Коши – энергетические тела человека. Ступени развития сознания человек Формирование и старение тел


Ja byl na urovne vigjana maya eschio v 1989 godu, no s teh por dumaju ne prodvinulsa na duhovnom puti

Http://omstudio.org/books/bg/page/13/gl13-5.html

Taken from:
http://veda.co.ua/praktika-yogi
Cлово йога образовано от санскритского глагольного корня юдж, означающего связывать, соединять, скреплять, сцеплять, направлять, сосредотачивать внимание, употреблять, применять.

4 основных вида йоги

Карма - йога
Гьяна - йога
Дхьяна - йога
Бхакти - йога
Эти 4 вида йоги образуют лестницу йоги.

Лестница йоги – система возвышения сознания.

Это постепенный процесс - каждый следующий уровень (ступень) опирается на опыт реализаций предыдущего.

Все виды существующих духовных и изотерических практик можно классифицировать в лестнице йоги.

Семинар - Путь духовного воина

Cannot Connect to Youtube Server

Cannot Connect to Youtube Server Cannot Connect to Youtube Server
Cannot Connect to Youtube Server
В нашей духовной жизни мы проходим все этапы лестницы йоги.

5 уровней сознания

1) Анна-майя-коша (анна - пища) - уровень животного сознания, различение на уровне "съедобно не съедобно" (форма - пища для глаз; плоть - пища для языка; звук - пища для уха; запах - пища для обоняния) я должен этим завладеть или от этого защищаться.

Главная ценность - имущество.
Уровень сознания анна-майя-коша соответствует - животным формам жизни и двипада-пашу (нецивилизованное человеческое общество).

2) Прана-майя-коша (прана - жизненная энергия) - уровень цивилизации с общественными правилами (я имею право на жизнь и ты имеешь право на жизнь) человек начинает замечать и реагировать на проявления жизни, жизнь определяется "шевелится, не шевелится", уровень материалистичной цивилизации.

Главная ценность - здоровье.
Уровень сознания прана-майя-коша соответствует - карма-канда (цивилизованное общество).

3) Мано(гйана)-майя-коша (гйана - знание) - уровень интеллигенции, уровень социальной сферы, устремление к возвышенному.

Главная ценность - знание.
Уровень сознания мано(гйана)-майя-коша - соответствует карма-йоге.

4) Вигьяна-майя-коша (вигьяна - реализация, осознание) - трансцендентный уровень, отречение от материи, уровень освобождения.

Главная ценность - свобода.
Уровень сознания вигьяна-майя-коша соответствует - гйана-йоге.

5) Ананда-майя-коша (ананда - блаженство) - разнообразие за пределами материи.

Главная ценность - отношения.
Уровень ананда-майя-коша соответствует - бхакти-йоге.

Строение тонкого тела человека

Практикующему йогу важно знать тот инструмент, с которым мы имеем дело, а именно человеческое тело и сопутствующие ему более тонкие тела (они же оболочки) соответствующие данному индивидууму в данном месте пространства и времени. Итак, данный инструмент состоит из пяти основных оболочек: физической - Анна-майя-коша, эфирной - Прана-майя-коша, ментальной - Мано-майя-коша, интеллектуальной - Вигьяна-майя-коша и причинной - Ананда-майя-коша.

Начнём наше рассмотрение с причинного тела – Ананда-майя-коши.

Ананда-майя-коша

Ананда-майя коша - источник всех других кош, характеризуется абсолютным блаженством (анандой), которое окружает Дживатман. Дживатман - слово, состоящее из 2-х: «Джива» в переводе с санскрита означает человек, и «атман» - душа, дух, самость. То есть Дживатман - это душа человека, наша истинная сущность. Это истинное «Я» с большой буквы. Дживатман - это совершенный зритель и тайный архитектор всех других стратификаций. Его природа - чистое сознание. Ананда-майя-коша - это внешнее время и пространство. Дживатман находится выше случайных событий и противоречий.

В индийской философии считается, что человек – это не тело и душа: это душа, которая строит себе тело. Такая концепция не противоречит христианским взглядам. Одно, единственное фундаментальное различие состоит в том, что в христианском мировоззрении душа лишь единожды входит в контакт с материей, то есть у души бывает лишь одна инкарнация. Индийские мыслители считают, что душа попадает в колесо последовательных рождений и смертей, каждый раз возобновляя контакт с материей, когда её физические инструменты дезинтегрированы смертью.

Можно возразить, что это «единственное» различие весьма значительно, но если говорить только о структуре конкретного индивида и одной его инкарнации, то с этой точки зрения существенной разницы нет.

Именно из этого динамического центра последовательно материализуются остальные слои. Этот причинный слой физически не наблюдаем и из-за этого его сложно использовать как объект научного исследования. В современной психологии упоминаний о нём нет.

Ананда-майя-коша – причинное тело (карана шарира) или саттвическая авидья (иллюзия). Состояние счастливого переживания.

Данная оболочка наделена тремя Вритти: Прия, Мода и Прамода.

Прия – счастье, возникающее от простого видения желанного объекта.

Мода – счастье, испытываемое при обладании желанным объектом.

Прамода – счастье, получаемое от действительного наслаждения желанным объектом.

Эта оболочка самопроизвольно испытывает счастье во время осуществления добродетельных поступков. Ананда-майя-коша находит своё полное выражение во время глубокого сна.

Иллюзия этого уровня: Человек говорит: «Я-наслаждающийся. Я-счастливый. Я-спокойный. Я-утвердившийся. Я-Саттвический. Я-Раджасический. Я-Тамасический. Я-скучающий человек. Я невежественный человек. Я-несчастный человек. Я-нестойкий человек. Я-различающий человек. Я-порочный человек. Я-обманутый человек».

Человек обычно говорит: «Моё тело, моя Прана, мой интеллект, мои чувства, моё невежество». Это перечисление всего, что не есть Я – Атман. Это всё собственность, но не сам владелец.

Вигьяна-майя-коша (в некоторых источниках – виджняна-майя-коша).

В динамическом процессе материализации Дживатман, или душа, поначалу создаёт индивидуальный центр для самой себя и подвергается первому уплотнению. Появляется Вигьяна-майя-коша. Эта коша структурируется вокруг концепции ахамкары – ощущения эго, или своего «я» (с маленькой буквы) в современной психологии. Именно, эта таинственная способность заставляет человека осознавать, что: «я-индивид, центр сознания, отделённый от всех остальных центров».

Это принцип индивидуализации. Моё «я» - это опорный центр, с которым связаны все жизненные события, как спицы колеса связаны с осью. Когда я родился, физически и ментально я был совсем другим, чем сейчас. Через несколько лет я снова стану другим, хотя всё равно это буду я. Это глубокое ощущение индивидуализации, это постоянный базисный центр – основа, вокруг которой организуется Вигьяна-майя-коша (перевод: интеллект, рассудок). «Я мыслю, следовательно, я …» нахожусь в Вигьяна-майя-коше.

Она расположена на том же уровне, что и совесть. Под совестью понимается ощущение того, что правильно и неправильно, это не сознательная часть нашей ментальной деятельности. Там же расположен рассудок (буддхи).

Вигьяна-майя-коша - интеллектуальное тело (Буддхи) саттва гунна, уровень Ахамкара.

В «Упанишадах» указаны три основные функции разума:

1. Способность запоминать;

2. Способность анализировать, размышлять, раскладывать по полочкам;

3. Способность различать, что хорошо, а что плохо, делать выводы на основе проанализированного.

Иллюзия данного уровня: Человек говорит: «Я-посредник. Я-решительный человек. Я-сознательный человек, Я-обученный человек. Я-прекрасно всё понимаю. Я могу устранить сомнения других. Я знаю Веды. Я мудрый человек».

Эта оболочка погружается в Мула Агньяну – первобытное (корневое) невежество во время сна без сновидений, поэтому не может быть Атманом – осознающим.

Мано-майя-коша

Мано-майя-коша - ментальное тело, состоит из гьяна-индрий: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание.

На этом уровне живут все вритти – модификации, образы, объекты материального мира. Этому уровню соответствуют иллюзии: «Это моё: знание, дети, дом, бизнес и т.п.»

Природа ума – изменчивость, а природа Атмана – неизменность.

Вигьяна-майя-коша и Мано-майя-коша перекрываются и проникают друг в друга.

Мано-майя-коша - это вся психическая деятельность, кроме той, которая охвачена концепцией Вигьяна-майя-коши. В Мано-майя-коше содержатся все наши психические инструменты для восприятия внешнего мира. Она составляет нашу психику (ту которую изучает современная психология), эволюционирующую параллельно с телом. Сюда же входят наши инстинкты, унаследованные от предков, а также индивидуальные черты, приобретаемые с момента нашего рождения. В ней содержатся наши комплексы, наши осознанные ощущения и наше индивидуальное подсознание. Это слой, которого стремятся достичь психоаналитики. Он также включает в себя содержание нашей памяти, накопленное с момента рождения. Когда сплю, я нахожусь в сознании, и моя память функционирует, поскольку при пробуждении я могу вспомнить содержание снов. Во время сна я испытываю различные чувства. В зависимости от характера я ощущаю испуг или радость. Всё, что задействовано в сновидении – моё подсознание, моя способность создавать мысленные картинки, всё, что обуславливает содержание моих снов (мои подсознательные импульсы, воспоминания, подавленные желания и т.д.) – всё это часть Мано-майя-коши. Когда я сплю, ни мой интеллект, ни мой рассудок не функционируют. Мне может присниться, что я летаю, как птица, и я этому ничуть не удивляюсь, потому что мой рассудок и мой интеллект (Вигьяна-майя-коша) во время сна отключены. Кроме того, в Мано-майя-коше содержатся мои психические инструменты деятельности. Я хочу самовыражаться, то есть вести активную деятельность во внешнем мире. За моим двигающимся телом скрывается аниматор, - психика с её глубинными мотивациями.

