Как выглядит музыкальный инструмент тромбон. Медные духовые (Brass). Составные части тромбона


(ит.— trombone , фр.— trombone , нем.— Posaune , англ.— trombone )

Далекой предшественницей тромбона считают большую изогнутую трубу древних римлян — букцину (buccina), которая использовалась в военном быту. Непосредственными его предшественницами явились европейские низкие (басовые) трубы.

В результате усовершенствования они постепенно приняли изогнутую форму, а в XV в. на их основе была изобретена кулисная труба (zugtrompete). Кулисой для этого инструмента служила удлиненная до 25 см мундштучная гильза, по которой передвигался весь инструмент. Передвижение инструмента по кулисе создавало для исполнителя непреодолимые трудности — нарушалась работа губного аппарата. Поэтому вскоре мастера создали вместо одинарной двойную кулису, по которой стало передвигаться нижнее колено инструмента вдоль его ствола.

Таким образом, в начале XVI в. возник первый хроматический медный духовой инструмент — тромбон. М. Преториус в «Своде музыкальной науки» («Syntagma musicum», ч. II, 1618) указывает четыре разновидности тромбона: альтовый или дискантовый — для верхнего регистра с объемом от си большой до ре (ми) второй октавы, простой или прямой с объемом от ми (ре, до) большой до ля (си) первой, квартовый с объемом от соль контроктавы до до (ре—соль) первой, октавный с объе-мом от ми (до — ре) контроктавы до ля малой (см малой — до первой).

В начале XVIII в. тромбоны использовались в церковной или башенной музыке и в редких случаях в оркестре. В то время существовали также четыре разновидности тромбона: малый альтовый или сопрановый в строе си-бемоль, большой альтовый в строе ми-бемоль и фа, теноровый в строе си-бемоль, басовый в строе фа и ми-бемоль. В начале XIX в. в Германии был сконструирован контрабасовый тромбон, настроенный октавой ниже тенорового. Р. Вагнер использовал этот инструмент в тетралогии «Кольцо нибелунга», но в дальнейшем контрабасовый тромбон применения не получил. С изоберетением вентильного механизма появились вентильные тромбоны. Их стали часто использовать в военных оркестрах. В настоящее время вентильные тромбоны встречаются очень редко.

К середине XIX в. из всех разновидностей инструмента остались лишь теноровый и тенор-бас-тромбон. Правда, некоторые композиторы в партитурах своих произведений продолжали писать партии альтовых и басовых тромбонов, но в оркестре партии альтового тромбона исполнялись на теноровом, а партии басового тромбона — на тенор-бас-тромбоне.

Теноровый тромбон . Его конструкция до настоящего времени осталась почти без изменений, расширился лишь раструб. Современный тромбон представляет собой инструмент, трубка которого вдвое длиннее, чем у трубы. Состоит он из трех частей: двух параллельных трубок, которые называют штангами, подвижной трубки — кулисы, которая вставляется в штанги, и раструба. Тромбон — инструмент нетранспонирующий, партии его записываются в басовом и теноровом ключах. Как правило, в басовом ключе записываются партии третьего тромбона (бас- тромбона).

