Краткая характеристика национального характера арабов. Национальные особенности арабов. Развитие науки в современном арабском мире


В детстве все мы смотрели или читали сказку "1001 ночь". Роскошные дворцы вставали перед глазами, всевозможные сладости манили детские души, а желание ощутить себя восточной принцессой порой перебивало желание стать воспитательницей или врачом. С годами приоритеты менялись, вместо восточных сладостей девушек начинают манить восточные мужчины, которые покоряют душу своими комплиментами, страстными взглядами, красивыми ухаживаниями и обещаниями достать с неба любую звезду, которая только нам понравится. Слова столь красивы, а тон такой вкрадчивый и вызывающий доверие, что заподозрить в обмане или злом умысле этого прекрасного арабского юношу попросту нельзя. Проходят месяцы, и в один прекрасный день он падает перед вами на колено и делает предложение руки и сердца. Само предложение обставлено и осуществлено столь красиво, что вы просто не можете отказаться. И спустя пару дней радуете своих родных и знакомых известием, что вы выходите замуж за араба и уезжаете к нему на родину.

Не будем писать о том, сколько всего вам придется пережить, пока родители и дадут согласие на брак, пока вы соберете все необходимые документы. Лучше сразу скажем о том, что нужно обязательно сделать, заключая брак с арабом, даже если он совершается по огромной и взаимной любви. Заключить брачный договор. Причем посоветуйтесь с опытным юристом, чтобы предусмотреть абсолютно все. И, конечно же, не забудьте внести пункты, оговаривающие ваши права на будущих детей, иначе при разводе вы просто не сможете с ними больше никогда увидеться. Пусть вам кажется поначалу, что заключение брачного договора это недоверие к жениху, которое может его обидеть. Если он вас действительно любит, то поймет и поддержит. А если наотрез откажется, то это уже повод задуматься о том, что вас ждет в будущем. В любом случае, брачный контракт поможет вам избежать многих проблем.

У него на родине

Наконец, все тяготы, казалось бы, позади. Вы выдержали сражение с родственниками, вы вышли замуж, получили визу и уехали со своим любимым мужем к нему на родину. Если вы думаете, что теперь вы свободная женщина, над которой больше не висят родители и родственники, то вы сильно ошибаетесь. Но не будем забегать вперед.

Для начала стоит усвоить раз и навсегда. Ваш образ жизни с переездом кардинально меняется. Из страны православной вы переехали в мусульманскую страну с её обычаями и традициями, один из которых это беспрекословное послушание мужу и старшим в семье. Выбросьте из головы все самодовольные мысли, вроде того, что муж будет под каблуком и выполнять все ваши капризы. У арабов принято, что главный человек в доме мужчина и его слово закон. Хорошо, если муж действительно вас любит и является человеком с сильным характером, который не пойдет на поводу у семьи или знакомых, и не изменить свое отношение к вам и поведение в целом после того, как вы переедете к нему жить.

Также стоит знать, что ислам строго оговаривает, что можно, а что нельзя. Если многие мусульманские страны чтят традиции не столь уж строго, то арабы относятся к тем, кто соблюдает обычаи. Одной из самых больших проблем, с которой вам придется столкнуться, является то, что если семья вашего мужа действительно истинно верующие, то может начаться принуждение вас в принятии ислама. Вы можете согласиться, если чувствуете себя готовой к этому, а можете отказаться. Главное при этом не оскорблять религию, а просто объяснить им, что вы не хотите быть перебежчиком веры.

Второе, что вам нужно знать это то, что для мусульман очень важна семья, а для арабов семья это святое. Постарайтесь наладить с его семьей хорошие отношения, тогда вам не придется бояться семьи, а напротив вы будете под её защитой. В семьях арабов принято даже такое, что если муж вас чем-то обидел, вы можете пожаловаться на него семье, и мать с отцом поговорят с сыном, защищая вас. Правда не стоит кричать и бросать упреки, обвиняя мужа во всех смертных грехах. Помните, что женщина и жена должна быть покорна своему мужу. И если что-то выносить из семьи на общее обозрение, то делать это надо спокойно, и объясняя, в чем проблема. Кстати, если отношения с семьей не заладились, но муж все же пока поддерживает вас, не вздумайте ему наговаривать на его семью, говоря, что они плохие или не заслуживают хорошего отношения. Вряд ли ваш муж, будучи истинным арабом и хорошим сыном сможет это стерпеть. И ещё, Коран позволяет мусульманам заводить вторую, третью и даже пятую жену, если муж способен их обеспечить. Появится ли в вашем доме другая женщина, во многом зависит от вас. Счастливые браки православной девушки и араба встречаются не так часто, но если все хорошо сложилось, то муж, как правило, не приводит в дом других женщин.

