Как ведет себя печорин в главе бэла. Творчество. школьные сочинения. Отношение к любви


Тема: М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести «Бэла»

Цели:

    Образовательные:

1.1.Выявить особенности характера Печорина в ходе анализа повести и наблюдения над поведением героя, показать оценку образа героя рассказчиком, роль пейзажа в создании характера;

1.2. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

1.3. развивать умение учащихся работать с текстом;

    1. проверить осознание прочитанного;

      развивать умение учащихся самим задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

      развивать умение давать сравнительную характеристику действующим лицам;

      ввести термины: нравственность, проблема, легкомысленный, безответственный

    Развивающие:

    1. развитие логического мышления;

      развитие речевой деятельности- самостоятельных связанных высказываний в устной форме;

      следить за произношением учащихся;

      развивать навык чтения с губ;

      развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

    Воспитательные:

3.1. воспитать умение обдумывать действия, высказывать свое мнение, опираясь на межпредметные связи, формировать эстетическое восприятие.

3.2. воспитание честности, доброты, чувства долга и порядочности, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к повести «Бэла», отрывки из к/ф «Бэла».

Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя, комментированное чтение.

Ход урока:

    Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущем уроке мы начали разговор о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

??? Давайте вспомним, что нового мы узнали?

(- историю создания;

- жанр;

- композицию).

    Формулирование темы урока и целей:

??? О чем на сегодняшнем уроке пойдет речь?

(- анализ повести «Бэла»;

- рассказ о личности главного героя романа Григория Александровича Печорина)

??? Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

Тема: «Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести «Бэла»

??? Какие цели можно поставить перед собой?

- выявить особенности характера Печорина

- получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках;

- составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла».

А также ответить на проблемный вопрос: ?Печорин. Кто ОН?

    Работа с эпиграфами:

К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

«Дума» М.Ю. Лермонтов

Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….

«Герой нашего времени» «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов

Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В.Г. Белинский

Это эпиграфы к образу Печорина.

??? Какой из них больше подходит к образу героя, выберете для себя. В конце урока мы вернемся к ним.

    Работа по повести «Бэла».

    Продолжите фразу: «Я прочитал(а) повесть «Бэла» и …»

Учитель : Я вижу, что у вас возникло много вопросов, но пока нет на них ответов. Некоторые страницы вызвали у вас недоумение, сомнение.

Но главное - в центре нашего внимания Печорин (на доску вывешивается имя ПЕЧОРИН).

ПЕЧОРИН

Анализировать образ Печорина мы будем, используя необычный способ: СКВОЗЬ ПРИЗМУ.

??? А что такое призма?

Призма- геометрическая фигура. Устройство для преломления лучей.

Так же и мы поведение и поступки Печорина пропустим через сердце и душу героев как через призму.

Чтобы помочь вам лучше разобраться в содержании повести, лучше понять образ главного героя, мы с вами отправимся в путешествие на Кавказ, а нашим помощником будет М.Ю.Лермонтов. Наше путешествие начинается.

Кадры из худ. фильма № 1

Итак, 1837 год, Кавказ, Военно – Грузинская дорога.

??? По дороге мы знакомимся с кем?

(офицером, штабс – капитаном Максим Максимычем (На доску вывешивается имя МАКСИМ МАКСИМЫЧ)

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Что же мы о нём узнали? Кто хочет рассказать о Максиме Максимыче?

(Максим Максимыч казался лет пятидесяти: смуглый цвет лица показывал, что он давно знаком с кавказским солнцем; преждевременно поседевшие усы, не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.

На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка; курил он из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро).

??? Посмотрим на Печорина глазами Максима Максимовича. Так каким же видит Печорина Максим Максимыч?

Характеристика Г.А.Печорина

Внешность

Офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был тоненький, беленький, на нём был мундир новенький.

Максим Максимыч о Печорине

«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет...»

Печорин о себе

«Мне стало скучно: удовольствия – опротивели, общество – надоело, любовь – раздражала, сердце оказалось пусто, науки – тоже надоели»

«Жизнь пустее день ото дня».

