Какие произведения объединяют в музыкальные циклы. Циклические формы в музыкальном словаре музыкальный словарь: музыкальная энциклопедия. Билеты по музыкальной литературе. элементы музыкальной речи


Классическая музыка в mp3

  • music.edu.ru Музыкальная коллекция. Музыка в mp3. Биографии композиторов
  • classical.ru Классическая музыка в России
  • classic.chubrik.ru Классическая музыка. Музыка в mp3, ноты, биографии композиторов
  • classic.manual.ru Классическая музыка. Mp3 классической музыки с комментариями, ноты
  • belcanto.ru В мире оперы. Либретто, певцы, mp3
  • ClassicMp3.ru Собрание классической музыки в mp3
  • firemusic.narod.ru Музыка в mp3, композиторы, либретто опер, балетов

Классика. Композиторы

  • wolfgang-mozart.ru Вольфганг Моцарт. Биография, рецензии
  • itopera.narod.ru Дж. Верди. Либретто, биграфия, mp3
  • glinka1804.narod.ru Михаил Глинка. Биография основоположника русской классической музыки
  • rachmaninov1873.narod.ru Рахманинов. Композитор, пианист и дирижер
  • skill21.ru Балакирев Русский композитор и пианист
  • borodin1833.narod.ru Александр Бородин. Жизнь композитора и ученого, mp3

Филармонии и исполнители

  • classicalmusic.ru Московская филармония. История, залы филармонии, афиша
  • philharmonia.spb.ru Санкт-Петербургская акад. филармония. Структура, музыканты, репертуар
  • lifanovsky.com Борис Лифановский - виолончелист. Статьи, mp3

Музыкальные инструменты

  • simphonica.narod.ru Симфонический оркестр. Описание музыкальных инструментов
  • sheck.ru Мастерская старинных европейских инструментов

Клавишные инструменты

  • digitalpiano.ru - Цифровые фортепиано
  • keys.rni.ru - Музыкальные синтезаторы. Модели

Духовые инструменты

  • trumpetclub.ru Портал трубачей. Статьи, исполнители, ноты
  • brassmusic.ru Сообщество музыкантов - медные духовые инструменты
  • partita.ru Для духового оркестра. Ноты, парти, партитуры
  • soprano-recorder.ru По следам уроков блок-флейты с учителем
  • blockfluete.newmail.ru Блокфлейта. Навыки игры
  • Fagotizm.narod.ru Фагото: Ноты, mp3, midi
  • harmonica.ru Губная гармоника. Обучение игре
  • shaku-rus.com Школа, музыка, изготовление сякухати

Ударные инструменты

  • drumspeech.com Барабанщики. Общение, статьи, уроки, ноты
  • drums.ru Проект барабанщика Е. Рябого
  • EthnoBeat.ru Обучение игре на этнических ударных

Струнные инструменты

  • skripach.ru О скрипачах и для скрипачей, Mp3
  • domraland.narod.ru Сайт о домре. Информация, ноты
  • gukovski.narod.ru Народные инструменты

Гитара великолепная

  • guitarhistory.narod.ru История классической гитары, словарь терминов
  • guitarra-antiqua.km.ru История классической гитары, ноты, mp3
  • eslivamnravitsa.narod.ru Если вам нравится играть на гитаре. Аккорды, учебная литература

Этнические инструменты

  • vargan.ru Акустические и этнические инструменты. Описание, советы, mp3
  • bagpipes.narod.ru Волынка. Советы, уроки, ноты
  • folkinst.narod.ru Русские народные инструменты, ссылки, mp3
  • kuznya.ru Этнические инструменты и фолк-музыка, фото, mp3
  • khomus.ru Варганная музыка

Музыкальные сайты. Другие

  • classic-music.ru - Классическая музыка. Биографии композиторов, словарь терминов
  • cdguide.nm.ru - Музыка на CD. Рецензии, обзоры дисков, заметки о классической музыке
  • stmus.nm.ru - Журнал Старинная музыка
  • abc-guitar.narod.ru - Гитаристы и композиторы. Биографический словарь
  • music70-80.narod.ru - Песни и музыка 70-80-х гг.
  • viaansambles.narod.ru - ВИА 60-70-80х. Инфо об ансамблях, песни, форум
  • elf.org.ru Фолк-музыка






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности (организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности).

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о циклических формах музыки, применения их в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений,

Цели по содержанию:

Образовательные :

  • знакомство учащихся с примерами циклической формы музыки на примере инструментального концерта;
  • познакомить учащихся с особенностями формы инструментального концерта на основе особенностей музыкального стиля А. Шнитке;
  • сформировать новые умения, навыки, знания о музыкальной драматургии концерта;
  • закрепить знания о понятиях: полистилистика, стилизация.
  • познакомить учащихся с композиторскими приёмами, позволяющими совмещать прошлое и настоящее в музыкальном произведении.

Развивающие :

  • уметь устанавливать все возможные связи между произведением и явлениями искусства и жизни (метапредметные связи: циклические формы в музыке, коллаж в современном изобразительном искусстве);
  • на основе всех этих связей выработать собственное отношение к данному произведению через творческое продуктивное воплощение;
  • умение выявлять связи между произведениями настоящего и прошлого, черты старинной музыки в современном произведении;
  • уметь выявлять связи между произведениями музыкальной культуры, изобразительного искусства и кинематографа;
  • развивать умение детей различать на слух звучание солирующего инструмента и оркестра, их взаимоотношения;
  • продолжить формирование слушательского опыта в процессе знакомства с произведениями инструментальной музыки;

Воспитательные :

  • воспитывать любовь и уважение к музыкальному наследию российских композиторов и традициям итальянской, немецкой классической музыки;
  • побуждать учащихся к вдумчивому, бережному отношению традиций прошлого, национального или исторического колорита;
  • вырабатывать коммуникативные умения, отработка принципа обучения через сотрудничество (творческая деятельность в паре);
  • формировать способность к самореализации, самоопределению через творчески – продуктивную деятельность;
  • создание условий для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс с учетом психологических, личностных качеств учащихся;
  • повышение мотивации к обучению через вовлечённость в единый творческий процесс (работа над творческим заданием).

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, метапредметный подход.

Информационно-методическое обеспечение: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, УМК под редакцией Е. Д. Критской.

Используемые программные средства: Power Point, Internet Explorer, Меdia Pleer Classic.

Технические средства: записи “Ночь прошла” на сл. Р. Рождественского, муз. А. Рыбникова, “Concerto grossо” А. Шнитке (5 – я часть, рондо), “Чакона” И. Баха, отрывок из кинофильма Ричарда Викторова “Отроки во Вселенной”, презентация о циклической форме и концерте, видеопрезентация к песне Рыбникова, слайды с репродукциями П. Филонова “Голова”, И. Левитан “Озеро Русь”, Альфред Сислей “Одинокая тропинка”, Никколо Пуссен “Пейзаж с двумя нимфами”.