Обычаи и традиции

Стоит упомянуть форму одежды. Как и в большинстве мусульманских стран, в Арабских Эмиратах женщинам запрещено оголять свое тело, и уж тем более показываться в таком виде посторонним мужчинам. Поэтому никаких юбок, кстати, о брюках тоже можно забыть. Женщина, которая показалась на улице с открытым лицом, телом, флиртовавшая или даже просто общавшаяся с незнакомым мужчиной объявляется неверной женой. А участь таких жен весьма плачевна. Ранее их просто забивали камнями на площади насмерть. Сегодня хоть и обычаи чуть смягчились, но на прощение рассчитывать бесполезно. Традиционной одеждой является хиджаб, который надевается, как на свадьбу, так и всю последующую жизнь, покрывая ваше тело беспросветной пеленой, оставляя открытыми лишь глаза.

Теперь несколько слов о работе. В принципе, большинство женщин не работают. Так что если вы всю жизнь мечтали о том, чтобы не работать, вести спокойную жизнь дома, воспитывать детей, а характер у вас спокойный и податливый, то араб для вас будет идеальным мужем. Потому что идеальной женой для араба будет покорная женщина, которая все свое время отдает семье, дому и воспитанию детей. При этом муж полностью её обеспечивает, не упрекая за то, что она не зарабатывает. Если женщина идет работать, то, как правило, это либо семейный бизнес, либо места, где бывают одни женщины, например, ателье, школа и т.п. Впрочем, идти работать или нет, решать только вам. Принуждать к этому вас никто не будет, наоборот, скорее всего, будут отговаривать.

И напоследок, немного расскажу о том, как не стоит себя вести. Если вы курите, то старайтесь отучиться от этой привычки. Женщина в исламе итак ставится ниже мужчины, вы итак столкнетесь со множеством сложностей, так не стоит настраивать окружающих против себя ещё больше. Ислам запрещает купить и пить. Если мужчины иногда и поступаются этими правилами, то вот вам вряд ли разрешат это сделать. К тому же арабы не сторонники бурного образа жизни. Там не принято ходить в клубы или на дискотеки. Даже на рынок одну вас могут не отпустить, потому что там слишком много мужчин, которые могут причинить вам зло. В некоторых мусульманских странах даже кинотеатры разделены на две зоны, одна из которых является семейной, и в неё допускаются только женщины или дети до 16 лет.

Поэтому, если вас не пугают такие разительные перемены, которые произойдут в вашей жизни и вы готовы принять все это, принять, а не попытаться подстроить под себя, то ваш брак с арабом имеет все шансы на то, чтобы оказаться счастливым.

Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих групп населения Земного шара, относятся к европеоидной расе. Народ, формировавшийся на Аравийском полуострове, за исторически короткий срок захватил огромные территории в Западной Азии и Северной Африке, покорил и длительное время удерживал (по крайней мере, частично) Пиренейский полуостров в Европе. Арабы смогли ассимилировать местное население большинства завоеванных ими территорий. Население арабских стран можно условно разделить на три основные группы: 1) кочевники и полукочевники, 2) сельское население, 3) жители городов. Основную часть населения крупных арабских стран в настоящее время составляют оседлые земледельцы (по-арабски «феллахи»).
Национальный характер внешне проявляется в определенном этикетом ритуале (или нарушении его). В основу жизни арабского общества легла бедуинская этика. И хотя бедуинская организация в большинстве современных арабских стран утратила былое влияние, многие ее моральные ценности, живущие в народе, сохраняют свое значение, несмотря на быстро меняющиеся вкусы, привычки и симпатии населения, которое уже и не склонно отождествлять себя со своими кочевыми предками. Арабская община построена по родовому признаку. Личность подчинена интересам семьи, рода и всего племени. По бедуинскому кодексу соплеменники несут ответственность за поведение каждого, как внутри коллектива, так и за его пределами. Каждая семья стремится к предотвращению ситуаций, чреватых затяжными конфликтами, кровной местью, ухудшением социального и материального положения своего рода. Родоплеменная структура арабского общества повторяет семейную организацию. Арабская семья, как правило, представляет собой большую группу, объединенную родственными связями. Во главе ее находятся пожилой мужчина и его жена - родители, старшие рода. Семья включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков. Нередко, особенно в деревне, они вместе живут, работают, совместно решают дела. Традиционная семья основана на власти мужа - главы семейства. Его называют «господином семьи». Взаимоотношения старших и младших братьев похожи на отношения между отцом и сыновьями. Покорность и почитание старших - одно из главных достоинств юноши. Сын считается мудрым, если следует советам старших. Почитание власти, уважение силы - традиционный образ отношений между народом и ее лидерами в арабском мире. Подчиненное положение, сохраняющееся для большинства арабов из поколения в поколение, из века в век, воздействие мусульманской религии, которая регламентирует практически все стороны жизни людей, укрепили в сознании арабов неверие в свои личные преобразовательные возможности, выработали покорность и смирение. «Иншалла» - «Все в руках Аллаха» - дежурная фраза, сопровождающая любое действие араба. «Если бог даст» - надежда на успех. В случае неудачи - «Так было угодно Аллаху». В условиях постоянной борьбы за существование, необходимости преодолевать сопротивление природы у арабов выработалась покорная готовность к тяжелому труду, которая, однако, не стала трудолюбием. Труд у арабов не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью в работе. Для большинства работников плоды труда - досуг и отдых - важнее собственно результатов труда. Праздность и лень практически не осуждаются в обществе. Работники умственного труда - богословы и учителя уважаемы в арабском обществе. Но в системе профессиональных приоритетов арабской молодежи желание стать учителем значительно уступает желанию быть торговцем, занимать бюрократические должности. По мнению большинства, только торговля или хороший чиновный пост могут обеспечить их владельцам сытое и обеспеченное будущее.
Арабы необычайно жизнелюбивы, многие отмечают их доброту, миролюбие, незлопамятность. Среди всех арабских народов особенно хотелось бы выделить египтян. По личным впечатлениям автора, жизнерадостность египтян, их чувство юмора, умение прощать обиды не знают границ. Веселье вызывает одна удачная шутка. Идущий по улице человек, вполголоса напевающий песню, через несколько шагов услышит, как кто-то еще подхватит его мелодию. Эти люди любят праздники и любят веселье, у них развито чувство юмора. Египетские карикатуристы делают такие политические шаржи такой остроты, которую не всегда встретишь и в «свободных», но «политкорректных» европейских газетах. Политический юмор позволяет себе покушаться на самые высокие авторитеты в обществе. Как тут не вспомнить известный политический анекдот периода правления Анвара Садата. Египтянин приходит в миграционную службу и просит отправить его за границу. «Почему?» - спрашивают его. «Либо я, либо он», - отвечает египтянин, имея в качестве альтернативы себе Садата.
Арабы - люди экспансивные и горячие. Для них характерны повышенная реактивность и бурный характер поступков. Их действия сопровождаются импульсивностью, порывистостью, несдержанностью в проявлении своих чувств и эмоций. Но их горячность легка, гнев быстро проходит. Вспыхнувшая ссора быстро затихает. Между собой спорящие арабы практически никогда не дерутся, хотя в процессе ссоры могут осыпать друг друга самыми страшными угрозами. Жестикуляция у арабов - активный помощник в разговоре. Жесты разнообразны и очень отличаются по значению от европейских. Некоторые, кажущиеся обидными европейцам жесты, - абсолютно безобидны для арабов, и наоборот. Высока впечатлительность большинства арабов. В зависимости от причины и источника возбуждения эта впечатлительность либо приводит их в крайнюю степень восторга, либо доводит до слез. Арабы отличаются повышенной чувствительностью в вопросах личной чести. Честь является одной из главных составляющих в системе их духовных ценностей. Клятва честью - это самое сильное обещание араба. Проявление сомнения в искренности слов араба, который клянется своей честью, - глубокая обида, запоминающаяся надолго. Постоянная забота о личной чести выработала у арабов определенные стандарты поведения в обществе и коллективе. При выполнении работы для араба более важна ее общественная оценка, чем сам результат. Очковтирательство и видимость деятельности, которую любят создавать многие представители этой нации, - распространенное явление в арабских странах. Типичная уличная сценка на арабском Востоке - один работает, семеро дают советы, руководят действиями работающего. Взаимная вежливость существенно облегчает ведение дел, позволяет рассчитывать на снисходительность, меньшую требовательность. Только не забывайте про табу: если вы мужчина, никогда не задавайте хозяину-мусульманину вопросов о женской половине его семьи. Честь женщин для арабов - очень болезненный вопрос.
Гостеприимство, стремление оказать достойный прием гостю уходят корнями в глубь веков. Эта традиция берет свое начало от особенностей бедуинского быта, когда пустыня представляла постоянную опасность. Традиция приютить гостя, радушно его встретить, отметить его пребывание застольем или, во всяком случае, угостить его водой 9 , чашкой кофе или чая очень украшают арабский быт. Отказ от гостеприимства - обида хозяину. Гость, направляющийся в дом араба, должен быть готов к тому, что его накормят и напоят кофе «до потери сознания».

7. Особенности ментальности азиатских народов

В Азии принято выделять следующие физико-географические районы:

· Восточная Азия (Корейский полуостров, Японские острова, восточная часть Китая);

· Западная Азия (Южный Кавказ и Переднеазиатские нагорья);

· Северная Азия (Сибирь и северо-восток Евразии);

· Средняя Азия (Памир, Тянь-Шань, Туранская низменность);

· Юго-Восточная Азия (полуостров Индокитай и Малайский архипелаг);

· Юго-Западная Азия (Аравийский полуостров и Левант);

· Южная Азия (полуостров Индостан и остров Шри-Ланка (архипелаг Мальдивы).

Этнопсихологические особенности оседлых народов Азии

Оседлый земледелец мыслит категориями времени и эволюции. Земледелие вырабатывает у народов миролюбивый характер, создает материальные основания для гуманизма, смягчает нравы, так как в этой системе жизнеобеспечения даже слабый человек может найти применение своим силам, земледелие вырабатывает сложные и тонкие формы взаимоотношения людей с миром животных и растений, с природой в целом. Религия способствовала созданию того или иного общества, той или иной цивилизации. И лучше всего это видно при сопоставлении Востока и Запада, а точнее - западноевропейского античного и неевропейского «азиатского» путей развития.

В сфере взаимоотношений религиозной традиции, общества и государства индо - буддийское общество противостоит исламскому и китайскому. Они ориентированы на сильную эффективную власть, на доктринально санкционированную слитность, практическое единство общества и государства.

