сочетании всего 2-х взаимно-дополнительных цветов и их разбеленных вариаций. Отсюда ощущение раннего утра — когда все цвета несколько сближены и ярко освещены. Если взять ту же гамму, но из затененного ряда — будет ощущение сумерек.

Как видите, живопись не требует огромного набора красок. Для построения гармоничного цветового ряда иногда достаточно всего 2-х цветов.

А вы можете привести примеры использования взаимно-дополнительных цветов в живописи?

Работа с цветом – всегда нелегкий этап в художественном процессе, так как понятие цвета – абстрактное. Смешивать краски и получать новые цвета, а также совмещать цвета на холсте в единое целое, что-то подчеркивать, что-то оставлять в тени… Подобный этап бывает пугающим для некоторых художников. Это есть недостатком уверенности в себе, как следствие незнания основных принципов сочетания цветов. Они достаточно просты и подчиняются определенным правилам.

Первичные цвета

Итак, есть три основных цвета в рисовании: желтый, красный и синий. Основные или первичные цвета – это основа всех цветов. Для того, чтобы получить другие цвета или их оттенки, нужно смешивать основные. Мы будем говорить конкретно о живописи, так как, очевидно, что в полиграфии и фотографии свой набор основных цветов.

Цвета на картинке разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст.

Обратите внимание на колесо основных и дополнительных цветов. В центре треугольника три первичных. Грани – это цвета, которые получатся при смешивании основных. На внешнем круге можно с легкостью увидеть пары дополнительных цветов, они располагаются строго напротив. В случае с основными цветами верхушка первичного треугольника располагается напротив одного из треугольников, образованного при смешении основных цветов.

Дополняющие цвета

Когда вы смотрите на какой-либо цвет, вы не осознаете, что ваши глаза видят ореол дополняющего цвета.

Присмотритесь внимательно к двум квадратам. Они одинакового цвета. Но квадрат слева кажется более синим, поскольку его окружает дополняющий цвет, и оба цвета влияют друг на друга. Когда мы смотрим на квадрат слева, наш глаз воспринимает также оранжевый цвет вокруг него. Второй квадрат выглядит иначе. Если, например, разместить фиолетовый квадрат на синем фоне, цвет тоже будет восприниматься по-другому, так как фиолетовый и синий не есть взаимодополняющими цветами.

Есть 3 основные пары дополняющих цветов. Каждая пара – это 1 основной и 1 дополняющий цвета. Так, для красного дополняющим будет зеленый, для голубого – оранжевый, для желтого – фиолетовый. Такие же связи объединяют пары контрастных цветов: красно-оранжевый будет дополняющим для голубовато-зеленого, голубовато-фиолетовый – для желто-оранжевого и так далее.

Дополняющие цвета и их контраст

Правильно расположив вблизи дополняющие цвета, можно усилить эффект, так как они будут углублять друг друга. Любой цвет будет более насыщенным рядом с другим, чем сам по себе. Для примера, зеленый и синий цвета контрастируют с оранжевым и красным. Эстетичность подобного сочетания зависит еще и от правильных пропорций: если мы будем использовать в одинаковом количестве контрастные цвета, то получится дисгармоничная комбинация, а вот минимальное количество красного на фоне зеленого может смотреться красиво. Впечатляющей будет та картина, на которой контрастные цвета будут одинакового тона и интенсивности. Глаза быстро передвигаются с одного цвета на другой, при этом создается оптическая вибрация, и от этого цвета кажутся ярче.

Смешанность дополняющих цветов

Не стоит использовать чистые дополняющие цвета. Более приятными для глаз будут именно так называемые смешанные дополняющие цвета. То есть разделенные истинным дополняющим цветом. Например, фиолетовый – это истинный дополняющий (контрастный) цвет для желтого, а сине-фиолетовый и красно-фиолетовый являются его смешанными дополняющими цветами.

Если вы имеете дело с контрастными цветами, не забывайте о правилах композиции. В данном случае необходимо, чтобы самый контрастный участок на картине привлекал внимание. То есть нужно следить за тем, чтобы он совпадал с фокальной точкой картины, иначе контраст будет отвлекать зрителя. В случае если картина будет иметь несколько равносильных по контрастности зон, она просто будет сбивать с толку.

Насыщенные цвета будут казаться более яркими рядом с нейтральными цветами. Когда в картине превалируют тусклые тона, создать центр интереса можно добавив мазков чистым цветом. Таким способом вы привлечете взгляд и удержите внимание. Выразительный и яркий объект всегда удачно можно подчеркнуть легкими переходами холодных цветов.

