Когда иудеи празднуют рождество христово. Как объяснить, что ханука это не еврейское рождество. Является ли Рождество языческим праздником


Евреи отмечают свой Новый год - Рош ха-Шана, который приходится на сентябрь-октябрь (месяц тишрей). Этот праздник означает начало года и символизирует день окончания Всевышним процесса сотворения мира. Рош ха-Шана празднуется по лунному календарю, обязательно в новолуние, только в понедельник, вторник, четверг или субботу. Это дни, когда верующие подводят итоги уходящего года и планируют дела на наступающий год.

При праздновании Рош ха-Шаны евреи совершают ташлих - бросают, читая молитвы, в реку или море кусочки хлеба или камушки, что символизирует очищение от грехов.

Родных и близких следует поздравить, подарить подарки, пожелать самого лучшего в наступающем году. Семьи собираются за традиционным столом с угощением, носящим символический характер. Это яблоки в меду (сладкая жизнь), порезанная кружками морковь (символ богатства), хала с изюмом (символ здоровья), овощи и фрукты (символ богатого урожая). Завершает празднование Нового года Иом-Киппур - День всепрощения и раскаяния.

Привычная для дата празднования Нового года, 1 января, еще лет 20 назад в Израиле практически не отмечалась. Появление в стране большого количества эмигрантов из бывшего СССР привело к тому, что постепенно этот праздник прижился и здесь. В Израиле его называют «Сильвестр». Это даже не выходной день, за исключением случаев, когда первое число приходится на субботу. Празднуется он традиционно, под новогодние телепередачи, в кругу семьи и друзей, с салатом оливье, икрой и шампанским.

Празднование Рождества

Самая распространенная религия в Израиле – иудаизм, но, тем не менее, Рождество Христово отмечается в стране как праздник общегосударственного и мирового уровня. Множество религиозных паломников и туристов приезжают в Вифлеем, где в базилике Рождества Христова, месте, где родился Иисус, всю ночь идет праздничная служба. Этот небольшой городок преображается в рождественские дни - на улицах стоят нарядные сияющие елки, витрины магазинов привлекают покупателей многочисленными товарами, все сверкает и переливается.

Рождественские службы проходят по всей стране, в самых известных храмах: Верхней соборной церкви, Кафоликоне, пещере Рождества, храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Назарете, причем как 25 декабря, по католической традиции, так и 7 января – по православной.

В Рождественскую ночь верующие могут прикоснуться к Вифлеемской звезде, находящейся в пещере, где появился на свет Иисус.

Периодически Рождество может совпадать по дате с исконно еврейским праздником Ханука (праздник свечей). Этот праздник возник как дань памяти победе евреев над греками, и отмечается он в течение недели, когда каждый вечер в специальном подсвечнике-менорате зажигается по одной новой свече.

Израиль — особенная страна, и не удивительно, что она живет по двум параллельным календарям, еврейскому и григорианскому. К еврейскому календарю привязаны только праздники, а все остальные даты определяется по григорианскому календарю, как и во всех странах мира.

Еврейская система летоисчисления, отличается от других календарных систем тем, что отсчитывается от самых первых дней мироздания. А, точнее, от Первого Человека, всем известного Адама.

Духовные корни праздника
Духовные корни праздника

Йом Кипур символизирует наше согласие пойти на ограничения своего эгоизма ради того, чтобы исполнить свое предназначение. Все евреи, как один, должны объединиться сначала между собой, а затем помочь прийти к полному единству всему миру. Все, что произошло с пророком Йона, напоминает нам, что мы должны позаботиться обо всем человечестве. Судный день является началом процесса исправления взаимоотношений между людьми. Это согласие с предназначением и готовность принять ограничения во имя того, чтобы в Пурим привести мир к конечному исправлению.

16 — 23 октября Суккот

Традиции

Суккот – праздник Кущей. Перед праздником на специальных базарах можно купить необходимые материалы для строительства сукки. Это особый , имеющий крышу из ветвей. Сюда семья «переезжает» на 7 дней, чтобы трапезничать и совершать молитвы. Важно быть гостеприимными. Сукка открыта для всех. Сооружение должно быть таким, чтобы, подняв глаза к небу, увидеть его через ветви сукки. Это праздник сбора урожая, принято ставить на стол плоды и блюда с нового урожая. Проводя время в сукке, евреи вспоминают о странствии по пустыне после выхода из Египта.