Используемые компетентности: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, личностного совершенствования, поисковая.

Виды и формы контроля: корректировка устных ответов учащихся, наблюдение за творческим процессом во время работы в паре.

Проблема урока: выявить противоречия современной музыки через связи между явлениями жизни и явлениями в искусстве, а также установить связи между различными историческими эпохами.

Прогнозируемый результат:

  • уметь воспринимать на слух и разбираться в структуре циклических форм музыки;
  • умение понимать причины обращения композиторов современности к формам классической музыки прошлого через современное концертное воплощение.

Повышенные знания, творчество:

  • умение воплощать своё восприятие музыкального произведения через пластические формы (лепка, создание единичного в целостном образе – коллаж);
  • умение принимать участие в совместном исполнении, элементах импровизации и творчества;
  • знакомство с произведениями музыки, ИЗО, кинематографа за рамками заданной программы.

Обоснование.

Этот урок является частью раздела II полугодия “Особенности драматургии камерной и симфонической музыки”. Здесь, благодаря знакомству с произведениями искусства разных стилей и эпох у подростков возникает возможность вступить в диалог со своими сверстниками и с людьми далекого прошлого (как бы побывать в разных временах). Таким образом, у учащихся появляется возможность установить связь окружающего мира с появлением произведений, отражающих происходящее в этом мире (метапредметная природа предметов искусства). Также это - вариант здоровьесберегающего урока, как результат поиска решения вопросов через творчество, самостоятельное воплощение в образах услышанного (слушание серьёзной классической музыки – создание частей коллажа).

Организационный момент: вход учащихся в кабинет под музыку А. Рыбникова, на экране идёт видеопрезентация №1 к песне (слуховое погружение), на партах заранее закреплены альбомные листы, разложены коробки с пластилином. Слайд №1.

Структура и содержание урока

Часть урока, время Содержание деятельности Примечания
1.Вводная часть. Проверка готовности учащихся к уроку.

Слайд №2.

Видеоматериал останавливается.

Обозначаем тему урока, цели и задачи.

2. Этап актуализации знаний.

Подготовительная часть.

Учитель: “Как вы думаете, как представляют себе весь окружающий мир авторы песни, которую вы услышали, входя в кабинет?” (напоминаем детям, что авторы музыки А. Рыбников, а слова написал Р. Рождественский). “Когда, в какое время создавалась эта песня? Почему вы так решили? Выразите главную идею, заложенную авторами”.

Учащиеся определяют, что эта песня, возможно, создавалась в XX веке, в мирное время, так как авторы исходят из представления о мире, как о стройном и гармоничном целом (это понятно из слов “я возьму этот большой мир”), когда человек мечтал о полётах в космос, об освоении звёздного пространства.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов.
Учитель комментирует: “Создание фильма 1975 г., время, когда человек впервые вышел в космос.Слайд№3. Отсюда и характер песни – певуче – лирический настрой, черты русского характера – романтика, мечтательность, умение преодолевать трудности, написана в форме вальса (романтическая направленность).

Первым человеком, сделавшим шаг в космос, стал советский космонавт Алексей Леонов. Слайд№4. Он не только ощутил, как мала наша планета, но и осознал ответственность каждого человека за судьбу мира.

Давайте ещё раз посмотрим на нашу планету, но только глазами художников разных эпох”.

“Ночь прошла” (видеоряд из кинофильма).Видеоряд №2 из <Приложения №1>
Какую бы вы подобрали картину к этой песне? Почему? Слайды №5,6,7.

Учащиеся: “Такой выбор сделан, так как человек и мир находятся в гармонии, целостном единстве”.

Учитель: “ Всё верно, но и XIX век, и XX век в других проявлениях были и противоречивыми, и не таким дружелюбными. XX столетие особенно было полно катастрофическими социальными потрясениями Слайд №8, и в то же время это век реорганизации человеческого сознания в связи с многочисленными открытиями в области науки и техники Слайды №9,10,11. Все эти события привели к изменению мироощущения, которое проявилось, прежде всего, в утере былого гармоничного взгляда на мир.

Альфред Шнитке Слайд№12.(1934 – 1998) жил в этом противоречивом мире, и, когда хотел передать идею взаимоотношения мира и человека (человек – волевой, целеустремлённый, мир – злобный, враждебный, он всё же обращается к форме Concerto grossо (XVII – XVIII век). Нам известны инструментальные концерты Антонио Вивальди.№6 <Приложения №1>

Почему современный композитор обращается к столь старинному жанру?”

Учащиеся: “Композитор хочет изобразить исповедь человека нового времени, который вобрал в себя опыт столетий, человек – часть мира и человеческой культуры, их нельзя отделить друг от друга, они едины, хотя и противоречат друг другу”.

Показываем слайды с репродукциями П. Филонова “Голова”, И. Левитан “Озеро Русь”, Альфред Сислей “Одинокая тропинка”, Никколо Пуссен “Пейзаж с двумя нимфами”. Учащиеся выбирают либо “Озеро Русь”, либо “Одинокая тропинка” Сислея, так как они близки по характеру, настроению, технике исполнения.
Учитель: “Вы правы. Но, оказывается, в музыке тоже есть формы, в которых отдельные части составляют более крупное произведение. Они – часть единого замысла композитора и их нельзя отделить одно от другого. Давайте вместе вспомним такие произведения. Это: соната, симфония, сюита, концерт”.

И не случайно музыкальный язык концерта Шнитке перекликается с мелодией “Чаконы” И. Баха. В ней – голос скрипки, как голос человека, со всеми его исканиями, сомнениями, стремлениями. Он то спрашивает, то вызвает, то рассуждает…Слайд №14. Давайте послушаем отрывок из произведения великого немецкого композитора. №4 из <Приложения №1>

Слайд№13.

Учитель: “Давайте вспомним, как строится жанр Concerto grossо”.

Учащиеся вспоминают: “Это музыкальный инструментальный жанр, основан на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов (итал. concerto, буквально - согласие, от лат. concerto - состязаюсь). Это – циклическая форма музыки. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФО?РМЫ, музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел”.

Учитель: “Верно. Такие формы существуют и в изобразительном искусстве. Художники тоже пытались выразить противостояние мира и человека, но только в цвете. В современном мире многие люди увлекаются созданием коллажей. А вы знаете, что это такое?”

Учащиеся отвечают, предполагая, что коллаж – картина, созданная из разных частей, объединённых общей идеей.

Учитель: “Давайте уточним и подробнее познакомимся с этим понятием”. Слайд №16.

После прослушивания учащимся вновь предлагаются картины Слайд№15, и они выбирают репродукцию в виде коллажа, поясняя свой выбор противоречиями нового века, противоречиями в музыке: противостояние звучания солирующей скрипки (как голос одного человека) и целого оркестра(звучание целого мира).

