Какие произведения написал бах в веймаре. Кантаты Веймарского периода: новая поэзия, новые формы и образы. Творческое наследие Баха


Выдающийся немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе, Тюрингия, Германия. Он принадлежал к разветвленному немецкому роду, большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами в Германии. Начальное музыкальное образование (игра на скрипке и клавесине) Иоганн Себастьян получил под руководством отца - придворного музыканта.

В 1695 году после смерти отца (мать умерла ранее) мальчик был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе.

В 1700-1703 годах Иоганн Себастьян учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. В эти же годы он написал свои первые произведения для органа и клавира.

В 1703 году Бах работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703-1707 годах ‒ церковным органистом в Арнштадте, затем с 1707 года по 1708 год — в Мюльхазенской церкви. Его творческие интересы были сосредоточены тогда главным образом на музыке для органа и клавира.

В 1708-1717 годах Иоганн Себастьян Бах служил придворным музыкантом у герцога Веймарского в Веймаре. В этот период он создал многочисленные хоральные прелюдии, органную токкату и фугу ре-минор, пассакалью до-минор. Композитор написал музыку для клавира, более 20 духовных кантат.

В 1717-1723 годах Бах служил у герцога Анхальт-Кетенского Леопольда в Кетене. Здесь были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник "Хорошо темперированный клавир" - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том "Хорошо темперированного клавира", также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

В Кетене начата "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах", включающая наряду с пьесами разных авторов пять из шести "Французских сюит". В эти же годы создавались "Маленькие прелюдии и фугетты. Английские сюиты, Хроматическая фантазия и фуга" и другие клавирные сочинения. В этот период композитор написал ряд светских кантат, в большинстве своем не сохранившихся и получивших вторую жизнь уже с новым, духовным текстом.

В 1723 году состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну" (вокально-драматическое произведение, основанное на евангельских текстах) в церкви Святого Фомы в Лейпциге.

В том же году Бах получил должность кантора (регента и учителя) в церкви святого Фомы в Лейпциге и школе при этой церкви.

В 1736 году Бах получил от дрезденского двора титул королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора.

В этот период композитор достиг вершин мастерства, создавая великолепные образцы в разных жанрах, - духовную музыку: кантаты (сохранилось около 200), "Магнификат" (1723), мессы, в том числе бессмертная "Высокая месса" си-минор (1733), "Страсти по Матфею" (1729); десятки светских кантат (среди них — комические "Кофейная" и "Крестьянская"); произведения для органа, оркестра, клавесина, среди последних - "Ария с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации", 1742). В 1747 году Бах написал цикл пьес "Музыкальные приношения", посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой композитора стало произведение "Искусство фуги" (1749-1750) - 14 фуг и четыре канона на одну тему.

Иоганн Себастьян Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры, его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте.

Последние месяцы своей жизни он провел в затемненной комнате, где сочинил последний хорал "Пред престолом Твоим предстою", продиктовав его своему зятю - органисту Альтниколю.

28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах скончался в Лейпциге. Он был похоронен на кладбище у церкви Святого Иоанна. Из-за отсутствия памятника его могила вскоре была затеряна. В 1894 году останки были найдены и перезахоронены в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна. После разрушения церкви от бомбежек во время Второй мировой войны, его прах был сохранен и перезахоронен в 1949 году в алтаре церкви Святого Фомы.

При жизни Иоганн Себастьян Бах пользовался известностью, но после смерти композитора его имя и музыка были забыты. Интерес к творчеству Баха возник лишь в конце 1820-х годов, в 1829 году композитором Феликсом Мендельсоном-Бартольди в Берлине было организовано исполнение "Страстей по Матфею". В 1850 году было создано Баховское общество, стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора - за полвека было издано 46 томов.

При посредничестве Мендельсона-Бартольди в 1842 году в Лейпциге был воздвигнут первый памятник Баху перед зданием старинной школы при церкви Святого Фомы.

В 1907 году был открыт музей Баха в Эйзенахе, где родился композитор, в 1985 году - в Лейпциге, где он скончался.