Духовные корни праздника

Суккот раскрывает нам смысл семи дней исправления человека. Духовного мира нет самого по себе, его нужно построить самостоятельно. Строительный материал для шалаша строится из отходов. Это неважные нашему эгоизму желания, которыми мы в нашей жизни пренебрегаем, такие как любовь к ближнему, тепло и забота друг о друге. В дни Суккот эти свойства возвеличиваются как навес, который создаёт тень и скрывает эгоизм. Под четырьмя символами Суккот подразумеваются четыре желания получать ради себя, которые требуют исправления через поэтапное их соединение воедино в правильном виде. Таким образом, осуществляется благословение «арба миним». Отдалившись от эгоистических желаний, оставшихся в тени, работа направляется на построение желания отдачи и любви. И тогда свет праздника Суккот освещает «шалаш» изнутри.

23 октября Ошана-Раба

Традиции

Праздник Ночь Ошана Раба — это 7-ой день праздника Суккот. Этот день выделяется из остальных дней этого праздника. Всю ночь перед Ошана Раба принято бодрствовать и читать сборник молитв и отрывков из Торы — Тикун. В эту ночь учат Книгу Дварим и завершают чтение Книги Псалмов. Обычно в Ошана Раба одеваются в праздничные белые одежды, как в Йом-Кипур, и зажигают остатки свечей, не догоревшие с Судного Дня. В этот день следует перед заходом солнца войти в сукку и что-нибудь там съесть, тем самым последний раз выполнить заповедь «в сукках живите».

Духовные корни праздника

На седьмой день завершается исправление, производимое в течение семи дней Суккот. Человек проверяет себя, какого уровня подобия Высшему он достиг. Какую силу сопротивления эгоизму он приобрел. И это называется проверкой тени.

23 — 24 октября Шмини-Ацерет и Симхат-Тора

Работа запрещена

Традиции

Шмини-Ацерет — это день, когда завершается годовое прочтение 54-х недельных глав Торы и чтение начинается сначала. Эта традиция соблюдается последние

2 000 лет. Симхат-Тора — это праздник окончания цикла и переводится как Радость Торы. В этот день Свитки Торы вынимают из , и с ними проводится шествие под радостные, веселые песни и танцы. Традиционно предписано возносить молитвы о дожде, начиная с Шмини Ацерет и в продолжение всех зимних месяцев.

Духовные корни праздника

Если в Суккот мы сокращаем свое эгоистическое желание самонаслаждаться, в Ошана Раба на 7-й день после начала Суккот мы проверяем себя, то в 8-й день начинается праздник Симхат Тора, что переводится как Радость Торы. Мы радуемся той духовной помогающей силе, которая вела нас по всем этапам. За семь дней в шалаше человек символически проходит исправления и подготавливает себя к контакту с Творцом, что и происходит на восьмой день. Свет Торы наполняет человека огромной радостью, отсюда и название праздника.

24 декабря — 1 января 2017 Ханука

Работа разрешена

Традиции

Ханука — это праздник света, свободы и чуда. произошло давным-давно, когда для освещения Храма использовали светильник, в котором количество масла должно было хватить лишь на один день, но горел он целых 8 дней. Празднование тоже длится 8 дней. Каждый вечер зажигаются свечи, выстроенные в ряд в специальном подсвечнике Ханукии.

Традиционно к праздничному столу подают пончики с различными сладкими начинками и оладьи из картофеля. Дни праздника Ханука являются рабочими, но у детей в школах — каникулы. Потому праздник считается детским.

Духовные корни праздника

Ханука переводится как «остановка». Символизирует отказ от эгоизма. И необходимо совершить выбор, в каком направлении продвигаться. Ханука – это время, когда в нас входит духовная сила, освещает и отдаляет от зла. Пробуждается желание слиться с этой высшей силой, с надеждой на чудо и возрождение Храма.

