Конспект урока астафьев далекая и близкая сказка. Сила воздействия музыки и ее значение в жизни героя в рассказе В.П. Астафьева "Далекая и близкая сказка". Тема урока: О вечных нравственных ценностях


Разработка урока музыки в 5 классе на тему: "Музыка и литература"

Мишина Галина Николаевна,

учитель музыки МАОУ СШ № 32 г. Красноярск

Раздел программы: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Полонез М. Огинского в повести В. Астафьева «Последний поклон» - книга 1 «Далёкая и близкая сказка».

Предисловие: В Программе по музыке авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской авторы обозначают интонацию как единый стержень двух разных искусств - музыки и литературы. Умение чувствовать и понимать музыкальный язык, основанный на интонациях народной музыки, закладывается в человеке с детства. Проза великого сибирского писателя Виктора Астафьева увлекательно вводит читателя в мир образно-эмоционального восприятия музыки ребёнком, заставляет глубже почувствовать выразительность мелодии полонеза Огинского. Урок направлен на углубление заинтересованного восприятия музыки и литературного текста, на увлечение слушанием и чтением. Важную роль играет артистизм учителя, умение интересно прочесть текст Астафьева, выразительно исполнить песню «Тонкая рябина».

Цель: осознание учащимися идеи эмоционального воздействия музыки на человека; идеи всем понятного музыкального языка, не требующего перевода.

Задачи:

Познакомиться с новым музыкальным и с новым литературным произведением;

Проникнув в глубину содержания, проанализировать произведения с точки зрения эмоционального содержания;

Найти общее в различных видах искусства и средствах выразительности;

Постараться выйти на уровень осознания идеи о том, что музыка - язык, не требующий перевода;

Суметь выразить своё эмоциональное состояние через слуховое восприятие и вокальное интонирование.

Музыка: М.Огинский Полонез в исполнении на скрипке.

Литература:

Интернет: Полные произведения / Астафьев В.П. / Далекая и близкая сказка

Ход урока.

Учитель: - С этой музыкой связана удивительная история. Но прежде, чем вы её узнаете, давайте послушаем. Закройте глаза и представьте, вспомните что-то, слушая эту музыку (прослушивание первой части Полонеза М.Огинского).

После прослушивания все желающие должны высказаться. Учащиеся рассказывают о том, что им представлялось во время звучания музыки. Обычно дети определяют её как вальс, из-за плавного трёхдольного движения основной мелодии.

Учитель: - Мы не случайно встретились сегодня с этой пьесой. Её название – Полонез (слово пишется на доске, подчёркивается корень пол-). Этот танец из какой страны к нам пришёл?(слово Польша пишется рядом).

Однажды в сибирской деревне, где в те давние времена не было ни компьютеров, ни телевизоров, ни даже электричества маленький мальчик впервые в жизни услышал эту мелодию, её исполнял на скрипке человек «не от мира сего». И так запал мальчику в душу этот случай, что став взрослым писателем он сочинил об этом рассказ. Этим мальчиком был… (появляется слайд с фотографией В.Астафьева в детстве, затем его же фото во взрослом возрасте) кто его узнал, ребята? А в какой деревне родился Виктор Астафьев?

Когда дети ответят на вопросы, учитель продолжает:

В Овсянке Витя жил с бабушкой, к ним в гости и заходил Вася-поляк, человек, имеющий такие вещи, каких ни у кого не было в деревне: очки и скрипку. На скрипке он играл очень редко. Но однажды поздно вечером Вите довелось услышать, как играл он в своей сторожке на краю села. И вот теперь я хочу обратиться к тексту Астафьева и прочесть с вами те строки, где описывает Виктор Петрович свои впечатления от этой музыки (возможно, по желанию прочесть под негромкое звучание Полонеза Огинского).

Желающий ученик получает задание проиллюстрировать чтение картинами слайды 4-9. Подходящая к эпизоду текста картина открывается по гиперссылке с возвратом назад.

Текст желательно иметь на партах каждому учащемуся, чтобы участвовать в чтении(по очереди, по цепочке, на усмотрение учителя).

«…из-под увала, из сплетений хмеля и черемух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене.

Сделалось еще страшнее: слева кладбище, спереди увал с избушкой, справа жуткое займище за селом, где валяется много белых костей и где давно еще, бабушка говорила, задавился человек, сзади темная завозня, за нею село, огороды, охваченные чертополохом, издали похожим на черные клубы дыма.

Один я, один, кругом жуть такая, и еще музыка - скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется. И совсем ничего нет жуткого. И бояться нечего. Дурак-дурачок! Разве музыки можно бояться? Дурак-дурачок, не слушал никогда один-то, вот и...

Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться - так иссохло у него во рту и внутри.

Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком. С плота кричит неведомый человек: "Какая деревня-а-а?" - Зачем? Куда он плывет? И еще обоз на Енисее видится, длинный, скрипучий. Он тоже уходит куда-то. Сбоку обоза бегут собаки. Кони идут медленно, дремотно. И еще видится толпа на берегу Енисея, мокрое что-то, замытое тиной, деревенский люд по всему берегу, бабушка, на голове волосья рвущая.

Музыка эта сказывает о печальном, о болезни вот о моей говорит, как я целое лето малярией болел, как мне было страшно, когда я перестал слышать и думал, что навсегда буду глухим, вроде Алешки, двоюродного моего брата, и как являлась ко мне в лихорадочном сне мама, прикладывала холодную руку с синими ногтями ко лбу. Я кричал и не слышал своего крика.

В избе всю ночь горела привернутая лампа, бабушка показывала мне углы, светила лампой под печью, под кроватью, мол, никого нету.

Еще пот девочку помню, беленькую, смешливую, рука у нее сохнет. Обозники в город ее везли лечить.

И опять обоз возник.

Все он идет куда-то, идет, скрывается в студеных торосах, в морозном тумане. Лошади все меньше, меньше, вот и последнюю скрал туман. Одиноко, как-то пусто, лед, стужа и неподвижные темные скалы с неподвижными лесами.

Но не стало Енисея, ни зимнего, ни летнего; снова забилась живая жилка ключа за Васиной избушкой. Ключ начал полнеть, и не один уж ключ, два, три, грозный уже поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, выворачивает их с корнями, несет, крутит. Вот-вот сметет он избушку под горой, смоет завозню и обрушит все с гор. В небе ударят громы, сверкнут молнии, от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. От цветов зажжется лес, зажжется земля, и не залить уже будет этот огонь даже Енисеем - ничем не остановить страшную такую бурю!

"Да что же это такое?! Где-же люди-то? Чего же они смотрят?! Связали бы Васю-то!"

