Кто такой евгений в поэме медный всадник.  Образ Евгения в поэме «Медный Всадник» Пушкина. Характеристика Евгения в поэме «Медный всадник»: амбивалентность персонажа


Характеристика литературного героя Евгений. Изо всего, что сказано о Петре Великом нельзя составить его определенного облика: все расплывается во что-то громадное, ужасное, безмерное. Нет облика и у бедного Евгения, который теряется в серой, безликой массе ему подобных столичных граждан.
Бедный Евгений, гражданин столичный,
Каких встречаете вы тьму,
От них нисколько не отличный
Ни по лицу, ни по уму.
О нем нам практически ничего не известно, кроме того, что он живет в Коломне и возможно принадлежит к некогда знаменитому дворянскому роду.
Но мечта у Евгения вовсе не бедная и не сниженная – она сопоставима с мечтой героя пушкинской лирики этого времени, стремящегося к истинным жизненным ценностям.
… я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою…
… И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят…
Осуществление мечты Евгения было бы выполнением Божественных заповедей, но это не удается – Параша погибает во время наводнения. От этого известия Евгений сходит с ума. Пушкин рисует сумасшествие Евгения скупым, но очень выразительным, вызывающим у читателя тоску и жалость.
Но бедный, бедный мой Евгений…
Увы, его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял. Мятежный шум
Невы и ветров раздавался
В его ушах. Ужасных дум
Безмолвно полон, он скитался.
Его терзал какой-то сон…
… Он скоро свету
Стал чужд, весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни ему вслед
Нередко кучерские плети
Его стекали, потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось – он
Не примечал. Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни се, ни житель света,
Ни призрак мертвый…
Так что, несмотря на слабость, обезличенность и приниженность этого образа, мы можем отметить в нем щемящую человечность, которая для Пушкина важна не менее, а может быть, и более величия и силы Медного всадника.

Сочинение по литературе на тему: Евгений (Медный всадник Пушкин)

Другие сочинения:

  1. Медный всадник Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А. С. Пушкину, написана в стихотворной форме. В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник. Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как Read More ......
  2. Медный всадник “На берегу пустынных волн” Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город “из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво”. Творенье Петра Read More ......
  3. Петр Первый Характеристика литературного героя Петр Первый (Медный всадник). Петр представляется Пушкину существом исключительным, как бы превышающим человеческие размеры. “Гений Петра вырывался за пределы своего века”, – писал Пушкин. Однако Пушкин всегда видел в Петре крайнее проявление самовластия, граничащее с Read More ......
  4. Суть кнфл м/д гос. властью и частным челом. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщенной образной форме противопос-тавляет две силы – государство, олицетворенное в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника), и Read More ......
  5. В своей поэме Пушкин поднимает очень важную тему, волнующую всех передовых людей того времени – конфликт между государством и отдельно взятым человеком. Государство представлено у автора образом самого Петра I, а затем символически ожившим памятником; простым человеком выступает бедный чиновник Read More ......
  6. Поэма “Медный всадник” была написана Пушкиным в 1833 году. В ней Пушкин впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в лице Петра I, и человека с его личными и частными интересами и переживаниями. Реформы Петра I в русской истории были Read More ......
  7. Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” была написана в 1833 году в эпоху становления реализма. В эту эпоху литература была точная, достоверная, правдивая и жизнеподобная, поэтому уже из предисловия читатель понимает, что произведение реалистическое, т. к. Пушкин пишет, что оно Read More ......
  8. В центре повествования поэмы образы Петра I и дворянина Евгения. В “Медном всаднике” Петр показан не как живой деятель русского исторического процесса, а как памятник, “кумир на бронзовом коне”. Поэт не раз отмечает непреодолимую мощь Петра. Среди всеобщего смятения лишь Read More ......
Евгений (Медный всадник Пушкин)

В поэме «Медный всадник » не указаны ни его фамилия, ни чин, ни место службы.


Автор ничего не говорит о прошлом своего героя, его внешности, чертах характера.

Пушкин только намекает на его аристократическое происхождение, как и на само его имя:

Прозванья нам его не нужно,

Хотя в минувши времена

Оно, быть может, и блистало

И под пером Карамзина

В родных преданьях прозвучало;

Но ныне светом и молвой

Оно забыто…

Лишив Евгения особых отличительных примет, Пушкин превращает его в самого заурядного человека из толпы, мечтающего о тихом счастье:

«Местечко получу, Параше

Препоручу семейство наше

И воспитание ребят…

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой пойдем мы оба,

И внуки нас похоронят…»

Но вот в городе разыгрывается страшная стихия, которая приносит с собой многочисленные несчастья. И тихий, неприметный Евгений, охваченный тревогой за судьбу близких, забывает о собственной безопасности.

Он совершает смелый поступок, отправившись в лодке «чрез волны страшные » к ветхому домику «у самого залива », где жила его невеста Параша.

Последствия страшного наводнения были так разрушительны, что от их вида Евгений сходит с ума. Он покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде. Люди начинают насмехаться над ним и презирать его.