Говоря более простым языком, Вигьяна-майя-кошу и Мано-майя-кошу можно воспринимать как психический слой. Они составляют то, что оккультисты называют астральным телом.

Если причинная коша – Ананда-майя-коша, находится вне времени и пространства (душа бессмертна), то психическое тело имеет одно измерение. Это измерение не в пространстве, а во времени. Пока я сплю, мой сон не занимает Х кубических метров. Однако сновидения занимают время, поскольку, глядя на энцефалограмму, мы можем сказать с точностью до секунд, в какое время началось и закончилось сновидение.

Нужно отметить, что время в сновидении значительно отличается от времени, которое показывают стрелки часов. Короткий сон, который по часам длится совсем недолго, спящему может показаться сном, продолжавшимся несколько часов. Точно также наши чувства не имеют ни объёма, ни веса. Сколько граммов весит приступ ярости? Вопрос абсурдный. Именно потому, что наша психика безразмерна, она способна свести воедино, в одно глобальное восприятие, ощущения из различных частей рассудочно-интеллектуального внешнего слоя, соответствующего центрам восприятия коры головного мозга.

Анна-майя-коша и прана-майя-коша

Если рассмотрим, как мы выполняем любое движение, то увидим, что в действие мгновенно приводятся скелет, мышцы и сухожилия. С первого взгляда вроде бы вполне всё естественно, но если задуматься, как может бесплотная мысль приводить в действие материальные частицы? Рассмотрим самый плотный физический слой – Анна-майя-кошу.

Науке известно, что человеческое тело состоит примерно из 65 процентов кислорода, 18 процентов углерода, 10 процентов водорода, 3 процентов азота, 2 процентов кальция, 1 процента фосфора, что в сумме составляет 99 процентов. В оставшемся 1 проценте представлены 23 других элемента, начиная с железа и заканчивая титаном, в том числе кобальт, никель и молибден. Это материальные компоненты нашего тела. Они берутся из того, что мы едим, - из твёрдой, жидкой и газообразной пищи. По определению, эти материальные элементы инертны. Они группируются и приводятся в действие силами, которые называются пранами.

Прана-майя-коша – это наше духовное, и вместе с тем материальное праническое тело. Все электрические, магнитные и другие силы, которые действуют в наших телах, создают эту видимость жизни. Энергетические потоки протекают через материальный слой (Анна-майя-кошу) вдоль силовых линий и по материальным проводникам.

Поскольку это самый плотный слой, к Анна-майя-коше часто относятся с неким презрением: такую ошибку западный мир совершает на протяжении многих веков, но ведь молекулярное тело, Анна-майя-коша, - это та самая коша, в которой собираются все остальные коши. Это священная сцена, на которой разворачивается космическая драма человеческой жизни. Без неё человеческое проявление на земном уровне было бы невозможным. В целом она обуславливает внешний вид и совершенство человеческого проявления.

Анна-майя-коша пропитывается и оплодотворяется сознанием, выражением которого является. Цель йоги – сделать её как можно совершеннее и одухотворить её, но сами по себе эти два слоя инертны. Они четырёхмерны. Они существуют во времени и пространстве и полностью растворяются в смерти, чтобы сразу вернуться в физический мир. Истинная движущая сила, которая скрывается за движениями анна-майя-коши (слоя, формируемого пищей) и Прана-майя-коши (энергетического слоя) – это сознание (Мано-майя-коша и Вигьяна-майя-коша). Места, где психические силы действуют на нижние слои и входят с ними в контакт, называются «чакрами» (перевод с санскрита – колесо).

Анна-майя-коша - это физическое тело (оболочка), которое рождается из яйцеклетки и семени. Посмертно сливается с анна-майя-кошей земли. Это субъект для шести перемен - шад-бхава-викара: рождение, существование, рост, изменение, увядание и смерть. Состоит из пищи.

Иллюзия этого уровня – «Я-человек, Я-женщина», Я-Вася, Петя и т.п., Я-брахман и т.д.».

Прана-майя-коша – эфирное тело (энерго-информационнная матрица физического тела). Состоит из тел: информационного – стхула-прана-коша и энергетического – сукшма-прана-коша.

Стхула-прана-коша состоит из пяти карма индрий и пяти пран.

Пять карма индрий - органов действия: Вак - орган речи, Пани - руки, Пада - стопы, Упаштам - орган воспроизведения, и Паю или Гуда - анус, орган выделения.

Пять пран:

1); Прана - дыхание в собственном смысле, вдох и выдох.

Прана пребывает во рту, голове, ушах, языке, носу и груди. Пронизывая голову и центрируясь в мозгу, она движется вниз к груди и горлу, управляя вдохом и глотанием, а также чиханием, плеванием и изрыганием. Она часть космической жизненной энергии, и она направляет все другие ваты (движения) в теле. Она руководит чувствами, умом, сердцем и сознанием, определяет накал вдохновения и созидательные импульсы.

2) Удана - дыхание, идущее вверх и локализуемое в горле.

Удана пребывает в груди, гортани и горле. Управляет речью, выдыханием, ментальными установками (энтузиазмом, позитивностью), физической и психической силой, волей и памятью, а также цветом тела. Формирует намерения. Во время смерти она поднимается вверх из тела и переносит сознание к различным тонким мирам соответственно намерению человека и карме, которая действует через неё. Когда она полностью развита, она дает возможность превзойти ограничения материального мира, а также обрести мистические силы. Практика йоги заключается преимущественно в развитии уданы.

3) Вьяна - дыхание, разлитое по всему телу и локализуемое между первыми двумя, которое поддерживает жизнь между вдохом и выдохом.

Вьяна пребывает во всем теле, но основное место пребывания - область сердца. Самая мощная вата в организме. Она контролирует циркуляцию крови и управляет образованием пота и лимфы, а также двигательными функциями.
4) Самана - общее или "срединное" дыхание, локализуемое в области пупа и соотносимое с пищеварением;

Самана пребывает в кишечнике. Контролирует пищеварение и превращение пищи в отходы. Устраняет несварение, диарею, гастриты и воспаления.

5) Апана - дыхание, идущее вниз.

Апана пребывает в прямой кишке, мочевом пузыре и гениталиях. Управляет мочеиспусканием, дефекацией, менструацией, выталкивает ребенка во время родов. Как удана поддерживает нашу жизненную силу направленной вверх и приносит развитие и освобождение сознания, так апана, нисходящий воздух, удерживает ее внизу и приносит деградацию и ограничение сознания.

Сукшма-прана-коша состоит из чакр и нади. Считается, что существует 49 чакр, из них 7 основных (внутренний круг), 21 второй и 21 внешний.

Через это тело мы связаны со всеми частями и жителями вселенной. На этом уровне осуществляется единство.

Иллюзия этого уровня – «Я – какой-то: умный, голодный, хотящий чего-то, делающий что-то».

Прана полностью зависима от Я и у неё отсутствует возможность действия самой по себе, она нами не управляет. Она конечна и поэтому её называют Джада - инертной. Вы – осознающий, то есть Атман, а не Прана.

Используя знания об устройстве тонкого тела человека, да будет практика успешной! Слава Татхагатам и Всем Ищущим и Идущим по Пути Совершенствования Практикующим Прошлого, Настоящего и Будущего! ОМ!