Иоганн Себастьян Бах был дважды женат. В 1707 году он сочетался браком со своей кузиной Марией Барбарой Бах. После ее смерти в 1720 году, в 1721 году композитор женился на Анне Магдалене Вилькен. У Баха было 20 детей, но только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами - Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784), Карл Филипп Эммануил Бах (1714-1788), Иоганн Кристиан Бах (1735-1782), Иоганн Кристоф Бах (1732-1795).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Страница 6 из 15

Снова Веймар . Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству

В 1708 году Бах снова в Веймаре на светской службе гофорганиста и придворного музыканта герцога веймарского. В Веймаре Бах пробыл около десяти лет. Долголетнее пребывание в городе - резиденции герцога - вызвано было отнюдь не удовлетворенностью достигнутым положением. Разницы между настоящим и прошлым, по существу, не было никакой. Но серьезные соображения удерживали Баха-музыканта. Впервые представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской деятельности свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и на клавесине, а с 1714 года прибавилась и должность помощника капельмейстера. В те времена творчество было неотделимо от исполнительства, и работа, которую выполнял Иоганн Себастьян в Веймаре, служила незаменимой школой композиторского мастерства.
Бах много сочинял для органа, писал разного рода пьесы для скрипки и клавесина, как помощник капельмейстера, должен был создавать репертуар для капеллы, в том числе кантаты для исполнения в придворной церкви. Для всего этого требовалось умение писать быстро, в самых различных жанрах и формах, применяясь к разным исполнительским средствам и возможностям. Огромное количество повседневных практических задач поглощало максимум времени, но приносило и неоценимую пользу: вырабатывалась виртуозная гибкость техники, развивалась творческая изобретательность и инициатива. Для Баха это была к тому же первая светская служба, где относительно свободно можно было экспериментировать в ранее мало доступной ему области светских музыкальных жанров.
Весьма важным обстоятельством было соприкосновение с мировым музыкальным искусством.
Бах раньше знал музыку Франции и Италии и многое, особенно в итальянской музыке, считал для себя образцом. Но тип его собственных произведений в большой мере зависел от требований, предъявляемых родом службы. Бах - церковный органист - уже до Веймара обладал немалым опытом в сочинении органной музыки; в веймарский период он как органный композитор достигает творческих вершин. Лучшее из того, что создал Иоганн Себастьян для этого инструмента, написано в Веймаре: токката и фуга ре минор; прелюдия и фуга ля минор; прелюдия и фуга до минор и целый ряд других произведений.
В органном творчестве Бах опирался на давно сложившиеся традиции национального искусства, обогащенного деятельностью непосредственных предшественников композитора - немецких органистов Рейнкена, Бема, Пахельбеля, Букстехуде. Не изменяя духу немецкой музыки с присущей ей философичностью, склонностью к самоуглублению и созерцательности, Бах совершенствовал свое искусство на примерах итальянских мастеров. У них научился Бах придавать своим творениям художественную завершенность, ясность и красоту форм, гибкость фактуры. Для Баха, взращенного на аскетическом звучании протестантского хорала, воспитанного в традициях национальной музыки, во многом скованной суровостью культа, соприкосновение с солнечным искусством Италии было чрезвычайно благотворным.
Ощутимые результаты принесло серьезное изучение скрипичного искусства Италии с его блестящим концертным стилем, в котором естественно сочеталась труднейшая виртуозная техника с пластикой выразительных кантиленных мелодий. Немало труда приложил Иоганн Себастьян, чтобы овладеть новыми жанрами и творческими приемами итальянских виртуозов. С этой целью он перекладывал скрипичные концерты Антонио Вивальди для органа и клавесина; в ряде органных и клавирных фуг разрабатывал тематический материал Арканджело Корелли, Джованни Легренци, Томазио Альбинони.
Не бесследно прошло изучение французской музыки, в частности клавесинной. Уже в юные годы Иоганн Себастьян сумел ее оценить; в люнебургском сборнике произведений, переписанных рукой композитора, находятся и французские клавесинные пьесы; «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата» обнаруживает влияние программной клавирной музыки, созданной французскими музыкантами.
В Веймаре происходит дальнейшее и более углубленное освоение французской музыки. Свойственное ей изящество стиля, филигранная отделка мельчайших деталей и богатство живописно-изобразительных средств восхищали Баха. На произведениях французских клавесинистов и в особенности Франсуа Куперена Бах учился приемам клавирного письма.
Одновременно с работой над жанрами органной и клавирной музыки Бах сочиняет кантаты. Помимо духовных кантат, появляется первая светская кантата «Тешит меня лишь веселая охота» («Was mir behagt ist nur die munter Jagd»). Она написана и исполнена в 1716 году. Впоследствии Бах неоднократно вносил в нее изменения (касающиеся преимущественно словесного текста) и приспосабливал к другим официальным празднествам; в конце концов музыка кантаты перешла в духовный репертуар.
Более гибкое применение оркестра в веймарских кантатах обнаруживает следы влияний, а следовательно, и знакомство Иоганна Себастьяна с оркестровой музыкой других стран.
Итак, в творческом отношении Веймар для Баха-чрезвычайно важный этап. В центральной, основной области баховского искусства, в органной музыке, веймарский период - это расцвет и полная творческая зрелость. Бах создает классические творения, никем никогда не превзойденные, превосходящие все, что когда-либо существовало для этого инструмента. Для клавирной и других видов инструментальной, а также вокальной музыки веймарский период интересен как период опытов, поисков и замечательных отдельных находок.
В эту пору Бах трудился, не щадя себя, целые ночи напролет. И все же времени не хватало. Многое из задуманного или предварительно набросанного реализовалось и приобрело окончательную форму позже, когда, покинув Веймар, Бах переселился в Кетен.

