Как в старину жили русские люди проект. Как жили в старину русские женщины? Одежда в России в X-XVII вв


Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…

В историко-культурный комплекс «Любытино» мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний «Автомир». Он не зря носит название «Одноэтажная Россия» — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про «сени новые, кленовые».

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке «по черному» есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля (но далеко не везде крыша была с дёрном)

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание — хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре — постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните — «по сусекам поскребла…»? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник — погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

Овин — эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим — томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.

Инструкция

Во времена, предшествовавшие монголо-татарскому игу, женщина на Руси еще пользовалась определенной свободой. Позднее отношение к ней претерпело резкие изменения. Азиатские захватчики подали русским людям далеко не лучший пример, наложив на их жизнь отпечаток грубости. В середине 16 века был создан знаменитый «Домострой» - свод правил и наставлений, которым подчинялся весь жизненный и семейный уклад. По сути, домострой сделал женщину домашней рабыней, обязав ее во всем угождать и беспрекословно подчиняться отцу или мужу.

В крестьянских семьях девочку считали бесполезным существом уже с самого рождения. Дело в том, что когда рождался мальчик, крестьянская община выделяла на него дополнительный земельный надел. На девочку не полагалась, поэтому она редко была желанным ребенком. Грамоте девочек практически не учили. Поскольку роль женщины ограничивалась ведением домашнего хозяйства, считалось, что образование для нее совершенно излишне. Зато на ее плечи ложилась вся тяжесть домашней работы. Если у нее не хватало сил, чтобы справиться со всеми своими обязанностями, домострой предписывал различные наказания, включая физические.

О том, насколько естественным в русских семьях считалось рукоприкладство, говорит и известная пословица: «Бьет – значит, любит». Рассказывали даже такую историю. Один из обосновавшихся на Руси немцев женился на русской девушке. Через некоторое время он обнаружил, что молодая жена постоянно и часто . В ответ на его расспросы, женщина сказала: «Ты меня не любишь». Муж, очень нежно относившийся к супруге, был очень удивлен и долго не мог ничего понять. Оказалось, жена была совершенно уверена в том, что любящие мужья должны бить своих жен.

В христианской традиции было распространено отношение к женщине как к объекту греха и соблазна. Поэтому девушек из знатных семей взаперти держали в теремах. Даже царице не было позволено показываться народу, а выезжать разрешалось только в закрытой повозке. Самыми несчастными из русских были царевны. По сути, они обрекались на одиночество и вечные слезы и молитвы в своих теремах. Замуж за подданных их не выдавали, так как подобный брак считался неравным, а чтобы стать женой иностранного государя, необходимо было принять его веру (хотя такие браки иногда все же случались).

Девушек из дворянских и крестьянских семей выдавали замуж, не спрашивая их согласия. Часто невеста до самой свадьбы не была со своим женихом. В костюме замужней женщины из любого сословия также существовали строгие ограничения. К примеру, волосы должны были быть полностью скрыты головным убором. Открыть их - считалось страшным позором и грехом. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься». Интересно, что простые крестьянки жили гораздо свободнее дворянок. По хозяйственным делам они могли совершенно беспрепятственно выходить из дома. Зато их уделом был тяжелый, непосильный труд.

Положение женщин из дворянских и купеческих семей изменилось с приходом к власти Петра I. Познакомившись с европейскими традициями, царь запретил держать женщин взаперти и даже обязал посещать балы и собрания. В результате, почти весь 18 век прошел под знаком женщин-правительниц.

Сегодня я хочу показать вам насколько тяжело жилось нашим предкам в русской деревне 10-го века. Все дело в том, что в те годы средний возраст человека составлял примерно 40-45 лет, а мужчина считался взрослым уже в 14-15 лет и на тот момент мог даже обзавестись детьми. Смотрим и читаем далее, довольно интересно.

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.
Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.



Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.
Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.



Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?
Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.



Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще - набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.

При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.