Этнопсихологические особенности, собственно народов Азии:

Евреи. характерны: старательность, настойчивость, упорное стремление к поставленным целям во всех видах деятельности; умение быстро приспосабливаться к изменившимся условиям жизни; гибкость мышления, проницательность, изобретательность, способность импровизировать, рационализм и способность всегда видеть перспективу; обостренная чувствительность, склонность находить обиду там, где ее нет; склонность жаловаться на свое положение, проявление комплекса "униженного".

Арабы - Они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимися наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность по отношению к будущему порождает немало трудностей в их жизни и деятельности.

Китайцы широко известны как малоприхотливые люди. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Оказала свое влияние и конфуцианская идеология, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольство минимумом в условиях реальной жизни. В результате неприхотливость, умеренность, приспособляемость, довольство малым стали целым комплексом взаимосвязанных черт их национального характера. Китайцы - энергичные, предприимчивые люди, стремящиеся в любых условиях достичь поставленной цели. у китайцев сформировались и всегда очень ярко проявляются такие национально-психологические качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы.

Особенности географического положения Японских островов позволили стране развиваться самостоятельно, занимать доминирующее положение в международных контактах. За всю историю Японии её территория только дважды подвергалась угрозе иноземной агрессии. Данный факт играл важную роль и в процессе формирования японского национального сознания и культуры. Внешние заимствования производились избирательно и только в тех сферах, которые определялись потребностями общества, или той его части, полем действия, которой являлись внешние политические и культурные контакты.

Этнопсихологические особенности народов Южной Азии

Для этнической ситуации в Южной Азии характерно наличие крупных народов, консолидированных в нации, народности, а также большого числа мелких групп так называемого "племенного" населения, стоящего на тех или иных ступенях разложения первобытно-общинных отношений. Все это оказывает существенное влияние на формирование этнопсихологических особенностей этих народов.

Этнопсихологические особенности народов Юго-Восточной Азии

Там обитают этносы, относящихся ко многим антропологическим расам, языковым семьям и группам, хозяйственно-культурным типам, что делает изучение народов Юго-Восточной Азии с точки зрения этнопсихологии особенно интересным, так как наряду с промышленно развитыми народами там в отдаленных, географически изолированных, местностях обитают группы населения, находящиеся на разных уровнях разложения первобытнообщинных отношений и сохраняющие традиционные черты менталитета.

Не только приветливость отличает арабских мужчин. Во многих своих поступках они ведут себя беспечно, не волнуются о предстоящем и почти всегда находятся в хорошем настроении. В поступках они чрезвычайно изобретательны, находят нестандартные и интересные решения, а предприимчивость в большинстве ситуаций играет им на пользу. В арабском обществе приветствуются смелые и инициативные люди, а потому скромными арабы бывают достаточно редко.

Отличительной особенностью арабской нации является любовь к труду и умение заниматься в течение долгого времени своим делом. Все люди, будь то простой рабочий или высокопоставленный чиновник или бизнесмен, трудятся каждый день для собственного блага, хотя удовольствие от своей деятельности они получают редко. Все дело в том, что многие поколения арабов много работали для того, чтобы выбиться из нищеты и улучшить свою жизнь, поэтому труд для них стал обязанностью каждого человека. Умение и необходимость работать сделали из арабов выносливую и неприхотливую нацию. В сознании арабов закрепилось понимание того, что необходимо много трудиться, при этом быть терпеливым, уверенным в себе и настойчивым.

Время вне работы арабы любят проводить красиво. Свое жизнелюбие и любовь к прекрасному они демонстрируют при общении с близкими и друзьями. Вообще, арабы считаются миролюбивыми, они не часто провоцируют скандалы и ссоры, обычно стремясь к обмену положительными эмоциями и общению. У них хорошее чувство юмора, в большинстве своем они оптимисты и умеют остро шутить.

При общении с другими людьми арабы-мужчины особое значение придают стилю разговора собеседника. Они смотрят на то, как собеседник подбирает слова, строит предложения, украшает речь красивыми высказываниями и после этого делают выводы о человеке. Причина в особенности арабского языка: он очень богат и подразумевает использование метафор, гиперболических высказываний, словесных оборотов. Если стоит задача переубедить в чем-то мужчину-араба или хочется понравиться ему, запомниться, то стоит следить за правильностью речи, ее яркостью. У арабов отключается логическое мышление, когда он слышит красивые слова.

В подавляющем большинстве у арабов преобладает эмоциональность. Они очень бурно реагируют на действия и слова, стремясь проявить собственные эмоции. Они бывают резки и импульсивны, что делает эту нацию очень темпераментными. Им сложно сдержать эмоции, а потому порыв чувств часто берет вверх над спокойствием. Жизнь настоящего араба распланирована законами святого писания мусульман - Кораном. Религия в жизни арабов играет большую роль. Идеальное поведение араба - покорное с раскаяньем в своих грехах.