В 1708-ом году Бах снова оказывается в Веймаре чтобы служить гофорганистом. Пребывание его здесь затянулось на 10-ть лет. За это время композитор успел побывать на нескольких должностях - в каждой были свои нюансы работы. (приходилось писать музыку сразу для нескольких инструментов). Композитор получил неоценимый опыт композиторского мастерства, пока находился в Веймаре. Недаром именно здесь им были написаны самые лучшие произведения для органа.

Стоит добавить, что Иоганн Себастьян еще в юношеском возрасте зарекомендовал себя превосходным виртуозом-органистом. Периодически он предпринимал путешествия для , и выступления эти помогли распространиться славе о Бахе, как о выдающимся исполнителе-импровизаторе. В городе Кассель, например были исполнены такие вариации с использованием педали, что слушатели пришли в восторг. По дошедшим до нас сведениям Баха была феноменальна и этот факт оставлял далеко позади всех его соперников. Он мог варьировать в течении 2-ух часов одну и ту же тему, при этом всё время делать это самыми различными способами.

Один из часто упоминаемых биографами эпизод из жизни композитора случился в 1717 году. Баху пришло приглашение выступить вместе с Луи Маршаном (известный французский клавирист-виртуоз) в городе Дрезден. На концерте Маршаном была исполнена французская песенка, и, за её блестящее исполнение он получил долгие аплодисменты от публики. Затем к инструменту был приглашён Иоганн Себастьян. После короткой, но мастерской прелюдии композитор повторил песенку, которую играл Маршан, также применив к ней множество вариаций, построенных способом, никем доселе неслыханным. Превосходство Баха было на лицо и, когда Иоганн Себастьян предложил оппоненту дружеский поединок, Маршан, опасаясь провала, предпочел поскорее уехать из Дрездена.

Однако, сколь ни было велико превосходство немецкого композитора над прочими, общее положение его это не улучшило. В Дрездене им, можно сказать, позабавились и отпустили восвояси.

Примечательно, что Бах никогда не кичился своими успехами, более того - он вспоминать о них не любил. На вопрос о том как достигается такой высокий уровень исполнения он отвечал, что каждый так может, приложив те же усилия. Он был скромен и беспристрастен, поэтому сохранил чувство благожелательности к другим людям - его кумиром, например, был Гендель. Бах всегда хотел с ним встретиться и стремился к этому, но встречи так и не состоялось.

