Какой вывод в рассказе кавказский пленник. Открытый урок на тему: "Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»". Список использованных источников


Ответы к школьным учебникам

3.Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом подробно, близко к тексту .

Деревня представилась Жилину днем мирной, размеренной. Люди пробуждаются, потягиваются. Все заняты своим делом, дамы приносят воду, мальчишки балуются. Жилин высчитал домов 10 и церковь монгольскую, с башенкой.

Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стенки гладко вымазаны глиной, светлица не плохая. На стенках висят дорогие ковры, на коврах орудие в серебре. Печка малая, а пол земельный, незапятнанный. Фронтальный угол устлан войлоками, на их ковры, на коврах пуховые подушки. Тут посиживают татары и угощаются.

Жилин следил, как одеваются татары, и мужчины, и женщины, увидел, что они очень обожают серебро. В доме направил внимание, что они 1-ые, огромные, ботинки оставляют у порога, а в других, внутренних, ботинках садятся на ковры. Еще Жилин увидел, как они моют руки и молятся после пищи. Слуг на ковры с подушками не пускают. Дамы только прислуживают за пищей, но не посиживают вкупе с мужиками.

4.Как встретились Жилин и Костылин? Как они себя вели в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары?
В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылина привели в дом, когда уговаривали Жилина написать письмо с просьбой о выкупе. Костылин стал говорить Жилину, что ружье осеклось, а лошадка стала. По сути Костылин не защитил собственного товарища и, когда на Жилина напали татары, пустился наутек.

Костылин в плену по целым денькам посиживал в сарае и считал деньки, когда выкуп придет. Жилин прогуливался по аулу и находил возможность сбежать, либо рукодельничал- плел корзины из прутков, лепил кукол, чинил часы и пистолеты, даже вылечивал татар.

Жилин был признателен Дине за помощь. ,Цина помогала Жилину, приносила ему неплохую пищу, так как Жилин показал к ней доброту, сделал ей куколку, позже вторую. После грозы он сделал игрушку для деток - колесо с куколками. Описывая дружбу девченки и пленника российского офицера, Толстой желает сказать, что чувство вражды не является прирожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с любопытством, а не воинственно. И Жилин ведет войну со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не ведет войну с детками.

1-ый побег не удался, так как Костылин все лежал в сарае и ослаб за время плена. Жилину пришлось его нести. Когда он заорал, то татарин услышал и поднял тревогу. У Костылина не было выдержки и мужества.

К Жилину татары относились с почтением за то, что он не отдал себя запугать, когда с него добивались выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин гласил, что полюбил Жилина. Красноватый татарин и старик, который жил под горой, терпеть не могли всех российских и Жилина тоже.

Смысл рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду меж народами, считает ее глупой. С осуждением относится он к предательству, которое совершает Костылин. С почтением он относится к храбрости и доброте Дины. Если б отец вызнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее безжалостно наказал.

5. Проследите по статье Б. М. Эйхенбаума о рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Толстой взял из мемуаров идею о дружбе пленника офицера с татарской девченкой, которая прибегала его проведать и приносила пищу. Ф.Ф. Торнау ведает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он отрисовывал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для их палки. Эти факты, малость изменив, использовал Толстой. Из собственной жизни он использовал воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть ли не взяли в плен.

Создатель желает вызвать у читателей чувство гордости за российского офицера, который попал в плен, сражаясь с неприятелями, в плену вел себя достойно и смог бежать. Создатель желает сказать, что вражда меж народами глупа, и подтверждает это дружбой Жилина и Дины.

Сюжет - это цепь событий, происходящих в произведении.

Рассказ- маленькое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Когда читаешь рассказ, то сочувствуешь Жилину и Дине. Ужас ощущаешь, когда Жилина после предательства Костылина берут в плен, когда татары совещаются и желают уничтожить пленников. Обидно становится, когда Дина прощается с Жилиным. Радостно, когда Жилин добегает до казаков и ворачивается в крепость.