ПРОЕКТ
По познавательному развитию для детей подготовительной группы
«Как жили люди в старину»

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР «Алые паруса» - детский сад № 26 города Железногорска Курской области
Маслова Ирина Николаевна

(«Путешествие по реке времени»)

Тип проекта: информационно – практико ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатель, специалисты детского сада.
Актуальность темы:
В настоящее время, к сожалению, наблюдается утрата интереса к прошлому народа, его наследию. Дети дошкольного возраста поверхностно знакомы с тем, как жили люди раньше, как строили свое жилище, как украшали свой быт.
Какие изменения произошли со строениями людей, в которых они жили, как изменились сами люди, их быт, одежда, обо всем этом дети имеют отрывочные представления. У детей слабо развиты познавательный интерес и познавательная инициатива.
Проблема: У детей недостаточно развит интерес к прошлому человечества, истории жилища, процессам его преобразования.
Цель: создание в воображении ребенка целостных образов прошлого и настоящего жилища человека, развитие исследовательских навыков воспитанников, поддержка детской инициативы.
Задачи:
-познакомить детей с историей жилища, его особенностями в разные периоды жизни человека, в зависимости от климатических условий;
-развивать у детей ретроспективный взгляд на жилище человека (ориентироваться в прошлом и настоящем);
-развивать самостоятельность и познавательную инициативу воспитанников;
-формировать обобщенные способы умственной работы, предпосылки учебной деятельности;
-стимулировать развитие познавательных и творческих способностей;
- воспитывать интерес и уважение к прошлому своего народа.

Этапы проекта:

I этап: (подготовительный)

Деятельность

1. Выбор темы, введение в тему с использованием модели «трех вопросов» «Что я знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?».
Что мы знаем:
- что были первобытные люди;
- что они жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи;
- знаем, что им (древним людям) нужны были убежища и что они «обживали свои пещеры».
Что мы хотим узнать:
- почему человек не захотел жить в пещере?
- как люди научились строить деревянные дома?
- для чего нужна была крепость?
- от кого они защищались?
Что сделать, чтобы узнать:
- попросить взрослых рассказать о том, что они знают об истории жилища человека;
- найти в интернете картинки, изображающие древнего человека и его жилье;
- прочитать в энциклопедии как и где жили люди в старину.
2. Постановка проблемы «Для чего необходимо знать историю жилища человека?».
3. Обсуждение проблемы, принятие задач.
4. Изучить методическую литературу по данной теме «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста» Н.А.Короткова,
«Как жили наши предки» Ю.Дорожкин,
«Что было до..» О.В. Дыбина, «Познавательное развитие» В. Волчкова
5.Подбор художественной литературы, изготовление дидактических пособий.
6. Знакомство родителей с предстоящей работой, беседы с родителями по данной теме
6. Разработка модели взаимодействия со специалистами детского сада.
7. Разработка перспективного плана по реализации проекта
Беседы

Накопление информации.

Беседы, анкетирование

Осознание мотива и цели деятельности

II этап: практический

Перспективный план по реализации проекта

Сентябрь
Чтение «Вера и сегодня» Маршак С.,
«Кошка, которая гуляла сама по себе» Киплинг Р.

Октябрь
1.Изготовление карты-панно- «реки времени», сиволизирующей движение исторического времени.
2.Выбор остановок: «древность» - «старина» - «наше время», познавательно- исследовательская деятельность
3.Беседа: «Дом, в котором мы живем».
Н.А. Короткова «Образовательный процесс в гуппах детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь
1. «Путешествие в прошлое жилища»,
познавательная деятельность
2.Изготовление макета: «Пещера древнего человека», конструирование.
3.«Обживание остановки «древность» , познавательно- исследовательская деятельность

4. «Кто построил этот дом?», беседа
О.В. Дыбина «Что было до...».

Ю. Дорожин «Как жили наши предки».

В.Волчкова «Познавательное развитие».

Декабрь
1.Как жили наши предки (старина), беседа.

2.Средневековый город крепость.(рассматривание иллюстраций)

3.Путешествие в музей предметов, познавательно- игровая деятельность.
Ю. Дорожин «Как жили наши предки»

Январь
1.Изготовление макета жилища человека в старину, конструирование.
2.Обживание остановки «старина», познавательно- исследовательская деятельность.
Н.А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»

Февраль
1.В гостях у бабушки в деревне, рассказ из личного опыта детей.
2.Традиции россиян, познавательная деятельность.
3.Игра «Путешествие в многообразие рукотворного мира»

В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе».
О.В. Добина «Что было до...»

Март
1.«Для чего нужны дома?», беседа.
2.Изготовление макетов современных домов.
3.«Чудесные вещи рукотворного мира», дидактическая игра.

О.В. Дыбина «Что было до...»

О.В. Дыбина «Рукотворный мир»

Апрель
Развлечение с родителями: «Хорошо у нас в дому!»