Праздновать ли еврею Рождество Иешуа? Библейский ли это праздник? В какую дату родился Мессия на самом деле? Р аввины Борис Грисенко и Михаил Самсонов поделились своими соображениями на этот счет:

Почему дат празднования Рождества несколько, и что нам, верующим в Иешуа, с этим делать?

Если бы Господу было угодно особым образом устроить праздник Рождества, появилась бы и конкретная дата. Но нигде такой даты нет. А разные церковные привязки – очень условны. – Рассказал раввин КЕМО Борис Грисенко. - Изменения дат – 25 декабря и 7 января – связано только с изменениями календарного стиля. По сути же, это одна и та же дата – 25 декабря - только по старому и новому стилю.

Среди ученых в наше время существует теория о том, что на самом деле Иешуа родился на праздник Суккот (праздник Кущей). Но в какую бы из дат не родился Сын Божий, нет закона, заповеди Божьей праздновать или не праздновать Его рождение. И никто не должен осуждать других за празднование или не празднование Рождества.

И вот несколько причин почему:

1. Дата рождения Иешуа не является чем-то особенно важным с точки зрения Бога, Библии и мы должны учитывать это в первую очередь;

2. Выбор даты 25.12 был связан с небиблейскими событиями. Потом уже библейские подсчеты подгонялись к этой дате, в том числе Иоанном Златоустом.

Выбор даты 25 декабря не случаен: во времена раннего христианства в эту дату – день зимнего солнцестояния – праздновали популярный языческий праздник, который церковь хотела заменить христианским, чтобы «переориентировать» новообращенных язычников в этот день на Христа, - добавил Михаил Самсонов.

Что делать с непониманием и противостоянием в современной церкви еврейству и, в частности, еврейским библейским датам и праздникам?

Многие христиане сейчас высказывают мнение, что верующим Нового Завета ни к чему праздновать еврейские праздники, не нужно выделять еврейство. Тем более, что в Писании сказано, что праздновать праздники еврейского народа сегодня уже не нужно. В доказательство приводят как ключевое место Писания - Послание к Коллоссянам 2 главу. Но если мы внимательно посмотрим на Коллосянам 2, начиная с 8 стиха, то увидим кое-что другое. Кстати, вот этот переход «вам – нам» подчеркивает в посланиях Павла, что он не отделяет верующих евреев от верующих язычников и объединяет их в одно Тело Мессии.

Итак, 14 стих сознательно неправильно переведен синодальными переводчиками: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» . Здесь на самом деле, в оригинале написано не «учением истребил рукописание», а "учение вместе с рукописанием были истреблены голгофской жертвой Мессии".

И вот на основании этого места Писания современная церковь говорит, что нельзя верующим Нового Завета праздновать еврейские праздники. Но это как раз третья причина, по которой никто не должен заставлять кого-то праздновать Рождество и осуждать тех, кто не празднует его». – пояснил Борис Саулович.

У этого места Писания есть и второе значение. А именно: если мы празднуем праздник, отмечаем какой-либо день или дату, то нас также никто не имеет права осуждать. Тем более за библейские праздники, коим Рождество не является.

Ч асто из среды мессианских верующих звучит примерно следующее: «Праздновать еврейские библейские праздники – это не заповедь и не жесткий закон, а особенное благословение. Не нужно бояться - мы не теряем спасение, если не празднуем их. Но наоборот, празднуя, получаем дополнительные благословения от Отца». При такой подаче отношения к библейским праздникам наше мнение могут не принимать. И вполне обоснованно. Причем, как представители христианского мира, так и представители синагоги. Те же братья из христианских церквей говорят: «вы приписываете себе некие дополнительные благословения, а как же мы? Мы что, «не доблагословлены» Богом? Разве нашей веры в Иешуа недостаточно?»