Звучит отрывок рондо 5 – я часть. №5 из <Приложения №1>

3. Слушание музыки. Выполнение творческого задания. Учитель: “Давайте попробуем объединить мир музыки и мир изобразительного искусства. Поскольку человек вступает в постоянное взаимодействие с окружающим миром, то сейчас, во время слушания музыки Шнитке, вам предлагается создать коллаж. Вы поделите лист на две части, и, с помощью лепки, один из вас на первой части листа воплотит состояние человека, а другой – на второй части листа передаст отношение окружающего мира к человеку. Слайд №17, 18.Музыка Шнитке подскажет вам – чем закончится противостояние мира и человека. Не забывайте, что все ваши работы, как части единого мира будут объединены в общий коллаж. И помните, что каждый цвет воплощает настроение, мысли, эмоции человека” Слайд№19.

Звучит отрывок №5 из <Приложения №1>

После вступительного слова учителя ребята включаются в работу.

Напоминаем таблицу классификации цветов и соответствие их настроению человека. <Приложение 2>.

4. Анализируем музыкальное произведение. Учитель просит закончить творческую работу, подписать её, на небольших листах, лежащих на парте. Ребята письменно выражают идею своей работы, отвечают на вопросы. Слайд №20.

Отмечаем особенность музыки Шнитке – совмещение прошлого и настоящего (полистилистика). Старинная форма Concerto grossо помогает композитору передать взаимоотношение стремительно меняющегося современного мира и человека (противоречие и, одновременно, единство).

Всё это было характерно и для эпохи барокко, во время которой и возникает форма концерта.

В концерте взаимоотношения солиста и оркестра подчинены высшему порядку, единой идее.

Повторяем, что такое циклические формы в музыке, проводим аналогии в изобразительном искусстве (коллаж), в кинематографе (принцип монтажа в кино, частая смена кадров в клипе).

5. Заключительный этап. Итог. Учащиеся сопоставляют художественные образы своей работы с музыкой Шнитке и Баха.

Вывод: в наше время возникают новые возможности для воплощения тем войны и мира, жизни и смерти, любви и ненависти. Привлечение в музыкальном произведении различных стилей (современных и старинных) расширяет наши представления о единстве мира и человеческой культуры.

6. Оценка работы учащихся. Оцениваются устные ответы, творческие работы,в том числе, умение работать в парах.
7. Задание на дом. Повторить понятия “циклические формы”, “Concerto grossо”. “коллаж”. “барокко”, “полистилистика”.

Записать своё определение понятия “инструментальный концерт”.

Найти определения на сайтах по искусству.

Сравнить своё и научное определение, запомнить. Слайд №21.

По желанию учащиеся могут выполнить творческое задание, воплотив в рисунке взаимоотношения человека и мира. <Приложениe №4>

Ребята убирают рабочее место, уходят под песню “Ночь прошла” (видеоряд из кинофильма).

Видеоряд №2 из <Приложения №1>

Рефлексия. Отдельные работы учащихся объединяются в единый коллаж во внеурочное время, создаётся выставочная работа с комментариями и аннотациями учащихся. Закрепляем знания о циклических формах в музыке, ИЗО, кинематографе. <Приложение №3>

31.03.2013 в 12:30 Блог

БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Сонатно–симфонический цикл. Сонатная форма. Экспозиция.

Сонатно-симфонический цикл («соната» - «звучать», «симфония» – «созвучие») – это очень сложная многочастная музыкальная форма. В этой форме композиторы пишут симфонии, сонаты, концерты и инструментальные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и другие). Классический сонатно-симфонический цикл сложился в творчестве композиторов венской школы: Й.Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

За каждой частью сонатно-симфонического цикла закрепляется определенный характер, темп и тональность. Все части имеют своё место в цикле и исполняют в нём определённую роль. Согласно классификации музыковеда Арановского , 1 часть – это «Человек действующий», 2 часть – «Человек размышляющий», 3 часть – «Человек играющий», 4 часть – «Человек в обществе».

Обычно хотя бы одна часть сонатно-симфонического цикла (чаще всего первая) пишется в сонатной форме . Эта форма занимает особое место среди музыкальных форм, её называют высшей музыкальной формой. Только сонатная форма даёт композитору возможность отразить сложные жизненные явления. Сонатную форму часто сравнивают с драмой – литературным произведением, которое предназначено для постановки в театре. Действие в драме развертывается так:

завязка – знакомство с главными героями;

развитие сюжета – определенные события, которые заставляют героев действовать, совершать поступки и, таким образом, раскрывать свою сущность;

развязка – итог, результата, к которому приходит действие.

Сонатная форма, в свою очередь, состоит из трёх крупных разделов : экспозиции (от латинского - «изложение») – показ основных тем; разработки (изменение, развитие тем экспозиции); репризы ( возвращение основных тем экспозиции, но с обязательными изменениями).

Сферы применения сонатной формы:

    первые части (или финалы) симфоний, сонат, концертов, квартетов;

    увертюры и отдельные симфонические пьесы.

    вокальные произведения (обычно хоры) – довольно редкий случай.

Экспозиция представляет два основных, обычно контрастных, образа: Главную партию (ГП ) и побочную партию (ПП ). Дополняют их две вспомогательных партии: связующая (св.п ) и заключительная (зп ). Полностью строение экспозиции выглядит так:

Г П св.п П П зп.

Главная партия - это основной образ сонатной формы(мужественный или театральный) и пишется, как правило, в основной тональности.

Связующая партия - это переход из тональности главной партии в тональность побочной.

Побочная партия (женственный, грациозный образ) – противопоставлена главной и пишется обычно в тональности доминанты (V ступень лада), если основная тональность сонатной формы мажорная или в параллельной тональности (III ступень лада), если основная тональность минорная.

Заключительная партия (моторный характер темы) завершает экспозицию и утверждает тональность побочной партии (тоже бывает не всегда, особенно в сонатно-симфонических циклах 2-й половины XIX века).

Связующая и заключительная партии, как правило, несамостоятельны и построены на материале Главной или Побочной партий и редко принимают участие в дальнейшем развитии. Однако, это классическая схема довольно часто нарушается самими композиторами ради того содержания, которое они вкладывают в данную сонатную форму. Для композитора она не просто набор тональных и тактовых закономерностей, а живой организм, действующий по своим законам. У Моцарта, к примеру, довольно часто связующие и заключительные партии имеют свою музыкальную индивидуальность и участвуют в дальнейшем развитии (разработке), а вместо одной главной и побочной, пишет несколько различных по мелодии и фактуре тем. Происходило это благодаря щедрому музыкальному таланту Моцарта и тому, что все темы рассматривались композитором как участники спектакля или драматического действия (см.: Сонату №11, си-бемоль мажор и Сонату №14, до-минор).