Три основных цвета

Первое, что нужно уяснить себе - это что в живописи есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания других. Эти цвета - желтый, красный и синий - известны как основные (базовые) цвета. Именно они образуют середину (основу) цветового круга.

Если смешать два основных цвета, получится так называемый «дополнительный» (или вторичный) цвет. Красный и синий при смешении дают фиолетовый, красный и желтый - оранжевый, и, наконец, синий и желтый дают зеленый. Конкретный оттенок дополнительного цвета зависит от того, какой именно желтый, синий и красный вы используете и в каких пропорциях их смешиваете. Если смешать основной цвет с дополнительным, вы получите третичный цвет.

Черный и белый также нельзя получить путем смешивания, но они относятся к группе монохромных цветов и не участвуют в смешивании цветов хроматических.

Холодные и теплые цвета

Каждый цвет «склоняется» к одному или другому. Это не всегда бросается в глаза, иногда теплота или холодность цвета едва различимы. Но холодные следует отличать от теплых, поскольку при смешивании эти свойства оказывают серьезное влияние на результат.

Среди основных желтый и красный относятся к теплым, а синий - к холодным цветам. Кроме того, если проводить сравнения среди видов одного цвета, можно обнаружить, что среди красных, желтых и синих есть оттенки теплее и холоднее. Правда, это уместно только в рамках сравнения: желтый никогда не будет по-настоящему холодным, а лишь холоднее другого желтого - в ином случае это уже не желтый, а какой-то другой цвет.

Если мысленно двигаться по цветовому кругу, то становится видно, что каждый цвет имеет относительную «температуру». При движении от холодного «полюса» к теплому «температура» цвета растет, а при движении в обратную сторону - от теплого к холодному - эта «температура» падает.

Различие между теплыми и холодными оттенками очень важно понимать и улавливать. Благодаря этому знанию станет возможно верно передать время суток - солнечный день или голубоватые сумерки, нужное настроение и атмосферу - печальную или радостную, и т.д. Кроме того, это поможет художгнику грамотно играть на контрасте теплого и холодного, что также имеет весьма впечатляющий эффект при правильном применении.
На сегодня все, в следующий раз продолжим нашу беседу о теории цвета. Удачи в живописи!

В природе одни предметы всегда поглощают световые лучи, а другие отражают. При полном отражении лучей солнечного спектра предмет воспринимается белым или серым, а при почти полном поглощении лучей – черным. Белые, серые и черные цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте, называются ахроматическими . Хотя сами по себе они нейтральны, в практической работе художника ахроматические цвета играют важную роль. Благодаря им, мы можем повышать и понижать звучность других красок. Смешение их с цветными красками позволяет добиваться нужной насыщенности или светлоты краски. Кроме того, соединение черной с другими красками, например с желтыми, дает возможность получить новую цветную краску (зеленую).

Все цвета, кроме белых, серых и черных, обладающих цветовым оттенком, называются хроматическими. В противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, хроматические цвета различаются степенью цветности. У одних спектральных цветов цветовой тон выражен очень резко, у других – едва заметно.

Все необходимые оттенки можно получить, составляя смеси в разных отношениях, из названных красок. Каждый из встречающихся в природе цветов, как и цвета красок, обладает тремя основными свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Цветовой тон – это качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных: красный, синий, желтый и т. д.

Светлота – это степень отличия данного цвета от черного.

Насыщенность – это степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического.

Изменение цвета в природе, связанное с воздействием на него внешней среды, происходит, как правило, по всем трем признакам, поэтому подбирать тот или иной цвет надо и по светлоте, и по цветовому тону, и по насыщенности. Неверно найденный один из этих трех признаков влечет за собой нарушение цветовой характеристики натуры.

Чтобы составить ту или иную смесь, надо знать, как поведет себя каждая из составляющих эту смесь красок. Смеси надо получать из двух-трех красок.

Если к хроматическому цвету примешать ахроматический цвет разной светлоты (белый, серый, черный), то изменяться одновременно и насыщенность хроматического цвета, и его светлота. Под словом «чистый» понимают цвет без примесей других цветов или оттенков. Таким образом, чистыми могут быть только три основных, спектральных цвета – красный, синий, желтый.

Оптическое смешение трех основных цветов дает белый цвет, а смешение двух из них дает смеси цветов (например, желтый и синий – зеленый). Цветовой круг систематизирует чистые спектральные цвета (Рис. 1).

Цветовой круг

Основные свойства цвета: а - цветовой тон, б - насыщенность, в - светлота

Рис. 1

Смешивание красок друг с другом может быть механическим или оптическим (см. таблю 1-2). При этом смешиваемые краски могут изменять свой цветовой оттенок, насыщенность и светлоту.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....