Константин васильев. легенды и былины. Славянский Мир: Константин Васильев. Картины Из досье «кп»


Нашествие

Художник Константин Алексеевич Васильев написал более 400 работ. Это исторические полотна, портреты и пейзажи, сказочные сюжеты, былинно-мифологические сюжеты.

Автопортрет

Очень сложный художник. И это касается не только того, что называется творческим наследием.

Попробую пояснить.

С одной стороны, мы видим такие просто фундаментальные работы – «Нашествие» и «Маршал Жуков». И тут же «Илья Муромец – борец с христианской чумой» и «Автопортрет». Особенно «Автопортрет»… Он вам ничего не напоминает?

По этой причине работы художника особенно популярны у современных неоязычников и антисемитов. Полагаю, что нравятся они (некоторые из картин) и неонацистам. Однако, про неонацистов – это только моё предположение.

Когда на одном из достаточно популярных сайтов я увидел «источником вдохновения для Васильева стали искусство Третьего Рейха, скандинавская и славянская мифология», то первой мыслью стало – маркетинговый, достаточно спорный, ход.

А потом нашёл автопортрет художника. И меня начали терзать «смутные сомнения»…

Он точно советский художник или это художник советского периода, который не мог писать «от души» по той простой причине, что в те годы за любовь к Третьему Рейху можно было сильно пострадать? И не только от КГБ. Общество было совершенно нетерпимо к фашизму. Раны от войны были слишком свежими и мучительными, если тут уместно слово «слишком». И было достаточно сведущих людей, которые своими глазами видели «искусство» Третьего Рейха. Искусство как в прямом, так и в переносном смысле.

Вот тут передо мной и встала проблема: Стоит ли публиковать работы этого художника и рассказывать о своих сомнениях?

А с дугой стороны – это только мои предположения и сомнения. Может же так случиться, что это только я увидел в некоторых работах нацистскую символику и скрытый подтекст? У художника свой взгляд на русскую культуру, её истоки и пути развития. А я этого не понимаю.

Потому, давайте я расскажу вам о самом художнике.

Биография художника Константина Алексеевича Васильева

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, во время оккупации. Его отец, Алексей Алексеевич, до войны трудился главным инженером на одном из майкопских заводов, а во время войны ушёл к партизанам.

В 1946 году у супругов Васильевых родилась сестра Валентина. В 1949 году семья переехала в поселок Васильево под Казанью. В 1950 году у Константина появилась ещё одна сестра – Людмила.

Костя Васильев рисовал с самого раннего детства и когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его отправили в школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.

Три года Константин Васильев изучал живопись в Москве, но тут сильно заболел Алексей Алексеевич, и мать потребовала, чтобы сын вернулся домой.

Константин перевелся на второй курс Казанского художественного училища.

После окончания училища художник увлекся сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, но в конце шестидесятых годов резко изменил и тематику, и технику живописи.

Неизвестно, что случилось, но предполагается, что художник увлекся скандинавскими и ирландскими сагами, русскими былинами и т.д.

Вот тогда и появились те картины, которые я сегодня хочу предложить вашему вниманию. Безусловно, это не всё творческое наследие художника. Я включил в свою галерею наиболее известные (за исключением автопортрета) работы художника.

В 1976 году Константин Васильев трагически погиб – попал под проходящий поезд вместе со своим другом.

А теперь давайте перейдем к обещанным ранее картинам.

Картины художника Константина Алексеевича Васильева


Нашествие. Эскиз
Прощание славянки
Парад сорок первого Унтер-ден-Линден в огне Маршал Жуков
Северный Орёл
Русалка
У чужого окна
Русский витязь
Илья Муромец и голь кабацкая
Нечаянная встреча
Валькирия над сраженным воином
Рождение Дуная
Илья Муромец – борец с христианской чумой
Свияжск Старец Свентовит Один Огненный меч Бой со змеем Жница Гуси-лебеди Ожидание Человек с филином Плач Ярославны Князь Игорь Евпраксия

На Череповецкой улице, недалеко от метро Алтуфьево расположился необычный Славянский музей. Здесь можно полюбоваться замечательными работами художника Константина Васильева. Основной темой творчества которого является славянская культура, былинные герои. Мы зашли в этот музей после прогулки по усадьбе Алтуфьево , оказалось не зря.