Разработка предполагает любой вариант развития событий. Стандартная схема, по которой в развитии должны принимать участие только ГП и ПП действуют далеко не всегда, так как художественные задачи часто превышают нормативные требования. В зависимости от концепции сонаты и данной части возможны следующие варианты разработки:

    изменения ГП и ПП;

    развитие СВ и ЗП;

    появление новой темы;

    полифоническое соединение тем;

    общие формы движения.

Изменения в теме могут быть следующими: 1. Изменение регистра темы; 2. Меняются местами мелодия и сопровождение; 3. Тональные изменения темы; 4. Фактурные изменения темы (изменение сопровождения); 5. Вариационные, секвентные и мотивные принципы развития.

Наиболее простые варианты разработок встречаются в сонатах Гайдна (например, в Сонате №37, «Детская», 1 часть или произведениях более поздних, имитирующих классический стиль – Прокофьев, Симфония №1, «Классическая» ). У Моцарта и Бетховена, как правило, более сложные варианты развития, что связано с драматическим или театральным наполнением содержания сонатной формы (см.: Моцарт, Сонаты №14, 18; Бетховен, Сонаты №№1, 2, 21). Развитие у этих композиторов часто начинается с экспозиции и в разработке может быть задействовано меньше усилий по развитию материала. Бывает и так, что большую роль в развитии сонатной формы играет вступление, которое как режиссёр, управляет развитием в форме (см. Гайдн, Симфония №103, «С тремоло литавр»; Бетховен, Симфония №5, до-минор, Соната №8, «Патетическая»; Шуберт, Симфония №8, си-минор, 1 часть). Насыщенную форму развития тем в разработке можно встретить также в сонатах ХХ века (см. Прокофьева, Сонату №2, крайние части; Мясковского, Сонату №2, си-минор; Метнера, Сонату-фантазию).

Реприза должна вернуть прежний порядок тем с той разницей, что ПП должна быть в основной тональности, а не в доминантовой, как в экспозиции. Однако, отклонений от этого норматива так же достаточно много: нередко в репризе продолжается развитие или она появляется «на гребне кульминации» разработки (см.: Чайковский, Симфония №4, 1 часть). Некоторые сонаты не заканчивают своё развитие на репризе, а имеют дополнительный, итоговый раздел – коду.

Кода дополнительный раздел, звучащий после репризы, относящийся к дополнению или расширению структуры сонатной формы. В ней могут звучать общие формы движения или та тема, которая вышла на первое место по драматургической важности (см.: Бетховен, Соната №8, 1 часть, в коде утверждается ГП ; Брамс, Рапсодия си-минор, в коде звучит изменённая ПП, которая проходит в басу; Моцарт, Соната №14, 1 часть, в коде доминирует ГП).

При анализе сонатной формы важно не только правильно найти партии и определить их тональности, но и постараться понять закономерность появления данной музыки и выявить концепцию взаимодействий «героев» сложившейся драмы.

Задания: проанализировать 1 часть сонат Моцарта (№14 или №18 – по выбору). Указать границы разделов сонатной формы (экспозиция, разработка, реприза), найти границы тем, определить их тональности, приёмы развития в разработке и наличие там тем экспозиции, определить наличие или отсутствие коды и её роли в данной части сонаты. Викторина: узнать произведение, сказать о характере звучащей музыки (желательно узнать партию, которая будет в данный момент звучать), назвать принципы развития тем. Этот принцип действует не всегда: очень часто создатели сонатной формы сами нарушали установленные правила, т.к. творческая идея часто не умещалась в заданные традицией тональные планы (см: Моцарт, Соната №16, фа-мажор; Бетховен, Соната №1 и многие другие).

Комментариев: 0

31.03.2013 в 12:28 Блог

БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Формы. Циклические формы, продолжение.

Более сложными формами организации музыки являются циклические формы. Цикл (в переводе с греческого – «круг») имеет место и в повседневной жизни: это смена дня и ночи, времён года, повторяющихся ситуаций и много другого.

Музыкальный цикл – это большое многочастное произведение, в котором части располагаются в определённом порядке. Циклы бывают двух видов: сюитный и сонатно-симфонический.

Сюитный цикл. Первые сюиты появились в эпоху С редневековья и состояли из двух контрастных по темпу и характеру танцев – медленной, величественной паваны (танец испано-итальянского происхождения) и подвижной итальяно-французской гальярды. Принцип чередования контрастных по темпу и характеру танцев лёг в основу классической модели сюиты , сформировавшейся к эпохе зрелого Барокко (середина XVIII века). Четыре танца, составляющие костяк сюиты (являлись основными) во время Баха уже считались устаревшими, предназначенными только для слушания. Их перемежали современные для эпохи Барокко танцевальные (гавот, бурре, паспье, ригодон и др.) и нетанцевальные (увертюра, ария, токката, фантазия, вариация и т.п.) номера.

Обязательные танцы сюиты имеют следующие характерные черты:

Аллеманда (в переводе – «немецкая»). Танец - шествие медленного или умеренного темпа в размере С. Характерный признак – начало из затакта.

Куранта – французский танец (в переводе с французского означает «текущая», «бегущая»). Темп танца умеренно - быстрый в трехдольном метре.

Сарабанда – старинный испанский танец. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе, метр трехдольный. У И.С.Баха сарабанда, как правило, являлась лирико-философским центром сюиты.

Жига – старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением в размерах 6 и 12 восьмых. Танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которая за необычайно выпуклую форму прозвали «жига» , что означает «окорок» . Это слово и стало названием танца.

Знаменитые сюиты Барокко: И.С.Бах. Французские и Английские сюиты, 6 Партит, оркестровые сюиты (Шутка); Г.Ф.Гендель. Сюита для клавесина №7, соль минор, Музыка для королевского фейерверка, Музыка на воде.

Во второй половине XIX века возник особый вид сюит из фрагментов опер, балетов или музыки к спектаклю (см: Чайковский, сюиты к балетам «Щелкунчик», «Спящая красавица»; Прокофьев , сюиты к операм «Игрок», «Любовь к 3-м апельсинам» и др.), а в ХХ веке – из музыки к кинофильмам ( Шостакович , сюита к к/ф. «Овод», «Встречный»; Таривердиев , сюита к к/ф «17 мгновений весны» и многие др.) .

Сонатно-симфонический цикл – самая сложная форма организации музыки, сравнимая с масштабами и драматургией романа. Классическая модель этого типа цикла представлена в творчестве венских классиков (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен) и имеет следующие характерные черты:

Соната (от лат. – «звучать») циклическое произведение (обычно из 3-х частей), в котором одна или несколько частей написаны в сонатной форме, предполагающей наличие экспозиции (завязка действия), разработки ( развитие ), репризы (повторение материала экспозиции), коды ( заключительный раздел, итог развития ).