Поклонение и беспрекословное послушание Богу очень приветствуется. С самых первых дней жизни дети узнают от своих родителей, что важно быть послушным верующим и проявлять покорность, смирение, с честью принимать все выпадающие трудности. Терпеливость и выносливость у арабов в крови. Они умеют приспосабливаться, морально очень сильные люди. Что интересно, их отличительной чертой является суеверность. Они верят в предсказания и различные предрассудки, очень внимательны к приметам. Такая вера в приметы и предсказания передается из поколения в поколение и стимулирует у арабов развитие неуверенности в завтрашнем дне, подозрительности и настороженности.

В отношениях между людьми большое значение имеет социальный статус. Люди, имеющие власть и достаток, могут позволить себе быть надменными по отношению к окружению и даже порой грубыми. Проявление агрессии и физической силы - это обычное явление среди людей с высоким достатком. Люди, находящиеся на низких ступенях общества, ведут себя покорно и спокойно принимают удары судьбы, поскольку это приказано в Коране. Обращаться к влиятельным и богатым людям принято с уважением и честью.

Ложь весьма распространена среди арабов, и правда у них стоит немного... Араб не испытывает угрызений совести, если благодаря лжи достигает своей цели... Он более прислушивается к чувству, чем к фактам, скорее заинтересован произвести впечатление, чем рассказать что-либо правдиво. Более того, арабский язык дает его носителю возможность преувеличения.
социолог Сании Хамади. "Характер и темперамент арабов"

Араб вынужден преувеличивать почти во всех видах общения, чтобы быть правильно понятым. Если араб говорит только то, что он думает, без ожидаемого от него преувеличения, слушатели усомнятся в его правоте и даже будут подозревать его в совершенно обратных намерениях.
египетский ученый Али Шуби

Арабская культура совершенно иная, чем наша. В нашей культуре произнесенное слово обязывает, а в арабской - украшает. Слово в данном случае предназначается не для коммуникации, а для орнамента. Войдите в мечеть, и вы увидите сплетенные из букв украшения - такова буквенная и словесная функция в мусульманском понимании.
Шимон Перес

Никакой араб еще не признавался в том,что ошибся, что виноват в провале битвы, не рассчитал свои силы. У арабов, с которыми я общался и воевал в их рядах в течение 7-ми лет, всегда в их бедах виноват кто-то другой.
Лоуренс Аравийский

Для того, чтобы принять ислам, нужна атрофия психики, готовность жить на правах муравья или пчелы, не имеющих своей воли и своего личного облика.
Лоуренс Аравийский. "Оттиски памяти"

Израильтяне не понимают, почему арабы всё время требуют тех или иных жестов и уступок в их пользу, и их требования постоянно растут. Потому что в их культурном багаже понятие «я должен тебе» просто не существует. Коль скоро ты что-то мне уступил - это лишь доказательство того, что ты слабак, у тебя нет выбора, что сила, а значит и право, на моей стороне, и потому мне полагается ещё и ещё.
Они не станут ненавидеть тебя больше, если ты покажешь им свою силу, - напротив, начнут уважать.
Моше Фейглин. ТАМ, ГДЕ НЕТ ЛЮДЕЙ

Для психологии арабов отсутствие возмездия - синоним отсутствия мужества и решимости. Они сами могут отказаться от мести только из-за страха, и никакого другого объяснения не принимают.
психолог Вадим Ротенберг. "ВСЕГО ОДИН ВОПРОС"

У христианского креста четыре конца: верхний символизирует добро, нижний - зло, правый - силу, левый - слабость.
В мусульманском полумесяце - только два конца: сила и слабость.
Добро находится там, где сила, а зло ассоциируется со слабостью.

Из-за того, что в основе ислама лежит материальность, он развил анти-производительную культуру. Зачем сажать дерево, плодами которого я не наслажусь?
Когда нет добра и зла, единственный критерий развития - это прямая выгода.

Араб не ворует и не грабит - он просто так зарабатывает на жизнь. В арабских государствах никогда не будет развитой экономики, в любое место, куда бы они не пришли - придет пустыня.

Арабы грабят не только материю, но и духовность.
Мечеть на Храмовой горе не имеет для ислама никакой ценности, сама Храмовая гора столетиями была заброшена, что хорошо видно по старым снимкам. Она стала священной для мусульман только тогда, когда они украли ее у евреев.
Могила Йосефа интересовала арабов как прошлогодний снег, когда она была под их властью, но как только ее отняли у евреев, там моментально построили мечеть и объявили это место священным.
У них нет своей святости, поэтому даже ее им приходится воровать.
Моше Фейглин. "Мировая Война"
* * *
Для арабов характерны трудолюбие, в котором отсутствует дисциплина и скрупулезность, недостаток инициативы и предприимчивости, беззаботность и беспечность по отношению к будущему, повышенная реактивность, импульсивность, несдержанность в проявлении своих чувств и эмоций;
- склонность к преувеличениям в оценках окружающей действительности, не столько логическое осмысление получаемой информации, сколько особое внимание к форме изложения и красноречию говорящего;
- распространение суеверий и предрассудков;
- высокомерие и грубость в отношениях высшего к низшему,
- показное подобострастие в речи и манерах поведения низших в отношении к высшим.
Владимир Крысько. "Секреты психологической войны"