Удивительно, что люди видят пророчества в Писании избирательно. Например, в Исаии 53 видят прямые указания на Мессию, и это место Писания с радостью часто цитируется во всех христианских церквях на протяжении года. При этом, странным образом не замечают пророчества о Мессии в сути каждого из праздников Торы, даже в том порядке, в котором они следуют один за другим в календаре. Нужно более тщательно подходить к разъяснению важности изучения и празднования библейских праздников, когда мы делимся этими познаниями с нашими братьями из церквей, - добавил Михаил Самсонов.

Почему Рождество - не библейский праздник?

1. Никогда Рождество не было заповедано Богом;

2. Рождество как праздник нигде не упомянуто в Библии;

3. Рождество как праздник не праздновалось ни апостолами, ни христианами первых четырех поколений. Первые упоминания о месте празднования Рождества Мессии относятся только к III веку. И это упоминание о том, что в некоторых церквах его начали праздновать. Первые же поколения верующих в Иешуа (которых уже позже стали называть христианами) и которые все были евреями, Рождество не праздновали.

Так что, на самом деле, Рождество можно праздновать и можно не праздновать.

Но если такое количество христиан празднует праздник, который по благородным и хорошим причинам придуман руководством церкви из язычников в III веке, и все этому радуются, и даже атеисты уже не осуждают, и даже премьер-министр Израиля поздравил христиан с этим праздником, то тем более никто не имеет права осуждать верующих, за то, что они празднуют праздники, которые были заповеданы Богом и многократно упомянуты в Библии.

Обязательно ли праздновать библейские праздники?

Возвращаясь к Посланию к Коллоссянам 2:17 «ведь это всё только тень грядущего, а настоящее принадлежит Христу », мы можем видеть, что все библейские праздники указывают на пришествие Мессии, его жизнь, его служение, его жертву и воскрешение.

Если толковать это место Писания так, что нам празднование еврейских библейских праздников не нужно потому, что у нас уже есть сам Мессия, а то, что указывало на Него в Ветхом Завете – нужно отбросить; то тогда нужно отбросить и все пророчества о Мессии! Потому что у нас есть Евангелие, Новый Завет и Сам Машиях.

Но на самом деле пророчества о Мессии часто и разнообразно читаются и разбираются абсолютно во всех конфессиях, деноминациях и церквах. И нет ни одной конфессии, которая бы в канун Рождества не читает ветхозаветные пророчества о рождении Мессии.

Итак, как же нам быть? Послание к Римлянам 14 и Коллосянам 2 и другие места Нового Завета, которые говорят о том, что для нас праздники уже не являются заповедью. Но нигде в этих местах Писания не запрещается праздновать эти праздники. Даже намеком.

Простая проверка – Римлянам 14:5-10: «Кто-то считает, что один день важнее другого, а другой, что все дни одинаково важны. Каждый пусть поступает в соответствии со своим убеждением.Кто считает какой-то день особенным, делает это, почитая Господа, и тот, кто принимает какую-либо пищу, делает это во имя Господа, ибо благодарит Бога. И тот, кто не принимает какую-либо пищу, делает это во имя Господа, потому что также возносит благодарность Богу. Ибо никто из нас не живёт сам по себе и не умирает сам по себе, так как, если мы живём, то живём ради Господа, и если умираем, то умираем также ради Господа. И значит, живём или умираем - мы принадлежим Господу.

Вот почему Христос умер и воскрес, чтобы мог Он стать Господом и для тех, кто уже мёртв, и для тех, кто ещё жив. Почему же ты осуждаешь своего брата? И почему думаешь, что ты лучше брата? Ведь мы все предстанем перед судом Божьим ».

Очень важно нам понять, что если мы осуждаем или уничижаем наших братьев за то что они празднуют или не празднуют праздники или какие-то дни – мы поступаем против Его любви, Его воли, Его Слова. И мы имеем право это говорить всем нашим дорогим братьям, которые осуждают кого-то по поводу празднования или не празднования праздников.

Если в вашей церкви считается, что не нужно праздновать еврейские праздники – не нужно настаивать на этом и создавать конфликты. Ради сохранения единства и мира можно праздновать дома праздники библейские, а в церкви – церковные, не противопоставляя себя своей церкви.