После 10-ти лет в Веймаре Иоганн Себастьян занимал всего лишь место помощника капельмейстера, несмотря на то, что выполнял всю основную работу. Поэтому когда открылась вакансия придворного капельмейстера у Баха были все основания занять её, но должность досталась не ему, а бездарному сыну умершего дирижера. Это закономерно показалось Иоганну Себастьяну оскорблением, поэтому он потребовал отставки. Герцог отреагировал на это весьма жёстко, но в духе княжеских нравов, взяв недовольного служащего под арест - якобы простой слуга осмелился подвергать сомнению высочайшее повеление. Так что Баху за 10-ти летнюю службу в Веймаре отплатили арестом.

Жизнь Баха в Кётене

После Веймара Бах, вместе с женой и детьми приехал в Кётен (было это в 1717-ом году). Работа его здесь заключалась в руководстве придворным оркестром, а также в обучении принца Кётенского. Всё остальное время композитор мог проводить за . Из-за отсутствия органа, пришлось в своём труде сконцентрироваться именно на клавирной музыке.

С течением времени Иоганну Себастьяну становилось все более скучно в маленьком провинциальном городке и он подумывал об отъезде. Но кроме скуки подстёгивали к этому шагу еще два обстоятельства - 1720 год (умерла жена Мария Барбара), стремление дать своим детям хорошее университетское образование. Сначала Бах пытался устроиться органистом в городе Гамбург при церкви святого Якова. Он выступал в этом городе во время одной из недавних артистических поездок и изрядно восхитил всех своей игрой на органе, в том числе присутствовавшего там, уже престарелого Рейнкена. Желанная должность Баху вновь не досталась, получил её человек ничего не смыслящий в музыке, но внёсший в фонд церкви круглую сумму. Пришлось ещё выждать какое-то время до появления новых перспектив.

В 1721 году великий композитор вновь женился. Избранницу звали Анна Магдалена, она была родом из музыкальной семьи и сама обладала сильным голосом. Благодаря некоторым особенностям характера (мягкость, отзывчивость) Анна стала опорой и поддержкой для своего мужа.

Жизнь Баха в Лейпциге

Вскоре композитор попробовал устроиться кантором в городе Лейпциг. Он подал прошение в магистрат, но они искали музыканта более известного. Имевшиеся же кандидаты отказались поэтому решено было принять Баха, да и то на унизительных условиях.

Школа певчих, которая, благодаря тем самым условиям, была в ведомстве Иоганна Себастьяна находилась в полной разрухе. Участники хора не справлялись со своей задачей многие из них просто не имели соответствующей подготовки, другие же вообще были не годны для пения в хоре. С музыкантами же игравшими в оркестре была та же история. Иоганн Себастьян писал доклады магистрату, но поддержки не получил. Мелкобуржуазным аристократам, стоявшим в его главе было гораздо проще свалить всю вину на нового кантора, что они и делали в своих многочисленных документах. Таким образом, и в Лейпциге отношения с начальством не складывались, но переезжать куда-то Иоганн Себастьян не хотел, так как за плечами был уже немалый опыт в таких вещах.

Единственное, что хоть как-то сглаживало переживания по-поводу постоянных нападок и унижений вышестоящих, так это артистические путешествия композитора. Его невероятное мастерство позволило завоевать симпатию людей, а также завести множество новых знакомств, так как музыка Баха высоко ценилась некоторыми из выдающихся личностей того времени.

Но всё же композиторский вклад (то главное на что тратил свое время композитор) остался недооценённым. Произведения Баха не печатались, словно никому до них и не было дела. Между музыкантом и обществом как будто выросла тогда стена непонимания, оставив Иоганна Себастьяна одиноким художником (надо сказать, что большую поддержку оказывала ему жена). И так было, к сожалению, до самой смерти композитора.

Последние творения Баха отличаются философской отвлечённостью чуждой реальному миру. В них он как бы отгораживается от жестокой реальности мира. Но это не умаляет значимости данных произведений, которые заслуженно считают вершиной полифонического искусства.

28 июля 1750-го года Баха не стало. Событие это не привлекло особого внимания. Однако, в наше время бесчисленное число людей собирается в месте где находятся останки композитора - все они являются горячими поклонниками его творчества.