III этап: заключительный
Презентация «Путешествие по реке времени» «История жилища»,
Выставка макетов сооружений, развлечение с родителями «Хорошо у нас в дому»

Практический материал по реализации проекта

Конспект занятия «История жилища человека в средние века»
Программное содержание:
1.Продолжать учить создавать макеты строений: дома, крепость, как целостного воплощения прошлого.
2.Развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь осваивать формы упорядочивания опыта: причинно-следственных, пространственных и временных отношений.
3. Способствовать развитию познавательной инициативы детей, расширению кругозора.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы: вопросы встречные и поисковые, беседа, опыты, моделирование, проблемная ситуация.
Материалы и оборудование: карта-схема средневекового города-крепости; материал для исследования: дерево, камень, вода; материал для моделирования крепости: конструктор «лего», деревянный конструктор.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, мы продолжаем путешествие по «реке времени». Мы узнали, как и где жили люди раньше: сначала в пещерах, потом в шалашах. Но и в шалаше, наверное, тоже неудобно было жить. Как вы думаете? Почему? (Не было окон, дверей, мог протекать дождь и т.п.)Воспитатель. Да, согласна, и люди стали строить дома из дерева. Как вы думаете, деревянный дом был удобнее? Чем он отличался от шалаша?
Воспитатель. Итак, мы с вами дошли до второй остановки на «реке времени», которая называется «старина». И слово «город» в те времена имело совсем другое значение. Подумайте, как мы можем узнать, что означало это слово раньше?
Воспитатель. Обобщает ответы детей и знакомит со значением слова «город». Это поселение, которое имело крепкую стену-ограду, крепость. Как вы думаете, для чего она была нужна?
Воспитатель. Рассказ детям о крепостной стене.
Когда подступали враги, жители близлежащих поселений старались укрыться за городской оградой. Поэтому, когда строили крепостные стены, никто не жалел сил. Чем надежнее была стена, тем легче было держать оборону. Крепостные стены кажутся простыми только на первый взгляд. На самом деле все было продуманно до мелочей.
Посмотрите на картинку города-крепости.
-Какие постройки сделаны из камня?
- Какие из дерева? Для чего нужны башни?
- Что необычного вы заметили в постройке стены?
Воспитатель. Обобщает ответы детей.
А сейчас я предлагаю вам сделать соответствующую отметку на «реке времени» и приступить к изготовлению макета средневекового города-крепости.
- Что мы сделаем сначала? Какие материалы выберем для постройки стены?
Воспитатель. Предлагает опытным путем подобрать материал для стены.(Дети делают выводы о том, что наиболее подходящий материал камень, т. к. он прочный, не пропускает воду).
Воспитатель. А теперь предлагаю вам из деревянного строителя, из конструктора «лего» сделать крепость. (самостоятельная работа детей)
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше «путешествие по реке времени». Что вам запомнилось? Что вы теперь умеете делать? Понравилось ли вам «путешествие»?
На этом наши путешествия не заканчиваются, нас ждут новые, интересные открытия.

16 июля 2017 года в московском историческом парке Коломенское пройдет фестиваль "Битва Тысячи Мечей", где русские реконструкторы и гости из Болгарии, Польши, Чехии, Венгрии, Ирландии и других стран представят жизнь средневековой Руси и ее соседей. Это будет военный праздник, главным украшением которого станет, конечно же, Битва. Праздник пройдет на месте Дьяковского городища, древнего поселения V века. В преддверии фестиваля Агентство исторических проектов "Ратоборцы" специально для "Утра" подготовило несколько материалов о жизни наших предков.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Мы сейчас живем в такое время, когда после нескольких десятилетий блужданий по миру многие начали возвращаться к вопросу "а мы-то кто?". Кому-то кажется, что вопрос риторический, и все ясно - вон, почитайте Карамзина. А кого-то этот вопрос и не волновал никогда, и никогда не будет. Но если спросить, откуда и когда пошла Русь, кто такие русские, то многие тут же начнут путаться. Надо этот вопрос разъяснить, решили мы. Как в книге "Generation П" сказал Вовчик Малой, чтобы можно было "любому из Гарварда просто объяснить: тыр-пыр-восемь-дыр, и нефига так глядеть".