«Во мне душа испорчена светом».

«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...»

Вывод

Г.А.Печорин – виновник и жертва трагедии.

Он достоин сожаления (жалости, сострадания).

??? Поясните, в чём заключается странность Печорина?

Странность – необычность в поступках, привычках, взглядах

???? О какой черте характера Г.Печорина говорят эти строки?

1. «В дождик, в холод, целый день на охоте; все озябнут, устанут – а ему ничего…»

(сильный, выносливый).

    «В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнями стукнет, он вздрогнет и побледнеет». (слабый, беззащитный; смятение, испуг)

    «…ходил на кабана один на один». (смелость, бесстрашие)

    «…бывало, по целым часам слова не добъёшься…» (молчаливый, неразговорчивый)

    «…зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха»

(весёлый, общительный)

ВЫВОД:

С одной стороны - сильный, выносливый, смелый, бесстрашный, общительный, весёлый

С другой стороны – слабый, беззащитный, смятение, испуг, молчаливый, одиночество

???? О чём это говорит? (О противоречивом характере)

??? А как проходила жизнь Печорина в крепости, как Максим Максимыч решил развлечь Григория Александровича? (решил пригласить на свадьбу к знакомому князю, где Печорину понравилась дочь князя Бэла).

Кадры из худ. фильма № 2

5.Работа в группах

Для дальнейшей работы вам надо выбрать цветные листочки (листочки следующих цветов: белый, черный, желтый, красный)

Обучающиеся выбирают цветные листочки.

????? А теперь объединитесь по цвету, т. о. у нас получились группы.

Задание: рассказать, как развивались взаимоотношения Печорина и Бэлы. Но каждая группа рассказывает со своей точки зрения.

1 группа – БЕЛЫЙ

Вы выбрали белый цвет. Белый цвет наводит на мысль о бумаге, о белом чистом листе бумаге. В этом режиме мышления нас интересуют только факты, т. е. на всё мы смотрим только с точки зрения фактов и цифр. Вы рисуете картину взаимоотношений героев БЕСПРИСТРАСТНО.

Примерный ответ: Итак, Печорин, увидев на свадьбе, куда они были приглашены с Максимом Максимычем, Бэлу, был пленён её необычной красотой и той таинственностью, которая заставила его задуматься над возможностью покорить сердце Бэлы.

Найдя подход к Азамату, брату Бэлы, пообещав ему в обмен на сестру коня Казбича Карагёза, о котором давно мечтал Азамат, Печорин без особых усилий получает Бэлу.

Чтобы расположить к себе Бэлу, Печорин употребляет все средства: задаривает её подарками, предлагает отпустить домой, если она любит другого, умоляет полюбить его, угрожает, наконец, что уедет навсегда и будет искать смерти под пулями.

Печорин добился своего: Бэла полюбила его, но сам Печорин очень скоро охладел к ней (прошло всего 4 месяца). Грусть и упрёки Бэлы вызывали в нём только раздражение.

Бэла узнаёт, что Казбич убил её отца. Однажды, когда Бэла вышла из крепости прогуляться до речки, её подкараулил Казбич, увёз, а когда увидел, что его настигают Печорин и Максим Максимыч, нанёс Бэле смертельный удар кинжалом. Через два дня Бэла умерла.

Максим Максимыч и Печорин похоронили Бэлу. Казбича и Азамата больше не видели. После этого Печорин уезжает, а Максим Максимыч остаётся. Вот и вся несложная и довольно обычная история горянки и русского офицера. Только так она и могла закончиться.

2 группа – КРАСНЫЙ

Красный цвет позволяет нам взглянуть на всё произошедшее только на ЭМОЦИОНАЛЬНОМ уровне.

Примерный ответ: Любовь – самое прекрасное чувство, её нельзя одобрить или осудить. Ведь это замечательно, что Печорин полюбил Бэлу. В неё невозможно было не влюбиться: «высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу», – говорит Максим Максимыч. «Как она пляшет! Как поёт! А вышивает золотом – чудо!» – расхваливает её Азамат.