Но скрипка сама все потушила. Снова тоскует один человек, снова чего-то жаль, снова едет кто-то куда-то, может, обозом, может, на плоту, может, и пешком идет в дали дальние.

Мир не сгорел, ничего не обрушилось. Все на месте. Луна со звездою на месте. Село, уже без огней, на месте, кладбище в вечном молчании и покое, караулка под увалом, объятая отгорающими черемухами и тихой струной скрипки.

Все-все на месте. Только сердце мое, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьется у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

О чем же это рассказывала мне музыка? Про обоз? Про мертвую маму? Про девочку, у которой сохнет рука? На что она жаловалась? На кого гневалась? Почему так тревожно и горько мне? Почему жалко самого себя? И тех вон жалко, что спят непробудным сном на кладбище. Среди них под бугром лежит моя мама, рядом с нею две сестренки, которых я даже не видел: они жили до меня, жили мало, - и мать ушла к ним, оставила меня одного на этом свете, где высоко бьется в окно нарядной траурницей чье-то сердце [ остановить воспроизведение музыки Полонеза ].

Музыка кончилась неожиданно, точно кто-то опустил властную руку на плечо скрипача: "Ну, хватит!" На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль».

После паузы ( выдержать паузу непременно ) учитель задаёт вопрос:

Попробуйте мне ответить, узнав, что вспоминал и представлял маленький Витя, когда слушал васину скрипку. А какие же чувства вызвала у него эта музыка?

Дети отвечают: печаль, грусть, тоску.

Учитель : - Давайте вернёмся к тексту самого Астафьева (слайд 9 с фразами из рассказа). Выберите слова, которые рассказывают о чувствах (учитель просит учащихся выписать слова на доске).

Учитель: - Скажите, ведь и вам в вашей жизни доводилось когда-то тосковать? – звучат ответы детей.

Учитель: - Как вы считаете, нужно ли было маленькому Вите иметь какие-либо знания об этой музыке – что это Полонез, польский танец, кто его сочинил и так далее, чтобы почувствовать эту тоску в музыке?

Учащиеся отвечают: нет.

Учитель: А как же ему это удалось, ведь он слушал музыку впервые в жизни?

Ответы детей выслушать, если нужно обобщить, хотя обычно дети сами находят нужные слова, чтобы выразить идею эмоционального воздействия музыки на любого, кто готов «слушать сердцем».

Учитель: - Вы знаете, Витя всё же набрался храбрости и зашёл к Васе в сторожку. И вот что рассказал ему поляк об этой мелодии (чтение отрывка одним учащимся, либо учителем):

«Я … вздрогнул, когда Вася заговорил.

Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. - Вася думал вслух, не переставая играть. - Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, - он еще не сирота. - Какое-то время Вася думал про себя. Я ждал. - Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине...

Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и еще не остыли. Рука Васина снова содрогнулась от боли, но тут же смирилась, пальцы, собранные в кулак, разжались.

Эту музыку написал мой земляк Огинский в корчме - так называется у нас заезжий дом, - продолжал Вася. - Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор».

Вы заметили, какое слово произносит Вася-поляк, когда говорит о чувствах автора Полонеза? – Тоска. – О чём тоскует Михаил Огинский на границе, когда пишет эту музыку? – О Родине. – Смог ли маленький Витя верно понять, какое чувство содержалось в музыке Полонеза? – Да, смог. – Как же у него это получилось? – Он тоже в жизни испытывал такое чувство.

Учитель : вы знаете, любимая песня Виктора Астафьева ведь тоже была наполнена этим чувством. Появляется слайд с высказыванием писателя: «Не знаю, сколько мне господом Богом отпущено, но когда я помру – спойте «что стоишь, качаясь…» и я услышу вас на том свете».

Если кто знает эту песню – подпевайте.

Учитель исполняет песню «Тонкая рябина».

Далее разучивание с учащимися первого и второго куплета по фразам, слова и мелодия не отделяются. Отдельно отработать пропевание длинных гласных в окончаниях фраз (кач аа ясь, склон яа ясь).

Финал урока – исполнение 1-2 куплетов песни желающими детьми перед одноклассниками.

Урок русского языка на тему «Анализ текста. По рассказу В. Астафьева «Далекая и близкая сказка»

    ФИО учителя – Бутуханова Регина Владимировна

    Предмет – русский язык

    Класс –11

    Технология – РКМЧП

    Форма работы – групповая

    УМК – Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Цель урока - повышение уровня текстовой компетенции.

Задачи урока:

    обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;

    развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления, способности анализировать и синтезировать;

    воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира, формирование ценностных ориентаций учащихся.

Методы – «погружение» в текст, частично-поисковый, исследовательский

Технология - РКМЧП

Оборудование: текст из рассказа «Далекая и близкая сказка» В. А. Астафьева, запись полонеза «Прощание с Родиной» Михала Клеофаса Огинского (1765-1833), компьютерная презентация о В.П. Астафьеве.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Обратим внимание на слова, записанные на доске: Анализ текста. Эпиграф: «Искусство писателя состоит в том, чтобы находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Л.Н. Толстой.

Какие задачи мы можем поставить перед собой? (Озаглавить наш урок. Анализировать текст. Понять его, определить его стиль, тип речи, роль изобразительно-выразительных средств. Выявить, как автор нашел « единственно нужное размещение единственно нужных слов» и т.д.)

На слайде портреты Астафьева и Огинского. Как вы думаете, что связывает их: русского писателя 20 века и польского композитора, который родился почти 250 лет назад?

Чтобы узнать точный ответ на этот вопрос, обратимся к тексту. Он взят из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Далекая и близкая сказка». Но читать текст я буду с остановками. А вы каждый раз попробуете придумать продолжение текста.

Чтение с остановками

1.На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом, (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне, (8) Хочется заплакать, оттого

________________________________________________________________________

что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «3а что, мальчик?» -

_____________________________________________________________________

(19) «3а то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,- это и была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26) И вот однажды

_____________________________________________________________________________

в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

_______________________________________________________________________

После трех первых предложений звучит первая часть полонеза.

Вторая часть после текста.

Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – «Прощание с родиной»? Представьте себе, полонезу ровно 220 лет!

Душевная боль и сила, вложенные в него автором, способны целые века питать людей энергией чувств.

«Простые слова таят в себе множество загадок… Их простота обманчива, как крохотный полевой цветок, который устроен сложнее самого современного механизма». Мир слов, действительно, сложен и многоцветен. А как бы вы «простыми словами» озаглавили наш урок? («Во мне звучала музыка…», «Тоска по родине», «Мелодия сердца» и т.д.)

Сегодня мы будем работать с текстом. Но прежде нам нужно рассказать об авторе.

Что вы знаете о Викторе Петровиче Астафьеве?

Презентация учащихся о писателе. Краткий рассказ.

Виктор Петрович Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края. Отец Астафьева попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. мать Виктора утонула в Енисее. Мальчику тогда было семь лет, он остался сиротой. После смерти матери Виктор жил у её родителей.

О детстве, проведённом с бабушкой и дедом, у писателя остались светлые воспоминания. Об этом Астафьев рассказал в автобиографическом цикле «Последний поклон», откуда этот отрывок.

В ушёл добровольцем на фронт. Был шофёром, связистом. Награждён , медалями , «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Первая его книга «До будущей весны» вышла в .

С 1980 года жил на родине в е, затем в родном селе Овсянка.

Герой социалистического труда, Лауреат Государственных премий СССР и России.

Умер в 2001 году, похоронен в селе Овсянка. Горячо любил Родину, которую защищал в годы войны, прославлял в своих книгах.

1. Давайте поработаем с текстом. Скажите, к какому стилю вы отнесли бы этот текст?

Каковы черты художественного стиля, какова его главная функция?

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей. Главная функция художественного стиля - эстетическая.

2. Какого типа речи текст?

3. Какова композиция текста? Из скольких частей состоит текст по смыслу?
Что мы узнали о герое из первой части? Какие чувства вызвала музыка у мальчика? Какое у него было детство? Найдите в тексте подтверждение этому.
- Чему Вася-поляк научил мальчика? Что общего в судьбе мальчика и Васи? Кто из них более несчастен? За что мальчик благодарит Васю-поляка?

Что мы узнали о герое из второй части текста? Какие чувства вызвала музыка у взрослого мужчины? Объясните, почему. Вспомнил ли он Васю-поляка, скрипача, из своего далекого детства? Найдите в тексте подтверждение этому.

Работа в группах

Не забывайте, что наша задача – определить, как писатель находит « единственно нужное размещение единственно нужных слов».

1 группа

Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение (возможные варианты: полонез, задворки, свая и т.д.);

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы и т.д.;

Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля.

2 группа

Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Возможные варианты: обилие глаголов и деепричастных оборотов; обилие прилагательных при описании предметов и пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и т.д.)

3 группа

Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Возможные варианты: употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, диалога, прямой речи и т.д.)

4 группа

Языковые средства выразительности в тексте.
Какие средства художественной выразительности, на ваш взгляд, играют в этом тексте важную роль?

Выступление групп

Главное для человека – Родина, если есть родина, он не сирота.

В годы войны происходит переоценка ценностей. Война меняет человека внутренне, добавляет ощущение страдания и в то же время не может убить в нём чувство прекрасного, умение сопереживать другим.

Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь к жизни, зовущий к свету, добру…

Какие ключевые слова можно выделить в этом тексте? (Музыка и родина).
Какое слово более значимо, более важно для писателя?
- Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «родина».
(Что такое родина для человека?)

Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «музыка».
(Какова роль музыки или искусства вообще для человека?)

Проблемы, поднимаемые в тексте:

Любовь к родине (Что значит родина для человека?)

Войны и мира (Как меняется человек на войне?)

Влияние музыки на человека (Как музыка воздействует на человека?)

Давайте вспомним критерии написания части С в ЕГЭ.

На слайде

Попробуйте поработать в группах и составить наброски к сочинению. Давайте обратимся лишь к нескольким пунктам, а аргументы вы подберете дома.

Пишут эскизы сочинений по одной из проблем, поднятых в тексте.

«Цель музыки – трогать ». Иоганн Себастьян Бах

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Джордж Ноэл Гордон Байрон

Читаем, слушаем, анализируем.

Итоги урока.

Что узнали, чему научились? Тронул ли ваше сердце рассказ В.П. Астафьева? Поможет ли урок в дальнейшей работе по подготовке к экзамену? Как оцениваете свой вклад в общую работу? Поставьте себе оценку.

Любите русский язык, литературу и музыку. Цените и понимайте искусство, и ваша жизнь будет интересней и ярче. Спасибо за урок.

Тема урока: О вечных нравственных ценностях

(План-конспект урока по повести В.П.Астафьева «Далекая и близкая сказка»)

Цель : обеспечить необходимое воспитательное и эстетическое воздействие на духовный мир учащихся поддержать у них интерес к литературе.

Перед началом урока на доске поместить два отрывка из романа М.Шолохова “Тихий Дон”:

“… Я до чертиков люблю Дон, весь этот старый, веками складывавшийся уклад

казачьей жизни. Люблю казаков своих, казачек – все люблю. От запаха степного

мне хочется плакать. И вот еще, когда цветет подсолнух и над Доном пахнет смоченными

дождем виноградниками, - так глубоко и больно люблю…”

“В чужих краях и земля и трава пахнут по-иному. Не раз он в Польше, на Украине и в Крыму растирал в ладонях сизую метелку полыни, нюхал и с тоской думал: “Нет, не то, чужое…”

Учитель . Объявляет тему урока и зачитывает эти прекрасные высказывания.

Эти слова, - подчеркивает он, - говорят люди разных социальных групп.

Первые – произносит Евгений Лестницкий, барин, образованный человек, владеющий

несколькими иностранными языками. Вторые – принадлежат Григорию Мелехову, он

простой казак, землепашец, человек от сохи, едва постигший начальную грамоту.

Вопрос классу . Что роднит этих людей?

Учащиеся . Любовь к родине.

Учитель . Да, любовь к родине, любовь к Дону роднит этих людей, делает равными.

Они оба любят родину нежной сыновней любовью, любят трепетно и преданно.

Они – патриоты. Ведь отношение человека к родине, отечеству просматривается через отношение человека к малой родине. У каждого из вас, ребята, есть своя малая родина. Я бы хотела, чтобы вы рассказали о своей малой родине.

Ответы учащихся:

Вот железнодорожный полустанок, это родина моих родителей, здесь прошло их детство, вдали от шума городского. Здесь всего несколько домиков. Я родилась уже не здесь… Лучше этого места для моих родителей нет места на всей земле. Свою любовь к своей малой родине они сумели передать и мне. Здесь мы отдыхаем каждое лето За домиками стоит плотная стена из стройных елей,а там, за стеной- смешанный лес, он тянется без конца и без края. Удивительны солнечные лучи, пробивающиеся через крону деревьев. А как пахнет лесной воздух! Удивительный, неповторимый запах! Это гораздо больше. Чем богатство.

А вот большой современный город- это моя малая родина. Каждые сутки отсюда с вокзала уходят десятки поездов в разные стороны России. Миллионный город живет своей жизнью. А там, на окраине, еще сохранилась улочка, не тронутая асфальтом… Здесь каждую весну земля покрывается изумрудной зеленью. Улица состоит из деревянных домов. И один из этих домов - мой. Здесь я выросла, здесь мне все знакомо и дорого. И пожилые женщины каждый вечер выходят посидеть на скамейке. Сюда я спешу, здесь мне хорошо, меня всегда ждут. Это моя малая родина.

Учитель: Давайте подумаем над такими вопросами: как вы понимаете чувство родины? Испытываете ли сами это чувство? Что для вас родина? Все ли так тесно связывают свою жизнь со своей родиной?

Ученики:

За последние годы произошли большие изменения. Люди очерствели душой, волна равнодушия захлестнула многих. Вот почему умирают деревни, забывают в этих деревнях больных стариков. Утрачивается связь с родной землей, со своими корнями, появляется равнодушие друг к другу, к своим близким, к своей земле, искореженной железом, отравленной химией, всеми забытой и поросшей бурьяном. И стоят заколоченными дома, осыпаются в заросших садах переспелые яблоки, засоряются колодцы, разоряются могилы прародителей. Мы ощущаем, как из нашей жизни исчезают добро, бескорыстие и милосердие. Все меньше остается доброты, любви, копится лишь опыт жестокости и бессердечия. Как раньше при нашем молчаливом согласии разрушались храмы, созданные руками наших предков-творцов, так и сейчас порой без всякой нужды и смысла сносятся исторические памятники. Что же с нами происходит? Мы так любим свою родину, но в то же время зачастую так безучастны к ней.

Спасение памяти начинается с выздоровления собственной души. Ведь у каждого есть отчий дом, где учили жить по совести и чести. Родина всегда была спасительницей, она давала силы на исцеление и возрождение души. И как хочется порой бросить все и уехать туда, в родные места, подышать воздухом радости и детства!

Учитель, да, чувство родины – одно из главнейших чувств, оно делает жизнь человека осмысленной, наполненной особым содержанием. Многие соединяют свою жизнь и судьбу с судьбой родины на всю жизнь, отпущенную человеку. Мы знаем массу тому примеров:

Пушкин и Михайловское.

Лермонтов и Тарханы.

Л.Толстой и Ясная Поляна.

М.Шолохов и Вешенская.

В.Астафьев и Сибирь.

Сегодня мы познакомимся с повестью Виктора Петровича Астафьева “Далекая и близкая сказка” . В ней рассказывается о трагедии человека, которого лишили родины. Речь идет о человеке, родиной которого была Польша. Он никогда не видел своей родины, так как родился уже вне ее. Но мысль о родине согревала его, помогала преодолевать тяготы и невзгоды на чужбине. Связующей нитью с далекой родиной для нашего героя была музыка польского композитора Огинского, особенно – полонез Огинского “Прощание с родиной”. Эту вечную музыку наш герой воспроизводил на скрипке, своем любимом инструменте. (Звучит в записи полонез М.Огинского Прощание с родиной.” ) Сообщение об Огинском: Огинский Михаил Андреевич (1765 – 1833) – граф, польский государственный деятель, композитор, скрипач. С 19 лет состоял на государственной службе, был депутатом четырехлетнего сейма. В 1793 – 1794гг. занимал должность государственного казначея. Участвовал в восстании под руководством Костюшко (1794г.). После подавления восстания был изгнан из Польши. Покидая родину, он написал свой знаменитый полонез “Прощание с родиной”.

Чтение повести В.Астафьева “Далекая и близкая сказка” .

Вопросы к классу:

    О чем эта повесть?

    Кто главный герой? Какие чувства он вызывает у вас?

    Можем ли мы назвать его человеком высокого нравственным?

    Какое главное чувство пронес через всю свою жизнь Вася – поляк?

    Что помогало герою выстоять в этой тяжелой жизни и не растерять лучших человеческих качеств.

Задания. Подтвердите свои ответы выдержками из текста.

Заключительный вывод учителя. Да, ребята, мы познакомились с удивительным произведением. Наш герой всю жизнь прожил на чужбине, но горячее и нежно любил свою Польшу. Любовь к родине помогала ему выживать на чужбине. И ниточкой, связующей Васю с его родиной, была музыка, скрипка. В мучительные моменты жизни он брал в руки скрипку. Она плакала, уносясь далеко – далеко, плакала и душа Васи – поляка, обретая силы на жизнь.

Вопрос. Есть ли в произведении еще герой?

Ответ: да, есть. Это сам писатель, тогда мальчик- Витя Астафьев.

Вопросы к классу:

    Что случилось с мальчиком Витей после, как он услышал скрипку?

    Как Витя стал относиться к Васе – поляку после прослушивания музыки?

    Сможете ли вы поступить так, как поступил Витя?

    Что произошло с мальчиком после всего, что он услышал и пережил?

    Будет ли Витя настоящим сыном своего, Отечества? Будет ли он по-настоящему любить свою родину и служить ей?

Вывод учителя:

Да, мальчик Витя Астафьев взрослеет на наших глазах. Он услышал необыкновенную музыку, по далекой родине Польше. Витя совсем по-другому взглянул на окружающую жизнь, он многое понял. Совсем другим мы видим Витю. Он способен на самостоятельный поступок. Витя многому учит нас.

А способны ли вы на настоящий поступок? Ведь настанет время, когда каждый из вас должен спросить себя: «Что для меня есть родина? Способен ли я на поступок во имя родины?» и мы должны снова и снова вслушиваться в слова Васи – поляка: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, - он еще не сирота. Все происходит: любовь, сожаления о ней, горечь утрат, даже боль от ран происходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

Библиотечный урок

Тема : «Души несломленный полет. ВИКТОР АСТАФЬЕВ: Жизнь и творчество».

Место проведения: МОУ СОШ №4 г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области (библиотека школы)

Класс: учащиеся 9-11 классов.

Библиотекарь: Забавко Вера Васильевна

Цель :

1.Знакомство учащихся с жизнью, творчеством, личностью писателя;

Задачи :

1.Содействовать осмыслению прочитанного;

2.Расширить литературный кругозор читателей;

3.Подготовка выпускников к ЕГЭ.

4.Формировать навык обобщать, делать вывод;

5.Воспитывать читательскую культуру;

6. Формировать чувство гуманного отношения к людям, природе;

7.Содействовать воспитанию человеческих и гражданских чувств;

8.Содействовать воспитанию чувства ответственности за мир, в котором ты живешь.