Мы в мессианских общинах празднуем праздники Божьи, сознавая, что все ритуальные заповеди потеряли свою силу еще до разрушения Храма - после того, как жертва Иешуа была принесена и Он вознесся. Сами же праздники остаются свободным благословением для всех верующих Нового Завета и, в первую очередь, для еврейских мессианских общин.

Интересный факт заключается в том, что в Израиле не один, а целых 4 Новых года, при этом стоит отметить, что ни один из них не отмечается первого января. Это обусловлено тем, что еще до рассеяния еврейского народа существовало 4 годичных цикла, которые зависели от определенных дат, отсюда и 4 Новых года - 1 нисана, 1 элула, 15 швата (Ту би-шват) и 1 тишрея Рош а-Шана.

1 Нисана в 2016 году отмечают 9 апреля - начинается весной и предназначен для отсчета правления всех Царей в Израиле. На самом деле Нисан в Израиле это месяц. Еще одной особенностью Израиля является то, что даже если Царь начинал свое правление за месяц до Ниссана, то уже с первого числа начинался второй год его царствования. В этот новый год особенно не отмечают праздник, а готовятся к самой важной дате в еврейском календаре - 14 нисана празднику Песах, то есть Пасхе.

1 Элула в 2016 году припадает на 4 сентября - обычно отмечается летом в августе или осенью в сентябре. Элул - это также название месяца. Этот Новый год посвящен одному из важнейших обычаев Израиля - отделение десятой части скота, который был рожден в течение текущего года. Стоит отметить, что скот, который был рожден в прошлом году было запрещено включать в десятину, а животные должны быть "чистые" (к "чистым" животным относятся - волы, овцы, козы, олень, серна, буйвол, лань, зубр, антилопа, горный баран).

Ту би-шват в 2016 году отмечается 25 января - этот новый год отмечают в месяце шват 15 числа. В Библии сказано, что необходимо отделять от урожая плодов десятую часть и жертвовать её священникам, левитам, беднякам и нуждающимся. По традиции в Израиле в этот Новый год принято всей семьей посадить хотя бы одно дерево. А на столе в Ту би-шват обязательно должно быть как минимум семь видов плодов.

Рош а-Шана в 2016 году начинается 2 октября, а заканчивается 4 октября - отмечается 1 тишрея и считается главным среди 4 Новых годов. Именно он предназначен для исчисления лет, а также считается днем сотворения мира. Согласно мнению иудеев, это день, когда Господь решает судьбы людей. Евреи верят, что Бог добр и милосерден, поэтому он будет проявлять милость и сострадание. Как и у нас, принято дарить подарки, устраивать праздничный ужин и поздравлять с Новым годом. Если Рош а-Шана припадает не на субботу, то в этот праздник трубят в шофар, как символ того, что Господь царствует над всей Землей.

Еврейская Пасха (Песах) в 2016 году

Это один из самых главных праздников в Израиле. Песах или Пасха отмечают семь дней с 15 нисана по 21 нисана. Это период, когда Моисей вывел народ из Египетского рабства. Праздник начинается уже 14 нисана вечером, когда вся семья собирается за праздничным столом. В этот вечер принято читать Агаду - историю о том, как Моисей вывел Израиль из Египта. Уже со следующего дня начинается праздничная неделя, когда принято молиться, размышлять о Боге и освобождать себя от рутинной работы. Все семь дней в основном предприятия не работают, а у остальных рабочий день длится только до полудня.

Йом Кипур в 2016 году

Отмечается в десятый день месяца тишрей и является символом судного дня. В этот праздник согласно Торе необходимо анализировать и рассуждать о своих поступках авесь год. Еще накануне Йом-Кипур евреи устраивают богатую семейную трапезу, посе чего наступает строгий пост до самого окончания Судного дня. Каждый старается посетить синагогу. Как и в многие праздники, в Йом-Кипур запрещено работать, поэтому все предприятия и учреждения закрыты, а улицы города зачастую пустуют. Праздник заканчивается тем, что при заходе солнца каждый еврей должен произнести завершающую молитву.