Фонохрестоматия

Стр. 260

1.С самого начала актёру удалось создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Л. Н. Толстым. Каким вы представляете себе рассказчика? Опишите его внешность. Что вы можете сказать о его человеческих качествах?

Старенькый боец, крепкий, коренастый, уже седоватый, с аккуратной бородой. Он много повидал на собственном пути и отлично разбирается в людях - сходу сообразил, что за человек Костылин (стоит только слушать описание его наружности).

2.Как актёр передаёт напряжение погони? Попробуйте пересказать события, предшествующие погоне, саму погоню, пленение. Постарайтесь передать голосом резкую смену обстановки, чувств, переживаний, трагический поворот событий.

Когда актер читает сцену погони, глас его становится тревожным, он начинает читать резвее, с драматическими паузами. Также передать чувственный накал помогает музыкальное сопровождение.

4.Послушайте ещё раз эпизод побега Жилина и Костылина. Каково отношение рассказчика к своим героям? Как актёр выражает это отношение? Перескажите эпизод, постарайтесь передать душевное и физическое состояние героев.

Костылин - трус: с самого начала он опасается бежать. Он неловок, несообразителен, всем своим существом только причиняет собственному собрату проблемы. Актер читает описания его действий и высказывания с некой драматичностью. Жилин умен, находчив, всё примечает и употребляет в собственных целях.

Дина смелая, хорошая девченка, отзывчивая душа. Жилин не падает духом, если побег не вышел - он будет пробовать к тому же пока еще не получится. Умен, сообразителен, рачителен (по отношению к Дине и Костылину). Оба эти героя симпатичны автору собственной силой духа.

6.В сцене возвращения Жилин трижды кричит «Братцы! братцы! братцы!». Как меняются чувства героя, с которыми он выкрикивает эти слова, как передаёт этот эпизод актёр?

Поначалу он их зовет, а позже этот вопль перерастает в мольбу о помощи - на последнем издыхании. Также этот вопль помогает ему самому биться с обстоятельствами: Жилин вроде бы подстегивает себя.

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою. Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом. -Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему?» Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя. - Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Что обозначает: Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

Слайд 20 из презентации «Толстой «Кавказский пленник» 5 класс» . Размер архива с презентацией 1898 КБ.

Литература 5 класс

краткое содержание других презентаций

«Жанры русского народного творчества» - Продолжи пословицу. Радуга. Ложь. Идёт кузнец из кузницы. Учись доброму. Стихотворение. На реке воды взволновались. Конкурс. Киса. Вступительное слово учителя. Старый старик. Изученное в разделе. Опиши увиденное. Конкурс кроссвордов. Короткий стишок. Разминка. Русское народное творчество. Старик и старуха. Слово не воробей. Лото пословиц. Устное народное творчество. Песня-приговорка. Слово учителя.

«Поэзия военных лет 1941-1945» - Жёлтый лист. Василий Тёркин. Февральский дневник. Страшный бой идёт. Слушай воинов. Вспомним всех поимённо. Ледяное жильё. Александр Твардовский. Освобождение нашей Родины. Александр Межиров. Гимн. Ольга Берггольц. Раскрыть значение литературы. Анна Ахматова. Николай Тихонов. Константин Симонов. В.Лебедев-Кумач. Михаил Исаковский. Поэты военного времени. Ради жизни на Земле. Сергей Орлов. Алексей Сурков.

«Тринадцатый подвиг Геракла» - «Тринадцатый подвиг Геракла». Фазиль Искандер. Краткое содержание рассказа. Краткая биография. Образ учителя математики. Удивительный мальчик. Рассказы Искандера о мальчике Чике. Одноклассники. Фазиль Абдулович Искандер. Доктор. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

«Ребусы» - Вот такие ребусы. Что такое ребус. Зачёркнутые цифры указывают, что в слове такую по счёту букву надо убрать. Нос. Правила разгадывания ребусов. Цель нашего занятия. При составлении ребусов используют ноты. Ракета. Слон. Дартс. Часы. Енот. Ремень. Перевёрнутый вверх ногами рисунок указывает, что слово следует читать справа налево. Запятые. Буква, изображённая за другой буквой, читается как предлог.