Но бедный, бедный мой Евгений…

Увы, его смятенный ум

Против ужасных потрясений

Не устоял. Мятежный шум

Невы и ветров раздавался

В его ушах. Ужасных дум

Безмолвно полон, он скитался.

Его терзал какой-то сон…

… Он скоро свету

Стал чужд, весь день бродил пешком,

А спал на пристани; питался

В окошко поданным куском.

Одежда ветхая на нём

Рвалась и тлела. Злые дети

Бросали камни ему вслед

Нередко кучерские плети

Его стекали, потому

Что он не разбирал дороги

Уж никогда; казалось – он

Не примечал. Он оглушён

Был шумом внутренней тревоги

И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь, ни человек,

Ни то ни сё, ни житель света,

Ни призрак мёртвый…

В финале поэмы Евгений неожиданно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана»:

Глаза подернулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь. Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом.

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный! –

Шепнул он, злобно задрожав,-

Ужо тебе!».

Очень ясно виден конфликт между государством и отдельным человеком. Но разрешения этого конфликта в поэме нет, по-видимому, он вообще неразрешим.

Поэма «Медный всадник» предстает перед нами как трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, который стал жертвой «исторической необходимости ».

Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер. Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность (что было связано с традицией средневекового рыцарского романа), а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты. Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи (или один персонаж, что было характерно для произведений писателей-романтиков) как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.

Герой поэмы "Медный всадник" Евгений – порождение "петербургского" периода русской истории. Это "маленький" человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.

…я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он

Живет в Коломне и не тужит

Ни о почиющей родне,

Ни о забытой старине)

Являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его "маленьким" человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей "петербургского" периода.

В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном), но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей), а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека. Он – антипод "кумира на бронзовом коне", у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться. Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга), а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.

Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него (невзрачного человека) Героя. Он сходит с ума (что несомненно сближает его образ с образом героя романтических произведений, ведь безумие – частый атрибут романтического героя), бродит по улицам враждебного ему города, но "мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах". Именно шум природной стихии в сочетании с "шумом" в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с "кумиром на бронзовом коне". Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.

Евгений вздрогнул. Прояснились

В нем страшно мысли.

Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, "того, чьей волей роковой под морем город основался". В нем родились чувство ненависти к "державцу полумира" и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: "Ужо тебе!..".

Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения. Протест поднимает его к новой, высокой, трагической жизни, таившей в себе близкую и неминуемую гибель. Евгений отваживается грозить Петру будущим возмездием. И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.

В тот момент, когда Евгений "прозревает", он становится Человеком в его родовой сущности (нужно заметить, что герой в этом отрывке ни разу не назван Евгением, что делает его в некоторой степени безликим, таким как все, одним из всех). Мы видим противостояние "грозного царя", олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, "мгновенно гневом возгоря", наказывает "безумца бедного". При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный "шепотом". Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это "святое" безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно. Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.

Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации (Евгений, маленький человек, ничего не имеющий, при этом сошедший с ума, осмеливается "бросить вызов", пригрозить государю – да еще и не настоящему, а бронзовому его памятнику), действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.

Имя Александра Сергеевича Пушкина широко известно не только в русской, но и в мировой литературе. Произведения Пушкина – сказки, поэмы, стихи, повести и рассказы – бесценное наследие, которым владеет наше поколение. Главный герой “Медный всадник” мелкий чиновник Евгений, который видит смысл жизни в семье, детях и тихой жизни с возлюбленной. Описание его душевного состояния, внутреннего мира сходно с погодой в Петербурге. В поэме “Медный всадник” герой одинок, духовно слаб, потерян. После смерти любимой он сходит с ума, глазами безумного человека Петербург выглядит правдиво, праздно и уныло.

Характеристика героев “Медный всадник”

Главные герои

Евгений

Бедный чиновник, когда-то принадлежавший к знатному роду. Живёт мечтами, заботами о будущем. Хочет поскорее встретится со своей возлюбленной, живущей на другом берегу Невы. Из-за непогоды Нева выходит из берегов, что омрачает Евгения, он томится без возлюбленной. Засыпая, герой мечтает о семье, доме и детях. Добравшись на место трагедии, Евгений видит развалины и трупы, сходит с ума. Много дней он бродит, ночует на улицах, живёт подаянием. Однажды повторяется непогода, он снова находится возле памятника Петру, вспоминает всё, грозит ему. В забытье Евгению кажется, что владыка разгневан и преследует его.

Медный всадник

Олицетворение Петра I, его величия, его заслуг и ошибок. Этот образ у Пушкина двойственен. В первом случае – мудрый правитель, справедливый и всевидящий владыка, родоначальник реформ, нововведений, защитник слабых, “отец” просвещения. С другой стороны – обычный человек, недальновидный, грубый, самодурство которого принесло немало бед. Медный всадник преследует несчастного сумасшедшего, это очень символичный, многозначительный образ. Петра Первого многие видели ни разумным правителем, а деспотичным тираном.