Исследователи жизни и творчества Баха называют период с 1703 по 1717 год «веймарским», но на самом деле собственно в Веймаре он находился сравнительно небольшую часть этого времени. Он действительно провел там первые шесть месяцев, работая музыкантом в одной из хоровых капелл. Но вскоре в поисках новых перспектив и впечатлений Бах переезжает в Арнштадт. Там он становится органистом при «Новой церкви» и получает массу свободного времени, чтобы оттачивать свое музыкальное мастерство. Здесь впервые пробуждается небывалой силы композиторский гений Иоганна Себастьяна Баха. Духовная кантата «Ты не оставишь души моей в аду» для органа, хора и оркестра становится его дебютом. В другом раннем сочинении – пьесе для клавира «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» - впервые заметно проявляются наиболее характерные черты его композиторского стиля. Затем Бах отправляется пешком в Любек, где дает концерты выдающийся органист Букстехуде. Это событие становится поворотным моментом в творчестве композитора.
Органная музыка Букстехуде поражает молодого Баха мастерством и новаторскими композиционными приемами, и композитор задерживается в Любеке больше чем на два года. По возвращении он встречает упреки церковного совета, ведь отпускали его из церкви только на четыре месяца. Стремясь к независимости, Бах покидает Веймар.
Новым пристанищем гения становится городок Мюльхаузен, где он также работает музыкантом в церкви. Весь год работы Бах безуспешно пытается поднять уровень музыкальной культуры в городке, привлекая внимание церковного и городского начальства. За этот короткий период он пишет и исполняет свою «Выборную кантату», которая стала единственным изданным при его жизни произведением.

Вскоре, в 1708году, Бах снова приезжает в покинутый им Веймар и в этот раз поступает на должность придворного музыканта. В этот период развивается его исполнительский талант, отточенный игрой на скрипке, клавесине и органе. Бах славится своими импровизациями на этих инструментах.
Орган стал «творческой лабораторией» для Баха в «веймарский период». Он как подлинный ученый изучает его устройство и все особенности звукоизвлечения, тем самым подняв органную музыку на неведомый доселе уровень, о чем сегодня нам и говорят ноты Баха . Его творческим «коньком» стала легендарная полифония (многоголосие). Он пишет знаменитую «Токкату и фугу де минор» и множество других сочинений для органа.
После смерти в 1716 году веймарского капельмейстера Бах не получает, как рассчитывал, его должность. Пост отдают бездарному, но угодному властям музыканту. Возмущенный несправедливостью, Бах подает в отставку и за «непочтение» попадает под арест, выйдя из-под которого он опять покидает Веймар и переезжает с семьей в Кетен.

В ВЕЙМАРЕ

Во дворце Вильгельма Эрнста Саксен-Веймарского Себастьяну доводилось бывать, когда он служил в «Красном замке».

Герцог, уже пожилой, считался просвещенным властителем. Однако, как ни старательно служили чиновники, поборы с подданных не позволяли герцогу равняться в меценатстве с богатыми дворами феодальной Германии. Он не приглашал чужеземных артистов и гордился своим покровительством немецким мастерам. Это обходилось дешевле. Герцог любил органную музыку, содержал небольшой оркестр, обязывая музыкантов капеллы выступать и певцами. По стародавней привычке он не прочь был в дни празднеств надеть на них костюмы гайдуков, выездных лакеев, а некоторые из музыкантов справлялись и с обязанностями поваров. Такой произвол никого не удивлял. И служивые музыканты смирялись с прихотями своего благодетеля. Герцог сравнительно хорошо платил им. Среди музыкантов были преотличные, умевшие играть не на одном инструменте. Капельмейстер Иоганн Самуель Дрезе, преклонных лет, спокойно полагался на слаженность своего маленького оркестра из двадцати человек. Появившийся молодой скрипач, клавесинист и органист быстро прижился в капелле. Помощник капельмейстера, сын его, был малоспособным, так что старый Дрезе увидел в Бахе хорошую подмогу и в руководстве оркестром.

Не дошло до нас почти никаких сведений о первых четырех годах жизни Себастьяна в Веймаре. Очевидно, кроме поездки в Мюльхаузен, он не покидал в эти годы Веймара. Вскоре после переезда сюда, в конце декабря 1708 года, у Марии Барбары родилась дочь Катарина Доротея. Молодой отец, конечно, был обрадован, однако по давней фамильной традиции немецких мастеров всех цехов истинную гордость вызывало у отцов рождение сыновей, особенно первенцев, – им надлежало продолжать дело отцов, им передавались секреты мастерства, будь то род механиков, скорняков или музыкантов.