Славянский музей

В 1998 г. здание, где сегодня находится музей Славянской культуры, было практически разрушено, однако на него обратили внимание члены клуба любителей живописи замечательного русского художника Константина Васильева . Общественной организации удалось получить разрешение на использование здания, предназначенного под снос. Начался сбор средств на ремонт. Благодаря добровольным пожертвованиям и средствам, собранным от посещения выставок художника, особняк удалось восстановить. Возможно, не все знакомы с творчеством Константина Васильева, однако, мне кажется, стоит хотя бы раз увидеть его великолепные картины, и они навсегда оставят в душе каждого русского человека глубокий след. Основной тематикой его творчества были русские былины, истории славянской и скандинавской мифологии. К сожалению, Константин Васильев рано ушел из жизни: в 34 года он был сбит на переезде проходящим поездом. Однако за свою непродолжительную жизнь он успел создать довольно много произведений, которые выделяются и темой, и цветовым решением, и еще чем-то таким, что невозможно передать словами.


Валькирия над сраженным воином

У истоков создания клуба стоит Анатолий Иванович Доронин, который сейчас занимает должность директора музея. Именно он открыл широкой публике твор-чество Константина Васильева и несколько десятилетий занимался организацией выставок и созданием музея художника. К сожалению, много было препятствий в работе музея, картины похищали, здание поджигали, однако в настоящий момент мы снова можем любоваться великолепными полотнами замечательного художника.

Находится музей на Череповецкой улице, до которой можно добраться от метро «Алтуфьево» (можно совместить с посещением усадьбы Алтуфьево ). Для автомобилистов рядом есть парковка. Кроме основного здания музей располагает и небольшой территорией, где установлены каменные статуи, высажены деревья, поэтому кажется, что мы не в Москве, а в какой-нибудь деревушке.


На территории музея

Кроме того на территории есть еще небольшой деревянный терем, где проходят лекции и музыкальные выступления. Для детей в музее славянской культуры организуют тематические культурные программы, рассказывающие о героях русских былин и сказок, об укладе жизни наших предков.

В музее проводятся мастер-классы по изготовлению кукол, глиняных игрушек и росписи. Вход в музей стоит 200 рублей для взрослых. Столько же стоит экскурсионное обслуживание. Правда, на экскурсию лучше записываться заранее по телефону, указанному на сайте музея.

Нам же пришлось присоединиться к группе, которая уже начала осмотр, поэтому часть рассказа экскурсовода мы пропустили. В двух залах первого этажа выставлены картины Константина Васильева. Одной из самых известных его полотен является «Северный орел». Именно после создания этой картины художник стал подписываться псевдонимом Константин Великорос, и начался его цикл работ, посвященных изучению и воплощению на полотнах наших предков. На картине «Северный орел» изображен лесной старец с очень пронзительным взглядом. Художник пытался выразить таким образом понятие силы духа и мужского начала.


Северный Орел

В противоположность этому полотну картина «Ожидание», выражает женское начало и изображает девушку со свечой, которая ждет своего любимого.


Ожидание

Очень мощной является картина «Человек с филином», созданная в год смерти художника. Кстати внизу под ногами старца сгорает свиток с именем Константин Великорос, возможно, творческие люди каким-то образом предчувствуют свою судьбу.


Человек с филином

В картине «У чужого окна» можно увидеть в отражении стекла глаз, подглядывающий за мужчиной и женщиной.

Так же здесь мы видим ряд изображений исторических персонажей: «Князь Игорь», «Плач Ярославны», «Евпраксия».


Работы Васильева

С каждой картиной связана своя история, которую очень интересно рассказывают во время экскурсии. Выделяются три пейзажа Константина Васильева, особенно полотно «Осень», от которого веет необычайным умиротворением.


Пейзажи Васильева

В отдельном зале представлены картины былинного цикла. Вот что нам рассказали о некоторых из них. На картине «Русский витязь» изображен русский богатырь. По легенде они обладали сверхъестественной силой и могли превращаться в различных животных. Так формы облаков подсказывают нам как-бы другие ипостаси витязя: тур, сокол, волк и щука.