Печорин – молодец! Он знает, как подойти к женщине, как добиться её расположения. Им можно только восхищаться. Щедрость его не знает границ – он завалил Бэлу подарками. Он красноречив, тонок в обращении, умён, находчив, он из тех мужчин, которые всегда нравятся женщинам.

Бэла, действительно, удивительная: она плачет и смеётся, грустит и пляшет, в страхе за жизнь Печорина вскакивает и бросается ему на шею. Упрекает Печорина, что он разлюбил свою «джанечку», но в то же время «так похорошела, что чудо».

Разлюбил ли Печорин Бэлу, нет, но любит спокойнее, холоднее, ему уже мало любви Бэлы, чтобы заполнить жизнь. Но это и понятно: любовь не бывает всегда одинаковой, она развивается, меняется.

Любовь Печорина к Бэле закончилась трагически. Но любовь и смерть всегда очень близко находятся друг от друга. Ах, как переживал Печорин: побледнел, похудел, но нельзя же вечно страдать – жизнь есть жизнь. Нам кажется: такой человек, как Печорин, обязательно встретит на своём пути другую любовь и будет счастлив. В жизни всё слито воедино: и радости, и страдания. Человек эмоционален по своей природе, следовательно, всевозможные движения души ему свойственны.

3 группа – ЧЕРНЫЙ

Посмотрим на события сквозь чёрные очки и увидим, что всё очень ПЛОХО и ТРАГИЧНО. Нет ни одного светлого момента в отношениях Печорина и Бэлы.

Примерный ответ :

Конечно, Печорин Бэлу не любил и не мог полюбить. Из этих отношений никогда бы ничего не получилось: слишком они разные, многое их разделяет. Печорин тяготится их отношениями сразу же после похищения Бэлы. Слишком много энергии он затратил, чтобы завоевать её расположение. Любовь – всегда страдание, трагедия.

Печорин страдает сначала от любви к Бэле, потом от разочарования в любви, потом от навязчивости Бэлы, потом о том, что потерял свободу. Нам кажется, что он был рад, когда освободился из плена отношений с Бэлой.

Бэла во всей этой истории тоже выглядит недостойно: кокетничает с русским офицером, нарушая обычаи своего народа, уж слишком быстро уступает Печорину, униженно говорит: «Я твоя пленница… твоя раба… ты меня можешь принудить…». А Печорина привлекает не раба, а гордая женщина.

Слишком быстро Бэла забывает брата, недолго плачет об отце, жалеет, что она не христианка, т.е. желает отказаться от своей веры.

Печорин не очень грустил о Бэле. «Его лицо ничего не выражало особенного», а на утешения Максима Максимыча отреагировал в духе его характера: «поднял голову и засмеялся»Он уезжает и забывает эту историю. Так оно и должно было быть.

4 группа – ЖЕЛТЫЙ

Как страшно было бы жить на свете, если бы все люди носили всегда только чёрное, были пессимистами. Но, к счастью, в жизни, кроме тени, есть ещё и солнце, и кроме злобы, есть добро. И в самой мрачной ситуации можно увидеть что-то ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ. Посмотрим на желтый цвет, цвет солнца, а солнце бывает даже там, где когда-то была тень.

Примерный ответ:

Что же положительного в отношениях Печорина и Бэлы. Во-первых, появление в его жизни Бэлы создало хоть какую-то цель. Мы верим, что Бэла, пусть на время, но составила его счастье. А человек должен когда-то ощущать себя счастливым.

Печорин нуждается в любви молодого чистого существа, это чувство обогатит его внутренний мир, очистит душу, заставит думать не только о себе. «Да, они были счастливы», – говорит Максим Максимыч. Четыре месяца всё шло хорошо: Печорин даже на охоту не ходил, сидел возле Бэлы.