Итак, представим себе главную улицу небольшого арабского города в жаркий летний день. На просторной лоджии одного из самых красивых в городе домов прилег отдохнуть после сытного обеда богатый торговец, сладко зевающий в предвкушении привычного послеполуденного «кейфа». Но вдруг до ушей богача доносятся резкие выкрики мальчишек, затеявших прямо под его окнами игру в мяч. Разъяренный торговец поднимается с дивана и пытается криками и угрозами отогнать нарушителей спокойствия подальше от своего дома. Но мальчишки и не собираются убегать, откровенно издеваясь над хозяином и его угрозами. И тогда торговец пускается на хитрость. Овладев собой и усмехнувшись в усы, он небрежным тоном сообщает крикливым мальчишкам свежую «новость»:
«Между прочим, пока вы здесь без толку гоняете мяч, на рыночной площади раздают бесплатные финики…» Как и следовало ожидать, мальчишек как ветром сдувает с улицы, где живет богач, и тот, ужасно довольный собой и своим обманом, пытается вздремнуть. Но уже через минуту хитроумный араб вскакивает, как ошпаренный, со своего ложа и, хватаясь за голову, кричит: «Ну, какой же я осел! Пока я здесь лежу, проклятые мальчишки расхватают все бесплатные финики!»
В этой притче, как в капле воды, отражается одна из главных особенностей арабской национальной психологии - умение создавать из ничего яркие мифы и потом истово в них верить, ненавидя каждого, кто посмеет усомниться в их реальности. И наоборот, любая «подлинная» фраза, произнесенная арабом в разговоре, или клятвенное обязательство, подтвержденное его собственноручной подписью и печатью в каком-либо письменном документе, абсолютно ничего не значат.

Исламский террор возник не в как реакция на арабо-израильский конфликт или политику Запада, он стал следствием отторжения значительной частью арабов законов современного мира в целом. Арабские народы чувствуют унижение от своей неспособности ответить на вызовы времени, арабская ментальность не может приспособиться к темпу и ритму жизни современного мира - и возвращение к нормам средневекового ислама является для них единственной возможностью сопротивляться неизбежному проигрышу в соревновании цивилизаций.

профессор Принстонского университета Майкл Доран

«Самым простым способом, вполне в духе времени и в соответствии с бытовавшими приемами доказательства от традиции («наклян»), можно было обосновать допустимость обмана, обратившись к Священному Писанию - Корану, - пишет А. Игнатенко. - Книга дает для этого богатейший материал. Так, есть целая серия «аятов» (коранических стихов), в которых Аллах совершает «макр» (коварство, хитрость, обман). «И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах - лучший из хитрецов» (3:47) …Аллах прибегает и к «кайд» (козни, коварство): «…ведь Моя хитрость - прочна» (7:182); «…ведь кознь моя крепка» (68:45). «Они замышляли хитрость, и Я замышляю хитрость» (86:15-16). Бог,
приведенных цитат вполне достаточно, если учесть, что даже одно слово, записанное в Коране от имени Аллаха, являлось и является для мусульманина обязательным руководством к действию. Заметим также, что обилие арабских понятий, обозначающих обман и коварство (макр, кайд, худа, а также «кизб», «ибрам амран» и много других) нельзя считать простой случайностью. Так, например, в языке эскимосов Гренландии есть около семидесяти слов, обозначающих снег и лед в различном состоянии, а в наречии памирских таджиков фраза «ходить пешком» звучит совершенно по-разному, если речь идет о движении вверх или вниз, о перемещении по равнине, по леднику, по горному склону и т.д. Короче говоря, у кого что болит, тот о том и говорит… Причем говорит очень ярко и с удовольствием.

Арабы сохранили патриархальные нравы своих предков; они - само противоречие; они одновременно жестоки и угодливы, суеверны и восторженны, пылки, падки на веру и на вымысел; они сохранили молодость души и, будучи одержимы какой-либо идеей, способны на великие дела".

Свободный, гордый, великодушный араб может быть дерзким и вспыльчивым; он заключает в себе все пороки и добродетели своей нации: необходимость постоянно заботиться о своих нуждах делает его активным, множество страданий, которые он вынужден терпеть, делает его спокойным. Араб любит независимость - это единственная его радость, он ненавидит всякую власть и готов сражаться против нее с исключительной жестокостью. Арабом часто движет чувство мести. Честь для араба - превыше всего. Меч, красноречие и гостеприимство - вот что составляет славу нации. Меч для араба - единственное средство отстоять свои права; неразвитость письменности придает особый вес красноречию, благодаря которому споры порой удается решить мирно, без применения оружия; гостеприимство для араба - часть общечеловеческого кодекса. Приведу слова Дезвержера:

"Возможно, наиболее яркая черта характера араба - это тесное сплетение склонности к грабежу с гостеприимством, тяги к воровству и щедрости, жестокости и рыцарского великодушия, т.е. сочетание полярно противоположных качеств. Рассказ об одном и том же арабе вызывает у слушателя многократную смену чувств презрения и восхищения. Трудно понять характер араба, если не рассматривать его с точки зрения условий существования нации в целом, изолированной от остального мира и вынужденной жить на столь неблагодарной земле. Бедность арабских земель оправдывает склонность арабов к грабежам: лишенные богатых пастбищ и плодородных угодий арабы исправляют несправедливость судьбы силой, грабя караваны с товарами. Они не делают различий между открытой войной и нападением из засады; вооруженный разбой, ограбление путешественника для них так же похвальны, как и взятие осажденного города, как захват чужой территории.

Арабы редко позволяют словам выдавать и тайные чувства; они тверды в своих намерениях и ужасны в мести. Это беспощадные враги, это ложные друзья чужестранцев
Эти люди не подчиняются минутным влечениям, они следуют заранее намеченной системе. Имея довольно ограниченное мышление, но сильную волю и настойчивость, они способны к такой высокой социальной организации, которая обеспечивает им триумф над врагами и тираническую власть над другими

Арабы очень чувствительны к оскорблениям, намекам, насмешкам.
Иногда они воспринимают как обиду совершенно невинные действия и слова.
Российский журналист Дмитрий Згерский:
- Там, где европеец воспринимает критику в собственный адрес или в
адрес своей страны вдумчиво и согласится с ней, араб возмутится,
оскорбится, предпримет ответный выпад. В компании арабов, как правило,
будут охотно смеяться над русским Иванушкой-дурачком, но всякую насмешку
в том же духе над арабским дурачком воспримут как личное оскорбление

Достоевский говорит, что по обитателям тюрьмы можно узнать, что представляет из себя народ. Если судить об арабском народе по арестантам, применяя метод Достоевского, то картина получается неприглядная: все они поголовно доносчики, ханжи, все живое - объект их сексуальных страстей. Не меньше женщины их возбуждает мужчина, подросток, мальчик и даже животное.

Арабу нельзя доверять. Кажется, что он твой друг, но внезапно в нем просыпается зверь, и он вполне может всадить тебе нож в спину. Любая попытка к бегству обречена на провал, среди готовящихся к побегу обязательно найдется доносчик.

В русской литературе много написано о чувстве раскаяния. Араб не слишком печалится о прошлом. Что было, то было. Раскаяние делу не поможет. Зачем же раскаиваться?
Во время послеполуденной прогулки один арестант огрел другого камнем по голове. Я видел эту картину. В глубине двора сидят два арестанта и мирно беседуют. Внезапно один из них хватает камень - единственный на весь тюремный двор - и начинает лупить им по голове своего собеседника. До того самого момента, когда он схватил камень, невозможно было представить себе, сколь трагически завершится их беседа. Не было никакого перехода от идиллической беседы к ударам камнем по голове. Отсутствие какого-либо перехода от идиллии к покушению на убийство весьма характерно для атмосферы Востока.

Прежде всего любопытна реакция арестантов-арабов и арестантов-евреев, оказавшихся в это время по дворе. Арабы отпихивали один другого, чтобы дать свидетельские показания офицеру, который немедленно там возник. Еврейские арестанты, увидев драку, начали удаляться с поля боя, делая вид, что ничего не видели и не слышали.

Повели на суд араба знатного происхождения, который в поле, неподалеку от Герцлии, изнасиловал красавицу-арабку и там же ее бросил. Помогали ему трое его слуг. Обвиняемый получит 15 лет тюрьмы. Что же произошло в поле около Герцлии?

В одном из знатных арабских семейств выросла дочь-красавица, гордость семьи. Отец затребовал за нее громадный калым, и поставил условием, чтобы жених происходил из знатного рода. Среди молодых людей в округе началось соревнование: кому из них достанется красавица? У кого больше денег? У кого более знатное происхождение? Но отец красавицы не торопится. Годы идут, и страсти среди женихов накаляются все больше. Красавица тем временем "перезрела": ей уже целых 22 года! А отец все еще не решил, за кого ее выдать. И пока он колеблется и обдумывает, некий молодой человек предпринимает решительный шаг.

Несколько лет назад он был в нее влюблен и хотел на ней жениться. Но сейчас любовь сменилась ненавистью. Ненавистью к отцу этой красавицы и ко всему ее семейству. Поэтому он ее умыкает, насилует и бросает в поле, где воют шакалы. А означает все это вот что: "да, ты действительно красавица и твой отец горд тобою, но я даю тебе пинок под зад точно так же, как я даю пинок под зад какому-нибудь четвероногому." Таков образ мышления восточного человека "благородных" кровей. Молодой аристократ идет в тюрьму с гордо поднятой головой. Годы отсидки будет ему скрашивать мысль, что теперь отцу этой девицы придется выдать ее замуж без калыма, ибо ни один из знатных молодых людей жениться на ней не захочет.

Арабы-арестанты стесняются один другого, если они не одеты. Очевидно, обнаженное мужское тело возбуждает в них половой инстинкт не меньше, чем обнаженное женское тело в нас. Многие арабы могут мочиться, только если их никто не видит. Иначе у них ничего не получается. Они не в состоянии мочиться, если знают, что кто-то смотрит на них или даже прислушивается. Подобной же чувствительностью отличаются и многие арабы "на воле". Но здесь, в тюрьме, из-за вечной жажды нормальной половой жизни эта ненормальная чувствительность развивается у них сверх всякой меры. Араб-арестант не будет перед сном мочиться, пока прочие обитатели камеры не заснут. Он будет ждать хоть полночи, чтобы убедиться, что сокамерники спят.