Ступени развития сознания человека

Каковы ступени развития сознания человека?
В Тайтирийа Упанишад перечисляется 5 таких ступеней:
Анна-майя - Зависимость человека от пищи («анна» означает «пища»). В начале своей жизни ребёнок сознает лишь необходимость в еде и оценивает окружающий мир с этой точки зрения. Всё что попадается ему в руки, он сразу же стремится взять в рот, пытаясь съесть. Человек на этом уровне подобен животному. Иногда даже взрослые люди обладают таким сознанием. Грубые чувственные наслаждения они принимают за высшее счастье и высший смысл жизни. Не способные совладать со своими чувствами, они преступают все нормы морали ради удовлетворения своих прихотей. Поэтому, этих людей называют нецивилизованными.
Прана-майя - Осознание собственного существования и других различных проявлений жизни («прана» означает «жизненная энергия»). Обусловленный таким сознанием человек, считает себя счастливым, если ему удается продолжать жить и при этом на него никто не нападает и не уничтожает его. Он стремится иметь хорошее здоровье и считает это главным в жизни. Такие люди следуют правилам мирской морали и поэтому их называют цивилизованными.
Мано-майя (гьяна-майя) - Это умственный уровень, на котором человек не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать и желать. На этом уровне человек начинает сознавать, что есть высшие законы, установленные Богом, нарушение которых делают его несчастным. Поэтому такие люди следуют правилам религиозной морали.
Вигьяна-майя - Интеллектуальный уровень, на котором живое существо, сознавая себя вечной духовной частицей, перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. Это уровень постижения Брахмана.
Ананда-майя - Уровень чистого сознания или Сознания Кришны, на котором живое существо обретает вечное существование в блаженстве и знании. В Веданта-сутре говорится: ананда-майо ‘бхийасат - Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства (ананды). Поэтому живое существо может постичь эту вечную, исполненную блаженства и знания форму Господа, только достигнув уровня ананда-майя. На этом уровне живое существо развивает свои отношения с Господом, преданно служа Ему.
Как говорилось выше, все эти уровни подобны ступеням развития сознания. В книге «Источник Вечного Наслаждения» (глава «Молитвы олицетворённых Вед») Шрила Прабхупада пишет:
Пока живые существа находятся на четырех низших ступенях жизни - анна-майя, прана-майя, мано-майя и вигьяна-майя - считается, что они находятся в материальных условиях жизни. Но как только они достигают ступени ананда-майи, они становятся освобожденными душами. Эта ступень называется в Бхагавад-гите ступенью брахма-бхута. Там говорится, что на ступени жизни брахма-бхута нет тревог и страстных желаний. Эта стадия наступает, когда человек начинает чувствовать одинаковое расположение ко всем живым существам, и затем она расширяется до стадии сознания Кришны, находясь на которой, человек всегда горячо желает служить Верховной Божественной Личности.
Таким образом, на первых четырёх ступенях жизни, сознание человека остаётся обусловленным, т.е. покрытым материей. Это не чистое состояние сознания. И только на пятой ступени - ананда-майя - живое существо находится в своём изначальном состоянии и его сознание чисто. Осквернение происходит из-за неправильно сделанного выбора души - желания получить наслаждение отдельно от Кришны. Этот изначальный эгоизм души, затем проявляется во всё более и более грубом виде. Поэтому процесс очищения души - это процесс освобождения от эгоизма. До тех пор пока душа опять не приступит к преданному служению Кришне, оно будет сохранять эгоистическое сознание и никогда не сможет достичь ступени ананда-майи. Сделать это можно, только опираясь на указания священных писаний (шастры), указания истинного духовного учителя (гуру) и других опытных преданных (садху). В процессе преданного служения, обусловленный человек сознательно практикует образ жизни и мышление, естественные для духовного мира. Но сделать это без упорядоченности внешней деятельности тела невозможно. Однообразие внешней деятельности высвобождает ум для постижения разнообразия внутренней деятельности, внутренних усилий. Поэтому, для того чтобы очистить сознание, необходимо соблюдать правила, регулирующие жизнь человека и позволяющие достичь внутренней и внешней чистоты. Внешняя чистота - это чистота грубого тела, а внутренняя - это чистота тонкого тела.
Каковы правила, упорядочивающие деятельность грубого и тонкого тела и приводящие к внешней и внутренней чистоте?
При помощи духовного наставника составьте свой распорядок дня. Прежде всего, необходимо выделить достаточное время для духовной практики, отдыха и работы. Если Вы питаетесь только вегетарианской пищей и пьете только чистые безалкогольные напитки, это само по себе приведёт к сильному очищению тела от шлаков. В этом случае организму понадобится гораздо меньше времени для отдыха, чтобы восстановить силы. Чрезмерный сон приводит к усилению влияния гуны невежества со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому 6-7 часов ночного сна вполне достаточно для того, чтобы восстановить работоспособность тела, ума и разума. Сон до полуночи более эффективен, поэтому оптимальное время для отхода ко сну - 8-9 часов вечера, а для подъёма - 3-4 часа утра.
Таким образом, у Вас появится достаточно времени для того, чтобы повторить несколько кругов маха-мантры на чётках и почитать книги Шрилы Прабхупады, прежде чем Вы уйдёте на работу. Спокойное раннее утро - это самое лучшее время для духовной практики, поэтому дорожите им. Занимаясь духовной практикой утром, Вы будете получать сильный духовный заряд на весь будущий день. Сосредоточение ума на Кришне приводит к повышению внутренней чистоты.
Перед тем как приступить к духовной практике следует совершить полное омовение тела. Лучше всего омываться прохладной водой - это хорошо взбадривает и успокаивает ум. Преданным следует совершать омовение как минимум два раза в день: утром, после пробуждения, и вечером, лучше, если до захода солнца. Для того чтобы ещё повысить уровень чистоты тела Вы можете принимать омовение также днём. Общее правило также таково, что омываться следует до того, как вы приступите к приёму пищи. Полное омовение совершается также после:
Бритья
Чистки зубов
Стрижки волос и ногтей
Опорожнения кишечника
Посещения крематория
Сна, продолжавшегося более 1 часа
Полового акта
Грязной работы
Если Вы прикоснулись к испражнениям, трупу
Одежда, в которой Вы делали вышеуказанные процедуры, является осквернённой и, после омовения, её одевать нельзя. Если Вы спите на полу, то место, на котором спали, следует помыть до омовения, а не после него. После омовения не следует соприкасаться с осквернёнными вещами и предметами.
После омовения наденьте чистую одежду. Нижнюю (нательную) одежду нужно менять ежедневно. Верхнюю одежду (джемпер, брюки, юбка) можно носить несколько дней. Вайшнавскую (духовную) одежду лучше надевать каждый день свежую.
После принятия прасада (пищи предложенной Богу), посещения туалета по малой нужде следует омыть рот, руки и стопы.
Мужчинам следует иметь либо короткую стрижку, либо голова должна быть выбрита. А женщинам: собранные в пучок или косы волосы с пробором посередине.
Необходимо помнить, что тело - это инструмент, правильно используя который мы можем пробудить свою духовную природу, практикуя преданное служение. Поэтому мы обязаны заботиться о теле. Однако не следует уделять ему излишнее внимание, а только столько, чтобы поддержать его работоспособность.
Как мы уже объясняли выше, внутренней чистоты можно достичь благодаря сосредоточению своего сознания на Кришне, занимаясь духовной практикой. Также, чтобы очистить своё сознание необходимо избегать греховной деятельности, ибо греховный образ жизни очень сильно оскверняет человека и приводит его к быстрой деградации, лишая его решимости служить Кришне. В Бхагавад-гите (7.28) Кришна утверждает:
Кто совершал благочестивые поступки в этой и прошлых жизнях и полностью отрёкся от греха, тот выходит из под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне.
Итак, человек, желающий достичь высшей ступени совершенства ананда-майи, должен прекратить совершать греховную деятельность. Наоборот, живя благочестивой жизнью, он сможет развивать свое утраченное сознание Кришны, обучаясь науке преданного служения у опытных преданных. Так постепенно можно обрести решимость преданно служить Кришне, которая со временем перерастёт в спонтанную любовь к Нему.

Http://www.ojasvi.kiev.ua/text/philosophy/stupeni.htm

Пять уровней сознания
Пятница,
Ведическая литература, чтобы понять, откуда появились все различия, разные культуры, разные философии, писания и религии представляет раздел, который называется “Панча-Кроша”. Это очень важное знание предназначено для того, чтобы человек мог узнать об этом и понять, почему кто-то себя ведет определенным образом, почему один человек преследует одни цели, а другой - другие.

Веды: пять уровней сознания человекообразных существ

Лакшми Нараяна дас (Леонид Тугутов)

1. Еда и вещи (психология грудного ребенка) - анна-майя.

Человек интересуется только своим телом.

Самый низший, то есть самый отвратительный уровень – его описывают ведические произведения как самый отвратительный. Говорится, что люди на этом уровне – почти животные. Таких людей, такую культуру и цивилизацию называют Двипада-Пашу, то есть двуногие животные.

То есть это живое существо, получившее человеческое тело, но ведущее образ жизни животного. Человек на этом уровне подобен животному.

Чем же отличаются животное и человек? Животное живет четырьмя потребностями: еда, секс, сон и оборона. Все. Это четыре потребности, ради которых действует живое существо.

И вот первый уровень сознания, описано, и той культуры и всех-всех-всех остальных причиндалов, так называемых, называется Анна-майа. "Майа" означает покрытие (влияние), "анна" - значит пища. Анна-майа – этот уровень еды, или, его еще называют, философией грудных детей.

В начале своей жизни ребёнок сознает лишь необходимость в еде и оценивает окружающий мир с этой точки зрения. Всё что попадается ему в руки, он сразу же стремится взять в рот, пытаясь съесть.

Может быть, вы видели грудного ребенка, - когда он покушает - у него счастье, когда он голодный – у него горе. То есть он живет полностью потребностями еды.

На этом уровне даже обороны практически не существует. Только еда, секс и сон.

Что это такое? Ведическая литература описывает даже раздел знаний, который предназначен для такой культуры, для такой цивилизации. И там есть их основная мантра. То есть основная звуковая вибрация, которая позволяет им достигнуть своих потребностей в еде, сне и в сексе.

Она звучит так: Ом ахаренам ду! Ом ахаренам дегха! В переводе это означает: «Абсолютной истиной является еда. Лишь еда – истина. Дай еды!» Так переводится эта звуковая вибрация.

Что же определяет такую цивилизацию или такую культуру? Это когда живые существа все измеряют продуктами питания. Есть продукты в магазинах - хорошо живем, нет продуктов - плохо живем. Есть вещи дешевые - хорошо.

Люди обычно тогда говорят: "вот раньше жили хорошо, колбасы было завались", "вот раньше водка была дешевая", "о как хорошо жили". Это как раз концепция анна-майа.

То есть когда в нашем сознании переплетается этот самый низший образ жизни, то есть мы думаем, что еда – это основа всего.

В Библии говорится: не хлебом единым жив человек. Не потому ли мы в анна-майю погружаемся, что где-то мы соприкасаемся с этой психологией, когда говорим: «быт заедает». Да, вот это вот – кормежка – и человек как-то невольно отходит от каких-то высших идеалов и погружается в этот быт еды.

Вы наверняка замечали, так происходит. И это говорит о том, что человек бессознательно – якобы, он так думает, что бессознательно – но он погружается в этот уровень еды.

Это считается полной деградацией. Это сознание, которое определяет всё материальным достатком, особенно едой и одеждой. "Ахары, ахара" - это означает еда и что-то на себе носим.

Иногда даже взрослые люди обладают таким сознанием. Грубые чувственные наслаждения они принимают за высшее счастье и высший смысл жизни. Не способные совладать со своими чувствами, они преступают все нормы морали ради удовлетворения своих прихотей. Поэтому, этих людей называют нецивилизованными.

Это самый примитивный низший уровень сознания и такому сознанию присущи целые цивилизации. В ведический литературе он описывается как самый отвратительный.

На этом уровне сознания есть своя религия, своя культура, своя медицина и своя наука. И наука этой культуры находится именно в таком сознании. Она называется "анумана" (логический вывод на основе обобщенного опыта), что означает гипотеза, измышление или теория. То есть вы не знаете точно, вы просто даете какую-то теорию, её все принимают и думают, что это правильно.

Допустим, Дарвин дал теорию эволюции живых существ, и он ошибся, не просто ошибся – он с самого начала знал, что она ложная. Он фальсифицировал австралопитека, взял кости обезьяны и человека, создал "переходное звено", и оно было помещено в Нью-Йоркском музее. И это было обманом, а он в своем дневнике написал – ну по крайней мере примерно он так может быть должен был выглядеть.

Но везде люди приняли, что он так и выглядел. И все стали думать, что этот австралопитек и является переходным звеном обезьяны к человеческому типу. Не было таких переходов и не бывает никогда. Обезьяна - это обезьяна, человек - это человек. Таракан никогда не становится человеком.

Просто в силу закона реинкранации живое существо в силу закона кармы переходит из одного тела в другое. Оно может менять тела, но сами тела не трансформируются.

2. Здоровье (правильное питание, регулируемая жизнь, оборона и т.д.) - прана-майя.

Человек интересуется движением, спортом и т.д.

Когда живое существо все-таки обращается к знанию, то есть посчастливится ему каким-то образом задуматься – Атато брахма джигья сан.

Веданта-сутра начинается со стиха: Атато брахма джигья сан – человеческая форма тела предназначена для того, чтобы задавать вопросы касательно абсолютной истины.

И там говорится: «Наконец-то я стал человеком. Теперь я могу задуматься – в чем же смысл человеческой жизни.»

Кто я?
Что это все, что меня окружает?
Откуда это все?
И каковы мои взаимоотношения с тем, откуда это проистекает?
И говорится, что до тех пор, пока человек не задал эти вопросы, он считается Двипада-Пашу - двуногим животным, то есть он получил человеческую форму тела, но он живет только потребностями еды, сна и секса.

И следующий уровень, когда живое существо всё таки очищается или пытается возвыситься, то оно естественным образом восходит к такому уровню сознания, которое называется прана-майя.

Этот уровень называется уровнем здоровья. "Прана" - "означает жизненная энергия" или всё, что связано со здоровьем - правильное питание, регулируемая жизнь, оборона и так далее.

На этом уровне происходит осознание собственного существования и других различных проявлений жизни. Обусловленный таким сознанием человек, считает себя счастливым, если ему удается продолжать жить и при этом на него никто не нападает и не уничтожает его. Он стремится иметь хорошее здоровье и считает это главным в жизни. Такие люди следуют правилам мирской морали и поэтому их называют цивилизованными.

То есть человек регулирует свои чувственные наслаждения, питание, он делает какие-то физические упражнения, и его сознание полностью сконцентрировано на здоровье. И человек так погружен в свое здоровье, что он просто все остальное отвергает.

И как говорят такие люди? - "Было бы здоровье". А остальное – что? Ну, "купим там, или достанем или что-то еще". То есть: "еду, мы достанем, было бы здоровье".

Вы подходите к кому-то и говорите – "Ну, как здоровье? Здравствуй!" Что вы имеете в виду? - Здоровье. Ну лишь бы не болел – всё остальное ерунда.

Это человек с сознанием прана-майя, чуть выше уровня анна-майя. Он думает, что здоровьем всё определяется. Поэтому такие люди обливаются, дышат, бегают, прыгают, скачут и т.д.

Какого самого верха на этому уровне мы можем достигнуть? Знания о Хатха-йога - это венец прана-майи, это описывается в «Йога-сутра» Патанджали. Такие люди также пьют урину, занимаются всевозможными лечениями. Одно слово – аюрведа и они уже всё, пойманы.

У всех есть тело, у всех есть болезни. И такой человек думает – самое главное не болеть, т.е. было бы здоровье. Нужно иметь здоровье, иначе как наслаждаться-то? Больному?

И также есть цивилизации и есть наука на этом же уровне. На санскрите она называется "пратьякша" (непосредственное восприятие при помощи чувств и ума). Пратьякша смешана с ануманой, т.е. с гипотезой и с чувствами. Если я чувствую что-то есть, значит это есть, если я не чувствую, значит этого может быть и нет.

На этому уровне человек сильно желает денег.

В ведической литературе этот уровень описывается, как уже более возвышенный, так как уже появляется интеллект.

3. Ум (информация) - мано-майя.

Человек интересуется психологией.

Когда сознание возвышается (очищается), человек переходит на следующую ступень. Эта ступень в ведической литературе называется мано-майя. "Мано" означает ум. То есть платформа ума.

Это умственный уровень, на котором человек не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать и желать. На этом уровне человек начинает сознавать, что есть высшие законы, установленные Богом, нарушение которых делают его несчастным. Поэтому такие люди следуют правилам религиозной морали.

Мы говорим: "сила есть… ", а тут наоборот: сила уже не нужна, еда не важна – человек начинает оценивать ум. Это уже выше здоровья, поэтому говорят - "ты слишком здоровый, а я зато умный".

На этом уровене уже начинаются цениться мозги. Сознание блуждает не в разуме, а в уме. Такие люди становятся невыносимым для окружающих из-за занудства. Постоянно всех беспокоят, допикают. Занудные философы, писатели ни о чем. Эгоистическое сознание.

То есть человек уже поднялся до менталитета, он нашел у себя ум.

Что же происходит на этом уровне?

Люди, поднявшиеся до этого состояния занимаются ментальными спекуляциями.

Человек становиться мыслителем, начинает много думать и хочет из мышления извлечь счастье. Начинает размышлять на тему истинного смысла жизни, начинает выдумывать разные правила и предписания, ограничения, основанные на неправильном понимании разнообразной литературы и духовной жизни. Или разнообразного знания, которое существует в мире. То есть люди дают свое собственное толкование по этому поводу. Это называется уровень спекуляций.

И как самым совершенным прогрессом, до которого они доходят, – они начинают думать, что есть некий космический разум, некий разум вселенной, к которому "все подключены". И все "на подключке" эти люди. Это медиума, контактеры и т.д.

Есть Вселенское правительство, описывается их категория мышления. Так они узнают о некой сфере высших живых существ, которые управляют материальными законами вселенной. Но не духовной. И поскольку они находятся на платформе спекулятивного ума, они начинают принимать это как верх совершенства.

Очень часто можно видеть, когда люди говорят - "прямо душа вышла", и фотографии можно видеть в журналах – тонкое тело. И они говорят – вот это душа. Кто-то говорит – "взвесили душу, 12 миллиграмм весит". То есть такие люди одно за другое принимают – тонкое тело принимают за душу.

Где-то у них всегда корабль, где-то там стоит он, всех сейчас собирает, скоро шарахнет и так далее. Они очень интересуются НЛО, это их любимая тема.

Любят ходить на разного рода мероприятия, где обсуждается духовное знание, но приходят не для получения знания, а чтобы поговорить, блестнуть своим умом.

4. Духовная мудрость (разум, интеллект) - вигьяна-майя.

Человек интересуется целью жизни.

Более высокий уровень, четвертый – вигьяна-майя. «Вигьяна» означает, что появляется духовная мудрость, человек начинает четко различать дух и материю.

Это интеллектуальный уровень, на котором живое существо, сознавая себя вечной духовной частицей, перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. Это уровень постижения Брахмана.

Вигьяна определяется тем, что живое существо встало крепко на основу духовной практики, строго следующей авторитетной системе йоги, описанной в "Йога-сутре" Патанджали, или в таких произведениях как "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам".

Если человек занимаетесь какой-то йогой, и ее нет в "Йога-сутре" Патанджали, то всё это относится к разделу мано-майя, то есть ментальным спекуляциям и неправильному пониманию науки. Науки, которая называется йогой (в переводе "божественная связь").

На этом уровне человек ведет разумное существование. Сознание пропитывает разум. Человек способен отказаться от внешних целей жизни. Поставить целью своей жизнью более внутренние, важные ценности. Есть связь с совестью, со сверх душой.

Человек знает, что есть грубое материальное тело и есть тонкое. Грубое – "дехо", состоящее из воды, земли, огня, воздуха и эфира. И тонкое – называется "сукшма-шарира", состоящее из ложного эго, интеллекта материального и материального ума.

На этом уровне человек не принимает себя, как тонкое и материальное тело. Он знает природу души. Он постиг не только природу грубого и материального тела, он постигает природу души и четко разделяет. Не идет на поводу своих желаний.

И к людям начинает также относиться. Видит – какие-то люди обусловлены грубым телом больше, поэтому они о своей нации пекутся, о чем-то еще. Кто-то тонким телом обеспокоен, а кто-то на самом деле занят более поисками духовных сфер.

И он старается общаться с теми, кто ищет духовный прогресс, дружит с теми, кто тонко воспринимает и сторонится тех, кто на грубом уровне.

5. Вечное духовное блаженство (трансцендентный уровень сознания - осознания себя душой) - ананда-майя.

Человек интересуется верой - во что верить.

Последний этап – самый высокий, он является окончательным этапом в деятельности живых существ. Этот уровень называется ананда-майя. "Ананда" - это полное, вечное духовное блаженство. Которое проявляется в практике Бхакти-йоги - йоги чистого любовного преданного служения верховной личности Бога. Это уровень чистого сознания, на котором живое существо обретает вечное существование в блаженстве и знании.

В Веданта-сутре говорится: ананда-майо ‘бхийасат - Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства (ананды). Поэтому живое существо может постичь эту вечную, исполненную блаженства и знания форму Господа, только достигнув уровня ананда-майя.

Человек полностью осознает себя как душа. И такой человек может даже находиться в материальном мире, но действовать и всё воспринимать исключительно духовно, естественно и полностью духовно.

Таким образом, люди, находясь в разных уровнях сознания, по-разному все воспринимают.

Одни действуют ради еды и используют еду для того, чтобы обогатиться, и сами на еде всё построили. Сейчас магазины куда более лучше выглядят, чем все остальные помещения. Почти храмы. Иногда просто люди ходят в магазин отдыхать, походить там, красиво одеться и походить там, что-то взять, повертеть, положить. И у них появляется хорошее настроение. Это самый низший уровень сознания - анна-майя, на котором люди все измеряют едой.

И таким же образом мы должны понять, что наше понимание и восприятие точно также соответствует этим уровням сознания.

Как это проявляется на примере молитвы "Отче наш" - «Дай хлеб насущный»?

1. Многие думают, что это связано с едой. Человек думает, что речь о хлебе. Он даже думает "а какой белый или черный?" Можно спросить человека – а про какой хлеб там говорится про белый, про ржаной или про пшеничный?

2. Человек уровня прана-майя, он говорит – ну тут же дураку понятно, какая еда? Это о здоровье речь идет. Хлебом насущным является здоровье, здоровый образ жизни, мышцы, мускулы, мозг чтобы напрягался.

3. Третьи думают - знания, мано-майя.

4. Другие думают, что нужно служить Богу и следовать разным заповедям, что это хлебом является, поскольку это духовное произведение. Если говорится хлеб насущный, значит, речь идет о душе, а для души это служение Богу ежедневно и есть как бы хлеб.

5. Ананда-майя что думает? Что жизнью или хлебом души является любовь - любовь к Богу и ко всему его творению, как к духовному, так и к материальному.

Таким образом в соответствии с нашим сознанием, если мы с вами будем соприкасаться с ведической литературой, с какими-то священными писаниями, мы можем быть сбиты с толку, не поняв, о чем идет речь, какие произведения о чем говорят.

Как вот допустим о курочке Рябе – они хотели съесть это золотое яичко. Это какой уровень сознания? Многие думаю, поесть...

А в золотой рыбке еще интереснее – один, второй, а потом – хочу быть владычицей морскою и чтобы рыбка была у меня на побегушках. Это сенсоры.

Люди не знают скрытого метафорического смысла. Иногда ведические произведения скрывают смысл от непосвященных. Почему? Чтобы их не беспокоить невежд. И говорится – мудрые не беспокоят невежд.

Мудрый человек не будет беспокоить какой-то истиной, потому что у человека возбуждается сознание – может произойти кондрашка, некоторые засыпают. Можно сразу определить, если человек слушает какие-то истины очень высокие, - раз и заснул. Это такая защита, потому что идет информационный перегруз, у человека сознание не готово. Он перегружается, сразу защитная реакция – сон, защищается человек, организм защищается.

Материалистическая цивилизация находится преимущественно на первых трех ступенях: анна-майи, прана-майи и мано-майи.

Первая забота цивилизованных людей - обеспечить свое экономическое благополучие, вторая - оградить себя от всего, что представляет угрозу для жизни.

Когда же человек достигает следующей стадии в развитии сознания, он начинает размышлять и вырабатывать философский подход к жизненным ценностям.

Если в ходе эволюции своих философских взглядов человек начинает жить на уровне разума и понимает, что он не материальное тело, а вечная душа, значит он достиг стадии вигьяна-майи.

Совершенствуясь духовно, он затем постигает Верховного Господа - Высшую Душу. Когда человек восстанавливает свои отношения с Господом и начинает с любовью и преданностью служить Ему, он достигает стадии ананда-майи. Ананда-майя - это вечная жизнь, исполненная знания и блаженства.

До тех пор, пока живые существа находятся на четырех низших стадиях - анна-майи, прана-майи, мано-майи и вигьяна-майи, они ведут материальную жизнь, но, достигнув стадии ананда-майи, обусловленная душа освобождается из материального плена.

В "Бхагавад-Гите" стадия ананда-майи называется брахма-бхута. Там говорится, что на ступени жизни брахма-бхута нет тревог и страстных желаний.

Эта стадия наступает, когда человек начинает чувствовать одинаковое расположение ко всем живым существам, и затем она расширяется до стадии сознания Кришны, находясь на которой, человек всегда горячо желает служить Верховной Божественной Личности.

Таким образом, на первых четырёх ступенях жизни, сознание человека остаётся обусловленным, т.е. покрытым материей. Это не чистое состояние сознания.

И только на пятой ступени - ананда-майя - живое существо находится в своём изначальном состоянии и его сознание чисто.

Осквернение происходит из-за неправильно сделанного выбора души - желания получить наслаждение отдельно от Бога. Этот изначальный эгоизм души, затем проявляется во всё более и более грубом виде.

Поэтому процесс очищения души - это процесс освобождения от эгоизма.

До тех пор пока душа опять не приступит к преданному служению Богу, оно будет сохранять эгоистическое сознание и никогда не сможет достичь ступени ананда-майи.

Сделать это можно, только опираясь на указания священных писаний (шастры), указания истинного духовного учителя (гуру) и других опытных преданных (садху).

В процессе преданного служения, обусловленный человек сознательно практикует образ жизни и мышление, естественные для духовного мира. Но сделать это без упорядоченности внешней деятельности тела невозможно. Однообразие внешней деятельности высвобождает ум для постижения разнообразия внутренней деятельности, внутренних усилий.

Поэтому, для того чтобы очистить сознание, необходимо соблюдать правила, регулирующие жизнь человека и позволяющие достичь внутренней и внешней чистоты. Внешняя чистота - это чистота грубого тела, а внутренняя - это чистота тонкого тела.

Желание служить Господу отличается от желания наслаждаться жизнью в материальном мире. Другими словам, желания остаются у живого существа и в духовной жизни, но они очищаются.

Аналогичным образом, когда наши чувства очистятся, они поднимутся над четырьмя формами материального сознания (анна-майей, прана-майей, мано-майей и вигьяна-майей) и достигнут высшей ступени - ананда-майи.

В эзотерической литературе можно часто встретить описание тонких тел, окружающих наше физическое тело. Причем информация разных источников отличается, и у них присутствует много путаницы. В конце XIX - в начале XX веков в Европе и в Америке было популярно увлечение спиритизмом, и в тот период было сформировано теософское общество. Пионеры движения - Блаватская, Бейли и Рерихи, - пытаясь во всем разобраться, начали изучать древние индийские писания. Понимания изучаемого предмета было недостаточно, поэтому они стали смешивать полученную информацию со спиритизмом и добавили немало собственных фантазий. В итоге до нас дошли многочисленные описания тонких тел.

Что же касается Кундалини , то Ей не придавалось большого значения и о Ней практически ничего не знали.

Более точную информацию можно почерпнуть в Гаруда Пуране. Согласно этому источнику у нас имеются:

1. Анна Майя Коша - наше физическое тело.

2. Прана Майя Коша, или в западной традиции "эфирное тело". Термин "эфирное" не подходит в качестве названия этого тела, что лишний раз указывает на непонимание Западом предмета изучения. Это тело Праны, наиболее грубое энергетическое тело, отвечающее за наши самоощущения. Когда мы чувствуем вибрации , срабатывают реакции нашего эфирного тела.

3. Мано Майя Коша - астральное тело. Его можно разделить на низшее и высшее. Это тело есть низший, животный ум. Оно дает опыт, основанный на чувственных ощущениях и физиологических реакциях. Это наши эмоции и суперэго.

4. Виджняна Майя Коша - ментальное тело. Также делится на низшее и высшее. Это тело разума, наше эго. На этом уровне происходит обдумывание, и формируются ментальные реакции.

5. Ананда Майя Коша - каузальное (духовное) тело. Оно является причинным кармическим телом и удерживает Атму в сансаре. Это наиболее тонкое из всех тел. Оно приближено к Атме и связывает Дух с более грубыми телами. Когда во время медитации или спонтанно мы начинаем испытывать необыкновенное возвышенное состояние радости, данное состояние проявляется через это тело.

Формирование и старение тел

Когда плод формируется в утробе матери, к нему приходят Атма и Кундалини. Начинает строиться тонкая энергетическая система , которую мы можем назвать душой. Формируются энергетические каналы и чакры, на которые Кундалини проецирует всю кармическую информацию, наработанную за прошлый период воплощений. Затем Атма входит в Анахату, и с этого момента начинает биться сердце. Параллельно с этим формируются тонкие тела, начиная с более тонких к грубым. Формирование некоторых тонких тел растягивается на первые несколько лет жизни. Когда же происходит старение физического тела, тонкие тела также начинают увядать, но только в обратном порядке, от грубых к тонким.

Первым начинает развиваться Ананда майя коша (духовное тело). Кундалини записывает на него наработанные в прошлом кармы. Когда ребенок появляется на свет, происходит закрепление причинного тела. Во время разрыва пуповины происходит отключение ребенка от кармической программы матери. В этот момент включается гороскоп и закладывается собственная программа развития на всю жизнь. Формирование причинного тела полностью заканчивается, когда взгляд ребенка становится фиксированным.

Одновременно с этим, в течение первых двух-трех месяцев, происходит начальная стадия закрепления более грубого тела - Виджняна майя коша (ментальное тело). Пока оно не закрепилось, взгляд ребенка не может долго фиксироваться на чем-то одном. В этот период ребенка лучше никому не показывать, потому что он не защищен от внешнего энергетического воздействия и может легко получить сглаз. Окончание первой стадии формирования этого тела связано со способностью ребенка зафиксировать свой взгляд на чем- то одном.

Следующая стадия формирования тела ума завершается в период смены зубов. В это время у ребенка появляется способность логически мыслить. Здесь очень важно обратить внимание на то, что до окончания этой стадии, примерно до семи лет не следует перегружать ребенка умственной деятельностью. До этого возраста лучше уделять больше внимания развитию эмоционального восприятия. Современная система обучения построена очень неграмотно и дает основной упор на раннее развитие логики при еще несформировавшейся способности к логическому мышлению. Последняя стадия формирования тела ума заканчивается, когда у человека вырастают зубы мудрости.

Закрепление Мано майя коша (астральное тело) происходит, когда у ребенка появляются первые зубы. Прана майя коша (эфирное тело) закрепляется, когда речь ребенка становится осмысленной. А заканчивается его формирование в период появления коренных зубов. Формирование Анна майя коша (физическое тело) заканчивается в период полного полового созревания.

Когда начинается старение физического тела, происходит также и увядание тонких тел. Старение физического тела начинается со времени утраты половой функции. В этот же период начинается старение эфирного и астрального тел. Старение ментального тела начинается в период естественного выпадания зубов.

Дни поминок

Часто интересуются, с чем связаны дни, когда по религиозным традициям принято вспоминать людей, покинувших этот мир. В традициях говорится о третьем, девятом и сороковом днях, как важных датах после смерти. В эти дни вспоминают умерших, но нет понимания, почему именно в эти дни, с чем это связано.

Эти даты связаны с разложением тонких тел после смерти человека. Считается, что на третий день исчезает эфирное тело, на девятый - астральное, а на сороковой - ментальное. На самом деле, эти даты условные, тела разлагаются у всех в разное время, и это зависит от уровня развития. Чем душа более зрелая, тем меньше у нее привязанностей к этому миру, и тем быстрее она освобождается от всех связей с телом. У людей, стремящихся к освобождению, то есть идущих по пути духовной самореализации , этот процесс может проходить без затруднений и быстрее. Для таких все даты - третий, девятый и сороковой дни - не имеют никакого значения. Их отделение от тела не такое, как у большинства людей, оно происходит быстрее. У основной же массы людей процесс проходит сложнее, и чем больше привязанностей, тем дольше происходит разрыв с прошедшим воплощением.

На самом деле, условным сороковым днем все не заканчивается, и процесс перехода растягивается в среднем на год. Ананда майя коша, наиболее тонкое духовное тело, удерживающее Дух в пределах сансары, должно за этот период оборвать всю связь с более грубыми телами и только после этого душа может перейти к новому воплощению или переместиться на другие уровни.

Бхуты - бывшие души

Живые люди часто подхватывают этих бхутов в различных стрессовых ситуациях, например, после клинической смерти, в результате пережитого стресса или травмы. Часто после пережитого в человеке вдруг начинают проявляться какие-то неожиданные таланты, которых никогда не было в течение жизни. Человек думает, что это какой-то дар, данный свыше, или ему кажется, что у него стало проявляться творчество. На самом деле, таким образом, через него проявляется сущность, "присосавшаяся" к нему. Отклонения сексуальной ориентации также являются результатом такой одержимости. Иногда люди начинают видеть или ощущать происходящее в параллельном пространстве, то, что мы не можем ощущать в нашем мире. Это является проекцией на этих людей со стороны духов, дающих ощущения из своего внетелесного существования.

Некоторые люди пагубно для себя увлекаются астральными путешествиями. Во время этих сеансов часть астрального тела (часто на уровне сердечной чакры) отделяется от основной своей части и улетает от нее на некоторое время. В этот момент в астральном теле образуется дыра, и оно становится уязвимым. Бхуты видят это и легко могут проникнуть в тонкое тело человека через эту брешь. Поэтому данные опыты опасны и нередко приводят человека к печальным последствиям, которые могут проявиться в виде болезней, различных форм одержимости или даже сумасшествия.

Пагубность самоубийства

Люди, собирающиеся совершить самоубийство, пытаются таким образом решить проблемы, которые становятся для них невыносимыми. Если бы они знали, что их ждет впоследствии, то наверное меняли бы свое решение в пользу дальнейшей жизни.

Дело в том, что каждому человеку на жизнь дается определенный отрезок времени. Допустим, человек должен прожить семьдесят лет, но в силу каких-то обстоятельств решает покинуть этот мир в молодом возрасте. Что с ним произойдет после совершения самоубийства? Он зависнет в переходном состоянии на весь последующий отрезок времени, который ему был уготован для жизни и фактически рискует стать "бхутом" и может все это время беспокоить живых. И только по истечении отведенного срока в лучшем случае он сможет получить перерождение или уйти в другие сферы сознания. В худшем же случае он и после этого останется в таком состоянии и выпадет на какое-то время из эволюционного процесса.

Отклонения во время формирования тел

В первые годы жизни, когда у ребенка еще не полностью сформировано астральное тело и Агия-чакра еще неустойчива, могут происходить некоторые отклонения от норм восприятия окружающего мира.

Когда ребенок находится в состоянии сильного возбуждения, будь то состояние радости или страха, его астральное тело энергетически усиливается. У него при этом иногда может происходить расширение диапазона восприятия Агии-чакры, и ребенок начинает видеть существ астрального мира. Это совсем не значит, что он подхватил одержимость, просто таким образом реагирует его не полностью сформировавшееся тонкое тело. Услышав описания ребенка о том, что он видит что-то нереальное, родители думают, что у него проявляются отклонения психики и ведут его к психиатру. Врачи, в свою очередь, не знают реальной причины такого проявления и вместо устранения причины начинают лечить следствие.

В старости, когда тонкие тела начинают увядать, у человека могут проявляться старческие галлюцинации. Пожилой человек, также как и маленький ребенок, может видеть, что происходит в астральном мире.

И так, согласно этой концепции, человеческое тело состоит из пяти слоев , и физическое тело – это лишь одна из оболочек:

Аннамайя коша (физическое тело).
Пранамайя коша (праническое тело)
Маномайя коша (тело ума)
Виджнянамайя коша (тело интеллекта или разума)
Анандамайя коша (тело блаженства).

Аннамайя коша

Д ословно «анна» значит «еда», «майя» значит «нечто наполненное», то есть по сути, физическое тело – это «тело, состоящее из еды». Для здоровья и развития физического тела необходимо соблюдение режима дня, выполнение асан и шаткармы или шаткрийи (очищение организма). Физическое тело – лишь первая, самая грубая оболочка, а по невежеству, мы, в большинстве своем, считаем, что наше грубое тело – и есть мы, наше «я». Согласно йогической концепции, есть другие слои, без которого физическое тело не может существовать, и следующее – это праническое тело.

Пранамайя коша

Ч тобы физическое тело функционировало, ему нужна энергия, и эта энергия поддерживается праной («жизненной силой»). Без праны физическое тело бы распалось обратно на 5 элементов, из которых состоит все сущее (земля, вода, огонь, воздух, эфир). Прана необходима для работы всех систем организма (пищеварение, кровообращение и др.), именно праническое тело отвечает за все процессы в теле. Энергетическое тело имеет свои каналы, называемые нади – специальные каналы, по которым движется прана, и эти каналы связаны со всеми органами нашего физического тела. Каждая клетка физического тела получает энергию от пранического тела. Это тело нельзя увидеть, его можно только почувствовать (например, после специальных дыхательных практик - пранаямы). Для поддержания пранического тела (в дополнение к пранаяме) рекомендуется питаться здоровой, свежей пищей, а также пребывать в местах скопления жизненной силы: на природе, возле гор и водоемов. Есть еще более тонкие тела, и следующее тело – тело ума.