Второстепенные персонажи

По сути поэма – это размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Разносторонние мнения содержит в себе философия поэмы: сочетается образ Петра, которого боготворили и воспевали, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумного тёмного человека. Такая характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь – ведь период правления Петра самый благотворный и самый странный за всю историю. В поэме затронута тема столкновения маленького человека и безграничной власти, масштабных изменений, которые не щадят ничего на своём пути. Равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека – ещё одна проблема, затронутая в поэме Пушкина. В произведении много картин из жизни города: они величественны и прекрасны, убоги и страшны, печальны и безрадостны. Это произведение считается одним из самых глубоких и самых сильных в творчестве писателя. Неудивительно, что цензура запретила публикацию “Медного всадника”, смелое и по-философски тонкое, оно вышло в свет значительно позже. Сложное при первичном прочтении произведение, без определённых знаний об истории России, может показаться непонятным для учащихся. Данная статья может быть полезна для читательского дневника или при подготовке к уроку литературы.

«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…»
А.С. Пушкин «Медный всадник»

В 1833 году впервые была опубликована поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Это произведение насчитывает 481 стих и включает в себя огромное количество ярких и высокопоэтичных эпизодов, величественных образов и живых картин, предстающих перед глазами читателя. Пушкин органично сочетает множество жанров и стилей, мотивов, художественных и композиционных приемов. Это одно из глубочайших и смелых произведений поэта, в котором он противопоставляет императора Петра Великого, символизирующий государство, и простого работящего человека, его обыденные проблемы, устремления и волнения.
«Медный всадник» отличается от других произведений этого жанра - в том числе и от поэм Пушкина - необычайной гибкостью стиха, разнообразием стилистических приемов, где торжественность стихотворной формы сменяется простотой повседневной речи, звучащей здесь не менее поэтично. Повторение одних и тех же слов, выражений и образов придает поэме определенную музыкальность.
Произведение можно отнести к таким литературным жанрам, как поэма, ода, утопия, антиутопия, повесть.
Петр I во время войны со шведами приказывает построить на отвоеванной территории, на Неве, на «мшистых, топких берегах» новую столицу, которая будет поражать всех своей красотой и величием, Петроград, «полнощных стран красу и диво». Петр мечтает о том, что этот город вскоре станет культурным центром России, всей Европы. Здесь должны будут проходить судоходные торговые пути, «сюда по новым их волнам все флаги в гости будут к нам».
Евгений – обычный русский парень, не выделяющийся из общей серой массы представитель обедневшего дворянства. Пушкин пишет о Евгении, что он «…молод и здоров, трудится день и ночь готов». Евгений работает и мечтает. Мечтает о том, что однажды заработает на дом, куда сможет привести свою невесту Парашу, и где они станут жить счастливо вдвоем.
Однако его мечте не суждено было сбыться: во время очередного наводнения -- постоянного спутника строительства Петербурга, Параша погибает. Несчастный Евгений сходит с ума.
Именно трагическая судьба простого человека, простого рабочего, повинного исполнять работу во имя государя стала центральным сюжетом поэмы. И именно на государя, на Петра возлагает Евгений ответственность за гибель своей возлюбленной.
Стихия взбунтовала против человека, возжелавшего ее покорить, она не желала сдаваться. Но и Петр не желал отступать. В этом обезумевший Евгений обвинил его стоя у подножия Медного всадника, воздвигнутого в честь царя, спустя месяцы бездумного блуждания.
В какой-то момент Евгению чудится, что всадник ожил, его лицо повернулось к юноше, и государь гневно смотрит на него. Евгений бежит прочь – а за собой он слышит топот медных копыт. Погоня длится всю ночь. Всю ночь обезумевший Евгений мечется по опустевшему городу. И всю ночь всадник мчится за ним на своем медном коне.
Жизнь Евгения не закончилась в ту ночь: он продолжает жить и трудится, селится в отдаленном домике. Но его разум никогда не восстановится: проходя мимо памятника Петру Великому, пишет Пушкин, каждый раз молодой человек снимает свой картуз в знак приветствия, вспоминая ту страшную ночь, когда они носились по Петербургу.
Умирает Евгений так же, как умерла и Параша: случилось наводнение, и маленький ветхий домик, где автор поселил своего героя, сносит потоком. Спустя время руины дома убирают. На пороге дома рабочие находят мертвого Евгения – и хоронят тут же.
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» пронизана глубокой трагичностью. Высокий, патетический слог вступления, торжественность и поэтичность «скачки» по городу в кульминации сюжета сменяются скупостью повествования, подчеркивающей тяжкую обыденность смерти ни в чем не повинного Евгения.
Никакого эпилога. Смерть героя обрывает рассказ, как будто автор говорит нам: что на этом все, и дальше и говорить не о чем. Никаких выводов и никакой морали. Пушкин не принимает чьей-либо стороны. Он избегает оценивать решения Петра, не осуждает и не оправдывает обезумевшего юношу. Не будем делать этого и мы. Ведь не может политика государства блюсти интересы только одного человека. Но и Петра не должно принимать абсолютно правым.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...