Планируемые результаты :

Развить читательский интерес к личности и произведениям В. Астафьева.

Методические приёмы : беседа, самоконтроль, рассказ, иллюстрация, разъяснение понятий, использование презентации.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оформление урока: Слайдовая презентация, выставка книг В.П. Астафьева, Физическая карта СССР.

Оборудование урока:

Техническое обеспечение – Компьютер, проектор.

Литература:

2. Большакова А. Далекая и близкая сказка: Образ детства в творчестве Астафьева. Детская литература, 2000г., №4

3.Крук Н.В. Библиотечные уроки по чтению, ч. 2, М., 2010г.

4.Макаров А. Человек человеку. – М., 1971. С. 432.


  1. Меремкулов О. Перелистывая книги Астафьева. С. 115-121.

  2. Соловьева Ю.И. Рассказы В.П. Астафьева в школе. Начальная школа, 2004г, №7

  3. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. М., 2007г.

  4. Тарковский М. Где-то рядом, в Овсянке. Первое сентября, 2004г.

  5. Ресурсы интернета.
ХОД УРОКА

Эпиграф: «Первостепенная задача писателя противостоять злу, утверждая добро» (В.Астафьев)

Организационный момент. Сообщение темы, целей:

Здравствуйте, ребята. Сегодня на библиотечном уроке мы поговорим с вами о жизни и творчестве сибирского писателя, прозаика, эссеиста, драматурга, нашего земляка В.П. Астафьева. В. П. Астафьев (1924 – 2001) ушел из жизни не так давно. (Слайд №1). Таких людей, как он, называют совестью нации. К. Азадовский сказал о нем: «Астафьев – писатель «умный сердцем». Мы познакомимся с выставкой произведений В.П. Астафьева, повторим жанры литературы, некоторые элементы структуры произведений. Группа активистов библиотеки из числа учащихся 10-11 классов подготовили сообщения, выучили стихи, которые представят вашему вниманию. Ваша задача в процессе занятия заполнить листок читателя (раздаются каждому обучающемуся). Это вам поможет впоследствии написать аннотацию, за которую учитель литературы поставит всем оценки.

Листок читателя.


Автор

Название книги

Год издания

Издатель

ство


Краткая аннотация

Основные понятия

Знакомство с жизнью и творчеством писателя:

1 сообщение:

«Биография писателя», представляют ученица и ученик: (Слайд №2)

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в деревне Овсянка, в окрестностях Красноярска, в большой крестьянской семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. (Слайд №3). О своем рождении Виктор Петрович вспоминал так: « Но вот пришла пора и мне родиться. В доме гульба, дым коромыслом, и мама ушла рожать в баню. Дед Павел последнее время водился с городской знатью - парикмахерами, лавочниками, адвокатами.

Утром мама пришла в дом с узелком и показала деду его первого внука. Восторг, рев, звон бокалов, гости из города вызвались меня крестить и дали мне модное городское имя. Я был первым на всю деревню Виктором. Федек, Петек, Сережек, особенно Колек и Иванов дополна, а Виктор один. Вероятно, роды были тяжелые, попробуй легко родить такого типа, как я. Через несколько дней мама вышла из горницы больная, бледная и, естественно, спросила: окрестили ль парнишку и, если окрестили, кто крестные, где они и как их звать. Дед стушевался - имен крестных он не помнил, и тогда мама заплакала. Маму дед уважал и всю жизнь вспоминал с почтением и виновностью перед нею. Он пошел в церковь и как-то уломал попа окрестить меня снова под тем же многозвучным, модно-городским именем. Поп, скорее всего, пьяных всерьез за крестных не принял и в церковную книгу их не записал. Вторыми крестными у меня были сестра мамы Апраксинья Ильинична и юный брат отца Василий Павлович».

Библиотекарь:

Что удивляет в этом воспоминании? (Отношение к ребенку. Безответственность взрослых, факт рождения ребенка – как что-то само собой разумеющееся). Впоследствии В.П. Астафьев напишет «Я давно уже был отвержен и забыт своими родственниками».

Ученица продолжает:

О матери своей, Лидии Ильиничне, писатель говорил: «Это была не боящаяся работы женщина, из большой семьи». Дед и отец Виктора Петровича очень любили гулять и плясать. Астафьев в своей автобиографии называет дом деда, в котором он родился, «пьяным домом». Все хозяйство держалось на двух женщинах: это жена деда и мать писателя. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей - Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившем в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями - Виктором и новорождённым Николаем - отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца - Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако, после серьёзного инцидента в школе, получил направление в детский дом.

2 ученик продолжает: (Слайд №4)

И все детство Витя Астафьев провел в детском доме. Прекрасных людей он знавал немало, но не из родни: первым - после мамы, бабушки и деда - был Василий Иванович Соколов, воспитатель в детдоме. Василий Иванович частенько твердил ему о его «природных данных», о «несомненной литературной одаренности», и от этих слов он впадал то в лихую, дурашливую веселость, то в смущение, однако потихоньку начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги. Витя любил читать без разбора и передыха все, что попадало в руки, дрался из-за книг, даже воровал их, не считая это большим грехом. Замечательный человек, встретившийся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал Виктору русский язык и литературу. Время шло.

И вот наступил 1941 год. Воскресным утром 22 июня 1941 года Германские войска на всем протяжении западной границы СССР начали вторжение на советскую территорию. (Показ по карте). Тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по приграничным частям Красной Армии. Фашистская авиация обрушила мощные бомбовые удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам и мирным городам.

(3 ученик выразительно)

Июнь. Рассвет. Река изломом.

Туман над лесом. Тишина.

Снаряд. Разрыв. И с неба громом:

«Сегодня началась война…»

Нельзя сказать: «Ее не ждали…»

«В нее не верили…» - точней

С Москвы на дачи выезжали,

В реке ловили окуней…

Толпа растерянно стояла,

«Без объявления войны…»

Мне скажет кто-то – все не ново,

Давно не та уже страна…

Но в памяти живут три слова:

«Сегодня началась война…»

2ученик продолжает сообщением «Жизнь В.П. Астафьева в военные и послевоенные годы»: (Слайд №5)

В 1942 году В.П. Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в г. Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз он был тяжело ранен. (Слайд № 6, 7). В госпитале встретил Марию Семеновну Корякину, которая стала верной и надежной спутницей всей его неспокойной, яркой жизни. После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой. В этом же году Астафьев женился на Марии Семеновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1947-1987) и сын Андрей (род. в 1950 году). В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

В 1951 году состоялся дебют В.П. Астафьева как писателя. В газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года он работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.

Библиотекарь:

Ребята, давайте вспомним, что такое рассказ и дадим его определение.

Важнейшие темы творчества Астафьева - антисоветская, военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Судьба рассказа очень любопытна. Учитель И.Д. Рождественский предложил написать сочинение на тему «Как прошло лето». В.Астафьев летом заблудился в тайге, и свои приключения описал в сочинении. Сочинение мальчика было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя автор вспомнил о нем, и так получился рассказ «Васюткино озеро», которым открывается сборник рассказов «Конь с розовой гривой»

Астафьев начинал свою деятельность как детский писатель. Он писал об этом так: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». (Слайд №8)
Астафьевские рассказы о детстве выходят за рамки личных воспоминаний, и значение их не столько в самом материале, сколько в эмоционально-нравственном заряде, способном разбудить в читателе самые светлые чувства. Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой». Один из критиков сказал, что главное в рассказах Астафьева – «размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе, о народном русском характере». Все рассказы В.Астафьева, вошедшие в этот сборник («Монах в новых штанах», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Осенние грусти и радости», «Гуси в полынье» и мн.др.) пропитаны неодолимой силой добра, причем оно само рыхлит для себя почву. По сути рассказы В. Астафьева – это негромкая, но уверенно и сильно звучащая песнь о могуществе человеческого душевного единения, любви, верности – тех чувств, проявлениями которых прекрасна и бессмертна жизнь.
Рассказы о детстве, которые писались в течение долгих 20 лет, составили целостную книгу «Последний поклон» . Автор назвал этот литературный труд «лучшей книжкой», «сокровенной» книгой, так как «очень много вложил в книгу самого себя». Представляя юным читателям книгу «Последний поклон», В.Астафьев утверждал: «Ни над одной из своих книг я не работал с такой упоительной радостью, с таким явственно ощутимым удовольствием, как над «Последним поклоном» - книгой о своем детстве.
Главная тема «Последнего поклона» - тема взросления молодого человека, становление личности главного героя.
Центральный образ книги – это образ бабушки, Катерины Петровны. Он сродни той некрасовской русской женщине – крестьянке, к которой «грязь обстановки убогой… словно не липнет». Ей, труженице, кормилице, хранительнице семьи, защитнице детства, в первую очередь бьет благодарный земной поклон автор книги. Через всю книгу проходит любовью согретый и любовью одаривающий образ бабушки. Никто не выбирает своего детства, родителей, родни, соседей. Но уроки в жизни каждый извлекает свои. Быть может, самый важный урок, усвоенный Витькой в бабушкином доме, – умение ценить человека не по дурному, а по лучшему в нем. Поэтому, маленький человек, уже, столько бед перенесший в жизни, не сломился впоследствии, не запятнал своей биографии не единым пятнышком во взрослой жизни.
Библиотекарь:

В своих произведениях Виктор Петрович не мог не отобразить тему войны.

Какие произведения о войне в то время приветствовались государством?

(произведения, в которых ничего не говорилось о войне как о трагедии)

Особенность Виктора Астафьева как писателя в том, что ВОВ в его произведениях предстает как трагедия. Какие произведения о войне В.П. Астафьева вы читали, о каких слышали? (Ответы детей)

Повторение жанров литературы и структурных элементов произведения:


Библиотечный компонент:

Жанры литературы


Повесть – это прозаическое произведение, отличающееся от рассказа большим числом событий и объемом текста, более глубоким анализом событий.

Биографическая повесть – художественное произведение о жизни какого - либо человека.


Библиотечный компонент:

Жанры литературы

Структурный элемент произведения


Роман – Большое по объему сочинение в прозе, содержащее полный округленный рассказ вымышленного или украшенного вымыслами случая, события.

Пьеса - (от фран. – часть), общее название для драматических произведений: комедии, драмы, водевиля и др.

Предисловие – Элемент аппарата книги. В предисловии отражаются цель и особенности данного издания, характеристика проблем, освещаемых в нем и т.п. Различают предисловия: «От издательства», «От редактора», «От автора». Предисловие помещают обычно после титульного листа.


В повести Пастух и пастушка (1971) рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. Это произведение одно из немногих, которые воссоздают всю правду о войне. Это было первое крупное произведение Астафьева о войне. По мнению исследователей, здесь В.П. Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории ВОВ. Об авторском замысле «Пастуха и пастушки» сам Астафьев писал так: «Мне хотелось несколько упредить время и сказать, что наступят дни, не могут не наступить, когда образование, культура приведут, не могут не привести человека в противоречие с той действительностью, когда люди убивают людей».

В пьесе « Прости меня» (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, показано лицо войны в повести « Так хочется жить» (1995) и в романе « Прокляты и убиты» (1995). (Слайд № 9). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Эти произведения - «окопная правда», встреченная в штыки официальной критикой и литературным начальством. Сам автор говорил так о своих военных произведениях: «О войне и «про войну» я написал очень мало. О войне писать трудно… Память войны! Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать ее никогда, не ведать. Не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон, нормальные отношения с людьми и окружающим миром». В предисловии к книге «Военные страницы», автор пишет: « Собранные здесь повести и рассказы – разрозненные страницы войны – я считаю заявкой на «главную» книгу о войне, подступом к работе, неотмолимой и неизбежной, ибо, повторяю: за меня «мою войну» никто не напишет, за нас, людей, никто не остановит страшную надвигающуюся грозу»
Вскоре после публикации романа «Прокляты и убиты» Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

4 ученик: «Взаимоотношения человека и природы в творчестве В.П. Астафьева»

Особое место в творчестве В.П. Астафьева занимает тема «Человек и природа».

Виктор Петрович не жил постоянно на своей исторической родине. Только в 1980 году он возвращается с семьей в родную Овсянку.

«Дома мне сделалось спокойней», - пишет Астафьев, - и я принялся жадно работать в своем домике в родном селе.

Овсянка (Показ по карте примерного мести расположения), (Слайды №10, 11, 12).

Овсянка - старинное сибирское село, основанное более 300 лет назад. Предназначением поселения было охранять город от набегов кочевников на подступах. Современная история села неразрывно связана с именем В.П. Астафьева, который жил и творил здесь. Полюбоваться сибирской природой, посетить малую родину знаменитого писателя приезжает множество людей, в том числе из-за рубежа. Это живописные и пропитанные историей места. Неподалеку от поселка находится "Смотровая площадка", откуда открывается невероятно красивый пейзаж: скалистые берега могучего Енисея, откуда деревни Слизнево и Овсянка видны как на ладони, а в другой стороне, вдалеке, в дымке - Красноярск. Овсянка распложена вдоль Енисея, из поселка открывается прекрасный вид на противоположный берег реки.