Маномайя коша

Т ело ума («манас» значит «ум») обладает множеством разных функций, одна из которых – это поддержание двух предыдущих тел (физического и пранического) – в качестве единого целого. Ум – это наша связь с внешним миром, именно через тело ума мы получаем все впечателния от внешнего мира. И чем беспокойнее ум, тем беспокойнее наша жизнь. В йоге считается, что с контроля ума начинается управление собственной жизнью, важно уметь останавливать бурный поток мыслей и возвращаться в состояние «здесь и сейчас», в настоящий момент. Для поддержания тела ума в гармонии рекомендуются занятия йогой, пение мантр, медитация. Также один из прекрасных способов очищение ума – это йога-нидра. Следующая оболочка, которая пронизывает и поддерживает тело ума – это тело интеллекта (тело разума).

Виджнянамайя коша

Э то тело дает способность к различению, анализу той информации, которая получена от тела ума. Если на уровне ума мы принимаем решения по принципу «нравится-не нравится», то на уровне разума, мы более осознанны, здесь приходит понимание, что принесет нам благо, а что – нет. Развитие этого тела позволяет слышать свою интуицию. Для тела интеллекта полезно чтение духовной литературы, изучение жизни святых людей, а также сатсанги (беседы на духовные темы), паломничество по святым местам, общение со святыми людьми. И самый тонкий, самый высокий уровень нашего тела – это тело блаженства.

Анандамайя коша

Э то тело полной радости, тело блаженства. Никто не может повлиять на это тело, разрушить его. Считается, что самадхи ощущается именно в этом теле, в анандамайя коше. Это прямая связь со своим высшим «Я», это тело света, сама душа. На этом уровне важно глубокое понимание, что все, кроме души, временно, и что самое главное – это то, что внутри, а не снаружи, что важно развитие бескорыстной любви в сердце и служение другим (карма-йога). Согласно йогической концепции, каждое тело контролируется предыдущим, более тонким телом. Так, большинство психосоматических заболеваний начинается в маномайя коше, это влияет на праническое тело и далее отражается на физическом теле в виде болезни.

Если лечиться только таблетками, болезнь не уйдет совсем, она будет преследовать, так как не убрана сама причина болезни. Официальная медицина лечит только физическое тело. В йогатерапии же считается, что физическое тело контролируется остальными телами, и пока мы их не сбалансируем, физическое тело вылечить не удастся.

А для этого необходимо:

На физическом уровне: йогическая диета, режим дня, шаткармы (чистки), занятия хатха-йогой;
- на праническом уровне: пранаяма, свежая пища (богатая праной), прбывание на природе;
- на уровне ума: медитация, йога-нидра, повторение мантр;
- на уровне разума: сатсанги, чтение духовной литературы, общение со святыми людми;
- на уровне анандамайя коши (тела блаженства) – карма-йога в сочетании с бхакти йогой (служение другим), развитие любви в сердце.

"Незнание приводит нас к невежеству, а невежество – к страданиям. Важно понимать свою истинную природу".

Оказывается, что согласно йогической концепции, у человека целых пять тел, точнее оболочек («панча коша» - «пять оболочек»). Данная концепция подробно описывается в Упанишадах (это древние ведические трактаты), в данной статье мы коротко осветим основные оболочки, связь энергетического строения тела с занятиями йогой и способы восстановления здоровья на всех пяти уровнях.

Итак, согласно этой концепции, человеческое тело состоит из пяти слоев, и физическое тело - это лишь одна из оболочек:

  1. Аннамайя коша (физическое тело).
  2. Пранамайя коша (праническое тело)
  3. Маномайя коша (тело ума)
  4. Виджнянамайя коша (тело интеллекта или разума)
  5. Анандамайя коша (тело блаженства).

Аннамайя коша

Дословно «анна» значит «еда», «майя» значит «нечто наполненное», то есть по сути, физическое тело - это «тело, состоящее из еды». У всех нас есть опыт взаимодействия с физическим телом, его можно ощутить, потрогать и т.д.

Для поддержания этого тела необходима пища , еда в данном случае - одна из главных составляющих, и очень важно, какая это будет еда - в идеале это свежая вегетарианская пища, приготовленная с любовью в соответствии с конституцией человека.

Также для здоровья и развития физического тела необходимо соблюдение режима дня, выполнение асан (занятия хатха-йогой) и шаткармы или шаткрийи (очищение организма).

Физическое тело - лишь первая, самая грубая оболочка, а по невежеству, мы, в большинстве своем, считаем, что наше грубое тело - и есть мы, наше «я».

Согласно йогической концепции, есть другие слои, без которого физическое тело не может существовать, и следующее - это праническое тело.

Пранамайя коша

Чтобы физическое тело функционировало, ему нужна энергия, и эта энергия поддерживается праной («жизненной силой»). Без праны физическое тело бы распалось обратно на 5 элементов, из которых состоит все сущее (земля, вода, огонь, воздух, эфир). Прана необходима для работы всех систем организма (пищеварение, кровообращение и др.), именно праническое тело отвечает за все процессы в теле.

Энергетическое тело имеет свои каналы, называемые нади - специальные каналы, по которым движется прана, и эти каналы связаны со всеми органами нашего физического тела. Каждая клетка физического тела получает энергию от пранического тела. Это тело нельзя увидеть, его можно только почувствовать (например, после специальных дыхательных практик - пранаямы).

Для поддержания пранического тела (в дополнение к пранаяме) рекомендуется питаться здоровой, свежей пищей, а также пребывать в местах скопления жизненной силы: на природе, возле гор и водоемов.

Есть еще более тонкие тела, и следующее тело - тело ума.

Маномайя коша

Тело ума («манас» значит «ум») обладает множеством разных функций, одна из которых - это поддержание двух предыдущих тел (физического и пранического) - в качестве единого целого. Ум - это наша связь с внешним миром, именно через тело ума мы получаем все впечателния от внешнего мира. И чем беспокойнее ум, тем беспокойнее наша жизнь.

В йоге считается, что с контроля ума начинается управление собственной жизнью, важно уметь останавливать бурный поток мыслей и возвращаться в состояние «здесь и сейчас», в настоящий момент.

Следующая оболочка, которая пронизывает и поддерживает тело ума - это тело интеллекта (тело разума).

Виджнянамайя коша

Это тело дает способность к различению, анализу той информации, которая получена от тела ума. Если на уровне ума мы принимаем решения по принципу «нравится-не нравится», то на уровне разума, мы более осознанны, здесь приходит понимание, что принесет нам благо, а что - нет. Развитие этого тела позволяет слышать свою интуицию.

Для тела интеллекта полезно чтение духовной литературы, изучение жизни святых людей, а также сатсанги (беседы на духовные темы), паломничество по святым местам, общение со святыми людьми.

И самый тонкий, самый высокий уровень нашего тела - это тело блаженства.

Анандамайя коша

Это тело полной радости, тело блаженства. Никто не может повлиять на это тело, разрушить его. Считается, что самадхи ощущается именно в этом теле, в анандамайя коше. Это прямая связь со своим высшим «Я», это тело света, сама душа. На этом уровне важно глубокое понимание, что все вокруг - это проявление Бога, что все, кроме души, временно, и что самое главное - это то, что внутри, а не снаружи, что важно развитие бескорыстной любви в сердце и служение другим (карма-йога).

Согласно йогической концепции, каждое тело контролируется предыдущим, более тонким телом. Так, большинство психосоматических заболеваний начинается в маномайя коше, это влияет на праническое тело и далее отражается на физическом теле в виде болезни.

Считается, что если лечиться только таблетками, болезнь не уйдет совсем, она будет преследовать, так как не убрана сама причина болезни. Официальная медицина лечит только физическое тело. В йогатерапии же считается, что физическое тело контролируется остальными телами, и пока мы их не сбалансируем, физическое тело вылечить не удастся. А для этого необходимо:

На физическом уровне: йогическая диета, режим дня, шаткармы (чистки), занятия хатха-йогой;

На праническом уровне: пранаяма, свежая пища (богатая праной), прбывание на природе;

На уровне ума: медитация, йога-нидра, повторение мантр;

На уровне разума: сатсанги, чтение духовной литературы, общение со святыми людми;

На уровне анандамайя коши (тела блаженства) - карма-йога в сочетании с бхакти йогой (служение другим), развитие любви в сердце.

Это такие «йогические таблетки» , которые выписываются в разных пропорциях в зависимости от конкретного человека и его проблемы. Но еще более важна профилактика во избежание возникновения этих проблем, то есть необходимо ежедневно делать понемногу для каждого уровня: несколько асан, пранаямы, прогулка на свежем воздухе, медитация, мантра, служение другим.

Важно заботиться о своем теле, точнее о всех пяти телах, это позволит избежать стресса, перенапряжения и болезней.

"Незнание приводит нас к невежеству, а невежество - к страданиям. Важно понимать свою истинную природу".

Юлия Валеева, специально для (на основе лекций Саджи П.К.)

В материальном теле, называемом «оболочкой пищи» (анна-майя-коша) господствуют стихии земли, воды и огня, которые располагаются в низших чакрах, или центрах - муладхаре, свадхиштхане и манипуре. Две первые приготовляют пищу и питье, которые поглощаются огнем пищеварения и претерпевают превращение в само тело пищи. Индрии - это одновременно способности восприятия и органы чувств. В этом теле существуют материальные органы, различные по своей способности и восприятию.

В грубом теле (шарира-коше) имеются шесть 105 постоянных кош, а именно: волосы, кровь, плоть, происходящие от матери, а также кости, мышцы и костный мозг, происходящие от отца.