Хроматический звукоряд воспроизводится посредством последовательного выдвигания кулисы. Положение, когда кулиса плотно прилегает к мундштучной части инструмента, называется I позицией. В этом положении возможно извлечение звуков натурального звукоряда со второго по десятый (от си-бемоль большой до ре второй октавы). II, III, IV, V, VI и VII позиции последовательно понижают натуральный звукоряд хроматически на три тона. Кулиса приводится в движение правой рукой, левая поддерживает инструмент. Таким образом, принцип понижения натурального звукоряда посредством кулисы сходен с принципом его понижения с помощью вентильного механизма. Полный хроматический звукоряд тромбона (см. пример 93). На I, II, III и IV позициях можно получить основные тона 17 (см. пример 94). Эти звуки называются педальными. Извлекаются они в нюансах р и рр и используются в качестве выдержанных. Звуки от ми-бемоль большой до си контроктавы на теноровом тромбоне исполнить невозможно, этот отрезок звукоряда принято называть «мертвой зоной». Характеристика регистров тромбона (см. пример 95). По тембру тромбон резко отличается от остальных медных духовых инструментов. Этому способствует его трубка, не имеющая кронов и завитков, которые неизбежны при вентильном механизме. Техника игры на тромбоне обусловлена кулисным механизмом. Сравнительно с вентильными инструментами быстрая и четкая смена звуков на тромбоне затруднительна. Однако с помощью кулисного механизма достигается точное интонирование, что выгодно отличает тромбон от других инструментов. Отсутствие на тромбоне беглой пальцевой техники возмещается возможностью применения глиссандо, которое может быть исполнено в любом темпе и с любым нюансом. Различные пассажи, построенные на натуральных звуках, легко исполнимы даже в подвижном темпе. Легато на тромбоне получается лучше всего на звуках одной или соседних позиций. Возможна одинарная и двойная атака. На восьмом и девятом обертонах каждой позиции возможны губные трели. Нередко при игре на тромбоне используется сурдина; иногда с целью ослабления звука. В нюансе ff она придает звучанию инструмента характерный треск.

Разновидности тромбона.

Тенор-бас-тромбон отличается от тенорового наличием добавочного крона с квартвентилем, который понижает весь звукоряд тромбона на чистую кварту.

В результате включения добавочного крона тромбон значительно увеличивается в длину, за счет этого вместо семи позиций тенорового тромбона при включении квартвентиля можно получить лишь шесть. С помощью этих шести позиций может воспроизводиться следующий звукоряд (см. пример 96). Но в основном квартвен- тиль применяется для извлечения самых низких звуков второго обертона: ми-бемоль, ре, ре-бемоль и до большой октавы. Таким образом заполняется «мертвая зона», кроме звука си контроктавы, который на тромбоне вообще не извлекается. Кварт - вентиль используется также при глиссандо. Кроме того, его часто применяют в технически сложных построениях, когда звуки извлекаются с помощью отдаленных друг от друга позиций.

Труба и тромбон

Самая парадоксальная вещь - это то, что духовики ничего не понимают в струнных, деревянные - в медных, все вместе - в ударных, а дирижер верит только в свои иллюзии.

Случайно услышанная фраза

Самая темная для меня компания - это трубачи и тромбонисты. Хотя, казалось бы, вот они, сидят рядом. И слышно их хорошо. Но когда узнаешь, например, что, поев селедки, трубач не может играть, становится ясно, насколько ты их не понимаешь. Конечно, трубач тебе терпеливо объяснит, что от соленого и - более индивидуально - острого, вяжущего вроде хурмы и чего-то там еще пропадает та мелкая вибрация губ, которая и создает звук. Я, безусловно, могу представить, даже и на собственном опыте, весь комплекс ощущений после анестезии у дантиста и его последствия для исполнителя... Но эти особенности... И ведь по выражению лица понятно, что не кокетничают. Отнюдь.

Жаль смотреть на сих несчастных. Их лица искажены как будто судорогой в страшном напряженьи, и вот-вот будет кровь хлестать из губ. И многие из этих несчастных кончают злой чахоткой.

Франсуа Жозеф Гарнье (1759-1825).

Это, между прочим, гобоист пишет о трубачах

Современные вроде получше выглядят. Но смотришь на них все равно с некоторой опаской и сочувствием. Потому что в любом произведении они всегда на передовой. Так исторически сложилось. Начиная с библейских времен. Конечно, под Иерихоном труба была конструктивно иной, но в изображениях архангела Гавриила с трубой, которая протрубит в Судный день, она вполне узнаваема даже без вентильного механизма, который появился значительно позже, чем большинство изображений в готических храмах.

Трубачу невозможно спрятаться в оркестровой массе, хотя часто изумляешься, когда слышишь тихий, теплый и мягкий звук трубы, да еще и в середине аккорда.