Русский витязь

Рядом две картины на тему страшной былины «Рождение Дуная». У богатыря Дуная была жена Настасья, которая сражалась наравне с мужчинами и отличалась необычайной меткостью. Однажды Дунай перед товарищами решил продемонстрировать военные способности своей супруги. Положил себе на шлем кольцо и велел ей попасть в колечко. У Настасьи все получилось, тогда Дунай, решил сделать то же самое, и положил кольцо на голову жены. Она просила его отказаться от этой затеи, так как знала, что носит ребенка, однако он не обратил внимания на ее слова, выстрелил и промахнулся, убив Настасью. Затем он вскрыл ей живот и увидел, что она действительно была беременна. Не выдержав такого горя, он бросился на свой меч, и из крови Дуная образовалась река, которая теперь носит его имя.


Рождение Дуная

Рядом картина «Авдотья-рязаночка», связанная с историей о девушке, которая во время разгрома Рязани войском Батыя была в гостях у родственников. Вернувшись домой, она увидела на месте родного города пепелище, а ее отец, брат и муж пропали. Тогда Авдотья решила отправиться пешком на юг в лагерь врага, чтобы узнать, нет ли из пленников кого-нибудь из ее родственников. Хан выслушал девушку и, поразившись ее отваге, разрешил ей посмотреть на пленников. К счастью, оказалось, что все ее родственники живы. Хан разрешил Авдотье забрать с собой только одного: либо отца, либо брата, либо мужа. Девушка по-думала, что муж у нее может быть другой, отец ее уже родил, а брата у нее больше не будет, поэтому выбрала брата. Хан, поразившись мудрости Авдотьи, отпустил с ней всех рязанских пленников.


Авдотья-Рязаночка

Также здесь представлены картины, изображающие Илью Муромца и Садко. Остальные произведения Константина Васильева можно увидеть в музее Казани. Затем мы прошли в другой зал, где выставлены работы еще нескольких авторов, создающий полотна на аналогичные темы. Андрей Клименко представлен работами «Последний бой Святослава», «Сварог-прародитель», «Перун» и другие.


Картины Клименко

Так же здесь можно увидеть картины Виктора Королькова, иллюстрирующие произведение Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».


Работы Королькова

Кроме того, я впервые познакомилась с творчеством другого художника-славяниста Всеволода Иванова. К сожалению, сейчас в музее можно увидеть только две его картины, остальные временно переехали на выставку работ художника.


Работы Иванова

Поднимаемся на второй этаж, где также не мало удивительных произведений. Прежде всего, это картины пермского художника Валерия Семочкина и его сыновей Владимира и Александра. Это очень талантливая семья, которая создает потрясающие произведения. Здесь и славянские боги Сварог и Лада, и потрясающая мозаика, изображающая бога солнца Ярило.


Семочкин. Сварог и Лада


Валерий Семочкин. Ярило

И цикл картин, посвященный горам Урала..


Владимир Семочкин. Урал

Один из сыновей Валерия Семочкина создает картины на дереве, используя раствор марганцовки. На каких только материалах не творят художники. В этом зале можно увидеть и картины на бересте, и работы по камню.


Картины на бересте

Поражает, какие удивительные вещи создаются из самых, казалось бы неподходящих для творчества, материалах.

Внизу можно приобрести различную литературу и сувениры на славянскую тематику. Мы были поражены великолепными экспонатами и потрясающим увлекательным рассказом о картинах. Оказалось, что нашу экскурсию проводил директор музея Анатолий Иванович Доронин, и его энтузиазм и удивительно простые и интересные пояснения помогли нам понять смысл каждого произведения.

Я настоятельно рекомендую посетить этот музей именно с экскурсией А. И. Доронина. Кроме того мы приобрели его книгу о К. Васильеве «Руси волшебная палитра», которую сейчас с удовольствием читаем. Музей славянской культуры один из немногих, в которые хочется вернуться еще не раз, поэтому если вы еще не открыли для себя это место, очень советую его посетить.