Органы чувств (индрии) бывают двух видов, а именно: джня -нендрии, или органы ощущения, через которые поступают знания о внешнем мире (уши, кожа, глаза, язык, нос); и кармендрии, или органы действия: рот, руки, ноги, анус, пенис, функции которых - речь, удерживание, передвижение, выделение и порождение потомства.

Пранамайя-коша

Второй оболочкой является пранамайя-коша, или оболочка «дыхания» (праны), проявляющая себя в воздухе и эфире, главенствующих стихиях в анахата- и вишуддха-чакрах.

Есть десять ва шо (проявлений дыхания), или внутренних жизненных сил, из которых первые пять 106 - главенствующие, а именно: сапфировая прана; апана, цвет которой напоминает цвет вечерних облаков; серебристая вьяна; огнецветная уд яна и, наконец, молочно-белая самана. Все они представляют собой аспекты деятельности одного npana-деваты. Кундалини - это Мать пр яны , ибо Она - Мула-Пракрити, озаренная светом Высшего Атмы. Прана - это ваи /о , или универсальная сила деятельности, которая пронизывает каждого индивида и подразделяется по своему функциональному назначению на пять видов. В узком смысле прана - это вдох, достигающий длины в восемь дюймов (а при выходе - двенадцать дюймов). У дана - это восходящий поток ваи то , а апана - дыхание, движущееся вниз и выталкивающее газы, испражнения, мочу и семя. Самана , или общий поток вайю, зажигает телесный огонь, «равномерно распределяя пищу и т.д. по телу». Въяна - это особый вид вайю, осуществляющий разделение и рассеивание. Эта сила поддерживает в теле дыхание, выделение, пищеварение и циркуляцию питательных веществ.

Маномайя-, виджнянамайя- и анандамайя-коша

Следующие две оболочки - маномайя- и виджняпамайя-коша. Они образуют антахкарану, имеющую четверичную природу: разума в его аспектах буддхи и манаса, эгоистического самоосозна-вания (ахамкары) и читты 107 . Функция первого - сомнение, сан -калъпа-викальпатмака (неуверенность, уверенность); второго - установление (ншичая-карини); третьего (индивидуальности) - сознание (абхимана). Манас автоматически регистрирует факты, воспринимаемые органами чувств. Следящий за этой регистрацией буддхи различает, определяет и опознает зарегистрированный объект, выделенный и противопоставленный субъективному «я» ахамкарой. Функцией читты является размышление (чинта\ способность 108 , с помощью которой разум, в его широчайшем понимании, возвышает до себя предмет своего рассмотрения и удерживается на нем. Читта длится, пока буддхи проходит через три этапа - рождения, существования и смерти.

Антахкарана владычествует над десятью чувствами, предс-1 авляющими собой открытые двери, сквозь которые производятся наблюдения за внешним миром. Именно здесь пребывают способности к ощущению, в противоположность органам, или инструментам, чувств. Центры сил, предшествующих последним двум оболочкам, находятся в аджня-чакре и выше нее вплоть до лотоса сахасра-ры. В нем же пребывает Атма в последней оболочке блаженства. Физическое, или грубое, тело называется стхула-шарирой. Тонкое тело (сукшма-шарира, называемое также линга-шарирой и карана-шарирои) включает в себя десять индрии , манас , ахамкару , буддхи и пять функций праны. Это тонкое тело несет в себе причину нового рождения в грубом теле, когда наступает период перевоплощения.

Из-за своей связи с упадки Атма располагает тремя состояниями сознания: джаграт, или бодрствующее состояние, когда действием манаса и буддхи через органы чувств воспринимаются объекты восприятия. Это разъясняется в «Ишвара-пратьябхиджне» следующим образом: «Ценимое всеми состояние бодрствования является источником внешней деятельности благодаря активности органов чувств». Джива называется джагари, то есть принимающая на себя грубое тело, именуемое вшива. Второе состояние сознания - состояние сновидения, именуемое свапна, когда при отключенных органах чувств Атма осознает ментальные образы, порожденные впечатлениями опыта, полученного в состоянии джаграт. Здесь он перестает записывать свежие впечатления, и он, и буддхи оперируют над тем, что манас зарегистрировал в бодрствующем состоянии. Объяснение этого состояния также дано в вышеуказанном тексте: «Состояние сваппа является объективизацией воспринятых видений в уме, предпринимаемой для восприятия скрытых там идей». Джива в состоянии сваппа обозначается словом тайджаса. Ее индивидуальность погружается в тонкое тело. Хираньягарбха - объединяющая форма этих, пребывающих в свапне, джив, тогда как Вайшванаpa является аналогичной формой джив в бодрствующем состоянии. Третьим состоянием сознания является сушупти, состояние сна без | сновидений, когда манас отключает себя, и буддхи, охваченный т я-масом, сохраняет себя представлением: «К счастью, я спал; я не осознавал ничего» («Йога-сутра» Патанджали). В макрокосме упадки этих состояний имеют также названия Вират, Хиранъягарбха и Авъякта. В «Шива-сутре» состояние сна описано как то, в котором присутствует неспособность к различению, или иллюзия. Высказываниями, цитируемыми по «Йога-сутре» Патанджали, фиксируются три модификации авидъи - невежество, эгоизм и счастье. Глубокий сон - это такое состояние, в котором реализуются эти три свойства. Человек в подобном состоянии обозначается словом праджня; его индивидуальность погружена в причинное тело (карана-шариру). Так как в спящем состоянии праджня становится Брахманом, он более не является дживой, как прежде; но и джива не является, в свою очередь, Высшим (Параматмои), поскольку описываемое состояние дживы связано с авидъей. Поскольку носителем дживы в ее спящем состоянии выступает карана, то носитель дживы в четвертом состоянии провозглашается как махакарана. Ишвара является объединяющей формой праджня-джив.

За сушупти следует турия, за турией - трансцендентное пятое состояние без названия. В четвертом состоянии достигается шуд-дха-видья, и только она является чем-то реальным для йога, достигающего ее посредством самадхи-йоги. Джива в состоянии турия погружена в великое причинное тело (махакарана). Пятое состояние возникает из решительной устремленности к совершенству в четвертом. Тот, кто пребывает в этом состоянии, становится равным Шиве, или, более строго, устремляется к полному равенству, ибо выше этого есть лишь то, что «безупречный достигает высшего равенства», которое есть единство. Отсюда видно, что даже в четвертом и пятом состоянии нет того полного совершенства, которое, составляет самое Высшее. Бхаскарарайя в своем комментарии на «Лалита-сахасранаму» подчеркивая, что тантрическое учение добавляет четвертое и пятое состояния к первым трем, принятым последователями Упанишад, говорит, что эти два состояния не перечисляются ими отдельно, так как в них отсутствует полное совершенство дживы и Шивы.

Считается 109 , что в человеческом теле 3,5 крора (35 миллионов) нади , из которых одни являются грубыми, а другие - тонкими. В общеупотребительном смысле нади означает нерв или артерию. Однако, все нади , о которых утверждают наставления по иоге 110 , не такого физического характера, а являются тонкими проводниками (каналами) энергии. Среди этих нади известны четырнадцать основных. Из входящих в эти четырнадцать ида , питала и сушумна - главные, а в свою очередь, из этих трех сушумна - наиглавнейшая, и все остальные ей подчинены. Сушумна находится в полости меру в спинно-мозговом канале 111 . Она простирается от лотоса муладхары, центра таттвы «земли» 112 , к мозговой области. Сушумна проявляется как бы в форме «пламени» (вахни-сварупа) и имеет внутри себя еще ваджрини-нади «в форме солнца» (суръя-сварупа). Внутри же последней находится бледная, сочащаяся нектаром читра, или чит -рини-нади, называемая также Брахма-нади, «в форме луны» (чандра-сварупа). Сушумна, таким образом, может быть охарактеризована как тригуна. Все лотосы в различных чакрах тела (см. ниже) как бы подвешены на читра-нади, а сами чакры описываются как узлы из пади, тонкие, как тысячная доля волоса. От меру 113 по обе стороны сушумны находятся нади ида и пингала. Ида располагается по левой стороне и, обвиваясь вокруг сушумны, достигает левой ноздри, где у нее имеется выход. Пингала находится справа от сушумны. Обвиваясь аналогичным образом, она выходит в правую ноздрю. Сушумна, переплетаясь с идои и пингалой и огибая аджня-чакру, напоминает собой как бы изображение кадуцея Меркурия. Яда - неяркого цвета, подобна луне (чандра-сварупа) и содержит нектар. Пингала - красная, подобная солнцу (суръя-сварупа), содержит «яд», флюид смерти. Эти три «реки», соединяющиеся в аджня-чакре, стекают с нее тремя раздельными потоками, и поэтому аджня-чакра именуется мукта-тривени. Муладхара именуется юкта (соединенная)-триве -пи, так как это место встречи трех нади , называемых также Гангой (ида), Ямуной (пингала) и Сарасвати (су шумна ) - по трем священным рекам Индии. Отверстие на конце сушумны в муладхаре называется брахмадварой, оно закрыто витками спящей Деви Кундалини.

Существуют шесть чакр , или активных таттвических центров, в теле, а именно: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха и аджня. Описание чакр приведено ниже. Над всеми ними возвышается тысячелепестковый лотос (сахасрара-падма).

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...