И все-таки против природы не попрешь: у трубы репутация сольного и праздничного инструмента, пожалуй, со времен Монтеверди (на самом-то деле и с более ранних времен, но если говорить об оркестре, то, наверно, справедливо считать откуда-то оттуда).

Труба, пожалуй, из тех немногих инструментов оркестра, которые имеют достаточно четкий и однозначный комплекс символики, с ней связанной. Достаточно вспомнить Марш из «Аиды» Дж. Верди или «Позму экстаза» Скрябина.

И каждый раз, когда трубач играет соло, будь то «Американец в Париже» Гершвина или «Неаполитанский танец» из «Лебединого» (ну и что же, что написано для корнета, - играют-то те же люди), смотришь на него с восхищением. А когда две трубы играют сольные октавы, а это у них часто встречается - от Верди до Чайковского, - появляется ощущение чего-то абсолютно недосягаемого.

Собственно, труба как «железо» вписывается в общий ряд медных инструментов: те же акустические особенности и та же борьба музыкальных мастеров за то, чтобы на трубе можно было исполнить весь хроматический звукоряд. Но все фанфары и сигналы, связанные у нас с образом трубы, имеют свое начало там, в натуральных трубах, на которых играли сигнальщики в войсках, на рыцарских турнирах и городских башнях.

Краткое истерическое отступление

И пусть они знают! Все эти исполнители на трубах, валторнах, тромбонах и тубах. Пусть они знают, что со стороны вот в это все въехать невозможно. И понять тоже. А они не в состоянии объяснить. Хотя и не раз пытались. Я всю вину беру на себя.

Потому что помимо базовых вышеперечисленных инструментов есть целая компания саксгорнов, которые обитают в духовых оркестрах: альт, тенор, баритон и очень похожий на него эуфониум, на котором, кстати, не так мучаясь, как обычно, исполняют соло тубы из «Картинок с выставки» Мусоргского - Равеля. А еще существует сузафон - басовый инструмент, напоминающий надетую на музыканта трубу от гигантского патефона. Его придумал тот самый Джон Филип Суза, который знаменит еще и своим маршем «Stars and Stripes Forever». А еще в природе есть такие инструменты, как флюгельгорн, похожий на трубу, но звучащий несколько мягче, фанфара - натуральный инструмент, используемый именно так, как следует из названия (кстати, одну из версий фанфары модернизировали специально для премьеры «Аиды» в 1871 году), геликон, который висит на плече музыканта. Кроме того, приходится принимать во внимание такие вымершие изделия, как офиклеид - кошмарный прибор, который во времена Берлиоза был вытеснен тубой, но написанные для него партии существуют, естественно, до сих пор в бессмертных произведениях классиков. (В том числе, между прочим, и в Реквиеме Верди, а это уже почти наши дни: 1874 год.) А еще существует ряд воплощенных в партитуре и металле фантазий Рихарда Вагнера, таких, например, как семейство вагнеровских тубочек (именно так они и называются) или контрабасовый тромбон из «Кольца Нибелунга». Это я еще не упомянул, что у каждого из инструментов есть куча модификаций в разных строях (или упомянул?.. да тут спятить недолго). А когда мне рассказали про сопрановый тромбон, я совсем загрустил, потому что меня добили тем, что на нем играют трубачи, поскольку, видите ли, мундштук им по размеру ближе. Вконец очумевший, я спросил: «А как же с кулисой? Они же к вентилям привыкли!» На что получил флегматичный ответ: «Ну слух-то у них должен быть…»

Теперь, я полагаю, вы и сами догадались, что на басовой трубе играют тромбонисты. Абсолютно логичное решение, не правда ли?

Д’Артаньян чувствовал, что тупеет; ему казалось, что он находится в доме для умалишенных, и что сейчас он тоже сойдет с ума, как уже сошли те, которые находились перед ним. Но он вынужден был молчать, так как совершенно не понимал, о чем идет речь.

А. Дюма. Три мушкетера

P.S. А можно я про сурдины не буду?..

Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин Алексеевич

Труба дело! Эту трубу Юра принес из школы.Была она старенькой, неприглядной: на одном боку вмятина, на другом - заплата, мундштук облез до невозможности.Пока брат снимал с себя пальто и переодевался - менял черные, аккуратно выглаженные брюки на старенькие, коротковатые

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

Труба Отдельная страница в будущей саге о «зоолетии» Санкт-Петербурга - история реставрации вышеупомянутого Константиновского дворца с превращением оного, разумеется, в резиденцию президента:О смете говорить не будем, чтобы не расстраивать бюджетников. Речь о другом.

Из книги Привилегия десанта автора Осипенко Владимир Васильевич

Водосточная труба Если в городе среди зимы пропадают водосточные трубы, значит, военные готовятся к полевому выходу. Народная примета Зимы конца семидесятых в Литве отличались сибирскими морозами и обильными снегопадами. Четвёртый час соревнуемся с ветром, кто быстрее:

Из книги Зима в стране "Ласкового мая" автора Разин Андрей

Труба в Надыме Мое самое яркое детское воспоминание - это конгресс всего светлоградского детдома по написанию письма в адрес Аллы Борисовны Пугачевой. Обычно в детдоме такими пустяками не интересовались, а все забавы крутились вокруг игры в войну. Правда, от обычных

Из книги Истребители танков автора Зюськин Владимир Константинович

На прицеле - труба Враг, выбитый из Харькова, отступал на запад неохотно. Откатится на несколько километров - закрепится. И отгородится стеной огня. На очередном таком этапе комбат Халтурин ушел в рядах наступающей пехоты (он часто так делал, чтобы корректировать огонь

Из книги Hohmo sapiens. Записки пьющего провинциала автора Глейзер Владимир

ДЕЛО - ТРУБА Холодное лето 1968 года неумолимо наступило после солнечной «Пражской весны». Наша семья задешево, точнее, бесплатно снимала заброшенную дачу у соседей по коммунальной квартире Гали-Валеры Осокиных-Ломовцевых. Это не одна фамилия, а две, неразрывно связанные

Из книги Тюрьма и воля автора Ходорковский Михаил

Труба в Китай В феврале 1999 года Ходорковский с командой приехал в Институт нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения Российской академии наук, расположенного в Новосибирске. Считается, что он был первым из российских крупных нефтяных игроков, кто начал

Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья Владимирович

Чудо-труба Афинуса Скавриди Впереди тяжелой преградой встали огромные Стетковцы - шестой рубеж обороны Палия. Наши силы были на исходе, но еще хуже обстояло дело у бандитов. Ожидая заслуженной расплаты, они отбивались с особым упорством, используя в качестве укрытий

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

«СТАЛЬНАЯ ТРУБА» И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ «Служба на подводной лодке требует от моряка большой самостоятельности и ставит перед ним задачи, для выполнения которых нужны высокое мастерство и бесстрашие. Единственная в своем роде морская дружба, вырастающая из общности судьбы, из

Из книги Братья Райт автора Чарнлей Митчель

ВЕТРОВАЯ ТРУБА Слова Шанюта заставили братьев несколько иначе взглянуть на свое изобретение. Постепенно они делались больше инженерами воздухоплавания, чем спортсменами.Они стали еще более строго обосновывать разрешение своих задач, а это с течением времени научило их

Из книги Путеводитель по оркестру и его задворкам автора Зисман Владимир Александрович

Тромбон Тромбон - единственный оркестровый духовой инструмент, который был механически совершенен еще до возникновения организованных оркестров. А. Карс. История оркестровки Так, с чего бы начать: с тромбонов или с тромбонистов? Потому что и то и другое - довольно