Как найти Славянский музей им. Константина Васильева

м. Алтуфьево, Адрес: 127572, г. Москва, ул. Череповецкая, д. 3-Б

Официальный сайт

Былинно-мифологическая тема - основная в творчестве художника Константина Алексеевича Васильева (1942 - 1976). На его картинах оживает поэтическая сказка, заставляющая зрителей погрузиться в мир истории, вспомнить о том, кем были их предки, каким богам поклонялись, к каким нравственным идеалам стремились. Художник серьезно изучал древнерусские былины, песни, сказания, результатом чего явились ЭТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ картины

Не забудь включить плеер!!!

"Русский витязь", 1974 г.

Святовит

"Бой со Змеем", 1973-1974 гг.

"На Калиновом мосту", 1974 г.

"Рождение Дуная" (эскиз 1) 1974 г.

Былинный персонаж Дунай Иванович в гневе нечаянно убил свою жену - удалую поляницу (богатыршу) Настасью Микулишну. Вместе с ней погубил он и дитя свое, чудесного светозарного младенца. Потрясенный случившимся, бросился Дунай-богатырь на свой меч, и кровь всех троих слилась, дав начало великой реке Дунаю.

"Рож дение Дуная" (эскиз 2) , 1975-1976 гг.

"Рождение Дуная", 1974 г.

"Поединок Пересвета с Челубеем", 1974 г.

"Бой Добрыни со Змеем", 1974 г.

Герой русских былин - Добрыня Никитич, верный друг и соратник Ильи Муромца. Один победил он коварного Змея Горыныча, спас из пещер пленных стариков и деток малых, молодушек и бабок старых, людей русских и иностранцев, а затем и княжну Забаву Путятишну.

"Алеша Попович и красна девица", 1974 г.

"Василий Буслаев", 1974 г.



Витязи



"Садко и владыка морской", 1974 г.

"Садко на дощечке кипарисовой", 1974 г.

"Вольга и Микула", 1974 г.

Встреча былинного богатыря Вольги Святославича и простого крестьянина Микулы Селяниновича, в чьей переметной суме собрана "вся тяга земная", подлинного хозяина своей земли, который и пашет, и сеет, и кормит, а когда нужно, и защищает от врагов.


"Над Волгой ", 1971 г.

"Свияжск", 1973 г.

В период осады Казани (1552 г.) царь Иван Грозный повелел выстроить на левом берегу Волги, против устья Свияги, крепость, которая и была возведена в две недели на Столовой горе. После создания Куйбышевского водохранилища город Свияжск оказался на острове.

"Плач Ярославны", 1973 г.

Картина на сюжет "Слово о полку Игореве" является правой частью триптиха, задуманного, но не завершенного художником, который сознательно использовал здесь принцип театральной декорации.

Старинное здание музея сожжено, а коллекция картин стоимостью свыше 3 миллионов долларов исчезла. Корреспондент «КП» попытался разобраться в этой истории.

СЛАДКОЕ МЕСТО

Земельный участок, где находится музей художника, в последние годы иначе как сладким не называли. Судите сами: десять минут пешком от метро «Алтуфьево», Лианозовский парк. В парке, за чугунной оградой, два с половиной гектара земли с могучими елями и дубами и удивительный дом 1903 года постройки — бывший особняк промышленника Лианозова. «Инвесторы» щелкали острыми зубами и без устали годами бродили поодаль, облизываясь, как серые волки вокруг пионерлагеря. И добром это не кончилось.

Сейчас из причудливой ломаной крыши музея обгорелыми костями торчат балки. Вокруг здания все усыпано красной черепицей и жженой дрянью. Среди мокрого мусора стоят корреспондент «Комсомолки» и создатель этого музея, председатель Клуба любителей живописи Константина Васильева Анатолий Доронин.

Председатель поддевает носком ботинка оплавившуюся канистру из-под тосола:

— В ней они принесли горючую смесь. Кажется, это был бензин с маслом. Выбрали самый глухой угол здания, облили все и подожгли. Десять машин тушили…

Я нюхаю канистру — в ней на дне еще осталась горючая смесь, и на автомате спрашиваю:

— Кто это сделал?