22 ноября 1710 года свершилось такое событие и в семье Баха: Мария Барбара подарила Себастьяну первенца – Вильгельма Фридемана. Пройдет два года – родятся в семье близнецы, но они умрут в младенчестве; через год же, в марте 1714 года, появится на свет еще сын, Карл Филипп Эммануель. А еще через год Мария родит третьего сына, Иоганна Готфрида Бернарда. Себастьян к июню 1715 года окажется сам шестым.

Веймар был главным городом Тюрингии, достаточно оживленным. Но еще не был тем знаменитым Веймаром – городом поэзии, городом Гете и Шиллера, каким вошел в историю немецкой культуры в эпоху «Sturm und Drang». Издавна, однако, крепли корни культуры в этом городе. Замщелая, черепица на старых домах Веймара, готические стены зданий помнили еще Лютеровы времена. Для Себастьяна Баха Веймар был дорог памятью о Лютере, может быть, и о Генрихе Шюце, сочинения которого он изучал в ранней юности.

Веймару суждено было стать и городом Иоганна Себастьяна Баха. В дни жаркого лета молодую семью придворного музыканта вместе с другими горожанами видели гуляющей в лесу за заставой. Часто ли? Такой напряженно-плодоносной проступает перед нами жизнь композитора-органиста, что трудно даже объять слухом и мыслью все созданное Себастьяном Бахом в веймарские годы. Не оцененные по достоинству современниками, произведения молодого композитора, сочиненные именно в Веймаре, – это великий, непреходящий, зрелый Бах.

Слушателям нашего времени, вовлеченным в мир органной его музыки, трудно верится поначалу, что большая часть программ концертов состоит из произведений юности композитора. Концертный зал заполняют звуки органа; утихает какая бы то ни было критическая мысль; стоустый инструмент излагает покоряющие наш слух, сердце, сознание величавые мысли. Исподволь воображение рисует образ непременно «старого Баха», знакомого по распространенным портретам, в парике, в строгом камзоле; представляется образ музыканта трудной жизни, многодетного отца, уставшего от борьбы с церковной и бюргерско-чиновничьей рутиной.

Каково же бывает удивление, когда по нотографическому справочнику неискушенный в биографии композитора слушатель узнает о том, что большинство этих знаменитых произведений создано в возрасте от 23 до 30 с небольшим лет!

Музыкальное миросозерцание Баха нашло свое совершенное отражение в органных произведениях. Органная музыка наиболее отвечала философским, нравственным, поэтическим устремлениям времени. Орган был инструментом мышления Баха, как фортепьяно – Шопена, оркестр – Бетховена; «Бах мыслил органно» – эта фраза встречается во многих книгах о Бахе, не оставим ее в стороне и мы. Но нужна оговорка. Произведений для клавира Бах сочинил за свою жизнь больше, чем для органа. Он мыслил и «клавирно». Его гений столь всеохватен, что нельзя сводить его музыкальное мышление только или преимущественно к органному искусству. Бах был художником и мыслителем полифонии – это более общая характеристика его как композитора и музыканта. Совершенствование полифонии во всех жанрах музыки – главнейшая его художническая задача.

Первые годы жизни в Веймаре Иоганн Себастьян служил гофорганистом герцога. Именно поэтому орган тогда и стал инструментом его полифонического искусства.

Инструмент всемогущий, орган заменял компонисту я исполнителю оркестр, клавир и даже хор с сольными голосами. Сотни труб объединены в группы регистров. В отличие от других инструментов у органа регистры различимы по тембрам; трубы регистра имеют один тембр и разную высоту звучания. Десятки, сотни регистров. Своей богатой звучностью и разнообразием красок орган был вне сравнения с другими инструментами. Различались и чисто органные звуки, и голоса, окрашенные в тембры смычковых и деревянных духовых: скрипки, гамбы, контрабаса, гобоя, флейты, фагота. Слышались тембры, напоминавшие медные духовые, даже ударные, например звучание литавр. И тембры человеческих голосов; подобие человеческого голоса в органном звучании издавна так и называлось по-латыни: vox humana, другой регистр носил название «ангельского голоса» – vox angelica.

В Веймаре Бах играл на органе дворцовой церкви. Это была странной архитектуры церковь. Высокая, трехэтажная, она имела в алтарной части сооружение в виде удлиненной, сужавшейся к потолку пирамиды. Прихожане по-свойски добродушно называли это алтарное сооружение «дорогой в царство небесное». Орган же этой церкви, хотя и имел немного регистров, был превосходным инструментом.

Веймар времен Баха не был еще «германскими Афинами», но, кажется, здесь Себастьян меньше чувствовал духовное одиночество, чем в каком-либо другом городе за все годы скитаний.

В капелле служили способные музыканты.

В Веймаре жил дальний родственник Себастьяна по материнской ветви, сверстник его, исполнитель, композитор, теоретик музыки Иоганн Вальтер. Впоследствии он станет весьма известен своими трудами, в частности «Музыкальным лексиконом», где даст сведения и о нескольких Бахах, конечно, и об Иоганне Себастьяне.

Уроженец Эрфурта, Вальтер получил образование в тамошнем университете, изучал философию и право. Восемнадцати лет он служил уже в родном городе органистом. Не исполнилось ему и двадцати, как вышло в свет его «Наставление о сочинении музыки». Исподволь готовя свой «Лексикон», Вальтер вел переписку с теоретиками музыки и композиторами. Эрудированный молодой ученый ценил виртуозное мастерство своего родственника, именно с ним Себастьян ездил в Мюльхаузен, его друг ассистировал ему во время выступления и был свидетелем артистического успеха органиста.

Вальтер служил музыкантом в городской церкви Веймара; там стоял орган с большим количеством регистров, чем в дворцовом храме, поэтому, возможно, Себастьян упражнялся и на этом инструменте, а Вальтер был иной раз первым и единственным слушателем новых прелюдий, фуг, токкат "ш. фантазий своего друга. Музыканты обменивались нотами произведений композиторов Германии, Италии и других стран. Занимались переработкой их, каждый в своем духе. Это было увлекательное состязание в искусстве полифонии. Время отдало полное предпочтение подобным трудам Баха: его переложения концертов и сочинений других жанров оказались богаче, жизненней. Один лишь пример: фуга си минор на тему итальянского композитора, старшего современника Баха, Корелли (579). Она в оригинале имела 39 тактов. Себастьян развил тему в интерпретации для органа до 102 тактов. Писал Бах клавирные и инструментально-оркестровые произведения. Есть сведения о том, что кое-что создано им по советам приятеля.

Вальтер превосходил друга ученостью. Он пользовался веймарской библиотекой и в введении к «Музыкальному лексикону» вспомнил с благодарностью о тех «сведениях о музыке и музыкальных деятелях», которые он «мог почерпнуть в превосходной библиотеке города Веймара». Многим он мог делиться с Бахом.

Друзья были знакомы домами. Себастьян стал крестным сына Вальтера. В часы оживленных бесед композиторы обменивались музыкальными темами, предлагая друг другу затейливые формы развития их. Достоверно известно, что летом 1713 года они обменялись «загадочными канонами». Такие каноны записывались в нотах для одного голоса. Моменты и интервалы вступления других голосов должны были угадать сами исполнители. Даже сохранилась одна дата: свой ответный хитроумный канон Бах принес Вальтеру 2 августа.

Приятели подшучивали один – над другим. Себастьян изумлял всех свободным чтением с листа пьес любой трудности. Этим он не прочь был погордиться. Однажды Вальтер решил разыграть Баха. Сочинил сложнейший этюд и, положил нотную тетрадь на клавикорд. Он ждал сегодня гостя. Себастьян в хорошем расположении духа вошел в кабинет и по привычке сразу устремился к клавикорду. Вальтер под предлогом заботы о завтраке вышел из комнаты, однако стал наблюдать за гостем в дверную щель. Тот уверенно сел за инструмент, чтобы сыграть неизвестную пьесу. Прозвучали вступительные фразы – и осечка. Новая попытка – опять конфузил. Вальтер увидел вытянувшееся лицо Себастьяна, нервные движения рук. Не выдержал и расхохотался за дверью. Бах понял шутку хозяина. Хитро и учено придуманный экзерсис не поддался его рукам!