Мы еще раз убедились, как красив и богат сибирский край! Он очень разный на севере и на юге, вблизи Енисея и в глубокой тайге. Есть стройные сосны, ласковые берёзы, гордые кедры. Есть поляны в цвету, прозрачные реки, неприступные скалы. Есть неоглядные дали и есть близкие, родные места, где стоит твой дом. Но ведь и весь край – это наш общий любимый дом, только очень большой. Такой большой, что даже зима и лето наступают в нём в разное время.

5 ученик (выразительно)

Деревья в снежном одеянье
Вокруг, куда не бросишь взгляд,
Здесь годы, судьбы, расстоянья,
Незримо сквозь века летят.

Среди вселенского полета,
Мы видим беглый русский люд,
Бояр он не приемля гнета,
Нашел в Сибири свой приют.

Истории мгновенья тают,
Одно сменяясь за другим,
В Сибири ночи дни сменяют,
И каждый миг тайгой храним.

Запомнила тайга Сибири
Как бил Кучума здесь Ермак,
И как в суровом этом мире
Шукшин нес на плечах рюкзак,

Как на медведя в одиночку,
С рогатиной наперевес,
Охотник шел и ставил точку,
Сибирский помнит это лес.

Он помнит русских староверов,
Тех, кто молитву сотворя,
Ради своей суровой веры,
В Сибирь бежали от царя.

Сибирь, земля моя без края,
Суровой блещет красотой,
Руси любимой дочь родная,
С широкой русскою душой.

Здесь снежное тайги раздолье,
Здесь кедр с сосною говорит,
Здесь, среди этого приволья,
Остановившись, время спит.

(А.Е. Гаврюшкин)

(Слайд №13)

Виктор Петрович каждый год совершал поездки по родным местам, по родному краю. Впечатления послужили для написания широкого прозаического полотна "Царь-рыба" (1972 - 1976) жанр писатель обозначил как «повествование в рассказах». Это одно из самых значительных произведений писателя. Вы его читали на уроках литературы (11 класс, 9,10 классы – будут читать)

Библиотекарь:


  1. Наблюдения над названием произведения:
Царь – рыба – СИМВОЛ ПРИРОДЫ

Какой известный афоризм вы знаете, в котором отражается полемичный смысл по отношению к названию произведения?

Человек – царь природы


  1. Краткий обзор содержания произведения (для 11 класса)

  2. Что говорит автор о браконьерах? Почему так много внимания уделил им? Рисуя схватку браконьера Игнатьича, вдруг ощутившего себя пылинкой в мироздании, с огромной почти мифической рыбой, автор комментирует: «Реки царь и всей природы царь на одной ловушке».

  3. Какова авторская позиция к браконьерству?

  4. Какой мы можем сделать вывод?
(человек посягнул на богатства природы и сам себя погубил)

Как же мы должны относиться к природе, чтобы не погибнуть? (охранять, бережно)

(«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»)

Книга «Царь - рыба» оказалась после ее издания возмутителем литературного спокойствия: вокруг нее завязались дискуссии на страницах журналов и газет, выступали не только критики – профессионалы, но и читатели самых разных профессий, а среди последних с особенной страстностью – специалисты по охране природы. «Царь – рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа».

Можете ли вы еще привести примеры произведений в литературе XIX в., в которых поднимается проблема отношения к природе и использования её богатств?

(пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад». В пьесе появился новый герой - потомок крепостных крестьян, ставший богатым купцом. Для него прекрасный вишнёвый сад - источник возможного дохода, а не только предмет для любования, каким он был для старых хозяев сада - разорившихся дворян; В.Г. Распутин « Прощание с Матерой»).

Многих писателей, в т.ч. и Виктора Петровича, волновали взаимоотношения человека и природы и последствия этих отношений. Возможно писатель, задает нам читателям вопрос? Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающий в вечном. Неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика вера писателя в торжество добра, в то, что каждый из нас может познать себя как человека. Вывод: итак, ребята, какие темы характерны для творчества В. П. Астафьева? (война, человек и природа, детство)

Библиотекарь делает обзор оставшихся на выставке книг.

6 ученик: «Память о писателе В.П. Астафьеве». (Слайды №14, 15)

В 2001 году на 78 году жизни В. П. Астафьев скончался от инсульта, похоронен в Овсянке. Память о нем живет в его произведениях, в его делах. Удостоен звания Героя Социалистического труда, он является Лауреатом Государственной премии СССР (1978,1991), удостоен Государственной премии России (посмертно), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ,1997). Произведения В.П. Астафьева переведены на многие языки мира.(слайды):

Рефлексия: метод неоконченного предложения: (заполнение анонимных анкет)


  1. На занятии о В. П. Астафьева я узнал…

  2. Мне понравилось в процессе работы…

  3. Мне запомнилось на занятии…

  4. Мне захотелось прочитать следующие произведения В.П. Астафьева…

  5. Я напишу отзыв о прочитанной книге В.П. Астафьева…
Библиотекарь:

Ребята, на этом наше занятие не заканчивается, я предлагаю Вам продолжить разговор теперь уже при обсуждении конкретных произведений, (каких, я узнаю из ваших отзывов).

Отзыв можно написать по следующему плану: (раздаются памятки) и все получат за него оценки по литературе.

План написания отзыва о прочитанной книге:


  1. Вступление.
- Автор и название произведения;

Краткие сведения о книге;

Главные герои;

2. Основная часть.

Кто из героев особенно понравился и почему;

Что особенно запомнилось;

О чем задумался, читая книгу;

3. Заключительная часть.

Как читается книга (легко, трудно, увлекательно и т.д.)

На тему «Анализ текста. По рассказу В. Астафьева «Далекая и близкая сказка»

1. ФИО учителя –

2. Предмет – русский язык

3. Класс –11

4. Технология – РКМЧП

5. Форма работы – групповая

Цель урока - повышение уровня текстовой компетенции.

Задачи урока:

· обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;

· развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления, способности анализировать и синтезировать;

· воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира, формирование ценностных ориентаций учащихся.

Методы – «погружение» в текст, частично-поисковый, исследовательский

Технология - РКМЧП

Оборудование: текст из рассказа «Далекая и близкая сказка» , запись полонеза «Прощание с Родиной» Михала Клеофаса Огинского (1765-1833), компьютерная презентация о.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Обратим внимание на слова, записанные на доске: Анализ текста. Эпиграф: «Искусство писателя состоит в том, чтобы находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Какие задачи мы можем поставить перед собой? (Озаглавить наш урок. Анализировать текст. Понять его, определить его стиль, тип речи, роль изобразительно-выразительных средств. Выявить, как автор нашел « единственно нужное размещение единственно нужных слов» и т. д.)