Анатолий Иванович как-то просто и обыденно говорит мне:

— «Инвесторы». Днем они приезжали — хотели забрать печать, документацию музея и клуба. Мы не отдали, а ночью, 22 сентября, музей подожгли.

— А картины, что с картинами?

— Картины у нас отняли чуть раньше…

В голове у меня в тот момент была лишь одна мысль: «Просто повезло, что весной успел сводить в музей Васильева детишек». Вот эту фразу про детишек и музей я потом использовал как пароль и своеобразный тест на порядочность, когда влез в музейную историю. Такого клубка вранья, противоречий, злобы и взаимного недоверия я не встречал никогда. Единственный VIP-заступник музея и поклонник живописи Васильева сатирик Михаил Задорнов тоже первым делом, в лоб, спросил меня:

— Почему вы занялись этой темой? Чей это заказ?

Я даже растерялся:

— Мне нравится Васильев, я детей своих водил в этот музей…

— Все! Все! Вы ответили на мой вопрос! — закричал сатирик. Михаил Задорнов в этот момент был в Магадане, стоял на трапе самолета. Но две минуты для меня нашел:

— Этот музей создавался с большой любовью поклонниками творчества Васильева. Это особая каста людей. И сам художник — знаковая фигура. Потому что он ведал нашу Быль, а не Историю. История всего лишь написана летописцами, людьми. А то, что было на самом деле, знают не все. Константин Васильев знал. Но сейчас торгашеское время. Константин Васильев и торгаши несовместимы, как филармония и мясокомбинат. И, конечно, этот лакомый кусочек хотели отхватить. Там земля, там ночной клуб можно построить. Мне противно даже говорить про это… Те, кто любит творчество Константина Васильева, мыслят по-старому. Они не могут и не умеют защищаться, и, конечно, у них все это отберут…

Создатель музея Анатолий Доронин: — А картины у нас отняли чуть раньше…
Фото: Леонид ВАЛЕЕВ

ДЕЛО О РАВНОДУШИИ

Судьбе художника трудно позавидовать. Непризнанный и гонимый при жизни, он писал как одержимый, как будто чувствовал, что скоро уйдет. Если вдруг появлялся экстравагантный покупатель, заинтересовавшийся непризнанным гением, художник просто измерял свое творчество школьной линейкой по диагонали и брал с ошарашенного коллекционера по рублю за сантиметр. И только много лет спустя люди заметят, что картины Васильева порождают так называемый «итальянский синдром» и посетители выставок и музея будут терять сознание от безумной энергетики, которую мастер вложил в свои полотна. Ушел Константин Васильев в 34 года, как бы подтверждая зловещую теорию о связи гениальности и неизбежной ранней смерти. Художник погиб странно, я насчитал четыре версии его смерти: 29 октября 1976 года был избит хулиганами в пустой электричке, выброшен на ходу из поезда, был зарублен топором, был сбит поездом на станции Антропшино. Уголовное дело прокуратурой не возбуждалось, следствия не было, и обстоятельства и причины гибели Константина Ва
сильева, наверное, так и останутся тайной.

Мы сидим с директором клуба в последнем уцелевшем здании — гигантской русской избе, в которой помещается детский театр, много лет работавший при музее. Анатолий Доронин рассказывает, как удалось вытащить из небытия наследство замечательного художника:

— Я познакомился с художником в последние годы его жизни, хотя признание и слава пришли к Васильеву только после смерти. Так часто бывает, слишком часто… В 1978 году я уговорил его мать, взял картины Васильева, привез их в Москву. В лютый мороз люди по четыре часа стояли на улице, чтобы попасть на выставку. Почти 10 лет эту выставку возили по России. Мама художника, она была еще жива, сказала мне, дословно: «Картины — это не дрова, чтобы возить их взад-вперед, давайте подумаем о музее».

Место под музей искали долго. Мать поставила единственное, но трудновыполнимое условие: она будет жить там, где находятся картины сына. В 1988 году Анатолий Иванович организовал клуб, и почти сразу нашелся особняк промышленника Лианозова.