Назовем еще одного собеседника и доброжелателя Баха веймарской поры – скромного, образованного филолога, помощника ректора гимназии Иоганна Матиаса Геонера. Горячо любящий музыку, Геснер часто слушал органную и клавирную игру Себастьяна; с восхищением он любовался молодым виртуозом. Запомним, читатель, это имя: Геснер.

Не раз посещал Веймар и бывал в семье Себастьяна его школьный товарищ Георг Эрдман. Он охотно напевал арии, петые ими когда-то в Ордруфе и Люнебурге. Вспоминались даже похороны почтенных горожан, когда им, мальчикам-хористам, платили гроши. Эрдман хвалил Себастьяна за артистическое владение органом, слушая дома его игру на клавесине. Но сам он выбрал чиновничье поприще. И потому охотно переводил разговор о музыке на рассказ о выгоде службы при дворах других европейских держав. Например, при российском. Император Петр охотно берет на службу полезных и знающих людей. Сам он, Эрдман, почитал бы большой удачей поступить на службу правительству России: жалованье там платят несравненно большее, чем в немецких княжествах... Однокашник Себастьяна достигнет своего, но, увы, память у него окажется короткой, и в тяжкую пору жизни Баха Эрдман не протянет руку помощи своему лицейскому товарищу... В Веймаре же они встречались друзьями, хотя и чужды были Эрдману и малопонятны пылкие поиски Баха в искусстве полифонии. Не сильный в словесных рассуждениях, Бах предпочитал излагать свои сердечные порывы и мысли, обращенные к друзьям, в нотной записи, в звучаниях органа или клавесина. Вальтер и тот прерывал речи, уступая первенство импровизациям своего друга.

Из книги Шопенгауэр автора Гулыга Арсений Владимирович

Снова в Веймаре. Разлад с матерью Как раз тогда, когда Шопенгауэр сделался доктором и появилась на свет его первая книга, 18 октября 1813 года произошла битва русских, прусских и австрийских войск с Наполеоном при Лейпциге, унесшая и покалечившая не менее ста тысяч человек.

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни автора Конради Карл Отто

ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ В ВЕЙМАРЕ

Из книги Гёте. Его жизнь и литературная деятельность автора Холодковский Николай Александрович

Пьесы для любительской сцены в Веймаре и Тифурте В старости, оглядываясь назад и подводя итоги, Гёте воспринимал первое веймарское десятилетие, когда размышлял о своем поэтическом творчестве, как зря потраченное время. Два недвусмысленных высказывания на этот счет

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. 2. Итог жизни автора Конради Карл Отто

НОВОЕ НАЧАЛО НА СТАРОМ МЕСТЕ. СНОВА В ВЕЙМАРЕ Итог итальянского путешествия В кризисной ситуации, сложившейся к осени 1786 года, Гёте не нашел иного выхода, как тайно уехать в Италию. Но 18 июня 1788 года он вновь очутился там, откуда его гнала судьба. Еще до того, как поэт

Из книги автора

Глава IV. Первые десять лет жизни Гёте в Веймаре (1775-1786) Веймарский двор. – Празднества, веселье, «гениальничанье». – Поворот к более спокойному образу жизни. – Баронесса фон Штейн. – Гёте ищет уединенья. – Первая поездка на Гарц. – Поездка в Берлин. – Государственная

Из книги автора

Новое в Веймаре В ноябре 1802 года Генрих Мейер покидает дом Гёте на Фрауэнплане и обзаводится собственным жильем: причиной этому была его женитьба в начале 1803 года на Луизе фон Коппенфельз. Но перемены в личной жизни не повлияли на его отношения с Гёте - они по-прежнему

Из книги автора

Полвека в Веймаре Еще весной 1824 года Гёте тешил себя мыслью, а не поехать ли снова - летом или осенью - на отдых в Богемию; в душе его еще не совсем погасла надежда вновь увидеть Ульрику фон Леветцов и все семейство: «Тем временем сообщите мне, дорогой друг, с большей, если

Выбор редакции
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...

Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...

01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...
Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...
Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...
Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...