На слайде портреты Астафьева и Огинского. Как вы думаете, что связывает их: русского писавека и польского композитора, который родился почти 250 лет назад?


Чтобы узнать точный ответ на этот вопрос, обратимся к тексту. Он взят из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Далекая и близкая сказка». Но читать текст я буду с остановками. А вы каждый раз попробуете придумать продолжение текста.

Чтение с остановками

1.На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом, (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне, (8) Хочется заплакать, оттого

________________________________________________________________________

что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «3а что, мальчик?» -

_____________________________________________________________________

(19) «3а то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,- это и была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26) И вот однажды

_____________________________________________________________________________

в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

_______________________________________________________________________

После трех первых предложений звучит первая часть полонеза.

Вторая часть после текста.

Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – «Прощание с родиной»? Представьте себе, полонезу ровно 220 лет!

«Простые слова таят в себе множество загадок… Их простота обманчива, как крохотный полевой цветок, который устроен сложнее самого современного механизма». Мир слов, действительно, сложен и многоцветен. А как бы вы «простыми словами» озаглавили наш урок? («Во мне звучала музыка…», «Тоска по родине», «Мелодия сердца» и т. д.)


Сегодня мы будем работать с текстом. Но прежде нам нужно рассказать об авторе.

Что вы знаете о Викторе Петровиче Астафьеве?

Презентация учащихся о писателе. Краткий рассказ.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края . Отец Астафьева попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. мать Виктора утонула в Енисее. Мальчику тогда было семь лет, он остался сиротой. После смерти матери Виктор жил у её родителей.

О детстве, проведённом с бабушкой и дедом, у писателя остались светлые воспоминания. Об этом Астафьев рассказал в автобиографическом цикле «Последний поклон», откуда этот отрывок.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Был шофёром, связистом. Награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Первая его книга «До будущей весны» вышла в 1953 году.

С 1980 года жил на родине в Красноярске, затем в родном селе Овсянка.

Герой социалистического труда, Лауреат Государственных премий СССР и России.

Умер в 2001 году, похоронен в селе Овсянка. Горячо любил Родину, которую защищал в годы войны, прославлял в своих книгах.

1. Давайте поработаем с текстом. Скажите, к какому стилю вы отнесли бы этот текст?

Каковы черты художественного стиля, какова его главная функция?

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей. Главная функция художественного стиля - эстетическая.

2. Какого типа речи текст?

3. Какова композиция текста? Из скольких частей состоит текст по смыслу?
Что мы узнали о герое из первой части? Какие чувства вызвала музыка у мальчика? Какое у него было детство? Найдите в тексте подтверждение этому.
- Чему Вася-поляк научил мальчика? Что общего в судьбе мальчика и Васи? Кто из них более несчастен? За что мальчик благодарит Васю-поляка?

Что мы узнали о герое из второй части текста? Какие чувства вызвала музыка у взрослого мужчины? Объясните, почему. Вспомнил ли он Васю-поляка, скрипача, из своего далекого детства? Найдите в тексте подтверждение этому.

Работа в группах

Не забывайте, что наша задача – определить, как писатель находит «единственно нужное размещение единственно нужных слов».

1 группа

Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение (возможные варианты: полонез, задворки, свая и т. д.);

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы и т. д.;

Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов , историзмов , неологизмов ; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля.

2 группа

Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Возможные варианты: обилие глаголов и деепричастных оборотов; обилие прилагательных при описании предметов и пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и т. д.)

3 группа

Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Возможные варианты: употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, диалога, прямой речи и т. д.)

4 группа

Языковые средства выразительности в тексте.
Какие средства художественной выразительности, на ваш взгляд, играют в этом тексте важную роль?

Выступление групп

Главное для человека – Родина, если есть родина, он не сирота.

В годы войны происходит переоценка ценностей. Война меняет человека внутренне, добавляет ощущение страдания и в то же время не может убить в нём чувство прекрасного, умение сопереживать другим.

Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь к жизни, зовущий к свету, добру…

Какие ключевые слова можно выделить в этом тексте? (Музыка и родина).
Какое слово более значимо, более важно для писателя?
- Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «родина».
(Что такое родина для человека?)

Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «музыка».
(Какова роль музыки или искусства вообще для человека?)

Проблемы, поднимаемые в тексте:

Любовь к родине (Что значит родина для человека?)

Войны и мира (Как меняется человек на войне?)

Влияние музыки на человека (Как музыка воздействует на человека?)

Давайте вспомним критерии написания части С в ЕГЭ.

На слайде

Попробуйте поработать в группах и составить наброски к сочинению. Давайте обратимся лишь к нескольким пунктам, а аргументы вы подберете дома.

Пишут эскизы сочинений по одной из проблем, поднятых в тексте.

«Цель музыки – трогать сердца».

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Джордж Ноэл Гордон Байрон

Читаем, слушаем, анализируем.

Итоги урока.

Что узнали, чему научились? Тронул ли ваше сердце рассказ? Поможет ли урок в дальнейшей работе по подготовке к экзамену? Как оцениваете свой вклад в общую работу? Поставьте себе оценку.

Любите русский язык, литературу и музыку. Цените и понимайте искусство, и ваша жизнь будет интересней и ярче. Спасибо за урок.


Выбор редакции
Необходимо подкорректировать свой режим сна, он сбился. Ложитесь до двенадцати ночи, но никак не в три-четыре часа, ваш организм не...

хранитель изящной словесности Даже в эпоху смартфонов наручные часы не остаются на вторых ролях в нашей личной коллекции аксессуаров....

Часы – это незаменимая часть человеческой жизнедеятельности, без которой почти невозможно представить существование в современном мире,...

Красный Огненный Петух – символ 2017 года. Стихия огня и алый цвет переплетутся в гармоничную смесь. Согласие ожидается во всех делах....
Любовь имеет для Скорпиона немаловажное значение, как, впрочем, и для всех знаков Зодиака. Но особенно остро потребность в ней...
Шаг 1: Подготовим говядину и начиним ее чесноком. Вырезку говядины для начала необходимо хорошо промыть под холодной проточной водой,...
Доброе время суток всем любителям кулинарии! Как раз в каталоге рецептов все опытные и не очень кулинары смогут найти полным-полно...
Статья предлагает вам рецепты блюд и меню да ребенка 2-х лет, а так же рекомендации по его питанию. Со 100% уверенностью можно сказать,...
Кулинарное сообщество Li.Ru - Рецепты для детей на завтрак Практически идеальный завтрак - яичница-болтунья, рецепт которой...