— От дома осталось три стены, — рассказывает Анатолий Иванович. — Почти десять лет мы восстанавливали его, своими руками, на свои деньги. И в 1998 году музей открылся. Почти три года я обивал пороги правительства Москвы. Прошел каждого члена правительства, от каждого получил подпись. На это ушло три года, но нам выделили землю в аренду на 49 лет под строительство «Центра искусств».

Анатолий Иванович выкладывает передо мной на стол кучу документов. «Постановление правительства Москвы»: «Предоставить Клубу любителей живописи на 49 лет участок 2,57 га. Изъять из состава Лианозовского парка культуры земельный участок». Распоряжение правительства Москвы за подписью Юрия Лужкова о строительстве на выделенном участке «Центра искусств». Я смотрю в окно на закопченные стены сгоревшего музея и думаю, что единственное, чего нет пока в этой истории, — крови. Но это временно, потому что куш огромный, сдаваться никто не собирается, а власти, которые когда-то подписывали все эти бумажки, история с музеем интересует мало. Я бы даже сказал, как-то демонстративно не интересует. Вот только равнодушие к делу не подошьешь…

В ОСАДЕ «ИНВЕСТОРОВ»

Незадолго до смерти мать художника Клавдия Парменовна передала коллекцию картин в аренду клубу. Вокруг картин, как грифы-падальщики, уже начали крутиться мутные личности. Есть в антикварном мирке «специалисты по наследникам»: они ждали, когда картины отойдут старшей сестре, рассчитывая на ее сговорчивость. По словам Анатолия Ивановича, мать перед смертью наказала ему: «Не позволяй ей (сестре. — Прим. авт.) продавать картины». Анатолий Иванович поклялся и сдержал свое обещание. Как только новая хозяйка бесценного состояния собиралась что-то продать, она обращалась к клубу, и клуб прилежно выкупал у нее картины, официально составляя соответствующие бумаги и акты. Разумеется, картины оставались в музее, который в начале XXI века уже приобрел всероссийскую известность.

Чертовщина началась в 2005 году, когда к сестре художника нашла подход некая Любовь Высоцкая, ныне проживающая в Англии. «Комсомолка» подробно писала в свое время, как лихо и ловко эта дама кинула фигуриста Плющенко, уговорив его подписать всего одну бумажку. Как в анекдоте, где футболист Бэкхем, дающий автограф, не знал, что подписывает контракт с ярославским «Шинником»…

Мадам Высоцкая собиралась построить на территории музея два высотных здания, пообещав сестре художника несколько квартир. Началась обычная рейдерская чехарда, которая тогда была в диковинку. Поддельные подписи и протоколы, иски и изнуряющие суды. В общем, ничего нового, только с музеем было все значительно проще, так как он являлся общественной организацией. Сменил председателя — и владей! Анатолий Доронин торчал у «инвесторов» как кость в горле. И каждый заход на цель липовые инвесторы начинали с того, что пытались устранить этого человека, который сопротивлялся с упорством обреченного. Атаки не прекращались — музей как был, так и оставался сладким объектом: не до конца оформленные документы на особняк Лианозова. Два собственника коллекции и музейного имущества — сестра художника и клуб периодически конфликтовали. При этом стоимость картин постоянно росла, и сейчас, по самым-самым скромным подсчетам, коллекция стоит свыше трех миллионов долларов! Сумасшедшие деньги принадлежали физическому лицу и общественно
й организации со смешным названием Клуб любителей живописи, с доверчивым и интеллигентным председателем во главе. Мне удалось дозвониться до сестры художника. Замученная женщина не очень хотела говорить со мной. И на мой вопрос: «Где картины?» — Валентина Васильева устало сказала:

«Ожидание» — у этой картины посетители музея теряли сознание. «Итальянский синдром» — энергетика художника продолжает жить в его полотнах.

— Спросите у Доронина, я не знаю…

Я спросил. Беда, по словам Анатолия Ивановича, пришла откуда ее не ждали, от людей, которым доверяли.

— В 2002 году сестра художника хотела продать картину, одну из самых известных — «Валькирия над сраженным воином». И когда она нашла покупателя, пока шли переговоры, я эту картину снял и унес. Я сдал ее на ответственное хранение в фирму «Частное право». Это была не просто какая-то случайная организация. Они оказывали нам юридическую поддержку. Один из ее сотрудников — член Попечительского совета музея. Я им верил и доверял.

ПОГОНЯ ЗА КАРТИНАМИ

Минувшее лето принесло музею новые беды в виде странного судебного решения: Бутырский суд на основании старого решения Коломенского суда о правах на картины постановил изъять из музея 15 полотен и передать их сестре художника. Собрание клуба в ответ постановило: перед передачей провести экспертизу всех картин музея на предмет их подлинности экспертами Академии художеств. Смею предположить, что у этого решения было две причины. «Инвесторы» не раз обвиняли Анатолия Доронина в том, что все картины давным-давно проданы, а в музее висят копии. Была еще одна, самая веская причина — члены клуба хотели сохранить в целости самую крупную коллекцию картин — 82 полотна. Тем более ходили слухи, что с сестрой художника много лет вели переговоры власти Татарстана. И я лично не сомневаюсь, что в республике нашли бы силы и средства, чтобы построить для работ своего гениального земляка музей. По другим слухам, на Западе нашелся крупный и богатый покупатель.

По словам Анатолия Доронина и судя по тексту его заявления в прокуратуру, юридическая фирма «Частное право» предложила поместить картины на территории закрытого режимного предприятия «Восход» и там же провести экспертизу.

— Мы вывозили картины на «Газели». Охранники ехали в первой машине, потом машина с картинами, потом я на своей машине. Ехали каким-то длинным путем, зачем-то выехали на МКАД. И как только выехали, ведущая машина перекрыла мне дорогу, а «Газель» рванула вперед — 100 — 120! Рванула так, что у части картин разбились стекла! Я водитель опытный, догнал их. Бросился на водителя, он стал оправдываться, нести всякую чушь: мол, жена рожает. Убедили меня, что это случайно, они не собирались от меня отрываться. Но когда мы разгрузили картины, мне дали фиговую расписку — мол, начальства на предприятии нет, печати нет. Завтра придешь, все оформим. В расписке было написано: «Я, такой-то, взял репродукции картин!» Репродукции!!! Без паспортных данных, без ничего! Деваться мне было некуда — ночь, а везти картины в музей я боялся. Оставил их до утра.

— И что вы сделали?

— Я на следующий день пришел в «Частное право» вместе с членами клуба. И мы ходили туда как на работу, требуя, чтобы нам вернули либо картины, либо отдали договор. Я дозвонился до начальника режима этого «Восхода», и он заверил меня, что картин там уже нет. В конце концов они отдали нам липовый договор от какой-то адыгейской фирмы. 28 августа я написал заявление в прокуратуру: «… все действия организации «Частное право» являются попыткой совершить рейдерский захват территории и имущества РОО «Клуб любителей живописи К. Васильева», а также присвоить себе картины художника К. Васильева».

«Человек с филином» — загадочный автопортрет Константина Васильева, написанный незадолго до его смерти. У ног художника сгорает свиток с надписью «Константин Великоросс», и пламя превращается в дубовый побег.

НЕДОВЕРЧИВЫЕ ЮРИСТЫ

Как выяснилось позже, все вышеописанные события не были спонтанными. У клуба взяли документы на здание под предлогом помощи в оформлении документов. Чуть позже юристы получили протокол никогда не собиравшегося собрания клуба, на котором был назначен новый временный председатель — Вячеслав Шатский. Его отрекомендовали как бывшего сотрудника МВД, который возьмется решать проблемы клуба в суде и прочих бюрократических организациях. За день до пожара временный председатель с группой поддержки приезжал в музей за печатью клуба и документами. Но у музея оказалось множество защитников. Крепкие мужики проводили гостей восвояси, а ночью музей подожгли…

Мне удалось встретиться с господином Шатским. У меня был всего один конкретный вопрос, который волновал больше, чем земельный участок, здание и подделка подписей: «Где находятся картины, может ли их увидеть корреспондент «Комсомольской правды»?» Ответ мне прислали по электронной почте: «Нет». Но встретиться согласились. Место и время встречи новый председатель клуба оговаривал строго по электронной почте или с помощью SMS-сообщений. Боялся, что его записывают на диктофон. Встречались в метро, где господин Шатский, отказавшись от разговора, передал мне папку с десятком страниц текста. Это было интервью с жутким названием «Заклинание огня», и его новый председатель, по-видимому, взял у себя сам. В придачу он попросил корреспондента «КП» расписаться на каждой страничке второго экземпляра, поставив рядом с подписью дату.