Из книги Циолковский автора Воробьев Борис Никитович

ГЛАВА IX ПЕРВАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА В РОССИИ Изучение сопротивления воздуха начало теперь занимать все внимание Циолковского. Он был глубоко убежден, что точное, научное разъяснение этого вопроса докажет окончательно права гражданства дирижаблей как воздушных судов

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

Из книги автора

XXVI. Труба В твоих стихах не только пенье: В них есть призыв, в них есть борьба, И кличет волю на сраженье Неотразимая труба. За все, с чем сердцу жаль расстаться, С чем все святыни нам слились, - Ты бьешься, ты не хочешь сдаться, Как мы, безвольные, сдались. 30 января

От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменения длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы. При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент. На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона.

Диапазон тромбона - от G 1 до с пропуском звуков между B 1 и E (си-бемоль контроктавы - ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H 1 , то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля. Тромбон - нетранспонирующий инструмент, поэтому его партия всегда записываются в соответствии с действительным звучанием.

Тромбон обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным - в нижнем.

Тромбон - разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект -глиссандо - достигается скольжением кулисы.

Один из лучших тромбонистов нашего времени Кристиан Линдберг исполняет две пьесы из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева: "Танец рыцарей" и "Джульетта - девочка"


Появление тромбона относится к XV веку. За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. Такие трубы делались для удвоения голосов церковного хора, учитывая сходство тембра трубы с человеческим голосом. Нужно только было сделать сходство интонации, для чего и сделали кулису, дающую хроматизм и вибрато.

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer - тянуть к себе, bouter - толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам певческих голосов, которые удваивали и тембру которых подражали: сопрано, альт, тенор и бас.

Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров.

Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

К середине XVIII века основной сферой использования тромбонов была церковная музыка: чаще всего этим инструментам поручалось дублирование певческих голосов. Постоянным членом оркестра тромбон становится только на рубеже XVIII―XIX веков. Как правило, в состав оркестра входили три тромбона: альтовый, теноровый и басовый (так как на сопрановом тромбоне с его маленькой кулисой трудно было играть чисто). Тогда же тромбон резко сменил амплуа. Из игры в высоких регистрах, где его торжественный тембр сливался с блестящим тембром церковных певцов он перешёл в мрачный низкий регистр, оставив верхнюю тесситуру трубам и валторнам. В эпоху романтизма композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона. Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части Траурно-триумфальной симфонии.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе и родственных ему жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона.

Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства - теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый - почти не используются. Типично для оркестра трио тромбонов с тубой (2 тенора + 1 тенорбас) и квартет тромбонов с контрабас тромбоном (туба высвобождается для игры басом для валторн и вагнеровских туб).

В исполнении Кристиана Линдберга и Хакана Харденбергера (труба) послушайте "Арию с цветком" из оперы Бизе "Кармен"

(итал. - Trombone, франц. - Trombone,
нем. -
Posaune, англ. - Trombone,)

Тромбон – духовой инструмент, изготовляемый из меди, способный воспроизводить звуки басово-тенорового регистра.
Тромбон был изобретён в XV веке. Прототипом данного музыкального инструмента считаются кулисные трубы, при игре на которых, также как и на тромбоне, звучание варьируется с помощью передвижения трубки.

Диапазон и регистры Тромбона

Оркестровый диапазон – от ми большой октавы до ля первой октавы.


Название «тромбон» дословно переводится с итальянского, как «большая труба». Техника игры на тромбоне принципиально не отличается от техники извлечения звуков из других духовых инструментов. Данный процесс основан на изменении положения губ исполнителя и длины воздушного столба в тромбоне, за счёт движения кулисы.

Натуральный звукоряд с задвинутой кулисой (I ПОЗИЦИЯ):



Семь различных позиций кулисы вкупе с определёнными для каждой из них комбинацией вентилей, позволяют понижать либо повышать строй тромбона на полтона. Следует отметить, что строение тромбона остаётся практически неизменным, начиная с самых первых инструментов данного вида – сакбутов, и заканчивая современными тромбонами. Главное различие между ними заключается в том, что сакбуты были менее габаритными инструментами. Существует и ещё несколько отличий тромбона от сакбута, но они настолько незначительны, что не стоят упоминания, так как уже в 17-м веке были устранены и тромбон стал выглядеть почти также как и в наши дни.

На фото Сакбут Как видите он не сильно отличается от тромбона.
Предпринимались некоторые попытки усовершенствовать строение тромбона. В 19-м веке предлагалось установить на тромбон дополнительные вентили, но такое нововведение не прижилось, так как значительно ухудшало звучание инструмента. Лишь изобретение Кристана Затлера – кватервентиль – стало частью тромбона. Благодаря кватервентилю стало возможным воспроизводить звуки на кварту ниже, что не удавалось сделать ранее в силу некоторых особенностей конструкции инструмента. Тромбоны, снабжённые кватервентилем, сочетают в себе качества басового и тенорового видов инструмента. Их так и называют «тенор-бас-тромбон».

Сегодня существует несколько видов тромбонов:
Теноровый, Сопрановый, Контрабасовый, Басовый и Альтовый. Наиболее распространённым является теноровый тромбон, в то время как сопрановый и контрабасовый практически нигде не используются. Наиболее часто тромбон входит в состав симфонического или духового оркестра. В первом случае используются сразу три тромбона, два из которых теноровые, а один басовый. Также активно используют в своих композициях данный музыкальный инструмент джаз-банды или исполнители Ска-панка. Довольно широкое распространение тромбон получил в 19-м веке, причём не только как часть оркестра, но и как отдельный инструмент, для которого создавались сольные партии. Многие из подобных произведений стали настоящей классикой музыки. Тромбон на викискладе

В году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона). Предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны , однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании (их тембр приближался к жесткому и мрачному тембру басовой трубы).

Во второй половине XIX века формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов - Bach, Holton, Conn, King - в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois - в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе и родственных ему жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона. Однако в симфонических оркестрах используется только три новых разновидности: Теноровый тромбон (первый может писаться в альтовом ключе, тогда тромбонист использует более мелкий мундштук для высоких нот, такой псевдоальтовый тромбон типичен для первой партии джазовых оркестров). ТенорБасовый тромбон с квартвентилем (заменяет вышедший из употребления басовый тромбон, но не имеет звука си контрооктавы). И ТенорКонтрабасовый тромбон с квартентилем двойного действия, заменяющий введенный Вагнером, но вышедший из употребления контрабасовый тромбон и имеющий весь его звукоряд от ми-фа контрооктавы. Тембры басового и особенно контрабасового тромбонов более суровый, чем у теноровых, однако трио и квартет (тем более квинтет) тромбонов звучит слитно (в отличие от труб, каждый вид которых резко индивидуален, особенно альтовая и басовая трубы). Типично для оркестра трио тромбонов с тубой (2 тенора + 1 тенорбас) и квартет тромбонов с контрабас тромбоном (туба высвобождается для игры басом для валторн и вагнеровских туб).

Строение тромбона


  1. крона общего строя (англ. tuning slide )
  2. мундштук (англ. mouthpiece )
  3. раструб (англ. bell )
  4. клапан слива жидкости (англ. water key )
  5. кулиса (англ. main slide )
  6. вторая стойка кулисы (англ. second slide brace )
  7. первая стойка кулисы (англ. first slide brace )
  8. уплотнительное кольцо кулисы (англ. slide lock ring )

Техника игры на тромбоне

Принцип звукоизвлечения

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменения длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой - выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон - звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко.

Использование квартвентиля

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем , который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон .

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

Глиссандо

Глиссандо - приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

Выдающиеся тромбонисты

Примечания

Библиография

  • Сумеркин В. В. Тромбон. - М.: Музыка, 1975

Ссылки

  • Брассмюзик. Ру - Сайт для музыкантов и о музыкантах, исполнителях на медных духовых.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...