Араб "панэротичен". Не только женщина, любое живое существо возбуждает в нем половой инстинкт: мужчина, ребенок, животное. Мужчина возбуждает араба не меньше, чем женщина. А еще больше - юноша. Не оставляют его равнодушным и домашние животные

Меня всегда удивляло, как легко и непринужденно лгут арабы.

Не то что меня удивляет то, что люди врут, занимательно то, что это является частью национального характера народа.

Это умение, предрасположенность и способность говорить слова, которые не просто не отражают реальность, а часто являются ее полной противоположностью.
арабы искренне не замечают противоречий между фантазией, которую они продуцируют в своем сознании (часто - не отдавая себе в этом отчет) и «фактами реальности».
Поэтому, в каком-то смысле, не правильно употреблять по отношению к арабу выражение - «он лжет». И точно так же не применимы к нему слова - «он говорит правду». В любой ситуации речь пойдет о его мире фантазий и, следовательно, о том, что ему выгодно сказать в данный момент.
Я писал этот ответ не потому, что нашел у арабов отмеченные здесь особенности характера, но потому лишь, что эти черты постоянно, ежечасно и повсеместно проявляются в их поведении. Во всех странах обитания.

Натура араба обнаруживает вспыльчивость, малокультурность, полная примитивность общественного организма, крайняя алчность к деньгам, недобросовестность в торговых операциях и вероломство.
Действительно, едва беззащитный гость покидает кров своего хозяина, как все любезные отношения заканчиваются, если только они не основаны на родстве и более продолжительном знакомстве. Тот же араб, который предоставлял весь свой шатер в распоряжение гостя, не сочтет за преступление самым предательским образом ограбить его в пустыне, если только багаж гостя показался ему достойным внимания, а готовность защищаться сомнительной.
Эти противоречия в натуре араба— результат эволюционных противоположных процессов: физического, связанного с ухудшением климата, а отсюда с увеличивающейся нуждой, и этнического, выработавшегося в ходе борьбы за жизнь среди крайне неблагоприятных условий.

Перед египетской женщиной может стать выбор: или жить свободной жизнью, работать, одеваться по-европейски, или же быть примерной женой, матерью и домохозяйкой, носить хиджаб, быть ограниченной в свободе, но при этом получить гарантии и привилегии исламской женщины. Чаще всего египтянки выбирают второй вариант. Уж такой у них менталитет, что бы там ни говорили о бесправии мусульманских женщин различные феминистские организации.

Этот менталитет арабской женщины вырабатывается в ней с раннего возраста. Девочек воспитывают гораздо строже, чем мальчиков. К 9 – 11 годам они уже становится хорошими домохозяйками, и овладевают всеми премудростями этого дела. До замужества дочь находится на попечительстве родителей, которые рьяно следят и за моральным аспектом воспитания. С момента первой менструации, девушка обязана носить хиджаб. Ей не разрешается появляться на улице без сопровождения взрослых, а тем более разговаривать с незнакомыми людьми. Сексуальные связи до вступления в брак – явление из рода вон выходящее. Не приветствуются и половые связи юношей до женитьбы, но им угрожает лишь серьезный выговор от родителей. В отношении девушек все гораздо серьезнее. Дело может дойти и до физической расправы. До замужества невеста должна оставаться девственницей. Это в Египте очень ценится. В отдаленных селах до сих пор существует обычай выносить на всеобщее обозрение простынь после первой брачной ночи. Традиционно девушек отдают замуж в очень раннем возрасте – иногда в 13 – 15 лет, а брачные договора заключаются между родителями жениха и невесты иногда еще до их рождения.

В городах обстановка более демократичная, но и здесь девушка, лишившаяся невинности до замужества, может стать позором для семьи и изгоем общества. Если невеста не является девственницей, то она перед свадьбой обязана сообщить об этом жениху, который на этом основании вполне имеет право отказаться от свадьбы. Правда, мусульманская религия делает по этому поводу и ряд оговорок. Естественно, что никто не потребует девственности от женщины, уже побывавшей замужем. Существует и правило, которое касается женщин, от рождения не являвшихся мусульманками. Если женщина совершила свои прегрешения до того, как приняла ислам, то они ей прощаются, и жених может на это закрыть глаза. Этим послаблением в исламских канонах часто пользуются египтяне, беря в жены иностранок. По закону мужчина может жениться на христианке или иудейке. Именно религия мужа является в семье основополагающей. Даже, если жена не примет ислам, то дети от смешанного брака будут мусульманами. Женщина же обязана выходить замуж исключительно за мусульманина.

Говоря о целомудрии, мусульманские богословы отмечают, что это обширное понятие, а сексуальные отношения лишь одна из его частей. Целомудрие подразумевает собой преобладание моральных качеств и бескорыстной любви над материальными ценностями и желанием обогатиться.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...