Симфония (от греч. – «созвучие») - циклическое произведение (обычно из 4-х частей), в котором одна или несколько частей написаны в сонатной форме. Части располагались следующим образом:

Задания: 1. Определить форму в Прелюдии ор.11, №10. А.Н.Скрябина и объяснить, за счёт чего происходит расширение структуры (подготовленное). 2. Определить форму (показать все границы) и тональности в Баркароле из «Времён года» П.Чайковского ( на экзамене). Викторина: назвать формы в предложенных сочинениях (наиболее популярных). Сюита (с франц. – «ряд», «последовательность», «вереница»).
Согласно классификации Арановского , части симфонии имеют следующие значения: 1 часть – «Человек действующий», 2 ч .- «Человек размышляющий», 3 ч .- «Человек играющий», 4 ч. - «Человек в обществе».

Комментариев: 0

31.03.2013 в 12:22 Блог

БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Формы.

Формы музыкальных произведений

От наименьших составляющих формы к сложным формам.

Весь видимый нами мир имеет чёткие границы и формы. Даже то, что мы пренебрежительно называем словом «аморфный», так же имеет определённые пространственные координаты. Почти невозможно представить себе действительно что-то совсем бесформенное. В музыке , как и в речи (и в любом другом виде искусства ) форма просто необходима для чёткого выражения определённых мыслей и настроений. Очень часто люди придерживаются ошибочного мнения, что композиторы творят лишь по наитию, по вдохновению, «в свободном полёте», не ориентируясь ни на какие рамки и правила. Это совершенно не так. Чайковский говорил: «Вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых». И сам Пётр Ильич являлся образцовым примером следования этому правилу: каждый день композитор упорно сочинял, иногда «выжимая» из себя музыку, так как боялся разучиться писать. Этот факт кажется невероятным, учитывая то количество произведений, которое создал Чайковский. И уж совсем трудно поверить в какие-то усилия, слушая знаменитые «Времена года», написанные композитором без особого желания, по заказу периодического издания журнала.

Другим примером подчинения прекрасной музыки строгим правилам формы могут служить полифонические произведения И.С.Баха («Хорошо темперированный клавир», «Музыкальное приношение», «Искусство фуги» и многие другие) в которых границы музыкальных мыслей высчитывались с математической точностью. Моцарт , создавший громадное количество произведений практически без черновиков, опирался на устоявшиеся классические законы гармонии и формы. Примеры, таким образом, можно продолжать, но не в количестве суть. Эти примеры помогли нам убедиться в том, что любое музыкальное произведение нуждается в определённых законах формы.

Сложившаяся в традиции, понятная форма, хорошо воспринимается на слух, делая понимание произведения более доступным . Напротив, когда произведение имеет слишком необычную форму, это затрудняет восприятие произведения до полного отторжения и непринятия (например, песни и вокальные циклы Мусоргского , симфонии Малера , коллажи Д.Кейджа , некоторые произведения современных авторов). Тем не менее, со временем, эти формы также находят своё объяснение и становятся более понятными. Слуховой багаж человека ХХ I века не сравним с восприятием людей Х I Х века и более давних времён. Поэтому для современного человека, казавшейся в своё время «ужасной» и «варварской» музыка Мусоргского, таковой не кажется.

Суммируя изложенные выше доводы, подведём итог. Итак,

музыкальные формы нужны для:

    создания чётких границ музыкальным мыслям и настроениям;

    облегчения восприятия произведения;

    организации крупных построений (сюита, соната, опера, балет).

Обратимся теперь к понятию музыкальной формы и составляющих её компонентов.

Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении.

Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от латинского - «двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного - двух звуков до целого такта (смотреть: Шуберт , «Прекрасная мельничиха»,№7. «Нетерпение» – партия левой руки; №3. «Стой!» - размер начального мотива; Бах, «Х.Т.К.», 1-й том. Фуга до-минор).

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким (Шуберт, «Прекрасная мельничиха», №1. «В путь!»; №12. «Пауза» - мотивы объединяются во фразу).

Фразы объединяются в предложения . Стандартный размер предложения – 4 такта. Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Существует множество разновидностей кадансов, различающихся по функциональному наполнению (Т, S , D , VI ).

Из предложений составляется период . Период – это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма. Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и не повторного строения, квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.). Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением .

Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Простейшей вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а слова изменяются, является куплетная форма. Её простота объясняет широкую распространённость. Нет ни одного композитора, создававшего вокальную музыку, который не написал бы песню в куплетной форме (см. песни и романсы Шуберта, Моцарта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и др. композиторов).

Одночастная форма (А) – это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Такая форма чаще всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся запечатлеть ускользающее мгновение (яркий пример – Прелюдии Шопена ), или в детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения. Схема формы: А или А

a a 1 a b

Двухчастная форма ( AB ) – простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Довольно часто второй период построен на материале первого (т.е, повторного строения – см.некоторые Прелюдии Скрябина ), но есть произведения, в которых периоды различны (Песня Любавы из 2д.«Садко» Римского-Корсакова ; Ария Розины из 2д. «Севильского цирюльника» Россини ). Схема формы: А А1 или А В.

Важнейшим (и самым простым) принципом для создания музыкальной формы является повторность. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:

    повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее художественные детали;

    повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;

    повторение музыкального материала после изложения нового придаёт форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.

Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах. И самый простой из них – это трехчастная форма ( ABA ) , состоящая из трех периодов, где

А - представляет собой изложение музыкальной темы;

В - развитие темы А или новый контрастный материал; А - реприза, точное или измененное повторение части А .

Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова «Конец» (по-итальянски: da capo al Fine ).

Трехчастная форма (так же, как и все предыдущие) бывает простая и сложная . В отличие от простой трехчастной формы, в которой каждая часть пишется в форме периода, в сложной трехчастной форме части представляют собой не период, а простую двухчастную или трехчастную форму. Например:

А В А

a b a b a

Трехчастна форма является один из самых популярных принципов построения музыкального произведения. Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта: это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части ил и разделы крупных сочинений. Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях П.И.Чайковского. Помимо самостоятельных инструментальных пьес из «Детского альбома», «Времён года» и др. произведений, любимая композитором 3-х частная форма зачастую организует ГП и ПП в симфониях (см. 4-ю и 6-ю симфонии ).

На принципе повторности основана также более сложная форма, уходящая корнями в народную песенно-танцевальную традицию Франции. Речь идёт о форме рондо ( в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня» ). В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо.

Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема, которая повторяется – это рефрен. Рефрен (по-французски – «припев») должен прозвучать не менее 3-х раз и может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную.

Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами . Таким образом, рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами .

А В А С А

рефрен эпизод рефрен эпизод рефрен

Форма рондо широко применяется в инструментальной и вокальной музыке: инструментальные пьесы ( Моцарт, Турецкий марш из Сонаты для фортепиано ля-мажор, №11, Ария Фигаро «Мальчик резвый» из оперы «Свадьба Фигаро»; Бетховен, «К Элизе», «Ярость по поводу потерянного гроша» и многие др.), романсы и песни ( Глинка, «Попутная песня»; Даргомыжский «Старый капрал»), хоры, оперные арии (Глинка, Рондо Антониды из «Ивана Сусанина», Рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы»), последние части крупных форм – сонат и симфоний (например, симфонии Малера ), а так же целые оперные или балетные сцены (см. «Щелкунчик» Чайковского, «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева ) могут быть организованы формой рондо. Очень часто форма рондо применяется в пьесах французских клавесинистов ( Дакен, «Кукушка», Рамо, Тамбурин, «Курица», Куперен, «Маленькие ветряные мельницы», «Сестра Моника» и многие другие пьесы).

Вариации (от латинского «изменение, разнообразие») – музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений.

А А 1 А 2 А 3 А 4

Вариации

Тема может быть сочинена самим композитором, заимствована из народной музыки или из произведения другого композитора. Она пишется в любой простой форме: в форме периода, двухчастной, трехчастной. Тема повторяется с различными изменениями в ладе, тональности, ритме, тембре и т. п. В каждой вариации может меняться от одного до нескольких элементов музыкальной речи (в зависимости от эпохи и стиля композитора).

Тип вариаций зависит от того, каким способом и насколько сильно изменяется тема. Разновидности вариаций:

1.Вариации на неизменный бас ( basso ostinato ) или старинные вариации были известны еще в XVI веке в Европе. Модные тогда танцы пассакалия и чакона писались в форме, основанной на постоянном повторении темы в басу, при этом варьировались только верхние голоса (см: Г.Пёрселл , плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней»). Техника бассо остинато не осталась достоянием только лишь старинной музыки – в ХХ веке в связи с всплеском интереса к старинной музыке эта техника обрела новую жизнь. Интересные образцы использования бассо остинато мы находим, например, в произведении Drauhgtmans Contract Майкла Наймана (басовую тему ведёт орган на фоне «трепетания» струнных, в точке «золотого сечения» к этим инструментам подключается клавесин, создавая своим металлическим тембром холодное, жутковатое звучание).

2.Вариации на неизменную мелодию ( soprano ostinato ) наиболее близки народной музыке. Мелодия повторяется без изменений, а сопровождение варьируется. Такой тип вариаций ввёл в русскую классическую музыку М.И.Глинка , поэтому они иногда называются «глинкинские» (см: «Руслан и Людмила»: Песня Баяна, Персидский хор; Равель, «Болеро»; Шостакович, эпизод нашествия из Симфонии №7.).

В западноевропейской классической музыке XVIII и первой половины XIX сложились 3. строгие (орнаментальные) вариации , созданные венскими классиками (Й.Гайдном, В.Моцартом, Л.Бетховеным).

Правила строгих вариаций: 1. Сохранение лада, метра, общих контуров темы и функциональной основы; 2. Изменение (орнаментация, усложнение) сопровождения; 3. Одна из средних вариаций (как правило, 3-я) пишется в одноимённом миноре или мажоре (см: Моцарт, Соната №11, 1ч.; Бетховен, Соната №2, 2ч., Соната №8, 2ч. и др.).

Приёмы, которыми композиторы пользовались в вариациях, связаны с популярным в XVII - XVIII веках искусством импровизации. Каждый исполнитель-виртуоз, выступая на концерте, обязан был фантазировать на предложенную публикой тему (мелодию популярной песни или оперной арии). Традиции бесконечно разнообразного варьирования исходной темы существуют и поныне в джазовой музыке.

4.Свободные или романтические вариации появились во второй половине XIX века. Здесь каждая вариация является практически самостоятельной пьесой и связь её с темой была очень слабой. Яркие примеры таких вариаций в большом разнообразии представлены в творчестве Р.Шумана : это фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», «Симфонические этюды» и др. произведения. Много вариаций на заимствованные темы оставил гениальный пианист-виртуоз Ф.Лист (транскрипции на песни Шуберта, на темы Моцарта, Гайдна, Бетховена, темы из итальянских опер и на собственные темы).

В музыке встречаются вариации на две , а иногда и на три темы , которые варьируются поочередно. Вариации на две темы называют двойными:

А В А 1 В 1 А 2 В 2 А 3 В 3 или А А 1 А 2 А 3 … В В 1 В 2 В 3

1-я 2-я Вариации 1-я Вариации 2-я Вариации

тема тема тема тема

Примеры двойных вариаций: Глинка, «Камаринская»; Бетховен, Симфония №5, 2ч., Соната №8, «Патетическая», 2 часть, Симфония №9, 4ч.

Вариации на три темы называются тройными .

Вариации могут быть самостоятельным произведением (тема с вариациями) или частью любой другой крупной формы.

БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Элементы музыкальной речи.

Элементы музыкальной речи.

Со времён древнейших цивилизаций (Древняя Греция, Египет, Шумеры и т.п.) человечество живёт в 3-х важнейших системах координат , дающих информацию о внешнем мире. Это буквы, цифры и ноты. С помощью определённых звуков и определённых ладов древние прививали своим воспитанникам благородные чувства и мысли, совершенствовали их физическое развитие. Греческий мыслитель Пифагор считал музыку, звуковые волны, одним из важнейших творящих энергий, на основе чего мыслитель создал теорию гармонии сфер, измерив расстояние между планетами с помощью интервальных соотношений. В сознании греков и близких к ним народов музыка и математика были неразрывно связаны. Музыка сопровождала обряды различного характера (торжественные и скорбные), объединяла людей во время трудовых действий и войн, помогала исцелять болезни.

В ХХ1 веке музыка утратила многие свои функции, превратившись, в основном, в фоново-развлекательное достояние широких масс. Люди практически полностью утратили способность понимать и хорошо ориентироваться в 3-й координате, доступной древним цивилизациям – в нотах. Лишь небольшому проценту людей, специально обучающихся музыке, в разной степени доступно понимание информации, скрытой в нотных знаках. Между тем, уже множество зарубежных и отечественных научных разработок подтвердило ценность изучения музыки для гармоничного развития человека:

    Изучение музыки (в особенности игра на одном или нескольких инструментах) гармонично развивают оба полушария мозга , тогда как точные науки воздействуют только на левое;

    Человек с гармонично развитым мозгом, способен принимать нестандартные решения в сложных ситуациях;

    Занятия музыкой ведёт к изучению смежных дисциплин – литературы, изобразительного искусства, театра и др. – что помогаетк разностороннему развитию человека;

    Музыка даёт человеку возможность творчески реализовать свой потенциал , обретая новых знакомых и друзей по музыкальным интересам;

    Музыка утончает восприятие мира, обостряет чувства и интуицию.

Обратимся теперь к самому понятию «музыка» и её составляющих.

Музыка (от греч. «муза») – искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека при помощи организованных звуков (по высоте, длительности, громкости и тембру).