Итак, начнем нашу повесть о Древней Руси. Как говорят ученые мужи, наша цивилизация на Земле не первая и не вторая, и не последняя. И народы расселялись по территории планеты в разные века и из разных стартовых точек. Смешивались этносы, образовывались и исчезали различные племена. Наступали природные катаклизмы, менялся климат, флора и фауна, даже полюса, говорят, перемещались. Таяли льды, повышался уровень океана, изменялся центр тяжести планеты, прокатывалась по материкам гигантская волна. Оставшиеся в живых собирались в кучки, образовывая новые племена, и всё начиналось снова. Все это происходило настолько медленно, что трудно себе представить. Сложнее было бы наблюдать, наверное, лишь как формируется уголь.

Так вот. В истории нашей цивилизации было такое время, которое у историков носит название Эпоха переселения народов. В IV веке нашей эры было вторжение гуннов в Европу и дальше пошло-поехало. Все забурлило и запередвигалось. Предки славян венеды, описанные Геродотом еще в V веке до н.э., проживали между реками Одер и Днепр. Расселение их происходило в трех направлениях - на Балканский полуостров, в междуречье Эльбы и Одера и на Восточно-Европейскую равнину. Так сформировались три ветви славян, которые существуют и по сей день: славяне восточные, западные и южные. Нам известны названия племен, сохранившиеся в летописях - это поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

К VI веку н.э. славяне находились на этапе разложения первобытно-общинного строя, его место постепенно занимала так называемая военная демократия. Племена расширяли свои владения, и все большее значение приобретала военная сила каждого племени или союза племен. Дружина начала играть ключевую позицию в обществе, а во главе ее стоял князь. Соответственно, сколько дружин, столько и князей, а если племя расселилось широко да поставило несколько городов - так и князей там будет несколько. В IX веке мы уже можем говорить об устоявшихся границах княжеств, называть это образование Древней Русью с центром в городе Киев.

В интернет-поисковиках очень просто найти карты Руси IX-X веков. На них мы увидим, что территория Древней Руси не была локализована вокруг столицы. Она протягивалась с юга на север от Черного моря до Балтики и Онежского озера, а с запада на восток - от современного белорусского города Брест до Мурома. То есть, до границы финно-угорских племен, частично включив их в свой состав (вспомним, что Илья Муромец пришел к киевскому князю из села Карачарова).

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Территория огромная не только по тем временам, но и по временам нынешним. Сейчас нет ни одной европейской страны такого размера, не было ее и в то время. Одна проблема - все князья были между собой равны, признавая верховенство князя, который сидит в Киеве. Почему в Киеве? Потому что с древних времен славяне предпочитали селиться на берегах рек, а когда наладилась активная торговля, то богатели и привлекали к себе самый активный и творческий народ те поселения, которые стояли на торговых путях. Славяне активно торговали с югом и востоком, и "путь из варяг в греки" проходил как раз по Днепру.

Пара слов о дружине и о крестьянстве. Крестьянин в то время был свободен и мог менять место жительства, благо свободных глухих мест было полно. Способов закабаления его не было еще придумано, не те были социальные условия. Княжеские дружинники также были людьми свободными и никак не зависели от князя. Их интерес был в совместной военной добыче. Князь, который был для дружины, скорее, просто боевым вождем, мог враз потерять ее расположение, если военная удача ему не сопутствовала все время. Но за пару столетий эта система отношений поменялась. Дружинники стали получать от князя земельные наделы, обрастать хозяйством и своими собственными маленькими дружинками. Возникла потребность закрепить крестьян на своей земле. Дружина превратилась в поместное дворянское войско.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Конечно, жизнь княжеств не была похожа на идиллию. Князья завидовали друг другу, ссорились, шли друг на друга войной, услаждая свои амбиции. Это происходило в первую очередь потому, что права наследства передавались не от отца к сыну, а вертикально - по братьям. Князья плодились, рассаживая сыновей по престолам в разных городах и городишках. Так большие княжества дробились на так называемые удельные. Каждому брату давался свой удел, которым он правил, защищал, собирал с народа дань и отдавал ее часть Великому князю. Так князья начинали соперничать.

Это все продолжалось долго, покуда в XIII веке не начался обратный процесс собирания мелких княжеств в большие. Это происходило из-за внешних факторов - во-первых, потребность дать отпор внешнему врагу, которым и для Европы, и для Руси стали ордынские монголы. Во-вторых, смещались торговые и политические центры. Торговля по Днепру угасала, открывались новые торговые маршруты, например, по Волге. Древняя Русь дала жизнь таким политическим образованиям как Киевская, Владимиро-Суздальская и Новгородская Русь. В результате все свелось к противостоянию двух больших государственных объединений - Великого Княжества Московского и Великого Княжества Литовского. Но это уже совсем другая история.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...