В Печорине проснулись чувства, о которых он, может быть, раньше и не знал: сострадание, жалость, нежность; болезнь и смерть Бэлы наполнили всё его существо заботой и любовью.

Его горе искренно, хоть и не похоже на обычное проявление человеческих чувств. Мы думаем, что у него появилось и чувство раскаяния: он долго был болен, похудел и побледнел. Эта история раскрыла лучшие качества души Печорина.

Любовь Бэлы к Печорину тоже демонстрирует её лучшие человеческие и женские черты. Её поведение во всей этой истории заставляет Максима Максимыча, который был невысокого мнения о горянках, «уважать себя, а вместе с собой и женщин своего народа». Бэла умеет любить горячо и навечно: Печорин один составляет смысл её жизни. Так любить может не каждая девушка. Бэла смогла победить Печорина: неграмотная дикарка, жившая одной любовью, подчиняющаяся повелителю-возлюбленному, перед смертью оказывается гордой женщиной, полной человеческого достоинства.

??? Такой метод наблюдений над одной и той же ситуацией ЧТО дает нам? Сделайте вывод?

ВЫВОД: Мы посмотрели на одну и ту же ситуацию со всех сторон. Все мы разные и это важно учитывать мнение каждого, выслушать каждого.

Вернемся к главному герою - Григорию Александровичу Печорину.

??? Стикерами обозначьте по одной главной черте героя. Обоснуйте свой выбор (На доску с именем ПЕЧОРИН клеим стикеры).

Задание: Составьте таблицу противоречий характера Печорина, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают.

Бесстрашие

Способность на пылкое, глубокое чувство

Доброта, внимательное отношение (при желании) к другому человеку

Авантюризм

Непостоянство

Быстрая смена настроения

Эгоизм

Равнодушие

Кадры из худ. фильма № 3 (Включить на 2 мин. 34 сек.)

ВЫВОД: Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин?

На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав весь роман.

Учитель: В конце урока я хотела бы зачитать стихотворение Маргариты Мысляковой «Читая «героя нашего времени»

Как может человек быть чёрен
и отвратителен до боли!
Нет, мне не нравится Печорин,
чей образ проходили в школе.

Хочу, чтоб люди были белы,
мужчины чтоб, по крайней мере,
не покидали бедной Бэлы,
не унижали нежной Мэри.

И так мечтается порою
свой тезис утвердить реально:
плохого Лермонтов героя
нарисовал, пусть гениально.

Но мир моей оценки тесен,
подход мой не совсем привычен.
Печорин, скажут, интересен,
Печорин, скажут, симпатичен!

Ответьте прямо, без обмана:
тип положительный в ходу ли?
Герои добрые в романах
скучны порою и ходульны.

И взгляд читательский зашорен,
весь подчинённый острым темам.
И многим нравится Печорин –
непросветлённый этот демон.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. РЕФЛЕКСИЯ.

    Вот такой портрет Печорина у нас получился. Какой эпиграф вы выбрали бы к нашему уроку? Изменился ли он после того, как прошел урок?

    Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа «Герой нашего времени», вы поменяете свое отношение к герою, а может и нет.

Выставление оценок.

Домашнее задание: прочитать повести «Максим Максимыч», «Тамань». Ответить на вопрос: что нового из этих повестей мы узнаем о Печорине?

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению

"Бэла" - Портрет Печёрина глазами Максима Максимыча: "Молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький" "Славный был малый, только немножко странный" Мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от сквозняка; в одиночку ходил на кабана, но "ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет"; мог молчать часами, а мог и быть душой компании Умеет играть на слабостях людей. Использует любовь Азамата к деньгам и желание иметь коня Казбича для достижения своей цели (похищение Бэлы) Упрям, эгоистичен, идет на поводу своих желаний. Пытается завоевать любовь Бэлы во что бы то ни стало, заключает с Максимом Максимычем пари. На упрек о Бэле от-вечает: "А коли она мне нравится?

" "Видно, в детстве был маменькой избалован" (Максим Максимыч о Печорине) Имеет переменчивую натуру, не может найти свое место в жизни. "Невежество и простосердечие" Бэлы надоели Печорину, как ранее «кокетство светских дам". Ему "скучно" Ипод "чеченскими пулями" . Считает выходом для себя путешествия в экзотические страны - Америку, Индию, Аравию.

"Авось где-нибудь умру на дороге" Остаётся загадочной фигурой для Максима Максимыча. Максиму Максимычу непонятна реакция Печорина на смерть Бэлы - в ответ на утешения Печорин смеется.

"Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи" "Максим Максимыч" Портрет Печорина глазами автора-повествователя Привлекательная внешность, крепкое телосложение "Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными" Аристократические черты. Тонкие бледные пальцы, нежная кожа, бледный, благородный лоб. "Несмотря па светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке" Неуловимость образа "С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать" Необыкновенные глаза. Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся - "признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".

Блеск его глаз "ослепительный, но холодный". "Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе пеприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзкий, если б не был столь равнодушно спокоен» "Тамань" Трагичность личности Печорина - в разрыве между разумом и чувствами. Символична в этой связи в финале "Тамани" фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко.

В таком же положении оказывается и Печорин, когда живая жизнь, поманив, оставляет его ни с чем

«Герой нашего времени» – классика русской литературы. Это произведение затрагивает тему пороков общества, которые раскрываются через образ «лишнего» человека. Главный герой произведения Лермонтова красивый, умный офицер, имеющий сильную, целеустремленную личность и неизменно .

Однако, несмотря на все его достоинства, он не может найти свое место, мечется в разные стороны, тем самым, порой, разрушая судьбы окружающих его людей и женщин, которые его любят. Он описан настолько живо и реалистично, что вызывает к себе искренние эмоции.

Портрет Печорина в главе «Бэла»

Первое впечатление о главном герое мы получаем глазами Максим Максимыча, именно он помогает увидеть, каким предстает перед нами Печорин в главе «Бэла». Григорий Печорин здесь пылкий, страстный мужчина, который добивается своей возлюбленной Бэлы, используя при этом довольно рискованные и не всегда честные способы. Он разрушает семью девушки, выкрадывает ее обманом, показывая свою расчетливость и некоторую жестокость. В определенный момент он искренне верит в то, что именно это спасет его от вечной скуки жизни. Однако, он не просто забирает к себе девушку, но и , хотя сам в последствие теряет свои чувства к ней.

Бэла становится своеобразной целью для Печорина, и достигнув ее, он охладевает. До самой смерти девушки он пытается окружить ее своими чувствами, но сердце не обманешь, и бедная Бэла умирает с тяжелым сердцем, чувствуя себя нелюбимой и несчастной. При этом в Григории еще живут искренние человеческие эмоции, ведь он страдает по-настоящему, правда не очень долго.

Образ Печорина в главе «Максим Максимыч»

Эта повесть по хронологии должна завершать роман, однако он, конечно, занимает свое правильное место, ведь то, каким предстает перед нами Печорин в главе «Максим Максимыч», показывает, насколько сильно повлияли на его личность события, которые будут происходить далее, но уже через описание самого героя.

Характер Григория заметно ужесточается, он становится грубым, резким и совершенно равнодушным. При встрече с тем, кого не видел так долго, он не проявляет никаких чувств, словно презирая всякую сентиментальность.

Характер главного героя в главе «Тамань»

То, каким предстает перед нами Печорин в главе «Тамань», резко отличается от привычного для него состояния скуки и разочарования. Встретив необычную красавицу-контрабандистку, его, словно ребенка, тянет к этому необычному и словно сказочному человеку. Он превращается в мечтательного молодого человека, который ищет приключений и чего-то совершенного нового.

Однако, после того, как он был обманут, обокраден и чуть не убит, Григорий корит себя за эту слабость, и к нам возвращается уже привычный читателю образ.