«Рассуждение как тип речи» - Исследование слова. Секрет названия. Разберемся в теории. Увлекательное занятие. Исследование текста. Рассуждение-это тип текста. Сочинение-рассуждение. Основная мысль. Что такое рассуждение. Тезис. Исследовать тексты. Рассуждение. Урок русского языка в 5 классе.

«Приключения Тома Сойера» - Роман. Приключения Тома. Отец Клеменса. Сэмюэл Клеменс. Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса. Мальчишки. Расследование книжных тайн. Письма. Штат Миссури. Кровавая трагедия. Марк Твен. Город Хартфорд. Человеческие страсти. Уильям Фолкнер. Зачем автор создал это произведение. Уехал от войны. Клеменс. Марк Твен умер. Вдова Дуглас. Игра на бильярде. Часть приключений. Памятник героям романа Марка Твена.

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.
  3. Главная мысль

    Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

    Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

    Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.
    • Чему учит рассказ?

      Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

      Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

      Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Открытый урок по литературе в 6 классе

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».Исторические события, получившие отражение в рассказе.Урок внеклассного чтения.

Цели урока: 1)осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;

3)воспитание духовно-нравственной личности, уважающим человеческое достоинство,с толератным отношением к национальному вопросу,отчетливо понимающим понятие « честь».

Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя, презентация урока.

Ход урока:

Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы прололжаем изучение творчества Л.Н.Толстого. Сегодня мы рассмотрим рассказ «Кавказский пленник».(слайд№1)

Итак, ребята, за несколько уроков вы получили кейсы с заданиями, вы должны были распределиться на группы,подготовиться.Прежде чем выступит 1 группа,я хочу обратиться к 2 группе:вам надо внимательно слушать ваших товарищей,понять задание,оценить работу первой группы: манера общения,умение вести себя перед аудиторией,полнота раскрытия фактов.

Первое кейс-задание у вашей группы. Изучить историю создания рассказа.

(Выступают дети из 1 группы)

- В середине 19 столетия

на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

Л.Н.Толстой на Кавказе

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. (второя группа оценивает ответы)

Кейс- задание для 2 группы

Изучить историю создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

«Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».

Авот еще одна версия. В 1838 году появился рассказ под названием «Кавказский пленник. Быль».Библиограф Толстого Н.Н.Гусев сообщает,что Лев Николаевич мог читать в детстве данный рассказ,но интересен тот факт,что пленнику помогает не девочка,а мальчик,ранее попавший в плени изучивший их язык.(первая группа оценивает ответы)

Какой вывод мы можем сделать из всего прослушанного?(Рассказ основан на реальных событиях,отражавшие конкретную историческую эпоху)

Вывод учителя: Кавказская война(1817-1864) длилась 47 лет,самая продолжительная война Российской империи с горными народами Северного Кавказа(чеченцы,дагестанцы,осетины)

К теме Кавказа обращались многие писатели Вернувшись в Россию,Толстой записал в дневнике,что полюбил этот «край дикий,в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи-война и свобода».(слайд №2)

Еще одним кейс –заданием для 1 группы было изучение того,что кто из писателей теме Кавказа обращался,и есть ли в литературе произведения с похожим названием.

В 1821 году А.С. Пушкин создал поэму, в которой изобразил «отступника света», «друга природы», убежденного в том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. Спустя семь лет появилась поэма М.Ю. Лермонтова, написанная под воздействием Пушкина и под тем же названием. А в 1872 году читатели познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» - о русском офицере, попавшем в плен к чеченцам и бежавшего вновь к своим. Рассказ был основан на действительном событии и имел сюжетное сходство с опубликованным в журнале «Библиотека для чтения» в 1838 году одноименным рассказом за подписью М.Н.тема Кавказа актульна и в наши дни,например В.Маканин Рассказ»Кавказский пленный »

Кейс –задание для 2 группы:изучить связь рассказа с современностью Слайд№

Связь рассказа с современностью. Рассказ Л.Н.Толстого и фильм С.Бодрова

Действие происходит в 1990-е годы во время Чеченской войны (на самом деле это авторская параллель на войну в Чечне начала 90-х. В фильме показан Дагестан. Тому подтверждение - ярко выраженная агрессивная гористая местность и аварское наречие на котором говорят местные жители. По ландшафту и растительности территория Чечни сильно отличается от Дагестана) . Двое российских военнослужащих Саня и Иван, попадают в плен к Абдул-Мурату, жителю горного аула. Сын Абдул-Мурата тоже в плену и отец хочет организовать обмен. Между тем дочь Абдул-Мурата Дина привязывается к пленнику…

В ролях снимались известные актёры. Может быть кому-то из вас они знакомы.

Олег Меньшиков – Саня

Сергей Бодров – Иван Жилин

Сусанна Мехралиева - Дина

Джемал Сихарулидзе - Абдул-Мурат

Александр Буреев - Хасан

Валентина Федотова – мать Жилина

Алексей Жарков – Маслов

Евдокия Вишнякова – медсестра

Ребята, когда вы читали рассказ,вам встретились незнакомые слова

(работают по словарям,ищут значение новых слов,записанных на доске. Можно провести паралель с татарским языком,что похожие слова встречаются и в тат языке-бишмет,продемонстрировать изделия Арской национальной фабрики по пошиву обуви-татарские ичиги(читек),обращая внимание на орнамент,что тоже шьются из кожи.)

Комментарии из толкового словаря Ожегова

БЕШМЕТ У некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая, одежда.

ГАЛУН . Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.

САФЬЯН Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

IV. Применение полученных знаний

Мы знаем сюжет рассказа, познакомились с содержанием рассказа. Проверим свои знания на примере вопросов по данному рассказу. Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.

1. События происходили осенью

2. Жилин был невелик ростом, да удал

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком

8. Во второй раз Жилин бежал один

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты

10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал

(дети получают задание индивидуально,после выполнения меняются друг с другом-взаимопроверка)

Ребята,сколько русских офицеров попали в плен?Обратите внимание на название рассказа.Почему рассказывая о двух русских офицерах,Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном только человеке?

Вы сказали, что главные герои – Жилин и Костылин, но рассказ назван «Кавказский пленник». Один пленник, как же так? Кого имеет в виду Толстой? И как между собой соотносятся герои? На эти вопросы нам и предстоит ответить сегодня.Чтобы верно ответить на этот вопрос,запишем сравнительную характеристику героев.

Группа № 1. 1) Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу.

2) Познакомьтесь со словарными статьями к словам удалой и колода и охарактеризуйте героев.

Удалой – храбрый, смелый, доблестный, отважный, притом расторопный, толковый, которому в отваге всегда удача.

Колода – лежачее толстое дерево, бревно или немалый толстый отрубок; неуклюжий, неповоротливый человек.

3) Подумайте, почему в тексте нет подробного описания внешности героев? На чём заостряет внимание читателей автор?

Группа № 2. Как чёрный татарин называет Жилина и Костылина во время разговора о выкупе (2 глава)? Объясните, что значат эти слова через подбор синонимов. Как они характеризуют героев?

(Жилина называет «джигит» - молодец, Костылина – «смирный»). Первоначально слово «джигит» обозначает «наездник», человек, гарцующий на коне, это предполагает такие качества, как смелость, лихость, удальство.

Выберите из текста глагольные описания действий, относящиеся к поведению героев в плену (3 глава), во время побега(5 глава). Как ключевые слова характеризуют Жилина и Костылина?Слайд №6-7

Костылин

В ауле

Ходит, высматривает, рукодельничает, роет..

Пишет, ждёт, скучает, спит.

Во время первого побега

Раскопал дыру, выбрался, по звёздам примечает, осматривает, полез на гору, подполз к дороге, свистнул, смеётся, несёт Костылина на себе.

Зацепил камень ногой, покряхтывает, отстаёт и охает, упал со страху, рассолодел…

Вывод учителя: Жизнь зависит от характера,от того выбора,который человек делает сам.Мы должны понимать,что наша судьба зависит во многом от нашего поведения. Война испытывает людей.Для многих война-испытание на прочность,выносливость,человечность.здесь люди в пограничной ситуации,их дальнейшая судьба зависит от них:действовать или безразлично умереть?Люди,сильные духом,ответственные за всех,имеющие человеческое достоинство,в таких ситуациях умеют принимать правильное решение.

Обратим внимание на говорящие фамилии героев(ответы учеников)Так почему же в заглавии автор говорит об одном пленнике?

Группа № 1. 1) Познакомьтесь со словарной статьёй к слову плен.

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.

2) Преобразуйте словосочетание «кавказский пленник» по примеру: морской берег – берег моря. Запишите получившиеся варианты и объясните смысл получившихся выражений.

1) Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?

2) Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе? (обратитесь к финалу рассказа).

Группа№2 3)Как вы понимаете смысл пословицы «Всяк в плену у своих страстей». Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?

1 точка зрения:

Пленник кавказцев – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.

2 точка зрения:

Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлечённый им: «Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленен Кавказом, пленен горами. Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. Если он захочет изменить свою судьбу – ничего хорошего не будет. Вот он пытается покинуть Кавказ вместе с Костылиным – и попадает в плен. Потом бежит из плена вместе с Костылиным – и снова попадает в плен. Потом бежит из плена один – и попадает к своим. Если он захочет покинуть Кавказ – он обязательно снова попадет в плен. И рассказ никогда не закончится. И Жилин решает эту цепочку разорвать. Он – Кавказский пленник. Это его судьба. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться Кавказским пленником. Повторения заканчиваются. И рассказ Толстого тоже заканчивается.

3 точка зрения:

«Всяк в плену у страстей своих» . Эта пословица может быть полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; был сильным, «жилистым».

На ваш взгляд,какими качествами должен обладать офицер?(ответы детей)

У вас осталось еще одно кейс-задание –Что такое честь,найти определения по разным словарям(Ожегова и Даля).Подобрать несколько пословиц о честе.(ответы детей) Слайд №;4,5

Послушайте замечательный стих Владимира Слепака «Офицерская честь»

Офицерская честь – это совесть и Бог,

Марш атаки под шквальным обстрелом,

Боль разлуки и мудрость житейских дорог,

Гимн отважным, достойным и смелым. Офицерская честь никогда не предаст,

Не уронит Гвардейского стяга,

Ветеранам седым благодарность воздаст

Не изменит Священной Присяге…

Офицерская честь – не интрига, не месть,

Не скандал, не дуэль, не коварство,

Просто, если жива офицерская честь,–

Значит, есть постамент государства!

Вл.Слепак

Дети читают наизусть стихотворение Ларисы Рындовой «Офицерская честь».

Вывод учителя: Война-это кровопролитие,это трагедия,искалеченные судьбы,независимо когда она и где прошла.Война оставляет горький осадок в сердцах,ломает жизни,разрушает до основания все живое…

Вот так и бывает:тот,кто ставит перед собой цель,верит в нее и делаетвсе,чтобы ее достигнуть,тот побеждает. Атот,у кого воли нет,кто духом слаб,того и силы оставляют.

Жилин-пример настоящего российского офицера и настоящего мужчины.

Подводится итог урока,рефлексия.

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Открытый урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Открытый урок по литературе предоставила : Наталия Харлова, email: [email protected]

Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Конспект с разработкой урока по русской литературе в школе

Цели урока русской литературы:

1) Образовательная:

  • рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;
  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
  • учить сжато излагать повествовательный текст;
  • развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
  • продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

  • воспитание общечеловеческих ценностей;
  • умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи,поддержки.

План урока русской литературы

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе), слайд – заставка №1.

2. Вступительное слово учителя (сообщение темы и постановка целей урока учащимся).

3. Устная работа по вопросам (слайд № 2) .

Тема художественного произведения;

Идея художественного произведения;

Композиция художественного произведения (слайд № 3) .

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

(слайд №4 Кавказ)

5. Викторина

6. Физминутка.

7. Работа в группах

(слайд-коллаж №5 Кавказ)

  • почему быль?
  • язык рассказа (слайд №6) .

9. Проверка домашнего задания

(слайд №7 главные герои и их взаимодействие).

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).

(слайд №8 сравнительная характеристика героев).

Устная работа по вопросам.

10. Кроссворд.

(слайды №9,10).

11. Итог урока (выводы). Слово учителя.

  • Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?(слайд №11 нравственность)
  • В чём смысл названия рассказа? (слайд №12 о дружбе) .

12. Оценки (комментарий).

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе).

(слайд – заставка №1)

2. Вступительное слово учителя. (сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.)

На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение.

А вот и вопросы, на которые мы постараемся сегодня ответить.

(слайд №2)

  • композиция рассказа

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

(слайд №3)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

4. Выставка рисунков учащихся.

(слайд Кавказ №4)

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

Пока один ученик располагает рисунки в правильной последовательности, по сюжету, весь класс отвечает на вопрос:

Почему это быль? (слайд - быль). По времени можно записать в тетрадь определение были.

5. Викторина (небольшие портретные характеристики героев рассказа).

  1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
  2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
  5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» (Жилин)
  6. «Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебя деньги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» (Абдул)

6. Физминутка.

7. Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов).

(слайд Кавказ – коллаж №5).

Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Сейчас вы будете работать в группах. У каждой команды по одному вопросу. Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. На обсуждение 1-2 мин. После обдумывания и обсуждения один представитель от каждой группы даёт монологический ответ на свой вопрос. Принимаются дополнения от участников других групп.

I группа

Быт и нравы жителей аула.

  • опишите аул
  • одежду горцев
  • расскажите об их обычаях

II группа

Как относились горцы к пленникам и пленники к горцам?

III группа

Расскажите о Дине:

  • внешность
  • почему помогла Жилину?
  • как оцениваешь поступок Дины?

IV группа

Почему не удался первый побег?

8. Устная работа по вопросам:

  • почему быль?
  • язык рассказа

(слайд №6)

Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль?

Ответ. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Я хочу обратить ваше внимание на язык рассказа.

Ответ. Повествование живо и эмоционально, напоминает рассказ очевидца событий, бывалого человека. Язык кавказского пленника близок к языку народному, сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»).

Итак, давайте ещё раз перечислим главных героев рассказа. Все они взаимосвязаны Как именно, сейчас посмотрим и сделаем некоторые выводы.

(слайд №7)

9. Проверка домашнего задания.

  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).
  • На прошлом уроке мы с вами озаглавили каждую часть рассказа, и вот что из этого получилось (показываю таблицу на листе А-4). Работа идёт по группам. 1-я группа читает название главы и делает сравнительную характеристику Ж. и К. и т. д. (работа по группам).

Итак, вместе сделаем выводы.

(слайд №8)

В чём смысл названия рассказа?

Ответ. Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.

10. Итог урока (выводы). Слово учителя.

Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

(слайд №9)

Ответ. Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

Ребята, вы хорошо поработали и сейчас мы немного отдохнём и ответим на вопросы кроссворда.

11. Кроссворд.

(слайды кроссворда №10,11)

Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

(слайд №12)

12. Оценки (комментарий).

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...