— Если вы исказите мои слова, — предупредил меня Вячеслав Дмитриевич, — встретимся в суде!

В этой истории и так слишком много судов, потому привожу самый важный фрагмент текста без искажений:

«- А что мешает организовать выставку коллекции уже сегодня? Это бы способствовало ее сохранению, успокоило бы общественное мнение и развеяло бы многие домыслы.

— Мешает не столько проблема подбора подходящего помещения (старое непригодно после пожара, но это — вопрос решаемый), сколько вопросы юридического порядка».

Картины, можно сказать, нашлись, и очень надеюсь, что молчащая прокуратура, получившая заявление о хищении еще 28 сентября, примет какие-то меры. Больше в автоинтервью Вячеслава Шатского ничего интересного не было, кроме обвинений Анатолия Доронина в бесхозяйственности и непрактичности. Непонятно только, как ему удалось вообще спасти наследие замечательного художника и создать этот музей на пустом месте?

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Чем закончится эта история, пока непонятно. Михаил Задорнов, несмотря на весь свой пессимизм, заверил меня, что по людям, забравшим картины, сейчас работают частные сыщики. Собирают компромат. Поможет ли это вернуть картины в музей, не знаю. Хотя выход из этой запутанной истории есть. Простой и понятный — признать картины Константина Васильева национальным достоянием. В этом-то, надеюсь, ни у кого нет сомнений?

Когда верстался номер:

Сотрудник Росохранкультуры Ерванд Цовян сообщил корреспонденту «КП», что частные коллекции находятся вне их компетенции. Но за сигнал поблагодарил и заверил, что картины художника Россию не покинут. Благо именно Росохранкультура дает разрешения на вывоз предметов искусства.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Константин ВАСИЛЬЕВ . Родился в Майкопе 3 сентября 1942 года во время оккупации. Вырос в поселке Васильево под Казанью.

В 1954 году газета «Комсомольская правда» поместила объявление, что Московская средняя художественная школа при Институте имени В. И. Сурикова принимает одаренных в области рисования детей. Константин Васильев был зачислен в эту школу, а в 1961 году с блеском окончил Казанское художественное училище. Мог писать в любой манере, переболел даже сюрреализмом. Художник оставил после себя около 400 картин, большая часть его творческого наследия — 82 полотна — хранилась в музее.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Картины сгубила доверчивость

В этой истории осталось множество вопросов, которые снять могут только компетентные люди в погонах. Разумеется, часть вины за утрату коллекции лежит на Анатолии Доронине. В этом журналистском расследовании он мог бы быть главным подозреваемым, если бы не несколько важных деталей, которые его оправдывают. Музей был делом его жизни — сейчас от этого дела остались лишь обгорелые развалины. Анатолия Ивановича поддерживают сотни людей, которые знают его много лет. Это тоже дорогого стоит. Создатель музея и клуба живет более чем скромно, ездит на отечественной машине с разбитой фарой. Деталь характерная. Пишет сам на себя заявления в прокуратуру — странно, правда? Но самое главное, он в этой истории оказался единственным, кто общался с прессой.

Разумеется, он многого недоговаривал. Его доверчивость и некоторые поступки вызывали вопросы — например, когда он прятал картины от законной владелицы, спасая их от продажи. Или, не глядя и не читая, подписывал серьезные документы. Но он, не стесняясь, рассказал про это журналисту. Причем не с глазу на глаз, а в присутствии других членов клуба. На этом фоне упорное молчание и анонимное общение с другой стороной конфликта выглядит очень и очень странно. И верить им не хочется, а хочется верить тем, с кем можешь общаться глядя друг другу в глаза.

Александр ПОНОМАРЕВ

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...