Портрет Григория в главе «Княжна Мэри»

Взглянув на героя поверхностным взглядом, довольно сложно понять, каким предстает перед нами Печорин в главе «Княжна Мэри». Лишь погрузившись в повесть полностью, мы начинаем замечать, что в Григории как будто живут два разных человека, которые мешают друг другу жить, приводя к губительным последствиям.

Страстная, расчетливая и самовлюбленная половина героя заставляет его влюбить в себя чистую и невинную княжну Мэри. Как и в случае с Бэлой, это для него всего лишь цель, достигнув которой, он теряет к девушке всяческий интерес. Его привлекает игра, в которой он постоянно меняет маски, так и не дав узнать свою настоящую сущность. Завладев сердцем девушки, Печорин разбивает его и выходит из игры, ведь с самого начала эти отношения ему были совершенно не нужны.

А вот разумная, живая половина героя, словно совесть, пробуждает в нем искренние чувства сострадания, переживания. Именно они побуждают его встретиться с Лерой, единственной женщиной, которая знала его таким, какой он есть на самом деле, и при этом любящей его всем сердцем. Когда она уезжает, нам удается увидеть настоящие эмоции Григория, пожалуй, единственные за всю главу.

Образ главного героя в главе «Фаталист»

Перед нами живо раскрывается еще одна грань личности героя в том, каким предстает перед нами Печорин в главе «Фаталист». Как мы знаем, жизнь для него – игра, но лишь в конце мы видим, что Григорий способен замахнуться на игру и со смертью.

Он совершает по-настоящему , чтобы обезвредить опасного убийцу, но делает это не из благих побуждений, а чтобы в который раз почувствовать острые ощущения, проверить свою судьбу. Он рискует жизнью, при этом не придавая ей никакой ценности.

Григорий Александрович Печорин обладает сильным духом и незаурядными способностями, применение которым найти ему так и не удается. По ходу романа, к нему приходит осознание, что его сильная, беспокойная натура приносит людям, которые его окружают, лишь несчастья. А Вы только подумайте, на какие свершения был способен человек с такими умом, физическими данными и богатой душой, если смог найти свое место в жизни.

Еще в предисловии Лермонтов говорит о том, что его образ собирательный, и принадлежит не одному человеку, а целому обществу, что и заставляет задуматься читателя о своей собственной судьбе.

Тема урока

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Цель:

Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.

ХОДУРОКА

I Организационный момент . (встала, поздоровалась, назвала себя,). Я рада нашей сегодняшней встрече, думаю, что в течение урока мы сработаемся и подружимся.

II Показ видеофильма (отрывок «Поднимаются в гору показа - 1 минута»)

III Слово учителя. Ребята, по этому небольшому отрывку вы догадались о каком произведении и героях пойдет речь на сегодняшнем уроке. Итак, назовите произведение и главного героя? (Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Григорий Александрович Печорин).

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадях. Образ Печорина через призму героев. Повесть «Бэла». (слайд№1 тема урока).

Мы с вами сегодня откроем для откроем для себя образ героя, разберемся в его поступках, составим портрет героя через отношения к нему других персонажей. (слайд № 2 с целями урока).

К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

«Дума» М.Ю.Лермонтов

…Зачем я жил? Для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….

«Герой нашего времени» «Княжна Мери

«М.Ю.Леромнтов

Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В.Г. Белинский

(слайд № 3,4,5 с эпиграфами).

Это эпиграфы к образу Печорина, какой из них больше подходит к образу героя.

Обратимся к тексту «Я ехал на перкладных...»

Что рассказал М.М?

Итак, в центре нашего внимания Печорин (вешаю на доску имя), а кто нам рассказывает историю о Печорине (М.М. на доске), а какую историю рассказывает М.М. (Бэла). И мне хочется услышать ваше мнение о герое? (читатель)

Неожиданно А что такое призма? Призма- геометрическая фигура. Устройство для преломления лучей. Так же и мы поведение и поступки Печорина пропустим через сердце и душу героев как через призму.

Работа с текстом

Фотография Печорина

Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч). Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (слайд офицер, молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).

Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.

А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча? Описание Печорина построено на приеме контраста. (одно противопоставляется другому). Так каким же видит Печорина Максим Максимы?

(сильный –слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)

А о чем говорит эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).

А как проходила жизнь Печорина в крепости, как Максим Максимыч решил развлечь Григория Александровича? (решил пригласить на свадьбу к знакомому князю, где Печорину понравилась дочь князя Бэла). Какая мысль у Печорина возникла после возвращения в крепость? (выкрасть Бэлу, обменяв ее на коня разбойника Казбича).

И вот Бэла в крепости. Как вы относитесь к этому поступку? Зачем он это сделал? Значит, Печорин преследует только свои интересы

А что Печорин? (сначала добивался любви Бэлы, а потом ему стало неинтересно ) Почему? Посмотрим видеофрагмент (мне осталось одно средство - путешествовать).

Комментарий фрагмента (работает слуховая и зрительная память)

А что сам Печорин говорит о себе, как он пытается объяснить причину своего поведения? (он говорит, что он не всегда был такой, мог и любить, и страдать, и чувствовать, но, оказывается, обществу настоящие чувства не нужны, Печорин замкнулся, он стал прятать чувства, он надел какую-то маску, ему скучно, потому что он умный, глубоко-чувствующий человек, тонко чувствует, видит фальшь, лицемерие, но ничего исправить не может, от этого он страдает).

Что нового мы узнаем о Печорине, почему он считает, что у него несчастный характер? (рассказ Печорина о его прежней жизни). Как вы думаете, почему Максим Максимыч не понимает Печорина? (М.М.старый офицер, добрый, но ограниченный человек, он не может постичь душу человека, смотрит только поверхностно на события.)

Может быть откровения Печорина помогут объяснить нам его поступки.

Чем закончилась история с Бэлой (она умерла)

Как ведут себя после смерти Бэлы Максим Максимыч и Печорин?

(М.М. как обычный человек оплакивает Бэлу)

Работа с текстом (заготовка)

Печорин же, по словам М.М., повел себя странно. Зачитайте эпизод о поведении Печорина? (эпизод, в котором Печорин рассмеялся в глаза Максим Максимыч)

Умерла любимая девушка, почему же Печорин смеётся? Может ему уже не жалко стало Бэлу, он не знал, что с ней делать, и Бог помог?

Как вы можете охарактеризовать поведение Печорина, почему он поступил так? (пытался защититься, прячет свое бессилие за смехом, надевает маску)

А вы понимаете Печорина? Что же за человек Печорин?

Суд над Печориным

Печорин ужасный человек, в нем нет ничего человеческого (уточнить живет своими интересами), не переживал, что Бэла умерла

Защитники (он любил Бэлу,), переживал

Спорить можно долго, потому что много противоречий в образе Печорина. А что скажут нам судьи?

Для судей Печорин противоречивая личность, он молодой, но уже разочарован в жизни, он что-то ищет, Однако его поведение не понятно окружающим.

Я предлагаю составить таблицу противоречий характера Печорина

Составьте таблицу, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают. (слайд № 16 с таблицей пустая)

Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин? Глупец или злодей? На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав весь роман.

Итоги урока

Вот такой портрет Печорина получился у нас. А теперь вернемся к эпиграфам, как вы думаете, какой наиболее точно отражает портрет Печорина и почему? (мне кажется, что стихотворение «Дума», потому что оно построено на сравнении, на противоречии, как и личность Печорина)

Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа «Герой нашего времени», вы поменяете свое отношение к герою, а может и нет.

Спасибо вам за работу на уроке, с вами было приятно работать. Ваши оценки за урок таковы: (выставление и комментирование оценок) .

Домашнее задание:

Я задам два вопроса, первый более простой, а второй для учащихся, которые претендуют на высокую оценку.

  1. Что нового вы узнали о Печорине из главы «Максим Максимыч»?
  2. Чьими глазами мы видим Печорина в романе?

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...