Составные компоненты музыки, благодаря которым она выражает определённый строй эмоций, сюжетов, идей, называют элементами музыкальной речи (ЭМР) . Понимание роли каждого ЭМР необходимо для:

    Осознания, при помощи каких «кирпичиков» построено здание музыкального произведения;

    Понимание индивидуальности стиля каждого композитора;

    Умение анализировать каждый отдельно взятый элемент для составления картины целого, развивает аналитическое мышление;

    Закрепления знаний и навыков, приобретённых на сольфеджио, специальном предмете, фортепиано, музыкальной литературе.

К ЭМР относятся:

Большое значение для выразительности мелодии имеет её направление. Восходящее движение мелодии обычно связано с усилением напряжения, а нисходящее – с расслаблением (влияние закономерностей дыхания и особенностей работы голосовых связок). Но иногда, добиваясь особенного эффекта, композиторы используют, например, нисходящее движение для усиления тревоги, напряжения и наоборот. Чаще мелодия движется волнообразно: широкие ходы вверх заполняет плавное поступенное движение вниз и т.п.

    Фактура (от лат.- «делание, обработка») – система организации мелодии и аккомпанемента (технический склад музыкальной звучности). Различают 3 типа фактуры: 1. Гомофонно-гармоническая (наиболее популярная, разделяющая музыкальную ткань на мелодию и аккомпанемент; известна с 18 века); 2. Полифоническая (подразумевает несколько ведущих мелодических линий, нет разделения на мелодию и аккомпанемент; известна примерно с 15 века); 3. Смешанная (сочетание обоих типов фактуры).

    Аккомпанемент (от франц.) – сопровождение мелодии . Разделение музыкальной ткани на мелодию и аккомпанемент свойственно гомофонно-гармонической фактуре , в отличие от одноголосной, аккордовой или полифонической. Аккомпанемент служит гармонической опорой мелодии (гармония от греч. «стройность, соразмерность» – согласованная последовательность функции различных тональностей). Различают два типа изложения аккомпанемента: 1. аккордовый и 2. фигурированный . Фигурации, в свою очередь, бывают 3-х видов:

    Гармонические (преобладание опоры на функции тональности - TSD );

    Мелодические (мелодизированное или свободное изложение функций);

    Смешанные (сочетание обоих типов фигураций);

    Лад (от греч. «согласие, стройность, порядок») – согласованность музыкальных звуков по высоте. В классической музыке чаще используются два основных лада – мажор и минор .

    Тембр (от франц. «окраска») – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре (снизу - вверх): бас - тенор - альт - сопрано.

Каждый отдельно взятый ЭМР влияет на характер создаваемого образа. Поэтому композиторы всегда вдумчиво относятся к выбору составляющих компонентов для выражения определённых мыслей и чувств. И слушателям для правильного понимания творческого намерения композитора необходимо разбираться в ЭМР. Пример анализа образа с помощью ЭМР: Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта-девочка. Знаменитый номер из балета Прокофьева является первой характеристикой образа Джульетты – юной, искренней, беззаботной, чувственной. Такой образ создаётся благодаря быстрому темпу, летящей мелодии инструментального типа (мелодия-гамма в восходящем движении). Грациозность и изящество Джульетты подчёркивает тембр струнных и лёгкие штрихи (стаккато). Эмоциональный подъём девушки усиливает мажорный лад (до-мажор с аккордами расширенной тональности – ля-бемоль, ре-бемоль, ми-бемоль мажор), яркая динамика (форте с акцентами). Разреженная гомофонно-гармоническая фактура с редким звучанием аккордов так же направлены на создание впечатления лёгкости, неуловимости Джульетты. Задания: 1. Найти в предложенном произведении, сыграть на инструменте и охарактеризовать мелодию , определить тип аккомпанемента и фактуры . Подготовленное: Шуберт. Серенада (в переложении Ф.Листа – сб. «Золотая лира»). На экзамене: Шуберт. «Прекрасная мельничиха»,№1. «В путь!». 2. Объяснить, какой образ помогают создать ЭМР в предложенных произведениях (подготовленном и не подготовленном). Викторина: какие ЭМР помогают создавать образ в наиболее ярких номерах викторины? Мелодия может быть изложена в определённый интервал (терциями, секстами) или аккордами. Это зависит от художественного намерения композитора. Такая мелодия, как правило, обладает большей экспрессией, чем одноголосная. Викторина к ЭМР.

1. Бах И.С., Токката и фуга ре-минор.

2. Бах И.С, «Хорошо темперированный клавир», 1-й том. Прелюдия и фуга до-мажор.

3. Вагнер Р, Полёт валькирий.

4. Римский-Корсаков Н.А. , Полёт шмеля.

5. Римский-Корсаков Н.А., Тема Шехеризады.

6. Григ Э, Сюита из музыки к драме «Пер Гюнт», Утро.

Викторина по формам.

1. Чайковский П.И, «Детский альбом», №5. Марш деревянных солдатиков.

2. Григ Э. , «Свадебное шествие в Трольхаугене».

3. Шуберт Ф., «Прекрасная мельничиха», №1. «В путь!».

4. Моцарт В.А., Симфония №40, 1 часть.

5. Моцарт В, А, Соната №14, до-минор, 1-я часть.

6. Гендель Г, Ф, Ария Альмиры из оперы «Ринальдо».

Викторина к «Свадьбе Фигаро».

1. Моцарт В.А., «Свадьба Фигаро». Увертюра, ГП.

2. «Свадьба Фигаро», 1 д. Ария Фигаро «Мальчик резвый» (на русском или итальянском языке).

3. «Свадьба Фигаро», 1д. Дуэт Марселины и Сюзанны (на русском или итальянском).

4. «Свадьба Фигаро», 1д. Ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» (на итал. или рус. яз.)

5. «Свадьба Фигаро», 4д. Каватина Барбарины «Потеряла я булавку» (на итал. или рус. яз)

О жизнеспособности «глинкинской» куплетно-вариационной формы свидетельствует применение ее советскими композиторами. При этом обновляются приемы развития, выразительные средства (особенно гармонический язык), но сам тип формы сохраняется: начальный раздел «Маленькой кантаты» («Девичьи частушки») из оперы Щедрина «Не только любовь».

В куплетно-вариантной форме варьированию подвергается в первую очередь вокальная партия.

Отличительные признаки вариантности: вариант, подразумевающий мелодические изменения, допускает структурные и масштабные изменения, но сохраняет образное и жанровое единство. Следствием этого является относительное равноправие варианта и темы, тогда как вариация – явление производное, вторичное, подчиненное теме.

Сочетание ясности, четкости строения, способность к многообразным изменениям, возможность следовать за текстом делают куплетно-вариантную форму одной из самых распространенных форм вокальной музыки. Громадное место занимает эта форма в песенном творчестве Шуберта, Малера. Из советских композиторов к ней охотно обращается Г. Свиридов: хор «Как песня родилась», «В том краю» из «Поэмы памяти С. Есенина». Другие примеры – «Гретхен за прялкой» Шуберта, «Романс Полины» из «Пиковой дамы» Чайковского.

Сквозная форма

Сквозная форма возникла из потребности следования музыки за развитием сюжета. Более чем в какой-либо другой форме здесь используется картинно-живо-писные возможности музыки и ее способность усиливать эмоциональную сторону текста. Не случайно большое внимание этой форме уделяли те композиторы, которые были особенно чутки к тончайшим оттенкам образов текста и психологического подтекста – Шуберт, Мусоргский. В сквозной форме написано большинство песен Листа. Большое место заняла эта форма в музыке конца XIX - начала ХХ в., особенно в жанре «стихотворений с музыкой», получившем распространение в творчестве Вольфа, в русской музыке – у Метнера, Прокофьева, Гнесина, Черепнина, отчасти Рахманинова и в вокальных произведениях на прозаические тексты («Гадкий утенок» Прокофьева).


Любая сквозная форма основана на принципе непрерывного обновления музыкального материала соответственно содержанию текста. Однако композиторы стремятся внести в сквозные формы те или иные музыкально-объединяющие факторы. С этой целью используются принципы репризности, репризного замыкания, сквозной рефренности («лейтаккорды» смерти в «Колыбельной» Мусоргского и припев «баюшки, баю, баю»), интонационно-тематической связи частей формы, тональная организация.

Примеры сквозной формы: «Лесной царь» Шуберта, хор «Звезды меркнут» Калиникова.

Тема 14. Циклические формы: сюита, сонатно-симфонический цикл

Сюитные

Сонатные


Циклической называется форма, состоящая из нескольких отдельных контрастирующих частей, самостоятельных по форме, но связанных единым художественным замыслом.

Основные признаки циклических форм:

♦ наличие нескольких частей (от 2-х до 10-ти),

♦ самостоятельность формы каждой части,

♦ отчлененность частей (часть может исполняться отдельно),

♦ темповый контраст,

♦ контрастность по характеру,

♦ тональная общность:

а) единая тональность всех частей,

б) создание тональной репризы (сонатно-симфонический цикл),

в) выделение тональных центров (преобладающие тональности),

♦ общий замысел:

а) один состав исполнителей,

б) одна жанровая сфера,

в) тематическая общность,

г) программа.

Циклические формы бывают вокальными, инструментальными и сценическими.

Вокальные (вокально-инструментальные) циклы делятся на кантатно-ора-ториальные (кантата, оратория, месса, реквием, пассионы) и камерно-вокальные (вокальные циклы).

Сценические циклы : опера и балет.

Инструментальные циклы

Существуют два основных типа циклических форм: сюита и сонатно-симфонический цикл. Самостоятельность частей цикла определяется тем, что они могут исполняться отдельно (танцы сюит, части сонат или симфоний).

Сюита (ряд, последовательность) – циклическое произведение, состоящее из самостоятельных, контрастирующих по характеру и темпу частей танцевального или жанрового характера. Чередование частей в сюите не имеет строгого характера, а их количество не регламентировано. Часто все части пишутся в одной тональности.

Сюита имеет несколько исторически закрепленных типов. Старинная (барочная) сюита окончательно сформировалась к середине XVII в. – первой половине XVIII в. в творчестве композиторов разных национальных школ: Фробергера, Генделя, Корелли, Куперена, Рамо и др. В разных странах она называлась по-разному: в Германии – партита, в Англии – лессонс, во Франции – увертюра, в Италии – соната da camera, балет.

Для сюит XVII в. и более ранних обычной была тематическая общность танцев, но в XVIII в. она стала сравнительно редкой (нет у Баха, можно обнаружить у Генделя). Танцы сюит уже с середины XVII в. утратили прикладной характер, а в XVIII в. их форма стала значительно сложнее, хотя преобладали малые формы (простая 2- и 3-частная, составная форма, старосонатная, концертная и контрастно-составная).


Основу старинной сюиты XVII-XVIII вв. составляли 4 танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. В цикле двукратно противопоставлялись спокойно-мед-ленные танцы оживленно-быстрым:

1) аллеманда – умеренно-медленный темп,

2) куранта – умеренно-быстрый,

3) сарабанда – очень медленный,

4) жига – очень быстрый.

Аллеманда – двухдольный (размер 4/4) плавный хороводный танец умеренного темпа, немецкого происхождения. Начинается из-за такта (к. XVII в.) с одной восьмой или шестнадцатой длительности. По количеству голосов аллеманда чаще 4-голосна, с обилием подголосков, имитаций. При этом полифоническая разработка сглаживает танцевальность ритма. Форма аллеманды старинная двухчастная (II часть – обращенный вариант I ч.).

Куранта − трехдольный (3/4 или 3/2) танец французского происхождения. Темп умеренный или быстрый. Типичный ритм. Вместе с аллемандой в нач. XVIII в. Куранта вышла из обихода и служила объектом стилизации (Бах). По количеству голосов куранта обычно двухголосна. Форма простая двухчастная (в конце – своеобразная реприза).

Сарабанда − трехдольный (3/4 или 3/2) танец испанского происхождения. Лишен начального затакта. Типичные ритмические рисунки:

в каденциях - . Смена гармоний подчеркивает основной тип ритма. В сарабанде преобладает аккордовый склад (гомофонно-гармоническая фактура). Форма тяготеет к трехчастной (репризность выражена более ярко).

Жига − быстрый трехдольный (3/8, 6/8, 9/8, 12/8, 12/16) танец английского происхождения. Нередки затакты. Часто подвергался фугированному развитию, в том числе с обращением темы во II ч. По количеству голосов – двух - или трехголосна. Форма – простая трехчастная.

Кроме основных танцев в сюиту часто вводятся дополнительные пьесы:

1) некоторые танцы имели дубль (вариант), своего рода орнаментальную вариацию;

2) перед аллемандой бывает прелюдия (преамбула, увертюра, токката, фантазия, sinfonia); такая пьеса может представлять собой маленький двух - или трехчастный цикл;

3) внутри сюиты (обычно между сарабандой и жигой) помещаются другие танцы – менуэт, гавот, буррэ, паспье, рондо, бурлеска, скерцо, каприччио или пьесы (ария).

Из других циклических форм в эпоху барокко получили распространение соната и концерт.

Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения - неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

Классическая музыка - чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс - длительный период развития всех направлений культуры. - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. Венские классики-композиторы, создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения - это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы-классики

Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение - опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер - восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки - основы русского симфонизма.

Римский-Корсаков Н.А.- талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

Известные композиторы-классикиМоцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени - Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

Моцарт - создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида".

Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. - прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка - придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классикипозаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...