Пурим в 2016 году

Пурим отмечается 14 адара и посвящен спасению еврейского народа от гнета в Персидском царстве. Пурим переводится как жребий и именно посредством жребия советником Ахашвероша (царя Персии) был определен день, когда необходимо истребить всех евреев. Однако, к счастью, женой царя как раз оказалась еврейка (Есфирь), которая впоследствии и уговорила царя изменить решение по поводу Израильского народа. В этот день у евреев принято показывать представления, которые повествуют историю о подвиге Есфирь, а на улицах продают гоменташи - треугольнички, внутри которых джем, также устраивается богатый пир и все обмениваются разнообразными угощениями.

Суккот в 2016 году

Суккот еще называют праздником кущей и его начало приходится на 15 число месяца тишрей. Длится он всю неделю и является напоминанием о скитании по Синайской пустыне. Изначально было принято всю неделю жить в так называемых шалашах или как их еще называют сукках. Однако сегодня этот обычай так не исполняется. Во время праздника, как и раньше, можно увидеть шалаши во дворах и на балконах, но там мало кто проводит всю неделю. Зачастую израильтяне всю неделю устраивают праздничную семейную трапезу в этих шалашах. А перед праздником в городах можно встретить специальные базары, где продают украшения для сукки, пальмовые ветви, устройства для построения шалаша и так далее.

Шавуот в 2016 году

Шавуот отмечается 6 сивана и является напоминаем о даровании Господом десяти заповедей на горе Синай. А также к этому празднику созревает урожай. Именно поэтому в Шавуот принято украшать дома фруктами, зелеными ветвями и цветами. Родители отправляют детей в школу и в сады в венках и с полными корзинами различных плодов. А в синагогах читают священное писание и молятся Богу.

День Независимости Израиля в 2016 году

Это также можно отнести к главным праздникам в стране и отмечается в ближайшие к 5 ияра вторник, среду или четверг. В День Независимости Израиля принято устраивать шумные парады и шествия, иногда с военной техникой. В синагогах произносят праздничные молитвы, а на улицах можно насладиться вечерними концертами с танцами, интересными номерами и фейерверками.

Ханука в 2016 году

Ханука начинается 25 числа месяца кислева, а заканчивается уже 2 или 3 тевета и отмечается 8 дней. После того, как войско Иуды Маккавея одержало победу над войском царя Антиоха, евреям необходимо было освятить свои храмы, но масло, которое они нашли было осквернено врагами. А чистого масла оставался лишь один кувшин, которого могло хватить только на одни сутки. Однако Бог сотворил чудо и масло горело восемь дней. Поэтому евреи и прозвали эту дату праздником свечей или огня. По традиции, в первый день в каждом доме принято зажигать одну свечу, на второй день уже две и так далее. Также всем детям дарят игрушки и деньги.

© СС0

Вчера прошел католический Сочельник, о котором известно, что в этот вечер нужно есть особую зерновую кашу с медом и фруктами, которая и называется сочиво. Его вкушают после литургии, соединяющейся с вечерей. Это связано с традицией не вкушать пищи до первой вечерней звезды, символизирующей час, когда родился Христос.

Во время семейного ужина примерные католики обмениваются облатками, или пластинками пресного хлеба с фигурным рисунком, а для христиан это символ тела Господня. У православных вместо облаток просфоры. Русская православная церковь будет отмечать Рождественский сочельник 6 января 2017 года.

Отломив кусочек облатки, тот, кому ее дарят, произносит доброе пожелание. Это очень трогательное и важное событие вечера. Повсеместно распространен обычай оставлять за рождественским столом незанятое место. Если кто-нибудь придет в дом на Рождество, то будет принят, как родственник.

Примечательно, что Рождество Христово стало государственным праздником более чем в 100 странах мира. И 25 декабря его отмечают не только католики, но и православные некоторых стран, где принят Юлианский календарь, а также лютеране и другие протестантские конфессии.

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к четвертому веку. По одной из современных гипотез, выбор даты праздника вызван одновременным празднованием ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.

В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах вертепы, копии пещеры, в которой родился Иисус. Со временем их стали ставить и в домах. Характерным элементом Рождества стала и украшенная ель.

Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства елка с висящими на ней конфетами, игрушками и орехами стала символом райского древа с изобильными плодами.

В лютеранстве к рождественским традициям относятся еще и горящие свечи — почти как у иудеев. У лютеран это — символ света, а также звезд, сиявших на небе в час рождения Христа.

Из веток хвойных деревьев лютеране делают рождественские венки, украшают их и подвешивают над дверью, на стену или кладут на рождественский стол. Нередко в рождественский венок вставляют четыре свечи — по числу недель Адвента, непосредственно предшествующих Рождеству. Каждое воскресенье на богослужении зажигают одну из этих свечей.

Сегодня же свечи зажгутся в домах иудеев. Пришла Ханука — праздник, установленный в честь чуда, произошедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры.

Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней. В 332 году до н.э. Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского, который придерживался политики невмешательства в религиозную жизнь евреев.

После смерти Александра в 323 году до н.э. и множества войн, которые вели между собой его наследники, к власти пришла египетская династия Птолемеев, и последующее столетие прошло в состоянии относительной стабильности. В 198 году до н.э. Птолемеи были разгромлены Селевкидами (ассирийскими греками), в руки которых попала и Иудея.

Поначалу общая ситуация казалась неизменной и даже отчасти улучшилась. Евреи получили письменные гарантии, подтверждающие их право жить по законам своих отцов, и налоговое бремя было несколько уменьшено. Но затем Селевкиды начали предпринимать попытки эллинизировать евреев.

Греческая философия и культура постепенно стали проникать в еврейскую среду. В 175 году до н.э. к власти пришел Антиох Епифан, при котором эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов — серьезным преступлением.

Антиох дал свое имя Иерусалиму, храмовые сокровища были конфискованы, а сам Храм разграблен. В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и подготовлена. Возглавлявший армию Иегуда Маккавей, понимая это, избегал открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом.

Нападая на отдельные отряды греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение.

Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, и за это время удалось приготовить новые запасы масла. Так был заново освящен Храм.

В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию.

Между тем, православные все еще держат пост и ожидают первую звезду не ранее 7 января 2017 года. А вот некоторые народы России — например, татары, башкиры и удмурты — в дни католического Рождества начинают праздновать Нардуган, связанный с культом Солнца. И самое интересное — это то, что заканчивается празднование к православному Рождеству.

Можно сказать, что Нардуган — это, практически, те же Святки. Основные празднования разворачиваются вместе с увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, когда, по поверьям, ослабевает действие темных сил. Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни.

В эти дни ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. Ряженых угощали, как и на святочных колядках. В Нардугане также присутствуют гадания, характерные для святочных праздников. Этот праздник под разными названиями известен у всех восточных народов России. Татары, башкиры и удмурты празднуют Нардуган, татары-кряшены — Раштуа, чуваши — Нартаван, эрзя — Нардава, мокша — Нардаван.

Зажигайте свечи. Молитесь о хорошем.

Выбор редакции
Малыши часто озадачивают мам своим привередливым отношением к еде. Однако от таких вкусных блинчиков вряд ли сможет отказаться даже...

Здравствуйте бабушка Эмма и Даниэлла! Постоянно слежу за обновлениями на вашем сайте. Очень нравиться наблюдать, как вы готовите. Все так...

Куриные оладьи — это маленькие котлетки с куриного филе, но готовится в панировке. Подавать со сметанкой. Приятного аппетита!...

Творожный крем используют при готовке бисквитного торта, медовика, профитролей, эклеров, крокембуша или как отдельный десерт с...
Что можно сделать из яблок? Существует множество рецептов, которые предусматривают применение упомянутых фруктов. Они делают десерты, а...
Полезный инстаграм для беременных о продуктах питания и их влиянии на организм - переходите и подписывайтесь! Компот из сухофруктов –...
Чуваши – третий основной народ Самарской области чуваши (84 105 человек, 2,7 % от общей численности населения). Они проживают в самой...
Конспект итогового родительского собрания в подготовительной группе Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы...
Воспитателям логопеди­ческих групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку ус­воить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ....